СТАРТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
13.11.2020 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-5-4
1,2Иванова А.Е. Резюме В 2018 г. приняты Национальные проекты, в том числе в сфере демографии и здравоохранения. Цель работы – оценить результативность первого года реализации данных Национальных проектов по основным целевым индикаторам, влияющим на продолжительность жизни населения. Гипотеза исследования. Можно ожидать, что если меры и система мониторинга их реализации окажутся эффективными, то по целевым индикаторам динамика в 2019 г. окажется более позитивной, чем в предыдущие годы. В качестве базы сравнения принято предыдущее пятилетие 2013-2018 гг. Материал и методы. Использованы возрастные для трудоспособного населения и стандартизованные коэффициенты смертности от новообразований и болезней системы кровообращения, а также показатели продолжительности жизни по всем субъектам Российской Федерации за 2019 г. и 2013-2018 гг. За период 2013-2018 гг. рассчитаны среднегодовые темпы прироста/снижения смертности. Результаты. Сравнение динамики продолжительности жизни в 2019 г. и в период, предшествующий реализации Национальных проектов, свидетельствует о неоднозначных результатах. На 41 территории для мужчин и на 36 территориях для женщин динамика продолжительности жизни в 2019 была менее позитивной (или даже негативной) в сравнении со среднегодовыми изменениями показателя в 2013-2018 гг. В географическом отношении более позитивной динамикой отличались, и у мужчин, и у женщин, территории Северо-Запада, Центра России, Приволжского и отчасти Уральского регионов, негативный тренд был более характерен для регионов Сибири и Дальнего Востока. Заключение. Источники неэффективной (по критерию продолжительности жизни населения) реализации Национальных проектов практически на половине российских территорий связаны с недостижением прогресса по ключевым приоритетам: болезням системы кровообращения, новообразованиям и смертности населения трудоспособного возраста. Ключевые слова: Национальный проект; смертность; ожидаемая продолжительность жизни; трудоспособный возраст; болезни системы кровообращения; новообразования
Контактная информация: Иванова Алла Ефимовна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
LAUNCH OF NATIONAL PROJECTS IN DEMOGRAPHY AND HEALTHCARE: REGIONAL FEATURES Abstract National projects were adopted in 2018, including in demography and healthcare. The purpose of the study is to evaluate effectiveness of the first-year implementation of these National projects by main target indicators affecting life expectancy of the population. The study hypothesis. We can expect that if the measures and monitoring system of their implementation are effective, the 2019 dynamics in the target indicators will be more positive compared to the previous years. The previous five-year period (2013-2018) was used as a comparison base. Material and methods. The author used age-specific and standardized rates of mortality from neoplasms and diseases of the circulatory system among the working-age population, as well as life expectancy indicators in all regions of the Russian Federation in 2019 and 2013-2018. For the period 2013-2018 the average annual rate of increase/decrease in mortality was calculated. Results. Comparison of the 2019 dynamics in life expectancy and in the period preceding the implementation of the National projects shows ambiguous results. Dynamics in life expectancy in 2019 in 41 regions among males and in 36 regions among females was less positive (or even negative) compared to the average annual changes in the indicator in 2013-2018. Geographically, more positive dynamics was registered in the North-West, Central Russia, Volga and, in part, Ural regions among both males and females, while the negative trend was more characteristic of the Siberia and Far East regions. Conclusion. The sources of inefficient implementation of the National projects (in terms of life expectancy) in almost half of the Russian regions are associated with the lack of progress on key priorities: diseases of the circulatory system, neoplasms and mortality among the working-age population. Keywords: National project; mortality; life expectancy; working age; diseases of the circulatory system; neoplasms
