О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2020 (66) arrow ВОЗ. Информационный бюллетень. Август 2020
ВОЗ. Информационный бюллетень. Август 2020 Печать
03.09.2020 г.

 

Август 2020 г.

Тема номера – Цели в области устойчивого развития ООН

Цели в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ООН) — это 17 целей и 169 задач, которые все 193 государства-члена ООН согласились достичь к 2030 году. Эти 17 Целей были приняты всеми государствами-членами ООН в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой сформулирован 15-летний план по их достижению.

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года является первым в мире всеобъемлющим планом устойчивого развития. Принятая в конце 2015 г. эта Повестка дня представляет здоровье и благосостояние не только как результаты, но и как основу социальной интеграции, сокращения масштабов нищеты и защиты окружающей среды. С точки зрения перспектив в улучшении здоровья, развитие можно назвать «устойчивым» в том случае, когда ресурсы - природные и промышленные - управляются такими способами, которые поддерживают здоровье и благополучие нынешнего и будущих поколений.

Данная повестка дня носит универсальный, всеобъемлющий и преобразовательный характер. Она призвана стимулировать действия, которые искоренят нищету и обеспечат построение более устойчивого мира в течение предстоящих 15 лет. Основываясь на Целях тысячелетия в области развития (ЦТР) новая повестка дня демонстрирует беспрецедентный масштаб и целеустремленность. Ликвидация нищеты, здоровье, образование, а также продовольственная безопасность и питание продолжают оставаться приоритетами, но 17 целей в области устойчивого развития включают также широкий диапазон экономических, социальных и экологических целей и обещают более мирные и инклюзивные общества.

Полный текст резолюции 70/1 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций на русском языке «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»:

http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R

Цели в области устойчивого развития (ЦУР) являются частью широкомасштабной и смелой повестки дня в области развития, центральное место в которой занимают три взаимосвязанных элемента устойчивого развития – экономический рост, социальная интеграция и охрана окружающей среды1.

Цели в области устойчивого развития (ЦУР) и связанные с ними задачи являются глобальными по своему характеру и универсально применимыми и при этом обеспечивают учет различных национальных условий и уважение национальных стратегий и приоритетов. Поскольку они взаимосвязаны, усилия по их достижению должны носить комплексный характер.

ЦУР свидетельствуют о беспрецедентном согласии между 193 государствами-членами в отношении приоритетов устойчивого развития. Они получили поддержку гражданского общества, представителей деловых кругов, парламентариев и других субъектов во всем мире.

Здоровье занимает центральное место и представлено в ЦУР3 "Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте". В то же время 13 других Целей охватывают проблемы, которые включают широкий спектр деятельности ВОЗ. Так что почти все 16 Целей напрямую связаны со здоровьем или влияют на политику здравоохранения. Таким образом, Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. дает возможность создать более совершенные системы здравоохранения путем их укрепления за счет обеспечения всеобщего охвата медико-санитарными услугами и признания того, что здоровье, с одной стороны, зависит и от других ключевых секторов, таких как сельское хозяйство, образование, занятость, энергетика, окружающая среда и экономика, а с другой стороны, способствует эффективности их развития. Признавая, что ЦУР охватывают все аспекты здоровья, эти действия направлены на то, чтобы поощрять не только перегруппировку нынешних усилий, согласно Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030, но также изучать новые пути достижения успехов в улучшении здоровья и благополучия. Для каждого из шести направлений деятельности существует как ряд возможностей, так и определенное количество проблем, требующих решения.

Цель устойчивого развития (ЦУР)3 — Обеспечение здоровой жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте — ставит здоровье само по себе в качестве желательного результата. Важно также то, что здоровье представлено в качестве начального элемента других целей и надежного показателя того, насколько хорошо происходит устойчивое развитие в целом2.

Сама цель здоровья включает новые задачи для ключевых проблем, в отношении которых значительный прогресс был достигнут в рамках ЦТР. Глобальные эпидемии ВИЧ, туберкулеза и малярии были остановлены, а показатели заболеваемости и смертности от них снизились. Детская смертность и материнская смертность во всем мире значительно уменьшились — на 53% и более чем на 40% соответственно с 1990 года.

Однако многое еще предстоит сделать. Доклады о глобальном прогрессе часто скрывают различия в прогрессе внутри стран и между ними. Сейчас признается, что необходимо сосредоточить усилия не только на обеспечении выживания людей, но и на их благополучном развитии.

Стало также очевидным, что мир станет более здоровым, если будут поставлены глобальные задачи для решения гораздо более широкого диапазона проблем. Важно, что эта новая цель включает задачи для преодоления неинфекционных заболеваний. Она охватывает также безопасность здоровья; репродуктивное здоровье и здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков; инфекционные болезни и всеобщий охват услугами здравоохранения.

Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Задачи в области здравоохранения в рамках ЦУР 3

3.1 К 2030 году снизить глобальный коэффициент материнской смертности до менее 70 случаев на 100 000 живорождений.

