О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2022 (68) arrow СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 Печать
04.10.2022 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-4-4

Муравьева А.А.
Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь, Российская Федерация

Резюме

Актуальность. Развитие новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации потребовало внесения корректив во все отрасли функционирования системы охраны здоровья, в том числе в организацию непрерывного медицинского образования и подготовки специалистов медицинского профиля. Разработка образовательных программ, адаптированных к условиям развития коронавирусной инфекции COVID-19, является актуальной научно-практической задачей.

Цель исследования: разработать программы непрерывного образования специалистов медицинского профиля для работы в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в Ставропольском крае.

Материалы и методы: Исследование базировалось на анализе нормативно-правовых актов Российской Федерации, методических клинических рекомендациях Минздрава России, оперативных статистических данных по COVID-19 в Ставропольском крае, результатах работы медицинских образовательных, научных отечественных организаций. В исследовании использованы: контент-анализ, аналитические методы и методы статистического анализа.

Результаты. В Ставропольском государственном медицинском университете в кратчайшие сроки были разработаны 5 программ для обучения в новом формате с использованием дистанционных образовательных технологий: дистанционные лекции + очная стажировка в клинике с использованием реального медицинского оборудования и симуляторов, предназначенных для обучения специалистов медицинского профиля в условиях эпидемии COVID-19 в Ставропольском крае.

Негативная динамика распространения коронавирусной инфекции, а также трансформация системы дистанционных технологий позволили связать и оказать реальную практическую и консультативную помощь всем районам Ставропольского края.

Телемедицинские консультации проводились круглосуточно с учётом приоритетности, что оказало неоценимую помощь практическому здравоохранению удалённых районов СК и существенно снизило нагрузку с санавиационных бригад.

Заключение. Предпринятые в Ставропольском крае ресурсные, организационные и образовательные меры стали фундаментом эффективной борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в регионе.

Область применения результатов. Руководители образовательных организаций по непрерывному медицинскому образованию, руководители органов управления здравоохранением, главные врачи медицинских организаций, руководители кадровых служб медицинского профиля, специалисты цифровых технологий.

Ключевые слова: новая коронавирусная инфекция COVID-19; система непрерывного медицинского образования; цифровизация образовательного процесса; специализированные мультидисциплинарные бригады; телемедицинские консультации.

Контактная информация: Муравьева Алла Анатольевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Муравьева А.А. Совершенствование обучения специалистов медицинского профиля в Ставропольском крае в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(4): 4. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1394/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-4

IMPROVING TRAINING OF MEDICAL SPECIALISTS IN THE STAVROPOL TERRITORY DURING THE PANDEMIC OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTION COVID-19
Muravyeva A.A.

Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia

Abstract

Significance. Development of the new COVID-19 coronavirus infection in the Russian Federation urged adjustments to all branches of the health protection system, including organization of continuing medical education and training of medical specialists. The development of educational programs adapted to the conditions of the COVID-19 coronavirus infection is a relevant scientific and practical task.

The purpose of the study was to develop continuing education programs for medical specialists to work in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic in the Stavropol Territory.

Material and methods: The study was based on the analysis of regulatory legal acts of the Russian Federation, methodological clinical recommendations of the Ministry of Health of the Russian Federation, operational statistical data on COVID-19 in the Stavropol Territory, performance outcomes of the medical educational and scientific national organizations. The study uses the following methods: content analysis, analytical methods and methods of statistical analysis.

Results. In the shortest possible time, the Stavropol State Medical University has developed five new training programs using distance learning technologies: distance lectures + full-time internship in a clinic using real medical equipment and simulators designed to train medical specialists in the conditions of the COVID-19 epidemic in the Stavropol Territory

Negative dynamics in the spread of COVID-19, as well as transformation of the remote technology system made it possible to connect and provide actual practical and advisory assistance to all districts of the Stavropol Territory.

Telemedicine consultations were conducted around the clock with due regard to urgency and priority, providing invaluable assistance to practical healthcare in the remote areas of the Stavropol Territory, significantly reducing workload of air medical service teams.

Conclusion. Resource, organizational and educational measures taken in the Stavropol Territory have become basis for effective fight against the new COVID-19 coronavirus infection in the region.

Scope of application. The study results can be used by heads of educational organizations of continuing medical education, heads of health management bodies, chief physicians of medical organizations, HR chiefs and digital technology specialists.

Keywords: new coronavirus infection COVID-19; system of continuing medical education; digitalization of educational process; specialized multidisciplinary teams; telemedicine consultations.

Corresponding author: Alla A. Muravyeva, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Muravyeva A.A., https://orcid.org/0000-0002-4460-870X
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Muravyeva A.A. Improving the training of medical specialists in the stavropol territory during the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2022; 68(4): 4. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1394/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-4-4 (In Rus).

Введение

Новая коронавирусная инфекция COVID-19 сформировала в системе здравоохранения РФ целую веху, которая ознаменовалась не только полным переформатированием медицинской отрасли, но и системы образования специалистов медицинского профиля.

Ранее образовательный процесс с применением дистанционных технологий во многих образовательных медицинских организациях носил лишь инновационный характер, поскольку затруднял общие принципы практической подготовки специалистов по системе «у постели больного» и вне клинической базы [8, 10].

