ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ |
12.05.2021 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-2-6
Миронова А.А.1,2, Наркевич А.Н.1, Савчук П.О.3, Евминенко С.А.4 Резюме Актуальность. В Красноярском крае, как и в большинстве регионов Российской Федерации, реализуются проекты по осуществлению медицинской добровольческой деятельности. Однако, существующие организационно-функциональные модели не удовлетворяют потребности в эффективной организации медицинского добровольчества. Целью данной статья явилась разработка организационно-функциональной модели организации и учёта медицинской добровольческой деятельности, основанной на региональной информационной системе Красноярского края. Результаты. В работе представлена организационно-функциональная модель организации и учёта медицинской добровольческой деятельности на основе региональной информационной системы. Данная модель включает в себя единое региональное информационное пространство, в том числе регистр волонтерской (добровольческой) деятельности, орган управления в лице регионального министерства здравоохранения, а также медицинские организации, в которых волонтерами осуществляется добровольческая деятельность. Заключение. Разработанная организационно-функциональная модель организации и учёта медицинской добровольческой деятельности позволяет вести полноценный учёт фактов осуществления добровольческой деятельности, их объемов, сроков, медицинских организаций, в которых осуществлялась данная деятельность, осуществлять управление медицинской добровольческой деятельностью на уровне региона, а также оценивать ее эффективность. Область применения результатов. Предложенная и внедрённая на территории Сибирского федерального округа организационно-функциональная модель организации и учёта медицинской добровольческой деятельности, основанная на региональной информационной системе Красноярского края, может быть использована для полноценного учёта и, в случае необходимости, подтверждать объём и дополнительные условия осуществления такой деятельности в других регионах Российской Федерации. Ключевые слова: медицинское добровольчество; волонтерство в сфере здравоохранения; региональная информационная система; волонтеры-медики; учет деятельности.
Контактная информация: Наркевич Артем Николаевич, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ORGANIZING MEDICAL VOLUNTEER ACTIVITIES ON THE BASIS OF THE REGIONAL INFORMATION SYSTEM Abstract Significance. In most regions of the Russian Federation, including the Krasnoyarsk Territory, regional projects on medical volunteer activities are under way. However, the existing organizational and functional models fail to meet the need for effective organization of medical volunteer activities. The purpose of the study is to develop an organizational and functional model for organizing and monitoring medical volunteer activities based on the regional information system of the Krasnoyarsk Territory. Results. The paper presents the developed organizational and functional model for organizing and monitoring medical volunteer activities on the basis of a regional information system. This model includes a unified regional information space, including a register of volunteer activities, a management body represented by the regional Ministry of Health, as well as medical organizations in which volunteers carry out their activities. Conclusions. The developed organizational and functional model for organizing and monitoring medical volunteer activity allows to keep a full account of the facts of the volunteer activities implementation, their volumes, terms, medical organizations in which this activity was carried out, to manage medical volunteer activities at the regional level, as well as to evaluate their effectiveness. Scope of application. The organizational and functional model for organizing and monitoring medical volunteer activities developed and implemented in the Siberian Federal District, based on the regional information system of the Krasnoyarsk Territory, can be used for complete accounting and, if necessary, confirming volumes and additional conditions for implementing such activities in other regions of the Russian Federation. Keywords: medical volunteer activities; volunteer activities in health; regional information system; medical volunteers; activity accounting.
Corresponding author: Artem N. Narkevich, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение В 2013 году в ежегодном послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации обозначил важность возрождения и развития медицинской добровольческой деятельности [1,2]. В большинстве регионов Российской Федерации, в том числе и в Красноярском крае, началось развитие региональных проектов по запуску такой деятельности [3-7]. Однако, существующие организационно-функциональные модели не удовлетворяют потребности в эффективной организации медицинского добровольчества. При этом, одним из важнейших аспектов развития медицинской добровольческой деятельности является формирование мотивирующих стимулов у потенциальных абитуриентов, планирующих поступать в медицинские образовательные учреждения, для участия в такой предпрофессиональной медицинской деятельности [8]. Стоит отметить, что среди научных работ, посвященных медицинской добровольческой деятельности, практически отсутствуют работы, направленные на изучение текущего состояния медицинского добровольчества в регионах и Российской Федерации в целом, а также посвященные вопросам организации медицинской добровольческой деятельности [9-11]. Целью данной статьи явилась разработка организационно-функциональной модели организации и учёта медицинской добровольческой деятельности, основанной на региональной информационной системе Красноярского края. Материалы и методы Для оценки критериев, которые учитываются медицинскими вузами Российской Федерации для формирования мотивирующих стимулов у потенциальных абитуриентов, планирующих поступать в данные образовательные учреждения, в рамках работы проанализированы правила приема 46 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, на предмет учета часов или факта осуществления добровольческой деятельности при поступлении абитуриентов в 2019-2020 учебном году. В работе представлена организационно-функциональная модель организации и учёта медицинской добровольческой деятельности, основанная на региональной информационной системе Красноярского края, и проанализированы результаты внедрения данной модели на территории 11 регионов Сибирского федерального округа, включая Забайкальский край и Республику Бурятия (на этапе внедрения организационно-функциональной модели Забайкальский край и Республика Бурятия входили в состав Сибирского федерального округа). Результаты На первом этапе исследования был проведен анализ правил приема образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, на предмет учета часов или факта осуществления добровольческой деятельности при поступлении абитуриентов в 2019-2020 учебном году (таблица 1). Таблица 1 Результаты анализа правил приема медицинских образовательных организаций высшего образования
