О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №2 2021 (67) arrow МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА НОВОЙ ФОРМАЦИИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА НОВОЙ ФОРМАЦИИ Печать
12.05.2021 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-2-14

1Поздеева Т.В., 1,2Пчелина Н.В.
1 ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
2 ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж», Арзамас, Россия

Резюме

Актуальность. В связи с широким использованием в сфере здравоохранения концепции «бережливого производства» и отсутствием у медицинских специалистов навыков применения lean-технологий в их практической деятельности перед образовательными учреждениями стоит задача модернизации содержания уровней профессиональной подготовки медицинских сестер.

Цель. Определить основные направления модернизации уровней профессиональной подготовки медицинской сестры, как средства формирования специалиста новой формации.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж» и медицинских организаций г. Арзамаса, оказывающих поликлиническую медицинскую помощь. В качестве респондентов были отобраны обучающиеся по специальности «Сестринское дело» (квалификация «медицинская сестра» / «медицинский брат») второго и третьего года обучения (312 человек) и практикующие медицинские сестры (123 человека). Для решения поставленной цели были разработаны специальные анкеты.

Выводы. Результаты проведенного исследования обозначили необходимость трансформации содержания всех уровней профессионального образования медицинских сестер - как базового, так и последипломного. Модернизация содержания уровней профессиональной подготовки должна предусматривать включение в основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) подготовки сестринского персонала, программы повышения квалификации медицинских сестер мероприятий по формированию инновационной lean-компетентности, по усилению мотивации и готовности к новшествам в профессиональной деятельности, развитию инициативности и персональной ответственности за эффективность своего труда и работы медицинской организации в целом. Практические результаты исследования позволили определить основные направления модернизации уровней профессиональной подготовки медицинской сестры и были положены в основу разработанной «Модели формирования компетенций по использованию инструментов «бережливого производства» на базе медицинского колледжа».

Область применения результатов. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве дополнительной информации при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», а также программы повышения квалификации медицинских сестер, оказывающих помощь в системе ПМСП.

Ключевые слова. Первичная медико-санитарная помощь; «бережливые технологии» в здравоохранении; медицинские сестры; профессиональная подготовка медицинских сестер; студенты медицинского колледжа; модернизация образовательного процесса.

Контактная информация: Пчелина Надежда Владимировна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Поздеева Т.В., Пчелина Н.В. Модернизация содержания уровней профессиональной подготовки медицинской сестры как средство формирования специалиста новой формации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67(2):14. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1256/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-2-14.

MODERNIZATION OF THE CONTENT OF THE LEVELS OF PROFESSIONAL TRAINING OF NURSES AS A MEANS OF FORMING SPECIALISTS OF THE NEW FORMATION
1Pozdeeva T.V., 1,2Pchelina N.V.
1 Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod, Russia
2 Arzamas Medical College, Arzamas, Russia

Abstract

Significance. Due to a widespread use of the «lean manufacturing» concept in health and lack of skills in applying lean technologies in practice among health specialists, educational institutions are challenged to modernize content of the levels of professional training of nurses.

Purpose. To identify major directions for modernizing levels of professional training of nurses as a means of forming specialists of the new formation.

Material and methods. The study was conducted on the basis of the Arzamas Medical College and health care facilities of Arzamas that provide outpatient health care. Students in Nursing (qualification «nurse» / «medical brother») in the second and third year (312 people) and practicing nurses (123 people) were selected as the respondents. Special questionnaires were developed.

Conclusions. The study results substantiate the need to update the training content at all levels of professional education of nurses - both basic and postgraduate.

Modernization of the content of the levels of training should incorporate training in innovative lean manufacturing, in improving motivation and readiness for innovations in professional activities, in developing initiative and responsibility for personal performance and organizational performance as a whole into major professional educational programs for nurses and programs of advanced training of nurses. The practical results of the study made it possible to identify major directions for modernizing levels of professional training of nurses and served basis for the development of the «Model for developing competencies in «lean manufacturing» tools on the basis of a medical college».

Scope of application. The data obtained in the course of the research can be used as additional information in realizing the basic professional educational program in the specialty 34.02.01 «Nursing», as well as in developing training programs for nurses at primary health care settings.