3.2 К 2030 году положить конец предотвратимой смертности новорожденных и детей в возрасте до 5 лет, при этом все страны должны стремиться уменьшить неонатальную смертность до не более 12 случаев на 1000 живорождений, а смертность в возрасте до 5 лет до не более 25 случаев на 1000 живорождений.

3.3 К 2030 году положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза, малярии и тропических болезней, которым не уделяется должного внимания, и обеспечить борьбу с гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями.

3.4 К 2030 году уменьшить на треть преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний посредством профилактики и лечения и поддержания психического здоровья и благополучия.

3.5 Улучшать профилактику и лечение зависимости от психоактивных веществ, в том числе злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем.

3.6 К 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий.

3.7 К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи, информирование и просвещение, и учет вопросов охраны репродуктивного здоровья в национальных стратегиях и программах.

3.8 Обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, в том числе защиту от финансовых рисков, доступ к качественным основным медико-санитарным услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всех.

3.9 К 2030 году существенно сократить количество случаев смерти и заболевания в результате воздействия опасных химических веществ и загрязнения и отравления воздуха, воды и почв.

Чтобы достичь этих целей нужно сделать следующее:

3.a Активизировать, при необходимости, осуществление Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака во всех странах.

3.b Оказывать содействие исследованиям и разработкам вакцин и лекарственных препаратов для лечения инфекционных и неинфекционных болезней, которые в первую очередь затрагивают развивающиеся страны, обеспечивать доступность недорогих основных лекарственных средств и вакцин в соответствии с Дохинской декларацией «Соглашение по ТРИПС и общественное здравоохранение», в которой подтверждается право развивающихся стран в полном объеме использовать положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в отношении проявления гибкости для целей охраны здоровья населения и, в частности, обеспечения доступа к лекарственным средствам для всех.

3.c Существенно увеличить финансирование здравоохранения и набор, развитие, профессиональную подготовку и удержание медицинских кадров в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах.

3.d Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья.

Помимо ЦУР 3 вопросы здоровья представлены и в других ЦУР:

Цель 1: Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах

  • 1.5. К 2030 году повысить жизнестойкость малоимущих и лиц, находящихся в уязвимом положении, и уменьшить их незащищенность и уязвимость перед изменением климата, экстремальными явлениями и другими экономическими, социальными и экологическими потрясениями и бедствиями

Цель 2: Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

  • 2.2. К 2030 году покончить со всеми формами недоедания, в том числе достичь к 2025 году согласованных на международном уровне целевых показателей, касающихся борьбы с задержкой роста и истощением у детей в возрасте до пяти лет, и удовлетворять потребности в питании девочек подросткового возраста, беременных и кормящих женщин и пожилых людей.

Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

  • 4.2. К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста с тем, чтобы они были готовы к получению начального образования.
  • 4.a. Создавать и совершенствовать учебные заведения, учитывающие интересы детей, особые нужды инвалидов и гендерные аспекты, и обеспечить безопасную, свободную от насилия и социальных барьеров и эффективную среду обучения для всех.

Цель 5: Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек

  • 5.1. Повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении всех женщин и девочек
  • 5.3. Ликвидировать все вредные виды практики, такие как детские, ранние и принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах

Цель 6: Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех

  • 6.1.  К 2030 году обеспечить всеобщий и равноправный доступ к безопасной и недорогой питьевой воде для всех.
  • 6.2. К 2030 году обеспечить всеобщий и равноправный доступ к надлежащим санитарно-гигиеническим средствам и положить конец открытой дефекации, уделяя особое внимание потребностям женщин и девочек и лиц, находящихся в уязвимом положении.

Цель 7: Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех

  • 7.1. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к недорогому, надежному и современному энергоснабжению.

Цель 8: Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

  • 8.7. Принять срочные и эффективные меры для того, чтобы искоренить принудительный труд, покончить с современным рабством и торговлей людьми и обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда, включая вербовку и использование детей-солдат, а к 2025 году покончить с детским трудом во всех его формах.
  • 8.8. Защищать трудовые права и содействовать обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся, включая трудящихся мигрантов, особенно женщин-мигрантов, и лиц, не имеющих стабильной занятости.

Цель 9: Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций

  • 9.1. Развивать качественную, надежную, устойчивую и стойкую инфраструктуру, включая региональную и трансграничную инфраструктуру, в целях поддержки экономического развития и благополучия людей, уделяя особое внимание обеспечению недорогого и равноправного доступа для всех.

Цель 10: Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними

  • 10.7. Содействовать упорядоченной, безопасной, законной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе с помощью проведения спланированной и хорошо продуманной миграционной политики.

