О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 Печать
20.03.2022 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-3

1Денисова О.А., 1,2Денисов А.П., 3Дробышев В.В.
1ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России, Омск
2Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний», Новокузнецк
3ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Минпросвещения России, Омск

Резюме

Актуальность. Студенческая молодежь, является отдельной социально-демографической группой. Психоэмоциональное состояние молодых людей оказывает влияние на состояние здоровья и трудовой потенциал.

Цель статьиизучить трансформацию психоэмоционального состояния студентов под воздействием новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Материал и методы. Социологический опрос по авторской анкете и шкале тревоги А. Бека (The Beck Anxiety Inventory, BAI), валидизированной в российской выборке Н.В. Тарабриной (2001). Опрошено 252 студентов медицинского университета, обучающихся на третьем и четвертом курсе, в возрасте от 19 до 26 лет.

Результаты. Установлена прямая корреляционная связь средней силы выраженности (rxy=0,325; p<0,05) между подтвержденной перенесенной инфекцией COVID-19 у знакомых и родственников и страхом респондентов заболеть. У большинства студентов, имеющих страх заболеть, отмечались признаки ухудшения здоровья: сердцебиение, трудности при засыпании и др. Необходимость соблюдения режима самоизоляции способствовала появлению таких отрицательных эмоций как: тревожности, апатии, раздражительности. Возникновение у определенной части студентов нарушений концентрации внимания, утомляемости сопровождалось трудностями в обучении.

Наиболее популярный источник информации о новой коронавирусной инфекции COVID-19 для студенческой молодежи – лекции и семинары в образовательном учреждении. Большинство респондентов интересовались новостями один раз в день.

Заключение. Частота перенесенной инфекции COVID-19 у знакомых и родственников является одним из значимых социальных факторов для трансформации психоэмоционального состояния студентов. Нарушение психоэмоционального состояния опрошенных сопровождалось разнообразными проявлениями со стороны практически всех органов и систем, нарушениями эмоциональной сферы, что в том числе способствовало снижению мотивации к образовательному процессу. Полученные результаты позволили сформировать группу риска развития психических расстройств, нуждающихся в консультации психотерапевта. Не подтвердилось влияние информационных источников (массовой информации, интернет-ресурсов и др.) на психоэмоциональное состояние опрошенных.

Область применения результатов. Целесообразно применение полученных результатов для оптимизации образовательного процесса в высшей школе, а также при планировании профилактических мероприятий для скринингового выявления тревожных расстройств среди студентов.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние; новая коронавирусная инфекция COVID-19; студенты.

Контактная информацияДенисова Ольга Александровна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Денисова О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В. Трансформация психоэмоционального состояния студентов под воздействием новой коронавирусной инфекции COVID-19. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(1):3. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1337/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-3

TRANSFORMATION OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF STUDENTS UNDER THE INFLUENCE OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTION COVID-19
1Denisova O.A., 1,2Denisov A.P., 3Drobyshev V.V.
1 Omsk State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Omsk
2Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk
3 Omsk State Pedagogical University, Ministry of Education of the Russian Federation, Omsk

Abstract

Significance. Youth students make an individual socio-demographic group. The psycho-emotional state of young people affects their health and labor potential.

The purpose of the study is to analyze transformation of the psycho-emotional state of students under the influence of the new coronavirus infection COVID-19.

Material and methods. Sociological survey based on the author's questionnaire and the Beck Anxiety Inventory (BAI), validated in the Russian sample by N.V. Tarabrina (2001). A total of 252 three and four-year medical university students aged 19-26 were interviewed.

Results. The study has identified a direct moderate correlation (rxy=0,325; p<0,05) between the confirmed previous COVID-19 infection in friends and relatives and the respondents' fear of getting sick. The majority of students with a fear of getting sick showed signs of health deterioration: palpitations, difficulty falling asleep, etc. The need to comply with the self-isolation regime contributed to the emergence of such negative emotions as anxiety, apathy, irritability. Emergence of impaired concentration of attention and fatigue in a certain share of students was accompanied by difficulties in learning.

Lectures and seminars at an educational institution were the most popular source of information on the new coronavirus infection COVID-19 for youth students. Most of the respondents followed news updates once a day.

