О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2020 (66) arrow ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ Печать
02.07.2020 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-8

Закоркина Н.А.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», Омск, Россия

Резюме

Актуальность проблемы формирования отклонений в физическом состоянии подростков определяется влиянием комплекса неблагоприятных факторов, связанных прежде всего с особенностями школьной среды.

Цель работы. Оценить уровни физического состояния студентов, обучавшихся до поступления в ВУЗ в школах разного типа, выявить детерминирующие факторы негативного влияния учебно-воспитательного процесса.

Методы. Исследования физического состояния основывались на комплексе показателей, включающих индексы: соматический (СИ), пульмоно - соматический (ПСИ), кардио - соматический (КСИ), подометрический (ПИ). Анализ полученных данных проводился на основе исследований студентов 1 курса, обучавшихся в гимназиях и лицеях (1-я группа) и обычных школах (2-я группа).

Для выявления негативных факторов учебно-воспитательного процесса использовался факторный анализ. Сила влияния факторов рассчитывалась методом дисперсионного анализа. Для выделения основных факторов применен метод главных факторов. Достоверность полученных результатов определялась с помощью критерия хи-квадрат (χ²).

Результаты. Установлено, что низкий и ниже среднего уровни физического состояния имели 22,0% юношей и 25,7% девушек, обучавшихся в гимназиях и лицеях, против 18,5% девушек из общих школ. Аналогичный показатель у юношей не выявлен. В то же время высокий и выше среднего уровни физического состояния имели 52% юношей и 46,3% девушек из 1-ой группы против 77,6% и 54,7% соответственно из 2-ой группы. Основным фактором, влияющим на отклонения в физическом состоянии, является учебная нагрузка в неделю (32 и более часов). В суммарную общность данный фактор вносит около 40%.

Выводы. 1.Более низкие уровни физического состояния отмечены у студентов, обучающихся до поступления в ВУЗ в школах с углубленным изучением дисциплин – гимназиях, лицеях по отношению к студентам из обычных школ.

2. Повышенная учебная нагрузка ухудшает физическое состояние школьников на фоне хронических заболеваний, функциональных отклонений и отсутствия регулярного диспансерного наблюдения.

Область применения результатов. Данные исследования могут быть использованы в деятельности органов образования и здравоохранения при введении новых учебных дисциплин, инновационных технологий обучения.

Ключевые слова: физическое состояние;учебная нагрузка; факторный анализ; факторы риска; подростки.

Контактная информация: Закоркина Наталья Аркадьевна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Закоркина Н.А .Влияние учебно-воспитательного процесса на формирование физического состояния студентов. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(3):8. .URL:http://vestnik.mednet.ru/content/view/1169/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-8

INFLUENCE OF EDUCATIONAL PROCESS ON STUDENTS’ PHYSICAL CONDITION
Zakorkina N.A.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

Abstract

Significance of the problem of deviations in physical condition of adolescents is determined by the complex influence of adverse factors, primarily related to the peculiarities of the school environment.

The purpose of the study is to assess levels of physical condition of students graduated from schools of various types before entering an institution of higher education, and identify determinants of the negative influence of the educational process.

Methods. Study of physical condition based on complex indicators that include the following indexes: somatic (SI) pulmonary-somatic (PSI), cardio-somatic (CSI), and podometric (PI). Data analysis was conducted on the basis of analysis of data on the first-year students graduated from gymnasiums and lyceums (Group 1) and public schools (Group 2). To identify negative factors of the educational process the author used factor analysis. Factor weight was calculated by the method of variance analysis. To identify key factors the author used the method of principal factors. The reliability of the obtained results was determined using the Chi-square (x ²) criterion.

Results. The study shows that 22.0% of boys and 25.7% of girls graduated from gymnasiums and lyceums had low or below average levels of physical condition versus 18.5% of girls graduated from public schools. A similar indicator for boys was not identified. At the same time, high or above average levels of physical condition was registered in 52% of boys and 46.3% of girls in Group 1 versus 77.6% and 54.7% respectively in Group 2. The major factor influencing variations in physical condition is academic load per week (32 hours or more). This factor accounts for about 40% of the total.

Conclusions. 1. Lower levels of physical condition were registered in students graduated from schools with more intense academic load, i.e. gymnasiums and lyceums compared to students graduated from regular public schools.

2. Increased academic load deteriorates physical condition of school children against the background of chronic conditions, functional deviations and lack of regular medical examination.

Scope of application. The research data can be used by education and health authorities to introduce new disciplines and innovative learning technologies.

Keywords: physical condition; academic load; factor analysis; risk factors; teenagers.

