О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
ИНТЕГРАЦИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЛИЦАМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, В РЕГИОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Печать
24.12.2021 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-7

Савченко Е.Д.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Резюме

Актуальность. Условия для интеграции службы медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в региональную систему общественного здравоохранения в ряде субъектов Российской Федерации уже сложились. В части регионов врачебно-физкультурные диспансеры и/или центры спортивной медицины являются головными учреждениями профилактической службы. Однако, в отчетной документации информация о деятельности этих структур в рамках профилактической работы с населением не детализирована. Разработанная в Центральном институте организации и информатизации здравоохранения Минздрава России методика формирования сведений о деятельности этих подразделений, позволяет дополнить и конкретизировать сведения в части мероприятий по сохранению и восстановлению здоровья населения.

Цель работы. Изучение деятельности региональных подразделений спортивной медицины в области укрепления общественного здоровья, профилактики и межведомственного взаимодействия, с точки зрения интеграции в региональную систему общественного здравоохранения.

Материал и методы. Нормативная документация, форма отраслевого статистического наблюдения №53, пояснительные записки к форме №53. Метод: контент-анализ.

Результаты. При сравнительном анализе нормативной документации выявлено соответствие, свидетельствующее о целесообразности интеграции деятельности подразделений спортивной медицины в региональную систему общественного здравоохранения. Выделены и проанализированы основные направления деятельности диспансеров и центров в области профилактики, общественного здравоохранения и межведомственного взаимодействия.

Выводы. Подразделения спортивной медицины являются частью системы профилактической службы региона. Для интеграции в региональную систему общественного здравоохранения необходимо создание четкого взаимодействия структур как внутри профилактической службы, так и в региональной системе министерств и ведомств. Несоответствие отчетной документации и отсутствие утвержденных показателей затрудняет оценку эффективности мероприятий в области общественного здравоохранения.

Область применения результатов. Интеграция учреждений службы спортивной медицины в региональную систему общественного здравоохранения. Сведения пояснительных записок могут стать основой для выбора лучших практик.

Ключевые слова: врачебно-физкультурный диспансер; центр спортивной медицины; центр общественного здоровья и медицинской профилактики; общественное здравоохранение; общественное здоровье.

Контактная информация: Савченко Екатерина Дмитриевна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Савченко Е.Д. Интеграция службы медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в региональную систему общественного здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67 (6): 7. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1321/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-7.

INTEGRATING MEDICAL SURVEILLANCE SERVICE FOR PEOPLE ENGAGED IN PHYSICAL ACTIVITIES AND SPORTS INTO THE REGIONAL PUBLIC HEALTH SYSTEM
Savchenko E.D.

Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation

Abstract

Significance. Conditions for integrating medical surveillance service for people engaged in physical activities and sports into the regional public health system have been already developed in a number of subjects of the Russian Federation. In some regions, medical and physical education departments and/or sports medicine centers are the main institutions for medical prevention. In the reporting documentation, information about activities of these institutions related to preventive work with the population is not detailed. The methodology, developed by the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation for generating information on activities of these institutions, makes it possible to supplement and specify information regarding measures aimed at maintaining and restoring public health.

The purpose of the study was to analyze activities of the regional medical and physical education departments related to health promotion, prevention and interdepartmental interaction, in terms of its integration into the regional public health system.

Material and methods. Regulatory documentation, the form №53 of the sectoral statistical observation, data of the explanatory notes to the form №53. Method: content analysis.

Results. A comparative analysis of regulatory documents has revealed compliance, indicating the feasibility of integrating activities of sports medicine divisions into the regional public health system. The main work directions in the field of prevention, public health and interdepartmental interaction have been identified and analyzed.

Conclusions. Sports medicine divisions are part of the prevention system of the region. To ensure integration into the regional public health system, it is necessary to establish a clear interaction between structures both within the preventive service and in the regional system of ministries and departments. The inconsistency of the reporting documentation and the lack of standard indicators make it difficult to assess effectiveness of the public health measures.

The scope of application. Integration of sports medicine service institutions into the regional public health system. Information in the explanatory notes can become basis for identifying best practices

Keywords: medical and physical education facilities; sports medicine center; center for public health and medical prevention; public health.

