О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2009 (10) arrow Актуальные вопросы повышения эффективности управления муниципальными учреждениями здравоохранения с использованием информационных технологий
Актуальные вопросы повышения эффективности управления муниципальными учреждениями здравоохранения с использованием информационных технологий Печать
02.06.2009 г.

УДК: 614.212

Репина Г.Д.2, Топоровская Е.Л.2, Капитоненко Н.А.1, Булдакова Т.И.2
1
Дальневосточный государственный медицинский университет
2 Управление здравоохранения администрации г. Хабаровска

Urgent issues of improving the efficiency in managing municipal health care institutions with the help of informational technologies.
Repina G.D.2, Toporovskaya E.L.2, Kapitonenko N.A.1, Buldakova T.I.2

1 The Far Eastern State Medical University
2 The Khabarovsk health care department

В настоящей статье рассмотрены вопросы повышения эффективности управления муниципальными учреждениями здравоохранения с использованием информационных технологий. Технологический подход к управлению деятельностью муниципальных учреждений здравоохранения открыл новые возможности для стратегического и текущего планирования качества в здравоохранении и развития деятельности медицинских учреждений, их инфраструктуры и информационного обеспечения.

В основу информационного обеспечения системы управления деятельностью муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска был положен принцип проведения комплексной информатизации муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска.

В статье отражены этапы комплексной информатизации муниципального здравоохранения г. Хабаровска и внедрения медицинских информационных систем в деятельность лечебных учреждений, а также перспективы дальнейшего совершенствования управления муниципальным здравоохранением.

In this article the issues of improving the efficiency in managing municipal health care institutions by applying the informational technologies are covered. The technological approach to the managing activities of the municipal health care institutions has opened new possibilities for strategic and current planning of health care quality and developing medical institutions activities, their infrastructure and provision with information.

The principal for complex information provision of municipal health care institutions in Khabarovsk has been put in to the basis of providing them with information.

The stages of complex information provision of municipal health care institutions in Khabarovsk as well as introduction of the medical information system in health care facilities are shown in the article together with the prospects for the further improvement of municipal health care management .

Ключевые слова: Повышение эффективности управления здравоохранением, информатизация муниципального здравоохранения, медицинская информационная система, автоматизация оценки клинико-экспертной деятельности.

Keywords: Increasing the efficiency of municipal health care management; information provision of municipal health care; medical information system, automation of an assessment of clinic and expert activity.

Одной из актуальнейших проблем системы здравоохранения РФ продолжает оставаться необходимость совершенствования процессов управления системой (Невзоров В.П., Иванов С.В., 2001; Линденбратен А.Л. и соавт., 2003; Дьяченко В.Г., 1996, 2002; Воробьев П.А., 2002; Стародубов В.И., 1996, 1999, Вялков А.И., 2007 и др.). Все чаще обсуждаются методы оценки эффективности управления здравоохранением на разных уровнях. Несомненно, использование современных информационных технологий в медицинских учреждениях позволяет решать вопросы оценки эффективности деятельности лечебных учреждений и их управления.

Основным сектором национальной системы здравоохранения РФ является муниципальное здравоохранение, в котором сосредоточена большая часть кадровых и материально-технических ресурсов отрасли (Кучеренко В.З., 2000). Муниципальное здравоохранение представляет собой сложную, неоднородную систему. В рамках разграничения полномочий (Федеральные законы № 122-ФЗ от 22.08.2004, № 132-ФЗ, № 95-ФЗ) одной из основных задач муниципального здравоохранения является обеспечение населения первичной медико-социальной помощью (О.П.Щепин и соавт., 1997; Г.И.Назаренко и соавт., 2000; А.И.Вялков, 2003; В.З.Кучеренко, 2003; В.И.Стародубов, 2003).

Оказание медико-социальной помощи населению и качество медицинских услуг в медицинском учреждении в большей мере обеспечивается клинико-экспертной деятельностью медицинского учреждения.

В настоящее время в научной литературе практически нет работ, предлагающих методики оценки эффективности клинико-экспертной деятельности на уровне муниципального образования. Не разработаны реальные механизмы управления клинико-экспертной деятельностью медицинской организации на основе индикаторов, которые могут быть унифицированы и обобщены с помощью информационной системы.

Необходимость инновационных подходов к управлению клинико-экспертной деятельностью медицинских организаций, делает актуальной задачу создания, внедрения и поддержания функционирования индикативной модели управления клинико-экспертной деятельностью в лечебно-профилактических учреждениях муниципального уровня с использованием информационных технологий.

