ВОЗ. Информационный бюллетень. Октябрь 2020 |
13.11.2020 г. | ||||||
Октябрь 2020 г. Тема номера – Европейская программа работы на 2020–2025 гг. "Совместные действия для улучшения здоровья жителей Европы" Европейская программа работы на 2020–2025 гг. "Совместные действия для улучшения здоровья жителей Европы" (ЕПР) подготовлена в рамках процесса широких консультаций с участием государств-членов, Европейской комиссии, негосударственных структур, межправительственных организаций и агентств ООН, а также сотрудников ВОЗ.1 В ЕПР определяются приоритетные задачи на ближайшие пять лет, начиная с того, каких действий жители Региона справедливо ожидают от органов управления здравоохранением своих стран. Люди считают, что органы здравоохранения должны гарантировать реализацию их права на всеобщий доступ к качественной помощи без риска обнищания, обеспечить эффективную защиту при чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения и обеспечить возможность для развития здорового общества, в котором действия общественного здравоохранения и разумная государственная политика будут способствовать улучшению условий жизни на основе экономики благополучия. Люди все чаще пользуются своим законным правом требовать от органов управления здравоохранением ответа за выполнение вышеуказанных ожиданий. 15 сентября 2020 г. на 70 сессии Европейского регионального комитета ВОЗ министры здравоохранения и лидеры в сфере общественного здравоохранения из 53 государств-членов Европейского региона ВОЗ утвердили Европейскую программу работы (ЕПР) на 2020–2025 гг.2 Основные приоритеты В рамках ЕПР государства-члены в Европейском регионе будут работать над решением трех основных приоритетных задач:
Эти основные приоритетные задачи основываются на положениях Повестки дня в области Устойчивого развития на период до 2030 г. и на сформулированных в ней 17 Целях в области Устойчивого развития; они также согласуются с глобальным видением, изложенным в Общей программе работы ВОЗ на 2019–2023 гг. Обеспечение всеобщего доступа к качественной медицинской помощи Жители Региона справедливо ожидают, что государство гарантирует им право на всеобщий доступ к качественной помощи без связанных с ее получением финансовых затруднений. Люди хотят, чтобы системы здравоохранения обеспечивали защиту от всего комплекса угроз для здоровья и проблем со здоровьем коллективного и индивидуального характера, а также острых и хронических, инфекционных и неинфекционных заболеваний. Европейское региональное бюро ВОЗ (ЕРБ ВОЗ) будет всячески поддерживать усилия государств-членов по созданию крепких, жизнестойких и строящих свою работу на фактических данных систем здравоохранения как основного элемента восстановления после COVID-19. Работа ЕРБ ВОЗ над обеспечением ВОУЗ охватывает пять направлений:
Работа ЕРБ ВОЗ в поддержку ВОУЗ будет дополняться двумя флагманскими инициативами: "Коалиция по охране психического здоровья" и "Расширение прав и возможностей граждан с помощью цифрового здравоохранения". Эти флагманские инициативы призваны стимулировать реформы и инновации для обеспечения ВОУЗ. Защита при чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения Трудно сказать, какая другая проблема здравоохранения занимала столь значимое место в общественных дискуссиях, как кризис, обусловленный COVID-19. Поддержка местными сообществами и отдельными гражданами коллективных ответных мер оказалась исключительно важной. Этот кризис подтвердил наличие в обществе широкого консенсуса относительно того, что ответственность за обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения лежит непосредственно на органах здравоохранения. Предоставление надежной информации о рисках стало вопросом стратегической ответственности, привлекшим пристальное внимание общества к научным и политическим аспектам общественного здравоохранения и к проблеме социальной подотчетности экспертов в этой области. Кризис, обусловленный COVID-19, был и остается для ЕРБ ВОЗ поводом для преобразования своей деятельности. Пандемия продемонстрировала чрезвычайную важность принятия оперативных и решительных мер. ВОЗ пришлось проводить быстрые и авторитетные оценки ситуации, готовить надежные и заслуживающие доверия оперативные информационные сводки и в сжатые сроки направлять в страны группы быстрого реагирования для оказания необходимой помощи национальным органам власти. Пока еще слишком рано проводить полномасштабный критический анализ и оценку предоставляемой странам поддержки. Однако не вызывает сомнений тот факт, что пандемия изменила форматы присутствия ВОЗ в странах, процесс направления в страны персонала, процесс выработки рекомендаций и ее коммуникации с государствами-членами, а также региональными и субрегиональными учреждениями и объединениями стран. Кроме того, пандемия активизировала коммуникацию и взаимодействие между региональными бюро ВОЗ и учреждениями ООН. Кризис, обусловленный COVID-19, заострил внимание на необходимости обеспечения готовности, быстрого реагирования, сотрудничества и солидарности, а также на необходимости создания четких механизмов и структур управления и контроля в целях реагирования на чрезвычайные ситуации. Эти элементы оказались критически важными не только на уровне отдельных стран, но и на уровне объединений стран. Принимая во внимание извлеченные на сегодняшний день уроки, необходимо мобилизовать возможности, которыми обладают как отдельные страны, так и региональные и субрегиональные структуры. Это ставит три ключевые задачи:
Укрепление здоровья и повышение благополучия Для людей очень важно жить в безопасных и обеспечивающих поддержку сообществах, где созданы социальные и физические условия, благоприятствующие физическому, психологическому и социальному здоровью и благополучию человека. Они ожидают, что органы здравоохранения защитят их самих, а также их семьи от факторов, угрожающих их здоровью и благополучию, путем осуществления целевых программ и стратегий охраны общественного здоровья, призванных воздействовать на детерминанты здоровья; путем мобилизации других секторов с целью содействия учету интересов здоровья во всех стратегиях; путем продвижения инициатив, направленных на работу с местными детерминантами здоровья за счет инвестиций в будущую экономику благополучия в соответствии с концепцией "зеленого курса". В обществах, переживающих процесс модернизации, такие ожидания проявляются с большей силой. Авторитет лидеров в сфере здравоохранения в значительной мере формируется за счет того, насколько эффективно они реагируют на существующие проблемы; если их начинание, по мнению общества, оказывается неудачным, это незамедлительно приводит к потере доверия, авторитета и легитимности. Таким образом, с точки зрения обеспечения прогресса на пути к ВОУЗ государственные стратегии в области охраны общественного здоровья в политическом смысле важны не менее, чем в медико-социальном. Комплекс мероприятий и программ, направленных на укрепление здоровья и повышение благополучия на всех этапах жизни, объединяет в себе традиции общественного здравоохранения, на основе которых на протяжении многих десятилетий формировалась деятельность ВОЗ: программы по борьбе с конкретными заболеваниями и программы в области гигиены окружающей среды, стоявшие у истоков ее деятельности; работа по укреплению основных функций общественного здравоохранения, оказанию воздействия на социальные детерминанты и возрождению первичной медико-санитарной помощи; продвижение принципа учета интересов здоровья во всех стратегиях, особенно в контексте согласования политики здравоохранения и социальной политики. Вместе с усилиями по обеспечению ВОУЗ эти направления работы отражают более масштабную социальную тенденцию, связанную с переходом к экономике благополучия. ЕПР подчеркивает особую важность этого приоритета, объединяя усилия по работе над ним по следующим направлениям:
Работу ЕРБ ВОЗ в сфере улучшения здоровья и благополучия жителей Региона дополнят две сквозные флагманские инициативы – "Европейская повестка дня в области иммунизации на период до 2030 г." и "Выбор в пользу здоровья: больше внимания к анализу поведенческих и культурных факторов". В ЕПР представлено видение о том, как Европейское региональное бюро ВОЗ способно помочь органам управления здравоохранением в государствах-членах выполнять эти задачи в каждой стране и общими усилиями в Регионе. Разработка концепции ЕПР была начата еще до того, как на Регион обрушилась пандемия COVID-19. Разразившийся кризис, безусловно, потребовал определенных корректировок, которые и были отражены в данной стратегии. Принимая во внимания те непрерывные изменения, которые в настоящее время претерпевают системы здравоохранения в Регионе, ЕПР следует рассматривать как динамичный документ, который будет регулярно обновляться. ЕПР не является исчерпывающим списком всех направлений нормотворческой и технической деятельности, которую выполняет ЕРБ ВОЗ. Прежде всего, она сосредоточена на тех аспектах, которые лучше всего характеризуют отход от привычного режима работы, ввиду радикальных изменений в условиях деятельности, которые ждут ВОЗ в ближайшие годы. Она предусматривает возможности для гибких подходов к реализации, скорейшего достижения результатов и поддержки инвестиций в будущее. С учетом того факта, что у каждого региона ВОЗ имеются свои специфические трудности, возможности и приоритеты, ЕПР демонстрирует, каким образом работа Европейского регионального бюро ВОЗ может наиболее оптимальным образом способствовать воплощению в жизнь глобального перспективного видения, сформулированного в Тринадцатой общей программе работы ВОЗ на 2019–2023 гг. (ОПР-13), а также подготовке ОПР-14. Она направлена на согласование деятельности ЕРБ ВОЗ с целями "трех миллиардов" и на оказание странам поддержки в выполнении своих обязательств по реализации Повестки дня в области Устойчивого развития на период до 2030 г. и Глобального плана действий по обеспечению здоровой жизни и благополучия для всех людей. ЕРБ ВОЗ определяет 4 флагманских инициативы, дополняющие Европейскую программу работы, в которой определены приоритеты здравоохранения на ближайшие 5 лет. Эти флагманские инициативы призваны ускорить перемены, мобилизуясь вокруг важнейших вопросов, которые занимают видное место в повестке дня государств-членов и в отношении которых заметная политическая приверженность на высоком уровне может иметь решающее значение. Флагманские инициативы:
EUR/RC70/11 Rev.4 Европейская программа работы на 2020–2025 гг. – "Совместные действия для улучшения здоровья жителей Европы". – Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2020 г. – 32 стр.: Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/333909/70wd11r-rev4-EPW-200673.pdf Публикации Всемирной организации здравоохранения:
В 2012 г. Европейский региональный комитет ВОЗ утвердил два варианта политики Здоровье-2020. Оба этих варианта приводятся в настоящей публикации. В сокращенном варианте рамочной основы, который ориентирован на европейских политических деятелей и лиц, вырабатывающих политику, рассказывается об основных ценностях и принципах политики Здоровье-2020, а также приводятся ключевые стратегические рекомендации в отношении действий в интересах здоровья и благополучия населения. Развернутая версия рамочной основы политики и стратегии содержит более подробную информацию в отношении фактических данных и практических действий. Настоящая политика предусматривает две стратегические задачи, в основе которых лежат принципы соблюдения социальной справедливости, обеспечения гендерного равенства и прав человека и улучшения стратегического руководства в интересах здоровья. Политика призвана стать инструментом для укрепления здоровья и благополучия людей и повышения уровня справедливости в отношении здоровья с учетом конкретных условий каждой страны и сложившихся в них политических и организационных обстоятельств. Это гибкое, "живое" руководство по вопросам политики и стратегий. Выполнение подобных задач в равной мере требует усилий как в политической, так и в научной сфере, и поэтому в политике Здоровье-2020 огромное значение придается и политической приверженности, и опыту экспертов, и участию гражданского общества. Будучи ориентированной на нахождение "решений", настоящая рамочная основа предлагает одновременно достижимые и практичные, и в то же время гибкие варианты политики, которые могут успешно осуществляться в изменяющихся условиях любой страны. Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0017/215432/Health2020-Long-Rus.pdf
Для более быстрого оказания помощи людям, оказавшимся в неблагоприятном положении из-за плохого состояния здоровья, и предотвращения такого развития событий для других людей требуются меры политики, которые охватывают не только наиболее уязвимые группы населения, но и граждан, в непропорционально большой степени подверженных риску предотвратимых нарушений здоровья. Инструмент ОСВОЗ послужит средством поощрения, активизации и мониторинга таких мер политики в Регионе на основе: - создания равных возможностей для сохранения и укрепления здоровья на протяжении всей жизни - уменьшения неравенств в подверженности предотвратимым факторам риска для здоровья - смягчения последствий для людей, находящихся в неблагоприятном положении из-за комплекса накопившихся социальных, экономических и медицинских проблем. Цель настоящего документа заключается в проведении официальных консультаций с государствами-членами и партнерами Европейского региона ВОЗ по инструменту ОСВОЗ в качестве предлагаемого инструмента продвижения и мониторинга мер политики по повышению справедливости в отношении здоровья в Регионе. Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/410458/FINAL_20190814-h1730-policy-tool-ru.pdf
Благодаря принятию Повестки дня в области Устойчивого развития на период до 2030 года и Целей в области Устойчивого развития ООН создана хорошая концептуальная основа для укрепления мер по улучшению здоровья и благополучия всех людей, а также обеспечению того, чтобы никто не остался без внимания. Тем не менее, несмотря на общее улучшение состояния здоровья и благополучия населения в Европейском регионе ВОЗ, неравенство внутри стран сохраняется. В настоящем докладе определены пять основных условий, необходимых для достижения и поддержания здоровья для всех: хорошее качество и доступность медицинских услуг; защищенность доходов и социальная защита; достойные условия жизни; социальный и человеческий капитал; достойные условия труда и занятости. Для обеспечения всех пяти условий необходимы целенаправленные и активные меры политики. В Докладе также рассматриваются ключевые факторы обеспечения справедливости в отношении здоровья, а именно такие факторы создания более справедливых обществ, как: согласованность политики, подотчетность, общественное участие, расширение прав и возможностей граждан и местных сообществ. В Докладе приводятся фактические данные о глубинных причинах неравенств в отношении здоровья в каждом из 53 государств-членов Региона, а также о решениях, позволяющих сократить эти неравенства. Полный текст доклада на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/330667/9789289054768-rus.pdf