Conclusion. The COVID-19 rate among friends and relatives is one of the significant social factors for transformation of the psycho-emotional state of students. Violation of the psycho-emotional state of the respondents was accompanied by various manifestations on the part of almost all organs and systems, disorders of the emotional sphere, which, among other things, contributed to the decrease in motivation to study. The results obtained made it possible to form a risk group for the development of mental disorders, requiring consultation with a psychotherapist. The influence of information sources (mass media, Internet resources, etc.) on the psycho-emotional state of the respondents was not confirmed.

Scope of application. It is advisable to use the results obtained to optimize educational process in higher education institutions, as well as to plan preventive measures on screening anxiety disorders among students.

Keywords: psycho-emotional state; new coronavirus infection COVID-19; students.

Corresponding author: Olga A. Denisova., e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Denisova O.A
., https://orcid.org/0000-0002-8812-6593
Denisov A.P., https://orcid.org/0000-0001-7782-1622
Drobyshev V.V., https://orcid.org/0000-0003-3826-1962
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Denisova O.A., Denisov A.P., Drobyshev V.V. Transformation of the psyche-motional state of students under the influence of the new coronavirus infection COVID-19. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2022; 68(1):3. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1337/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-3

Введение

Режим самоизоляции введенный, как вынужденная мера, в ответ на пандемию новой коронавирусной инфекции COVID-19, сопровождался длительным отчуждением от общества и породил различные отрицательные последствия для общественного здоровья всех социальных групп и возрастов [1,2]. Поскольку студенческая молодежь, является отдельной социально-демографической группой, определяющей, в том числе стратегическое развитие современного общества, то представляет актуальное значение изучение психоэмоционального состояния молодых людей, поскольку оно оказывает влияние на состояние здоровья в целом и трудовой потенциал в частности [3,4].

Цель статьи – изучить трансформацию психоэмоционального состояния студентов под воздействием новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Материал и методы

Применялся метод социологического опроса по авторской анкете, включающей 22 вопроса открытого, закрытого и полузакрытого типов. Согласно выбранному дизайну анкета состояла из нескольких блоков: социологического, а также вопросов, посвященных изучению социальных факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние, личной оценке своего психоэмоционального статуса, степени информированности студентов о новой коронавирусной инфекции COVID-19 и степени достоверности информационных источников.

Наряду с авторской анкетой использовалась шкала тревоги А. Бека (The Beck Anxiety Inventory, BAI), валидизированная в российской выборке Н.В. Тарабриной (2001). Данная шкала дает возможность изучить степень выраженности когнитивных и физиологических симптомов тревоги в течение последних двух недель [5].

Исследуемую статистическую совокупность составили, отобранные случайным способом, по таблицам случайных чисел 252 студента Омского государственного медицинского университета третьего и четвертого курсов в возрасте от 19 до 26 лет (19-20 лет – 46,3%, 21-22 года –41,1%, 23-24 года – 8,1%, старше 24 лет – 4,5%). По полу преобладали девушки 72,2%. Часть респондентов совмещала учебу с участием в волонтерской деятельности (20,7%) и работой (15,9%).

Исследование проводилось осенью 2020 г. Предмет исследования – взаимосвязь психоэмоционального состояния с влиянием новой коронавирусной инфекции COVID-19. Результативный признак – страх заболеть.

Полученная в результате анонимного добровольного анкетирования информация, была преобразована в электронную базу, обработана соответствующими статистическими методами, рекомендованными авторами методических изданий в области статистики (альтернативным и корреляционным анализом) [6]. За статистически значимые принимались различия р<0,05.

Результаты

Сами молодые люди практически не болели новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (97,5%), поэтому была изучена степень влияния на их психоэмоциональное состояние подтвержденной перенесенной инфекции (тест ПЦР, МСКТ легких) у знакомых и родственников (рис.1). Наиболее значимый вклад в структуру заболеваемости внесли заболевшие лица (знакомые, родственники, знакомые родственников) – 72,2%.

