О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №6 2021 (67) arrow ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ ВЗРОСЛОМУ И ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ ВЗРОСЛОМУ И ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ Печать
24.12.2021 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-9

1Кураева В.М., 2Меньшикова Л.И., 3Руголь Л.В.
1 ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия
2 ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Архангельск, Россия
3 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Резюме

Введение. Проблемы нормативного и кадрового обеспечения урологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях взрослому и детскому населению, в сочетании с высокой социальной значимостью болезней мочеполовой системы для населения разных возрастов, потенциально ставят под угрозу успешную реализации приоритетных задач демографической политики государства.

Цель исследования – выявить проблемы в нормативном и кадровом обеспечении урологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях взрослому и детскому населению, в Российской Федерации в 2015-2019 гг.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные формы ФСН №30 «Сведения о медицинской организации» за период 2015-2019 годы. Статистическая обработка материалов проводилась методами описательной статистики.

Результаты. Установлены противоречия в приказах Минздрава России, регламентирующих в настоящее время кадровую обеспеченность урологической службы. Число штатных и занятых должностей врачей-урологов в период с 2015 по 2019 гг. снижалось, что вкупе с ростом числа физических лиц привело увеличению обеспеченности врачами-урологами (+3,1%), повышению укомплектованности физическими лицами до 62,9%. При этом коэффициент совместительства врачей-урологов оставался высоким и составлял 1,3. Число штатных и занятых должностей, физических лиц врачей – детских урологов–андрологов в период с 2015 по 2019 гг. выросло, но отмечается крайне низкая укомплектованность физическими лицами, составившая 26,7% в 2019 году без существенной динамики за 5-летний период. Функция врачебной должности врача-уролога оставалась стабильной (2019 году – 4072 посещения на 1 должность врача, и 4181,3 в 2015 году), а у врача – детского уролога–андролога выросла с 4215 в 2015 г. до 5342 в 2019 г. (+ 26,7%). Интегральный коэффициент обеспеченности кадрами имел отрицательную динамику, в большей степени в отношении врачей – детских урологов–андрологов.

Выводы. Рост числа физических лиц врачей-урологов и врачей – детских урологов–андрологов за период с 2015-2019 года не привел к существенному изменению кадрового обеспечения урологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях взрослому и детскому населению. Необходим пересмотр штатных нормативов, объективизация статистического учета и принятие неотложных мер по снижению остроты дефицита врачей-специалистов в амбулаторных условиях.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены для своевременной актуализации нормативно – правовых актов, штатных расписаний медицинских организаций при планировании и реализации кадровых программ, направленных на ликвидацию кадрового дефицита и дисбаланса.

Ключевые слова: врачи-урологи; врачи – детские урологи–андрологи; кадровая обеспеченность; амбулаторные условия; укомплектованность; коэффициент совместительства; функция врачебной должности

Контактная информация: Кураева Виктория Михайловна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование проведено в рамках выполнения государственного задания ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации «Научное обоснование подходов к развитию кадрового потенциала в здравоохранении» (№730000Ф.99.1. БВ10АА00006).
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кураева В.М., Меньшикова Л.И., Руголь Л.В. Проблемы нормативного и кадрового обеспечения урологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях взрослому и детскому населению. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67(6):9. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1323/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-9.

REGULATORY AND STAFFING PROBLEMS OF UROLOGICAL CARE PROVIDED TO ADULTS AND CHILDREN IN OUTPATIENT SETTINGS
1Kuraeva V.M., 2Menshikova L.I., 3Rugol L.V.
1 Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of the Moscow Healthcare Department; Moscow, Russia
2 Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
3 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation; Moscow, Russia

Abstract

Significance. The regulatory and staffing problems in urological care delivery to adults and children in outpatient settings, combined with the high social significance of diseases of the genitourinary system for the population of different age, potentially threaten successful implementation of the priorities of the state demographic policy.

Purpose: to identify problems in regulation and staffing in urological care delivery to adults and children on the outpatient basis in the Russian Federation in 2015-2019.

Material and methods. The study used data of the Fedral statistical observation Form No. 30 "Information about a medical organization" for the period 2015-2019. Statistical processing of the study materials was carried out by methods of descriptive statistics.

Results. The analysis has identified contradictions in the orders of the Ministry of Health of the Russian Federation, which currently regulate staffing in urological care. The number of full-time and occupied positions of urologists in 2015-2019 decreased, which, coupled with the increased number of individuals, resulted in the increased number of urologists (+3.1%), increased level of staffing of individuals up to 62.9%. At the same time, the part-time coefficient among urologists remained high adding up to to 1.3. In 2015-2019, the number of full-time and occupied positions and individual pediatric urologists-andrologists increased, against the background of extremely low staffing level of individuals equalling to 26.7% in 2019 without any significant dynamics over a 5-year period. The function of the urologist position remained unchanged (4072 appointments per position in 20194 and 4181.3 in 2015), while the function of the pediatric urologist-andrologist position increased from 4215 appointments per position in 2015 to 5342 in 2019 (+ 26,7%). The integral staffing coefficient had a negative trend especially in relation to pediatric urologists-andrologists.

Conclusions. The growth in the number of individual urologists and pediatric urologists-andrologists in 2015-2019 did not result in any significant changes in the staffing levels in the urological care delivery to adults and children on the outpatient basis. It is necessary to update the staffing standards, objectify statistical reporting and take urgent measures to bridge the shortage of doctors in outpatient settings.

Scope of application. The study results can be used for timely updates of regulatory legal acts, staffing schedules of medical organizations in planning and implementing human resource programs aimed at eliminating personnel shortages and imbalances.

Keywords: urologists; pediatric urologists-andrologist; number of staff; outpatient level; staffing level; part-time coefficient; function of medical position

Coresponding author: Viktoriya M. Kuraeva, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Kuraeva V.M. https://orcid.org/0000-0002-1437-5861
Menshikova L.I. https://orcid.org/0000-0002-3034-9014
Rugol L.V. http://orcid.org/0000-0003-2983-8774
Acknowledgments. The study was carried out within the framework of the state assignment of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation "Scientific substantiation of approaches to the development of human resources in health care" (No. 730000F.99.1. BV10AA00006).
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation:. Kuraeva V.M., Menshikova L.I., Rugol L.V. Regulatory and staffing problems of urological care provided to adults and children in outpatient settings. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2021; 67(6):9. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1323/30/lang,ru/. (In Rus). DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-6-9.

Введение

Одной из целей Национального проекта «Здравоохранение» является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь [1]. Однако в настоящее время не менее остро стоят проблемы дисбаланса и дефицита не только участковой службы, но и врачей, оказывающих первичную специализированную помощь в амбулаторных условиях. Отмечается низкая экономическая привлекательность работы в первичном звене, нерациональное штатное расписание медицинских организаций, что связано, прежде всего, с противоречивостью регламентирующих нормативно-правовых документов [2,3].

