О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2020 (66) arrow МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ
МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ Печать
03.09.2020 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-11

Касимовская Н.А.
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Фелерации (Сеченовский Университет), Москва

Резюме

Актуальность. Формирование здорового образа жизни среди населения во многом зависит от профессиональной деятельности медицинских работников, но при этом влияние медицинской активности студентов, будущих средних медицинских работников, эффективность прохождения ими диспансеризации, доверие к медицинским работникам, достоверность источников получения студентами медицинской информации и уровень оценки качества медицинской помощи является основанием для разработки мер по формированию потенциальной готовности будущих средних медицинских работников к профессиональной деятельности в первичном звене.

Цель исследования: изучить медицинскую активность студентов средних образовательных учреждений медицинского профиля и их готовность к профессиональной деятельности в первичном звене.

Материал и методы: проведено исследование медицинской активности студентов средних образовательных учреждений медицинского профиля (n= 400) и их потенциал готовности к профессиональной деятельности в первичном звене. Анализ результатов исследования проводился на основе методов описательной статистики. Исходно установленный уровень статистической значимости р<0,05.

Результаты. Ежегодно проходят диспансеризацию 83,5% студентов, но при этом 37,7% считают ее прохождение неэффективным. Медицинский осмотр является основной целью обращения студентов в поликлиники (47,5%), в основном государственной системы здравоохранения (72,2%), но каждый пятый студент не доверяет медицинским работникам первичного звена и качество медицинской помощи в медицинских организациях первичного звена студенты оценивают, как очень низкое.

Выводы. Выявлено, что готовность студентов, будущих средних медицинских работников, к профессиональной деятельности в превентивной медицине в первичном звене имеет низкий потенциал к реализации.

Ключевые слова: медицинская активность студентов; диспансеризация; медицинский осмотр; средний медицинский работник; кадровый потенциал.

Контактная информация: Касимовская Наталия Алексеевна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов".
Для цитирования: Касимовская Н.А. Медицинская активность студентов среднего профессионального образования и их потенциальная готовность к профессиональной деятельности в первичном звене. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(4):11. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1187/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-11

MEDICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AND THEIR POTENTIAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN PRIMARY CARE
Kasimovskaya N.A.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

Abstract

Significance. Healthy lifestyle formation among the population largely depends upon professional activities of health workers however, the impact of medical activity of students, future nurses, effectiveness of their medical examination, confidence in health workers, reliability of medical information sources used by students and the level of quality assessment of health care is the basis for the development of measures aimed at forming potential readiness of future nurses to professional activities in primary care.

The purpose of the study is to analyze medical activity of modern students in institutions of secondary vocational education and their readiness for professional activity in primary care.

Material and methods. The author has conducted a study of medical activity of students of medical institutions of secondary education (n= 400) and their potential readiness for professional activity in primary care. The research results were analyzed using descriptive statistics methods. The initially set level of statistical significance equals to p<0.05.

Results. Every year 83.5% of students undergo a medical examination however, 37.7% consider it ineffective. Health check-up is the main reason for visiting a polyclinic (47.5%), mainly the public health system (72.2%), but every fifth student does not trust primary care workers and students consider quality of care in primary care facilities very low.

Conclusions. The study shows that readiness of students - future nurses for professional activity in preventive medicine in primary care has a low potential for implementation.

Keywords: medical activity of students; medical examination; health check-up; nurse; personnel potential.

Corresponding author: Nataliya A. Kasimovskaya, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Kasimovskaya N.A.,
https://orcid.org/0000-0002-1046-4349
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Kasimovskaya N.A. Medical activity of students of secondary vocational education and their potential readiness for professional activity in primary care. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(4):11. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1187/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-11. (In Rus).