Corresponding author: Alla E. Ivanova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Начало 2000-х годов в России характеризовалось относительной стабилизацией продолжительности жизни населения после череды резких колебаний в течение 1990-х годов, которые в целом описывались тенденцией понижения продолжительности жизни [1]. Поэтому достигнутая стабилизация на очень низких уровнях свидетельствовала не об успехах, а о достижении некоторого предела падения при сложившейся структуре причин смерти демографически старого населения. Накопленные проблемы требовали принятия широкого комплекса мер, как в сфере здравоохранения, так и в отношении других значимых детерминант, прежде всего, в отношении уровня и образа жизни населения, охраны окружающей среды и пр. К середине первого десятилетия на фоне экономического оздоровления ситуации в стране были приняты программы в сфере здравоохранения: Приоритетный национальный проект «Здоровье»4. Суммарный эффект оказался позитивным. Смертность продемонстрировала устойчивое снижение, которое носило универсальный характер в отношении всех основных причин смерти для мужчин и женщин, на всей территории страны [2-8]. 7 мая 2012 г., в день своей инаугурации, президент РФ Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов5, в которых были обозначены основные направления социально- экономического развития страны до 2020 г. Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ и др. 13 июля 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г.6, в том числе: здравоохранение; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология. Таким образом, на протяжении нескольких лет принимались и реализовывались решения как по поддержке здравоохранения, так и по развитию социально-экономической сферы, существенно влияющей на здоровье и продолжительность жизни населения. Результаты известны: несмотря на существенно осложнившиеся после 2014 г. социально-экономические условия в стране, рост продолжительности жизни сохранился, хотя темпы снизились. В 2018 г. Президент РФ объявил о Национальных проектах, в том числе в сфере демографии и здравоохранения7. Впервые была разработана также система детального помесячного мониторинга целевых индикаторов, нацеливающая регионы на энергичную работу в течение года. Для достижения целевых индикаторов предусмотрена система мер, которая начала действовать в 2019 г. Цель работы – оценить результативность первого года реализации Национальных проектов в сфере демографии и здравоохранения по основным целевым индикаторам, влияющим на продолжительность жизни населения. Материалы и методы Гипотеза исследования. Можно ожидать, что если меры и система мониторинга их реализации окажутся эффективными, то по целевым индикаторам динамика в 2019 г. окажется более позитивной, чем в предыдущие годы. В качестве базы сравнения принято предыдущее пятилетие 2013-2018 гг. Использованы возрастные для трудоспособного населения и стандартизованные коэффициенты смертности от новообразований и болезней системы кровообращения, а также показатели продолжительности жизни по всем субъектам Российской Федерации за 2019 г. и 2013-2018 гг. За период 2013-2018 гг. рассчитаны среднегодовые темпы прироста/снижения смертности. Из анализа исключены республика Крым и г.Севостополь из-за отсутствия их в составе России в 2013 г. Результаты Для оценки результатов первого года реализации Национальных проектов рассмотрим динамику наиболее общей характеристики смертности, а именно: изменение продолжительности жизни населения. В целом по России продолжительность жизни мужчин в 2019 г. в сравнение с 2018 г. выросла на 0,48 года для мужчин и 0,31 года для женщин. В подавляющем большинстве территорий продолжительность жизни также выросла, вместе с тем, в 10 регионах у мужчин и в 14 – у женщин показатель снизился. При этом в 6 и 12 территориях, соответственно у мужчин и женщин рост продолжительности жизни был крайне незначительным, и не превышал 0,1 года. Неблагополучная ситуация (снижение продолжительности жизни) сложилась для мужчин: в ЯНАО, на Алтае, в Бурятии, в Томской области, Хакасии, в Еврейской АО, Читинской, Амурской областях, Хабаровском крае, а также - Краснодарском крае. Для женщин также неблагополучными оказались территории Сибири и Дальнего Востока (Новосибирская область, Красноярский край, Магаданская, Иркутская, Амурская области, Еврейская АО), но, кроме того, ряд территорий Северо-Запада (Мурманская, Архангельская, Псковская области) и Юга России (Краснодарский край, Карачаево-Черкесия, Сев.