В условиях продолжающегося реформирования системы здравоохранения и реализации приоритетных национальных проектов заболеваемость населения по классу «Болезни мочеполовой системы» имела разнонаправленную динамику: на фоне роста уровня общей происходит снижение первичной заболеваемости. Обращает на себя внимание изменение ранговых мест в структуре заболеваемости, перемещение показателей общей заболеваемости по классу «Болезни мочеполовой системы» с шестого на пятое место, а первичной заболеваемости – с четвертого на третье [4]. Все это в перспективе создает предпосылки к росту нагрузки на систему здравоохранения, усугубление проблем социального и экономического характера. Для старших возрастных групп населения болезни мочеполовой системы являются одной из причин снижения качества жизни, повышения инвалидизации и смертности, а для детей, подростков и молодежи –представляют определенный риск в формировании репродуктивного здоровья [5].

Учитывая высокую социальную значимость болезней мочеполовой системы для населения разных возрастов, кадровый дефицит может угрожать успешной реализации приоритетных задач демографической политики государства.

Цель исследования – выявить проблемы в нормативном и кадровом обеспечении урологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях взрослому и детскому населению, в Российской Федерации в 2015-2019 гг.

Материалы и методы

На основе выкопировки данных из формы федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» (форма №30) в целом по РФ за 5 летний период (2015-2019 гг.) были рассчитаны следующие показатели: укомплектованность штатными должностями и физическими лицами в подразделениях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, коэффициент совместительства, обеспеченность врачебными кадрами врачами-урологами и врачами – детскими урологами-андрологами, число посещений взрослого и детского населения (на 1000 соответствующего населения), а так же сельских жителей, рассчитана функция врачебной должности. Из полученных показателей были сформированы простые и сложные динамические ряды, представлены абсолютный прирост (убыль) и темп прироста (убыли).

Интегральный коэффициент обеспеченности врачами ИКОВ представлен в относительных единицах (ОЕ) и рассчитан по формуле:

ИКОВ = Офл*100 + Уфл*100 + Ушд*100 + КС
n

Офл - показатель обеспеченности физическими лицами
Уфл - показатель укомплектованность штатными должностями
Ушд - показатель укомплектованности занятыми должностями
КС - коэффициент совместительства
n - число показателей

Полученные результаты были сопоставлены с нормативными показателями Приказов МЗ РФ от 12.11.2012 № 907 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология» [6], от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико – санитарной помощи взрослому населению» [7], от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» [8], от 31.10.2012 № 561н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская урология-андрология» [9], от 07.03.2018 №92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» [10]. Проведена оценка действующих методик определения дефицита и планирования кадров. Использовались математический, статистический и аналитический методы.

Результаты

Одновременно действующие в настоящее время нормативно – правовые акты заключают в себе противоречивую информацию по числу штатных единиц и должностей врачей-урологов и врачей – детских урологов–андрологов (табл.1).

Таблица 1

Сравнение одновременно действующих нормативно – правовых актов, содержащих рекомендуемые штатные нормативы врачей-урологов и врачей – детских урологов-андрологов по состоянию на 2021г.

Номер документа, дата утверждения Количество штатных единиц/должностей Приложения, наименование
Врачи-урологи
Приказ № 907 от 12 ноября 2012г. [6] 1 должность на 20000 прикрепленного населения № 2 «Рекомендуемые штатные нормативы урологического кабинета»
Приказ № 543н от 15 мая 2012 г.[7] 1 должность на 20000 прикрепленного населения №2 «Рекомендуемые штатные нормативы поликлиники»
Врачи – детские урологи-андрологи
Приказ № 561н от 31 октября 2012 г. [9] 1 штатная единица на 20 000 детского населения № 2 «Рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача - детского уролога-андролога (являющегося структурным подразделением медицинской организации»
Приказ № 366н от 16 апреля 2012 г. [8] 1 штатная единица на 10 000 прикрепленного детского населения № 5 «Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)»
Приказ № 92н от 07 марта 2018 г. [10] 0,5 должности на 10 тыс. детей № 5 «Рекомендуемые штатные нормативы детской поликлиники (детского поликлинического отделения)»

Рекомендуемые штатные нормативы врачей-урологов, актуальные в настоящее время, были утверждены в 2012 году приказами №907 и №543н и до настоящего времени не пересматривались. Рекомендуемые штатные нормативы врачей-урологов, согласно вышеперечисленным приказам, составляют 1 должность на 20000 прикрепленного населения или 0,5 на 10000.

Рекомендуемые штатные нормативы врачей – детских урологов- андрологов утверждены в 2012 году приказами №№ 561 и 366, содержат разную формулировку и смысл, относящиеся к количеству штатных единиц на численность детского населения. Так, согласно приказу №366 рекомендуемые штатные нормативы устанавливаются из расчета 1 штатная единица на 10000 детского населения, в тоже время приказ № 561 устанавливает аналогичный показатель как 1 штатная единица на 20000 прикрепленного детского населения или 0,5 на 10000, что фактически в 2 раза меньше, чем в приказе №366. В приказе №92, утвержденном 6 годами позже, упоминается о 0,5 должности на 10000 детей.

Таким образом, ежегодно меняющаяся потребность населения разных возрастных групп в медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях по профилю «урология» и «детская урология-андрология», никак не актуализируется, более того, согласно одному приказу штатные нормативы врача – детского уролога–андролога равны штатным нормативам врача-уролога, а согласно другому приказу – выше в 2 раза.

В 2019 году медицинскую помощь в амбулаторных условиях оказывали 2399 врачей-урологов и 193 врача – детского уролога–андролога, за 5 летный период число физических лиц увеличилось соответственно на 2% и 16,3% (табл.2).

