ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕЦЕПТ" В РОССИИ. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. |
13.11.2020 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-5-8
1Раузина С.Е., 1Шелгунов В.А., 2Зарубина Т.В. Резюме Разработка и внедрение системы электронного рецепта — одно из приоритетных направлений электронного здравоохранения, обеспечивающего ряд функций - от выписки лекарственных препаратов до всестороннего анализа информации и поддержки принятия врачебных и управленческих решений. В актуальной российской законодательной базе легитимизировано формирование рецепта врачом в виде электронного документа. Однако в нормативно-правовых актах отсутствует определение понятия «Электронный рецепт» и «Система Электронный рецепт». Предметом настоящего исследования послужило информационное пространство в области электронного рецепта. Целью — изучение российского и зарубежного опыта его реализации, проблем и перспектив внедрения на национальном и трансграничном уровне на основе описательного и аналитического методов. Анализ ситуации в развитых странах мира позволяет констатировать, что в настоящее время в большинстве из них реализована система «Электронный рецепт», в которую вовлечены лечащие врачи, фармацевты, контролирующие организации, страховые компании, пациенты. Такая система обеспечивает быстрое взаимодействие всех сторон, уменьшение врачебных ошибок, контроль использования, анализ информации, возможность пациенту видеть назначенные и выданные медикаменты. Масштабные европейские проекты электронного здравоохранения последнего десятилетия инициировали обмен цифровыми рецептами на трансграничном уровне, когда пациент может получить медикаменты в аптеке в стране временного пребывания по рецепту, выписанному в стране постоянного проживания. Информационная поддержка процессов назначения и отпуска лекарственных препаратов в разных регионах РФ развивается неравномерно, от практически полного ее отсутствия до полноценных информационных систем, приближающихся по своим функциональным возможностям к лучшим аналогам развитых стран. Особенности реализации электронного рецепта в России связаны с обязательным учетом информации только в области льготного лекарственного обеспечения, причастности к вопросу обращения лекарственных средств систем и подсистем различных организаций: регистрации, ведения государственного реестра лекарственных средств, мониторинга движения, контроля закупок, назначения и списания в медицинской организации, отпуска в аптечной сети, сферы обращения лекарственных и медицинских изделий стран Евразийского экономического союза. Без консолидации усилий всех сторон, законодательного закрепления основных понятий, создания единого информационного пространства, унифицированных подходов ведения данных говорить о полноценной системе Электронный рецепт в РФ невозможно. Ключевые слова: электронное здравоохранение; электронный рецепт; система электронный рецепт; система электронных назначений лекарственных препаратов; медицинская информационная система; информационная система льготного лекарственного обеспечения; информационное обеспечение лекарственных назначений.
Контактная информация: Раузина Светлана Евгеньевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
;
PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE ELECTRONIC PRESCRIBTION SYSTEM IN RUSSIA. SYSTEMATIC REVIEW Abstract Development and implementation of the electronic prescription system is one of the priority areas of eHealth which fulfils a number of functions from prescribing medicines to comprehensive analysis of information and support for medical and management decisions. The current Russian legal framework legitimizes a doctor's prescription in the form of an electronic document. However, there is no definition of the following concepts in the legal acts: “Electronic prescription” and “Electronic prescription system”. The subject of the study is information space in the field of electronic prescription. The purpose is to study the Russian and foreign experience in its implementation, problems and prospects for its introduction at the national and cross-border level on the basis of descriptive and analytical methods. Analysis of the situation in the developed countries shows that currently most of the countries have implemented the electronic prescription system which involves physicians, pharmacists, regulatory organizations, insurance companies, and patients. This system ensures rapid interaction between all parties, lower medical errors, monitoring of medicines’ use, information analysis, and enables the patient to see the prescribed and provided medicines. Large-scale European eHealth projects of the last decade have initiated the exchange of digital prescriptions at the cross-border level, when a patient can get medicines from a pharmacy in the country of temporal residence with a prescription issued in the country of permanent resistance. Information support for the processes of prescribing and dispensing medicines in different regions of the Russian Federation is uneven, from its almost complete absence to full-fledged information systems close to the best analogues in the developed countries by functionality. Specific features of implementing the electronic prescription system in Russia are related to the obligatory registration of information related to supply of medicines to benefit recipients, involvement into circulation of medicines of systems and subsystems of various organizations: registration, keeping the state register of medicines, monitoring of medicine movement, monitoring of procurement, prescription and write off in health care facilities, dispensing within the pharmacy network, circulation of medicines and medical devices of the Eurasian Economic Union countries. It is impossible to develop a full-fledged system of electronic prescription in the Russian Federation without consolidated efforts of all parties, legislative consolidation of basic concepts, a unified information space, and standard data management approaches. Keywords: eHealth; electronic prescription (e-prescription); electronic prescription system; system of electronic drug prescription; medical information system; information system of drug provision to benefit recipients; information support for prescription.