Введение

Одна из важнейших и приоритетных задач медицинских образовательных организаций — приобщение студентов к здоровому образу жизни, обучение их основам поведения, позволяющим сохранить здоровье [1]. За последние годы количество исследований, посвященных здоровому образу жизни в молодежной среде в России существенно возросло, но в основном эти работы направлены на поиск интегративных образовательных инструментов и технологий по широкому привлечению молодежи к занятиям физкультурно-оздоровительной направленности [2,3,4], а также на критику низкой роли превентивной медицины в формировании культуры ЗОЖ среди студенческой аудитории, отсутствие действенной политики по развитию ЗОЖ в молодежной среде [5,6]. Профессиональная компетентность формирования ЗОЖ среди населения должна быть сформирована у будущих медицинских работников и иметь направленность на личную приверженность медицинских работников к здоровому образу жизни [7,8]. Личная приверженность к здоровому образу жизни, к сохранению своего здоровья – это индивидуальная медицинская активность. Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья [9,10]. Важной особенностью медицинской активности является организованность и дисциплинированность, которые проявляются в отношении профилактических осмотров с целью контроля здоровья [11,12]. При этом в отечественных исследованиях образа и условий жизни медицинских работников установлена высокая распространённость курения, злоупотребления алкоголем, низкая физическая и медицинская активность [13,14]. Если задача специалистов - формирование здорового образа жизни и в частности одной из его составных частей - медицинской активности как главного рычага профилактики, то медицинские работники должны иметь высокий потенциал индивидуальной медицинской активности, чтобы успешно реализовывать мероприятия ЗОЖ в первичном звене [15]. Медицинская активность, уровень доверия к медицинским работникам могут являться факторами риска системы здравоохранения, в первую очередь, для сохранения здоровья населения, а также для роста проблемы оттока кадров среднего медицинского персонала из отрасли и снижения качества медицинской помощи [16,17]. При этом в доступных литературных источниках практически отсутствуют исследования медицинской активности студентов образовательных организаций среднего профессионального образования, как кадрового потенциала здравоохранения, их потенциальной готовности к профессиональной деятельности в первичном звене.

Цель исследования: изучить медицинскую активность современных студентов образовательных организаций среднего профессионального образования и их готовность к профессиональной деятельности в первичном звене.

Материал и методы

Разработка материалов и исследование проведены в период 2016 гг.-2019гг. В исследование включены студенты, получающие среднее профессиональное образование в г. Москве, базы исследования: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) и государственные бюджетные образовательные учреждения Департамента здравоохранения г. Москвы, медицинские колледжи №1, №2, №5. Объём выборки определён по формуле А. Меркова (N=54700, по данным НИУ ВШЭ, 2016; n=336), в исследовании приняли участие 400 респондентов. Анализ результатов исследования проводился на основе методов описательной статистики (относительных величин (%), доверительных интервалов (ДИ), средней арифметической (М), ошибки репрезентативности (±m), с применением пакета программы Microsoft Office Excel 2016. Исходно установленный уровень статистической значимости р<0,05.

Результаты

Состав изучаемых студентов по возрасту следующий: преобладают студенты в возрасте 16–18 лет (49,8%) и 19–24 лет (39,2%), 25– 29 лет (6%), от 30 лет и старше (5%); по гендерному признаку преобладает в основном женский пол (74,4%), доля мужского пола составила 25,6%. Анализ приверженности студентов к сохранению своего здоровья регулярным прохождением диспансеризации, показал, что ежегодно проходят диспансеризацию 83,5% студентов, состоят на учете 77% изученных студентов. Выявлено, что удельный вес студентов, оценивающих проведенную им диспансеризацию, как эффективную составил 62,3%, но при этом признает диспансеризацию неэффективной практически каждый третий студент (рис.1).

Рис.1
Рис.1 Оценка эффективности проводимой диспансеризации студентами (в % к итогу)

Анализ причин обращаемости в первичное звено показал, что основной целью обращения студентов в поликлинику стал медицинский осмотр (47,5%±2,5%), практически каждый второй студент обращался за медицинской помощью для лечения (44,2%±2,5%), в 21,2%±2,0% случаев студенты обращались за медицинской справкой и в 11,2%±1,5% случаев за консультацией.

Исследование частоты обращаемости студентов в поликлинику выявило, что каждый третий студент (39,3%±2,4%) обращался в поликлинику один раз в году, от 2 до 5 раз в год обращалось 36%±2,4% студентов, более 5 раз в год в поликлинику обратилось 14,7%±1,8% опрошенных студентов и 13,2%±1,7% не обращались ни разу.

Исследование влияния фактора формы собственности медицинской организации первичного звена на потенциальный выбор медицинской организации и на качество медицинской помощи студентами показало (рис.2) , что более половины студентов обращаются в медицинские организации государственной системы здравоохранения (72,2%±2,2%), практически каждый третий (26,2%±2,2%) обращается в медицинские организации частной системы здравоохранения и только 1,5%±0,6% обращается в медицинские организации ведомственной системы здравоохранения. Считают, что они здоровы и поэтому не обращаются за медицинской помощью в медицинские организации 1,5%±0,6% студентов.