Таблица 2

Штатные должности и физические лица врачей-урологов, врачей – детских урологов-андрологов, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, за 2015-2019гг. в целом по РФ

Показатель Показатели ресурсного/кадрового обеспечения амбулаторной урологической службы в РФ Темп прироста/убыли
Годы
2015 2016 2017 2018 2019 Абс. %
Врачи-урологи
Штаты 3892,75 3921,00 3897,50 3832,75 3815,75 -77 -2,0
Занятые 3308,75 3281,00 3201,25 3126,50 3071,00 -237,75 -7,2
Физ. лица 2351 2331 2314 2320 2399 48 2,0
УШД в % 85 83,7 82,1 81,6 80,5 -4,5 -5,3
УФЛ в % 60,4 59,4 59,4 60,5 62,9 2,5 4,1
КС 1,4 1,4 1,4 1,3 1,3    
Обеспеченность врачебными кадрами ФЛ (на 10 тыс. взрослого населения) 0,20 0,20 0,20 0,20 0,21 0,01 3,1
ИКОВ (ОЕ) 66,8 66,3 65,4 64,7 63,7 -3,2 -4,8
Врачи – детские урологи-андрологии
Штаты 635,75 671,75 707,25 712,00 723,00 87,25 13,7
Занятые 484,75 499,25 488,00 491,25 491,50 6,75 1,4
Физ. лица 166 176 181 176 193 27 16,3
УШД в % 76 74,3 69 69 68 -8 -10
УФЛ в % 26,1 26,2 25,6 24,7 26,7 0,6 2,3
КС 2,9 2,8 2,7 2,8 2,5    
Обеспеченность врачебными кадрами ФЛ на 10 тыс. детского населения) 0,058 0,061 0,061 0,058 0,064 0,006 10,4
ИКОВ (ОЕ) 83,4 81,5 77,4 79,0 74,4 -9,0 -10,8

Анализ показателей кадровой обеспеченности по профилю «урология» взрослому населению показал разнонаправленную динамику: так за 5-летний период произошло снижение штатных и занятых должностей врачей-урологов на 2% и 7,2%; на 5,3% снизилась укомплектованность штатными должностями с 85% до 80,5%, при одновременном снижении коэффициента совместительства с 1,4 до 1,3. Незначительно увеличились число физических лиц врачей-урологов (+2%) и обеспеченность взрослого населения с 0,20 до 0,21 на 1000 соответствующего населения. В соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи по профилю «урология» [6] рекомендуемые штатные нормативы составляют 0,5 должности на 10 тыс. взрослого населения, т.е. реальная обеспеченность в 2,5 раза ниже нормативной.

Кадровая обеспеченность врачами - детскими урологами-андрологами за аналогичный период возросла с 0,058 до 0,064 на 10 тыс. детского населения в связи с увеличением числа физических лиц врачей указанной специальности со 166 до 193 (на 16,3%). Однако в связи с опережающим темпом роста штатных должностей врачей - детских урологов-андрологов над темпом прироста числа занятых должностей прирост числа физических лиц не обеспечил увеличения показателя укомплектованности штатных должностей, наоборот, показатель снизился с 76% до 68%. Тем не менее, укомплектованность должностей физическими лицами выросла с 26,1% в 2015 году до 26,7% в 2019 году.

Обращает на себя внимание «экстремально высокий» коэффициент совместительства, составлявший в 2015 году 2,9, а в 2019 году 2,5, что наряду с истинным дефицитом врачей – детских урологов-андрологов, является следствием не обоснованно «раздутых» действующих штатных расписаний в медицинских организациях. В 2019 году фактическая обеспеченность детского населения врачами детскими – урологами- андрологами оставалась практически в 10 и более раз ниже, чем регламентировано действующими приказами №№ 561,366 и 92.

На фоне роста числа физических лиц врачей-урологов, отмечается ежегодное снижение числа посещений к врачам-урологам всего населения, темпы снижения за 5 лет составили 9,6% в абсолютных значениях и 9,7% в расчете на 1000 населения. Так в 2015 году фактический показатель составил 94,5, а к 2019 только 85,3 посещения на 1000 населения (табл.3).

Таблица 3

Показатели деятельности врачей-урологов, врачей – детских урологов-андрологов, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, в целом по РФ за 2015-2019гг.

Показатель Показатели деятельности врачей-урологов, врачей – детских урологов-андрологов, оказывающих помощь в амбулаторных условиях Темп прироста/убыли
Годы
2015 2016 2017 2018 2019 Абс. %
Число посещений к врачам-урологам всего населения (абс.) 13835037 13036635 13011994 12670554 12507530 -1327507 -9,6
На 1000 всего населения 94,5 89,0 88,6 86,3 85,3 -9,2 -9,7
Число посещений к врачам-урологам взрослого (18 лет и старше) населения (абс.) 13175780 12347365 12300415 12072819 12008191 -1167589 -8,9
На 1000 взрослого населения 111,9 105,1 104,9 103,4 103,0 -8,9 -8,0
Число посещений к врачам-урологам детского (0-17 лет) населения (абс.) 659257 689270 711579 597735 499339 -159918 -24,3
На 1000 детского населения 23,0 23,8 24,1 19,9 16,5 -6,5 -28,3
Доля посещений детского населения к врачам-урологам от всех посещений к врачам-урологам (%) 4,8 5,3 5,5 4,7 4,0 - -
ФВД (фактическая) врача-уролога (посещений в год) 4181,3 3973,4 4064,7 4052,6 4072,8 -108,5 -2,6
Число посещений к врачам детским урологам-андрологам (абс.) 2043298 2252645 2370916 2359303 2625639 582341 28,5
На 1000 детского населения 71,2 77,6 80,2 78,4 86,9 15,7 22,1
ФВД (фактическая) врача – детского уролога–андролога (посещений в год) 4215,2 4512,1 4858,4 4802,7 5342,1 1126,9 26,7

За анализируемый период число выполненных посещений к врачам – урологам снизилось у взрослых - на 8,9%, детей - на 24,3%. Снижение показателя числа посещений взрослыми составило 8% – с 111,9 до 103 на 1000 соответствующего населения. На четверть снизилось абсолютное число посещений, выполненных детьми, с 659257 до 499339, в расчете на детское население показатель посещаемости снижался более высокими темпами с 23 до 16,5 на 1000 соответствующего населения (-28,3%). В общей структуре посещений к врачам-урологам доля детей оставалась стабильно низкой и имела незначительные колебания, так в 2015 году составляла 4,8% и имела положительную динамику до 2017 года, что составило 5,5%, далее отмечалось снижение до 4%. Функция врачебной должности врача-уролога в течение наблюдаемого периода оставалась практически на том же уровне и составила в 2019 году 4072 посещения на 1 занятую должность врача-уролога.

Посещения детей к врачам – детским урологам-андрологам выросли как в абсолютных значениях на 28,5%, так и в расчете на 1000 детского населения с 71,2 до 86,9 (+22,1%.). Одновременно снизилось число посещений детьми врачей-урологов на 24,3%, с что связано с продолжающимся активным развитием детской уро-андрологической службы, изменением маршрутизации пациентов, увеличением доступности специализированной помощи, применением выездных форм работы. Функция врачебной должности выросла за 5 лет с 4215 до 5342 посещений в год (+26,7%).

Аналогичные изменения в числе посещений отмечались и для сельских жителей (табл.4).

