ПРОБЛЕМЫ ОСНАЩЕНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ |
13.11.2020 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-5-10
Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю. Резюме В статье рассматриваются организационно-правовые проблемы в сфере государственной регистрации, производства, закупки и применения медицинских изделий для оказания первой помощи. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью поиска решения проблем в сфере оснащения медицинскими изделиями деятельности по оказанию первой помощи, приобретающей крайне важное значение для современного российского общества. При этом комплексное исследование данных вопросов до настоящего момента не предпринималось. Авторы ставят целью исследования разработку комплекса предложений организационно-правового характера для повышения качества медицинских изделий для оказания первой помощи и оснащенности ими всех потенциальных участников оказания первой помощи. Для устранения проблемы низкой оснащенности потенциальных участников оказания первой помощи средствами для ее оказания обосновывается необходимость утверждения Минздравом России составов аптечек, укладок, наборов, комплектов для оказания первой помощи для всех категорий участников. А также предлагаются организационно-правовые меры по совершенствованию межведомственной и внутриведомственной работы в данном направлении при координирующей роли Минздрава России. Устанавливается необходимость совершенствования процедуры государственной регистрации производства средств для оказания первой помощи либо путем внесения изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части положений о том, о том, что аптечки, укладки, наборы, комплекты для оказания первой помощи, укомплектованные зарегистрированными в установленном порядке медицинскими изделиями, не подлежат государственной регистрации. В качестве альтернативного варианта совершенствования данных вопросов авторы предлагают внесение изменений и дополнений в Правила государственной регистрации медицинских изделий, предусматривающие упрощенный вариант государственной регистрации аптечек, укладок, наборов, комплектов для оказания первой помощи. Кроме того, приводятся аргументы в пользу совершенствования процедуры клинических испытаний медицинских изделий для оказания первой помощи. А также предлагаются изменения в ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части устранения проблем юридической техники в определении понятия «медицинское изделие» применительно о оказанию первой помощи. Ключевые слова. Первая помощь; аптечки для оказания первой помощи; оснащение для оказания первой помощи; медицинские изделия.
Контактная информация: Закурдаева Алина Юрьевна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
PROBLEMS RELATED TO FIRST AID EQUIPMENT: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECT Abstract The article examines organizational and legal problems related to state registration, production, procurement and use of medical devices for first aid. The study significance is accounted for by the need to find solutions to problems related to equipping first aid activities with medical devices, which is becoming extremely important for the modern Russian society. Moreover, a comprehensive study of these issues has not been undertaken so far. The purpose of the study is to develop a set of proposals of an organizational and legal nature to improve quality of medical devices for first aid and equipping all potential participants of first aid delivery with such devices. To eliminate the problem of low equipment of potential participants of first aid delivery with the means of delivery, the composition of first-aid kits, packs, sets, and packages for all categories of participants have to be approval by the Ministry of Health of the Russian Federation. The authors also propose organizational and legal measures to improve interdepartmental and intradepartmental cooperation in this direction with the Russian Ministry of Health playing the coordinating role. The authors have also identified the need for improving the procedure for state registration of the production of first aid devices either though amending the Federal Law "On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation" regarding the provision that first-aid kits, packs, sets, and packages equipped with medical devices registered in the prescribed manner are not subject to state registration. As an alternative, the authors propose amendments and additions to the Rules of the state registration of medical devices, providing for a simplified state registration of first-aid kits, packs, sets, and packages. In addition, the authors name arguments in favor of improving the clinical trial procedure for first aid medical devices and propose changes to Article 38 of the Federal Law “On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation” in terms of eliminating the problems of legal techniques in the definition of the term “medical device” regarding first aid. Keywords: First aid; first aid kits; first aid equipment; medical devices.
