ОЦЕНКА ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ НАУЧНО-МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
04.10.2022 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-4-5
Попсуйко А.Н., Данильченко Я.В., Бацина Е.А., Траутер
М.К., Артамонова Г.В. Резюме Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска ресурсов развития современных организаций здравоохранения и медицинской науки на основе объединения научных, творческих и проектных групп вокруг инициативных лидеров, способных объединить заинтересованных участников для достижения стратегических целей и улучшения деятельности организации. В этих условиях на передний план выходит проблема наличия эффективных инструментов оценки лидерских качеств сотрудников. Цель исследования – оценить лидерские качества сотрудников научно-медицинской организации на основании типовых опросников лидерских способностей. База исследования – ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний», объект исследования – персонал, предмет исследования – лидерские способности сотрудников. Материалы и методы. Теоретический анализ и социологический опрос, на основе типовых опросников Д. Уэлча, Е. Жарикова и Е. Крушельникова. При проведении анализа данных применялись стандартные методы описательной статистики с представлением количественных данных в виде медианы (Ме), 25 и 75 квартилей значений ([Q1-Q3]), для качественных переменных выражением частоты встречаемости признака в % и абсолютных значениях (n). Характер распределения количественных данных анализировали с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Сравнение количественных признаков в 2 группах проводилось с применением критерия Краскела-Уолиса. Для сравнения качественных переменных применялся Хи-квадрат Пирсона. Результаты. Проведенное исследование показало, что 57,5% из общего числа респондентов обладают лидерским потенциалом и/или имеют ярко выраженные лидерские качества из них: научные сотрудники – 21,0%, административно-управленческий персонал – 18,4%, средний и младший медицинский персонал – 28,9%, врачи – 28,9%, прочий персонал – 2,8%. Из общего числа опрошенных 67,4% респондентов высказали желание принять участие в мероприятиях по улучшению деятельности учреждения, в частности: научно-исследовательский процесс (25,0%), кадровая политика, в том числе, образование (20,8%), работа своего подразделения (18,7%), лечебно-диагностический процесс (16,6%), система менеджмента качества (10,4%) и финансово-хозяйственная деятельность (8,5%). Выводы. Более 50,0% сотрудников обладают лидерским потенциалом. Готовность проявить активное участие в мероприятиях по развитию учреждения в равной степени высказали как научные сотрудники, так и медицинский персонал, что имеет особую ценность для учреждения, специализирующегося на проведении научных исследований и оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Ключевые слова: лидерские качества; лидерский потенциал сотрудников научно-медицинской организации; лидерство в здравоохранении; социологический опрос
Контактная информация: Попсуйко Артём
Николаевич, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ASSESSMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF EMPLOYEES OF A MEDICAL
RESEARCH ORGANIZATION Abstract Significance of the topic is substantiated by the necessity to find resources for the development of modern health organizations and medical science based on concentrating scientific, creative and project groups around proactive leaders able to unite stakeholders to achieve strategic goals and improve performance of the organization. In this respect availability of effective tools for assessing employee leadership qualities steps into the spotlight. The purpose of the study is to assess leadership qualities of employees of scientific and medical organizations on the basis of standard questionnaires on leadership qualities. Research Institute for Complex Issues of Cardiovascular Diseases was the research base, research object– personnel, research subject– leadership qualities of employees. Material and methods. Theoretical analysis and sociological survey, based on the standard questionnaires by D. Welch, E. Zharikov and E. Krushelnikov. During data analysis standard methods of descriptive statistics were used with quantitative data representation as median (Me), 25 and 75 quartiles of values ([Q1-Q3]), and frequency of sign occurrence in % and absolute values (n) for qualitative variable expression. The distribution of quantitative data was analyzed using the Kholmogorov-Smirnov criterion. Quantitative variables in the two groups were compared using the Kruskal-Wallis criterion. Pearson's chi-square was used to compare qualitative variables. Results. The study showed that 57.5% of the total number of the respondents had leadership potential and / or distinctive leadership qualities, including: research workers – 21.0%, administrative and managerial staff – 18.4%, nursing staff – 28.9%, doctors – 28.9%, other staff – 2.8%. 67.4% out of the total number of the respondents expressed willingness to take part in activities on improving performance of the organization, in particular: research process (25.0%), personnel policy, including education (20.8%), performance of their division (18.7%), treatment and diagnostic process (16.6%), quality management system (10.4%) and financial and economic activity (8.5%). Conclusion. More than 50.0% of the employees have a leadership potential. Willingness to actively participate in activities aimed at the institution development was equality expressed by both scientific staff and medical personnel, which is especially valuable for the organization that specializes in both scientific research and high-tech care delivery. Keywords: leadership qualities; leadership potential of employees of a scientific and medical organization; leadership in health care; sociological survey
Corresponding author: Artem N.