Таблица 4

Показатели деятельности врачей-урологов, врачей – детских урологов- андрологов, оказывающих помощь сельскому населению в амбулаторных условиях, в целом по РФ за 2015-2019гг

Годы Число посещений к врачам-урологам всего населения (абс.) Из них сельскими жителями Доля (%) Число посещений к врачам – детским урологам-андрологам (абс.) Из них сельскими жителями Доля (%)
2015 13835037 1916176 13,9 2043298 205482 10,1
2016 13036635 1918387 14,8 2252645 269692 12,0
2017 13011994 1925830 14,8 2370916 275653 11,6
2018 12670554 1892117 15,0 2359303 281642 11,9
2019 12507530 1856001 14,9 2625639 312560 11,9
Темп прироста/убыли (в%) -9,6 -3,1 - 28,5 52,1 -

Доля посещений сельского населения в структуре посещений врача-уролога остается низкой и демонстрировала незначительный рост с 13,9% до 14,9%. В абсолютном числе посещений отмечалось снижение на 3,1% с 1916176 до 1856001 на фоне общего снижения числа посещений к врачам-урологам на 9,6%. Данный факт можно объяснить, с одной стороны, низкой доступностью урологической помощи для сельских жителей и преимущественным обращением сельских жителей с уронефрологическими заболеваниями к врачам-хирургам, что допускается приказом №907, с другой стороны - невозможностью ввести должность врача-уролога из-за малой численности населения и активном внедрении на территориях выездных форм обслуживания населения, что не учитывается статистически.

Абсолютное число посещений сельским населением врача – детского уролога-андролога выросло с 205482 до 312560 (+52,1%), но доля в структуре посещений продолжала оставаться низкой (10,1% - 11,9%). По данным формы №30 в числе посещений к врачам – детским урологам-андрологам зарегистрированы посещения, выполненные взрослым населением.

Таким образом, снижение числа посещений к врачам-урологам свидетельствует о необоснованности увеличения штатных должностей врачей-урологов, а снижение функции врачебной должности - об «избытке» данных специалистов, во многом обусловленном нерациональным штатным расписанием и маршрутизацией пациентов. Показатели обеспеченности и деятельности детской уро-андрологической службы указывают на продолжающийся острый кадровый дефицит.

Обсуждение

В настоящее время амбулаторная уро-андрологическая служба развивается в условиях продолжающего роста заболеваемости населения болезнями мочеполовой системы, дефицита и дисбаланса кадров, нерационального штатного расписания, но в большей степени кризиса нормативного регулирования отрасли и длительной стагнации в системе нормирования труда.

В РФ отмечается изменение уровня и структуры заболеваемости населения. Ряд авторов отмечает тенденцию к омоложению «урологической патологии», ранее являющейся заболеваниями преимущественно старших возрастов, что связано с ухудшением здоровья населения, окружающей среды, питания и образа жизни [11-14]. Проводимые на территории отдельных регионов краткосрочные и долгосрочные пилотные проекты, направленные на раннее выявление наиболее часто встречающихся заболеваний мочеполовой системы, кроме положительного экономического эффекта, закономерно приводили к повышению как уровня регистрируемой заболеваемости [15], так и росту нагрузки на соответствующие медицинские организации и врачей дефицитных специальностей [16] .

Стремительно меняющиеся условия оказания медицинской помощи требуют рационального распределения и использования кадров, что должно учитываться руководителем медицинской организации при составлении штатного расписания. В настоящее время штатная численность медицинского персонала медицинской организации имеет рекомендательный характер. При утверждении штатной численности в обязательном порядке необходимо учитывать фактический объем, проводимой лечебно-профилактической работы, численность обслуживаемого населения и структуру зарегистрированной заболеваемости детей и взрослых, а так же рекомендуемые штатные нормативы врачей-урологов и врачей – детских урологов – андрологов. Если формулировки в одновременно действующих нормативно-правовых актах, содержащих рекомендуемые штатные нормативы при организации деятельности врача-уролога совпадают, то для врача – детского уролога – андролога содержат массу ошибочных положений, не корректируемых длительное время. Все это вызывает разночтения при формировании штатного расписания медицинской организации по данной специальности [6-10,17].

С начала 1990-х в НИИ им. Н.А Семашко были разработаны нормы времени на посещение врача-уролога, 4 годами позже, в связи с изменением технологии лечебно – диагностического процесса, данные были откорректированы, и расчетное время на 1 посещение врача-уролога (лечебно – диагностическое посещение в поликлинике) составляло 17,2 минуты [18].

Проводимые Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения фотохронометражные исследования в 2017 году на базе 19 пилотных территорий послужили основой для уточнения типовых отраслевых норм времени. Полученные результаты, являющиеся основой расчета норм нагрузки на специалистов, нормативов численности и иных норм труда врача-уролога и врача – детского уролога - андролога медицинских организаций, до настоящего времени Минздравом не утверждены [19,20]. С момента перехода на новый планово – нормативный и финансовый показатель (обращение в связи с заболеванием) в последующих редакциях территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [21], после 2013 года, не приводятся плановые данные о числе обращений и посещений к врачам при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, то есть, по сути, утрачен важнейший показатель объема работы. Нормативное число должностей находится в тесной взаимосвязи с объемом работы и затратами времени: так изменение числа должностей приводит к изменению затрат времени на посещение или к изменению объемов работы (посещений). Если нормы труда врачей-урологов не имеют разночтений/различных толкований, то для врачей – детских урологов – андрологов нет ни единого нормативного числа должностей, ни объема деятельности (числа посещений), ни утвержденных типовых норм времени на посещение. В отмененном приказе Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 были утверждены нормы нагрузки для врачей амбулаторного приема [22]. При отсутствии актуальных норм нагрузки многие медицинские организации продолжают использовать этот приказ, согласно которому число посещений в поликлинике на 1 час работы равно 5, или 12 минутам в расчете на 1 пациента. Причинами сокращения числа посещений к врачам-урологам взрослого населения, в том числе, могут быть разные нормы времени, применяемые в медицинских организациях в настоящее время.

В целях реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» [23], входящего в национальный проект «Здравоохранение» [24], утверждена методика расчета потребности в медицинских кадрах только для текущего планирования [25], но учитывая длительность подготовки квалифицированного специалиста врача-уролога и врача – детского уролога – андролога остро стоит необходимость проведения дальнейшей разработки и совершенствования методики расчета потребности в медицинских кадрах с учетом долгосрочного планирования [26,27].