Цель 11: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов

  • 11.2. К 2030 году обеспечить, чтобы все могли пользоваться безопасными, недорогими, доступными и экологически устойчивыми транспортными системами, на основе повышения безопасности дорожного движения, в частности расширения использования общественного транспорта, уделяя особое внимание нуждам тех, кто находится в уязвимом положении, женщин, детей, инвалидов и пожилых лиц.
  • 11.5. К 2030 году существенно сократить число погибших и пострадавших и значительно уменьшить прямой экономический ущерб в виде потерь мирового валового внутреннего продукта в результате бедствий, в том числе связанных с водой, уделяя особое внимание защите малоимущих и уязвимых групп населения.
  • 11.6. К 2030 году уменьшить негативное экологическое воздействие городов в пересчете на душу населения, в том числе посредством уделения особого внимания качеству воздуха и удалению городских и других отходов.
  • 11.7. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к безопасным, доступным и открытым для всех зеленым зонам и общественным местам, особенно для женщин и детей, пожилых людей и инвалидов.

Цель 12: Обеспечение рациональных моделей потребления и производства

  • 12.4. К 2030 году добиться экологически рационального использования химических веществ и всех отходов на протяжении всего их жизненного цикла в соответствии с согласованными международными принципами и существенно сократить их попадание в воздух, воду и почву, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

Цель 13: Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями

  • 13.1. Повысить сопротивляемость и способность адаптироваться к опасным климатическим явлениям и стихийным бедствиям во всех странах

Цель 14: Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития

  • 14.2. К 2030 году обеспечить рациональное использование и защиту морских и прибрежных экосистем с целью предотвратить значительное отрицательное воздействие, в том числе путем повышения стойкости этих экосистем, и принять меры по их восстановлению для обеспечения хорошего экологического состояния и продуктивности океанов.

Цель 15: Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия

  • 15.8. К 2030 году принять меры по предотвращению проникновения чужеродных инвазивных видов и по значительному уменьшению их воздействия на наземные и водные экосистемы, а также принять меры по предотвращению ограничения численности или уничтожения приоритетных видов.

Как будут осуществляться Цели в области устойчивого развития

  • В Аддис-Абебской программе действий, принятой на третьей Международной конференции по финансированию развития, содержатся конкретные стратегии и меры по оказанию поддержки осуществлению новой повестки дня.
  • Страны будут руководить деятельностью по осуществлению, успех которой будет зависеть от разработанных самими странами стратегий, планов и программ в области устойчивого развития. Цели в области устойчивого развития (ЦУР) будут служить ориентиром для стран при согласовании своих планов со своими глобальными обязательствами.
  • Стратегии устойчивого развития, осуществляемые на основе принципа национальной ответственности и под руководством стран, должны быть подкреплены стратегиями мобилизации ресурсов и финансирования.
  • Ожидается, что все заинтересованные стороны – правительства, гражданское общество, частный сектор и другие субъекты – будут вносить вклад в реализацию новой Повестки дня.
  • В Повестке дня на период до 2030 года признается необходимость активизации деятельности глобального партнерства на международном уровне для оказания поддержки национальным усилиям.
  • Партнерства с участием многих заинтересованных сторон признаны важным элементом стратегий, направленных на то, чтобы мобилизовать усилия всех заинтересованных сторон для осуществления новой Повестки дня.

Мониторинг в отношении ЦУР, связанных со здоровьем

Одним из ключевых элементов, способствующих развитию отчетности при реализации ЦТР, стало усиление внимания к мониторингу прогресса. В эпоху ЦУР повышенный интерес к мониторингу прогресса сохраняется, при этом странам предлагается проводить контроль выполнения поставленных задач и составление обзора по показателям на страновом уровне. Один из основополагающих принципов заключается в том, что процесс мониторинга будет носить добровольный характер и ориентироваться на страны, а национальные официальные источники данных будут служить основой для региональных и глобальных обзоров. Страны подтвердили свою решимость внедрять надежные стратегии мониторинга для обеспечения системы отчетности перед своими гражданами. Для большинства стран это может означать внедрение новых и усовершенствование уже существующих методов по сбору данных. Дезагрегирование по всем соответствующим аспектам неравенства является еще одним ключевым руководящим принципом мониторинга, который будет иметь важные последствия для сбора данных.

ЦУР также открывает новые направления с точки зрения мониторинга улучшения здоровья и выбранных показателей в области здоровья и здравоохранения. В дополнение к 13 задачам в области здоровья ЦУР 3, в других 16 целях имеются многочисленные задачи, связанные со здоровьем.

Кроме того, в отличие от показателей по задачам ЦТР, касающихся здоровья матери и ребенка и приоритетных инфекционных заболеваний, ЦУР являются более широкими и всеобъемлющими и включают показатели по НИЗ, психическому здоровью и травмам. Увеличилось также использование показателей смертности для мониторинга состояния здоровья населения.