Осетия, Кабардино-Балкария). Худшая динамика в 2019 г. отмечалась в Краснодарском крае для мужчин (-0,73 года) и Еврейской АО для женщин (-0,93 года). Территории с наиболее позитивной динамикой требуют детального анализа. Из лидеров придется исключить Чукотский АО, в котором за год продолжительность жизни выросла на 5,54 года у мужчин и 3,85 года у женщин. Эти данные являются статистическим артефактом в силу малого числа наблюдений. Из-за низкого качества данных и недостоверной статистики из лидеров роста продолжительности жизни у женщин также приходится исключить Ингушетия. В результате, к числу территорий, в которых продолжительность жизни в 2019 г. выросла в максимальной степени, относятся для мужчин: Орловская область (+1,26 года), Тыва (+1,24 года), Псковская область (+1,14 года). Тыва также отмечена высокими приростами продолжительности жизни женщин (+0,84 года), а кроме нее аналогичных успехов добились Калмыкия (+1,65 года) и Марий Эл (+1,15 года). Казалось бы, динамику продолжительности жизни в целом по стране, и по большинству территорий можно расценить как свидетельство успехов в реализации Национальных проектов. Однако, прежде чем выносить такой вердикт, следует учитывать, что позитивная динамика отмечалась и в предыдущие годы. Поэтому эффектом реализации Национальных проектов можно считать такой прирост продолжительности жизни, который будет более существенным, чем в среднем за предыдущие годы, или ситуации, когда негативная динамика сменилась на позитивную. В качестве базы сравнения возьмем среднегодовой прирост продолжительности жизни за пять лет, предшествовавших реализации проекта, а именно 2013-2018 г. Итак, в период 2013-2018 г. продолжительность жизни в целом по стране росла в среднем за год на 0,53 года для мужчин и на 0,29 года для женщин. При этом во всех без исключения регионах России продолжительность жизни населения выросла, хотя и в разном темпе. Максимальными темпами и у мужчин, и у женщин росли показатели в Тыве: на 1,0 и 0,8 года в среднем за год в период 2013-2018 гг. Минимальными темпами: в среднем на 0,25 года у мужчин и на 0,13 года у женщин росла продолжительность жизни соответственно в Мурманской и Пензенской областях. Таким образом, в период, предшествующий реализации Национальных проектов, рост продолжительности жизни был, во-первых, повсеместным, в-вторых, даже там, где отмечались самые низкие темпы роста, они были статистически значимым и превышали 0,1 года. Сравнение динамики продолжительности жизни в 2019 г. и в период, предшествующий реализации Национальных проектов, свидетельствует о неоднозначных результатах. В целом по России ситуация практически не изменилась: среднегодовые темпы в 2013-2018 г. и прирост в 2019 г. составили соответственно у мужчин 0,53 и 0,48 года, у женщин 0,29 и 0,31 года. На региональном уровне ситуация была крайне неоднородной. На 24 территориях для мужчин и на 31 территории для женщин прирост продолжительности жизни в 2019 г. превышал среднегодовое изменение показателя в 2013-2018 г. на уровне более 0,1 года. На 17 территориях для мужчин и на 15 – для женщин разница в приросте продолжительности жизни в сравниваемые периоды была незначимой и колебалась в пределах ±0,1 года. При этом на 41 территории для мужчин и на 36 территориях для женщин динамика продолжительности жизни в 2019 была менее позитивной (или даже негативной) в сравнении со среднегодовыми изменениями показателя в 2013-2018 гг. В целом, можно констатировать, что в территориях, в которых в 2013-2018 г. среднегодовые темпы роста продолжительности жизни были выше среднероссийских, в 2018-2019 г. как правило, отмечался прирост ниже среднероссийского, или даже снижение СПЖ (11 из 15 у мужчин и 10 из 15 у женщин) (табл. 1-2). Таблица 1 Распределение регионов РФ по динамике продолжительности жизни в 2018-2019 г. в сравнение со среднегодовым темпом в 2013-2018 гг. (мужчины)