Keywords: Primary health care; «Lean technologies» in health; nurses; professional training of nurses; medical college students; modernization of educational process.

Corresponding author: Pchelina Nadezhda, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Pozdeeva T.V., Pchelina N.V. Modernization of the content of the levels of professional training of nurses as a means of forming specialists of the new formation. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2021; 67(2):14. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1256/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-2-14. (In Rus).

Введение

В настоящее время повышение эффективности и доступности первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) рассматриваются в качестве приоритетного вектора модернизации отечественного здравоохранения [1-2].

Стратегической инициативой, позволяющей совершенствовать течение всех процессов в медицинской организации, свести к минимуму потери, и в конечном итоге значительно повысить результативность оказания медицинских услуг является внедрение в деятельность первичного звена проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» [3-5].

Важнейшую роль во внедрении инноваций в отрасли здравоохранения играет сестринский персонал, их грамотное участие в проведении реформ непосредственным образом влияет на результат внедряемых новшеств.

Интеграция концепции «бережливого производства» (lean production) в практику учреждений амбулаторно-поликлинического звена предполагает не только создание пациентоориентированной модели медицинской организации и внесения инноваций в деятельность специалистов сестринского дела, но и требует изменения содержания их труда, что в свою очередь, связано с вполне определенной профессиональной компетентностью и самостоятельностью [5-12].

Принимая во внимание то, что использование инструментов «бережливого производства» становиться уже повсеместным, неизбежно возникают вопросы: готовы ли медицинские сестры работать в новых условиях, какие ограничения и трудности в связи с нововведениями испытывают уже работающие специалисты сестринского дела, как должна меняться система профессионального образования [13].

Несомненно, что необходимость реформирования амбулаторно поликлинического звена, является вызовом системе профессиональной подготовки специалистов сестринского дела и остро ставит задачу модернизации содержания уровней образования медицинской сестры, как средства формирования специалиста новой формации [14-15].

Цель исследования: определить основные направления модернизации уровней профессиональной подготовки медицинской сестры, как средства формирования специалиста новой формации.

Материалы и методы

В соответствии с целью исследования были изучены характер и диапазон образовательных потребностей студентов медицинского колледжа, размера их заинтересованности и готовности к овладению компетенциями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности в рамках проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», а также выявлены потребности уже работающего сестринского персонала в формировании инновационных компетенций.

В исследовании использовались специально разработанные анкеты: для студентов медицинского колледжа и для медицинских сестер, оказывающих услуги в первичном звене здравоохранения. Каждая анкета подразумевала условное деление вопросов на три блока.

Первый блок «Анкеты для обучающихся колледжа» свидетельствовал об осведомленности обучающихся в вопросах реформирования ПМСП и применения концепции «бережливого производства» в здравоохранении; второй – состоял из вопросов, отражавших необходимость совершенствования учебного процесса; третий – определял наличие личностных характеристик у обучающихся, необходимых, по-нашему мнению, для реализации «бережливых» технологий.

Вопросы «Анкеты для сестринского персонала» позволили сформировать представление об основных параметрах анкетируемых (возраст, уровень образования и квалификации, стаж в профессии, семейное положение и др.). Второй блок – направлен на выявление проблем, возникающих при реализации профессиональной деятельности респондентов. Третий – предоставил возможность оценить мотивацию сестринского персонала к реализации новшеств, а также намерение анкетируемых повышать свою профессиональную компетентность.

В качестве респондентов выступили:

- студенты ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж» второго и третьего курса, обучающиеся по специальности «Сестринское дело» и получающие квалификацию «медицинская сестра» / «медицинский брат». Общее число анкетируемых – 312 человек. По гендерной принадлежности обучающиеся распределились таким образом: девушки – 93,9%, юноши – 6,1% (включение юношей в исследование обусловлено обучением по одной специальности и возможностью занятия одинаковых должностей);

- медицинские сестры ГБУЗ НО «Городская больница №1», детской поликлиники и поликлиники № 3 ГБУЗ НО «ЦГБ г. Арзамаса» в количестве 123 человек. Средний возраст анкетируемых составил 42,3±7,4 года, профессиональный стаж – 21,1±7,4 год, квалификационная категория имеется у 63,4% сестринских специалистов.