Для мониторинга прогресса по всей ЦУР 3 (Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте) ВОЗ рассмотрела несколько всеобъемлющих показателей. Они включают «продолжительность жизни», «продолжительность здоровой жизни», и «количество смертей в возрасте до 70 лет». Эти индикаторы показывают не только прогресс в достижении задач, входящих в ЦУР 3, но также прогресс в достижении задач, связанных со здоровьем, в других Целях. Таким образом, они отражают межсекторальный характер детерминант здоровья.

В 2000-2015 гг. ЦТР основное внимание уделяли программам, ориентированным на конкретные заболевания, в основном, это касалось здоровья матери и ребенка и инфекционных заболеваний (в частности, ВИЧ/СПИДа, малярии и туберкулеза). Гораздо меньше внимания уделялось работе систем здравоохранения в целом, в том числе медико-санитарному обслуживанию, в результате чего потенциальные преимущества этой деятельности не учитывались. ЦУР исправляют эту ситуацию, подчеркивая настоятельную потребность во всеобщем охвате услугами здравоохранения (ВОУЗ), включая полный доступ и охват населения медико-санитарной помощью, а также защиту от финансовых рисков, предоставляемую через справедливые и устойчивые системы здравоохранения. ВОУЗ не является альтернативой программам борьбы с болезнями эпохи ЦТР - скорее, он включает эти программы, чтобы увеличить охват населения в рамках всеобъемлющего пакета медико-санитарного обслуживания. Кроме того, ЦУР охватывают предоставление услуг здравоохранения по неинфекционным болезням (НИЗ), психическому здоровью и травматизму, а также содействие практическому осуществлению медико-санитарных мероприятий через уже созданные международные и другие механизмы.

Сохранение глубокого социального и экономического неравенства не только негативно влияет на свободы и права отдельных людей, но прямо противоречит принципу, четко изложенному в Уставе ВОЗ, о том, что право на наивысший достижимый уровень здоровья является основополагающим правом каждого человека. В качестве самостоятельной цели справедливость в отношении здоровья является ключевым фактором, способствующим работе, например, над достижением ВОУЗ. При поиске справедливости в отношении здоровья существует взаимная синергия, которая будет использоваться между мероприятиями, направленными на достижение задач в области ЦУР 3, и задач, которые способствуют достижению гендерного равенства (ЦУР 5), сокращению неравенства внутри стран в более широком смысле (ЦУР 10) и прозрачному, подотчетному и недискриминационному законодательству (ЦУР 16). Однако для того, чтобы движение к справедливости стало реальной силой для перемен, необходимы конкретные программы работы для объективного определения тех, кто оказался в тяжелом положении, а также для разработки и внедрения эффективных решений.

Устойчивое финансирование лежит в основе любой системы, направленной на улучшение здоровья. Одним из непредусмотренных последствий сосредоточения внимания на программах борьбы с болезнями в эпоху ЦТР стало создание параллельных финансовых потоков и дублирование функций системы здравоохранения, в частности, при сборе и обработке информации. Ожидается, что включение концепции ВОУЗ в ЦУР 3 приведет к комплексному подходу к финансированию здравоохранения.

Научные исследования и инновации являются необходимыми условиями достижения ЦУР. В данном контексте инновация относится не только к изобретению и разработке новых технологий, но и к поиску новых способов реализации, которые включают в себя юридические и финансовые инструменты, расширение зоны действия кадровых ресурсов здравоохранения за рамки медицинской профессии и использование общих платформ для оказания медицинской помощи. Без непрерывных инвестиций в научные исследования и развитие новых технологий для дальнейшего внедрения их в системы здравоохранения многие амбициозные цели ЦУР просто не будут достигнуты.

В последние годы отмечено увеличение научных исследований в области здравоохранения, а также разработок по мониторингу и оценке благодаря быстрым технологическим достижениям, которые позволяют собирать и обрабатывать все большие объемы первичных данных, дезагрегированных для выявления наиболее нуждающихся лиц и групп населения. Появление «больших данных» - это мотивация для создания связей между базами данных в разных секторах, обеспечения повышения доступа к данным и разработки новых аналитических методов, которые приведут к лучшему пониманию болезней и открытию новых возможностей их лечения.

Понятно, что обязательства и ответственность за здоровье в контексте Устойчивого развития выходят далеко за рамки сектора здравоохранения. Повестка дня на период до 2030 года в настоящее время предоставляет реальную возможность рассматривать вопросы здоровья при разработке политических решений в различных областях, уничтожить барьеры и наладить новые партнерские отношения для обеспечения согласованности между политикой и реальными действиями. Среди множества примеров синергии, которые характерны для ЦУР, здоровье рассматривается в единой платформе с социальной интеграцией и сокращением масштабов нищеты, а усилия по продвижению в сторону ВОУЗ вносят непосредственный вклад в общественную безопасность.