Результаты данного анализа показывают, что в большинстве медицинских образовательных организациях высшего образования (28 вузов – 61%) участие в добровольческой деятельности предоставляет дополнительные преимущества при поступлении на программы высшего образования. При этом практически во всех вузах (26 из 28 – 93%) дополнительное преимущество предоставляется в виде дополнительных баллов, учитываемых в итоговом рейтинге абитуриентов. В 2 (7%) вузах дополнительное преимущество реализуется путем предоставления добровольцам преимущества при прочих равных условиях. Ввиду того, что для предоставления дополнительных преимуществ при поступлении на программы высшего образования медицинские высшие образовательные учреждения учитывают различные нюансы осуществления добровольческой деятельности необходима разработка единого подхода к ведению учета такой деятельности в рамках Российской Федерации в целом или в рамках отдельных федеральных округов. В рамках реализации такого единого подхода на территории Красноярского края на основе региональной информационной системы была разработана и внедрена организационно-функциональная модель организации и учёта медицинской добровольческой деятельности (рисунок 1). Преимуществом такой модели является подключение всех медицинских организацией региона по защищенному каналу связи к региональной информационной системе. Основу организационно-функциональной модели организации и учёта медицинской добровольческой деятельности на территории Красноярского края составляет «Регистр волонтерской (добровольческой) деятельности» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности № 2018619883 от 14.08.2018 г.).
Данный регистр является связующим звеном между встроенными в региональную информационную систему модулями (централизованное хранилище данных, единые стандарты передачи информации и единая система ведения справочников), интерфейсами добровольца и медицинской организации. Взаимодействие добровольца с регистром осуществляется посредством регистрации на портале «Программы медицинского добровольчества» (https://dobrovolec.kmiac.ru). После регистрации каждый доброволец, получает идентификационный номер, который идентифицирует его в регистре. Данный номер позволяет в любой момент времени узнать число часов добровольческой деятельности, сроки ее осуществления и медицинские организации, в которых данная деятельность осуществлялась. В каждой медицинской организации Красноярского края приказом руководителя назначен сотрудник ответственный за добровольческую деятельность. Взаимодействие данного сотрудника с регистром осуществляется посредством специализированного автоматизированного рабочего места (АРМ). АРМ сотрудника ответственного за добровольческую деятельность в медицинской организации позволяет вводить в регистр виды, сроки и объемы осуществляемой добровольческой деятельности каждого добровольца. При необходимости данное АРМ позволяет сформировать справку медицинского добровольца, подтверждающую объем, сроки, давность добровольческой деятельности, а также медицинские организации в которых она осуществлялась. Применение «Регистра волонтерской (добровольческой) деятельности» для учета медицинской добровольческой деятельности регламентировано приказом Министерства здравоохранения Красноярского края. Оперативное руководство в рамках функционирования модели организации и учёта медицинской добровольческой деятельности согласно приказу Министерства здравоохранения Красноярского края осуществляется региональным координатором Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики». Общий контроль за функционированием модели, а также ответственность за развитие добровольческой деятельности на территории Красноярского края возложены на рабочую группу, сформированную приказом Министерства здравоохранения Красноярского края № 599-орг от 06.05.2019 г., которую возглавляет заместитель министра. Необходимо отметить, что представленная организационно-функциональная модель начала формироваться еще в 2014 году и сформирована в окончательном виде лишь в 2019 году. Основными этапами ее формирования явились разработка «Регистра волонтерской (добровольческой) деятельности» и приказов Министерства здравоохранения Красноярского края для нормативно-правового регулирования ее функционирования. В 2018 году было предложено тиражировать разрабатываемую организационно-функциональную модель и функционал разработанного программного обеспечения для организации медицинской добровольческой деятельности и ее учета на территории Сибирского федерального округа. На конец 2019 года данная модель внедрена в 9 регионах данного округа (за исключением Республики Алтай), Забайкальском крае и Республике Бурятия, входивших в начале 2018 года в состав Сибирского федерального округа. По итогам внедрения предложенной модели на территории Сибирского федерального округа к «Регистру волонтерской (добровольческой) деятельности» подключено 296 медицинских организаций, в которых зарегистрировано 8 070 медицинских добровольцев и волонтеров-медиков. В категорию медицинских добровольцев включены добровольцы, осуществляющие добровольческую деятельность в сфере охраны здоровья населения, не имеющие высшего и среднего медицинского образования и на момент регистрации, не обучающиеся в медицинском высшем или средне-специальном учебном заведении. В категорию волонтеров-медиков включены добровольцы, имеющие высшее или средне-профессиональное медицинское образование, или обучающиеся на момент регистрации в регистре в медицинском высшем или средне-специальном учебном заведении. Данная классификация добровольцев введена в связи с тем, что данные категории могут производить различные виды работ при осуществлении добровольческой деятельности. Численность медицинских добровольцев и волонтеров-медиков, зарегистрированных в регистре по регионам представлена на рисунке 2.