Однако, возникновение пандемии COVID-19 в 2020 году потребовало оперативно мобилизовать медицинские кадры за счёт переподготовки, освоения новых компетенций по профилактике, диагностике, лечению пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, отработке форм многопрофильного взаимодействия, адаптации и внедрения цифровых образовательных платформ в программу подготовки [10, 12].

Цель исследования: разработать программы непрерывного образования специалистов медицинского профиля для работы в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в Ставропольском крае.

Материалы и методы

Методологической и организационной платформой исследования по совершенствованию подготовки и повышения квалификации специалистов медицинского профиля и освоения новых компетенций для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 как в России, так и в нашем регионе, стал портал непрерывного медицинского фармацевтического образования Минздрава России, который в рамках своей работы позволяет выбирать различные образовательные элементы, программы повышения квалификации и формировать собственные траектории обучения для портфолио к периодической аккредитации [1, 13].

Ресурс портала предусматривает размещение и постоянное обновление новостной ленты, профессиональное общение специалистов, проведение информационных вебинаров главных внештатных специалистов.

На сегодняшний день, в обучении на портале задействованы белее полутора миллионов специалистов, как с высшим, так и средним медицинским образованием [2,3].

Другим важным аспектом стал анализ организационной и методической деятельности всех ведомств, что определило компетентностный подход, и требования к многопрофильному взаимодействию специалистов.

Подготовленные и изданные на региональном уровне министерством здравоохранения РФ методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению COVID-19, позволили создать определённый плацдарм в тактике ведения пациентов и определить векторы взаимодействия специалистов различных профилей [4,5,6,7].

Важное значение в совершенствовании непрерывного образовательного процесса специалистов медицинского профиля в новых эпидемиологических условиях имело проведение обучения преподавателей Ставропольского государственного медицинского университета по всем аспектам профилактики, лечения, диагностики новой коронавирусной инфекции COVID-19, их переориентирование на цифровые технологии в образовательном процессе.

В дальнейшем полученные на региональном уровне все оперативные показатели и данные по динамике развития пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, опыт работы медицинских, образовательных, научных организаций трансформировались в целевые программы и новые версии клинических рекомендаций, протоколов лечения, адаптированных к проблемам Ставропольского края.

К 2022 году, в новых клинических рекомендациях определилось некоторое смещение акцентов от диагностики и лечения пациентов в стационаре к качественной профилактике.

Анализируя предпринятые на региональном уровне меры, можно с уверенностью сказать об активном участии образовательных организаций в подготовке клинических рекомендаций, а также подготовке и перепрофилировании медицинских кадров, участвовавших в лечении пациентов с коронавирусной инфекцией [8, 15].

Нормативно-правовое обеспечение и организация образовательных процессов в обеспечении борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в условиях пандемии базировались на принятии директивных документов Министерства здравоохранения РФ по вопросам профилактики, диагностики и лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в которых предусмотрено перепрофилирование врачей-специалистов, не соответствующих квалификационным требованиям при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам не менее 36 часов [7].

Результаты

В Ставропольском государственном медицинском университете как в Федеральном ВУЗе Минздрава России в кратчайшие сроки были разработаны программы для обучения специалистов медицинского профиля в новом формате с использованием дистанционных образовательных технологий (дистанционные лекции + очная стажировка в клинике с использованием реального медицинского оборудования и симуляторов).

Все образовательные программы были разработаны сотрудниками кафедр анестезиологии, реаниматологии и скорой медицинской помощи (СМП) с курсом дополнительного профессионального образования (ДПО) и инфекционных болезней, фтизиатрии с курсом ДПО, которые были аккредитованы, как программы повышения квалификации на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования [1].

Структура обучающихся по основным программам представлена в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.

Программа 1. Основы проведения ИВЛ для врачей. (36 часов).

Программа разработана кафедрой анестезиологии, реаниматологии СМП: 22 часа лекции+14 часов практики. Основной целью программы было обучение основам проведения безопасной искусственной вентиляции легких (ИВЛ) больным с COVID-19.

Обучение специалистов по данной программе позволило сформировать обширный объём базовых, фундаментальных медицинских знаний, обуславливающих профессиональные компетенции врача, способного решать свои профессиональные задачи в диагностике, лечении и профилактике Коронавирусной инфекции: COVID-19. Кроме того программа сформировала умения и навыки в освоении новейших лечебных технологий и методик проведения безопасной ИВЛ больным с COVID-19.