Медицинские организации должны активно участвовать в непосредственном формировании потребности в специалистах для обеспечения населения первичной медико-санитарной помощью. Одним из направлений кадровой политики в попытке решить кадровый дефицит узких специалистов может быть целевое обучение, в том числе в ординатуре. Распоряжением Правительства №3161-р с 2021 года установлена доля мест для приема на целевое обучение в ординатуре для врачей-урологов 96%, врачей – детских урологов – андрологов - 92%. Вместе с тем, только целевое обучение и распределение выпускников не может решить проблему, необходимо реализовывать эффективные, индивидуальные для каждой территории меры социальной поддержки, не только студентов – целевиков, но и молодых специалистов. Также требует дальнейшего совершенствования нормативное регулирование организации медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях мочеполовой системы [28].

С 1 сентября 2021 г. вступает в силу Приказ Минтруда №4 от 13.01.2021г. «Об утверждении профессионального стандарта «врач – детский уролог – андролог», в котором реализован трехуровневый подход при формировании обобщенных трудовых функций. Так уровень А предусматривает работу специалиста в амбулаторных условиях и дневном стационаре, уровень Б – в стационарных условиях, уровень В – оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Если данный приказ будет синхронизирован с трехуровневой подготовкой в ординатуре, то это позволит ординаторам уже после первого года обучения работать в поликлиниках, что снизит остроту кадрового дефицита врачей – детских урологов – андрологов [29].

Рост числа посещений к врачам – детским урологам – андрологам во многом связан с реализацией Федерального проекта (части национального проекта «Здравоохранение») «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» [30] одной из задач, которого является развитие ранней диагностики заболеваний органов репродуктивной сферы у несовершеннолетних в рамках проведения профилактических осмотров. Периодичность осмотров данным специалистом регламентирована приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» [31]. При отсутствии в медицинской организации врача – детского уролога – андролога профилактический осмотр проводят специалисты смежных специальностей: уролог или детский хирург, имеющие повышение квалификации в части особенностей урологических заболеваний у детей. Данная медицинская организация должна быть лицензирована на выполнение работ по «урологии» или «детской хирургии» соответственно [31]. Учитывая, что в медицинской организации имеется дефицит кадров врачей-урологов, врачей-хирургов и других специалистов, то можно говорить о снижении доступности медицинской помощи данному контингенту [32,33].

Для решения проблем нормативного и кадрового обеспечения урологической помощи требуется продолжить совершенствование законодательных механизмов, нормирование труда и планирование в здравоохранении, развивать систему целевого обучения, в том числе ординатуре, устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, прежде всего, для закрепления медицинских работников в селах.

Заключение

Рост числа физических лиц врачей-урологов и врачей – детских урологов – андрологов за период с 2015-2019 года не привел к существенному изменению кадрового обеспечения урологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях взрослому и детскому населению. Выявленные противоречия и разнонаправленные сдвиги свидетельствуют о несовершенстве действующих нормативно-правовых документов по кадровому обеспечению урологической службы, необходимости пересмотра штатных нормативов, возрождения практики долгосрочного планирования в здравоохранении, объективизации статистического учета и принятии неотложных мер по снижению остроты дефицита врачей-специалистов в амбулаторных условиях.

Своевременное выявление и решение проблем нормативного и кадрового обеспечения урологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, способствует принятию обоснованных организационно – управленческих решений, повышению эффективности использования ресурсов медицинской организации и улучшению доступности первичной медико-санитарной помощи по профилю «урология» и «детская урология – андрология» для взрослого и детского населения.