Corresponding author: Savchenko Ekaterina, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about author:
Savchenko E.D., https://orcid.org/0000-0002-3540-3331
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Savchenko E.D. Integrating medical surveillance service for people engaged in physical activities and sports into the regional public health system. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2021; 67(6):7. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1321/30/lang,ru/. (In Rus). DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-7.

Введение

В национальном проекте «Демография» в числе основных целей указано увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни (ЗОЖ), и увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Эти цели реализуются через федеральные проекты «Укрепление общественного здоровья» (ФП УОЗ) и «Спорт – норма жизни». И если ФП УОЗ охватывает вопросы питания, мотивации к ЗОЖ и развития системы центров общественного здоровья и медицинской профилактики (ЦОЗМП), то ФП «Спорт – норма жизни» разработан для реализации задач повышения приверженности к занятиям физической культурой и спортом, пропаганды массового спорта, увеличения числа спортивных мероприятий и их участников.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная в конце 2020 г. (далее Стратегия), определяет «развитие Российской Федерации как ведущей мировой спортивной державы, граждане которой ведут здоровый образ жизни и активно вовлечены в массовой спорт. Ведущим вектором Стратегии является межотраслевое и межведомственное взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечение единства нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта и иных социальных сферах на всей территории Российской Федерации» [1, с. 3].

Деятельность врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД), центров лечебной физкультуры и спортивной медицины (ЦСМ) неразрывно связана с решением поставленных задач, прежде всего в части медико-профилактического сопровождения лиц, занимающимися физической культурой и спортом, а также формирования среды, способствующей ведению гражданами ЗОЖ и развития инфраструктуры общественного здоровья [2 - 5]. В ряде субъектов Российской Федерации ВФД/ЦСМ являются головными учреждениями профилактической службы, имея в своем составе центр медицинской профилактики (ЦМП) или центр общественного здоровья и медицинской профилактики (ЦОЗМП) как структурное подразделение, в части регионов ВФД входят в состав ЦМП/ЦОЗМП [6].

Однако в отчетной документации, в частности, в структуре формы №53 отраслевого статистического наблюдения «Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом» информация о деятельности ВФД/ЦСМ, относящаяся к работе с населением, не детализирована [2, 7].

Согласно Стратегии «органами государственной власти отмечается недостаток качественной и оперативной статистики, в том числе на региональном уровне. При этом современное отраслевое планирование возможно в условиях высокой информированности и прозрачности. Поэтому актуальным направлением развития является оценка качественных показателей вовлечения населения в спорт, по которым на текущий момент не организован сбор статистической информации» [1, с. 8].

В связи с этим в ФГБУ «Центральный институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России) разработана методика формирования сведений о деятельности этих подразделений, позволяющая дополнить и конкретизировать сведения об организации профилактической работы с населением в субъекте Российской Федерации в части мероприятий по сохранению и восстановлению здоровья с использованием средств физической культуры, в т.ч. лечебной физкультуры, повышения физической активности, формирования приверженности населения здоровому образу жизни [8].

Цель исследования. Изучение деятельности региональных ВФД/ЦСМ в области укрепления общественного здоровья, профилактики и межведомственного взаимодействия, с точки зрения интеграции в региональную систему общественного здравоохранения.

Материал и методы. Нормативная документация, регламентирующая деятельность ВФД/ЦСМ и ЦОЗМП; сведения, содержащиеся в форме №53 отраслевого статистического наблюдения «Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», за период 2016-2020 гг.; сведения, полученные при анализе данных пояснительных записок к форме №53, разработанной ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России за 2019-2020 гг.

Методы статистического анализа данных: контент-анализ.

Результаты

Целый ряд функций ВФД/ЦСМ, установленных Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [9, 10], соответствует положениям Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях [11] (таблица 1). Такое соответствие свидетельствует о целесообразности интеграции деятельности ВФД/ЦСМ в региональную систему общественного здравоохранения.