Corresponding author: Alina Yu. Zakurdaeva, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Статья 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] (далее по тексту - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») выделяет первую помощь как один из видов охраны здоровья граждан. Как справедливо отмечает Т.К. Миронова, необходимо различать данные виды помощи [2]. От медицинской помощи данный вид охраны здоровья отличается целями, содержанием, составом участников. Первая помощь оказывается до оказания медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях любым гражданином, имеющим соответствующую подготовку. Состояния, при которых оказывается первая помощь, и мероприятия по ее оказанию утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» [3]. Основные положения, регламентирующие первую помощь, прописаны в статье 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Выполнение целого ряда мероприятий первой помощи может проводиться с использованием медицинских изделий: жгутов, бинтов, пакетов перевязочных, лейкопластырей, устройств для проведения искусственного дыхания и др. Эти медицинские изделия входят в составы аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи. Оснащение участников оказания первой помощи качественными медицинскими изделиями, оптимально подобранными по назначению и размещенными в доступных для применения форме и количестве для оказания первой помощи в разных условиях – одна из важнейших задач организации первой помощи, стоящих перед производителями медицинских изделий и регулирующими органами. В настоящее время есть целый ряд организационных и правовых проблем обращения медицинских изделий для оказания первой помощи, приводящих к низкой оснащенности потенциальных участников оказания первой помощи необходимыми аптечками, укладками, наборами и комплектами, а также к низкому контролю качества данных медицинских изделий. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью поиска решения проблем в сфере оснащения медицинскими изделиями деятельности по оказанию первой помощи, приобретающей крайне важное значение для современного российского общества. При этом комплексное исследование проблемных вопросов государственной регистрации, производства, закупки и применения медицинских изделий для оказания первой помощи до настоящего момента не проводилось. Авторы ставят целью исследования разработку комплекса предложений организационно-правового характера для повышения качества медицинских изделий для оказания первой помощи и оснащенности ими всех потенциальных участников оказания первой помощи. Материал и методы Методологическую основу данного исследования составили общенаучные (диалектический, анализ и синтез) и частные (метод правовой герменевтики, формально-юридический, системно-структурный, историко-юридический, сравнительно-правовой, социологический) методы научного познания. В совокупности их использование позволило осуществить всесторонний и комплексный анализ предмета исследования, сделать теоретические обобщения, предложить практические рекомендации, сформулировать выводы. Нормативную и эмпирическую базу научного исследования составил обширный аналитический материал, посвященный отдельным аспектам организации оказания первой помощи, содержащийся в трудах российских ученых. Проведен комплексный и сравнительный анализ нормативно-правовых актов в сфере организации оказания первой помощи и оснащения различных категорий участников оказания первой помощи аптечками, укладками, наборами, комплектами для оказания первой помощи. Он охватил федеральные законы и подзаконные акты Российской Федерации. Также была изучена правоприменительная практика, а именно решения судов общей юрисдикции, затрагивающие вопросы оснащения для оказания первой помощи. Результаты В статье установлены особенности организационно-правовых отношений по вопросу оснащения потенциальных участников оказания первой помощи необходимыми медицинскими изделиями. В контексте рассматриваемого вопроса выявлен ряд проблем и предложены пути их решения. 1. Для решения проблемы низкой оснащенности потенциальных участников оказания первой помощи средствами для ее оказания Минздраву России предлагается разработать и утвердить приказами составы оснащения для оказания первой помощи для всех категорий потенциальных участников оказания первой помощи, а именно для учебных заведений, авиаперевозчиков, морских судов, сельских поселений, для аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, опасных производственных объектов, и др. Данный перечень не является исчерпывающим, и может быть дополнен или сокращен в зависимости от изменения нормативно установленных правомочий по оказанию первой помощи для различных категорий потенциальных участников оказания первой помощи. Во-вторых, для совершенствования процесса оснащения тех категорий потенциальных участников оказания первой помощи, для которых составы аптечек, укладок, наборов, комплектов утверждены, указывается на необходимость принятия внутренних ведомственных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в функции которых входит организация оказания первой помощи соответствующими участниками ее оказания (например, МВД России), четко регламентирующих правила принятия на снабжение медицинских изделий для оказания первой помощи, порядок их пополнения, утилизации, выделение финансовых ассигнований и другие организационно-правовые вопросы. При этом видится целесообразным и необходимым Минздраву России координировать действия по разработке данных приказов с органами государственной власти, осуществляющими управление соответствующей группой потенциальных участников оказания первой помощи. Предварительное согласование составов оснащения для оказания первой помощи предлагается осуществлять через профильную комиссию по направлению «Первая помощь» Минздрава России. 