Popsuyko, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Наличие сотрудников с лидерскими качествами является определяющей характеристикой учреждения любой отраслевой принадлежности, стремящегося к поступательному развитию и непрерывному совершенствованию. В практике российского здравоохранения можно обнаружить успешные примеры выявления молодых лидеров в среде волонтеров-медиков [1], а также подготовки руководителей медицинских организаций на «фабрике лидерства» [2]. Особое внимание к обозначенной проблеме привлекает ежегодный конкурс «Лидеры России», в котором медицинская отрасль выделена в самостоятельный трек. Сегодня можно говорить о формировании запроса на лидерство со стороны государства, который совпадает с интересами общества. Существует мнение, что развитие института лидерства в здравоохранении повышает эффективность деятельности медицинских учреждений [3], способствует изменениям, включая лояльность пациентов, повышение производительности труда медицинского персонала, снижает частоту врачебных ошибок и нежелательных событий [4], определяет успешность внедрения цифровых и инновационных решений [5]. В условиях отсутствия «золотого стандарта» в определении категории «лидерства» и смежных с ним («лидерский потенциал», «лидерские качества»), авторам близка точка зрения некоторых экспертов в том, что эта проблема не может рассматриваться в отрыве от специфики конкретного вида профессиональной деятельности [6]. Новизна и значимость настоящей работы видится в приращении знаний о лидерстве и лидерских качествах сотрудников применительно к учреждениям здравоохранения и медицинской науки. В настоящем исследовании под категорией «лидерские качества» понимается «не только знания, способности человека, которые он приобрел в различных сферах жизни, но и определенные черты характера, которые позволяют человеку управлять другими людьми, вести их к определенной цели» [7]. Анализ данного понятия осуществляется во взаимосвязи с базовыми компетенциями, которые присущи лидерам, а именно: харизматичность, умение убеждать и вести за собой, способность сформировать вокруг себя команду единомышленников, умение мыслить практично и оригинально высокий эмоциональный интеллект [8]. Таким образом, работа имеет теоретическое и прикладное значение для развития современного менеджмента российского здравоохранения. Цель: оценить лидерские качества сотрудников научно-медицинской организации на основании типовых опросников лидерских способностей. Материалы и методы База исследования – ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» (далее – НИИ КПССЗ), объект исследования – персонал НИИ КПССЗ, предмет исследования – лидерские способности сотрудников. Методы исследования – теоретический анализ и социологический опрос, который проводился на основе типовых опросников Д. Уэлча, Е. Жарикова и Е. Крушельникова. Тест Д. Уэлча оценивался по 5-ти бальной шкале Лайкерта, в которой 1 – означает несогласие с утверждением, 5 – полное согласие. Для оценки уровня вовлеченности сотрудников в социологическом опросе дополнительно использовались авторские вопросы. Оценка лидерских качеств сотрудников производилась на основании суммирования общего количества набранных баллов и их интерпретации в соответствии с принятой методикой [9]: более 50 баллов – наделены лидерскими качествами; 40 – 49 баллов – имеются задатки и предпосылки стать лидерами; 30 – 39 баллов – необходимо повышать квалификацию для развития лидерских качеств; 20-29 баллов – не хватает или опыта, или врожденной способности к лидерству (в этом случае