Таблица 1

Соответствие положений нормативных документов, регламентирующих деятельность центров общественного здоровья и медицинской профилактики и службы наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом

Функции ЦОЗМП по приказу Минздрава № 1177н Функции ВФД/ЦСМ по приказу Минздрава № 1144н
«Разработка, реализация и оценка эффективности мер, направленных на снижение заболеваемости и предотвратимой смертности от неинфекционных заболеваний, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни» «Изучение влияния физической культуры и спорта на состояние здоровья и физическое развитие; Повышение эффективности использования средств физической культуры, в т.ч. лечебной физкультуры, для сохранения и восстановления здоровья населения»
«Разработка и реализация региональных программ укрепления общественного здоровья, содержащих мероприятия по профилактике неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни; организация межведомственного взаимодействия на региональном, муниципальном уровне по вопросам общественного здоровья» «Координация деятельности по профилю работы с медицинскими, спортивными, образовательными, общественными и иными организациями в целях оптимизации осуществляемой деятельности (межведомственное взаимодействие)»
«Разработка, реализация и оценка эффективности мер, направленных на совершенствование деятельности медицинских организаций и их структурных подразделений, осуществляющих профилактику неинфекционных заболеваний» «Организационно-методическое обеспечение деятельности врачебно-физкультурных диспансеров (отделений, кабинетов), медицинских пунктов учреждений и организаций физкультурно-спортивного профиля, отделений (кабинетов) лечебной физкультуры медицинских организаций»
«Разработка и реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи, в субъекте Российской Федерации» «Оздоровление детей и молодежи на этапах физического воспитания»
«Подготовка предложений по созданию на региональном и муниципальном уровнях условий, обеспечивающих возможность ведения здорового образа жизни, систематические занятия физической культурой и спортом» «Внесение предложений по оптимизации и повышению эффективности медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, внедрение в практическую деятельность новых лечебно-диагностических технологий; Проведение консультативного приема населения различных возрастных групп с выдачей рекомендаций по оздоровительным двигательным режимам, закаливанию, применению средств и методов физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья»
«Организация и проведение мероприятий по повышению уровня знаний медицинских работников, сотрудников образовательных организаций, организаций культуры, организаций физической культуры и спорта, средств массовой информации, иных организаций по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни» «Организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам медицинского контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, сохранения и укрепления их здоровья средствами физической культуры, в том числе лечебной физкультуры, для работников медицинских, образовательных учреждений различного уровня, организаций и учреждений физкультурно-спортивного профиля; участие в работе профессиональных ассоциаций специалистов по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов»
«Организация и участие в проведении массовых мероприятий, акций, круглых столов, научно-практических конференций по вопросам укрепления общественного здоровья» «Проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, оздоровлению населения»

По данным за 2020 г., региональные ВФД/ЦСМ являются головными специализированными учреждениями профилактической службы в 15 субъектах Российской Федерации (в 2019 г. - 6), имея в своем составе в качестве подразделения ЦМП или ЦОЗМП. В 7 регионах ВФД входит в состав ЦОЗМП (в 2019 г. - 12). Такая консолидация структур позволяет вывести на более высокий уровень работу в области профилактики и укрепления общественного здоровья за счет согласованного использования кадрового потенциала при разработке и выполнении профилактических мероприятий.

Одним из основных направлений работы ВФД является диспансерное наблюдение за лицами, занимающимися физической культурой и спортом. В среднем за период 2016-2020 гг. углубленное медицинское обследование (УМО) в Российской Федерации ежегодно проходило 4157410 человек. При этом из года в год увеличивалось как число, так и доля лиц, занимающихся в группах общей физической подготовки (ОФП), «здоровья» и др. (непрофессиональные спортсмены). Темп прироста показателя за период 2016-2019 гг. составил 26,1%. Исключение составил только 2020 г. вследствие пандемии COVID-19 (таблица 2).

Таблица 2

Сведения о числе лиц, прошедших углубленное медицинское обследование в Российской Федерации в 2016 – 2020 гг.

  Число лиц, прошедших углубленное медицинское обследование
  2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Всего 4217322 4273101 4454906 4480703 3361018
Спортсмены сборных команд 299530 311888 281512 297796 226054
Учащиеся ДЮСШ 1611854 1629519 1748480 1727684 1354685
Лица, занимающиеся в спортивных секциях 1483273 1463348 1426295 1417949 1013780
Лица, занимающиеся в группах ОФП, "здоровья" и др. 822665 868346 998619 1037274 766499
Доля лиц, занимающихся в группах ОФП, "здоровья" и др. от числа всех лиц, прошедших УМО (%) 19,5% 20,3% 22,4% 23,1% 22,8%

Согласно данным, указанным в Стратегии, «в период с 2010 по 2019 гг. доля населения, систематически занимающегося спортом, увеличилась более чем в 2 раза - с 19% до 43%. Структура занятий спортом по различным возрастным группам является неоднородной. В 2019 г. в возрастной группе от 3 до 29 лет занималось 84% населения, в группе от 30 до 54 лет – 29%, в группе от 55 до 79 лет – 12%» [1, с. 3].