Десятилетие действий3

Принимая во внимание, что для достижения Целей в области устойчивого развития осталось всего десять лет, на Саммите по ЦУР в ООН, состоявшемся в сентябре 2019 года, мировые лидеры предложили провозгласить Десятилетие действий и свершений во имя устойчивого развития и взяли на себя обязательства по мобилизации финансовых ресурсов, повышению эффективности процессов на национальном уровне и укреплению институтов для того, чтобы достичь целей к намеченному сроку — 2030 году, не оставив никого позади.

Генеральный секретарь ООН призвал все слои общества мобилизовать усилия в рамках десятилетия действий на следующих трех уровнях: деятельность на глобальном уровне, включая обеспечение более эффективного руководства, выделение большего объема ресурсов и принятие более продуманных решений в деле достижения Целей в области устойчивого развития; деятельность на местном уровне, включая необходимые преобразования политики, бюджета, учреждений и нормативно-правовой базы органов государственного управления, городов и местных органов власти; а также деятельность людей, в том числе инициативы молодежи, гражданского общества, средств массовой информации, частного сектора, профсоюзов, представителей научных кругов и других заинтересованных сторон для обеспечения неуклонной динамики в направлении осуществления необходимых преобразований.

Больше людей во всем мире сегодня стало жить лучше, чем десять лет назад. Больше людей, чем когда-либо прежде, получили доступ к более качественному здравоохранению, достойной работе и образованию. Однако неравенство и изменение климата грозят свести на нет эти достижения. Инвестиции во всеохватную и устойчивую экономику могут открыть колоссальные возможности для всеобщего процветания. А политические, технологические и финансовые решения вполне доступны. Но для того, чтобы привести эти рычаги преобразований в соответствие с целями устойчивого развития, требуется гораздо более эффективное руководство и быстрые и беспрецедентные перемены.

Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию, 7–16 июля 2020 г.

Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию – главная платформа ООН для контроля за ходом осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и достижения 17 Целей в области устойчивого развития, а также для обзора данного процесса.

В ходе нынешнего политического форума мировые лидеры рассмотрели текущий статус осуществления Повестки-2030, принимая во внимание последствия пандемии COVID-19. Одной из главных тем для обсуждения в рамках форума стала защита и повышение человеческого благополучия.

Добровольные национальные обзоры

Добровольные национальные обзоры являются частью контрольного и обзорного механизма в рамках осуществления Повестки-2030. В период между 2016 и 2019 гг. 44 из 53 государств-членов в Европейском регионе ВОЗ добровольно представили свои национальные обзоры на политическом форуме. Их доклады размещены на веб-сайте форума.

В этом году в период с 10 по 16 июля свои добровольные обзоры представили 13 стран из Европейского региона ВОЗ:

https://sustainabledevelopment.un.org/hlpf/2020

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

  • Доклад о ЦУР 2019 года. – Организация Объединенных Наций. 2019 г. – 51 стр.

С учетом того, что подходит к концу первый цикл осуществления и обзора хода достижения целей в области устойчивого развития, а государства-члены готовятся к проведению политического форума высокого уровня в июле и пяти крупных совещаний по устойчивому развитию в сентябре, в сотрудничестве с Целевой группой системы Организации Объединенных Наций по политическому форуму высокого уровня, работой которой совместно руководят Департамент по экономическим и социальным вопросам Секретариата и Программа развития Организации Объединенных Наций, было подготовлено настоящее «специальное издание» доклада о ходе достижения целей.

В докладе показано, что за последние четыре года достигнут прогресс в реализации ряда целей и связанных с ними задач в области устойчивого развития и что правительствами и другими заинтересованными сторонами принят ряд мер в порядке более широкого отклика на Повестку дня на период до 2030 года.

Вместе с тем из доклада также видно, что прогресс в достижении многих целей в области устойчивого развития был медленным, что наиболее серьезные лишения по-прежнему выпадают на долю наиболее уязвимых стран и групп населения и что глобальные меры реагирования на сегодняшний день недостаточно масштабны.

С учетом предстоящего десятилетия осуществления Повестки дня в настоящем докладе определен ряд сквозных областей, в которых для существенного ускорения прогресса необходимы политическое руководство и принятие неотложных многосторонних мер, масштаб которых может варьироваться. Это позволит Организации Объединенных Наций вывести мир на траекторию, которая обеспечит возможность достижения Целей в области устойчивого развития к 2030 году.

Полный текст доклада на русском языке на сайте Организации Объединенных Наций:

https://unstats.un.org/sdgs/files/report/2019/secretary-general-sdg-report-2019--RU.pdf

  • Отчет о ходе выполнения дорожной карты по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. с опорой на европейскую политику в поддержку здоровья и благополучия – Здоровье-2020. - Европейский региональный комитет. Шестьдесят девятая сессия. Копенгаген, Дания, 16–19 сентября 2019 г. - EUR/RC69/8(E). – 19 стр.