2. Кроме того, предлагаются пути решения организационно-правовых проблем получения разрешительной документации на производство и реализацию оснащения, необходимого для оказания первой помощи. Обосновывается важность внесения изменений в ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым укладки, наборы, комплекты и аптечки, предназначенные для оказания первой помощи освобождаются от государственной регистрации. Авторы критикуют законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" по вопросам обращения медицинских изделий» (опубликован на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов по ссылке https://regulation.gov.ru/projects#search=02/07/06-16/00050215&npa=50215, ID 02/07/06-16/00050215, далее по тексту – законопроект) за несовершенство юридической техники и предлагают предусмотреть в законопроекте, что укладки, наборы, комплекты и аптечки, укомплектованные, в том числе немедицинскими изделиями и (или) укладками, наборами, комплектами и аптечками также не подлежат государственной регистрации. Для этого часть 5 статьи 38 законопроекта изложить в следующей редакции: «5) представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, предназначенные для оказания первой помощи, первичной медико-санитарной помощи, скорой, специализированной и паллиативной медицинской помощи, укомплектованные немедицинскими изделиями, другими укладками, наборами, комплектами и аптечками, зарегистрированными в установленном порядке медицинскими изделиями, и (или) лекарственными препаратами для медицинского применения.». Вышеуказанные изменения и дополнения позволят компаниям-производителям аптечек (укладок, наборов, комплектов) не проходить длительную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации данного вида медицинских изделий. При этом согласно ст. 164 Налогового кодекса РФ медицинские изделия (за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ) облагаются налоговой ставкой налога на добавленную стоимость 10 процентов. Положения данной статьи применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в случае внесения вышеуказанных изменений в ст. Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" необходимо будет разработать и утвердить механизм подтверждения принадлежности аптечек (наборов, комплектов, укладок) для оказания первой помощи к медицинским изделиям вместо предоставления в налоговый орган регистрационного удостоверения для применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 10% путем внесения изменений и дополнений в ст. 164 Налогового кодекса РФ. При этом, аптечки, укладки, наборы, комплекты для оказания первой помощи сохранят статус медицинских изделий. Таким образом, не осуществляя процедуру государственной регистрации, Роздравнадзор сохранит полномочия по контролю за обращением данной категории медицинских изделий в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.09.2012 N 970 «Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий». В том случае, если законопроект не будет принят, альтернативным вариантом совершенствования вопросов контроля качества оснащения, необходимого для оказания первой помощи, предложенным авторами, может стать введение упрощенного варианта регистрации аптечек, укладок, наборов, комплектов с возможностью оперативной замены вложений на аналогичные зарегистрированные изделия. В ходе государственной регистрации таких медицинских изделий, по нашему мнению, должно проверяться соответствие комплекта вложений в аптечку соответствующему приказу Минздрава об утверждении состава аптечки. Корпус аптечки должен обеспечить защиту вложений в условиях хранения и применения и доступность вложений для применения. При этом в ходе клинических испытаний должно оцениваться удобство, потребительские качества применения медицинских изделий в условиях оказания первой помощи. Отдельно рассматриваются проблемы проведения клинических испытаний применительно к средствам для оказания первой помощи. Выдвигаются предложения включить в Перечень медицинских организаций, имеющих право проводить клинические испытания медицинских изделий, медицинские организации, оказывающие экстренную помощь во внебольничных условиях, при чрезвычайных ситуациях. Как дополнительный инструмент контроля качества запланировано создание экспертного совета по совершенствованию и контролю качества оснащения для оказания первой помощи при профильной комиссии Минздрава России по направлению «Первая помощь». 