Ведение работы по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде ЗОЖ и профилактике заболеваний является неотъемлемой частью деятельности ВФД/ЦСМ. Внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта, профилактики неинфекционных заболеваний, пропаганды ЗОЖ, повышения санитарно-гигиенических знаний, пропаганды активного отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, закаливания, рационального питания, вреда курения и употребления алкоголя и наркотиков.

Работа по медицинской профилактике проводится врачами и медицинскими сестрами ВФД/ЦСМ, как на базе учреждения, так и в спортивных школах и клубах, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, детских оздоровительных площадках.

Разработанная коллективом авторов Методика формирования сведений о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, содержит сведения о структуре службы наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом на территории субъекта Российской Федерации, включает данные о кадровом обеспечении, диспансерном наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (не входящие в другие отчетные формы), а также информацию о деятельности в области общественного здоровья, профилактики и межведомственного взаимодействия [8]. Региональным ВФД/ЦСМ было рекомендовано предоставить сведения о работе в виде пояснительной записки к годовой форме отраслевой статистической отчетности №53. Всего от региональных ВФД/ЦСМ получено 59 пояснительных записки о деятельности за 2020 г.

Предоставление пояснительной записки к отчетной форме №53 носит лишь рекомендательный характер. Сведения о полноте предоставленной информации приведены в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика качества предоставления сведений пояснительной записки к отчетной форме №53

Предоставлено пояснительных записок Частичное/ формальное заполнение Сведения предоставлены не по форме, что затруднило анализ данных Информация предоставлена в полном объеме, проведен анализ деятельности, даны предложения и комментарии
всего (абс.) доля от числа субъектов РФ (%) всего (абс.) доля от числа предоставленных (%) всего (абс.) доля от числа предоставленных (%) всего (абс.) доля от числа предоставленных (%)
59 69,4 18 30,5 21 36,0 20 34,0

По данным, предоставленным региональными ВФД/ЦСМ, координация деятельности по профилю работы с медицинскими, спортивными, образовательными, общественными и иными организациями в целях оптимизации деятельности (межведомственное взаимодействие) осуществляется Коллегией комитета по физической культуре и спорту правительства субъекта (Еврейская автономная область (ЕАО)), межведомственным Советом по развитию общественного здоровья (Курская область), координационным Советом по внедрению и реализации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (Брянская область), либо органом, имеющим схожее название (Республика Мордовия, Брянская область, Пензенская область, г. Москва, Челябинская область, Кемеровская область, Белгородская область, Саратовская область, Оренбургская область).

При этом программы и проекты, реализуемые ВФД/ЦСМ, входят в состав региональных программ по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) и комплексной профилактике неинфекционных заболеваний, укреплению общественного здоровья. Во взаимодействие вовлечены министерства и ведомства образования и науки, внутренних дел, комитет по делам молодежи, туризма, физкультуры и спорта, спортивные общества, федерации по видам спорта, спортивные клубы, администрация муниципальных образований.

Направление оздоровления детей и молодежи на этапах физического воспитания реализуется путем ведения внеклассных форм спортивно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, проведения комплекса физкультурных и спортивно-массовых мероприятий (Республика Мордовия, Магаданская область, Курская область, Республика Чувашия, Алтайский край, г. Москва, Кемеровская область, Белгородская область, Республика Татарстан, Саратовская область, Воронежская область, Оренбургская область), пропаганды ЗОЖ при проведении спортивно-массовых мероприятий (социальный проект «Зеленый марафон» - Брянская область, молодежная акция «Твой выбор – твоя жизнь» -Курская область).

Региональные ВФД/ЦСМ принимают активное участие в развитии структуры физкультурно-спортивных организаций (спортивные школы, школы олимпийского резерва, спортивные площадки, физкультурно-оздоровительные комплексы) и ведению информационно-пропагандистской работы (сотрудничество со СМИ, интернет-контент, проведение конкурсы и т.п.).