Рис.1
Рис. 1. Структура респондентов по отношению к COVID-19 (в %)

Чем больше отмечалась частота встречаемости COVID-19 среди знакомых и родственников, тем больше регистрировался удельный вес студентов, имевших страх заболеть (rxy=0,325; p<0,05). Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение студентов по страху заболеть и подтвержденной заболеваемостью COVID-19 среди знакомых и родственников (в % от общего числа респондентов)

Подтвержденная заболеваемость COVID-19 Страх заболеть Итого
Да Иногда Нет
Болел знакомый 30,7 29,0 20,7 26,6
Болел родственник 29,7 19,0 20,7 22,3
Симптомы были, но на COVID-19 не обследовались 7,9 11,0 6,9 9,6
Переболели знакомые родственников 18,8 26,0 9,3 20,9
Знакомые и родственники не болели 12,9 15,0 42,4 20,6
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Таким образом, именно студенты, дававшие утвердительный ответ, на вопрос о появлении страха заболеть, находили у себя признаки ухудшения здоровья (73,7%) в виде разнообразных симптомов, в отличие от других студентов, без переживаний, у которых изменений в состоянии здоровья не произошло (рис. 2).

Рис.2
Рис.2. Частота симптомов в период самоизоляции у студентов, на 100 опрошенных

На рисунке 3, показана частота негативных эмоций, связанных с необходимостью соблюдения режима самоизоляции. Только минимальное число студентов – 15,9 из 100 опрошенных ответили, что данная ситуация не повлияла в целом на их настроение.

Рис.3
Рис. 3. Основные эмоции, вызывающие необходимость соблюдения режима самоизоляции, на 100 опрошенных

По данным анонимного опроса, большинство студентов не испытывало тревоги – 62,5% (табл.2).

Таблица 2

Распространенность тревоги по степени выраженности (по шкале тревоги А. Бека), в %

Степень выраженности тревоги Баллы по шкале тревоги Удельный вес
Легкая тревога 5-13 26,9
Умеренная тревога 14-18 7,1
Сильная тревога 19 и более 3,5
Отсутствие тревоги 0-4 62,5

Юноши оказались более эмоционально устойчивыми, чем девушки (rxy=0,349; p<0,05).

На вопрос: «Какое влияние оказало Ваше психологическое состояние на способность к обучению?», – были получены следующие ответы (рис.4).

Рис.4
Рис.4. Влияние психологического состояния на способность к обучению, на 100 опрошенных

Наиболее популярный источник информации о новой коронавирусной инфекции COVID-19 для студенческой молодежи – лекции и семинары в медицинском университете (рис. 5). Остальные источники для лиц молодого возраста были менее значимыми: интернет-ресурсы («Яндекс», «Гугл» и др.), источники массовой информации (телевидение, пресса), социальные сети («ВКонтакте», «Instagram» и др.).

Рис.5
Рис. 5. Основные источники информации о новой коронавирусной инфекции COVID-19, на 100 опрошенных

Максимальное число респондентов слушали (смотрели) новости один раз в день (49,8 на 100 опрошенных). Минимальное число студентов – 3,4% обращалось к новостным источникам многократно в течение дня (рис. 5).

Рис.6
Рис. 6. Структура обращений к информационным источникам о новой коронавирусной инфекции COVID-19, в %

Обсуждение

На современном этапе не существует общепринятой научной концепции по отношению к психоэмоциональному состоянию. По распространённой точке зрения, этот процесс – включает комплексную систему трансформаций психического, соматического уровня, эмоциональной сферы, а также когнитивных функций совместно с поведенческим реагированием на обстоятельства, относящиеся к категории жизненно важных для каждого человека в отдельности [7, 8].

Пандемия новой коронавирусной инфекции CОVID-19 будучи чрезвычайной стрессовой ситуацией, оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние и поведение молодых людей. Согласно полученным результатам значительное число респондентов (77,3 на 100 опрошенных) связывали возникновение негативных изменений в своем состоянии с неблагополучной эпидемиологической ситуацией. На самочувствие респондентов оказала значительное влияние частота перенесенной инфекции COVID-19 у знакомых и родственников, способствующая появлению страха заболеть (rxy=0,325; p<0,05).

Среди опрошенных студентов была зафиксирована достаточно высокая доля респондентов с проявлениями тревожного состояния (37,5%). Результаты, полученные в других исследованиях, находились в пределах от 17% [9] до 39% [10]. Данные различия могут быть обусловлены специфическими особенностями, связанными с выборочной совокупностью, представленной в данном случае студентами третьего и четвертого курсов. Повышенное психоэмоциональное перенапряжение может быть обусловлено как изучением сложных клинических дисциплин, так и участием в волонтерской деятельности или работой в свободное от учебы время, в том числе в ночные часы.