В резолюции EUR/RC67/R3 Европейский региональный комитет предложил Региональному директору представлять отчет о ходе выполнения дорожной карты по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года раз в два года, начиная с 2019 г. и заканчивая в 2029 году. В настоящем отчете анализируется ход работы по выполнению задач, связанных со здоровьем, предусмотренных Целями в области устойчивого развития, и реализации дорожной карты, проведенной государствами-членами и Европейским региональным бюро ВОЗ, а также его партнерами во исполнение этой резолюции.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0013/410026/69wd08r_E_RoadmapImplementation2030Agenda_190380.pdf

  • Укрепление сотрудничества, улучшение здоровья. Глобальный план действий по обеспечению здорового образа жизни и благополучия для всех: укрепление сотрудничества между многосторонними организациями в целях ускорения прогресса стран в достижении связанных со здоровьем Целей в области устойчивого развития. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. – 104 стр.

Общая цель Глобального плана действий — укрепление сотрудничества между 12 всемирными организациями, занимающимися вопросами здравоохранения, развития и ответных мер гуманитарного характера, в целях ускорения прогресса стран в достижении связанных со здоровьем задач ЦУР. В Плане представлен новый подход к укреплению сотрудничества между организациями и их совместным действиям, основанный на первоначальном коллективном обязательстве, которое было принято в октябре 2018 г. План, прежде всего, должен быть стратегическим, но при этом он также содержит некоторые элементы оперативного характера, которыми следует руководствоваться при его выполнении, а также допускать гибкую корректировку на основе регулярных обзоров достигнутого прогресса и извлеченных из опыта уроков. Хотя целью Глобального плана действий не является предоставление или изыскание дополнительных ресурсов, он позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы в результате совершенствования сотрудничества, принимая во внимание то, что у каждого из этих учреждений имеются свои собственные уникальные мандат и область специализации.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/327841/9789244516430-rus.pdf

  • Health and Sustainable Development Goals. Advisory meeting (Здоровье и Цели в области устойчивого развития. Консультативная встреча). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. – 29 стр.

На консультативном совещании по здоровью и Целям в области устойчивого развития в Копенгагене, Дания, 18–19 июня 2019 года был обсужден и пересмотрен проект руководства по ЦУР, связанные с ним технические ресурсы и возможности их применения. Были обсуждены следующие темы: оценка, согласование, ускорение и учет. Было решено, что, прежде всего, следует уделить внимание оптимизации руководства, используя имеющиеся средства и ресурсы. Определить, как выполнение задач по ЦУР может сосредоточить и ускорить усилия по реализации политики в области здоровья и благополучия; рассмотреть имеющиеся возможности для поддержки ее осуществления на всех этапах, а также предоставлять данные и доказательства наиболее эффективным образом и разрабатывать руководство по наилучшей практике.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0019/421822/Report-Copenaghen-7bis.pdf

  • Sustainable Development Goals: initial mapping of World Health Assembly and Regional Committee resolutions, strategies and action plans (Цели в области устойчивого развития: резолюции, стратегии и планы действий Всемирной ассамблеи здравоохранения и Регионального комитета). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2017 г. – 11 стр.

В представленном анализе резолюций, стратегий и планов действий показано, каким образом Всемирная ассамблея здравоохранения и Европейский региональный комитет ВОЗ содействует достижению 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР). В трехэтапном анализе изучается содержание этих документов, которые охватывают широкий спектр соответствующих тем здравоохранения. Стратегии и планы действий охватывают все задачи 3-й Цели в области устойчивого развития, посвященной здоровью, а также задачи из других ЦУР, которые связаны со здоровьем. Таким образом, европейская дорожная карта по ЦУР может основываться на существующих глобальных и региональных резолюциях и планах действий и должна использовать выявленные взаимосвязи.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/348100/SDG-initial-mapping-of-WHA-and-RC-resolutions-strategies-and-action-pla.._.pdf

  • World Health Statistics 2020: Monitoring health for the SDGs (Мировая статистика здравоохранения 2020: Мониторинг показателей здоровья для реализации ЦУР). – Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2020 г. – 77 стр.

В ежегодном докладе ВОЗ «Мировая статистика здравоохранения» применяется ряд основных показателей состояния здоровья населения и развития здравоохранения, которые позволяют сделать важные выводы в отношении прогресса, достигнутого на пути реализации Целей в области устойчивого развития.

Отмечается рост показателей ожидаемой продолжительности жизни и ожидаемой продолжительности здоровой жизни, однако он неравномерен. Наибольший прирост отмечен в странах с низким уровнем дохода, в которых повышение ожидаемой продолжительности жизни за период с 2000 по 2016 г. составило 21%, или 11 лет (по сравнению с приростом в 4%, или 3 года, в странах с более высоким уровнем дохода).

Прирост в странах с низким уровнем дохода был обусловлен, в том числе, расширением доступности услуг в области профилактики и лечения ВИЧ, малярии и туберкулеза, а также ряда забытых тропических болезней, например дракункулеза.

