О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!

С 2019 года, в направляемых в журнал статьях, ссылки на источники в разделах Библиография и References должны быть составлены в порядке их упоминания в тексте и независимо от того, имеются ли среди них переводные источники или источники на иностранных языках.

Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.73.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ УСЛУГ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ И МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Печать
02.07.2020 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-10

1Амлаев К.Р.,. 2,3Шикина И.Б., 1Койчуева С.М, 1Хрипунова А.А.
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Ставрополь
² ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава РФ, Москва
3 ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» УД Президента РФ, Москва

Резюме

Актуальность. Выбор профессии в современном и быстро меняющемся мире является сложной задачей. Зачастую обучающиеся имеют неполное представление о будущей профессии, или их мнение может серьезно отличаться от текущей трудовой ситуации в стране или регионе.

Цель - изучить профессиональную ориентацию студентов Ставропольского государственного медицинского университета в сравнении с другими российскими образовательными организациями высшего образования (ОО ВО), оценить удовлетворённость востребованностью услуг по трудоустройству выпускников медицинских и многопрофильных ОО ВО при взаимодействии с потенциальными работодателями.

Материал и методы. Проведено анонимное добровольное онлайн анкетирование 22666 студентов 150 ОО ВО с ноября 2017 по апрель 2018 гг. по методике глобальной аналитической компании Universum с использованием её технических ресурсов. В СтГМУ в опросе приняли участие 219 студентов (0,97% от общего количества респондентов). Методы исследования: аналитический, сравнительного анализа, статистический.

Результаты. Значительная часть выпускников после окончания ОО ВО, реализующих профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования, планируют продолжить образование (30%), что объясняется необходимостью получения дополнительных знаний и опыта. Профессия врача оказывает влияние на долгосрочные карьерные траектории обучающихся, в которых ведущими являются гуманистические цели (50%) и возможность профессионального роста (53%).

Обсуждение. Высокие оценки удовлетворённости обучающихся карьерными услугами ОО ВО студенты СтГМУ свидетельствуют об эффективном сотрудничестве их с работодателями. Наиболее востребованы у студентов такие качества потенциального работодателя, как возможность профессионального обучения и развития, уважение к работникам.

Выводы. Для информирования студентов о карьерных возможностях и услугах ОО ВО в данной сфере следует шире использовать средства четырех наиболее востребованных веб платформ (Вконтакте, WhatsApp, Instagram, Youtube). Необходимо расширять спектр карьерных услуг ОО ВО, разрабатывать государственные и региональные программы материальной поддержки молодых специалистов, особенно там, где существует их долговременный кадровый дефицит.

Ключевые слова: медицинское образование, карьера в здравоохранении, профессиональная ориентация, выбор работодателя.

Контактная информация. Шикина Ирина Борисовна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Амлаев К.Р., Шикина И.Б., Койчуева С.М, Хрипунова А.А. Профессиональная ориентация и востребованность услуг по трудоустройству выпускников медицинских и многопрофильных образовательных организаций высшего образования. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(3):10. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1171/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-10.

OCCUPATIONAL ORIENTATION AND DEMAND FOR EMPLOYMENT SERVICES AMONG GRADUATES OF MEDICAL AND MULTIDISCIPLINARY INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
1Amlaev K.R., 2.3 Shikina I.B.,1Koychueva S.M., 1 KhripunovaA.A.
1 Stavropol State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Stavropol, Russia
² Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation,  Moscow, Russia
3 Central State Medical Academy of the Department of Presidential Affairs, Moscow, Russia

Abstract

Significance. Choosing profession in the modern and rapidly changing world is a challenge. Often students have little idea of future profession, or their expectations can seriously differ from the current job market in the country or region.

The purpose of the study is to analyze occupational orientation of students of the Stavropol State Medical University (SMU) in comparison with other Russian institutions of higher education (RIHE), to estimate satisfaction with employment services among graduates of medical and multidisciplinary institutions of higher education in interaction with potential employers.

Material and methods. The authors conducted an anonymous voluntary online survey of 22666 students of 150 RIHE from November, 2017 to April, 2018 through Universum global analytical company using its technical resources. 219 students (0.97% of the total number of respondents) from the Stavropol SMU took part in the survey. Methods: analytical, comparative analysis, statistical.