Врачами учреждений службы наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом проводится консультативный прием населения различных возрастных групп с выдачей рекомендаций по оздоровительным двигательным режимам, закаливанию, применению средств и методов физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья. По данным пояснительных записок, в 2020 г. консультировано более 277000 человек, в том числе с использованием дистанционных технологий. Наиболее активная работа в этом направлении проводилась в Пензенской области (115519 чел.), г. Москве (36182 чел.), Республике Татарстан (15456 чел.). Сотрудниками ВФД Республики Мордовия, г. Санкт-Петербурга, Челябинской, Кемеровской и Воронежской областей проводилось углубленное профилактическое консультирование по профилактике факторов риска и выдача рекомендаций по оздоровительным двигательным режимам. Выполнялось углубленное профилактическое консультирование детского населения со второй группой здоровья, определение допуска к участию в выполнении нормативов ГТО, участие в работе пунктов консультирования по профилактике вредных привычек, выездная работа - проведение УМО в отдаленных районах (Республика Мордовия - 224 выезда), инициирована совместная работа с центрами здоровья (Курская область).

При осуществлении методического руководства в вопросах медицинского обеспечения занятий по дисциплине «Физическая культура» в образовательных организациях были проведены педсоветы и семинары по актуальным вопросам контроля за физическим воспитанием, формирования ЗОЖ среди детей и подростков (Республика Мордовия, Белгородская, Воронежская и Оренбургская области).

Организованы и проведены семинары и совещания по вопросам медицинского контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, сохранения и укрепления их здоровья средствами физической культуры, в том числе лечебной физкультуры, для работников медицинских, образовательных учреждений различного уровня, организаций и учреждений физкультурно-спортивного профиля (по данным пояснительных записок в целом по Российской Федерации в 2020 г. организовано и проведено мероприятий: для работников медицинских учреждений – 121, для средних медицинских работников - 4, для волонтеров - 19, для работников образовательных учреждений - 41, для организаций и учреждений физкультурно-спортивного профиля – 196).

Для педагогов, тренеров и медицинских работников были разработаны методические материалы:

«Алгоритмы действия тренера при развитии опасных симптомов при заболеваниях, патологических состояниях и отклонениях со стороны сердечно-сосудистой системы», «Медицинский контроль за организацией занятий физической культурой, обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья и сроки возобновления занятий физической культурой после перенесенных заболеваний» (Оренбургская область);

«Особенности физических нагрузок и построения занятий физподготовкой при различных заболеваниях» (Орловская область);

«Особенности медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий, в т.ч. при выполнении тестов ВФСК ГТО», «Основные причины травматизма при занятиях физкультурой и спортом», «Медицинский контроль за физическим воспитанием учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования» (Алтайский край);

"Врачебно-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания", "Гигиена физических упражнений" (Республика Мордовия);

"Средства физической культуры при выявленных нарушениях со стороны опорно-двигательного аппарата у учащихся СОШ, применение ЛФК во время уроков физического воспитания" (Магаданская область);

"Организация занятий по физическому воспитанию учащихся, отнесенных к специальной группе" (ЕАО, Пензенская область);

"Занятия физической культурой в условиях самоизоляции для детей и лиц пожилого возраста", «Физические упражнения для лиц, перенесших COVID-19" (Курская область);

«Порядок допуска к занятиям физической культурой и спортом» (Брянская область).

Региональными ВФД/ЦСМ Республики Мордовия, ЕАО, Курской области, Пензенской области, Республики Чувашия, г. Москвы, Кемеровской области и г. Санкт-Петербурга проработано и такое направление работы, как повышение квалификации медицинского персонала и педагогических кадров по вопросам медицинского обеспечения физического воспитания в образовательных учреждениях. Работа проводилась совместно с профильными научно-исследовательскими институтами, центрами дополнительного образования и аттестационными комиссиями.

В качестве мероприятий по формированию здорового образа жизни, оздоровлению населения в пояснительных записках отмечены:

  • - ведение информационно-просветительской кампании;
  • - участие в проведении мероприятий Всемирных и Всероссийских акций, проведение Дней здоровья, спартакиад и т.п.;
  • - проведение акций, марафонов и массовых мероприятий (Чемпионат домашнего спорта, «Тренируйся дома. Спорт – норма жизни», забег «75 тысяч шагов к Победе», беговая экскурсия по достопримечательностям города, «На работу на велосипеде» и т.п.);
  • - проведение индивидуальных разъяснительных бесед со спортсменами и их родителями по вопросам ответственности за собственное здоровье и формирования приверженности к ЗОЖ, проведение тематических родительских собраний в школах;
  • - работа по внедрению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
  • - совместная работа с ЦОЗМП/ЦМП.