Другой составляющей успеха явилось более высокое качество акушерской и педиатрической помощи, в связи с чем показатель детской смертности снизился вдвое за период с 2000 по 2018 г.

Тем не менее, по ряду направлений отмечено замедление прогресса. Так, услуги, оказываемые в системах здравоохранения, а также за их пределами в области профилактики и лечения неинфекционных заболеваний (НИЗ), например, рака, диабета, заболеваний сердца и легких, а также инсульта, в целом характеризуются недостаточным объемом. В 2016 г. 71% всех случаев смерти в мире были связаны с НИЗ, а большая часть (85%) из 15 миллионов потенциально предотвратимых случаев смерти имели место в странах с низким и средним уровнем дохода.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/332070/9789240005105-eng.pdf

  • Разработка общего набора индикаторов для единого механизма мониторинга хода достижения ЦУР и оценки прогресса в осуществлении политики Здоровье-2020 и Глобального плана действий ВОЗ по профилактике НИЗ и борьбе с ними. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2018 г. – 40 стр.

В связи с выраженными опасениями по поводу нагрузки, обусловленной подготовкой отчетности для ВОЗ и других международных организаций, в рамках Шестьдесят седьмой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (РК-67) государства-члены, приняв в сентябре 2017 г. резолюцию EUR/RC67/R3, договорились о создании единого механизма мониторинга для подготовки отчетности по показателям достижения Целей в области устойчивого развития и выполнения индикаторов, предусмотренных политикой Здоровье-2020, а также Глобальным планом действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними. В качестве первого этапа создания единого механизма мониторинга была сформирована группа экспертов, в задачи которой входит подготовка общего набора индикаторов для единого механизма мониторинга. Совещание группы экспертов прошло в Вене, Австрия, 20–21 ноября 2017 г. В настоящем отчете кратко изложено содержание совещания, включая описание процесса обсуждения и подготовленные по его итогам рекомендации.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0018/360702/vienna-meeting-ru.pdf

  • Основные показатели здоровья в Европейском Регионе ВОЗ в 2017 г. Специальный фокус: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2017 г. – 12 стр.

Выход в свет шестого издания публикации «Основные показатели здоровья» совпадает с принятием Дорожной карты по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. в Европейском регионе ВОЗ. Поэтому вполне естественно, что Цели устойчивого развития (ЦУР) являются специальной темой этого выпуска. Европейское региональное бюро ВОЗ, по итогам проведенных консультаций, предложило подход, направленный на снижение бремени отчетности для государств-членов путем создания единого механизма мониторинга. Этот механизм позволит облегчить процесс предоставления сведений по индикаторам и темам, согласованным между системами отчетности по политике Здоровье-2020, ЦУР и НИЗ. Это не только открывает возможности для функционирования единого механизма мониторинга, но и показывает, что политика Здоровье-2020 поистине опередила свое время. Таким образом, ЦУР открывают неоценимые возможности для стимулирования межсекторального взаимодействия, дальнейшей активизации выполнения приоритетных задач политики Здоровье-2020 и использования информации для принятия политических решений в Регионе. И наконец, в публикации представлены выбранные графики и карты по таким ключевым связанным с ЦУР темам, имеющим важное значение для Европейского региона, как неравенства, всеобщий охват услугами здравоохранения, факторы риска и НИЗ. Эти графики и карты базируются, в основном, на данных за 2014 и 2015 гг.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/346327/CHI_RU_WEB.pdf

  • Здоровье детей и подростков. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2017 г. – 10 стр.

Здоровье человека на каждом этапе жизни оказывает влияние на здоровье на других этапах и кумулятивным образом воздействует на следующее поколение. Неоптимальный жизненный старт может привести к таким последствиям, как проблемы со здоровьем, неполноценное питание и низкая успеваемость, которые, в свою очередь, впоследствии становятся причиной низкого дохода и социальной напряженности. Таким образом, здоровье и благополучие детей и подростков имеют важное значение для достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР), в особенности целей, направленных на борьбу с бедностью, призванных обеспечить безопасность здоровья населения, получение образования и сокращение неравенств. Для того чтобы обеспечить детям и подросткам возможности расти и жить благополучной жизнью, необходимо принятие мер во всех секторах и контекстах.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/364952/child-adolescent-health-rus.pdf

  • Инвалидность. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2017 г. – 16 стр.

Оптимизация здоровья и благополучия людей с ограниченными возможностями имеет важное значение для достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР). Поскольку опыт, связанный с инвалидностью, универсален на протяжении всей жизни и влияет на все ее сферы, вопрос инвалидности имеет значение для достижения всех ЦУР. Здоровье и благополучие каждого человека зависят от адекватного уровня жизни, достойно оплачиваемой работы, возможностей получения образования и участия в социальной и общественной жизни (составляющих ЦУР), но это именно те сферы жизни, в которых люди с ограниченными возможностями особенно ущемлены. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и 17 ЦУР служат мощной основой для обеспечения развития с учетом потребностей инвалидов на уровне отдельных групп населения, стран и международного сообщества в целом.