Results. A substantial share of students of RIHE with professional medical and pharmaceutical training programs plan to continue education upon graduating from those RIHE (30%). This is explained by the need of obtaining additional knowledge and experience. The doctor profession influences the long-term career trajectories of students with humanistic purposes (50%) and possibility of professional growth (53%) prevailing.

Discussion. High level of satisfaction with employment services among students of RIHE and the Stavropol SMU indicates their effective cooperation with employers. Such qualities of the potential employer as possibility of professional training and development, and respect for employees are valued by students the most.

Conclusions. It is necessary to more actively use the following most popular web applications to make students aware of career opportunities and employment services provided by RIHE: VK, WhatsApp, Instagram, Youtube. It is also necessary to expand a range of employment services provided by RIHE, to develop state and regional programs of material support for young specialists, especially in permanently understaffed settings. 

Keywords: medical education, career in health care, occupational orientation, choice of employer.

Corresponding author: Shikina Irina., e-mail:  Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Amlaev K.R.,
http://orcid.org/0000-0001-6576-4720
Shikina I.B., http://orcid.org/0000-0003-1744-9528
Koychueva S.M., http://orcid.org/0000-0003-1768-5707
Khripunova A.A., http://orcid.org/0000-0001-8734-4188
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Amlaev K.R., Shikina I.B., Koychueva S.M., Khripunova A.A. Occupational orientation and demand for employment services among graduates of medical and multidisciplinary institutions of higher education. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(3):10. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1171/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-10. (In Rus).

Введение

Выбор профессии в современном и быстро меняющемся мире всегда непростая задача. Зачастую обучающиеся имеют неполное представление о будущей профессии, или их мнение может серьезно отличаться от текущей трудовой ситуации в стране и субъекте Российской Федерации [1-4]. В некотором роде задачу профессиональной ориентации берут на себя ОО ВО, используя для этого самые разные технологии. Очевидно, что профессиональное самоопределение начинается до поступления в ОО ВО, затем происходит его осознание через собственный учебный и, отчасти, практический опыт, в результате чего студент либо укрепляется в своем желании получить данную профессию, или несколько её изменить, либо принимает решение не работать по специальности [5].

Конкурентная борьба ОО ВО за студентов обостряется из-за их большой численности и расширения возможностей при поступлении. ОО ВО стараются предлагать новые формы и методики обучения, профессиональной ориентации и взаимодействия с будущими работодателями [6,7]. Однако для эффективной работы ОО ВО важно мониторировать факторы профессионального самоопределения студентов.

Цель исследования – изучить профессиональную ориентацию студентов Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ) в сравнении с другими российскими ОО ВО, оценить удовлетворённость востребованностью услуг по трудоустройству выпускников медицинских и многопрофильных ОО ВО при взаимодействии с потенциальными работодателями.

Материал и методы

Исследование проводили посредством анонимного добровольного онлайн анкетирования по методике глобальной аналитической компании Universum с использованием её технических ресурсов с ноября 2017 по апрель 2018 гг. Целевая группа респондентов – 22666 студентов 150 ОО ВО России различной направленности (гуманитарных, технических, экономических и т.д.). В СтГМУ в опросе приняли участие 219 студентов (0,97% от общего количества респондентов). Онлайн-анкета включала вопросы по семи разделам: навыки, знания, установки, опыт, самооценка, планы, трудоустройство.

Математическую обработку проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 for Windows. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными (%) частотами, для количественных переменных определяли среднее арифметическое и стандартное отклонение (М±SD). При сравнении двух групп по качественным признакам использовали критерий хи-квадрат (χ2). Сравнение двух связанных между собой групп по количественным признакам осуществляли с использованием теста согласованных пар Вилкоксона. Сравнение двух несвязанных между собой групп по количественным признакам осуществляли непараметрическим методом с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05.