Corresponding author: Natalia А. Zakorkina, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

For citation. Zakorkina N.A. Influence of educational process on students’ physical condition. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(3):8. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1169/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-8 (In Rus).

Введение

За последние 10 лет только в Омске около 100 образовательных учреждений работают в режиме экспериментальных учебных площадок [1]. Вместе с тем удельный вес одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности 12-15% [2-5], но интенсивность учебных нагрузок продолжается, несмотря на не снижающийся уровень хронических заболеваний, в том числе отклонений в физическом развитии у старшеклассников [6-8].

Цель работы состоит в том, чтобы, во-первых, оценить уровни физического состояния студентов, обучавшихся до поступления в ВУЗ в школах разного типа, и, во-вторых, выявить негативные факторы влияния учебно-воспитательного процесса.

Материал и методы

Изучение физического состояния основывалось на комплексе показателей, включающих индексы: соматический (СИ), пульмоно - соматический (ПСИ), кардио - соматический (КСИ), подометрический (ПИ) [9-10]. Анализ полученных данных проводился на основе исследований студентов 1 курса, обучавшихся в гимназиях и лицеях (1-я группа) и обычных школах (2-я группа).

Для выявления негативных факторов учебно-воспитательного процесса использовался факторный анализ [11]. Сила влияния факторов рассчитывалась методом дисперсионного анализа [11]. Достоверность полученных результатов определялась с помощью критерия хи-квадрат (χ²).

Далее был проведён социологический опрос этих же студентов, которые до поступления в ВУЗ, обучались в школах разного типа. Общий объем выборки составил 158 анкет (1-я группа – 78, 2-я группа – 80 человек). Использовался доверительный коэффициент 0,95, при котором ошибка выборки не превышала 5%.В общей сложности анкета содержала 42 фактора. Учитывая, что факторы «риска» воздействуют не изолированно, а взаимодействуют между собой, использовался факторный анализ.

Показатели силы влияния наблюдаемых факторов на индексы физического состояния рассчитывались методом дисперсионного анализа.

Результаты

Более высокие значения соматического, кардио-соматического, пульмо-соматического индексов отмечены у студентов 2-ой группы по отношению к первой, подометрический индекс, характеризующий наличие плоскостопия, более выражен у студентов 2-ой группы (табл.1).

Таблица 1

Оценка физического состояния студентов, обучавшихся в образовательных учреждениях разного типа, по различным индексам

Индексы Значение степени Студенты 1 группы Студенты 2 группы
Ю Д Ю Д
СИ 3 0,25 24,1 19,1 - 11,4
  2 0,5 36,2 34,4 37,7 22,1
  1 1,0 39,7 46,5 62,3 66,5
ПИ <25 0 13,1 12,4 8,3 7,4
  25-29 0,5 36,6 28,4 42,3 39,8
  29-31 1,0 50,3 59,2 49,4 52,8
ПСИ От 0,1 до 0,49 29,5 38,1 22,3 39,3
  0,5-0,89 43,9 44,8 50,3 39,6
  0,9 и 1,0 26,6 17,1 27,4 21,1
КСИ От 0,1 до 0,49 14,4 16,6 10,3 9,9
  0,5-0,89 59,9 50,2 40,8 44,4
  0,9 и 1,0 25,7 33,2 48,9 45,7
ВСЕГО   100,0 100,0 100,0 100,0

Таким образом, более высокий уровень физического состояния отмечен среди студентов, обучавшихся в обычных школах, причем среди юношей выше, чем среди девушек. Полученные различия доказывались с помощью критерия χ², величина которого превышает табличное значение при степени вероятности (р<0,01); χ²д.=32,4, χ²ю=21,3 (табл.2).

Таблица 2

Распределение студентов по физическому состоянию, %

Значение ИФС Группа 1 Группа 2
Ю Д Ю Д
0-0,29 20,1 23,3 - 16,2
0,3-0,49 1,9 2,4 - 2,3
0,5-0,69 26,0 28,0 22,4 26,8
0,7-0,89 18,1 8,0 31,4 8,9
0,9-1,0 и выше 33,9 38,3 46,2 45,8
ИТОГО 100,0 100,0 100,0 100,0

На втором этапе исследования в процедуре факторного анализа участвовали 12 наиболее информативных характеристик, определивших статистически достоверное влияние.