Corresponding author: Svetlana E. Rauzina, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Упоминание понятия электронный рецепт (ЭР) в российских источниках по информатизации здравоохранения можно встретить в настоящее время часто, включая федеральные проекты. Действительно, внедрение полноценной системы, обеспечивающей всестороннее ведение информации об использовании лекарственных средств, начиная с назначения и заканчивая всесторонним анализом информации и поддержкой принятия решений, является одним из приоритетов электронного здравоохранения. Важность этой задачи связана с большим количеством причин, ключевыми из которых можно назвать:
Российское законодательство содержит следующие положения и определения в рассматриваемой сфере:
В 2016 году международной организацией ISO был разработан стандарт ISO 17523: 2016 «Health informatics — Requirements for electronic prescriptions» (Медицинская информатика — Требования к Электронному рецепту). Основное назначение данного регламента — обеспечить безопасность и надёжность выдачи пациентам рецептурных лекарственных средств в условиях повсеместного внедрения информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечить синхронизацию электронного обмена данными между специалистами, выписывающими рецепт, и фармацевтами, выдающими рецептурные лекарственные средства, в том числе в случае пребывания не в стране проживания. В конце августа 2019 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 570-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р ИСО 17523-2019 «Информатизация здоровья. Требования к электронным рецептам», который является переводом на русский язык англоязычной версии стандарта (начало действия — 01.05.2020). Область применения настоящего стандарта ограничена содержанием электронного рецепта — цифрового документа, создаваемого медицинским работником, назначающим лекарственное средство, и получаемого фармацевтическим работником, отпускающим препарат. Регламент предназначен для определения требований к информационному объекту, который должен быть создан системой при формировании рецепта, и определяет элементы данных, для достижения интероперабельности (совместимости) в пределах как одной, так и нескольких юрисдикций. Хотя данный стандарт не распространяется на другие сценарии, такие как проверка рецептов (фармацевтический контроль), ведение лекарственных назначений, поддержка принятия решений, отпуск ЛП, компенсация затрат на медикаментозное лечение и др., требования к электронным рецептам и их содержанию могут инициировать эти процессы. Однако, несмотря на появление в российском законодательстве существенных изменений в сторону цифровизации рецепта, достаточно большое количество публикаций и обзоров по электронному здравоохранению, анализ источников информации показал, что в настоящее время не определены понятия «Система электронных назначений», «Электронный рецепт» и «Система Электронный рецепт», требования к структуре, функциям, семантическому наполнению таких систем. Целью настоящего исследования стало изучение российского и зарубежного опыта реализации Электронного рецепта как системы, проблем и перспектив его внедрения на национальном и трансграничном уровне. Материалами для исследования послужили нормативно-правовые акты и документация системных проектов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и цифрового контура РФ, российские и международные стандарты в области медицинской информатики, обзоры электронного здравоохранения ВОЗ, материалы о зарубежных и отечественных разработках системы ЭР в открытом доступе. Для анализа проблемной ситуации, формирования цели, определения функций системы, проверки реализуемости были использованы описательный и аналитический методы. Результаты О системе «Электронный рецепт» в развитых странах мира Утверждение международного стандарта ISO 17523: 2016 «Health informatics - Requirements for electronic prescriptions» было обусловлено развитием электронного здравоохранения и переводом в электронный формат выписки и отчета о получении лекарственных препаратов в большинстве развитых стран мира. Кроме того, активно возросла международная мобильность граждан, и все более актуальным становилось обеспечение синхронизации электронного обмена данными между специалистами, выписывающими рецепт, и фармацевтами, выдающими рецептурные лекарственные средства, в условиях их нахождения в различных странах и на различных территориях. К данному моменту опубликовано несколько