Результаты

Изучение приоритетов профессиональной ориентации студентов после окончания ОО ВО (рис. 1) показало, что треть обучающихся медицинского ОО ВО (30%) хотели бы продолжить образование (студенты других ОО ВО – 21%; p=0,046), 13% респондентов-медиков хотели бы открыть свой собственный бизнес (другие студенты – 8%; p=0,124), однако студенты СтГМУ не готовы строить международную карьеру (4% против 26% студентов других ОО ВО; p=0,016) и предпочли бы работать в государственных медицинских организациях (27% в сравнении с 8% респондентов других ОО ВО; p=0,021).

Рис.1
Рис. 1. Краткосрочные карьерные цели студентов

Долгосрочные карьерные цели респондентов также имеют профильные различия (рис. 2).

Рис.2
Рис. 2. Долгосрочные карьерные цели респондентов

Среди студентов-медиков популярны такие долгосрочные карьерные цели, как: профессиональный экспертный рост – 53%, посвященность делу и служение общественному благу – 50%. Среди студентов других специальностей более актуальны такие цели, как: конкурентоспособность – 41%, соблюдение баланса труда и отдыха – 42%, уверенность и стабильность в работе – 49%. Гендерный анализ карьерных целей показал, что среди девушек более популярны: соблюдение баланса труда и отдыха (девушки – 36%, юноши – 24%; p=0,038), и менее популярны, в сравнении с юношами, конкурентоспособность (девушки – 33%, юноши – 41%; p=0,041).

Изучение семи наиболее востребованных карьерных услуг ОО ВО (рис. 3) показало, что все услуги используются приблизительно в равной мере, но взаимодействие с работодателями и общая помощь в поиске работы более популярны в ОО ВО немедицинской направленности.

Рис.3
Рис. 3. Показатели востребованности респондентами карьерных услуг ОО ВО

Половина студентов СтГМУ при ответе на вопрос о причинах неиспользования карьерных услуг ответили «мне ещё рано думать о трудоустройстве». О недоступности таких услуг заявили 18% респондентов (рис. 4).

Рис.4
Рис. 4. Причины невостребованности карьерных услуг студентами СтГМУ

Изучение удовлетворённости респондентов карьерными услугами (рис.5) показало, что по 10-ти балльной шкале студенты СтГМУ оценили свой ОО ВО в целом на 7,8±0,4 баллов, в то время как студенты других ОО ВО на 6,6±0,6 баллов (p=0,046).

Рис.5
Рис. 5. Оценка удовлетворённости респондентов карьерными услугами ОО ВО

Изучение информационных каналов, используемых для поиска работы, показало, что лидируют Интернет ресурсы. Самыми востребованными в этом отношении являются онлайн платформы Вконтакте, WhatsApp, Instagram, Youtube (рис. 6).

Рис.6
Рис.6. Распределение респондентов по частоте использования ими онлайн платформ

При этом студенты предъявляют завышенные ожидания относительно уровня доходов – желаемая заработная плата в 3 раза превышает среднемесячную зарплату по региону Ставропольский край (табл.1).

Таблица 1

Ожидаемая ежемесячная зарплата

СтГМУ 62298±5620 руб.
Другие ОО ВО 60944±4500 руб.
Все студенты-женщины 59171±7480 руб.
Все студенты-мужчины 70073±8360 руб.

Обсуждение

Студент, оканчивающий медицинский ОВ ОО, ещё очень далек от того, чтобы вполне сознательно и на должном уровне осуществлять те функции, которые на него возлагает общество. Подготовка в медицинском ОВ ОО должна преследовать главную цель - воспитать у будущего врача соответствующий образ мышления, создать ему необходимый общий кругозор, чтобы он, позднее, избрав себе какую-то отрасль медицины смог стать врачом-специалистом [8].

Полученные нами результаты опроса респондентов свидетельствуют о том, что профессия медика оказывает влияние на долгосрочные карьерные траектории студентов, в которых гуманистические цели и профессиональный рост являются ведущими.