В территориях, в которых в 2013-2018 г. среднегодовые темпы роста продолжительности жизни были близки к среднероссийским, в 2018-2019 г. ситуация была неоднородной. У мужчин в 19 из 53 территорий отмечалась более позитивная динамика, чем до реализации Национальных проектов, а в 24 территориях – более негативная. У женщин, наоборот, в большинстве территорий – в 31 из 57 – тенденции СПЖ были более позитивными, в 19 территориях – более негативными. В географическом отношении более позитивной динамикой отличались, и у мужчин, и у женщин, территории Северо-Запада, Центра России, Приволжского и отчасти Уральского регионов, негативный тренд был более характерен для регионов Сибири и Дальнего Востока. И, наконец, в группе, в которой перед реализацией Национальных проектов, отмечался самый низкий прирост продолжительности жизни, в 2018-2019 г. сформировались, как правило, темпы выше среднероссийских. Таблица 2 Распределение регионов РФ по динамике продолжительности жизни в 2018-2019 г. в сравнение со среднегодовым темпом в 2013-2018 гг. (женщины)
Для того, чтобы выявить источники неэффективной реализации Национальных проектов практически на половине российских территорий, важно рассмотреть ключевые направления проектов, направленных на рост продолжительности жизни, а это: здоровый образ жизни, который должен привести к снижению преждевременной смертности в трудоспособных возрастах, борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, как ведущими причинами смерти. Наиболее проблематичной является оценка эффекта мер по оздоровлению образа жизни. Понятно, что инерционность этих процессов не позволяет рассчитывать на какие-либо эффекты в течение одного года реализации мер. Вместе с тем, следует отметить, что меры по стимулированию здорового образа жизни, предусмотренные Национальным проектом, не оторваны от предыдущей политики, а лишь продолжают, развивают и усиливают сформулированные ранее стратегии по здоровому питанию и физической активности, по борьбе с злоупотреблением алкоголем и табакокурением. Таким образом, можно ожидать, что дополнительные меры Национального проекта могли бы дать кумулятивный эффект. Судя по динамике смертности населения трудоспособного возраста в 2013-2018 гг., реализация политики по оздоровлению образа жизни действительно привела к позитивным результатам. В целом по стране смертность мужчин трудоспособного возраста снижалась в этот период в среднем на 3,5%, женщин – на 2,3% ежегодно. Максимальные темпы отмечены в Тыве (5,7% для мужчин и 7,1% для женщин), а также Еврейской АО для мужчин (6,0%) и Алтае (7,5%) для женщин. Минимальными темпами смертность снижалась в Мурманской области у мужчин (0,6%) и Пензенской области для женщин (0,4%). Можно сказать, что в целом темпы сокращения преждевременной смертности очень невелики и не соответствуют масштабам российской сверхсмертности в трудоспособных возрастах. Однако следует иметь в виду, что позитивная динамика формировалась в сложных социально-экономических условиях, которые вели к стагнации и даже снижению доходов населения, что всегда в предыдущие десятилетия сопровождалось негативными демографическими последствиями для групп риска – трудоспособного населения. Более того, важным позитивным фактором является отсутствие роста смертности в рассматриваемый период на всем пространстве российских территорий, как у мужчин, так и у женщин. Самым неблагоприятным сценарием является стагнация показателей (Ульяновская область и Северная Осетия для женщин). В 2018-2019 г. в сравнение с предыдущим периодом темпы сокращения смертности в трудоспособных возрастах в целом по России несколько снизились: до 2,8% с 3,5% у мужчин и до 2,1% с 2,3% у женщин. И эти процессы сформировались не только за счет снижения темпов на ряде российских территорий, но и за счет появления группы регионов, в которых смертность возросла. Для мужчин негативная динамика