Актуальные проблемы информатизации здравоохранения в Республике Хакасия |
02.06.2009 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК 614.2
Злаказов О.В.2, Захарова Е.В.1, Бельдянов А.С.2
Аctual problems of information of
public health services in Republic of Khakassia
Ключевые слова: информатизация здравоохранения. Key words: information of public health services, information technologies, functioning of computer park. Задачи автоматизированной поддержки учреждений здравоохранения и органов управления республиканского и муниципального уровней Республики Хакасия нашли свое отражение в Концепции развития здравоохранения на 2004-2006 гг., на 2007-2009 гг. и в республиканской целевой программе «Информатизация здравоохранения Республики Хакасия» на 2001 – 2005 гг. и на 2007 г. Решение задач информационного обеспечения осуществлялось в рамках создания единого информационного пространства в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования (ОМС) [1, 2]. В процессе реализации мероприятий республиканской целевой программы «Информатизация здравоохранения Республики Хакасия» почти в 3,5 раза увеличился парк ЭВМ, из них 83 % имеют доступ к информационным ресурсам сети «Интернет» и телемедицине. Большинство персональных компьютеров (ПК) поддерживают работу со всеми используемыми программными комплексами без модернизации аппаратной части. В феврале 2009 г. ГУЗ РХ МИАЦ провел анкетирование лечебно – профилактических учреждений (ЛПУ) Республики Хакасия оказывающих медицинскую помощь населению, включая обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) с целью обследования парка вычислительных машин и его структуры. (Таблица 1). Таблица 1 Структура парка вычислительных машин ЛПУ РХ на февраль 2009 г.
Наиболее оснащенными и структурированными по уровню информатизации являются парки ПК г. Абакана и г. Саяногорска – это связано с большой концентрацией населения в данных городах и, как следствие, более развитой информационной структурой и более быстрым внедрением автоматизации в информационные процессы. При анализе обеспеченности компьютерной техникой городских и сельских ЛПУ, не было отмечено значительной разницы в оснащённости лечебных учреждений города и села (анализировалось отношение общей численности парка ПК городских ЛПУ к парку ПК сельских ЛПУ в сравнении с долей городского и сельского населения Республики Хакасия). Это свидетельствует об общей сбалансированности в формировании материальной базы парка ПК, без возможных акцентов в развитии процессов информатизации (оснащённости ПК) городских ЛПУ в ущерб сельским. Однако эти данные свидетельствуют только о количественной стороне вопроса. Анализ сфер применения ПК показал, что большинство компьютерного парка задействовано в процессе документооборота, бухгалтерского учета и медицинской статистики, но эти сферы приложения информатизации из-за отсутствия комплексного агрегативного решения не дают представления о полных возможностях и перспективах. Использование же современных информационных решений для организации непосредственно лечебного процесса крайне незначительно, и сводится преимущественно либо к сопровождению процесса льготного лекарственного обеспечения, либо операторской работе со сложными лабораторно-диагностическими и лечебными аппаратными решениями, предусматривающими цифровую обработку данных. Все остальные технологические этапы лечебного процесса практически лишены информационного технологического сопровождения. Причин этого, на наш взгляд несколько. Во-первых, свою роль играет пренебрежительное отношение, часто непонимание, либо неприятие идей информатизации в здравоохранении персоналом ЛПУ. Как одну из причин этого, мы видим распространённое мнение о том, что использование информационных решений лишь загромождает, осложняет лечебный процесс, дублирует бумажный документооборот, отвлекает врача от непосредственно лечебной работы. Во-вторых, недостаточная рациональность в использовании специалистов информационных технологий (ИТ) в ЛПУ. Низкая компьютерная грамотность персонала ЛПУ вынуждает привлекать специалистов ИТ (программисты, системные администраторы, системотехники) не столько для решения своих основных задач (администрирование баз данных, поддержка программных комплексов, сетевые решения и т.д.), сколько для сторонних работ, что сказывается на качестве основной деятельности. Хотя для выполнения большинства манипуляций, по которым привлекаются специалисты ИТ, достаточно владения персональным компьютером на базовом уровне. В-третьих, недостаток сформированных и обученных специалистов, способных решать информационные проблемы в здравоохранении на комплексном уровне. Развитие компьютерных технологий привело к сужению до определённых пределов специализации при подготовке специалистов ИТ. Имея базовую квалификацию «программист», специалисты ИТ на этапе вузовской подготовки получают специализацию по прикладным направлениям: экономика, финансы, торговля, и т.д. Попадая в прикладную среду «здравоохранение», специалист ИТ вынужден проходить непростой этап адаптации к специфичным программным продуктам, медицинской терминологии и проч. Конечно, вопрос профильной подготовки по специальности «Специалист ИТ в здравоохранении» находится за пределами настоящей работы, но шаги по его решению имеет смысл обсуждать уже сейчас. Кроме этого, отсутствие чётко обозначенных критериев оценки, нежесткими по формализации регламентами использования информационных систем в здравоохранении, разобщенность и разнородность используемого программного обеспечения создают дополнительные трудности по привлечению квалифицированных специалистов ИТ в учреждения здравоохранения. Немаловажно, что по причине неконкурентного предложения по уровню оплаты труда, отрасль также не является привлекательной для молодых специалистов, которые не желают профилировать свой багаж знаний для организации информационных систем в здравоохранении, и выбирают более выгодные, с точки зрения оплаты, предложения рынка труда. Однако было бы несправедливо не заметить, что