обзорных источников информации по развитию системы ЭР в разных странах мира [4-7]. Большой опыт внедрения ЭР на национальном уровне накопили страны Северной Европы. В Дании, Финляндии проекты стартовали в начале 1990‑х гг., в Швеции первая электронная передача рецепта состоялась в 1983 г. К 2016 г. 90% лекарственных назначений в Швеции оформлялись врачами с использованием национальной системы управления рецептурными назначениями и затем передавались через защищенную сеть в национальную базу данных [4]. В настоящее время все рецептурные лекарственные назначения формируются в электронном виде. В Финляндии действующая в национальном масштабе система электронной медицинской карты (ЭМК) была внедрена к концу 2007 г. (на основании принятого в 2002 г. правительственного решения). В настоящее время ЭМК используются во всех учреждениях и на всех уровнях оказания медицинской помощи, охватывая практически все население. Система управления электронными рецептами Финляндии (на основании принятого Закона об электронных рецептах) была создана как логическое продолжение внедрения ЭМК и функционально с ней совместима. К 2016 г. электронные рецепты составляли свыше 90% от всех лекарственных назначений в частных и государственных медицинских учреждениях Финляндии. С 2017 г. электронные рецепты стали единственно возможным вариантом для назначения лекарственных препаратов и должны обязательно попадать в национальный Финский центр электронных рецептов [4]. В 2014 году завершился пилотный проект по организации трансграничного использования электронных рецептов между Финляндией и Швецией на основе спецификаций, созданных при реализации масштабного международного европейского проекта по электронному здравоохранению epSOS. Трудности при его осуществлении были связаны с несоответствиями в законодательстве обеих стран и организационных аспектов, однако были преодолены путем внесения поправок в существующие законы в отношении электронных рецептов [4]. В Дании с 1995 года функционирует национальная медицинская информационная система MEDCOM. К системе подключены все стационары, аптеки, станции скорой медицинской помощи, лаборатории. Система включает единую национальную базу медицинских данных пациентов, осуществляет бронирование медицинских услуг, хранит электронные истории болезни пациентов, их направления к узким специалистам и в стационары, результаты анализов из лабораторий. Через систему осуществляется выписка электронных рецептов. К 2017 году доля электронных рецептов в Дании достигла 90%, а в регионе Северная Ютландия – 100%. По использованию информационных технологий в здравоохранении Дания является одним из лидеров в мире [5]. Испания также начала внедрение электронных рецептов в конце 1990-х годов. Уже первые результаты показали значительное снижение числа ошибок при их выписке. При формировании рецепта используется информация с идентификационной карточки пациента, на магнитной полосе которой, среди прочего, имеется информация об имеющихся скидках. Портативный терминал на рабочем месте врача генерирует штрих-код, содержащий информацию о пациенте и его назначениях, который «привязывается» к рецепту. В случае наличия льгот при приобретении лекарственных средств линейный код с упаковки также «прикрепляется» к электронному рецепту. Электронный рецепт отправляется в местное агентство оплаты льготных рецептов, где при считывании штрих-кодов формируется объединенная информация о пациенте, его льготах, враче, аптеке, лекарственном средстве. В настоящее время внедряется возможность обмена данными в электронном формате между всеми участниками в области ЭР, в том числе агентствами оплаты [5]. Первая попытка перехода на электронные рецепты в Великобритании была предпринята в 2002 году при внедрении системы «Connecting for Health». При формировании рецепта наносился уникальный штрих-код, информация о необходимом лекарственном средстве автоматически пересылалась в аптеку [8]. С 2011 года в Великобритании реализовалась новая национальная программа, предусматривающая полный переход на электронный документооборот по всей стране к 2018 году. Современная информатизация национальной системы здравоохранения (NHS - National Health Service) включает подсистему электронных рецептов (EPS - The Electronic Prescription Service) и объединяет на своей платформе задачи назначения, выдачи и возмещения стоимости рецептов в сфере первичной медицинской помощи в Англии [9]. Австрийская национальная система ЭМК Еlektronische