Библиография

  1. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Постановление Правительства РФ от 31.03.2021 N 512. URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/postanovlenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-512-ot-31-marta-2021-g-o-vnesenii-izmeneniy-v-gosudarstvennuyu-programmu-rossiyskoy-federatsii-razvitie-zdravoohraneniya (Дата обращения: 08.06.2021).
  2. Шипова В. М., Берсенева Е. А., Кириллов К. В., Куденцова Е. А. Современная нормативно-правовая база по труду: анализ и перспективы. Вестник современной клинической медицины 2019, (6): 88-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-normativno-pravovaya-baza-po-trudu-analiz-i-perspektivy (дата обращения: 07.06.2021).
  3. Найговзина Н.Б., Филатов В.Б., Патрушев М.А. О состоянии первичной медицинской помощи и перспективных направлениях ее развития. Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение 2019; 31 (4): 8-16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sostoyanii-pervichnoy-meditsinskoy-pomoschi-i-perspektivnyh-napravleniyah-ee-razvitiya (дата обращения: 04.06.2021).
  4. Сон И.М., Леонов С.А., Савина А.А., Фейгинова С.И., Кураева В.М. Динамика показателей заболеваемости в период реформирования системы здравоохранения российской федерации с 2006 по 2016 год. Менеджер здравоохранения 2019, (2): 6-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-pokazateley-zabolevaemosti-v-period-reformirovaniya-sistemy-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-s-2006-po-2016-god (дата обращения: 31.06.2021).
  5. Третьякова О.С., Сухарева И.А., Василенко С.А. Создание детской и подростковой андрологической службы Республики Крым как объективная необходимость. Актуальные проблемы медицины 2015; 22(219): 85-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-detskoy-i-podrostkovoy-andrologicheskoy-sluzhby-respubliki-krym-kak-obektivnaya-neobhodimost (дата обращения: 27.06.2021).
  6. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 N907н. URL https://minzdrav.gov.ru/documents/5482-prikaz-minzdrava-rossii-ot-12-noyabrya-2012-g-n-907n (Дата обращения 08.06.2021).
  7. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.05.2012 г. N543н. URL https://roszdravnadzor.gov.ru/spec/medactivities/documents/39310 (Дата обращения 08.06.2021).
  8. Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04. 2012 N 366н. URL: http://base.garant.ru/70183024/ (Дата обращения: 08.06.2021).
  9. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская урология-андрология». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.10.2012 N 561н .URL https://minzdrav.gov.ru/documents/6631-prikaz-minzdrava-rossii-ot-31-oktyabrya-2012-g-561n (Дата обращения 08.06.2021).
  10. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 N 92н. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/39189 (Дата обращения: 08.06.2021).
  11. Аполихин О.И., Сивков А.В., Комарова В.А., Никушина А.А. Болезни предстательной железы в Российской Федерации: статистические данные 2008-2017 гг. Экспериментальная и клиническая урология 2019;(2): 4-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolezni-predstatelnoy-zhelezy-v-rossiyskoy-federatsii-statisticheskie-dannye-2008-2017-gg (дата обращения: 09.06.2021).
  12. Аполихин О.И., Сивков А.В., Комарова В.А., Просянников М.Ю., Голованов С.А., Казаченко А.В., Никушина А.А., Шадеркина В.А. Заболеваемость мочекаменной болезнью в Российской Федерации (2005-2016 годы) Экспериментальная и клиническая урология 2018; (4) 4-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zabolevaemost-mochekamennoy-boleznyu-v-rossiyskoy-federatsii-2005-2016-gody (дата обращения: 09.06.2021).
  13. Лебедев Г.С., Голубев Н.А., Шадеркин И.А. и др. Мужское бесплодие в Российской Федерации: статистические данные за 2000-2018 годы. Экспериментальная и клиническая урология 2019; (4):4-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzhskoe-besplodie-v-rossiyskoy-federatsii-statisticheskie-dannye-za-2000-2018-gody (дата обращения: 09.06.2021).
  14. Никушина А.А., Сивков А.В., Касатонов Е.В., Аполихин О.И. Анализ уронефрологической заболеваемости детей в Российской Федерации за период 2000-2017гг. Экспериментальная и клиническая урология 2020,(2): 4-12 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-uronefrologicheskoy-zabolevaemosti-detey-v-rossiyskoy-federatsii-za-period-2000-2017-gg (дата обращения: 09.06.2021).
  15. Чернышева М.Л., Лебедев В.В., Османов Э.М., Чернышев А.В. Пример разработки и практического применения скрининговой программы раннего выявления риска бесплодия у мужчин. Вестник российских университетов. Математика 2011; 16(3): 863-867. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primer-razrabotki-i-prakticheskogo-primeneniya-skriningovoy-programmy-rannego-vyyavleniya-riska-besplodiya-u-muzhchin (дата обращения: 08.02.2021).
  16. Просянников М.Ю. Медико – экономическая эффективность стандартизированной программы диагностики и лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы: автореф. дис. к.м.н. Москва. 2016. 24 с.
  17. Шипова В.М. Нормы труда медицинских работников поликлиник: иллюзии и реальность. Хабриев Р.У., редактор. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2018. 168 с.
  18. Хабриев Р.У., Шипова В.М., Берсенева Е.А. Новые нормы труда в поликлиниках. Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2020. 144 с.
  19. Иванова М.А., Армашевская О.В., Люцко В.В. Результаты фотохронометражного исследования рабочего процесса врачей-урологов, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению в амбулаторных условиях. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2019; (4): 204-215.
  20. Иванова М.А., Армашевская О.В., Люцко В.В., Соколовская Т.А. Результаты фотохронометражного исследования затрат рабочего времени врачей-урологов, врачей-онкологов, врачей-пульмонологов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей функциональной диагностики, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению в амбулаторных условиях. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2019; (2): 197-212.
  21. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 932. URL: https://rg.ru/2013/10/22/medpomosch-site-dok.html (Дата обращения: 08.06.2021).
  22. О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений: Приказ Минздрава СССР от 23.09.1981 N 1000 (ред. от 22.12.1989, с изм. от 04.05.1990) URL: https://base.garant.ru/ 4171980/ (Дата обращения: 08.06.2021).
  23. Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». URL: https:// www.rosminzdrav.ru / poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry (Дата обращения 08.06.2021).
  24. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Интернет]. URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYqx4LHm1fyY8tC-7LnXAuug8tKk5KPL86_wk7XDoNGi31Pzu_CQ4o7igP2K_YXgn_2r8-G_wqXTtOCk6Em0n-qV5rLgu-Sx4oit (Дата обращения 08.06.2021).
  25. Об утверждении методики расчета потребности во врачебных кадрах. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.11. 2019 N 974. URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/9624-prikaz-minzdrava-rossii-ot-29-noyabrya-2019-g-974-ob-utverzhdenii-metodiki-rascheta-potrebnosti-vo-vrachebnyh-kadrah (Дата обращения: 08.06.2021).
  26. Стародубов В.И., Калининская А.А., Дзугаев К.Г. Медицинские кадры в стоматологии. Москва: Медицина; 2006. 256 с.
  27. Матвеев Э.Н., Миронова Н.Н. Движение врачебных кадров, его составляющие и их значение для организации планирования здравоохранения. Организационные основы кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации. В сб. Москва: РИО ЦНИИОИЗ РФ; 2010. 160 с.
  28. Об установлении на 2021 год квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2020 N3161-р. URL: https://ipbd.ru/doc/0001202012020042 (Дата обращения: 08.06.2021).
  29. Об утверждении профессионального стандарта «Врач – детский уролог – андролог». Приказ Минтруда от 13.01.2021 N4. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1863 (Дата обращения 08.06.2021).
  30. Федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям». [Интернет]. 2019. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/detstvo (Дата обращения 08.06.2021).
  31. О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних (вместе с «Порядком заполнения учетной формы N 030-ПО/у-17 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего», «Порядком заполнения и сроки представления формы статистической отчетности N 030-ПО/о-17 «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних») Приказ Министерства здравоохранения России от 10.08.2017 N 514н (ред. от 19.11.2020) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2017 N 47855) URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36434?items=1&page=3 (Дата обращения: 08.06.2021).
  32. Омолоева Т.С., Кривова В.Н., Савватеева В.Г., Апостолова А.Д., Говорина Т.В. Анализ опыта оценки репродуктивного здоровья мальчиков, подростков, юношей в практике педиатра. Сибирский медицинский журнал (Иркутск) 2005; S(7): 86-88.
  33. Чичерин Л.П., Плыгунов Е.А. Нормативное и организационное обеспечение охраны здоровья мальчиков и юношей. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко 2016; (3): 78-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-i-organizatsionnoe-obespechenie-ohrany-zdorovya-malchikov-i-yunoshey (Дата обращения: 08.06.2021).