Довольно высокие оценки удовлетворённости студентов карьерными услугами ОО ВО свидетельствуют об успешном развитии данного направления работы ОО ВО, их эффективном сотрудничестве с работодателями. Однако часть обучающихся считают, что думать о будущей карьере им ещё рано. В случае медицинских ОО ВО высокий процент давших подобный ответ объясняется необходимостью знакомства со всеми медицинскими специальностями, о которых студенты получат представление по завершению шести лет обучения. Такие же данные представлены и в исследовании Кожевиной А.П., которая подтвердила, что уровень карьерной самоэффективности, уровень мотивации к карьере у студентов, обучающихся на старших курсах, становится выше [9]. На восприятие студентами-медиками пациентов оказывает влияние процесс обучения и наличие опыта работы в медицинских организациях, в том числе, наблюдения за взаимодействием с пациентами старших коллег [10].

При этом информационными каналами в поиске работы преимущественно выступают наиболее популярные веб платформы. Кроме того, некоторая часть студентов после окончания ОО ВО планирует продолжить образование, причем процент респондентов давших такой ответ выше среди медиков, что объясняется сложностью профессии, необходимостью получения дополнительных знаний и опыта для построения успешной врачебной карьеры.

Стоит отметить, что выпускники ОО ВО имеют довольно высокие ожидания по заработной плате и несоответствие дохода при устройстве на работу, очевидно, будет влиять как на выбор медицинской организации, так и, в ряде случаев, на смену вида деятельности.

Выводы

  1. Результаты опроса студентов-медиков свидетельствуют о том, что их профессиональная ориентация оказывает влияние на долгосрочные карьерные траектории, в которых гуманистические цели и профессиональный рост являются ведущими.
  2. Для информирования студентов о карьерных возможностях и услугах ОО ВО в данной сфере следует шире использовать средства четырех наиболее востребованных веб платформ (В контакте, WhatsApp, Instagram, Youtube).
  3. Необходимо расширять спектр карьерных услуг ОО ВО, используя для этого, в том числе, потенциал недавних выпускников, особенно тех из них, кто добился серьёзных успехов в профессии.
  4. Требуется разработка государственных и региональных программ материальной поддержки молодых специалистов, особенно там, где существует их долговременный кадровый дефицит.

Библиография

  1. Боярский С.Г. Концепция развития российского здравоохранения: проблемы обеспечения кадрами в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2010; 2: 54-58.
  2. Семёнова Т.В., Купеева И.А., Сон И.М. и др. Кадровые ресурсы учреждений здравоохранения. Москва: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Миндрава России; 2014. 80 с.
  3. Вардосанидзе С.Л., Шикина И.Б., Сорокина Н.В. Роль кадрового потенциала при управлении качеством в медицинской практике. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко 2006; 6: 81-85.
  4. Попович В.К., Шикина И.Б., Турчиев А.Г., Бакланова Т.Н. Роль медицинских кадров при реализации политики в области качества медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2011; 17(1). URL: http://vestnik.mednet.ru/view/316/27. (Дата обращения: 13.03.2020)
  5. Юргелас И.В., Жданов А.И., Юргелас Ю.Н., Копытина О.С. Сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей. Современные наукоемкие технологии. 2015; 12 (1): 177-184.
  6. Проблемы и направления оптимизации кадрового обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации: В сб.: Актуальные проблемы управления здоровьем населения. Камаев И.А., Леванов В.М., редакторы. Нижний Новгород: Ремедиум Приволжье; 2017. 241 с.
  7. Поликарпов А.В., Александрова Г.А., Голубев Н.А., Тюрина Е.М. и др. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Медицинские кадры. Часть I. [Интернет]. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ»; 2018. 281 с. URL: http://www.mednet.ru/ru/statistika/deyatelnost-i-resursy-uchrezhdenij-zdravooxraneniya.html/ (Дата обращения: 13.03.2020)
  8. Башмаков О.А. Пути повышения качества постдипломной подготовки врачей организаторов здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2015; 43(3). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/687/30/lang,ru/ (Дата обращения: 13.03.2020)
  9. Кожевина А.П. Динамика карьерных ориентаций студентов в процессе профессионального обучения. Психология в экономике и управлении 2017; 2(9):63–73. DOI: 10.17150/2225-7845.2017.9(2).63-73.
  10. Микиртичан Г.Л., Чулкова В.А., Пестерева Е.В., Ольховский К.А., Кошелева А.Н. О формировании профессионального самоопределения будущих врачей. Педиатр. 2014;2(5):95-101.