Gesundheitsakte (ELGA) обеспечивает связь между больницами, частными медицинскими практиками, домами-интернатами для инвалидов и престарелых, а также аптеками. Правовой базой для действия данной системы является Закон об ЭМК (ELGA-Gesetz), принятый в 2012 г. С конца 2015 г. было начато развертывание Системы в национальном масштабе. Она объединяет всех поставщиков медицинских услуг, позволяя обмениваться широким кругом медицинских документов. Ключевым компонентом ELGA-Gesetz является соблюдение прав пациентов в отношении использования данных путем предоставления возможности регулирования параметров использования персональных данных через центр контроля доступа. Соблюдение прав позволяет пациентам видеть тех, кто ознакомился с их данными, решать вопрос о расширении прав, сокращении времени доступа, запрещении доступа к определенным документам, полном выходе из системы ELGA или участии только в отдельных приложениях. Одним из действующих компонентов системы являются услуги по электронным рецептам [4]. В 2008 году Эстония ввела в действие электронную систему по медицинским картам, став первым в мире государством, которому удалось успешно развить единое решение на всю страну. В 2009 г. в данную систему были загружены все медицинские документы. Для использования электронного здравоохранения подготовили нормативно-правовые документы: Закон об информационной системе здравоохранения Эстонии (2007 г.) и Постановление Правительства об обмене информацией здравоохранения (2008 г.). Информация о здоровье человека вносится в электронном виде, обеспечивая хранение всей истории каждого гражданина от рождения до смерти. Уже к 2016 году система охватывала 98% всей медицинской документации, 98% всех лекарственных назначений осуществлялось посредством электронных рецептов [5]. Каждый человек имеет доступ к своим медицинским данным, которые находятся на портале для пациента «Minu e-tervis». Система электронных карт является частью более масштабной системы оказания государственных электронных услуг eEstonia, в которую, помимо электронного здравоохранения, входит электронная налоговая служба, электронная школа, электронный единый государственный реестр юридических лиц и система электронных выборов [10]. Благодаря реализации нескольких масштабных европейских проектов электронного здравоохранения, главным из которых стал уже упоминавшийся проект epSOS (European Patients Smart Open Services, 2008-2014 гг.), в начале 2019 года появилась возможность обмена цифровыми рецептами между европейскими странами [11]. Целью проекта была разработка стандартов для медицинских информационных систем, что позволило отправлять и получать структурированные медицинские данные. Первыми участниками обмена стали Финляндия и Эстония. В период с января по апрель 2019 года более 1000 финских пациентов, находившихся на территории Эстонии, получили лекарства в местных аптеках по рецептам, выданным в Финляндии. Вскоре к этим странам присоединились Люксембург, Чехия и Хорватия. К концу 2019 года планировалось расширение обмена ЭР с Португалией, Мальтой, Кипром и Грецией, а до 2021 года система должна объединить 22 государства. В основе системы европейского взаимодействия лежит Директива ЕС 2011/24, направленная на обеспечение непрерывности оказания медицинской помощи во всех странах ЕС. Планируется, что в дальнейшем страны-участники системы смогут обмениваться не только электронными рецептами, но и наиболее важными медицинскими данными пациентов (аллергические реакции, текущая медикаментозная терапия, перенесенные заболевания, проведенные операции и др.). Международный обмен электронными рецептами и медицинскими данными о пациентах позволит повысить безопасность оказания медицинской помощи, спасти жизнь человека в чрезвычайной ситуации. Данная система взаимодействия ляжет в основу долгосрочной цели Комиссии по созданию основанного на стандартах европейского формата электронного обмена медицинскими данными — создание общеевропейской коллекции ключевых аспектов здоровья человека (European Health Record), которая является следующим шагом в ее амбициозной концепции реформы электронного здравоохранения [30,12]. Австралия и Новая Зеландия начали переход на электронные рецепты в 2007 году. После заполнения и подтверждения врачом официально утвержденной электронной подписью рецепт попадает в репозиторий, откуда может быть получен авторизованным специалистом, прежде всего фармацевтическим работником. После реализации лекарственных средств