В основу информационного обеспечения системы управления деятельностью муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска были положены следующие организационные принципы:

  • проведение комплексной информатизации муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска;
  • подготовка автоматизированных рабочих мест персонала ЛПУ, в том числе автоматизированных рабочих мест отдельных функциональных подразделений (врачебная (клинико-экспертная) комиссия);
  • внедрение медицинских экспертных модулей;
  • формирование компьютерных баз медицинских, фармацевтических и экономических данных ЛПУ (хранилище данных) на уровне муниципального управления города;
  • внедрение электронных версий основных первичных медицинских документов в систему документооборота медицинских учреждений и управления здравоохранением г. Хабаровска;
  • автоматизация процессов экспертизы и контроля качества медицинской помощи в медицинских учреждениях на основе стандартов медицинской помощи и индикаторов качества;
  • создание и развитие автоматизированных информационных технологий и программных средств поддержки социологических исследований по оценке удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью.

Технологический подход к управлению деятельностью муниципальных учреждений здравоохранения открывает новые возможности для стратегического и текущего планирования качества в здравоохранении и развития клинико-экспертной деятельности медицинских учреждений, ее инфраструктуры и информационного обеспечения.

Следуя вышеизложенным принципам с 2003 года управление здравоохранения администрации г. Хабаровска осуществляет планомерную работу по внедрению информационных технологий в деятельность муниципальных учреждений здравоохранения города.

В 2003 году Мэром г. Хабаровска была принята первая «Программа информатизации отрасли здравоохранения г. Хабаровска на 2004-2008 годы», которая предусматривала единый комплексный подход к внедрению информационных технологий в деятельность муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска.

Рис. 1
Рис.1 Структура информационного взаимодействия в отрасли здравоохранения

Первым этапом внедрения информационных технологий в деятельность муниципального здравоохранения города явилась автоматизация планирования объемов медицинской помощи жителям г. Хабаровска в рамках территориальной программы государственных гарантий. Во всех муниципальных ЛПУ была разработана и установлена автоматизированная система планирования объемов медицинской помощи и прогнозирования получаемого при их выполнении финансирования.

Рис. 2
Рис. 2 Схема взаимодействия субъектов при планировании объемов медицинской помощи

Для контроля за осуществлением предпринимательской деятельности была разработана и установлена во всех муниципальных учреждениях здравоохранения г. Хабаровска информационная система, позволившая автоматизировать процесс выписки квитанции при оказании платных услуг, контролировать поступление средств от предпринимательской деятельности как в разрезе отдельных ЛПУ, их филиалов и подразделений, так и по городу в целом, анализировать выполнение плановых заданий ЛПУ по предпринимательской деятельности.

Кроме того, программа «МУЗ «Касса» позволяет контролировать на уровне управления здравоохранения динамику действующих цен по каждому наименованию услуг во всех ЛПУ города и осуществлять мониторинг ценообразования в учреждениях здравоохранения.

Рис. 3
Рис. 3 Схема учета платных услуг с помощью информационной системы «МУЗ Касса»

Следующим этапом информатизации муниципального здравоохранения стали подготовительные мероприятия по созданию единого информационного пространства отрасли.

Современные требования к организации управления здравоохранением предполагают интенсивный обмен информацией между лечебными учреждениями, управлением здравоохранения, министерством здравоохранения, фондом ОМС, страховыми компаниями, управлением социальной защиты и другими структурами. Возмещение затрат на лечение пациента требует ведения в медицинском учреждении полного учета оказанных ему медицинских услуг.

Такой объем информационных потоков можно обеспечить и поддерживать только с помощью автоматизированной системы управления и контроля на базе управления здравоохранения.

В сентябре 2007 года Хабаровской городской Думой была утверждена Программа «Единая информационная система муниципального здравоохранения г. Хабаровска (2008-2012 годы)», которая предусматривает внедрение медицинских информационных систем в работу всех муниципальных учреждений здравоохранения. Данная программа предусматривает поэтапное внедрение медицинских информационных систем во всех муниципальных учреждений здравоохранения города в период до 2012 года, в первую очередь амбулаторно-поликлинических учреждений. В рамках Программы запланировано приобретение более 1000 компьютерных комплексов, обучение работе на них около 3000 специалистов, внедрение около 1,5 тыс. АРМ. Бюджет города спланировал на реализацию этих задач более 100 млн. рублей.

Программа предусматривает модернизацию парка компьютерной техники, организацию сети, введение в штатном расписании лечебных учреждений должности системного оператора для постоянного поддержания функционирования системы в учреждении. Одна из важнейших проблем, которую необходимо было решать при компьютеризации медицинских учреждений, это обучение персонала лечебных учреждений базовым навыкам работы с персональным компьютером. Решение данной проблемы стало возможным, когда на базе МУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ) был оборудован учебный класс на 10 автоматизированных рабочих мест для проведения обучения специалистов ЛПУ.