Сотрудничество с волонтерскими организациями налажено в республиках Мордовия, Чувашия и Татарстан, Белгородской области.

Руководителями учреждений службы внесено 26 предложений по оптимизации и повышению эффективности медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, из них 13 на федеральном уровне.

Обсуждение

Основные профилактические направления работы с населением могут быть реализованы только при условии создания целостной системы профилактики в субъекте Российской Федерации [12]. Данные, полученные при анализе пояснительных записок о деятельности ВФД/ЦСМ, указывают на то, что фактически в ряде субъектов Российской Федерации сложились условия для интеграции службы медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в региональную систему общественного здравоохранения. Ни в одной из структур профилактической системы (центры здоровья, отделения и кабинеты медицинской профилактики, центры общественного здоровья, участковое звено здравоохранения) не предусмотрено специалистов с компетенциями в области физической культуры и спорта. В условиях увеличения числа лиц, занимающихся в группах общей физической подготовки, "здоровья" и других (таблица 2) – непрофессиональных спортсменов – методическая поддержка специалистов в области спортивной медицины крайне важна.

И если вопрос межведомственного взаимодействия на региональном уровне требует дополнительного изучения [13, 14], то детальный анализ деятельности ВФД/ЦСМ, осуществляемой в области профилактики и общественного здоровья, показал необходимость в первую очередь формализации учета данных. В настоящее время получение информации возможно только на основании дополнительных опросов, справок, пояснительных записок.

С другой стороны, оценить эффективность использования средств физической культуры, в т.ч. лечебной физкультуры, для сохранения и восстановления здоровья населения не представляется возможным, вследствие отсутствия разработанных и утвержденных на уровне региона показателей, характеризующих этот раздел работы. Согласно данным пояснительных записок, мониторинг реализуемых мер проводится в единичных субъектах (Курская область, Республика Мордовия). Несмотря на это, предложенная сотрудниками ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России методика позволила проанализировать сведения о деятельности ВФД/ЦСМ отдельных субъектов, обобщить опыт и выделить характеристики, которые могут быть отнесены к «лучшим практикам».

Важно отметить, что разработка статистической формы, отражающей показатели деятельности ВФД/ЦСМ в области профилактики и укрепления здоровья населения обеспечит условия для перехода к цифровым технологиям. Это может стать базой для решения задач по созданию методических и информационных ресурсов в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, поставленных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.

Выводы

  1. Врачебно-физкультурные диспансеры и Центры лечебной физкультуры и спортивной медицины являются частью системы профилактической службы региона и не должны рассматриваться только как отдельные учреждения, выполняющие узкие специализированные функции.
  2. Для интеграции службы медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом в региональную систему общественного здравоохранения и реализации потенциала ВФД/ЦСМ необходимо создание четких механизмов взаимодействия структур как внутри профилактической службы, так и в региональной системе министерств и ведомств (межведомственное взаимодействие).
  3. Отсутствие утвержденных на региональном уровне показателей деятельности врачебно-физкультурных диспансеров и/или центров лечебной физкультуры и спортивной медицины в области укрепления общественного здоровья существенно затрудняет оценку эффективности проведенных мероприятий.
  4. Несоответствие учетной и отчетной документации действующему в настоящее время нормативному документу не позволяет провести полноценный анализ деятельности службы медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом.
  5. Сведения, содержащиеся в пояснительных записках, наиболее полно отражающие деятельность службы медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, могут стать основой для выбора лучших практик.