фармацевт отсылает в репозиторий отчет, который может также увидеть врач, имея возможность контроля приверженности пациента к приему ЛС. С помощью электронного обмена информацией фармацевт может оперативно связаться с врачом и получить от него необходимые консультации [6]. В систему электронных назначений интегрированы алгоритмы принятия решений в области рациональной фармакотерапии, которые подстраховывают врача от ошибок. Специалисты отмечают значительное снижение количества ошибок, связанных с неправильным назначением ЛС (на 90%), при введении системы электронных рецептов [13]. Северная Америка к настоящему времени практически полностью осуществила перевод назначений и отпуска медикаментозных средств в электронный формат. В США проекты электронного назначения лекарственных средств стартовали в конце 1990-х годов. Финансирование новых систем лекарственного обслуживания населения правительство страны начало осуществлять в начале XXI века, а в 2011 г. 36% от общего количества врачебных предписаний было осуществлено в электронном виде. С 2012 года в США предусмотрена система штрафов для врачей, которые не сумели освоить электронную выписку рецептов. Штрафы предусмотрены также для аптек, которые до 2015 года не смогли перейти на систему электронных рецептов [5]. Центром услуг программ федерального медицинского страхования и помощи Medicare и Medicaid США введено понятие системы электронных назначений (E-prescribing), под которой подразумевается выписка и передача рецепта, обмен связанной с ним и планом лечения информацией, посредством электронных систем, напрямую либо через специальную сеть между медицинским работником, уполномоченным выписывать лекарства (prescriber), аптечным специалистом, уполномоченным их отпускать (dispenser), а также оператором лекарственных льгот (pharmacy benefit managers) [6]. В Канаде на каждого пациента в аптеке создается электронное досье, в котором содержатся сведения о заболеваниях, назначениях врача, наличии аллергии, медицинской страховке. Если пациент меняет аптеку, вся информация о нем передается, включая сведения о назначенных и отпущенных лекарственных препаратах. Информация о пациенте, его заболеваниях и покупках ЛП доступна страховым компаниям [14]. Продолжением epSOS с целью сопоставления стандартов и спецификаций по обмену ключевой информацией о пациенте (Patient Summary) и электронными рецептами в Европе и Северной Америке стали последовательные решения проектов Trillium. Инициативы Trillium Bridge I (2013 – 2015 гг.) продемонстрировали техническую осуществимость такого обмена электронными медицинскими записями. Задачами проекта Trillium Bridge II (2015 – 2020 гг.) стали ускорение принятия стандартов взаимодействия в электронном здравоохранении на основе валидированных решений с открытым кодом, безопасность и бесперебойность передачи данных, связанных со здоровьем, а в целом — улучшение международной совместимости систем здравоохранения в Европе, США и во всем мире [15]. На постсоветском пространстве, помимо стран Прибалтики, заслуживает внимания с точки зрения продвижения электронных услуг в здравоохранении внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) «Электронный рецепт» в Беларуси [16]. Система обеспечивает обращение электронных рецептов между поликлиниками и аптеками государственной аптечной сети на основе персональных пластиковых карт идентификации пациента с линейным штрих кодом. Лечащий врач, назначая лекарственное средство, заполняет электронную форму рецепта, которая по защищенным каналам связи передается в центр обработки данных. Для получения лекарственных препаратов гражданин в аптеке предъявляет пластиковую карту, при сканировании которой происходит его идентификация, и фармацевт получает доступ к реестру электронных рецептов и производит отпуск назначенных лекарственных средств. В основу передачи информационных потоков в системе положен международный открытый стандарт обмена медицинскими данными FHIR. При сравнении с выпиской бумажного рецепта были выявлены неоспоримые преимущества «Электронного рецепта»: эффективность и безопасность при назначении медикаментозного лечения; экономия времени врача на выписку рецептов, особенно с учетом возможности продления их действия без лишних посещений поликлиники; исключение дублирования отпуска препаратов, в том числе находящихся на строгом предметно-количественном учете и др. К тому же АИС «Электронный рецепт» является базой для внедрения автоматизации расчетов возмещения