Повестка дня содержит обязательство никого не оставлять без внимания, будь то лица с инвалидностью или иные уязвимые группы населения, и признает необходимость учета факторов инвалидности при осуществлении всех поставленных целей.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/426219/SDF_factsheet-disability-Rus.pdf

  • Доступ к основным лекарственным средствам, вакцинам и медицинским технологиям. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2017 г. – 11 стр.

Стратегии в отношении основных лекарственных средств играют ключевую роль в достижении всеобщего охвата услугами здравоохранения и устойчивого развития. Вопрос доступа к основным лекарственным средствам носит глобальный характер и не зависит от доходов страны. Во многих странах с низким и средним уровнем доходов лекарства не доступны для тех, кто в них нуждается, а многие новые лекарственные средства бывают настолько дорогими, что их не могут закупать даже системы здравоохранения в странах с высокими доходами. Цели в области устойчивого развития (ЦУР) создают возможность для устойчивых общемировых усилий по обеспечению всеобщего доступа к недорогим, качественным лекарственным средствам, которые необходимы для здоровой и продуктивной жизни на всех ее этапах.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/376477/fact-sheet-sdg-essential-medicines-rus.pdf

  • How to keep people at the centre of health and sustainable development policies. 25th annual meeting of the Regions for Health Network (Как держать людей в центре политики здравоохранения и устойчивого развития. 25-е ежегодное собрание Сети регионов за здоровье). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. – 55 стр.

25-е ежегодное совещание Сети «Регионы для здравоохранения» состоялось в Регионе Мёз-Рейн, расположенном между Бельгией, Германией и Нидерландами, 26–28 июня 2019 года. Основной темой Совещания было то, как держать людей в центре политики здравоохранения и устойчивого развития. Рассматривались три основных темы. Первая - сокращение несправедливости в отношении здоровья, в центре которого был отчет об инициативе ВОЗ в отношении Доклада о состоянии здоровья в Европе. Вторая тема - это прогресс в достижении Целей ООН в области устойчивого развития. Третья тема - это вопросы, касающиеся кадров здравоохранения будущего. Каждая тема включала в себя не только официальную презентацию, но и комментарии группы экспертов, обсуждение с региональными представителями и отчет о мнениях гражданского населения. Был также представлен ряд отчетов о других инициативах и мероприятиях в Регионе. Были также обсуждены следующие вопросы: гендерное здоровье, факторы окружающей среды, а также отношения между системой здравоохранения и экономикой.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/417491/25th-annual-meeting-RHN-Aarchen.pdf

  • Здоровье, достойная работа и экономика. Краткий аналитический обзор. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. – 23 стр.

Существует неразрывная связь между здоровьем и трудоустройством. Лица, состояние здоровья которых является неудовлетворительным, с большей вероятностью окажутся безработными или не полностью занятыми, поскольку слабое здоровье отрицательно сказывается на их работоспособности. Когда же они получают работу, слабое здоровье становится причиной низкой производительности их труда. Круг замыкается: повышается вероятность потери работы, отпуска по болезни или раннего выхода на пенсию.

Безработица и нестандартная занятость оказывают сильное неблагоприятное воздействие как на психическое и физическое здоровье людей, так и на их благополучие. Безработные и не имеющие стабильной работы лица более склонны к таким наносящим вред здоровью формам поведения, как курение и злоупотребление алкоголем и наркотиками. Это ведет к дальнейшему ухудшению их здоровья и повышает вероятность безработицы в дальнейшем. Следовательно, здоровье и занятость могут оказывать друг на друга как негативное, так и благотворное влияние.

Связанные с занятостью неравенства в отношении здоровья можно сокращать путем содействия безопасным и здоровым условиям труда во всех секторах занятости, а также посредством обеспечения доступности служб гигиены труда для всех и каждого, включая представителей групп высокого риска и людей, традиционно исключенных из рынка труда.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/420349/SDG-8-Rus-health,-decent-work-and-the-economy.pdf

Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/health-topics/sustainable-development-goals#tab=tab_1

и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/en/health-topics/health-policy/sustainable-development-goals

Контактная информация

Документационный центр ВОЗ

127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11,

комната 209

ФГБУ «Центральный НИИ организации и

информатизации здравоохранения Минздрава РФ»

(ЦНИИОИЗ).

E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Кайгородова Татьяна Вадимовна,

руководитель Документационного центра ВОЗ

E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

WWW: http://whodc.mednet.ru/

Подписка на Бюллетень

Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу:

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке:

http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html

1 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Организации Объединенных Наций:

https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda

2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/mediacentre/news/statements/2015/healthy-lives/ru

3 Использованы материалы с сайта Организации Объединенных Наций:

https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda


Просмотров: 5281

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 14.09.2020 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search