Список литературы

  1. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. [Интернет]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/.
  2. Соболева Н.П., Алексеенко С.Н., Кузьмина Т.С. Роль врачебно-физкультурного диспансера в укреплении и сохранении здоровья. Кубанский научный медицинский вестник 2013; 1 (136): 157-161.
  3. Чернышов Д.Г., Засыпкин М.Ю., Чебыкин А.В. Концептуальные вопросы организации спортивной медицины на региональном уровне. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ» 2015; 2: 47-51.
  4. Перова Е.И., Гаркавенко В.А., Клендар В.А. Анализ динамики основных показателей развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации. Вестник спортивной науки 2013; 2: 100-104.
  5. Власова И.А., Губин Г.И., Пивень Д.В. Экономическая эффективность организации оздоровительных технологий для лиц пожилого возраста в условиях специализированного ЛПУ. Сибирский медицинский журнал 2009; 1: 61-63.
  6. Сон И.М., Сененко А.Ш., Савченко Е.Д. и др. Деятельность центров медицинской профилактики Российской Федерации. Аналитический доклад по результатам отраслевого статистического исследования за 2019 год Москва: РИО ЦНИИОИЗ МЗ РФ 2020; с. 170. [Интернет]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44013990.
  7. Манакина Е.С., Медведева О.В., Манакин И.И. Организационные проблемы диспансерного наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом в Рязанской области. Наука молодых (Eruditio Juventum) 2021; 1:170-175.
  8. Сон И.М., Сененко А.Ш., Савченко Е.Д. Методика формирования сведений о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом. Москва: РИО ЦНИИОИЗ МЗ РФ 2020; с. 9. [Интернет]. URL: https://mednet.ru/miac/materialy-dlya-godovykh-otchetov#h1-godovoj-otchet-2020.
  9. О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне": Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.03. 2016 г. № 134н. [Интернет]. URL: https://base.garant.ru/71427708/.
  10. Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2020 г. № 1144н. [Интернет]. URL: https://base.garant.ru/74998631/.
  11. Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.10.2020 г. № 1177н. [Интернет]. URL: https://base.garant.ru/74998637/.
  12. Стародубов В.И., Соболева Н.П. Стратегия профилактики заболеваний в условиях реформирования здравоохранения. Экономика здравоохранения 2002; 1 (60): 5-10.
  13. Полухина М.Г. Состояние и перспективы развития сферы физической культуры и спорта на региональном и местном уровнях. Вестник сельского развития и социальной политики 2016; 1 (9): 38-44.
  14. Луцкан И.П., Саввина Н.В., Степанова Л.А. Проблемы медицинского обеспечения детей, занимающихся спортом в России. Российский педиатрический журнал 2012; 5: 39-41.