Результаты

Опрос студентов Арзамасского медицинского колледжа показал, что после окончания колледжа работать в амбулаторно-поликлиническом звене хотели бы только 54,2% (169/312) респондентов, у 18,9% (59/312) обучающихся такое желание не возникает и четверть 26,9% (84/312) анкетируемых - затруднились в выборе ответа. Несмотря на то, что 100,0% респондентов хотели бы при возможном трудоустройстве в поликлинику не испытывать трудностей в работе, только 35,9% (112/312) респондентов слышали о создании в России «бережливых» поликлиник. В свою очередь, 60,3% (188/312) – признались, что не знают об этом, а 3,8% (12/312) испытали сложности с ответом.

Анализ предпочтений студентов по возможному изменению содержания учебного процесса показал, что значительная часть респондентов (87,3% или 272/312) желает получить больше знаний об использовании лин-технологий в здравоохранении, в том числе и о функционировании «бережливых» поликлиник. Причем большинство опрошенных (69,2% или 216/312) выражают мнение, что создание учебного симуляционного центра с моделированием обстановки, приближенной к реальной «бережливой поликлинике», будет содействовать повышению уровня усвоения теоретических знаний и формированию практических компетенций. Более того, 92,6% (289/312) студентов настроены на участие в деловых играх с симуляцией ситуаций, встречающихся в повседневной деятельности поликлиники.

Анализ личностных качеств и способностей обучающихся организовывать себя и свою деятельность для достижения целевого результата показал, что две трети респондентов (78,2% или 244/312) смогут, по их мнению, эффективно организовать рабочее пространство (расставить мебель, удалить все лишнее, рассортировать по категориям и промаркировать медицинскую документацию и т.д.). Вместе с тем, 7,1% (22/312) анкетируемых заявили обратное, а 14,7% (46/312) – сомневались с выбором ответа.

Принять личное участие в реализации общеколледжных инновационных проектов хотела бы почти половина опрошенных студентов (47,4% или 148/312), каждый пятый обучающийся (18,3% или 57/312) не желает быть новатором, а 34,3% (107/312) респондентов – испытали трудности в выборе ответа. Используют возможность заняться новым, ранее неизвестным им делом 50,0% (156/312) анкетируемых, 4,8% (15/312) – откажутся от предложения, а 45,2% (141/312) обучающихся приступят к работе только в случае личной выгоды. Нацелены на результат 66,7% (208/312) обучающихся. Они утверждают, что сделают все необходимое, чтобы выполнить поручение безупречно. Четверть респондентов (25,3% или 79/312) выполнит задание «как сумеет», а 8% (25/312) студентов – затруднились в выборе ответа.

Исследование показало высокую мотивацию студентов к обучению в медицинском колледже - подавляющее число опрошенных (94,9% или 296/312) привлекает сам процесс формирования новых компетенций; необходимость самовыражения и самосовершенствования испытывают 56,4% (176/312) анкетируемых. Половина респондентов (55,4% или 173/312) думают, что умеют дисциплинировать себя для успешной учебы, а 46,1% (144/312) человек - обладают способностью грамотно распределять и эффективно расходовать свое время. Подавляющее большинство анкетируемых (77,9% или 243/312) считает необходимым соблюдение порядка в личных вещах, 8,6% (27/312) обучающихся не заботятся об этом, 13,5% (42/312) – разбирают в шкафах и на полках только тогда, когда невозможно найти необходимое.

Анализ анкет стажированных медицинских сестер показал, что почти всех опрашиваемых специалистов (90,2% или 111/123) волнует проблема реформирования первичного звена, кроме того 30,1% (37/123) респондентов регулярно занимаются поиском информации по этой теме, а 60,1% (74/123) медсестер – при обнаружении подобного сообщения в СМИ или интернет-мессенджере, - непременно выслушают или прочитают его в полном объеме. Почти все анкетируемые (91,8% или 113/123) наслышаны об организации «бережливых» поликлиник в регионах России, к тому же половина (45,5% или (56/123) медицинских работников знает о цели внедрения лин-технологий в отрасль здравоохранения, поскольку часто видят и слышат об этом в новостной индустрии.