В содержании дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Основы проведения безопасной ИВЛ» (при COVID-19) предусмотрены необходимые знания и практические умения по анестезиологии и реаниматологии, а именно:

  • - Основы социальной гигиены и организации экстренной и неотложной медицинской помощи в профильной специальности (лекции);
  • - Патофизиология газообмена в норме и патологии в возрастном аспекте (лекции);
  • - Принципы безопасной работы с пациентом с COVID-19 на ИВЛ (лекции);
  • - Мониторинг пациента на ИВЛ (практическое занятие в центре практических навыков или на базе больницы);
  • - Трактовка показателей кислотно-щелочного состояния (КЩС) и принципы работы с газовым анализатором (практическое занятие в центре практических навыков или на базе больницы);
  • - Способы корректировки параметров по газам крови (практическое занятие в центре практических навыков или на базе больницы);
  • - Принципы настройки и работы различных типов аппаратов ИВЛ для работы с пациентами с дыхательной недостаточностью. (практическое занятие в центре практических навыков или на базе больницы);
  • - Режимы ИВЛ. Принципы подбора режимов вентиляции в зависимости от клинического состояния и типа аппарата ИВЛ (практическое занятие в центре практических навыков или на базе больницы);
  • - Осложнения ИВЛ. Сопроводительная терапия у пациентов с полиорганной недостаточностью (практическое занятие в центре практических навыков или на базе больницы);
  • - Защита персонала при интубации трахеи и переводе пациента на ИВЛ (практическое занятие в центре практических навыков: отработка техники интубации трахеи на симуляторах);
  • - Надевание специальных средств защиты при работе в COVID-19+ зоне (практическое занятие в центре практических навыков или на базе больницы);
  • - Кривые и петли при проведении ИВЛ. Определение нарушений вентиляции по данным мониторинга (практическое занятие в центре практических навыков или на базе больницы).

При обучении слушателей по предлагаемой программе, кроме 36 аудиторных часов, 18 часов отводится для самоподготовки, которая включает в себя изучение предлагаемой литературы (с учётом новых клинических рекомендаций) и прочитанных лекций, знакомство с интернет ресурсами, подготовка к текущей и итоговой аттестации.

Занятия лекционного типа проводились в дистанционном (для слушателей районов) или очном формате: 22 часа, а занятия практического типа на базе симуляционно-аккредитационного центра Ставропольского государственного медицинского университета (центр практических навыков) или на клинических базах: 14 часов.

Итоговая аттестация предусматривала проведения тестирования и сдачи практических навыков.

Таблица 1

Состав обученных и аттестованных специалистов хирургического профиля

Структура обучающихся № п/п Должность/Специальность Кол-во
Врачи хирургических специальностей 1. Гл. врачи 4
2. Зав. отделением 62
3. Хирурги/травматологи 374
4. Акушеры-гинекологи 152
5. Неонатологи/педиатры 5
6. Офтальмологи/оториноларингологи 12
  609
Ординаторы хирургических специальностей   98
Всего проучено   707

Программа 2. Коронавирусная инфекция: COVID-19. Тактика раннего выявления и профилактики. (36 часов), для сотрудников и обучающихся Ставропольского государственного медицинского университета, а также волонтёров.

Программа разработана кафедрой инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО. Обучение по данной программе ставило целью:

  • - сформировать способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук;
  • - сформировать представления о профессиональной подготовке врача-специалиста по дисциплине «Коронавирусная инфекция: COVID-19, тактика раннего выявления и профилактики», обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентированного в теоретических и практических вопросах современной диагностики и лечения коронавирусной инфекции, и имеющего углубленные знания смежных дисциплин.

В содержании дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации предусмотрены необходимые знания и практические умения необходимые для формирования общих принципиальных подходов к диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, основных принципов противоэпидемических мероприятий, а именно:

  • - основы социальной гигиены и организации экстренной и неотложной медицинской помощи в профильной специальности (лекции);
  • - патофизиология газообмена в норме и патологии в возрастном аспекте (лекции);
  • - принципы безопасной работы с пациентом с COVID-19 (лекции);
  • - мониторинг пациента с COVID-19: пульсоксиметрия, прон-позиция (поворот пациента), респираторная поддержка в зависимости от степени дыхательной недостаточности (практическое занятие в центре практических навыков);
  • - знакомство с различной дыхательной аппаратурой и средствами для проведения респираторной поддержки: мешок Амбу, воздуховоды различных типов, аппараты ИВЛ для работы с пациентами с дыхательной недостаточностью. Принципы настройки различных типов аппаратов ИВЛ для работы с пациентами с дыхательной недостаточностью (практическое занятие в центре практических навыков);
  • - защита персонала при интубации трахеи и переводе пациента на ИВЛ (практическое занятие в центре практических навыков: отработка техники интубации трахеи на симуляторах);
  • - надевание специальных средств защиты при работе в COVID-19+ зоне (практическое занятие в центре практических навыков или на базе больницы);
  • - основные принципы лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции на основании новых клинических рекомендаций (лекционное занятие).

При обучении слушателей по предлагаемой программе, кроме 36 аудиторных часов, 18 часов отводится для самоподготовки, которая включает в себя изучение предлагаемой литературы (с учётом новых клинических рекомендаций) и прочитанных лекций, знакомство с интернет ресурсами, подготовка к текущей и итоговой аттестации.

Занятия лекционного типа проводились в дистанционном формате: 22 часа, а занятия практического типа на базе симуляционно-аккредитационного центра СтГМУ или на клинических базах: 14 часов.

Итоговая аттестация предусматривала проведения тестирования и сдачи практических навыков.

Таблица 2

Состав обученных и аккредитованных по программе «Коронавирусная инфекция: COVID-19 – тактика раннего выявления и профилактики».