сложилась на 16 территориях, при этом в Еврейской АО, на Алтае, в Хакасии и в Читинской области этот рост был существенным: от 5,3 до 6,2%. Для женщин рост смертности в трудоспособных возрастах отмечался в 25 территориях, при этом в Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Карачаево-Черкесии он составлял от 15 до 18%. Вместе с тем, в большинстве регионов смертность снизилась, в том числе на 20 территориях для мужчин и в 32 для женщин - более высокими темпами, чем в среднем по стране. В 5 территориях для мужчин и 14 – для женщин смертность колебалась в пределах ±1%. Сравнительный анализ ситуации в 2018-2019 г. и в 2013-2018 г. свидетельствует, что в отношении смертности населения трудоспособного возраста первый год реализации Национальных проектов не принес дополнительных позитивных результатов. В целом по стране скорость снижения смертности или уменьшилась (у мужчин) или осталась в тех же пределах (у женщин). В большинстве регионов страны (50 у мужчин и 43 у женщин) отмечено отсутствие прогресса (5 территорий для мужчин и 14 – для женщин) и даже регресс, который проявился в смене позитивных тенденций на негативные (16 территорий для мужчин и 25 – для женщин) и в снижении темпов позитивных тенденций (29 территорий для мужчин и 4 – для женщин). Ситуация в отношении болезней системы кровообращения уже накануне принятия Национальных проектов развивалась довольно благополучно благодаря серии мероприятий, реализованных в предыдущие годы, и направленных на модернизацию здравоохранения, внедрение в практику новых медицинских технологий, развитие сети специализированных сосудистых центров, обучение персонала, обеспечение эффективными лекарственными препаратами и пр. В период 2013-2018 г. смертность от болезней системы кровообращения в целом по России снижалась в среднем на 4,0% в год у мужчин и на 4,9% у женщин. Позитивные тенденции отмечались во всех российских территориях, хотя региональная динамика существенно отличалась. Максимальные темпы зарегистрированы в Сахалинской области (8,4% у мужчин и 11,8% у женщин в среднем за год). В 2018-2019 гг. скорость снижения смертности от болезней системы кровообращения уменьшилась: в целом по России до 3,4% с 4,0% у мужчин и до 2,3% с 4,9% у женщин. При этом сформировалась группа, в которой смертность выросла: в 20 территориях у мужчин и 25 у женщин. Еще в 11 территориях у мужчин и в 7 у женщин показатели практически стагнировали (колебались в пределах ±1%. Таким образом, более чем в трети субъектов федерации первый год реализации Национальных проектов отмечен негативными тенденциями, которые пришли на смену позитивной динамике предыдущего пятилетия. Вместе с тем, на большей части территорий страны позитивная динамика смертности от болезней системы кровообращения продолжилась. Максимальные темпы снижения смертности (17,6%) сохранились в Сахалинской области у мужчин и отмечались в Самарской области (15,2%) у женщин. Сравнительный анализ ситуации в 2018-2019 г. и в 2013-2018 г. свидетельствует, что в отношении смертности населения от болезней системы кровообращения первый год реализации Национальных проектов не только не принес дополнительных позитивных результатов, но в целом характеризовался негативной динамикой. В целом по стране скорость снижения смертности уменьшилась и у мужчин, и у женщин. В большинстве регионов страны (50 у мужчин и 54 у женщин) отмечено отсутствие прогресса (11 территорий для мужчин и 7 – для женщин) и даже регресс, который проявился в смене позитивных тенденций на негативные (20 территорий для мужчин и 25 – для женщин) и в снижении темпов позитивных тенденций (19 территорий для мужчин и 22 – для женщин). Новообразования – вторая по значимости причина смерти населения, в отношении которой в годы, предшествующие Национальным проектам, также был принят ряд значимых мер, прежде всего, в отношении развития материально-технической базы учреждений, оказывающих онкологическую помощь, оснащение новым оборудованием и внедрение новых медицинских технологий. В период 2013-2018 гг. смертность от новообразований в России снижалась ежегодно в среднем на 1,3% как у мужчин, так и у женщин. В сравнение с