В настоящее время все будущие пользователи медицинской информационной системы, при завершении информатизации лечебного учреждения, проходят в МИАЦ контрольное тестирование (необходимо знать элементарные правила работы с ПК, включая правила техники безопасности, уметь работать с текстовым редактором и набирать текст с минимальной скоростью 50 знаков в минуту). С сентября 2008 г. подобное тестирование стало обязательным для всех руководителей муниципальных учреждений здравоохранения (оцениваются умение работы с Word, таблицами Excel, поисковыми системами Интернет и с электронной почтой, навыки подготовки презентаций в PowerPoint). Администраторы медицинской информационной системы лечебного учреждения проходят обучение в МИАЦ по расширенной программе.

В систему документооборота медицинских учреждений внедрены электронные версии основных первичных медицинских документов, учетных документов, отчетных форм.

Разработаны автоматизированные рабочие места для лечащих врачей поликлиник (с модулями по оформлению листков нетрудоспособности, выписки рецептов, подготовки и проведения дополнительной диспансеризации и т. п.), параклинических и диагностических служб (лаборатория, физиотерапевтическое отделение, УЗИ, рентген, отделение функциональной диагностики и эндоскопии), а также регистратуры (электронное расписание), клинико-экспертной комиссии и заместителей руководителя лечебного учреждения. Опыт внедрения комплексной медицинской информационной системы доказал преимущества электронного документооборота в лечебных учреждениях. 

Рис. 4
Рис. 4
Рис. 4 Учетная карта пациента. Электронное расписание

Врачи постепенно уходят от «груды» бумаг, теснящейся на рабочем столе. Уменьшились очереди в регистратуру для записи на прием к специалистам или в лабораторию, повысилось качество ведения медицинской документации.

Планируется создание единой базы данных муниципального здравоохранения с возможностью ведения единого расписания, единой истории болезни каждого жителя (она позволит фиксировать маршрут пациента по всем ЛПУ, обеспечить преемственность лечения, наблюдения и т.д.). Итогом работы станет внедрение паспорта здоровья населения города.

Централизованная базовая настройка справочников системы (для работы врачей справочники и классификаторы по наиболее часто встречаемым заболеваниям, стандарты осмотров и обследований, лекарственных препаратов и т.д.) позволила обеспечить единообразие и преемственность деятельности всех элементов муниципальной системы здравоохранения города, упростить ввод и анализ информации, обеспечить эффективный контроль процесса оказания медицинской помощи пациентам.

Разработаны автоматизированные рабочие места для специалистов МУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ). В базе данных МИАЦ сформированы свои целевые группы (специалисты МИАЦ, лечебные учреждения, клиенты полиграфического отдела и т.п.), для каждой из которых оформлена индивидуальная учетная карта, включающая свой набор реквизитов.

В личных карточках специалистов содержится информация, необходимая для ведения документации отделом кадров, а также планы работ, фиксируются выполненные работы, что позволяет автоматизировать формирование ежемесячных планов и отчетов о проделанной работе, контролировать работу специалистов.

Рис. 5
Рис. 5 Карты учета технического обслуживания ЛПУ специалистами МИАЦ

В учетные карты лечебных учреждений специалисты МИАЦ заносят информацию о техническом профилактическом обслуживании компьютерной техники ЛПУ, установке и обновлении программного обеспечения и другую информацию, характеризующую взаимоотношения МИАЦ и ЛПУ.

Формирование и хранение сводных компьютерных баз медицинских, фармацевтических и экономических данных муниципальных учреждений здравоохранения осуществляется специалистами МУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр».

Специалистами МИАЦ ведутся электронные базы льготных категорий населения г. Хабаровска, объемов медицинской помощи, выполненных муниципальными учреждениями здравоохранения в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, объема и ассортимента выписанных льготных рецептов на лекарственные препараты отдельным категориям граждан и т.д.

Для обеспечения бесперебойного и своевременного движения информации между специалистами управления здравоохранения и МИАЦ организована работа «деловой почты» с использованием защищенных каналов связи. Данная технология была сразу оценена специалистами, так как позволила в режиме он-лайн передавать и получать любую необходимую медицинскую информацию.

Рис. 6
Рис.6 Деловая почта

Анализ деятельности системы муниципального здравоохранения, в том числе и клинико-экспертной деятельности, осуществляется на основе мониторинга показателей с целью своевременного принятия управленческих решений для повышения эффективности работы всех звеньев системы здравоохранения.

Методика оценки клинико-экспертной деятельности системы муниципального здравоохранения г. Хабаровска была разработана на основе применяемой на территории Хабаровского края технологии рейтинговой оценки системы здравоохранения и учреждений здравоохранения [5, с. 6-7]. Были разработаны индикаторы клинико-экспертной деятельности системы здравоохранения, целевые значения индикаторов, на основе средне-сложившихся показателей за 5 лет, проведена оценка клинико-экспертной деятельности по итогам работы за 2008 год.