Ограничением данного исследования являлось отсутствие в выборке студентов 1,2,5 и 6 курса, в связи с участием в волонтерской деятельности преимущественно студентов третьего и четвертого курсов. Поскольку исследование было поперечным, оно не оценивало динамики психоэмоционального состояния респондентов в сравнительном аспекте до наступления пандемии и во время ее.

Нарушение психоэмоционального состояния опрошенных лиц сопровождалось снижением мотивации к образовательному процессу (69,5%). Это было обусловлено появлением трудностей в обучении, связанных с нарушениями концентрации внимания, повышенной утомляемостью, тревожностью.

Несмотря на то, что ряд зарубежных и отечественных авторов указывает на наличие статистически значимой взаимосвязи между воздействием информационных источников о новой короновирусной инфекции COVID-19 и психоэмоциональным состоянием опрошенных [12, 13, 14,15], эти данные в нашем исследовании не подтвердились. Поскольку на вопрос: «В какой степени, по Вашему мнению, достоверны сведения о новой короновирусной инфекции COVID-19 в информационных источниках?» – были получены ответы преимущественно критического содержания: полностью достоверны 4,1%, частично достоверны 54,0%, скорее не достоверны, чем достоверны 31,2%, большей частью не достоверны 10,7%.

Заключение

  1. Перенесенная инфекция COVID-19 у знакомых и родственников – один из значимых социальных факторов, оказывающих влияние на самочувствие лиц молодого возраста.
  2. Новая коронавирусная инфекция способствует трансформации привычного психоэмоционального состояния студентов, что сопровождается снижением мотивации к образовательному процессу.
  3. Студенты, набравшие 36 баллов и выше по шкале тревоги А. Бека, составили группу риска развития психических расстройств, нуждающихся в консультации психотерапевта.
  4. Не подтвердилось влияние информационных источников (массовой информации, интернет-ресурсов и др.) на психоэмоциональное состояние опрошенных. Основанием для этого является критическое отношение студентов к информационным каналам и наличие возможности получить научную объективную информацию на занятиях в медицинском университете.

Результаты исследования могут быть востребованы педагогами высшей школы, психологами, психотерапевтами, организаторами здравоохранения и учтены при проведении скрининга тревожных расстройств среди студентов и планировании соответствующих профилактических мероприятий.

Библиография

  1. Островский Д.И., Иванова Т.И. Влияние новой коронавирусной инфекции CОVID-19 на психическое здоровье человека (Обзор литературы). Омский психиатрический журнал. 2020; 2-IS (24): 4-10. DOI: 10.24411/2412-8805-2020-10201
  2. Денисова О.А., Кун О.А., Денисов А.П. Дистанционное образование глазами студентов (по материалам анкетирования). Современные проблемы науки и образования. 2020; (4): 47.
  3. Касьянов В.В., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Особенности и проблемы социального поведения в условиях режима самоизоляции российского населения. Гуманитарий Юга России. 2020; 9 (2): 51-63. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.2.3
  4. Меренков А.В. Трансформация телесности студентов вузов в условиях самоизоляции. Общество: социология, психология, педагогика. 2020; 75 (7):14-17. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.1
  5. Петриков С.С., Холмогорова А.Б., Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Рой А.П., Рахманина А.А. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID-19. Консультативная психология и психотерапия. 2020; 28(2): 8-45. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280202
  6. Дробышев В.В., Сергеева В.С., Денисов А.П., Рассудова Л.А. Основы доказательной психологии и педагогики. Количественные и качественные методы. Омск. 2016. 192 с.
  7. Соколова Н.А., Каменский А.А., Маклакова А.С., Маслова М.В., Граф А.В., Хиразова Е.Э. Стресс и адаптация. Теория и практика. М: Перо; 2017.
  8. Ловягина, А.Е. Психические состояния человека: учебное пособие. СПб: СПбГУ; 2014. 120 с.
  9. Прилуцкая М.В., Мендуалиева Т.Т., Корацца О. Эмоциональное реагирование и копинг-стратегии среди студентов-медиков во время пандемии коронавирусной инфекции: поперечное онлайн исследование. Наука и Здравоохранение 2020; 4 (22):5-14. DOI 10.34689/SH.2020.22.4.001
  10. Попова Д.А., Давлетгильдеев Э.Р., Ерланова Е.Е., Абикулова А. К. Психоэмоциональное состояние студентов КАЗНМУ во время пандемии COVID-19. Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021; (2): 309-314.
  11. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E. et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet 2020; 395: 912–920.
  12. Dong M., Zheng J. Letter to the editor: Headline stress disorder caused by Netnews during the outbreak of COVID- 19. Health Expectations 2020; 23(2): 259-260. DOI: 10.1111/hex. 13055.
  13. Holmes E., O’Connor R., Perry V.H, Tracey I., Wessely S., Arseneault L. et al. Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science. The Lancet Psychiatry 2020; 7 (7): 44-45. DOI: https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30247-9.
  14. Huang Y., Zhao N. Mental health burden for the public affected by the COVID-19 outbreak in China: Who will be the high-risk group? Psychology, Health & Medicine 2021; 26 (1): 23-34. DOI: 10.1080/13548506.2020.1754438.