3. Еще одна рассматриваемая в статье правовая проблема связана с определением понятия «медицинское изделие», установленном в ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Установлено, что формулировка данной статьи не корректна в отношении медицинских изделий, применяемых для оказания первой помощи, так как в данном случае медицинские изделия применяются не в «медицинских целях», а в целях оказания первой помощи. Указанную формулировку предлагается скорректировать путем внесения изменений в статью 38, учитывающих возможность применения медицинских изделий не только в медицинских целях, но в целях оказания первой помощи. Обсуждение Требования к составу аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи разрабатывает и утверждает своими приказами Минздрав России. Соответствующее полномочие Минздрава России установлено пунктом 5.2.100.90 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321) [4]. В настоящее время Минздравом России утверждены требования к составу следующих аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи:
Для иных категорий потенциальных участников оказания первой помощи требования к составу аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи Минздравом России не утверждены, что является серьезной организационно-правовой проблемой и, безусловно, снижает возможность и качество оказания первой помощи в условиях, не охваченных перечисленными выше документами. Отсутствие необходимого оснащения делает выполнение многих мероприятий первой помощи менее эффективными, а для некоторых внешних условий и состояний пострадавшего –невозможным [13]. Однако перечень потенциальных участников оказания первой помощи, нуждающихся в утвержденных составах оснащения, в нормативно-правовых актах и в научной литературе не установлен. Наряду с вышеупомянутой правовой проблемой отсутствия нормативного закрепления состава аптечек, укладок, наборов, комплектов для ряда ситуаций и условий оказания первой помощи, серьезной проблемой является низкая оснащенность потенциальных участников оказания первой помощи даже при наличии утвержденных требований к средствам для оказания первой помощи. Даже аптечками первой помощи автомобильными оснащен не каждый автомобиль в нарушение установленных норм. Согласно п. 7.7 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения») [14], без аптечки запрещается эксплуатация транспортного средства. Таким образом, как справедливо отмечает А.В. Анищенко, наличие аптечки - это обязательная часть эксплуатации каждого автомобиля [15]. Однако данная норма выполняется не всеми автомобилистами. Организационно-правовые проблемы наблюдаются и в оснащении укладками автомобилей ГИБДД МВД России. В частности, несмотря на то, что состав укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками ГИБДД МВД России был принят в 2011 году, до настоящего времени наблюдается крайне медленное оснащение данными укладками , вплоть до оспаривания данной обязанности ГИБДД МВД России в суде. Так, прокурор Кяхтинского района Республики Бурятии, в судебном порядке просил обязать отдел МВД по Кяхтинскому району укомплектовать укладку для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП изделиями медицинского назначения в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 10 августа 2011 г. № 905н [7]. Ответчик отказывался выполнить требование прокуратуры, ссылаясь на целый ряд оснований, включая несогласованность приказа Минздравсоцразвития России от 10 августа 2011 г. № 905н [7] с МВД России, отсутствие достаточных финансовых средств, отсутствие указаний со стороны МВД России, отсутствие в приказе Минздравсоцразвития России от 10 августа 2011 г. № 905н [7] определенного места нахождения укладки. Эти доводы не были приняты судом, и было принято решение, обязывающее МВД Республики Бурятии укомплектовать служебные машины ГИБДД МВД России по Кяхтинскому району укладками для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП [16]. Ответчик обжаловал данное решение, в октябре 2012 Верховным судом Республики Бурятия было вынесено апелляционное определение, согласно которому решение нижестоящего суда было оставлено без изменений, апелляционная жалоба без удовлетворения [17]. Схожие дела о понуждении укомплектовать укладками автомашины ГИБДД были рассмотрены в других районах Республики Бурятия [18], а также в других регионах, например, в Республике Коми [19], и продолжаются вплоть до настоящего времени [20]. Проведенный авторами анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся организационно-правовая проблема обусловлена, в том числе, недостаточно ответственным отношением к проблеме и задачам первой помощи со стороны соответствующих руководящих ведомственных структур, в данном случае - отсутствием внутренних ведомственных нормативно-правовых актов МВД России, четко регламентирующих правила принятия на снабжение медицинских изделий для оказания первой помощи, порядок их пополнения, утилизации, выделение финансовых ассигнований и другие организационно-правовые вопросы. Удачным примером подобной внутриведомственной работы, а также необходимого межведомственного взаимодействия, является принятие к оснащению МЧС России комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико–санитарной помощи и первой помощи (далее по тексту – КИМГЗ). Требования к комплектации КИМГЗ были утверждены приказом Минздрава России от 