В результате интерпретации результатов второго блока вопросов анкеты в профессиональной деятельности медицинских сестер выявлены определенные сложности. В большинстве своем (54,4% или 67/123) они связаны с выполнением респондентами работы, не характерной для их должности. Состав специалистов, поддержавших эту позицию, выглядит следующим образом: половина анкетируемых (53,7% или 36/67) - медицинские сестры, ведущие прием пациентов с участковыми врачами-терапевтами, 31,3% (21/67) - сестринский персонал врачей – узких специалистов, 7,5% или 5/67 - медсестры процедурных кабинетов, 4,5% (3/67) - лаборанты и 3% (2/67) - медицинские регистраторы. Каждая третья медицинская сестра участкового врача-терапевта (32,2% или 19/59), принявшая участие в исследовании, считает, что осуществляет деятельность, которую может выполнять только врач, каждая пятая (18,6% или 11/59) полагает, что работает за санитарок (младший медицинский персонал), а 10,2% (6/59) имеют мнение, что выполняет обязанности медицинского регистратора. 35,7% (10/28) респондентов из числа сестринского персонала, ведущего прием пациентов с врачами – узкими специалистами, предполагают, что на них возложены полномочия врачей, 21,4% (6/28) – думают, что работают за санитаров, а 17,9% (5/28) – за работников регистратуры. Только 25% (7/28) анкетируемых этой группы считают, что выполняют исключительно свои должностные обязанности. Кроме того, 71,4% (5/7) медицинских сестер процедурных кабинетов, 33,3% или 3/9 лаборантов и 28,6% (2/7) регистраторов, принявших участие в анкетировании, придерживаются мнения, что в их должностные обязанности входит работа, которую должен выполнять младший медицинский персонал (Таблица 1.).

Выявленная ситуация требует детального изучения, поскольку может быть связана как с плохим представлением содержания своих функциональных обязанностей, так и формальным составлением должностных инструкций.

Таблица 1

Мнение медсестер о выполняемых обязанностях, не свойственных их должности (в %)

 

Выполняют обязанности

Итого

врача

младшего медицинского персонала

регистратора

только свои

 

Медицинская сестра кабинета узкого специалиста

35,7

21,4

17,9

25,0

100,0

Медицинская сестра участковая

32,2

18,6

10,2

39,0

100,0

Медицинская сестра процедурной

-

71,4

-

28,6

100,0

Лаборант

-

33,3

-

66,7

100,0

Медицинский регистратор

-

28,6

-

71,4

100,0

По мнению медицинских специалистов, их рабочее время в течение трудового дня расходуется нерационально в результате следующих причин: заполнение большого объема дублирующей документации (68,1%); деятельность, не характерная для занимаемой должности - 31,9%; выполнение обязанностей другого медицинского специалиста – 30,6% (Рисунок 1).

Рис.1
Рис. 1. Мнение респондентов о факторах временных потерь в течении трудового дня (в%).

Обнаружен значительный резерв для сокращения потерь рабочего времени – использование электронного документооборота. Большинство респондентов (51,2% или (63/123), в настоящее время «вручную» обрабатывают медицинскую документацию, 47,2% (58/123) медицинских сестер – используют персональный компьютер в ограниченном режиме. Лишь незначительная доля анкетируемых (1,6% или 2/123) имеют и используют возможность электронного документооборота. Исследование показало высокую готовность медицинских сестер к информатизации рутинных процессов: внедрение системы электронного документооборота, по мнению 56,9% (70/123) исследуемых специалистов, упростило бы им работу; к тому же 70,7% (87/123) респондентов отметили, что высвободившийся объем времени использовали бы для общения с пациентами. Но в то же время, самооценка уровня владения компьютерными навыками оказалась весьма критичной - 59,4% (73/123) респондентов определили его как «начальный». Основную массу «новичков» составляют медицинские сестры в возрасте 36-50 лет – 74,0% (54/73), 19,2% (14/73) - лица возрастной категории 51-55 лет, 4,1% (3/73) - сестринский персонал 31-35 лет и 2,7% (2/73) - в возрасте 56 лет и старше. Опытных пользователей в области информационно-коммуникационных технологий (33,3% или 41/123) отличает довольно молодой состав: 53,7% (22/41) - медицинские сестры моложе 30 лет, каждый третий (34,1% или 14/41) – в возрасте 31-35 лет и 6,8% (5/41) – лица 36-40 лет. Совсем не имеют навыка пользования компьютером 7,3% (9/123) опрашиваемых – это медицинские сестры возрастной категории старше 56 лет.