за льготные лекарственные средства, обеспечивает проведение различного рода анализа медицинской деятельности. Согласно государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества Республики Беларусь, внедрение проекта АИС ЭР должно быть осуществлено до конца 2020 года, а технология развита до полномасштабной республиканской информационной системы [17]. Система «Электронный рецепт» в регионах РФ, особенности реализации. Информационные системы субъектов РФ по своим функциональным возможностям очень неоднородны. Ниже представлен наиболее полный опыт реализации задач системы ЭР. В Белгородской области система «Электронный рецепт» стартовала с мая 2019 года во всех городских поликлиниках. Эта система позволила взаимодействовать пациенту, врачу и фармацевту c помощью мобильного приложения, вход в которое осуществляется путем авторизации через сервис Госуслуг. Электронный рецепт доступен пациенту сразу после назначения врача. Чтобы получить в аптеке по рецепту лекарства, необходимо показать фармацевту QR-код из мобильного приложения или назвать номер СНИЛС. Приложение также показывает пациенту аптеки, в которых есть в наличии указанные в рецепте лекарства, и их стоимость. В качестве информации приложение напомнит пациенту, когда и в какой дозировке нужно принять лекарство, сроки его приема и время очередной записи на визит к врачу. Пациент автоматически становится участником программы лояльности аптеки и может получать скидки при следующих покупках. Система позволяет формировать объективные аналитические отчёты о назначениях и доступности лекарственных препаратов [18]. Для решения задачи автоматизации учета и выписки рецептов на ЛС во всех МО Омской области с 2013 г. была введена в эксплуатацию информационно-аналитическая система «Электронный рецепт», которая базируется на серверных мощностях регионального Центра обработки данных Медицинского информационно-аналитического центра (БУЗОО МИАЦ). Автоматизированные рабочие места пользователей организованы в виде Web-доступа с использованием защищенной ведомственной сети передачи данных. В 2014 г. был подключен модуль выписки рецептов для приобретения ЛС за полную стоимость (рецептурные бланки форм 107-1/у и 148-1/у-88); в 2015 – модуль выписки рецептов по программам «7ВЗН» и «Родовой сертификат», что открыло возможность показывать информацию о выписанных рецептах в региональном личном кабинете пациента; в 2016 осуществлена интеграция с программным комплексом аптечных учреждений для получения в оперативном режиме информации об имеющихся в аптеке остатках ЛС; с 2017 подготовлена к внедрению система авторизации врача с использованием электронной подписи и переход к безбумажной выписке рецептов [19]. Таким образом, данная система представляет собой многофункциональное технологическое решение, которое обеспечивает: оформление рецептурных бланков для выписки льготных ЛС и за полную стоимость; формирование регистра региональных льготников и мониторинг регионального сегмента лиц, имеющих право на льготы в части выписки рецептов; формирование перечня ЛС, доступных для выписки в каждой МО в рамках утвержденных заявок; передачу в аптечную сеть данных о выписанных рецептах в режиме онлайн; получение данных об отпущенных ЛС и предоставление этой информации врачу с целью мониторинга лекарственного обеспечения пациентов. С помощью сервиса «Электронный рецепт» Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) московские врачи выписали в 2019 году более 22 миллионов рецептов, из них более 80 % — льготные. Экономия времени при оформлении электронного рецепта составляет более, чем в 7 раз. Повторные назначения хроническим больным выполняются в один клик. Врачи, в том числе специалисты, к которым направляют больного на консультацию, имеют доступ к информации о выписанных пациенту рецептах, что позволяет точнее выбирать дальнейшее лечение. Врач может видеть информацию о ЛП, инструкции по его применению. При возникновении конфликта назначаемого ЛП с ранее выписанными, система выдает предупреждение с описанием их взаимодействия и последствий одновременного приема, при наличии в инструкции такой информации. Пациент в удобное ему время может уточнить информацию по электронному рецепту, способам применения и дозировке на портале mos.ru или с помощью инфоматов ЕМИАС в любой столичной поликлинике. В ближайшей перспективе информация о выписанных рецептах будет доступна пациентам в электронной медицинской карте [20]. Создание единого реестра электронных