15.02.2013 № 70н [12] (разработан совместно с МЧС России). После принятия приказа Минздрава России от 15.02.2013 №70н [12] МЧС России разработало и согласовало с Минздравом России приказ МЧС России от 23.01.2014 № 23 [21] и утвердило состав, в котором актуализированы требования приказа Минздрава России № 70н [12] по форме выпуска, размерам лекарственных средств и медицинских изделий, основного состава и дополнительных вложений КИМГЗ. Таким образом, была проведена межведомственная работа в ходе которой Минздравом России и МЧС России были разработаны и утверждены требования к комплектации КИМГЗ лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а затем МЧС России была проведена внутриведомственная работа по утверждению организационно-правовых вопросов принятия на снабжение данных медицинских изделий. Таким образом, нуждается в проработке вопрос усовершенствования межведомственных и внутриведомственных отношений по данным вопросам. Еще одной организационно-правовой проблемой является сложная процедура регистрации медицинских изделий для оказания первой помощи, которая занимает значительное время, но далеко не всегда обеспечивает их качество и удобство для оказания первой помощи [22]. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» [23] уполномоченным органом по государственной регистрации медицинских изделий является Росздравнадзор. Данной службе принадлежит ключевая роль в контроле качества медицинских изделий для оказания первой помощи [24]. В частности, Росздравнадзор проводит контрольные мероприятия в отношении организаций, осуществляющих производство, оборот и использование изделий медицинского назначения, в том числе оснащения для оказания первой помощи [25,26,27]. Согласно статье 5 Правил государственной регистрации медицинских изделий [22], государственная регистрация медицинских изделий проводится на основании результатов технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, и экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения. При этом различные аспекты данной процедуры подвергаются критике исследователями [28]. Высокая стоимость и длительные сроки государственной регистрации данных медицинских изделий, к сожалению, не всегда обеспечивают их качество. Авторы считают одним из вариантов решения вышеупомянутой проблемы принятие законопроекта в части внесения изменений в ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым «государственной регистрации не подлежат следующие медицинские изделия, на которые также не распространяются положения части 3 настоящей статьи, предусматривающие разработку производителем (изготовителем) медицинского изделия технической и (или) эксплуатационной документации: […] 5) представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, предназначенные для оказания первой помощи, […], укомплектованные зарегистрированными в установленном порядке медицинскими изделиями и (или) лекарственными препаратами для медицинского применения». Отдельно необходимо выделить проблемы юридической техники, на которые не учли авторы законопроекта. Согласно установленным Минздравом России требованиям к комплектации ряда укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи установлено, что в их составы входят не только медицинские изделия, но и прочие средства. Например, согласно Приложению № 1 к Приказу Минздравмедпрома России от 20.08.1996 N 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)» в аптечку входят не только медицинские изделия, но и такие прочие средства как футляр, ножницы, рекомендации по использованию. А согласно Приложению № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» в состав аптечек для оказания первой помощи работникам помимо медицинских изделий входят английские булавки стальные со спиралью, рекомендации с пиктограммами по использованию изделий медицинского назначения аптечки для оказания первой помощи работникам, футляр или сумка санитарная, блокнот отрывной для записей, авторучка. Таким образом, данные медицинские изделия не попадают по формальному признаку под действие части 5 статьи 38 законопроекта, согласно которой не подлежат государственной регистрации только аптечки, «укомплектованные зарегистрированными в установленном порядке медицинскими изделиями и (или) лекарственными препаратами для медицинского применения», так как в аптечки помимо зарегистрированных медицинских изделий входят также прочие средства, не являющиеся медицинскими изделиями. В связи с этим при принятии данной формулировки такие аптечки будут подлежать государственной регистрации из-за несовершенства юридической техники. Кроме того, укладки, наборы, комплекты и аптечки, предназначенные для оказания первой помощи, могут быть в свою очередь сами укомплектованы укладками, наборами, комплектами и аптечками, предназначенными для оказания первой помощи. В таком случае, данные медицинские изделия также не попадают по формальному признаку под действие части 5 статьи 38 законопроекта и подлежат государственной регистрации. В связи с вышеизложенным данные положения законопроекта нуждаются в корректировке. Для устранения потенциального пробела в нормативном регулировании обращения данного вида медицинских изделий для оказания первой помощи необходимо