References

  1. «O vnesenii izmeneniy v gosudarstvennuyu programmu Rossiyskoy Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya» [«On amendments to the state program of the Russian Federation «Development of health care»] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.03.2021 N 512. [Online] [cited 2021 June 8]. Available from: http:// https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/postanovlenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-512-ot-31-marta-2021-g-o-vnesenii-izmeneniy-v-gosudarstvennuyu-programmu-rossiyskoy-federatsii-razvitie-zdravoohraneniya (In Russian).
  2. Shipova V. M., Berseneva E. A., Kirillov K. V., Kudentsova E. A. Sovremennaya normativno-pravovaya baza po trudu: analiz i perspektivy[Modern legal framework for labour: analysis and perspectives] Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny 2019; (6): 88-94. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-normativno-pravovaya-baza-po-trudu-analiz-i-perspektivy (In Russian).
  3. Naygovzina N.B., Filatov V.B., Patrushev M.A. O sostoyanii pervichnoy meditsinskoy pomoshchi i perspektivnykh napravleniyakh ee razvitiya [A situation in primary medical care and perspective measures for its developments] Infektsionnye bolezni: Novosti. Mneniya. Obuchenie 2019; 31 (4): 8-16. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sostoyanii-pervichnoy-meditsinskoy-pomoschi-i-perspektivnyh-napravleniyah-ee-razvitiya (In Russian).
  4. Son I.M., Leonov S.A., Savina A.A., Feyginova S.I., Kuraeva V.M. Dinamika pokazateley zabolevaemosti v period reformirovaniya sistemy zdravookhraneniya rossiyskoy federatsii s 2006 po 2016 god [Dynamics of morbidity indicators during the reform of the health care system of the russian federation from 2006 to 2016]. Menedzher zdravookhraneniya 2019, (2): 6-12. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-pokazateley-zabolevaemosti-v-period-reformirovaniya-sistemy-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-s-2006-po-2016-god (In Russian).
  5. Tret'yakova O.S., Sukhareva I.A., Vasilenko S.A. Sozdanie detskoy i podrostkovoy andrologicheskoy sluzhby Respubliki Krym kak ob"ektivnaya neobkhodimost' [Creation of pediatric and adolescent andrology service in the Republic of Crimea as objective necessity]. Aktual'nye problemy meditsiny 2015; 22(219): 85-90. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-detskoy-i-podrostkovoy-andrologicheskoy-sluzhby-respubliki-krym-kak-obektivnaya-neobhodimost (In Russian).
  6. «Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi vzroslomu naseleniyu po profilyu «urologiya» [«On the approval of the Procedure for the provision of medical care to the adult population on the profile «urology»]. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 12.11.2012 N 907n. [Online] [cited 2021 Jun 08]. Available from: https://minzdrav.gov.ru/documents/5482-prikaz-minzdrava-rossii-ot-12-noyabrya-2012-g-n-907n (In Russian).
  7. «Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizatsii okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi vzroslomu naseleniyu» [«On approval of the Regulation on the organization of the provision of primary health care to the adult population»] Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 15.05.2012 N543n. [Online] [cited 2021 Jun 08]. Available from: https://roszdravnadzor.gov.ru/spec/medactivities/documents/39310 (In Russian).
  8. «Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya pediatricheskoy pomoshchi (s izmeneniyami i dopolneniyami).[«On approval of the Procedure for the provision of pediatric care (with amendments and additions) »]. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF ot 16.04. 2012 N 366n. [Online] [cited 2021 Jun 08]. Available from: http://base.garant.ru/70183024/ (In Russian).
  9. «Ob utverzhdenii poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi po profilyu «detskaya urologiya-andrologiya» [«On the approval of the procedure for the provision of medical care in the profile of «pediatric urology-andrology»]. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 31.10.2012 N 561n [Online] [cited 2021 Jun 08]. Available from: https://minzdrav.gov.ru/documents/6631-prikaz-minzdrava-rossii-ot-31-oktyabrya-2012-g-561n (In Russian).
  10. «Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizatsii okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi detyam.[«On approval of the Regulation on the organization of the provision of primary health care to children»]. Prikaz Minzdrava Rossii ot 07.03.2018 N 92n. [Online] [cited 2021 Jun 08].Available from: https://minjust.consultant.ru/documents/39189 (In Russian).
  11. Apolikhin O.I., Sivkov A.V., Komarova V.A., Nikushina A.A. Bolezni predstatel'noy zhelezy v Rossiyskoy Federatsii: statisticheskie dannye 2008-2017 gg [Prostate diseases in the Russian Federation: statistical data for 2008-2017]. Eksperimental'naya i klinicheskaya urologiya 2019;(2): 4-13. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/bolezni-predstatelnoy-zhelezy-v-rossiyskoy-federatsii-statisticheskie-dannye-2008-2017-gg (In Russian).
  12. Apolikhin O.I., Sivkov A.V., Komarova V.A., Prosyannikov M.Yu., Golovanov S.A., Kazachenko A.V., Nikushina A.A., Shaderkina V.A. Zabolevaemost' mochekamennoy bolezn'yu v Rossiyskoy Federatsii (2005-2016 gody) [Incidence of urolithiasis in the Russian Federation (2005-2016)]. Eksperimental'naya i klinicheskaya urologiya 2018; (4) 4-14. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/zabolevaemost-mochekamennoy-boleznyu-v-rossiyskoy-federatsii-2005-2016-gody (In Russian).
  13. Lebedev G.S., Golubev N.A., Shaderkin I.A. i dr. Muzhskoe besplodie v Rossiyskoy Federatsii: statisticheskie dannye za 2000-2018 gody [Male infertility in the Russian Rederation: statistical data for 2000-2018]. Eksperimental'naya i klinicheskaya urologiya 2019; (4):4-12. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/muzhskoe-besplodie-v-rossiyskoy-federatsii-statisticheskie-dannye-za-2000-2018-gody (In Russian).
  14. Nikushina A.A., Sivkov A.V., Kasatonov E.V., Apolikhin O.I. Analiz uronefrologicheskoy zabolevaemosti detey v Rossiyskoy Federatsii za period 2000-2017gg. [Analysis of uronephrological diseases incidence in children in the Russian Federation for the period 2000-2017]. Eksperimental'naya i klinicheskaya urologiya 2020,(2): 4-12 Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-uronefrologicheskoy-zabolevaemosti-detey-v-rossiyskoy-federatsii-za-period-2000-2017-gg (In Russian).
  15. Chernysheva M.L., Lebedev V.V., Osmanov E.M., Chernyshev A.V. Primer razrabotki i prakticheskogo primeneniya skriningovoy programmy rannego vyyavleniya riska besplodiya u muzhchin [Example of working out and practical application of screening programs of early revealing of risk of men sterility]. Vestnik rossiyskikh universitetov. Matematika 2011; 16(3): 863-867. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/primer-razrabotki-i-prakticheskogo-primeneniya-skriningovoy-programmy-rannego-vyyavleniya-riska-besplodiya-u-muzhchin (In Russian).
  16. Prosyannikov M.Yu. Mediko – ekonomicheskaya effektivnost' standartizirovannoy programmy diagnostiki i lecheniya dobrokachestvennoy giperplazii predstatel'noy zhelezy. Cand.Med.Sci [thesis]. Mo., 2016. 24s. (In Russian)