болезнями системы кровообращения, темпы снижения смертности от новообразований были более скромными. Кроме того, если в случае новообразований позитивная динамика отмечалась на всем пространстве российских территорий, то в случае новообразований на ряде территорий (11 у мужчин и 7 у женщин) смертность выросла. Максимальные темпы у мужчин зафиксированы в Башкортостане (на 3,6% в среднем за год), у женщин в Новосибирской области (на 3,0% в среднем за год). Помимо регионов, в которых смертность росла, в 28 территориях у мужчин и 17 – у женщин отмечались незначительные колебания смертности в пределах ±1%, свидетельствующие о стагнации ситуации. Однако в большинстве территорий смертность снижалась. В 2018-2019 г. в целом по России темпы снижения смертности от новообразований у мужчин незначительно возросли (с 1,3% до 1,7%), у женщин столь же незначительно сократились (с 1,3% до 0,9%). Однако число территорий с негативной динамикой существенно возросло как для мужчин, так и для женщин (29 и 37 соответственно). Об относительной стагнации можно говорить на 10 территориях для мужчин и 9 для женщин. Позитивную динамику продемонстрировали менее половины российских территорий. Особенностью первого года реализации Национальных проектов является появление групп регионов с крайне высокими темпами изменения смертности от новообразований, причем как в группе с позитивной, так и с негативной динамикой. Так, темпы роста смертности более 10% за год отмечены у мужчин в Амурской области, Хакасии, ЯНАО, Карачаево-Черкесии, у женщин – в Камчатском крае, Саратовской области, на Алтае и в Кабардино-Балкарии. Аналогичные по масштабам темпы снижения смертности зафиксированы у мужчин в Рязанской области, Камчатском крае, Тыве, ХМАО, у женщин – в Калмыкии, Краснодарском крае, Читинской области, Тыве, ХМАО. Особенно выделяется в этом списке Камчатский край со сверхвысокими темпами роста смертности женщин и - одновременно – темпами снижения смертности мужчин. Сравнительный анализ ситуации в 2018-2019 г. и в 2013-2018 г. свидетельствует, что в отношении смертности населения от новообразований, также, как и от болезней системы кровообращения, первый год реализации Национальных проектов не только не принес дополнительных позитивных результатов, но в целом характеризовался негативной динамикой. В целом по стране скорость снижения смертности практически не изменилась. Но на региональном уровне произошел сдвиг в сторону увеличения числа территорий с негативной динамикой (39 у мужчин и 46 у женщин). Отмечено отсутствие прогресса (10 территорий для мужчин и 9 – для женщин) и даже регресс, который проявился в смене позитивных тенденций на негативные (29 территорий для мужчин и 37 – для женщин). Отличием ситуации по новообразованиям является тот факт, что в тех территориях, в которых смертность снижалась в предыдущие годы до реализации Национального проекта, она продолжила снижение и в 2018-2019 г. При этом темпы снижения даже ускорились. Таблица 3 Распределение территорий России по характеру изменения смертности в возрастном и нозологическом разрезах в 2018-2019 г. в сравнение со среднегодовым темпом в 2013-2018 гг. (мужчины)
Таблица 4 Распределение территорий России по характеру изменения смертности в возрастном и нозологическом разрезах в 2018-2019 г. в сравнение со среднегодовым темпом в 2013-2018 гг. (женщины)
2020 год внес принципиально новые факторы в формирование тенденций смертности на фоне реализуемых Национальных проектов. Пандемия короновируса не только вызвала дополнительное число смертей и приведет по итогам года не к росту продолжительности жизни, а ее снижению, или, в лучшем случае, стагнации на уровне предыдущего года. Но влияние пандемии этим не ограничится. Будут сказываться последствия изоляции с сопутствующими рисками здоровью, как физическому, так и психологическому; последствия остановки профилактических программ, последствия отказа от планового оказания медицинской помощи и обслуживание только экстренных случаев. Причем эти эффекты явно не ограничатся текущим годом. По предварительным итогам за 7 месяцев 2020 г. общий коэффициент смертности в целом по России вырос на 