не смотря на это, в Республике Хакасия сформировался пул специалистов ИТ достаточно высокой квалификации, уже работающих в сфере здравоохранения и рассматривающих это направление как стратегический вектор своих карьерных перспектив. Но это скорее результат эмпирического отбора, чем продукт системного подхода в формировании кадрового обеспечения программы информатизации. Отдельной проблемой следует выделить оснащенность информационных структур в сельских ЛПУ, где помимо уже упоминавшегося кадрового вопроса (стоящего наиболее остро), не менее важным является вопрос коммуникаций – удаленные районы осуществляют доступ к информационным ресурсам сети «Интернет» через медленные модемные соединения – что сильно сказывается на интенсивности и своевременности информационного обмена. Также актуален вопрос состояния аппаратной части парка ПК на местах – если в городах и крупных районных центрах доля физически устаревшего оборудования не велика, то в сельской местности она составляет значительную часть парка ПК. Таким образом, проанализировав проблемы развития ИТ здравоохранения в Республике Хакасия, необходимо говорить о комплексном и системном подходе к решению задачи по созданию единого информационного пространства в системе управления здравоохранением и ОМС. Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз данных, баз знаний, технологий их ведения и использования, единое нормативно-справочное хозяйство, информационно-коммуникационные сети, функционирующие на основе единых принципов и по общим правилам [3, 5]. Приоритетными направлениями для здравоохранения республики являются: организационно - управленческий аспект (создание структурного подразделения в МИАЦ по сбору информации, ведению баз данных, справочных и аналитических систем); технологический (создание единых требований к формату выходных данных при разработке программного обеспечения); обновление ПК и совершенствование каналов связи, подключение к сети Интернет всех ЛПУ республики, включая отдаленные сельские районы; подготовка и переподготовка специалистов в области ИТ и здравоохранения; информационное обеспечение населения (создание сайта Минздрава РХ). В рамках обсуждения вопросов региональной информатизации считаем необходимым обратить внимание на процесс сбора, обработки, анализа и последующей передачи информации, полученной в рамках формирования сводной статистической отчётности (медицинской статистики). Анализируя историческую ретроспективу информатизации здравоохранения, очевидно, что процессы информатизации в системе сбора статистической информации являлись первыми шагами в сфере информатизации как локально в ЛПУ, так и в отрасли в целом. Лидерские позиции в области информатизации здравоохранения система обработки статистических данных сохраняет и теперь, причём, по нашим наблюдениям, служба ИТ ЛПУ зачастую выполняет роль сервисной структуры, обеспечивающей работоспособность информационных систем, применяемых в медицинской статистике. В сфере формирования сводной статистической отчётности в Российской Федерации сформирована чёткая иерархическая структура информационного обмена по «восходящей» цепи: «ЛПУ – региональный МИАЦ (БМС) – ЦНИИОИЗ». При этом, если информационный обмен в звене «региональный МИАЦ – ЦНИИОИЗ» имеет все атрибуты стандартизации и унификации передаваемой информации, реализованные единообразно на всей территории Российской Федерации, то информационный обмен в звене «ЛПУ – региональный МИАЦ» практически везде несет региональную (субъектовую) специфику. Необходимость использования современных схем информационного обмена в звене «ЛПУ – региональный МИАЦ» побудило в большинстве регионов к созданию собственных, либо приобретению готовых программных продуктов поддержки информационного обмена. Мы не берёмся анализировать качество применяемых программных комплексов, но оценивая системность при решении этой задачи, считаем, что такой подход имеет ряд недостатков, как технологического, так и чисто экономического характера. К технологическим изъянам, по нашему мнению можно отнести разнородность в подходах к сбору информации, формата передачи данных, критериев оценки, и т.п. Разработка собственного программного продукта регионального уровня является достаточно затратным мероприятием, при этом итоговые программные решения во многом дублируют друг друга. Как оптимальный вариант решения подобной ситуации, нами поддерживается концепция единого программного комплекса реализованного на всей территории Российской Федерации, обеспечивающего не только «восходящий» вариант передачи данных в цепи «ЛПУ – региональный МИАЦ – ЦНИИОИЗ», но и возможность работы по запросам из «нижестоящих» звеньев, возможность взаимных запросов «МИАЦ региона А – МИАЦ региона Б», «ЛПУ А – ЛПУ Б». Это позволит на практике реализовать концепцию единого информационного пространства в сфере обмена статистической информацией, ускорит внедрение новых форм сбора информации и мониторинга, сделает возможным использование приложений внутрирегиональной и межрегиональной аналитики, оптимизирует процессы сбора и обработки информации, унифицирует формат передачи данных. Необходимость сбора отдельных показателей с учётом региональной специфики может быть реализовано с использованием архитектурных решений программного комплекса на открытом коде. Централизация при разработке программного комплекса кроме описанных преимуществ унификации, позволит добиться большей экономической эффективности использования финансовых ресурсов в сфере информатизации. Для решения выше перечисленных проблем необходимо в ближайшее время провести ряд организационных мероприятий, согласованных на региональном и федеральном уровне [4, 6]:
Список литературы
Просмотров: 20942
1. 30-05-2011 12:34 Всё правильно и абсолютно по существу. Встречались с Вами в Казани - и услышанное нами там по сути тезисное повторение этой статьи. 2. 15-05-2010 07:14 К сожалению воз и поныне там.... Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 07.07.2009 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|