References

  1. Boyarskiy S.G. Kontseptsiya razvitiya rossiyskogo zdravookhraneniya: problemy obespecheniya kadrami v sfere organizatsii zdravookhraneniya i obshchestvennogo zdorov'ya [Concept of development of the Russian health care: staffing problems in the sphere of the organization of health care and public health]. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor 2010; 2: 54-58. (In Russian).
  2. Semenova T.V., Kupeeva I.A., Son I.M., et al. Kadrovye resursy uchrezhdeniy zdravookhraneniya [Human resources of health institutions]. Moscow: FGBU «TsNIIOIZ» Mindrava Rossii; 2014. p. 80. (In Russian).
  3. Vardosanidze S.L., Shikina I.B., Sorokina N.V. Rol' kadrovogo potentsiala pri upravlenii kachestvom v meditsinskoy praktike [The role of personnel potential at quality management in medical practice]. Byulleten' natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya im. N.A. Semashko. Moscow: 2006; 6: 81-85. (In Russian).
  4. Popovich V.K., Shikina I.B., Turchiev A.G., Baklanova T. N. Rol' meditsinskikh kadrov pri realizatsii politiki v oblasti kachestva meditsinskoy pomoshchi [The role of medical staff at implementation of the policy in medical care quality]. Sotsial’nye aspekty zdorov’ya naseleniya [serial online]. 2011[cited 2020 Mar 13]; 1(17). Available from: http://vestnik.mednet.ru/view/316/27. (In Russian).
  5. Yurgelas I.V., Zhdanov A.I., Yurgelas Yu.N., Kopytina O.S. Sravnitel'nyy analiz razvitiya empatii i ee sostavlyayushchikh u studentov vedushchikh meditsinskikh spetsial'nostey [Comparative analysis of development of empathy and its components in students of leading medical specialties]. Sovremennye naukoemkie technologii 2015; 12 (1): 177-184. (In Russian).
  6. Problemy i napravleniya optimizatsii kadrovogo obespecheniya sistemy zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii [Problems and directions of optimization of staff provision of a health care system in the Russian Federation]. In: Aktual’nye problemy upravleniya zdorov’em naseleniya [Current problems of public health management]. I.A. Kamaev, V.M. Levanov, editors. Nizhniy Novgorod: Remedium Privolzh’e; 2017; 241 p. (In Russian).
  7. Polikarpov A.V., Aleksandrova G.A., Golubev N.A., Tyurina E.M., et al. Resursy i deyatel'nost' meditsinskikh organizatsiy zdravookhraneniya. Meditsinskie kadry. Chast' I. [Resources and activity of health care organizations. Human resources for health. Part I]. Moscow: FGBU «TsNIIOIZ» Mindrava Rossii; 2018. 281 p. [Online] [cited 2020 Mar 13]. Available from: http://www.mednet.ru/ru/statistika/deyatelnost-i-resursy-uchrezhdenij-zdravooxraneniya.html/. (In Russian).
  8. Bashmakov O.A. Puti povysheniya kachestva postdiplomnoy podgotovki vrachey organizatorov zdravookhraneniya [Ways to improve the quality of post- graduate training of doctors - health care managers]. Sotsial’nye aspekty zdorov’ya naseleniya [serial online]. 2015 [cited 2020 Mar 13]; 3(43). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/687/30/lang,ru/ (In Russian).
  9. Kozhevina A.P. Dinamika kar'ernykh orientatsiy studentov v protsesse professional'nogo obucheniya [Dynamics of students’ career orientations during professional training]. Psichologiya v ekonomike i upravlenii 2017; 2(9): 63–73. DOI: 10.17150/2225-7845.2017.9 (2) (In Russian).
  10. Mikirtichan G.L., Chulkov V.A., Pestereva E.V., Ol’khovskiy K.A., Kosheleva A.N. O formirovanii professional'nogo samoopredeleniya budushchikh vrachey [About formation of professional self-determination in future doctors]. Pediatr’’ 2014; 2(5): 95-101. (In Russian).

Дата поступления: 11.04.2020


Просмотров: 790

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 20.07.2020 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search