сотруднику, как правило, нужен наставник для развития лидерских качеств); менее 20 баллов – шанс стать лидером не больше 10,0%, базовые лидерские качества развиты слабо. В анкетировании приняли участие 132 человека, что соответствует отклику 25,7% от основного состава персонала всех профессиональных групп Института. Среди респондентов: врачи – 27 чел. (20,4%), административно-управленческий персонал (АУП) – 18 чел. (13,6%), научные сотрудники (НС) – 24 (18,1%), средний и младший медицинский персонал (СиМП) – 42 чел. (31,8%), прочие категории – 21 чел. (16,2%). Сравнение количественных признаков в 2 группах проводилось с применением критерия Краскела-Уолиса. Для сравнения качественных переменных применялся Хи-квадрат Пирсона. Критическим уровнем статистической значимости принимался р<0,05. При проведении анализа данных применялись стандартные методы описательной статистики с представлением количественных данных в виде медианы (Ме), 25 и 75 квартилей значений ([Q1-Q3]), для качественных переменных выражением частоты встречаемости признака в % и абсолютных значениях (n). Характер распределения количественных данных анализировали с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 10.0 (лицензия № BXXR411G487425FA-С от 24.08.2011г.). Результаты Оценка результатов анкетирования выполнена в несколько этапов. На первом – анализировались ответы респондентов по каждому из предложенных опросников. Так, анализ ответов в анкете Д. Уэлча показал, что 40 (30,3%) человек наделены лидерскими качествами, у 65 (49,2%) респондентов имеются задатки и предпосылки стать лидерами, 20 (15,2%) сотрудникам необходимо повышать квалификацию для развития лидерских качеств, у 7 (5,3%) человек обнаружен недостаточный уровень лидерских компетенций. Перечень вопросов и обобщенные результаты проведенного опроса по данному виду опросника представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты ответов респондентов по стандартизированному опроснику Д. Уэлча.
Результаты ответов на вопросы анкеты Е. Жарикова и Е. Крушельникова показали, что у 66 (50,3%) респондентов имеются средневыраженные лидерские качества, у 54 (41%) сотрудников – слабовыраженные лидерские качества, 12 человек (8,7%) не имеют лидерских качеств. В структуре ответов рассматриваемого опросника остановимся подробнее на тех вопросах, которые отражают сформированность базовых лидерских компетенций у респондентов (табл. 2). Таблица 2 Оценка уровня сформированности лидерских компетенций на основе отдельных вопросов анкеты Е. Жарикова и Е. Крушельникова (по профессиональным категориям)
Данные, представленные в таблице 2, демонстрируют неравномерность сформированности лидерских компетенций у разных профессиональных категорий респондентов, преимущественно у медицинского и научного персонала, в меньшей степени АУП и прочего. На втором этапе обработки анкет составлен общий список, в который были включены сотрудники, имеющие высокие рейтинги по оценкам двух опросников. В результате 57,5% из общего числа респондентов обладают лидерским потенциалом и/или имеют ярко выраженные лидерские качества из них: НС – 21,0%, АУП – 18,4%, СиМП – 28,9%, врачи – 28,9%, прочий персонал – 2,8%. Прикладная ценность изучения лидерских качеств сотрудников неразрывно связана с проблемой повышения вовлеченности персонала в реализацию мероприятий по развитию учреждения. Руководствуясь этим посылом, в рамках настоящего исследования выполнена оценка готовности и вовлеченности сотрудников принять участие в мероприятиях по улучшению основной деятельности НИИ КПССЗ (рис. 1).