Исследование зависимости обладания только начальными навыками пользователя ПК и возраста медицинских сестер (старше 30 лет) не выявило выраженной корреляционной зависимости, что диктует необходимость обязательного включения в образовательный блок мероприятий по повышению компьютерной грамотности.

Осознание медицинскими сестрами повседневных проблем профессиональной деятельности как препятствия к их эффективной работе, переросло в понимание ими необходимости коренной перестройки всех реализуемых медицинских процессов. Доказательством этого является то, что основная масса опрошенных (93,5% или 114/123) желают инноваций на своем рабочем месте, однако, изучив потребность респондентов в личном участии во внедрении новшеств, выявлено, что лишь 44,7% (55/123) медицинских сестер хотят быть новаторами, чуть меньше - 43,1% (53/123) готовы участвовать в проектах только в случае выгоды для себя (повышении заработной платы, уменьшения должностных обязанностей, сокращении рабочего дня и т.д.), а 12,2% (15/123) специалистов – избегают всего нового, неизведанного и предпочитают работать по-старому. Выявлена тенденция зависимости самостоятельной активности медицинских сестер при осуществлении нововведений от возраста: три четверти анкетируемых (74,5% или 41/55), ответивших утвердительно на этот вопрос, - медицинские сестры в возрасте до 40 лет. Они готовы быть «первопроходцами», не задумываясь о материальном стимулировании и личной выгоде. В возрастном отрезке 41-45 лет проявят инициативу всего 14,6% (8/55) медицинских сестер, в возрасте 46-50 лет – 9,1% (5/55) и в возрасте 51-55 лет – всего один человек (1,8%). Стоит заметить, что респонденты всех этих трех возрастных категорий (41-55 лет) являются большинством (66,0% или 35/53) в группе лиц, согласившихся принимать участие в инновациях при выгодном для них поощрении. Рассмотрев контингент лиц, проявляющих пассивную позицию по отношению к новизне, выявлено, что в большинстве своем это медицинские специалисты старше 56 лет (46,6% или 7/15), немногим меньше (40,0% или 6/15) – сестринский персонал возрастной группы 46-55 лет, и по 6,7% (1/15) составляют медицинские сестры возрастных категорий 41-45 и 31-35 лет.

Обнаружена сильная обратная корреляционная связь между возрастом анкетируемых и их желанием внедрять инновации (ρ=0,76, m±0,05).

Вместе с тем, осознавая необходимость внедрения в каждой поликлинике «новой модели медицинской организации», 78,0% (96/123) опрошенных медицинских сестер считают обязательным совершенствовать свою квалификацию, поскольку рассматривают формирование новых компетенций применения лин-инструментов как средство повышения личностного интеллектуального и профессионального потенциала, а также возможность для повышения эффективности функционирования учреждения здравоохранения в рамках работы «бережливой» поликлиники.

Обсуждение

Несмотря на то, что изыскания в области применения бережливых технологий в сфере здравоохранения проводятся довольно активно, они касаются в основном анализа достигнутых с помощью lean-технологий результатов [5;8]. В тоже время при обзоре доступных научных публикаций, сведения об изучении образовательных потребностей медицинских сестер с целью последующего формирования у них инновационных лин-компетенций отсутствуют.

Итоги проведенного исследования показали, что в обеих опрашиваемых группах присутствует стремление к получению новых знаний и навыков, в том числе и по «бережливому производству». В группе студентов выявлено желание к обучению в игровой форме с симулированием реальной ситуации. Среди медицинских сестер необходимость обучения тесно связана с сохранением рабочего места.