  1. Учебная нагрузка в неделю в среднем учебном заведении (32 и более часов).
  2. Продолжительность выполнения домашних заданий.
  3. Продолжительность дополнительных занятий, связанных с поступлением в ВУЗ.
  4. Продолжительность работы с компьютером.
  5. Освещенность в классе (визуальная).
  6. Наличие горячего питания в среднем учебном заведении.
  7. Контроль со стороны педагога за рассаживанием учеников за партой (столом).
  8. Наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений.
  9. Регулярность диспансерного наблюдения.
  10. Выполнение медицинских рекомендаций.
  11. Доступность консультаций узкими специалистами.
  12. Полнота обследования.

Определена сила связи каждого из этих признаков. Всего рассчитано 144 коэффициента корреляции. Проведенный анализ показал, что отклонения физического состояния школьников обусловлено: учебной нагрузкой в среднем учебном заведении, продолжительностью дополнительных занятий, связанных с поступлением в ВУЗ, и наличием хронических заболеваний и функциональных отклонений. Выявлена слабая связь между учебной нагрузкой и наличием горячего питания. Установлена зависимость между регулярностью диспансерного наблюдения и выполнением медицинских рекомендаций, а также полнотой обследования. Наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений связано с признаком - доступность консультаций узкими специалистами. Взаимосвязаны также такие признаки, как продолжительность работы с компьютером и контроль со стороны педагогов за рассаживанием учеников за партой (столом).

Имеется также зависимость между выполнением медицинских рекомендаций и наличием хронических заболеваний и функциональных отклонений.

Прослеживается тесная связь между продолжительностью работы с компьютером и освещенностью в классе, а также контроль со стороны педагога за рассаживанием учеников за партой (столом) и регулярностью диспансерного наблюдения.

Выделено шесть основных факторов (табл.3).

Таблица 3

Значимые факторные нагрузки

Переменные Факторы
I II III IV V VI
1 0,43 0,31        
2            
3 0,39          
4         0,39  
5           0,31
6   0,33        
7         0,43  
8 0,53     0,42   0,32
9     0,60      
10     0,40      
11       0,34    
12     0,39      

Первый фактор более всего нагружают переменные: учебная нагрузка в неделю (а=0,43), продолжительность дополнительных занятий, связанных с поступлением в ВУЗ (а=0,39) и наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений (а=0,53). Поэтому первый фактор можно считать учебно-воспитательным, связанным с медицинскими аспектами.

Во втором факторе основная нагрузка приходится на учебную нагрузку в неделю (а=0,31) и наличие горячего питания в школе (а=0,33). Этот фактор также можно интерпретировать как учебно-воспитательный.

Третий фактор можно считать медицинским. Он определяет взаимосвязь отклонений в физическом состоянии и качества диспансерного наблюдения с выполнением рекомендаций и полноты обследования ((а=0,60), (а=0,40), (а=0,39)).

В четвертом факторе более всего нагружают переменные: наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений (а=0,42) и доступность консультаций узкими специалистами (а=0,34).Этот фактор также можно считать медицинским. Он определяет взаимосвязь отклонений в физическом состоянии и уровнем оказания медицинской помощи.

Пятый фактор более всего нагружают переменные: продолжительность работы с компьютером (а=0,39) и контроль со стороны педагога за рассаживанием учеников за партой (столом) (а=0,43).Этот фактор можно считать учебно-воспитательным. Он определяет взаимосвязь нарушений гигиенических нормативов в учебно-воспитательном процессе, что не может не повлиять на отклонения в физическом развитии.

Шестой фактор более всего нагружен переменными: освещенность в классе (а=0,31) и наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений (а=0,32). Как и предыдущий фактор он связан с нарушением гигиенических нормативов, на фоне которых усугубляются хронические заболевания и возникают функциональные нарушения. Это в большей степени учебно-воспитательный фактор, связанный с медицинскими аспектами.

На следующем этапе исследований был определен вклад каждого фактора (табл.4).

Таблица 4

Распределение полной дисперсии переменных

Переменные Квадраты факторных нагрузок Общность Характерность
Факторы
I II III IV V VI    
1 0,18 0,09 0,00 0,02 0,07 0,00 0,36 0,64
2 0,00 0,02 0,00 0,04 0,06 0,01 0,13 0,87
3 0,16 0,02 0,02 0,03 0,02 0,00 0,25 0,75
4 0,00 0,07 0,03 0,07 0,16 0,00 0,33 0,67
5 0,04 0,02 0,01 0,00 0,00 0,09 0,16 0,84
6 0,06 0,11 0,03 0,02 0,00 0,03 0,25 0,75
7 0,02 0,00 0,00 0,01 0,18 0,06 0,27 0,73
8 0,28 0,01 0,06 0,18 0,03 0,10 0,66 0,34
9 0,00 0,02 0,37 0,01 0,01 0,05 0,46 0,54
10 0,05 0,02 0,17 0,03 0,00 0,03 0,30 0,70
11 0,05 0,00 0,02 0,12 0,03 0,06 0,28 0,72
12 0,00 0,00 0,16 0,02 0,03 0,01 0,22 0,78
сумма квадратов 0,84 0,38 0,87 0,55 0,59 0,44 3,67 8,33
вклад факторов, % 22,9 10,4 23,7 15,0 16,0 12,0 30,58 69,42
ранг факторов 2 6 1 4 3 5    