4,8%. Ситуация по регионам существенно различалась. Так, в 7 регионах прирост общего коэффициента превысил 15%, и Москва в этой группе оказалась на 7 месте. В Ингушетии и Дагестане показатель вырос более, чем на 20%, в Чеченской республике – на 17,8%, в ЯНАО – на 19,1%, в Чувашии и Пензенской области – на 15,9% и 15,5% соответственно. Вместе с тем, в 20 регионах общий коэффициент смертности не только не вырос, но даже сократился. Максимальные темпы – около 5% - отмечены в Севастополе, Адыгее, Алтайском крае, а в Бурятии показатель снизился на 7,0%. При этом в большей части территорий с позитивной динамикой смертности, темпы снижения не превышают 1-2%. Обсуждение Приведенные результаты, казалось бы, однозначно свидетельствуют, что первый год реализации Национальных проектов в сфере демографии и здравоохранения не привнес позитивных результатов, а по ряду признаков ситуация даже ухудшилась. Однако имеется ряд факторов, не позволяющих делать столь однозначные оценки. Рассмотрим вначале ситуацию в отношении населения трудоспособного возраста. Как показали кризисные 1990-е годы, в условиях безработицы, падения доходов и отсутствия социальной перспективы страдает вопреки ожиданиям в отношении групп риска – детей и пожилых людей - прежде всего, население трудоспособного возраста [1, 9]. Если рассмотреть ситуацию второй половины 2010-х годов сквозь призму социально-экономических факторов, то очевидны кризисные явления в социально-экономической сфере, нараставшие год от года [10]. И, если в начале этого периода сохранялась позитивная инерция предыдущего экономического роста, то к концу 2010-х годов эта инерция практически исчерпалась, что проявлялось, в том числе, в снижении год от года темпов роста продолжительности жизни (исключая 2017 г.). Таким образом, независимо от реализации Национальных проектов ситуация в 2019 г. очевидно была бы хуже, чем в 2018 г. А с учетом принятых мер темпы ухудшения, возможно, оказались ниже. Отмеченные факторы в определенной степени актуальны и в отношении динамики смертности от болезней системы кровообращения, а также новообразований. Однако лишь в определенной степени, поскольку большая часть умерших от данных патологий сконцентрирована в пожилых возрастах. Вместе с тем, для ведущих причин смерти актуальной проблемой является достоверность диагностики и кодирования. За время реализации мер по снижению смертности опубликовано много работ, выявляющих проблему недостоверной динамики смертности от мониторируемых причин [11-16]. Острота проблемы дошла до того, что по этому поводу высказался экс Премьер-министр Д.А.Медведев. Если в целом по России темпы снижения смертности ни от болезней системы кровообращения, ни от новообразований не вызывают сомнения, то по отдельным территориям, как было показано выше, сверхвысокие темпы динамики смертности неадекватные этиологии хронического заболевания, присущей преимущественно пожилому населению и массивности соответствующих потерь, вызывают сомнения в достоверности данных о смертности от данных причин. Вместе с тем, если более внимательно проанализировать состав группы с очень высокими темпами снижения, то окажется, что в нее входят регионы с крайне высокой преждевременной смертностью от всех причин, в том числе болезней системы кровообращения (Амурская, Ленинградская, Тверская). Таким образом, сложившаяся динамика может свидетельствовать о фактических результатах мер в сфере здравоохранения, наиболее эффективных именно на неблагополучных территориях с большими нереализованными резервами. В любом случае подобные ситуации требуют дополнительного углубленного анализа смертности, как от мониторируемых причин, так и в контексте общей смертности, в том числе от других патологий. Заключение Завершая обсуждение особенностей смертности в России в 2018-2020 гг., следует отметить несколько обстоятельств. В пятилетний период, предшествующий реализации Национальных проектов, в России отмечался рост продолжительности жизни. Существенно, что он был, во-первых, повсеместным, в-вторых, даже там, где отмечались самые низкие темпы роста, они были статистически значимым и превышали 0,1 года. Сравнение динамики