  17. Shipova V.M. Normy truda meditsinskikh rabotnikov poliklinik: illyuzii i real'nost' / Pod. red. R.U. Khabrieva. Moskva: GEOTAR-Media; 2018. 168 p. (In Russian)
  18. Khabriev R.U., Shipova V.M., Berseneva E.A. Novye normy truda v poliklinikakh. Moskva: GEOTAR – Media, 2020. 144p. (In Russian)
  19. Ivanova M.A., Armashevskaya O.V., Lyutsko V.V. Rezul'taty fotokhronometrazhnogo issledovaniya rabochego protsessa vrachey-urologov, okazyvayushchikh meditsinskuyu pomoshch' vzroslomu naseleniyu v ambulatornykh usloviyakh [The results of photochronometric study of the working process of urologists providing medical care to the adult population in an outpatient setting]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2019; (4): 204-215. (In Russian).
  20. Ivanova M.A., Armashevskaya O.V., Lyutsko V.V., Sokolovskaya T.A. Rezul'taty fotokhronometrazhnogo issledovaniya zatrat rabochego vremeni vrachey-urologov, vrachey-onkologov, vrachey-pul'monologov, vrachey-travmatologov-ortopedov, vrachey funktsional'noy diagnostiki, okazyvayushchikh meditsinskuyu pomoshch' vzroslomu naseleniyu v ambulatornykh usloviyakh [Results fotohronometra studies of the working time of doctors- urologists, doctors-oncologists, doctors-pulmonologists, doctors-traumatologists-orthopedists, doctors of functional diagnostics, providing medical care to adult population in an outpatient setting]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2019; (2): 197-212. (In Russian).
  21. «O programme gosudarstvennykh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoshchi na 2014 god i na planovyy period 2015 i 2016 godov». [«On the program of state guarantees for free provision of medical care to citizens for 2014 and for the planning period of 2015 and 2016»] Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 932 [Online] [cited 2021 Jun 08]. Available from: https://rg.ru/2013/10/22/medpomosch-site-dok.html (In Russian).
  22. «O merakh po sovershenstvovaniyu organizatsii raboty ambulatorno-poliklinicheskikh uchrezhdeniy» [«On measures to improve the organization of work of outpatient facilities»]. Prikaz Minzdrava SSSR ot 23.09.1981 N 1000 (red. ot 22.12.1989, s izm. ot 04.05.1990). [Online] [cited 2021 Jun 08]. Available from: http:// https://base.garant.ru/ 4171980/ (In Russian).
  23. Federal'nyy proekt «Obespechenie meditsinskikh organizatsiy sistemy zdravookhraneniya kvalifitsirovannymi kadrami» [«Providing healthcare organizations with qualified staff» Federal project]. [Online] [cited 2021 Jun 08]. Available from: https:// www.rosminzdrav.ru / poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry. (In Russian).
  24. Pasport natsional'nogo proekta «Zdravookhranenie» [Passport of the «Healthcare» National Project]. Utv. Prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 N 16. [Online]. 2018 [cited 2021 Jun 08]. Available from: https://base.garant.ru/72185920/ (In Russian).
  25. «Ob utverzhdenii metodiki rascheta potrebnosti vo vrachebnykh kadrakh. [«On the approval of the methodology for calculating the need for medical personnel»]. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 29.11. 2019 N 974. [Online] [cited 2021 June 08]. Available from: https://minzdrav.gov.ru/documents/9624-prikaz-minzdrava-rossii-ot-29-noyabrya-2019-g-974-ob-utverzhdenii-metodiki-rascheta-potrebnosti-vo-vrachebnyh-kadrah (In Russian).
  26. Starodubov V.I., Kalininskaya A.A., Dzugaev K.G. Meditsinskie kadry v stomatologii. Moskva: Meditsina; 2006. 256 p.
  27. Matveev E.N., Mironova N.N. Dvizhenie vrachebnykh kadrov, ego sostavlyayushchie i ikh znachenie dlya organizatsii planirovaniya zdravookhraneniya. [The movement of medical personnel, its components and their importance for the organization of health planning]. Organizatsionnye osnovy kadrovoy politiki v zdravookhranenii Rossiyskoy Federatsii. In: Sbornik nauchnykh trudov. Moskva: RIO TsNIIOIZ RF; 2010. 160 s. (In Russian).
  28. «Ob ustanovlenii na 2021 god kvoty priema na tselevoe obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya za schet byudzhetnykh assignovaniy federal'nogo byudzheta. [«On the establishment for 2021 of an admission quota for targeted training in educational programs of higher education at the expense of budgetary allocations from the federal budget»]. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.11.2020 N3161-r. [Online] [cited 2021 Jun 08]. Available from: https://ipbd.ru/doc/0001202012020042 (In Russian).
  29. «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Vrach – detskiy urolog – androlog». [«On the approval of the professional standard «Doctor - pediatric urologist – andrologist»]. Prikaz Mintruda ot 13.01.2021 N4. [Online] [cited 2021 Jun 08].Available from: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1863 (In Russian).
  30. «Federal'nyj proekt «Razvitie detskogo zdravoohranenija, vkljuchaja sozdanie sovremennoj infrastruktury okazanija medicinskoj pomoshhi detjam» [«Development of children's health care, including the creation of a modern infrastructure for the provision of medical care to children»]. [Online]. 2019 [cited 2021 Jun 08]. Available from: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/detstvo (In Russian).
  31. «O Poryadke provedeniya profilakticheskikh meditsinskikh osmotrov nesovershennoletnikh (vmeste s «Poryadkom zapolneniya uchetnoy formy N 030-PO/u-17 «Karta profilakticheskogo meditsinskogo osmotra nesovershennoletnego», «Poryadkom zapolneniya i sroki predstavleniya formy statisticheskoy otchetnosti N 030-PO/o-17 «Svedeniya o profilakticheskikh meditsinskikh osmotrakh nesovershennoletnikh»)[«About the Procedure for conducting preventive medical examinations of minors (together with the «Procedure for filling out the registration form N 030-PO / u-17 «Card for preventive medical examination of a minor», «The procedure for filling out and deadlines for submitting the statistical reporting form N 030-PO / o-17 «Information on preventive medical examinations of minors»)»]. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossii ot 10.08.2017 N 514n (red. ot 19.11.2020) (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 18.08.2017 N 47855). [Online] [cited 2021 Jun 08]. Available from: https://minjust.consultant.ru/documents/36434?items=1&page=3 (In Russian).
  32. Omoloeva T.S., Krivova V.N., Savvateeva V.G., Apostolova A.D., Govorina T.V. Analiz opyta otsenki reproduktivnogo zdorov'ya mal'chikov, podrostkov, yunoshey v praktike pediatra [The analysis of experience of the estimation of reproductive health of boys, teenagers, young men of the podiatrist]. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk) 2005; S(7): 86-88. (In Russian).
  33. Chicherin L.P., Plygunov E.A. Normativnoe i organizatsionnoe obespechenie okhrany zdorov'ya mal'chikov i yunoshey [Regulatory and organizational support protection of boys and young men''s health]. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko 2016; (3): 78-84. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-i-organizatsionnoe-obespechenie-ohrany-zdorovya-malchikov-i-yunoshey (In Russian).

Дата поступления: 19.07.2021.


Просмотров: 915

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 24.01.2022 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search