Обсуждение

Полученные результаты позволили установить, что более высокие уровни комплексного показателя физического состояния имели 76,6% юношей и 54,7% девушек, обучавшихся в обычных школах, против 52% и 46,3% обучавшихся в гимназиях и лицеях.

По результатам проведенного факторного анализа 30,6% полной дисперсии объясняется выделенными шестью факторами.

Учебная нагрузка в неделю в среднем учебном заведении (первая переменная) вносит 36% своей полной дисперсии, и основная доля ее относится к первому фактору (49,4%).

Продолжительность выполнения домашних заданий (вторая переменная) составляет всего 13%. Наибольшая доля суммарной общности приходится на пятый фактор (45,3%). Продолжительность дополнительных занятий, связанных с поступлением в ВУЗ (третья переменная), вносит в выделенные факторы 25% и наибольший вклад этой переменной относится к первому фактору (63,2%).

Четвертая переменная (продолжительность работы с компьютером) связана 33% общей дисперсии. Основная доля ее общности приходится на пятый фактор (47,6%).

Пятая переменная (освещенность в классе) вносит в суммарную общность 16%, причем более половины ее влияния приходится на шестой фактор.

Вклад шестой переменной (наличие горячего питания) в выделенные факторы составляет 25% и имеет тесную связь со вторым фактором (43,8%).

Такая переменная, как контроль со стороны педагогов за рассаживанием учеников за партой (седьмая) вносит в выделенные факторы 27% полной дисперсии и приходится на пятый фактор (65,9%).

Восьмая переменная (наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений) вносит в выделенные факторы более половины своей полной дисперсии (66%). В основном, действие этой переменной связано с первым (41,3%) и четвертым (26,8%) факторами общности.

Девятая переменная (регулярность диспансерного наблюдения) большую долю влияния обеспечивает своей характерностью, в выделенные факторы вносит 46% полной дисперсии. Наиболее тесная связь имеется с третьим фактором (80,3%).

Десятая переменная (выполнение медицинских рекомендаций) связана с третьим фактором (58,7%) суммарной общности.

Вклад одиннадцатой переменной (доступность консультации узкими специалистами) составляет около 28% и принадлежит четвертому фактору (42,0%).

Полнота обследования (двенадцатая переменная) вносит в факторы 22% своей полной дисперсии и связана с третьим фактором ( 72,0%).

Наиболее тесную связь с выделенными факторами имеют первая (учебная нагрузка в неделю в среднем учебном заведении), восьмая (наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений) и девятая (регулярность диспансерного наблюдения), они вносят в факторы, влияющие на отклонения в физическом состоянии, от 36% до 66%.

Вторая (продолжительность выполнения домашних заданий), пятая (освещенность в классе), двенадцатая (полнота обследования) с основными факторами имеют слабую связь (от 13% до 22%), их влияние обусловлено характерностью.

Таким образом, основным фактором, влияющим на отклонения в физическом состоянии, является учебная нагрузка в неделю (32 и более часов). В суммарную общность данный фактор вносит около 40%.

Выводы

  1. Более высокие уровни физического состояния отмечены у студентов, обучавшихся до поступления в ВУЗ в обычных школах, по отношению к студентам из школ с углубленным изучением дисциплин – гимназий, лицеев.
  2. Повышенная учебная нагрузка ухудшает физическое состояние школьников на фоне хронических заболеваний, функциональных отклонений и отсутствия регулярного диспансерного наблюдения.