References

  1. Ostrovsky D.I., Ivanova T.I. The impact of the new coronavirus infection COVID-19 on human mental health (Literature review). Omskij psihiatricheskij zhurnal 2020; 2-IS(24):4-10. DOI: 10.24411/2412-8805-2020-10201. (In Russian).
  2. Denisova O.A., Kun O.A., Denisov A.P. Distance education through the eyes of students (based on the materials of the questionnaire). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 2020; (4): 47. (In Russian).
  3. Kasyanov V.V., Gafiatulina N.H., Samygin S.I. Features and problems of social behavior in the conditions of the self-isolation regime of the Russian population. Gumanitarij YUga Rossii 2020; 9 (2):51-63. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.2.3 (In Russian).
  4. Merenkov A.V. Transformation of the corporeality of university students in the conditions of self-isolation. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika 2020; 75(7): 14-17. https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.1 (In Russian)
  5. Petrikov S.S., Kholmogorova A.B., Suroegina A.Yu., Mikita O.Yu., Roy A.P., Rakhmanina A.A. Burnout, symptoms of emotional distress and distress among healthcare workers during the COVID-19 epidemic. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya 2020; 28(2):8-45. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280202 (In Russian)
  6. Drobyshev V.V., Sergeeva V.S., Denisov A.P., Rassudova L.A. Fundamentals of evidence-based psychology and pedagogy. Quantitative and qualitative methods. Omsk, 2016. 192 p. (In Russian)
  7. Sokolova N.A., Kamensky A.A., Maklakova A.S., Maslova M.V., Graf A.V., Hirazova E.E. Stress and adaptation. Theory and practice. M: Pero. 2017. (In Russian)
  8. Lovyagina, A.E. Mental states of a person. Allowance. SPb: SPbSU; 2014. 120 p. (In Russian)
  9. Prilutskaya M.V., Tokzhan T.M., Corazza O. Emotional responses and coping strategies among medical students during the coronavirus pandemic: a cross-sectional online study. Nauka i Zdravookhranenie 2020; 22 (4):5-14. DOI 10.34689/SH.2020.22.4.001 (In Russian)
  10. Popova D.A., Davletgildeev E.R., Erlanova E.E., Abikulova A.K. Psychoemotional state of students of KAZNMU during the COVID-19 pandemic. Vestnik Kazakhskogo natsional'nogo meditsinskogo universiteta 2021; (2): 309-314. (In Russian)
  11. Brooks, S.K., Webster R.K., Smith L.E. et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet 2020; 395: 912–920.
  12. Dong, M., & Zheng, J. Letter to the editor: Headline stress disorder caused by Netnews during the outbreak of COVID- 19. Health Expectations. 2020; 23(2): 259-260. DOI: 10.1111/hex. 13055.
  13. Holmes E., O’Connor R., Perry V.H, Tracey I., Wessely S., Arseneault L. et al. Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science. The Lancet Psychiatry 2020; 7(7): 44-45. DOI: https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30247-9.
  14. Huang Y., Zhao N. Mental health burden for the public affected by the COVID-19 outbreak in China: Who will be the high-risk group? Psychology, Health & Medicine. 2021; 26 (1): 23-34. DOI: 10.1080/13548506.2020.1754438.

Дата поступления: 01.12.2021.


Просмотров: 4050

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 21.04.2022 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search