Всего в регистре зарегистрировано 4 175 медицинских добровольцев (51,73%) и 3 895 волонтеров-медиков (48,27%). Большую часть зарегистрированных составляют медицинские добровольцы и волонтеры-медики женского пола (6 452 – 79,95%), а мужского пола – лишь 20,05% (1 618 медицинских добровольцев и волонтеров-медиков). На рисунке 3 представлена доля активных медицинских добровольцев и волонтеров-медиков от всех зарегистрированных в регистре за последние 6 месяцев по регионам Сибирского федерального округа.
Исходя из представленных на рисунке 3 данных можно отметить, что достаточно активно ведется работа по организации деятельности медицинских добровольцев и волонтеров-медиков в Иркутской и Кемеровской области, Алтайском крае, Республике Тыва и Новосибирской области. Достаточно низкая доля активных участников медицинского добровольческого движения за последние 6 месяцев в Красноярском крае связана с тем, что на данной территории регистрация участников началась еще в 2014 году. В связи с этим значительная часть зарегистрированных участников уже не осуществляет добровольческую деятельность. В отношении Омской и Томской областей можно отметить низкую активность организаторов медицинской добровольческой деятельности в регионе, а в Забайкальском крае, Республиках Бурятия и Хакасия данная работа последние 6 месяцев не велась. Обсуждение Учитывая представленные выше результаты необходимо отметить, что среди вузов, предоставляющих дополнительные баллы при приеме документов для поступления, число баллов существенно отличается. Минимальное число баллов, предоставляемое вузами, составляет 1 балл, максимальное – 5 баллов, 1 балл предоставляют – 12 (46%) вузов, 2 балла – 6 (24%), 3 балла – 4 (15%), 5 баллов – 4 (15%). В качестве еще одной особенности учета добровольческой деятельности в различных вузах при поступлении, можно отметить наличие минимальной границы объема и давности добровольческой деятельности для предоставления дополнительных баллов. Так, минимальное число времени волонтерской деятельности, учитываемое при поступлении, составляет 30 часов, максимальное – 150 часов. В случае, когда вуз при приеме документов учитывает еще и давность добровольческой деятельности, то учитывается деятельность, осуществляемая добровольцем в течение 4 предшествующих подаче документов лет. Также рядом вузов учитывается добровольческая деятельность только в государственных и муниципальных учреждениях, а некоторыми вузами учитывается еще и профиль добровольческой деятельности, то есть при поступлении в медицинский вуз учитывается только медицинская добровольческая деятельность. Ввиду того, что на уровне Российской Федерации отсутствуют регламентированные или исторически сложившиеся правила учета добровольческой деятельности при поступлении в медицинские вузы, на текущий момент существует необходимость в учете медицинской добровольческой деятельности для ее подтверждения при подаче документов в вузы страны. Причем, для обеспечения мобильности абитуриентов и соответствия подтверждающих добровольческую деятельность документов многообразию формулировок в правилах приема вузов, необходим учет не только факта осуществления добровольческой деятельности, но и его объема, сроков, медицинских организаций и т.д. В этой связи разработанная и внедренная организационно-функциональная модель организации и учета медицинской добровольческой деятельности позволяет учитывать все необходимые для подтверждения аспекты добровольческой деятельности, может быть использована в других регионах, федеральных округах или в Российской Федерации в целом для реализации единого подхода к организации, учету и подтверждению медицинской добровольческой деятельности. Помимо этого, информация содержащаяся и накапливающаяся в «Регистре волонтерской (добровольческой) деятельности» позволяет осуществлять оценку эффективности организации и функционирования программ медицинского добровольчества на региональном и окружном уровне. Заключение Таким образом, разработанная, внедренная и апробированная на территории Сибирского федерального округа организационно-функциональная модель организации и учёта медицинской добровольческой деятельности, основанная на региональной информационной системе Красноярского края, позволяет вести полноценный учёт фактов осуществления добровольческой деятельности, их объемов, сроков, медицинских организаций, в которых осуществлялась данная деятельность, осуществлять управление медицинской добровольческой деятельностью на уровне региона, а также оценивать ее эффективность. Внедрение данной организационно-функциональной модели в других регионах, федеральных округах или на территории Российской Федерации в целом позволит сформировать единый подход к организации медицинской добровольческой деятельности, учету ее различных аспектов, а также, при необходимости, подтверждать данную деятельность. Список литературы
References
Дата поступления: 26.01.2021 Просмотров: 5641
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 02.06.2021 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|