Студенты, показывают высокую мотивацию к приобретению профессии, в половине случаев не склоны связывать свою будущую профессиональную деятельность с поликлиническим звеном. Учитывая больший дефицит специалистов в амбулаторно-поликлиническом звене, это обуславливает необходимость целенаправленной профориентационной работы в колледже с обучающимися выпускных курсов.

Выявление ситуации, при которой значительная часть сестринского персонала уверена, что выполняет не свои трудовые функции, требует детального изучения, поскольку может быть связана как формальным составлением должностных инструкций, так и не недостаточным знакомством с их содержанием.

Потери рабочего времени медицинскими сестрами возможно сократить за счет использования электронного документооборота. В свою очередь внедрение таких технологий потребует от работодателя дополнительного обучения персонала ввиду низкого уровня владения персональным компьютером у большинства сестринского персонала. Формирование необходимых компетенций должно быть включено как в основную образовательную программу медицинского колледжа, так и в систему непрерывного медицинского образования.

Обнаружен парадокс: большая часть медицинских сестер хотели бы изменений на своем рабочем месте, но значительная доля респондентов не желает быть инициаторами инноваций или согласна участвовать в нововведениях только при личной выгоде. Такая ситуация актуализирует включение вопросов создания благоприятного социально-психологического микроклимата в программы повышения квалификации организаторов сестринского дела.

Анализ результатов исследования позволил определить основные направления образовательной деятельности по повышению компетенций для работы в системе «бережливого производства» как для студентов, так и для уже работающих медсестер и приступить к разработке Модели формирования инновационных компетенций у медицинских сестер первичного звена (Схема 1.).

Схема 1
Схема 1. Модель формирования компетенций по использованию инструментов «бережливого производства» на базе медицинского колледжа.

Выводы

  1. Результаты проведенного исследования обозначили необходимость трансформации содержания всех уровней профессионального образования медицинских сестер - как базового, так и последипломного.
  2. Модернизация содержания уровней профессиональной подготовки должна предусматривать включение в основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) подготовки сестринского персонала, программы повышения квалификации медицинских сестер мероприятий по формированию инновационной компетентности, необходимой для осуществления производственных функций в условиях «бережливой поликлиники»; по усилению мотивации и готовности к новшествам в профессиональной деятельности, развитию инициативности и персональной ответственности за эффективность своего труда и работы медицинской организации в целом.
  3. Практические результаты исследования позволили определить основные направления модернизации уровней профессиональной подготовки медицинской сестры и были положены в основу разработаной «Модели формирования компетенций по использованию инструментов «бережливого производства» на базе медицинского колледжа» у обучающихся: студентов, осваивающих ОПОП по специальности «Сестринское дело» и слушателей – практикующих медицинских сестер, повышающих свою квалификацию.