№ п/п Структура обучающихся Кол-во
1. Врачи 2108
2. Преподаватели 407
3. Ординаторы 1511
4. Студенты 1624
5. Волонтеры 92
6. Аспиранты 2
7. Временно не работающие 4
Всего прошли обучение 5748

Программа 3. Коронавирусная инфекция: COVID-19. Тактика раннего выявления и профилактики. (18 часов) для преподавателей медицинских университетов и колледжей.

Программа разработана кафедрой инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО. Обучение специалистов по данной программе преподавателей медицинского университета и колледжей позволило: сформировать обширный объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, обуславливающий профессиональные компетенции врача инфекциониста и врача других специальностей, способного решать свои профессиональные задачи в диагностике, лечении и профилактике коронавирусной инфекции: COVID-19; усовершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста по дисциплине «Коронавирусная инфекция: COVID-19, тактика раннего выявления и профилактики», обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентированного в теоретических и практических вопросах современной диагностики и лечения коронавирусной инфекции , и имеющего углубленные знания смежных дисциплин; сформировать у преподавателя умения в освоении новейших диагностических и лечебных технологий и методик в сфере профессиональных интересов в области коронавирусной инфекции: COVID-19; подготовить обучаемого к самостоятельной профессиональной клинико-диагностической деятельности, умеющего самостоятельно осуществлять выявление, диагностику, лечение коронавирусной инфекции: COVID-19, самостоятельно организовать противоэпидемические мероприятия в очаге COVID-19, владеть всеми принципами личной профилактики, проводить диагностику жизнеугрожающих состояний и оказывать неотложную (экстренную) помощь, а также определять дальнейшую медицинскую тактику при угрожающих состояниях; организовывать проведение противоэпидемических мероприятий в обслуживаемом медицинском учреждении.

Основные модули программы включали в себя:

  • - Общие вопросы раздела «Коронавирусная инфекция: COVID-19 тактика раннего выявления и профилактики». Клиническая характеристика различных форм COVID-19. Определение групп риска. (Занятия проводились в дистанционном формате. Лекционные занятия- 8 часов. (лекционные занятия);
  • - Частные вопросы раздела «Коронавирусная инфекция: COVID-19 тактика раннего выявления и профилактики». Лабораторная диагностика. Принципы изоляции больных с подозрением на COVID-19. Маршрутизация пациентов и особенности эвакуационных мероприятий больных или лиц с подозрением на новую коронавирусную инфекцию. Основные принципы защиты и работы в «красной зоне». (занятия проводились в виде лекций и трансляции видеороликов) - 9 часов.

Итоговая аттестация проведена в форме тестирования (Таблица 3).

Таблица 3

Состав обученных и аттестованных по программе «Коронавирусная инфекция: COVID-19 – тактика раннего выявления и профилактики».

№ п/п Структура обучающихся Кол-во
  Преподаватели СтГМУ 247
  Преподаватели медицинских колледжей 98
Всего   345

Программа 4. COVID-19 –коронавирусная инфекция. Профилактика и выявление вирусной пневмонии. Основы респираторной поддержки у пациентов с тяжелой вирусной пневмонией. (36 часов).

Программа разработана кафедрами: анестезиологии, реаниматологии и СМП и инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО. Программа включала в себя: 12 часов аудиторных (4 часа занятий лекционного типа, 6 часов практических, 4 часа семинарских занятий) и 22 часа внеаудиторных занятий.

В ходе реализации дополнительной профессиональной программы были освоены следующие задачи:

  • - сформировать обширный объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, обуславливающий профессиональные компетенции врача инфекциониста и врача других специальностей, способного решать свои профессиональные задачи в диагностике, лечении и профилактике Коронавирусной инфекции: COVID-19;
  • - сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста по дисциплине «COVID-19- Коронавирусная инфекция. Профилактика и выявление вирусной пневмонии. Основы респираторной поддержки у пациентов с тяжелой вирусной пневмонией», обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентированного в теоретических и практических вопросах современной диагностики и лечения Коронавирусной инфекции, и имеющего углубленные знания смежных дисциплин;
  • - сформировать у врача-специалиста умения в освоении новейших диагностических и лечебных технологий и методик в сфере профессиональных интересов в области Коронавирусная инфекция: COVID-19;
  • - подготовить врача-специалиста к самостоятельной профессиональной клинико-диагностической деятельности, умеющего самостоятельно осуществлять выявление, диагностику, лечение Коронавирусной инфекции: COVID-19, самостоятельно организовать противоэпидемические мероприятия в очаге COVID-19, владеть всеми принципами личной профилактики, проводить диагностику жизнеугрожающих состояний и оказывать неотложную (экстренную) помощь, а также определять дальнейшую медицинскую тактику при угрожающих состояниях; организовывать проведение противоэпидемических мероприятий в обслуживаемом медицинском учреждении.