References

  1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 noyabrya 2020 g. № 3081-r Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v RF na period do 2030 goda [Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r dated November 24, 2020 On the Approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period up to 2030] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/. (In Russian).
  2. Soboleva N.P., Alekseenko S.N., Kuz'mina T.S. Rol' vrachebno-fizkul'turnogo dispansera v ukreplenii i sohranenii zdorov'ya. [The role of the medical and physical education department in strengthening and preserving health]. Kubanskij nauchnyj medicinskij vestnik 2013; 1 (136):157-161. (In Russian).
  3. Chernyshov D.G., Zasypkin M.Yu., Chebykin A.V. Konceptual'nye voprosy organizacii sportivnoj mediciny na regional'nom urovne. [Conceptual issues of the organization of sports medicine at the regional level]. Vestnik medicinskogo instituta «REAVIZ» 2015; 2: 47-51. (In Russian).
  4. Perova E.I., Garkavenko V.A., Klendar V.A. Analiz dinamiki osnovnyh pokazatelej razvitiya fizicheskoj kul'tury i massovogo sporta v Rossijskoj Federacii. [Analysis of the dynamics of the main indicators of the development of physical culture and mass sports in the Russian Federation]. Vestnik sportivnoj nauki 2013; 2:100-104. (In Russian).
  5. Vlasova I.A., Gubin G.I., Piven' D.V. Ekonomicheskaya effektivnost' organizatsii ozdorovitel'nykh tekhnologiy dlya lits pozhilogo vozrasta v usloviyakh spetsializirovannogo LPU. [Economic efficiency of the organization of health technologies for the elderly in the conditions of a specialized medical facility]. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal 2019; 1: 61-63. (In Russian).
  6. Son I.M., Senenko A.SH., Savchenko E.D. i dr. Deyatel'nost' centrov medicinskoj profilaktiki Rossijskoj Federacii. Analiticheskij doklad po rezul'tatam otraslevogo statisticheskogo issledovaniya za 2019 god. [Activities of the centers of medical prevention of the Russian Federation. Analytical report on the results of an industry statistical study for 2019]. M. RIO CNIIOIZ MZ RF 2020: P. 170 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44013990. (In Russian).
  7. Manakina E.S., Medvedeva O.V., Manakin I.I. Organizacionnye problemy dispansernogo nablyudeniya za licami, zanimayushchimisya fizicheskoj kul'turoj i sportom v Ryazanskoj oblasti. [Organizational problems of dispensary supervision of persons engaged in physical culture and sports in the Ryazan region]. Nauka molodyh (Eruditio Juventum) 2021; 1:170-175. (In Russian).
  8. Son I.M., Senenko A.SH., Savchenko E.D. Metodika formirovaniya svedenij o medicinskom nablyudenii za licami, zanimayushchimisya fizicheskoj kul'turoj i sportom. [Methods of forming information about medical supervision of persons engaged in physical culture and sports]. M. RIO CNIIOIZ MZ RF 2020: P. 9 https://mednet.ru/miac/materialy-dlya-godovykh-otchetov#h1-godovoj-otchet-2020. (In Russian).
  9. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 01.03. 2016 g. № 134n «O Poryadke organizatsii okazaniya meditsinskoy pomoshchi litsam, zanimayushchimsya fizicheskoy kul'turoy i sportom (v tom chisle pri podgotovke i provedenii fizkul'turnykh meropriyatiy i sportivnykh meropriyatiy), vklyuchaya poryadok meditsinskogo osmotra lits, zhelayushchikh proyti sportivnuyu podgotovku, zanimat'sya fizicheskoy kul'turoy i sportom v organizatsiyakh i (ili) vypolnit' normativy ispytaniy (testov) Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone». [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation № 134n dated 01.03.2016 "On the Procedure for Organizing medical care for Persons Engaged in Physical Culture and Sports (including during the Preparation and Conduct of physical culture and sports events), including the procedure for medical examination of persons Wishing to undergo sports training, engage in physical culture and sports in organizations and (or) meet the standards of tests (tests) All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense"]. https://base.garant.ru/71427708/. (In Russian).
  10. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 23.10.2020 g. № 1144n «Ob utverzhdenii poryadka organizatsii okazaniya meditsinskoy pomoshchi litsam, zanimayushchimsya fizicheskoy kul'turoy i sportom (v tom chisle pri podgotovke i provedenii fizkul'turnykh meropriyatiy i sportivnykh meropriyatiy), vklyuchaya poryadok meditsinskogo osmotra lits, zhelayushchikh proyti sportivnuyu podgotovku, zanimat'sya fizicheskoy kul'turoy i sportom v organizatsiyakh i (ili) vypolnit' normativy ispytaniy (testov) Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO)» i form meditsinskikh zaklyucheniy o dopuske k uchastiyu fizkul'turnykh i sportivnykh meropriyatiyakh». [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1144n dated 10/23/2020 "On Approval of the Procedure for Organizing Medical care for Persons Engaged in Physical Culture and Sports (including during the Preparation and Conduct of physical culture and Sports events), including the procedure for medical examination of persons Wishing to undergo sports training, engage in physical culture and sports in Organizations and (or) meet the standards of tests (tests) All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and Defense" (TRP)" and forms of medical certificates on admission to participate in physical culture and sports events"]. https://base.garant.ru/74998631/. (In Russian).
  11. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 29.10.2020 g. № 1177n «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya profilaktiki neinfektsionnykh zabolevaniy i provedeniya meropriyatiy po formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni v meditsinskikh organizatsiyakh». [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1177n dated 29.10.2020 "On approval of the Procedure for organizing and implementing the prevention of non-communicable diseases and carrying out measures to promote a healthy lifestyle in medical organizations"]. https://base.garant.ru/74998637/. (In Russian).
  12. Starodubov V.I., Soboleva N.P. Strategiya profilaktiki zabolevanij v usloviyah reformirovaniya zdravoohraneniya. [Disease prevention strategy in the context of healthcare reform] Ekonomika zdravoohraneniya 2002; 1 (60): 5-10. (In Russian).
  13. Poluhina M.G. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sfery fizicheskoj kul'tury i sporta na regional'nom i mestnom urovnyah. [The state and prospects of development of the sphere of physical culture and sports at the regional and local levels]. Vestnik sel'skogo razvitiya i social'noj politiki 2016; 1 (9): 38-44. (In Russian).
  14. Luckan I.P., Savvina N.V., Stepanova L.A. Problemy medicinskogo obespecheniya detej, zanimayushchihsya sportom v Rossii. [Problems of medical support for children involved in sports in Russia]. Rossijskij pediatricheskij zhurnal 2012; 5:39-41. (In Russian).

Дата поступления: 19.10.2021.


Просмотров: 4396

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 24.01.2022 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search