Из общего числа опрошенных 67,4% респондентов высказали желание принять активное участие в мероприятиях по улучшению деятельности учреждения. В этом направлении в равной степени (по 24,0%) могут проявить себя как врачи, так и научные сотрудники. В качестве объекта улучшений респондентами были определены: научно-исследовательский процесс (25,0%), кадровая политика, в том числе, образование (20,8%), работа своего подразделения (18,7%), лечебно-диагностический процесс (16,6%), система менеджмента качества (10,4%) и финансово-хозяйственная деятельность (8,5%). В ходе опроса были получены сведения о том, что 50,0% опрошенным достаточно текущего уровня знаний для максимальной вовлеченности в мероприятия по развитию НИИ КПССЗ, а 44,0% заявили о готовности повысить уровень своей квалификации, 6,0% – затруднились ответить. Полученные данные послужили основанием для формирования индивидуальных образовательных траекторий сотрудников-лидеров. Обсуждение В представленной работе показана эффективность двух опросников (Д. Уэлча и Е. Жарикова, Е. Крушельникова) в решении вопроса оценки лидерских качеств сотрудников научно-медицинской организации. Несмотря на содержательные отличия в вопросах анкеты были получены сопоставимые результаты в части количества сотрудников, обладающих лидерскими качествами. Признавая многообразие подходов к перечню компетенций, которые наполняют содержанием категорию лидерства, в настоящем исследовании показана возможность адаптации некоторых вопросов опросника Е. Жарикова и Е. Крушельникова для оценки сформированности таких лидерских компетенций как харизматичность, умение убеждать и вести за собой, способность сформировать вокруг себя команду единомышленников, умение мыслить практично и оригинально, высокий эмоциональный интеллект. Ограничением исследования стало отсутствие анонимности опроса, что отчасти снизило количество ответов, но было обусловлено необходимостью формирования персонифицированного списка сотрудников-лидеров. Преимущественно среди всех профессиональных категорий научные сотрудники и медицинский персонал обладают указанным набором компетенций и готовы проявить активное участие в мероприятиях по развитию института. Научное осмысление проблем лидерства в здравоохранении нашло отражение в ряде работ зарубежных авторов. Так, E. Kakemam с соавторами представили систематический обзор зарубежной литературы, опубликованной в период с 2000 по 2020 гг., посвященной анализу лидерских и управленческих компетенций руководителей медицинских организаций. Указанными авторами было изучено 5261 статья и 19 исследований по данной проблеме на основании анализа баз данных PubMed, Web of Science (ISI), Emerald и Scopus, опубликованных в Азии (Иран, Китай, Таиланд, Индонезия и Вьетнам), США, Австралии, Южной Африке и Финляндии. В результате проведенного исследования авторами была показана взаимосвязь лидерских компетенций с другими навыками и способностями руководителей медицинских учреждений (рис. 2) [10].