Библиография

  1. Шейман И.М., Шевский В.И., Сажина С.В. Приоритет первичной медико-санитарной помощи - декларация или реальность? Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2019; 65(1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritet-pervichnoy-mediko-sanitarnoy-pomoschi-deklaratsiya-ili-realnost/viewer (Дата обращения 11 июля 2020).
  2. Яковлева Т.В. Первичная медико-санитарная помощь как приоритетное направление развития здравоохранения. Управление качеством в здравоохранении. 2018; (1): 4-7.
  3. Гурина М.А. Создание эффективной системы управления качеством в медицинских организациях на основе внедрения технологии «бережливого» производства. Вестник ВГУИТ. 2017; 79(4): 378–384. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-effektivnoy-sistemy-upravleniya-kachestvom-v-meditsinskih-organizatsiyah-na-osnove-vnedreniya-tehnologii-berezhlivogo/viewer (Дата обращения 11 июля 2020).
  4. Грахова Е. А., Головкина Ю.М. Бережливое производство как метод оптиматизации бизнес-процессов в медицинских учреждениях. В кн.: Берестнева О.Г., Гергет О.М., Гладкова Т.А., редакторы. Материалы III Международной научной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине». Томск: Издание Томского политехнического университета; 2016. ч. 2. С. 527-530.
  5. Камкин Е.Г., Вергазова Э.К., Введенский Г.Г. Создание новой модели поликлиники: от пилотного к приоритетному проекту. Управление качеством в здравоохранении. 2018; (1): 20-25.
  6. Артемьев С.А., Ильин С.Н. Бережливые технологии придут ко всем. Успешный опыт внедрения. Заместитель главного врача. 2017; (6): 14-23.
  7. Вергазова Э.К. Бережливая поликлиника: неожиданные проблемы и как их решить. Заместитель главного врача. 2018; (3): 14-25.
  8. Китанина К.Ю., Ластовецкий А.Г., Бережливый менеджмент в здравоохранении. Вестник новых медицинских технологий [Электронный журнал] 2018; 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/berezhlivyi-menedzhment-v-zdravoohranenii/viewer (Дата обращения 21 мая 2020).
  9. Курдюмов Д.А. Как меньше чем за год проект «Бережливая поликлиника» изменил здравоохранение Кировской области. Управление качеством в здравоохранении.2018; (1): 33-42.
  10. Шеинская И.М. Как проект «Бережливая поликлиника» улучшил обслуживание пациентов. Опыт ГБУЗ Калининградской области «Центральная городская клиническая больница». Управление качеством в здравоохранении. 2018; (1): 43-48.
  11. Шеинская И.М., Куликов С.И., Пасканова В.А., Гафурова О.В. Как сбалансировать работу врача и медсестры. Опыт бережливой поликлиники. Главная медицинская сестра. 2018; (3): 98-102.
  12. Как проект «Бережливая поликлиника» меняет работу сестринской службы: опыт первопроходцев. Главная медицинская сестра. 2017; (12): 18-28.
  13. Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М., Богданов Р.Р. Совершенствование подготовки медицинских сестер как актуальная проблема реформирования системы здравоохранения. В кн.: Ахметов И.Г., редактор. Материалы IX Mеждународной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (сентябрь 2016 года), г. Самара. Самара: Издательство АСГАРД; 2016; С. 57-59.
  14. Алексеева Е. Е., Новокрещенова И. Г., Чунакова В. В. Региональная система подготовки среднего медицинского персонала и основные направления ее совершенствования. Саратовский научно-медицинский журнал. 2015; 11 (2). С. 87–93.
  15. Эхте К. А., Дербенев Д. П., Вошев Д. В. К вопросу о роли медицинского образования в формировании специалиста в сфере здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012; (1). С. 45-47.