Рис.2
Рис.2 Обращаемость студентов за медицинской помощью в медицинские организации разных форм собственности (на 100 опрошенных)

Анализ медицинской активности студентов при обращаемости к специалистам первичного звена выявил, что основным специалистом, к которому обращались студенты за медицинской помощью был стоматолог, к нему обращался практически каждый третий студент (34,5%±2,4%), часто обращались студенты также к таким специалистам, как терапевт (31,2%±2,3%), офтальмолог (24,5%±2,1%), хирург (21,5%±2,0%), кардиолог (18%±1,9%), невропатолог (13,2%±1,7%), реже обращались к гастроэнтерологу (6,5%±1,2%) и аллергологу (3,3%±0,9%).

Готовность студентов к профессии и проведению превентивных мероприятий в первичном звене изучали по выбору источников получения информации для подготовки к проведению превентивных мероприятий в своей будущей профессиональной деятельности. Исследование показало, что основным источником получения медицинской информации для современных студентов является интернет (54%) и медицинские работники (49%), но в каждом третьем случае медицинскую информацию студенты получают от родственников и знакомых, только 16,5% получают медицинскую информацию из научно-популярной литературы и всего 11,5% используют как источник TV (рис.3).

Рис.3
Рис.3 Распространённость источников получения медицинской информации современными студентами (на 100 опрошенных)

Важнейшим компонентом своевременности обращения за медицинской помощью в первичное звено является доверие к медицинским работникам. Исследование показало, что доверяют медицинским работникам при обращении за медицинской помощью 78%±2,1% будущих специалистов со средним профессиональным образованием. Но при этом практически каждый пятый студент не доверяет медицинским работникам первичного звена (ДИ 17,8-26,2).

Рис.4
Рис.4. Оценка студентов качества медицинской помощи (КМП) в различных по виду медицинской деятельности медицинских организациях (средний балл, мах.5 баллов)

Готовность к профессиональной деятельности в первичном звене изучали по оценке студентами качества медицинской помощи в медицинских организациях разного вида деятельности. Результаты исследования показали (рис.4), что студенты, будущие средние медицинские работники, ниже всего оценивают качество медицинской помощи в медицинских организациях первичного звена (поликлиники) - 2,3 балла, выше среднего уровня оценивают качество медицинской помощи в стационаре и при оказании скорой и неотложной медицинской помощи (по 3,6 баллов), качество медицинской помощи в санаторно-курортных организациях оценивается на 3,7 балла и выше всего студентами оценено качество медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих стоматологическую помощь.

Обсуждение

Исследования показывают, что охват населения диспансеризацией может зависеть от многих причин: от активности информирования населения о диспансеризации и от мотивирования к её прохождению, от активности самого населения и его мотивации к заботе о своём здоровье, от обеспеченности населения медицинскими работниками, прежде всего первичного звена здравоохранения. В ранее проведённых исследованиях охвата диспансеризацией населения за период 2013-2017 гг. указывается на то, что обследованием в рамках диспансеризации определенных групп взрослого населения было охвачено 53% взрослого населения, а за последние два года только 41% от численности всего взрослого населения [16]. Результаты исследования медицинской активности студентов, будущих специалистов среднего звена, подтверждают общую тенденцию, так как для прохождения медосмотров в поликлинику обращалось менее половины студентов (47,5%±2,5%), за медицинской помощью (лечением заболевания) обращалось 44,2%±2,5%, в поликлинику студенты обращались в основном от 1 до 5 раз в год, при этом в основном в медицинские организации государственной системы здравоохранения.

Исследование способов получения медицинской информации средними медицинскими работниками показало, что, если в 2017 году приведены результаты, выявившие, что медицинскую информацию получают из специальной литературы 53,3% средних медицинских работников практического здравоохранения, а из средств массовой информации - 57,4% [15]. То результаты исследования источников получения медицинской информации для современных студентов, будущих специалистов среднего звена, выявлено, что основным источником получения медицинской информации является интернет (54%).

В отечественных исследованиях отмечается, что медицинская активность населения связанна также с проблемами системы здравоохранения: недоступностью медицинской помощи, ее низким качеством и деонтологическими причинами [15,16]. Результаты исследования выявили, что каждый пятый студент не доверяет медицинским работникам. Состояние качества медицинской помощи в первичном звене студенты оценивают, как неудовлетворительное (на 2,3 балла).