При анализе показателей по итогам работы системы муниципального здравоохранения города выявлены следующие проблемы (риски): снижение объемных показателей работы врачебных комиссий муниципальных учреждений здравоохранения, снижение показателя общей реабилитации инвалидов, наличие случаев необоснованного назначения лекарственных средств льготным категориям граждан. Выявленные проблемы потребовали включение в план клинико-экспертной деятельности отрасли соответствующих мероприятий.

Системная работа по информатизации муниципальных учреждений здравоохранения с одной стороны повысила эффективность управления муниципальным здравоохранением, с другой стороны вывела на качественно новый уровень процесс оказания медицинской помощи населению г. Хабаровска.

Список литературы

  1. Вардосанидзе С.Л., Восканян Ю.Э. Управление качеством медицинской помощи в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. Методические рекомендации//под ред. Проф. В.А.Воробъева. – М. НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова МЗ РФ, 2002
  2. Вялков А.И. Состояние стандартизации в здравоохранении России // Вестник обязательного медицинского страхования, 1999, № 1, сс. 22-25.
  3. Голубева А.П., Старикова Т.В., Михайлов Л.А. Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактического учреждения. Методические рекомендации// под ред. члена-корреспондента РАМН, проф. В.З.Кучеренко. – Качество медицинской помощи, 2003г, №3
  4. Дьяченко В.Г., Капитоненко Н.А., Киселев С.Н., Пригорнев В.Б., Солохина Л.В., Ципкина С.В., Гончарова О.П. Менеджмент в здравоохранении (социально-экономические проблемы организации медицинской помощи населению, способы разрешения, методы и функции управления). Учеб.-метод. пособие// под ред. проф. В.Г.Дьяченко. – Изд. ДВГМУ – Хабаровск, 2002.
  5. Кораблев В.Н., Ратманов П.Э. Методика интегральной оценки деятельности системы здравоохранения и учреждений здравоохранения. Методические рекомендации для специалистов здравоохранения. – Хабаровск, 2006. – С. 113
  6. Кучеренко В.З., Данишевский К.Д. (2000). Наиболее известные системы здравоохранения развитых стран.// Экономика здравоохранения, 2000, № 7/46, сс. 5-12.
  7. Мартыненко В.Ф. Информационные технологии в управлении качеством медицинской помощи и лицензировании медицинской деятельности// ГлавВрач, 2007, №7
  8. Мартыненко В.Ф., Вялкова Г.М., Полесский В.А., Беляев Е.Н., Гройсман В.А. Серегина И.Ф. Информационные технологии в системе управления здравоохранением Российской Федерации, М., «Гэотар-Медиа», 2006
  9. Разумовский А.В., Полина Н.А. Управление лечебно-профилактическим учреждением с помощью информационных технологий//Ремедиум, 2007, №6
  10. Синявский В.М. Организация учета, контроля и экспертизы стационарной помощи в муниципальном учреждении// ГлавВрач, 2006г №2
  11. Синявский В.М., Зуева Н.В. Организация клинико-экспертной работы в лечебно-профилактическом учреждении// ГлавВрач, 2007г - №3
  12. Старовойтова И.М. Организация экспертизы временной нетрудоспособности и проблема межведомственного контроля// Качество медицинской помощи, 2002 - №2, - С. 6-10
  13. Стародубов В.И., Зелькович Р.М., Исакова Л.Е., Комаров Ю.М.. Кручинина С.С., Макарова Т.Н., Михайлова Ю.В., Шейман И.М. (1996). Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации. – Экономика здравоохранения, 1996, № 10/11 сс. 10-34.
  14. В.И.Стародубов, А.М.Таранов. В.Л.Гончаренко, Д.Р.Шиляев, Е.И.Дубынина, К.Ю.Лакунин (1999). Актуальные вопросы организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях. М.: Федеральный фонд ОМС.
  15. Столбов А.П. Информатизация здравоохранения: новые реформы – старые проблемы//Врач и информационные технологии, 2007, №2
  16. Федорова Э.Г. Оценка и анализ деятельности территориальной поликлиники // Качество медицинской помощи, 2002, №4, С. 26-34
  17. Хабриев Р.У., Юрьев А.С., Верткин А.Л., Никонов Е.Л. Оценка качества медицинской помощи с использованием индикаторов//ГлавВрач, 2006, №7
  18. Хабриев Р.У., Воробьев П.А., Юрьев А.С., Никонов Е.Л., Авксентьева М.В. Индикаторы качества оказания медицинской помощи (региональный уровень)// Проблемы стандартизации в здравоохранении, 2005, №10
Репина Галина Дмитриевна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script


Просмотров: 15061

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 07.07.2009 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search