Основные модули программы:

  • - Коронавирусная инфекция: COVID-19: особенности течения в группах риска, у детей, у беременных. Принципы диагностики, лечения, наблюдения (лекционные занятия);
  • - Способы восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Показания для интубации трахеи. Алгоритм при трудных дыхательных путях. Протокол интубации пациента с COVID-19 (практическое занятие на базе центра практических навыков с использованием симуляторов)
  • - Параметры, мониторируемые при проведении ИВЛ у реанимационного пациента (практическое занятие на базе центра практических навыков с использованием симуляторов);
  • - Виды ИВЛ. Классификация аппаратов ИВЛ. Расчет параметров вентиляции. Режимы ИВЛ – характеристика, клиническое обоснование, показания и особенности технического обеспечения. Преимущества недостатки, осложнения. Принципы подбора режимов ИВЛ (практическое занятие на базе центра практических навыков с использованием симуляторов);
  • - Клиническая характеристика различных форм COVID-19. Определение групп риска. Лабораторная диагностика. Принципы изоляции больных с подозрением на COVID-19 (лекционные занятия);
  • - Маршрутизация пациентов и особенности эвакуационных мероприятий больных или лиц с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (лекционные занятия);
  • - Терапия неотложных состояний при коронавирусной инфекции (лекционные занятия):
    • б) Интенсивная терапия острой дыхательной недостаточности
    • в) Проведение экстракорпоральной мембранной оксигенации
    • г) Лечение пациентов с септическим шоком

Итоговая аттестация проводилась на базе симуляционно-аккредитационного центра.

Таблица 4

Состав обученных и аттестованных по программе «Коронавирусная инфекция: COVID-19 – тактика раннего выявления и профилактики».

№ п/п Структура обучающихся Кол-во
  Врачи анестезиологи-реаниматологи и врачи скорой помощи 364
  Врачи инфекционисты 124
  Преподаватели кафедр 43
Всего   531

Программа 5. Медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. (36 часов). Для среднего медицинского персонала и студентов, работающих в «красных зонах».

Обучение специалистов по данной программе позволило:

  • - сформировать обширный объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, обуславливающий профессиональные компетенции среднего медицинского персонала, способного решать свои профессиональные задачи в диагностике, лечении и профилактике коронавирусной инфекции: COVID-19;
  • - сформировать и совершенствовать профессиональные навыки ухода за больным с учётом противоэпидемических требований, в рамках подготовки по дисциплине «Коронавирусная инфекция: COVID-19, тактика раннего выявления и профилактики», обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентированного в теоретических и практических вопросах современной диагностики и лечения коронавирусной инфекции, и имеющего углубленные знания смежных дисциплин;
  • - сформировать у обучаемых умения в освоении новейших диагностических и лечебных технологий и методик в сфере профессиональных интересов в области Коронавирусная инфекция: COVID-19;
  • - подготовить обучаемого к самостоятельной профессиональной клинико-диагностической деятельности, умеющего самостоятельно осуществлять выявление, диагностику, лечение коронавирусной инфекции: COVID-19, самостоятельно организовать противоэпидемические мероприятия в очаге COVID-19, владеть всеми принципами личной профилактики, проводить диагностику жизнеугрожающих состояний и оказывать неотложную (экстренную) помощь, а также определять дальнейшую медицинскую тактику при угрожающих состояниях; организовывать проведение противоэпидемических мероприятий в обслуживаемом медицинском учреждении.

Основные модули включали в себя:

  • - Общие вопросы раздела «Коронавирусная инфекция: COVID-19 тактика раннего выявления и профилактики». Клиническая характеристика различных форм COVID-19. Определение групп риска. (Занятия проводились в дистанционном формате. Лекционные занятия- 22 часов. (лекционные занятия);
  • - Частные вопросы раздела «Коронавирусная инфекция: COVID-19 тактика раннего выявления и профилактики».
  • - Защита персонала при выполнении диагностических и лечебных
    процедур. СИЗ по степени защиты (практическое занятие. Отработка навыков применения СИЗ).
  • - Основные принципы лабораторной диагностики. Работа тест-систем. Принципы изоляции больных с подозрением на COVID-19. Маршрутизация пациентов и особенности эвакуационных мероприятий больных или лиц с подозрением на новую коронавирусную инфекцию. (Практические занятия в центре практических навыков.
  • - Отработка навыков и умений на симуляторах: обеспечение проходимости дыхательных путей, выполнение СЛР, катетеризация периферических вен, установка назогастрального зонда и уретрального катетера, принципы смены постельного и нательного белья пациентам в «красной зоне», термометрия, пульсоксиметрия, проведение элементарной респираторной поддержки, проведение пронирования больного и др. (занятия проводились на базе центра практических навыков) - 12 часов.

Форма итоговой аттестации – тестирование.

Таблица 5

Состав обученных и аттестованных по программе Медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

№ п/п Структура обучающихся Кол-во
  Средний медицинский персонал 31
  Студенты, работающие в «красных зонах» 462
Всего   493

Обсуждение

Согласно письму Минздрава России № 16-7/и/2-5993 от 06.05.2020 на базе Ставропольского государственного медицинского университета был создан консультативно-ресурсный центр по коронавирусной инфекции COVID-19. Основными направлениями работы центра стали: телемедицинские и онлайн консультации, разработка локальных клинических протоколов по диагностике и лечению коронавирсуной инфекции, консультация пациентов с сопутствующими заболеваниями.

В состав сотрудников центра вошли 8 заведующих кафедрами СтГМУ, которые так же являются главными внештатными специалистами в соответствующих областях. Консультации осуществлялись на базе 3-х краевых и 5 городских и центральных районных медицинских учреждениях.