Библиография

  1. Новикова И.И. Гигиеническая оценка закономерности формирования здоровья школьников крупного промышленного центра: автореф. дис. д-ра мед. наук. М. 2006; 34 с.
  2. Баранов А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов (выпуск VI) М.: Издательство «ПедиатрЪ». 2013; 192с.
  3. Кучма В.Р., Храмцова П.И. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2012; 181с.
  4. Кучма В.Р., Храмцова П.И. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2012; 181с.
  5. Рапопорт И.К. Состояние здоровья подростков и современные подходы к проведению врачебных профессиональных консультаций: Вестник РАМН. 2003; (8): 19-23.
  6. Щеплягина Л.А. Факторы риска и новые подходы к управлению здоровьем школьников. Здоровые дети России в XXI веке. М., 2000; 107-113.
  7. Величковский Б.Т. Социальные аспекты проблем общественного здоровья детей и подростков в современных условиях: Роспотребнадзор в Омской области. 2013; 5(50): 6-9.
  8. Щепин О.П., Тищук Е.А. Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985-2000 гг.: Российский педиатрический журнал. 2004; (1): 47-49.
  9. Нечаева Г.И., Викторова И.А., Желтухова Е.В., Майоров А.М. Частота встречаемости признаков дисплазии соединительной ткани у подростков. Дисплазия соединительной клетки. Материалы симпозиума. 2002; 61-72.
  10. Щепин О.П., Медик В.А., Стародубов В.И., редакторы. Методология изучения здоровья населения. М., 2004; 25 с.
  11. Голева О.П. О применении современных методов статистического анализа результатов научных исследований. 2001; 82 с.

References

  1. Novikova I.I. Gigienicheskaya otsenka zakonomernosti formirovaniya zdorov'ya shkol'nikov krupnogo promyshlennogo tsentra [Hygienic assessment of the laws of formation of the students’ health in a large industrial center]. Dr. Med. Sci [thesis]. 2006; 34p. (In Russian).
  2. Baranov A.A., Kuchma V.R. Fizicheskoe razvitie detey i podrostkov Rossiyskoy Federatsi [Physical development of children and adolescents in the Russian Federation]. Sbornik materialov (vypusk VI) Moscow: Izdatel'stvo «Pediatr’’». 2013; 192p. (In Russian).
  3. Kuchma V.R., Stepanova M.I., editors. Mediko-profilakticheskie osnovy raboty obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Rabotaem po novym standartam) [Health and preventive basics of the work of educational institutions. Work according the new standards]. Moscow: Prosveshchenie; 2013; 110p. (In Russian).
  4. Kuchma V.R., Khramtsova P.I. Rukovodstvo po diagnostike i profilaktike shkol'no obuslovlennykh zabolevaniy, ozdorovleniyu detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh (DiaProf NIIGD) [Guidelines for the diagnosis and prevention of school-related diseases, improvement of children’s health in educational institutions]. Moscow: Izdatel' NCZD RAMN, 2012; 181p. (In Russian).
  5. Rapoport I.K. Sostoyanie zdorov'ya podrostkov i sovremennye podkhody k provedeniyu vrachebnykh professional'nykh konsul'tatsiy [Adolescents’ health status and current approaches to medical professional consultations]. Vestnik RAMN 2003; 8: 19-23. (In Russian).
  6. Shcheplyagina L.A. Faktory riska i novye podkhody k upravleniyu zdorov'em shkol'nikov. Zdorovye deti Rossii v XXI veke [Risk factors and new approaches to schoolchildren’s health management. Healthy children in Russia in XXI century]. Moscow, 2000; 107-113. (In Russian).
  7. Velichkovskiy B.T. Sotsial'nye aspekty problem obshchestvennogo zdorov'ya detey i podrostkov v sovremennykh usloviyakh [Social aspects of the public health problems in children and adolescents under current conditions]. Rospotrebnadzor v Omskoy oblasti 2013; 5(50): 6-9. (In Russian).
  8. Shchepin O.P., Tishchuk E.A. Zdorov'e i fizicheskoe razvitie detey v Rossii v 1985-2000 gg. [Health and physical development of children in Russia in 1985-2000]. Ros. Pediatricheskiy zhurnal 2004; (1): 47-49. (In Russian).
  9. Nechaeva G.I., Viktorova I.A., Zheltukhova E.V., Mayorov A.M. Chastota vstrechaemosti priznakov displazii soedinitel'noy tkani u podrostkov. Displaziya soedinitel'noy kletki [The frequency of connective tissue dysplasia cases in adolescents. Connective cell dysplasia]. Materialy simpoziuma 2002; 61-72. (In Russian).
  10. Shсhepin O.P., Medik V.A., Starodubov V.I., editors. Metodologiya izucheniya zdorov'ya naseleniya [The methodology for studying population health]. Moscow, 2004; 25p. (In Russian).
  11. Goleva O.P. O primenenii sovremennykh metodov statisticheskogo analiza rezul'tatov nauchnykh issledovaniy [On implementation of the modern methods for statistical analysis of scientific researches]. Omsk: Omskaya gosudarstvennaya meditsinskaya akademiya; 2001; 82p. (In Russian).

Дата поступления: 17.02.2020


Просмотров: 5013

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 20.07.2020 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search