рецептов позволило также улучшить работу аптечных пунктов, обслуживающих пациентов со льготными рецептами. С помощью считывания сканером штрих-кода на рецепте фармацевт мгновенно получает детальную информацию о назначенных ЛП в электронном виде, при этом сведения об их выдаче немедленно заносятся в реестр. На сегодняшний день реализована возможность использовать «электронный рецепт» в поликлиниках Волгоградской области. Система позволяет врачам оперативно получать информацию о наличии лекарственных препаратов в прикрепленных к поликлинике аптеках и видеть другие рецепты пациента. Каждый рецепт в электронном виде сразу доступен в аптеке. С введением электронного сервиса упростилась процедура выписки лекарств льготникам, внедрен автоматизированный учет. Программное обеспечение сервиса «электронный рецепт» является собственной разработкой областного медицинского информационно-аналитического центра [21]. В конце 2017 г. Красноярским краевым медицинским информационно-аналитическим центром (ККМИАЦ) была осуществлена разработка проекта Единой информационной системы льготного лекарственного обеспечения (ЕИС ЛЛО) [22]. В 2018 году по заказу Министерства здравоохранения Красноярского края при финансовой поддержке Министерства цифрового развития Красноярского края проект по автоматизации процессов льготного лекарственного обеспечения был реализован на основе программного обеспечения «еФарма2-Льгота-Web». Система интегрирована с медицинскими информационными системами медицинских организаций (МИС МО) для обмена электронными рецептами, организует сопровождение электронных рецептов от выписки (в том числе с использованием электронной цифровой подписи врача) до отпуска лекарства. Врач при выписке рецепта может видеть актуальную информацию о наличии лекарственного препарата в аптечной сети, автоматически его резервировать, распечатывать пациенту памятку с адресом аптеки, режимом её работы и сроками получения товара, предусмотрено СМС – уведомление пациентов о поступлении лекарственных препаратов. В системе ведется единый региональный регистр льготников, автоматизируется планирование и проведение государственных закупок, осуществляется интеграция с государственными информационными системами «Мониторинг движения лекарственных препаратов для медицинского применения» (ФГИС МДЛП), межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), социального обеспечения (ЕГИССО), федеральными нозологическими регистрами (ФР 12ВЗН), формируются отчеты в регулирующие органы и др. Таким образом, система реализует все необходимые требования единого цифрового контура для управления льготным лекарственным обеспечением в регионе, позволяя экономить временные и финансовые затраты и повышая удовлетворенность пациентов качеством обслуживания. Программный комплекс открывает возможность к использованию для всей системы медикаментозных назначений, не только для льготного обеспечения [23]. В настоящее время программа «еФарма2-Льгота-Web» успешно реализована или внедряется в государственных и коммерческих аптечных учреждениях и медицинских организациях еще ряда регионов РФ (Мурманская область, Архангельская область, Тверская область, Краснодарский край, Республика Крым, Кабардино-Балкарская республика, Республика Дагестан, Саратовская область, Брянская область, Курская область, Сахалинская область, Еврейская Автономная Область, Калужская область, Республика Калмыкия, Приморский край). В качестве итога анализа отечественного опыта, можно констатировать, что в России активно реализуются процессы по автоматизации обращения лекарственных средств. При этом необходимо отметить существующие особенности, связанные с обменом информации в области назначения и отпуска лекарственных препаратов: Во-первых, в НПА РФ в настоящее время должным образом не сформирована нормативно-правовая база для полноценной реализации электронного рецепта, закреплено исключительно понятие «Рецепт на лекарственный препарат», а также разрешено его формирование «в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника…». Однако не обозначены необходимые для реализации единых принципов и подходов понятия «Система электронных назначений», «Электронный рецепт», «Система Электронный рецепт» и др., требования к структуре, функциям, семантическому наполнению. Во-вторых, контролируемый учет информации в большинстве случаев имеет отношение только к определенной группе лекарственных средств строгой отчетности, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ (наркотические и психотропные лекарственные препараты, сильнодействующие и ядовитые вещества, ЛП с анаболической активностью, антидепрессанты, обладающие снотворным и седативным действием, и иные лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету) и/ или льготной категории населения. Льготное лекарственное обеспечение — один из видов государственной социальной поддержки особых категорий граждан: инвалидов, ветеранов ВОВ и других боевых действий, лиц с определенными и редкими (орфанными) заболеваниями и некоторых других, который предоставляет гарантии бесплатного или частично оплачиваемого получения ЛС [24]. В-третьих, реализация функций в рамках контролируемого учета лекарственного обеспечения является требованием к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов РФ (ГИС СЗ) [25]. Данные системы в настоящее время имеют неравномерный уровень развития, от ввода информации о рецептурных назначениях и отпуске ЛП в аптеках с помощью операторов («ручной» формат), до полноценных информационных систем, приближающихся по своим функциональным возможностям к лучшим аналогам развитых стран Европы. Такая неравномерность не позволяет полноценно решать весь объем задач, который связан с лекарственным оборотом, на государственном уровне. В-четвертых, причастность к обращению лекарственных средств различных систем и подсистем, обусловливает необходимость обеспечения их гармонизации (включая указанные выше региональные подсистемы):
Также следует учитывать разработку принципов функционирования общего рынка лекарственных средств Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Кыргызстан). Все лекарственные препараты с 1 января 2021 года подлежат регистрации по единым правилам на основе законодательства ЕАЭС [28]. Приведение в соответствие с требованиями международных договоров и актов должно быть завершено до 31 декабря 2025 года [29]. В настоящее время активно разрабатываются процессы межгосударственного (трансграничного) электронного взаимодействия в сферах технического регулирования, обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Заключение Таким образом, в настоящее время можно говорить, что в большинстве развитых стран мира выстроены информационные системы, пользователями которых являются лечащие врачи, фармацевты, контролирующие организации, страховые компании, пациенты. Такие системы в большинстве случаев охватывают весь объем требуемых рецептурных назначений для любого гражданина, обеспечивая быстрое взаимодействие всех сторон, контроль за использованием лекарственных средств, уменьшение врачебных ошибок, анализ информации, возможность пациенту видеть назначенные и выданные медикаменты. В Российской Федерации также внедряются различные информационные системы для решения задач в сфере обращения ЛС: регистрация и экспертиза качества ЛП, ведение государственного реестра ЛС, контроль государственных закупок, мониторинг движения ЛС, медикаментозные назначения в МО, отпуск в аптечной сети и списание в МО, анализ по разным направлениям использования ЛС. За разработкой данных систем стоят различные организации. Информационные системы ЭР субъектов РФ реализуют в большинстве своем исключительно задачи льготного лекарственного обеспечения и по своим функциональным и техническим возможностям очень неоднородны. Для создания полноценной системы Электронный рецепт на уровне страны, формирования единого информационного пространства требуется консолидация усилий всех заинтересованных сторон, разработка единых унифицированных подходов обмена данными, нормативно-правовое обеспечение и законодательное закрепление основных понятий. Перспективой поэтапного развития инфраструктуры обмена данными в области электронных рецептов является создание серии международных стандартов и спецификаций с целью обеспечения унификации, безопасности и надёжности передачи данных при реализации всех основных сценариев ЭР (ведение и контроль лекарственных назначений, поддержка принятия решений, отпуск ЛП в аптеках, компенсация затрат на медикаментозное лечение и др.). Внедрение таких стандартов позволит обеспечить дальнейшее расширение области международного обмена цифровыми рецептами, возможность пациенту получить медикаменты в стране временного пребывания по рецептам, выписанным в стране его постоянного проживания. Библиография
References
Дата поступления: 02.07.2020 Просмотров: 7549
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 01.12.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|