Международные организации в секторе здравоохранения, а также в других сферах политики, применяют различные подходы к оценке равенства и справедливости. Например, справедливость может относиться к доступу к услугам, ресурсам и возможностям, или уровню воздействия и степени уязвимости перед рисками, или же представляться как одна из общественных ценностей и глубинный фактор для других благ общества. Авторы доклада анализируют целый ряд механизмов политики, которые определяют направления для деятельности ключевых структур и организаций в секторе здравоохранения и за его пределами, включая агентства ООН, международные и региональные организации и правительства стран. Такой анализ дает представление о позиции этих заинтересованных сторон в отношении задач в сфере справедливости, в соответствии с их институциональными механизмами. Доклад призван дать представление об институциональных контекстах политики в сфере справедливости в отношении здоровья в Европейском регионе ВОЗ, с особым вниманием к факторам, которые могут стимулировать, поддерживать или, напротив, замедлять развитие сотрудничества среди партнеров в рамках Инициативы Европейского регионального бюро ВОЗ по подготовке докладов о положении дел в области обеспечения справедливости в отношении здоровья. Полный текст документа на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/328588/97892890542870-eng.pdf
В этом документе рассматривается важнейшая роль, которую механизмы и процессы подотчетности могут играть в выполнении обязательств по обеспечению справедливости в отношении здоровья, принятых государствами-членами в политике Здоровье-2020 и Целях в области Устойчивого развития (ЦУР). На основе конкретных примеров в нем показано, что механизмы и процессы подотчетности помогают странам повысить справедливость в отношении здоровья и что в их отсутствие прогресс в этом направлении замедляется. В документе также подчеркивается, что для повышения подотчетности необходимо участие множества различных субъектов на всех уровнях и что в деле обеспечения справедливости в отношении здоровья очень важную роль играют сбор и использование дезагрегированных данных, которые способствуют поддержанию процессов подотчетности и эффективному применению новых инструментов подотчетности. Для повышения подотчетности требуется, чтобы государство прилагало активные усилия для выполнения своих обязательств в отношении здоровья населения как в рамках сектора здравоохранения, так и за его пределами. Приведенные в документе примеры свидетельствуют о том, что если этого не происходит, то наблюдается снижение как подотчетности, так и прогресса в обеспечении справедливости в отношении здоровья. Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/325133/9789289054171-rus.pdf
План действий для повышения уровня готовности и реагирования систем общественного здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ на 2018–2023 гг. предполагает создание и поддержание на уровне стран и Региона возможностей для эффективного предотвращения, подготовки, выявления и организации ответных мер в отношении угроз общественному здоровью и чрезвычайных ситуаций, а также, при необходимости, оказание поддержки затронутым странам. В плане отражены предпринятые меры и полученный Европейским регионом опыт за период после вступления в силу Международных медико-санитарных правил (ММСП) (2005 г.) в 2007 г., изложенные в руководящем документе EUR/RC67/13 об ускорении осуществления ММСП (2005 г.) и укреплении лабораторного потенциала на благо здоровья в Европейском регионе ВОЗ, который был представлен на Шестьдесят седьмой сессии Регионального комитета (РК-67) в сентябре 2017 г. Он основывается на пятилетнем глобальном стратегическом плане по повышению уровня готовности и реагирования систем общественного здравоохранения (2018–2023 гг.) и адаптирован к потребностям Европейского региона. Полный текст плана на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0010/393706/Action-Plan_RUS_WHO_web.pdf
ЕРБ ВОЗ объявило о создании новой Коалиции по охране психического здоровья, призванной обеспечить приоритетное значение охраны психического здоровья в повестке дня и всячески поддерживать это направление общественного здравоохранения в государствах-членах Европейского региона ВОЗ на протяжении ближайших пяти лет. Задача Коалиции: • изменить восприятие тематики психического здоровья; • ускорить необходимые реформы услуг по охране психического здоровья; и • активизировать меры по обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения для людей с нарушениями психического здоровья. Почему охрана психического здоровья имеет столь важное значение? Психическое здоровье – это основополагающий элемент здоровья и благополучия каждого человека, в том числе способности человека в полной мере реализовать себя; это поистине неотъемлемая часть нашего здоровья. В то же время, психическое благополучие людей остается очень хрупким. Ему угрожают самые разные факторы, влияющие на отдельных лиц, на семьи и на целые сообщества. К ним относятся гендерные неравенства, социальное неблагополучие и бедность, безработица, миграция, конфликты и – как это очень ярко показала пандемия COVID-19 – вспышки болезней и последствия мер по противодействию им. Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/462487/MNH-flagship-rus.pdf