References

  1. Sheyman I.M., Shevskiy V.I., Sazhina S.V. Prioritet pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi - deklaratsiya ili real'nost'? [Primary Health Care Priority - Declaration or Reality?]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2019 [cited 2020 July 11]; 65(1). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritet-pervichnoy-mediko-sanitarnoy-pomoschi-deklaratsiya-ili-realnost/viewer. (In Russian).
  2. Yakovleva T.V. Pervichnaya mediko-sanitarnaya pomoshch' kak prioritetnoe napravlenie razvitiya zdravookhraneniya [Primary health care as a priority in health development]. Upravlenie kachestvom v zdravookhranenii 2018; (1): 4-7 (In Russian).
  3. Gurina M.A. Sozdanie effektivnoy sistemy upravleniya kachestvom v meditsinskikh organizatsiyakh na osnove vnedreniya tekhnologii «berezhlivogo» proizvodstva [Creation of an effective quality management system in medical organizations based on the introduction of lean manufacturing technology]. Vestnik VGUIT. [Online] 2017 [cited 2020 Jul 11]; 79(4): 378–384. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-effektivnoy-sistemy-upravleniya-kachestvom-v-meditsinskih-organizatsiyah-na-osnove-vnedreniya-tehnologii-berezhlivogo/viewer/ (In Russian).
  4. Grakhova E. A., Golovkina Yu.M. Berezhlivoe proizvodstvo kak metod optimatizatsii biznes-protsessov v meditsinskikh uchrezhdeniyakh [Lean manufacturing as a method for optimizing business processes in medical institutions]. In: Berestneva O.G., Gerget O.M., Gladkova T.A., editors. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Informatsionnye tekhnologii v nauke, upravlenii, sotsial'noy sfere i meditsine» [«Information technologies in science, management, social sphere and medicine»]. Tomsk: Izdanie Tomskogo politekhnicheskogo universiteta; 2016. Part 2. p. 527-530. (In Russian).
  5. Kamkin E.G., Vergazova E.K., Vvedenskiy G.G. Sozdanie novoy modeli polikliniki: ot pilotnogo k prioritetnomu proektu [Creation of a new model of a polyclinic: from a pilot to a priority project]. Upravlenie kachestvom v zdravookhranenii 2018; (1): 20-25. (In Russian).
  6. Artem'ev S.A., Il'in S.N. Berezhlivye tekhnologii pridut ko vsem. Uspeshnyy opyt vnedreniya [Lean technology will come to everyone. Successful implementation experience]. Zamestitel' glavnogo vracha 2017; (6): 14-23. (In Russian).
  7. Vergazova E.K. Berezhlivaya poliklinika: neozhidannye problemy i kak ikh reshit' Lean clinic: unexpected problems and how to solve them. Zamestitel' glavnogo vracha 2018; (3): 14-25. (In Russian).
  8. Kitanina K.Yu., Lastovetskiy A.G., Berezhlivyy menedzhment v zdravookhranenii Lean management in healthcare. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy [serial online] 2018 [cited 2020 May 21]; 2. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/berezhlivyi-menedzhment-v-zdravoohranenii/viewer/ (In Russian).
  9. Kurdyumov D.A. Kak men'she chem za god proekt «Berezhlivaya poliklinika» izmenil zdravookhranenie Kirovskoy oblasti How the Lean Polyclinic project has changed the health care of the Kirov region in less than a year. Upravlenie kachestvom v zdravookhranenii 2018; (1): 33-42. (In Russian).
  10. Sheinskaya I.M. Kak proekt «Berezhlivaya poliklinika» uluchshil obsluzhivanie patsientov. Opyt GBUZ Kaliningradskoy oblasti «Tsentral'naya gorodskaya klinicheskaya bol'nitsa»  How the «Lean Polyclinic» project has improved patient care. The experience of the GBUZ of the Kaliningrad Region «Central City Clinical Hospital». Upravlenie kachestvom v zdravookhranenii 2018; (1): 43-48. (In Russian).
  11. Sheinskaya I.M., Kulikov S.I., Paskanova V.A., Gafurova O.V. Kak sbalansirovat' rabotu vracha i medsestry. Opyt berezhlivoy polikliniki How to balance the work of a doctor and a nurse. The lean clinic experience. Glavnaya meditsinskaya sestra 2018; (3): 98-102. (In Russian).
  12. Kak proekt «Berezhlivaya poliklinika» menyaet rabotu sestrinskoy sluzhby: opyt pervoprokhodtsev How the «Lean polyclinic» project changes the work of the nursing service: the experience of pioneers. Glavnaya meditsinskaya sestra 2017; (12): 18-28. (In Russian).
  13. Khusaenova A.A., Nasretdinova L.M., Bogdanov R.R. Sovershenstvovanie podgotovki meditsinskikh sester kak aktual'naya problema reformirovaniya sistemy zdravookhraneniya Improving the training of nurses as an urgent problem of reforming the health care system. In: Akhmetov I.G., editor. Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii Aktual'nye voprosy sovremennoy pedagogiki Topical issues of modern pedagogy (September 2017), Samara. Samara: Izdatel'stvo ASGARD; 2016; Р. 57-59. (In Russian).
  14. Alekseeva E. E., Novokreshchenova I. G., Chunakova V. V. Regional'naya sistema podgotovki srednego meditsinskogo personala i osnovnye napravleniya ee sovershenstvovaniya Regional training system of nurses and the main directions of its improvement. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal 2015; 11 (2): 87–93. (In Russian).
  15. Ekhte K. A., Derbenev D. P., Voshev D. V. K voprosu o roli meditsinskogo obrazovaniya v formirovanii spetsialista v sfere zdravookhraneniya On the role of medical education in the formation of a health care specialist. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2012; (1): 45-47. (In Russian).

Дата поступления: 21.02.2021


Просмотров: 5946

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 02.06.2021 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search