Обращает на себя внимание факт отсутствия работ отечественных исследователей в описываемом зарубежном исследовании, что подчеркивает актуальность выбранной области научного анализа для написания настоящей статьи. В мировом масштабе вопросы лидерства нашли отражение в глобальном справочнике компетенций, который представляет собой перечень основных знаний, умений и навыков, необходимых руководителям здравоохранения, независимо от должности, условий или страны нахождения. В основу подготовки указанного документа был положен анализ существующих систем управления компетенциями в области здравоохранения по всему миру, а именно: модель компетенций Альянса лидеров здравоохранения США, модель LEADS Канадского колледжа лидеров здравоохранения, австралийская модель компетенций, разработанная Health Workforce, модель компетенций Соединенного Королевства, разработанная Академией лидерства NHS. В результате разработчиками глобального справочника были обозначены 5 областей, вокруг которых необходимо формировать ключевые компетенции менеджеров здравоохранения: лидерство, управление коммуникациями и отношениями, профессиональная и социальная ответственность, здравоохранение и общественное здоровье, бизнес [11]. В этой связи видится дискуссионным вопрос отсутствия лидерства в перечне компетенций профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья в Российской Федерации [12], а также программ дополнительного профессионального образования на сайте непрерывного медицинского образования, где в названии были бы обозначены вопросы лидерства. В глобальном измерении повышенный интерес к вопросам лидерства в здравоохранении сопровождается развитием инструментов оценки лидерских качеств. Так, глобальный справочник компетенций был преобразован в интерактивную онлайн-платформу «Компетенции управления и лидерства в здравоохранении» [11], которая предоставляет возможности проведения самооценки. Валидность и надежность данного инструмента доказана в исследовании P.F. Howard с соавторами, которые описали результаты его применения для измерения управленческих и лидерских компетенций 117 руководителей высшего и среднего звена, работающих в двух государственных больницах в штате Виктория, Австралия [13]. Среди отечественных исследователей обращает на себя внимание работа Г.О. Крюкова, в которой на основании анализа биографий руководителей российского здравоохранения отмечается тесная связь лидеров здравоохранения с педагогической и научно-исследовательской деятельностью. В рассматриваемой работе по отношению к высшему руководству медицинской отрасли применяется категория «научное лидерство» [14], которая имеет несомненную ценность в настоящее время. Теория и практика использования различных инструментов оценки лидерских качеств, в том числе, опросника Е. Жарикова и Е. Крушельникова, представлен в работах О.Л. Ворошиловой, О.В. Чернышовой и Н.М. Мартыновой [15,16]. Отметим заметный дефицит информации о результатах исследований по поводу применения данных инструментов в практике российского здравоохранения, что с одной стороны, обедняет представленное исследование в связи с невозможностью сопоставления результатов, с другой – актуализирует перспективы настоящей работы, которые видятся в проведении аналогичных исследований среди медицинских организаций различного профиля, ведомственной принадлежности и их сравнительный анализ. В настоящем исследовании обращает на себя внимание противоречие между высоким значением лидерского потенциала у среднего и младшего медицинского персонала при одновременном снижении желания проявлять активное участие в мероприятиях по улучшению деятельности НИИ КПССЗ, что может свидетельствовать о недостаточном уровне фактической вовлеченности данных профессиональных категорий в управленческую практику и требует принятия дополнительных организационных решений. Административно-управленческий персонал в сравнении с другими категориями респондентов также продемонстрировал невысокий уровень вовлеченности. Полученные данные могут быть обусловлены приверженностью к либерально-демократическому стилю управления, который направлен на максимальное вовлечение сотрудников в систему принятия и реализации организационных решений, а также сложившимися в НИИ КПССЗ «партнерскими» и «деловыми» взаимоотношениями между руководителями и подчиненными, при этом данный стиль управления поддерживается большинством сотрудников [17]. Заключение В рамках настоящего исследования показано, что более 50,0% от общего числа опрошенных обладают лидерскими качествами. Готовность проявить активное участие в мероприятиях по развитию НИИ КПССЗ в равной степени высказали как научные сотрудники, так и медицинский персонал, что имеет особую ценность для учреждения, специализирующегося на проведении научных исследований и оказании высокотехнологичной медицинской помощи. На примере опросников Д. Уэлча, Е. Жарикова и Е. Крушельникова в представленном исследовании показана возможность первичной оценки сформированности таких лидерских качеств как харизматичность, умение убеждать и вести за собой, способность сформировать вокруг себя команду единомышленников, умение мыслить практично и оригинально, высокий эмоциональный интеллект. Полученные результаты позволили оценить уровень вовлеченности сотрудников, а также выявить активных сотрудников, которые в дальнейшем реализуют свой лидерский потенциал в ходе работы над проектами развития НИИ КПССЗ. Библиография
References
Дата поступления: 02.06.2022 Просмотров: 3903
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 08.11.2022 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|