Негативная динамика распространения коронавирусной инфекции, а также трансформация системы дистанционных технологий позволили связать и оказать реальную практическую и консультативную помощь всем районам Ставропольского края.

Телемедицинские консультации проводились круглосуточно с учётом приоритетности, что оказало неоценимую помощь практическому здравоохранению удалённых районов СК и существенно снизило нагрузку с санавиационных бригад [14].

Практика применения (исполнения) приказа Минздрава России от 19.03.2020 N 198н (ред. от 22.07.2021) "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" позволила подготовить к осуществлению практической и оперативной помощи регионы, наиболее остро нуждающихся в кадрах, мультидисциплинарные бригады [10].

Для организационно-методической, лечебной помощи за период 2020-2021 гг. опытные клиницисты, сотрудники СтГМУ совершили выезды в регионы РФ в следующем составе: врач анестезиолог-реаниматолог, врач инфекционист, врач пульмонолог, фельдшер. Совершённые выезды способствовали укреплению межрегиональных связей, взаимодействию и тесному сотрудничеству специалистов различных профилей и реальной консультативной помощи, и эффективной работе.

Ярким примером взаимодействия практического здравоохранения с образовательными учреждениями является присоединение обучающихся по программам специалитета, бакалавриата, ординатуры, магистратуры к борьбе с коронавирусной инфекцией [11].

Согласно Приказу Минздрава России от 02.04.2020 No 264н, и письма Минздрава России No 16-2/И/2-16645 «Об особенностях реализации образовательных программ среднего и высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19» к работе были привлечены студенты медвузов (окончивших минимум три курса) после прохождения краткосрочного обучения (не менее 36 ч) и под контролем старшей медсестры [9].

В целях эффективной консолидации к работе в «красной зоне» были подготовлены студенты, ординаторы и аспиранты СтГМУ по краткосрочным обучающим программам для работы в городе Ставрополе, а также 26 районах Ставропольского края и 10 городах краевого значения.

По данным оперативного мониторинга в помощь здравоохранению Ставропольского края было проучено и подготовлено в период с 2020-2022 г. 2086 студентов, 1511 ординаторов и аспирантов, которые были задействованы в работе в «красных зонах», в первичном поликлиническом звене, статистами и аналитиками и в виде волонтёров.

Кроме того, студенты лечебного и педиатрического факультета проходили практику в различных районах СК, в 8 республиках СКФО, Краснодарском крае и Ростовской области.

Заключение

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 потребовала внесения срочных изменений в нормативно-правовую базу и организацию функционирования всей системы здравоохранения в целом, переформатирования подготовки и переподготовки специалистов медицинского профиля. Наиболее глубокие изменения были связаны с внедрением технологий цифровизации в систему непрерывного медицинского образования, внедрения телемедицинских технологий в практическое здравоохранение на всех уровнях и этапах оказания диагностической и лечебной помощи; максимальной мобилизации кадровых ресурсов практического здравоохранения; разработки и внедрение методических материалов, клинических протоколов, основанных на научных данных и опыте работы практических и образовательных организаций.

В Ставропольском государственном медицинском университете как в Федеральном ВУЗе Минздрава России в кратчайшие сроки были разработаны программы для обучения в новом формате с использованием дистанционных образовательных технологий (дистанционные лекции + очная стажировка в клинике с использованием реального медицинского оборудования и симуляторов).

Все образовательные программы были разработаны сотрудниками кафедр анестезиологии, реаниматологии и СМП и инфекционных болезней, фтизиатрии с курсом ДПО, которые были аккредитованы, как программы повышения квалификации на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования [1,6].

Всего было обучено 7842 специалиста различного профиля. Лекционные занятия проходили в дистанционном формате, а практические проводились на базе Федерального симуляционно-аккредитационного центра Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ). В ходе лекционных занятий заведующими кафедрами и главными внештатными специалистами подробно освещались вопросы диагностики, профилактики и лечения COVID-19, согласно вышедшим клиническим рекомендациям.

Практическая подготовка была направлена на знакомство с дыхательной аппаратурой, изучение различных режимов ИВЛ, обеспечение проходимости дыхательных путей, различные способы респираторной поддержки как в условиях реанимации, так и в условиях догоспитального этапа и линейных отделений.

В основу обучения и практической подготовки студентов университета и среднего медицинского персонала легли основы общего ухода за больными с соблюдением правил работы при особо опасных инфекциях, а также элементарные правила проведения респираторной терапии, изучения способов «пронирования» пациентов и психологической поддержки.

В целях эффективной консолидации к работе в «красной зоне» были подготовлены студенты, ординаторы и аспиранты СтГМУ по краткосрочным обучающим программам для работы в городе Ставрополе, а также 26 районах Ставропольского края и 10 городах краевого значения.

По данным оперативного мониторинга в помощь здравоохранению Ставропольского края было обучено и подготовлено в период с 2020-2022 г. 2086 студентов, 1511 ординаторов и аспирантов, которые были задействованы в работе в «красных зонах», в первичном поликлиническом звене, статистами и аналитиками и в виде волонтёров.