Выводы

  1. Основными причинами обращаемости студентов в первичное звено является медицинский осмотр, в основном обращаются за стоматологической помощью, в медицинские организации первичного звена государственной формы собственности. Диспансеризация студентов, будущих средних медицинских работников, признается ими часто неэффективной, что требует пересмотра процедуры проведения диспансеризации для студенческой молодежи.
  2. Получение студентами медицинской информации из сети Интернет обосновывает необходимость разработки новых подходов, специализированных электронных платформ для подготовки специалистов среднего медицинского персонала.
  3. Недоверие к медицинским работникам первичного звена, низкая оценка качества медицинской помощи в поликлиниках могут являться факторами профессиональной среды, влияющими на дефицит кадрового обеспечения поликлиник и оттока кадров среднего звена из отрасли.

Библиография

  1. Гатиятуллина Л.Л. Здоровьесберегающее пространство в медицинских образовательных организациях. Казанский медицинский журнал 2018; 99 (1): 110–116. doi: 10.17816/KMJ2018-110
  2. Никитина О.А. Стереотипизация мнений студентов о здоровом образе жизни. Вестник «Здоровье и образование в XXI веке» 2017;19 (7):78-80.
  3. Быков В.С. Организационно-педагогическая технология формирования здорового стиля жизни студентов. Вестник Южно-Уральского государственного университета 2012; 4 (15):102-105.
  4. Фунина В.Е., Фролов Е.В. Создание физкультурноспортивной среды как фактор приобщения к спортивному стилю жизни. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта 2016; 11 (2): 163-169.
  5. Варламова С. Н., Седова Н. Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два назад. Социологические исследования 2010; 4: 75-88.
  6. Дорофеев С.Б., Бабенко А.И. Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения. Здравоохранение Российской Федерации 2015; 59 (6): 44-47.
  7. Самарин А.В., Мехришвили Л.Л. Здоровье в системе жизненных ценностей студенческой молодежи: по результатам социологического исследования. Международный научно-исследовательский журнал 2017; 1 (55):151-154.
  8. Пикалов, С.М., Королев С.В., Канаков С.А. Медицинская активность, как отношение к собственному здоровью. Современное общество: проблемы, идеи, инновации 2014; 2 (3): 27-30.
  9. Лучкевич В.С. Основы общественного здоровья и здравоохранения. Санкт- Петербург: СПбГМА; 2011. 376 с.
  10. Павлова А.Н., Мишкич И.А., Лучкевич В.С., Чечура А.Н., Зарудная В.В. Оценка профессиональной готовности медицинских работников к профилактически ориентированной деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 402-404. doi: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-4-402-404
  11. Фомичева М.Л., Жиленко Е.Л., Евдаков В.А. Система медицинской профилактики: основные проблемы. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2018; 4: 85-95.
  12. Погодина В.А., Бабенко А.И., Бабенко Е.А., Хаятова З.Б. Аналитическая оценка здоровья у лиц молодого возраста (18–29 лет) в Новосибирске. Казанский медицинский журнал 2018; 99 (1): 116–121. doi: 10.17816/KMJ2018-116.
  13. Гурьянов М.С. Образ и условия жизни медицинских работников. Вестник РУДН 2009; (4): 507–510.
  14. Касимовская Н.А. Факторы риска в модели здоровья средних медицинских работников. Казанский медицинский журнал 2019; 100 (6): 980–984. doi: 10.17816/KMJ2019-980
  15. Герасимова О. Ю., Семченко Л. Н. Особенности медицинской активности граждан в период болезни. Евразийский Союз Ученых 2016; 2 (23): 40-42.
  16. Сененко А.Ш., Савченко Е.Д.,Сон И.М.,Захарченко О.О., Терентьева Д.С., Дзюба Н.А. Результаты диспансеризации 2013-17 гг.: распределение обследованного населения по группам здоровья. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2019; 1: 67-90. doi: 10.24411/2312-2935-2019-10005
  17. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А.Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2017; 2:193-197