продолжительности жизни в 2019 г. и в период, предшествующий реализации Национальных проектов, свидетельствует о неоднозначных результатах. В целом по России ситуация практически не изменилась: среднегодовые темпы в 2013-2018 г. и прирост в 2019 г. составили соответственно у мужчин 0,53 и 0,48 года, у женщин 0,29 и 0,31 года. При этом на 41 территории для мужчин и на 36 территориях для женщин динамика продолжительности жизни в 2019 была менее позитивной (или даже негативной) в сравнении со среднегодовыми изменениями показателя в 2013-2018 гг. В географическом отношении более позитивной динамикой отличались, и у мужчин, и у женщин, территории Северо-Запада, Центра России, Приволжского и отчасти Уральского регионов, негативный тренд был более характерен для регионов Сибири и Дальнего Востока. Источники неэффективной (по критерию продолжительности жизни населения) реализации Национальных проектов практически на половине российских территорий связаны с недостижением прогресса по ключевым приоритетам: болезням системы кровообращения, новообразованиям и смертности населения трудоспособного возраста. Сравнительный анализ ситуации в 2018-2019 г. и в 2013-2018 г. свидетельствует, что в отношении смертности населения трудоспособного возраста первый год реализации Национальных проектов не принес дополнительных позитивных результатов. В целом по стране скорость снижения смертности или уменьшилась (у мужчин) или осталась в тех же пределах (у женщин). В большинстве регионов страны (50 у мужчин и 43 у женщин) отмечено отсутствие прогресса и даже регресс, который проявился в смене позитивных тенденций на негативные, и в снижении темпов позитивных тенденций. В отношении смертности населения от болезней системы кровообращения первый год реализации Национальных проектов не только не принес дополнительных позитивных результатов, но в целом характеризовался негативной динамикой. В целом по стране скорость снижения смертности уменьшилась и у мужчин, и у женщин. В большинстве регионов страны (50 у мужчин и 54 у женщин) отмечено отсутствие прогресса и даже регресс в сравнение с периодом 2013-2018 гг. Аналогичным образом развивалась ситуация по новообразованиям. В целом по стране скорость снижения смертности практически не изменилась. Но на региональном уровне произошел сдвиг в сторону увеличения числа территорий с негативной динамикой (39 у мужчин и 46 у женщин). 2020 год внес принципиально новые факторы в формирование тенденций смертности на фоне реализуемых Национальных проектов. Пандемия короновируса не только вызвала дополнительное число смертей и приведет по итогам года не к росту продолжительности жизни, а ее снижению, или, в лучшем случае, стагнации на уровне предыдущего года. Библиография
References
Дата поступления: 15.10.2020. 1# https://base.garant.ru/4191990/ 2# Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 139 https://minzdrav.gov.ru/documents/7922-postanovlenie-pravitelstva-rf-139-ot-20-marta-2006-g 3# Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Статья 50 «Программы и мероприятия по модернизации здравоохранения» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ce9803596fc683406df4ae6d34f4dece7d7a0644/ 4# Распоряжение Правительства РФ от 9 декабря 2013 г. N 2302-р https://base.garant.ru/70529232/ 5# https://base.garant.ru/70170950/ 6# https://minec.government-nnov.ru/?id=81015 7# http://government.ru/news/35675/ i# https://base.garant.ru/4191990/ ii# Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 139 https://minzdrav.gov.ru/documents/7922-postanovlenie-pravitelstva-rf-139-ot-20-marta-2006-g iii# Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Статья 50 «Программы и мероприятия по модернизации здравоохранения» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ce9803596fc683406df4ae6d34f4dece7d7a0644/ iv# Распоряжение Правительства РФ от 9 декабря 2013 г. N 2302-р https://base.garant.ru/70529232/ v# https://base.garant.ru/70170950/ vi# https://minec.government-nnov.ru/?id=81015 vii# http://government.ru/news/35675/ Просмотров: 6420
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 30.11.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|