Кроме того, студенты лечебного и педиатрического факультета проходили практику в различных районах СК, в 8 республиках СКФО, Краснодарском крае и Ростовской области.

Совершенствование процесса подготовки специалистов мед профиля на региональном уровне способствовало выполнению в полном объеме основных векторов, заданных правительство РФ, Минздравом РФ в Ставропольском крае.

Библиография

  1. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Режим доступа: https://nmfo-vo.edu.rosminzdrav.ru/#/user-account/view-iom/e8b1f2ca-6be5-9125-4a1e-0d99867e2f21 , https://nmfo-vo.edu.rosminzdrav.ru/#/user-account/view-iom/42ef11b7-0a75-e26d-bfb5-5c31cb0bc345 (Дата обращения: 14.05.2022)
  2. Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 г.: Приказ Минздрава России от 21.11.2017 No 926. Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/mz/2017/926.pdf. (Дата обращения: 14.05.2022)
  3. Семенова Т.В., Природова О.Ф. Автоматизация контроля обучения специалистов здравоохранения по программам повышения квалификации. Национальное здравоохранение 2020; 1 (1): 39-44.
  4. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Временные методические рекомендации. Версия 1. (утв. Министерством здравоохранения РФ и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 января 2020 г.). Режим доступа: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/049/302/original/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%9C%D0%A0_2019-nCov_%2829.01.2020_-_9%291-3.pdf?1580370334. (Дата обращения: 14.05.2022)
  5. О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. No 198н. Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/specialists/COVID-19/Prikaz_Minzdrava_Rossii_ot_19.03.2020_N_198n__red._ot_27.03.2020g.__ver1.pdf. (Дата обращения: 14.05.2022)
  6. Об организации медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекции (COVID-19): Приказ министерства здравоохранения СК № 01-05/243 от 23 марта 2020. Режим доступа: https://tfomssk.ru/documents/detail.php?ID=5702&print=Y. (Дата обращения: 14.05.2022)
  7. Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 марта 2020 г. No 248. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-29032020-n-248-ob-organizatsii/. (Дата обращения: 14.05.2022)
  8. Иванов Д.О., Алекандрович Ю.С., Орел В.И. и др. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование. Педиатр 2020; 11(3): 5-12.
  9. Головко О.В., Шмакова О.В., Салтанова Е.В. Готовность студентов медицинского вуза работать в медицинских учреждениях в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Вестник общественных и гуманитарных наук 2020; 1(2): 54-58.
  10. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения. Медицинское образование и профессиональное развитие 2020; 2(38): 8-24.
  11. Судаков Д.В., Якушева Н.В. О некоторых аспектах дистанционного обучения студентов медицинского вуза в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки, вызванной новой коронавирусной инфекцией. Современные вызовы образования и психология формирования личности. Мурзина Ж.В., редактор. Чебоксары: ИД «Среда»; 2020. С. 200-211.
  12. Свищёв А.В., Казарян М.А. Эффективность внедрения в учебный процесс дистанционного образования с применением информационных систем и технологий. COLLOQUIUM-JOURNAL 2020; 62 (10-2): 16-18.
  13. Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения. Научный результат. Информационные технологии 2020; 5 (2): 54-60.
  14. Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б., Пчелкин В.О. Цифровизация как новое направление в сфере образования. Образовательный вестник Сознание 2020; 22 (6): 21-30.
  15. Чердакли У.С. Особенности труда педагогических работников в системе дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Мир науки, культуры, образования 2020; 82 (3):278-281.