Симпозиум ВОЗ «Будущее цифровых систем здравоохранения в Европейском регионе» был проведен в Европейском региональном бюро ВОЗ в Копенгагене, Дания, 6–8 февраля 2019 г. Перед его участниками стояла цель – определить приоритеты для действий в области общественного здравоохранения, направленных на наращивание темпов внедрения цифрового здравоохранения в странах, и помочь разработать европейскую дорожную карту по цифровизации национальных систем здравоохранения путем обмена опытом между странами и анализа путей использования цифрового здравоохранения и появляющихся инноваций для укрепления национальных систем здравоохранения. В симпозиуме ВОЗ «Будущее цифровых систем здравоохранения в Европейском регионе» в 2019 г. приняли участие более 360 представителей 50 стран, включая 90 докладчиков. Широкие дискуссии на более чем 30 заседаниях были посвящены таким вопросам, как сущность цифрового здравоохранения, его влияние, этические аспекты и стратегии развития. Обсуждение проводилось на различных уровнях, от технического до философского, по ходу дискуссий подчеркивались наиболее важные аспекты и формулировались заключения. Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/330370/9789289059985-rus.pdf
Вакцинация – один из самых действенных инструментов общественного здравоохранения, который спасает миллионы человеческих жизней и предотвращает страдания еще большего числа людей. Вакцинация уменьшает неравенства, расширяет доступ к услугам здравоохранения в целом и даже способствует сокращению масштабов бедности. Так почему же многие люди не защищены в полной мере от вакциноуправляемых инфекций? Простого ответа на этот вопрос не существует. Некоторые люди, возможно, не получают необходимой им поддержки со стороны медицинских работников. У других, возможно, возникают проблемы в связи с неудобными часами приема и необходимостью долго сидеть в очереди на прививку; у третьих могут иметься опасения относительно безопасности вакцин, либо же они могут испытывать недоверие к органам здравоохранения. Четвертые, вероятно, не были надлежащим образом проинформированы о том, когда и куда приходить на вакцинацию. Для того чтобы обеспечить высокий и справедливый уровень использования услуг вакцинации, необходимо понять, с какими барьерами для получения этих услуг сталкиваются группы населения, недостаточно охваченные иммунизацией. На основе этого понимания могут быть выработаны подходы, которые послужат для людей источником поддержки и мотивации при принятии решения о вакцинации и позволят им получить вакцину; а также подходы, которые гарантируют, что все группы населения пройдут вакцинацию, независимо от уровня доходов, уровня образования, возраста, места проживания, этнической принадлежности, вероисповедания или мировоззренческих взглядов. Метод адаптации программ иммунизации был разработан Европейским региональным бюро ВОЗ именно для того, чтобы помочь странам в этой работе. Он опирается на научные данные и опыт стран и нацелен на интеграцию результатов исследований, ориентированных на нужды людей и изучения поведенческих особенностей, в процесс планирования программ иммунизации и выработки политики в этой области. Метод адаптации программ иммунизации опирается на три основополагающих элемента: (i) шесть ценностных ориентиров и принципов; (ii) теоретическая модель; (iii) поэтапный процесс c подробным описанием соответствующих мероприятий. В этой публикации подробно представлены этапы и стадии процесса адаптации программ иммунизации, а также приведены практические примеры и упражнения для семинаров по планированию процесса адаптации программ иммунизации. Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/335941/WHO-EURO-2020-1148-40894-55357-rus.pdf
Настоящий документ является дополнением к “Руководству по плановой иммунизации во время пандемии COVID-19 в Европейском регионе ВОЗ”, разработанному Европейским региональным бюро ВОЗ. Документ будет регулярно пересматриваться и обновляться по мере поступления новых данных. Выпущено: 10 сентября 2020 г. Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/334301/WHO-EURO-2020-1086-40832-55208-rus.pdf Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-policy/european-programme-of-work Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ: 2 а также материалы с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ: Просмотров: 4748
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 19.11.2020 г. ) |
« Пред. |
---|