предусмотреть в законопроекте, что укладки, наборы, комплекты и аптечки, укомплектованные, в том числе немедицинскими изделиями и (или) укладками, наборами, комплектами и аптечками также не подлежат государственной регистрации. Важным моментом в случае принятия данного законопроекта будет разработка механизма подтверждения принадлежности к медицинским изделиям в отсутствие государственной регистрации. Это позволит сохранить контролирующую роль Росздравнадзора в отношении организаций, осуществляющих производство, оборот и использование медицинских изделий для оказания первой помощи и сохранить для таких медицинских изделий налоговую ставкой налога на добавленную стоимость 10 процентов (вместо 18 процентов на немедицинскую продукцию). В том случае, если вышеуказанный законопроект не будет принят, необходимо предусмотреть возможность упрощения порядка государственной регистрации оснащения для оказания первой помощи в целях повышения количественных показателей оснащенности средствами для оказания первой помощи всех участников ее оказания. Учитывая, что аптечка (укладка, набор, комплект) для оказания первой помощи состоит из медицинских изделий, уже зарегистрированных Росздравнадзором, то есть прошедших все необходимые испытания и имеющих регистрационные удостоверения, проведение аналогичных испытаний в отношении самой аптечки (укладки, набора, комплекта), по мнению авторов является избыточным. П.п. «г» п. 37 Правил государственной регистрации медицинских изделий [19] установлено, что изменение комплектующих медицинского изделия, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не требует проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия. Однако на практике внесение таких изменений может занимать длительное время, а также может быть отклонено Росздравнадзором. В связи с этим авторами предлагается новый упрощенный вариант регистрации аптечек, укладок, наборов, комплектов с возможностью оперативной замены вложений на аналогичные зарегистрированные изделия. Кроме того, авторы обращают внимание на узкое место, осложняющее проведение клинических испытаний медицинских изделий для оказания первой помощи. Клинические испытания проводятся медицинскими организациями с целью оценки клинической эффективности и безопасности медицинского изделия [29]. Проблемы проведения клинических испытаний применительно к средствам для оказания первой помощи обусловлены тем, что медицинские организации из действующего Перечня медицинских организаций, имеющие право проводить клинические испытания медицинских изделий для оказания первой помощи, юридически не могут оценить их эффективность. Это связано с тем, что вышеназванные медицинские изделия предназначены для использования вне медицинской организации, на догоспитальном этапе, таким образом, их использование выходит за объем оказания медицинской помощи. Медицинские изделия, которые применяются также и при оказании медицинской помощи (например, бинты), возможно оценить специалистам медицинского стационара. Но имеются медицинские изделия, не применяющиеся при оказании медицинских услуг, но востребованные для оказания первой помощи, входящие в составы укладок, наборов, комплектов и аптечек, и предназначенные исключительно для оказания первой помощи, например устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-устройство-рот». Однако данные проблемы не учитываются ни на законодательном, ни на научно-исследовательском уровне. На наш взгляд, для проведения реальных и эффективных клинических испытаний данных медицинских изделий необходимо включить в Перечень медицинских организаций, имеющих право проводить клинические испытания медицинских изделий, медицинские организации, оказывающие экстренную помощь во внебольничных условиях, при чрезвычайных ситуациях. Это позволит проводить испытания медицинских изделий для первой помощи во внебольничных, в том числе экстремальных условиях, с участием специалистов, имеющих, в том числе, опыт по оказанию первой помощи. При этом необходимо отметить проблему юридической техники, связанную с определением понятия «медицинское изделие» в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Согласно части 1 ст. 38 данного закона, «медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека». Таким образом, как указывает Деревянская Т.П., «к медицинским изделиям относится широкий перечень изделий, от бинтов до сложных приборов и оборудования, вступающих во взаимодействие с организмом человека» [30]. В виду того, что статья 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] выделяет первую помощь как отдельный вид охраны здоровья граждан, отличный от медицинской помощи, формулировка статьи 38 данного закона не корректна в отношении медицинских изделий, применяемых для оказания первой помощи, так как в данном случае медицинские изделия применяются не в «медицинских целях», а в целях оказания первой помощи. Данная правовая норма нуждается в изменении и дополнении, однако российскими учеными и практиками данная проблема не была обозначена. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 09.06.2020 Просмотров: 5805
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 30.11.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|