References

  1. Gatiyatullina L.L. Zdorov'esberegayushchee prostranstvo v meditsinskikh obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Health-saving space in health educational institutions]. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal 2018; 99 (1): 110–116. doi: 10.17816/KMJ2018-110. (In Russian).
  2. Nikitina O.A. Stereotipizatsiya mneniy studentov o zdorovom obraze zhizni [Stereotyping the students’ opinion about a healthy lifestyle]. Vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke» 2017;19 (7):78-80. (In Russian).
  3. Bykov V.S. Organizatsionno-pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya zdorovogo stilya zhizni studentov [Organizational and pedagogical technologies for formation of a healthy lifestyle in students]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta 2012; 4 (15):102-105. (In Russian).
  4. Funina V.E., Frolov E.V. Sozdanie fizkul'turnosportivnoy sredy kak faktor priobshcheniya k sportivnomu stilyu zhizni [Creation of a fitness and sports environments as a factor to initiate the sports lifestyle]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta 2016; 11 (2): 163-169. (In Russian).
  5. Varlamova S. N., Sedova N. N. Zdorovyy obraz zhizni – shag vpered, dva nazad [A healthy life style – one step forward, two steps back]. Sotsiologicheskie issledovaniya 2010; 4: 75-88. (In Russian).
  6. Dorofeev S.B., Babenko A.I. Natsional'nye strategii formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya [National strategies to form a healthy lifestyle in population]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2015; 59 (6): 44-47. (In Russian).
  7. Samarin A.V., Mekhrishvili L.L. Zdorov'e v sisteme zhiznennykh tsennostey studencheskoy molodezhi: po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniya [Health issues in the system of life values of the student youth: the results of sociological study]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal 2017; 1 (55):151-154. (In Russian).
  8. Pikalov, S.M., Korolev S.V., Kanakov S.A. Meditsinskaya aktivnost', kak otnoshenie k sobstvennomu zdorov'yu [Health activity as an attitude to one’s own health]. Sovremennoe obshchestvo: problemy, idei, innovatsii 2014; 2 (3): 27-30. (In Russian).
  9. Luchkevich V.S. Osnovy obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya [The basics of public health and healthcare]. St. Petersburg: SPbGMA; 2011. 376. (In Russian).
  10. Pavlova A.N., Mishkich I.A., Luchkevich V.S., Chechura A.N., Zarudnaya V.V. Otsenka professional'noy gotovnosti meditsinskikh rabotnikov k profilakticheski orientirovannoy deyatel'nosti [Assessment of professional readiness of health workers for prevention activity]. Gigiena i sanitariya 2017; 96(4): 402-404. doi: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-4-402-404. (In Russian).
  11. Fomicheva M.L., Zhilenko E.L., Evdakov V.A. Sistema meditsinskoy profilaktiki: osnovnye problemy [The system of health prevention: the main challenges]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2018; 4: 85-95. (In Russian).
  12. Pogodina V.A., Babenko A.I., Babenko E.A., Khayatova Z.B. Analiticheskaya otsenka zdorov'ya u lits molodogo vozrasta (18–29 let) v Novosibirske [Analytic health assessment in the young people (18–29 years old) in Novosibirsk]. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal 2018; 99 (1): 116–121. doi: 10.17816/KMJ2018-116. (In Russian).
  13. Gur'yanov M.S. Obraz i usloviya zhizni meditsinskikh rabotnikov [Lifestyle and living conditions of health workers]. Vestnik RUDN 2009; (4): 507–510. (In Russian).
  14. Kasimovskaya N.A. Faktory riska v modeli zdorov'ya srednikh meditsinskikh rabotnikov [Risk factors in health models for nurses]. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal 2019; 100 (6): 980–984. doi: 10.17816/KMJ2019-980. (In Russian).
  15. Gerasimova O. Yu., Semchenko L. N. Osobennosti meditsinskoy aktivnosti grazhdan v period bolezni [Features of health activity in the citizens during the period of illness]. Evraziyskiy Soyuz Uchenykh 2016; 2 (23): 40-42.(In Russian).
  16. Senenko A.Sh., Savchenko E.D., Son I.M., Zakharchenko O.O., Terent'eva D.S., Dzyuba N.A. Rezul'taty dispanserizatsii 2013-17 gg.: raspredelenie obsledovannogo naseleniya po gruppam zdorov'ya [The results of clinical examination 2013-2017: distribution of surveyed population by health groups]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2019; 1: 67-90. doi: 10.24411/2312-2935-2019-10005. (In Russian).
  17. Meermanova I.B., Koygel'dinova Sh.S., Ibraev S.A. Sostoyanie zdorov'ya studentov, obuchayushchikhsya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Health status of students training in higher educational institutions]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy 2017; 2:193-197. (In Russian).

Дата поступления: 29.06.2020


Просмотров: 5919

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 25.09.2020 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search