References

  1. Portal nepreryvnogo meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniya Minzdrava Rossii [Portal of continuing Medical and Pharmaceutical Education of the Ministry of Health of Russia]. Available from: https://nmfo-vo.edu.rosminzdrav.ru/#/user-account/view-iom/e8b1f2ca-6be5-9125-4a1e-0d99867e2f21 , https://nmfo-vo.edu.rosminzdrav.ru/#/user-account/view-iom/42ef11b7-0a75-e26d-bfb5-5c31cb0bc345 (cited 2022 May 14). (In Rus.).
  2. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya nepreryvnogo meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2021 g.: Prikaz Minzdrava Rossii ot 21.11.2017 No 926. [On approval of the Concept for the Development of Continuing Medical and Pharmaceutical Education in the Russian Federation for the period up to 2021: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 926 dated 21.11.2017]. Available from: https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/mz/2017/926.pdf. (cited 2022 May 14). (In Rus.).
  3. Semenova TV, Prirodova OF. Avtomatizatsiya kontrolya obucheniya spetsialistov zdravookhraneniya po programmam povysheniya kvalifikatsii. [Automation of control over the training of healthcare professionals in advanced training programs]. Natsional'noe zdravookhranenie 2020; 1 (1): 39-44. (In Rus.).
  4. Profilaktika, diagnostika i lechenie novoy koronavirusnoy infektsii (2019-nCoV). Vremennye metodicheskie rekomendatsii. Versiya 1. (utv. Ministerstvom zdravookhraneniya RF i Federal'noy sluzhboy po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka 29 yanvarya 2020 g.). [Prevention, diagnosis and treatment of a new coronavirus infection (2019-nCoV). Temporary methodological recommendations. Version 1. (approved by the Ministry of Health of the Russian Federation and the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being on January 29, 2020)]. Available from: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/049/302/original/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%9C%D0%A0_2019-nCov_%2829.01.2020_-_9%291-3.pdf?1580370334. (cited 2022 May 14). (In Rus.).
  5. O vremennom poryadke organizatsii raboty meditsinskikh organizatsiy v tselyakh realizatsii mer po profilaktike i snizheniyu riskov rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii COVID-19: Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 19 marta 2020 g. No 198n. [On the temporary procedure for organizing the work of medical organizations in order to implement measures to prevent and reduce the risks of the spread of a new coronavirus infection COVID-19: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated March 19, 2020 No. 198n]. Available from: https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/specialists/COVID-19/Prikaz_Minzdrava_Rossii_ot_19.03.2020_N_198n__red._ot_27.03.2020g.__ver1.pdf. (cited 2022 May 14). (In Rus.).
  6. Ob organizatsii meditsinskoy pomoshchi bol'nym novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19): Prikaz ministerstva zdravookhraneniya SK № 01-05/243 ot 23 marta 2020. [On the organization of medical care for patients with a new coronavirus infection (COVID-19): Order of the Ministry of Health of the UK No. 01-05/243 dated March 23, 2020]. Available from: https://tfomssk.ru/documents/detail.php?ID=5702&print=Y. (cited 2022 May 14). (In Rus.).
  7. Ob organizatsii prakticheskoy podgotovki obuchayushchikhsya po obrazovatel'nym programmam meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniya v usloviyakh preduprezhdeniya rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii na territorii Rossiyskoy Federatsii: Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 29 marta 2020 g. No 248. [On the organization of practical training of students in educational programs of medical and pharmaceutical education in the conditions of preventing the spread of a new coronavirus infection in the territory of the Russian Federation: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated March 29, 2020 No. 248]. Available from: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-29032020-n-248-ob-organizatsii/. (cited 2022 May 14). (In Rus.).
  8. Ivanov D.O., Alekandrovich Yu.S., Orel V.I. i dr. Pandemiya koronavirusnoy infektsii: vyzov vysshemu meditsinskomu obrazovaniyu i reagirovanie [The coronavirus pandemic: a challenge to higher medical education and response]. Pediatr 2020; 11(3): 5-12. (In Rus.).
  9. Golovko O.V., Shmakova O.V., Saltanova E.V. Gotovnost' studentov meditsinskogo vuza rabotat' v meditsinskikh uchrezhdeniyakh v usloviyakh pandemii koronavirusnoy infektsii. [The readiness of medical university students to work in medical institutions in the context of a coronavirus pandemic]. Vestnik obshchestvennykh i gumanitarnykh nauk 2020; 1(2): 54-58. (In Rus.).
  10. Alekseeva A.Yu., Balkizov Z.Z. Meditsinskoe obrazovanie v period pandemii COVID-19: problemy i puti resheniya. [Medical education during the COVID-19 pandemic: problems and solutions]. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie 2020; 2(38): 8-24. (In Rus.).
  11. Sudakov D.V., Yakusheva N.V. O nekotorykh aspektakh distantsionnogo obucheniya studentov meditsinskogo vuza v period neblagopriyatnoy epidemiologicheskoy obstanovki, vyzvannoy novoy koronavirusnoy infektsiey. Sovremennye vyzovy obrazovaniya i psikhologiya formirovaniya lichnosti. [About some aspects of distance learning of medical university students during the unfavorable epidemiological situation caused by a new coronavirus infection. Modern challenges of education and psychology of personality formation]. Murzina Zh.V., editor. Cheboksary: ID «Sreda»; 2020. P. 200-211. (In Rus.).
  12. Svishchev A.V., Kazaryan M.A. Effektivnost' vnedreniya v uchebnyy protsess distantsionnogo obrazovaniya s primeneniem informatsionnykh sistem i tekhnologiy [The effectiveness of the introduction of distance education into the educational process using information systems and technologies]. COLLOQUIUM-JOURNAL 2020; 62 (10-2): 16-18. (In Rus.).
  13. Maslova M.A., Lagutkina T.V. Analiz i vyyavlenie polozhitel'nykh i otritsatel'nykh storon vnedreniya distantsionnogo obucheniya. Nauchnyy rezul'tat [Analysis and identification of the positive and negative aspects of the introduction of distance learning. Scientific result]. Informatsionnye tekhnologii 2020; 5 (2): 54-60. (In Rus.).
  14. Pashkin S.B., Lisovskaya N.B., Pchelkin V.O. Tsifrovizatsiya kak novoe napravlenie v sfere obrazovaniya. [Digitalization as a new direction in the field of education]. Obrazovatel'nyy vestnik Soznanie 2020; 22 (6): 21-30. (In Rus.).
  15. Cherdakli U.S. Osobennosti truda pedagogicheskikh rabotnikov v sisteme distantsionnogo obucheniya v period pandemii COVID-19. [Features of the work of teaching staff in the distance learning system during the COVID-19 pandemic]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya 2020; 82 (3):278-281. (In Rus.).

Дата поступления: 16.05.2022


Просмотров: 2686

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 08.11.2022 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search