Здоровье школьников и педагогов по результатам АИС «Социально-гигиенический мониторинг» (на примере г. Новокузнецка) |
11.08.2009 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК 613.955+613.97
Фадеева А Е., Жилина Н.М., Чеченин Г.И., Юнусова В.А.
Health of pupiles and teachers by results of automated
information system "Socially-hygienic monitoring" (using novokuznetsk
as an example)
Ключевые слова: мониторинг; здоровье; среда обучения; педагогический процесс; школьники; педагоги; показатели. Keywords: monitoring; health; the training environment; pedagogical process; pupils; teachers; indicators. Актуальность. На фоне неуклонного уменьшения численности детей дошкольного и школьного возрастов отмечаются неудовлетворительные показатели состояния их здоровья [1, 4, 5]. Организация школьного обучения, ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания разных наук приводят к интенсификации учебного процесса, что не способствует сохранению и укреплению здоровья [3]. Отсутствие системных физкультурно-оздоровительных мероприятий, низкий уровень знаний здорового образа жизни и культуры, недостаточно эффективное медицинское обслуживание, неблагоприятная экологическая ситуация и т.п. объяснят низкий уровень здоровья детей [2]. К тому же, дети постоянно испытывают психологическое напряжение, различной степени стрессовые проявления в ходе реформирования системы общего образования, что также не способствует сохранению их здоровья. В Кемеровской области, в том числе Новокузнецке, вопросам охраны здоровья школьников уделяется особое внимание, на протяжение ряда лет в школах внедряются здоровьесберегающие технологии, реализуется городская целевая программа «Здоровье и образование». Тем не менее, проблемы здоровья детского населения остаются актуальными. Для того, чтобы ответить на вопрос, почему это происходит и что делать, как повысить эффективность здоровьесберегающих технологий в ОУ необходимо иметь объективные данные о состоянии здоровья детей от момента рождения, нахождения их в ДОУ, до школы. Обеспечить достоверность информации можно при её интеграции от медицинских работников первичного звена (врачей – участковых педиатров), школьных врачей, до родителей. Кроме этого необходимо постоянное и системное изучение условий обучения, организации педагогического процесса, микроклимата в классе, группе и т.д. Это можно реализовать только путем разработки и внедрения комплексной системы мониторинга состояния здоровья школьников и педагогических работников, условий и процесса обучения при различных его вариантах [6]. В г.Новокузнецке такая система социально-гигиенического мониторинга (СГМ) здоровья и среды обитания разработана, успешно функционирует и развивается. Первоначальный функциональный состав СГМ в 1999 году был представлен тремя блоками: «Здоровье населения», «Среда обитания» и «Социальные условия». Внедрение СГМ осуществлялось поэтапно. Вначале внедрен блок «Здоровье», затем - «Среда обитания» и, наконец, «Социальные условия». В 2004–2005гг. в составе АИС «Социально-гигиенический мониторинг общественного здоровья и среды обитания» начата разработка и внедрение автоматизированной информационной подсистемы «Педагогический мониторинг» (АИС «ПМ»). Функциональный состав АИС «ПМ» представлен следующими блоками: «Здоровье школьников и педагогических работников», «Условия обучения», «Психическое здоровье и психологическое состояние» и «Педагогический процесс». АИС «ПМ» предназначен для установления причинно-следственных отношений между видами обучения, условиями обучения и рядом показателей, характеризующих здоровье школьников (физическое и психическое), а также и педагогических работников – «Здоровье и образование». Методы исследованияВ каждом блоке рассчитываются следующие показатели:
Помимо показателей, которые определяются внутри каждого блока, в системе рассчитывается общий интегрированный показатель – интегрированный индекс благополучия (ИИБ), он вычисляется согласно единой технологии расчета интегрированных показателей, принятой при разработке АИС СГМ. Все показатели оцениваются по единой шкале лингвистических переменных, где значение 1 соответствует максимально высокому уровню, значение, не превышающее 0,6, соответствует крайне низкому уровню. Показатели рассчитываются отдельно по каждой школе, району, городу в целом. В настоящем исследовании будут представлены оценки индексов:
Результаты исследования. В таблице 1 представлен индекс интегрального благополучия за 2006-2008гг., там - же указано изменение за смежные годы и темп прироста. Таблица 1 Индекс интегрального благополучия за 2006-2008гг.
Из таблицы видно, что в целом по городу интегральный индекс благополучия в 2007 году, по сравнению с 2006, уменьшился с 0,86 до 0,79 (на 0,07, темп прироста -8,14). В 2008 году, по сравнению с 2007, ИИБ не изменился, остался на отметке 0,79. В 2008 году самый низкий индекс благополучия в Кузнецком районе – 0,75, самый высокий - в Новоильинском – 0,82. В 2007 году, по сравнению с 2006, ИИБ снизился по всем районам города, наиболее существенно индекс уменьшился в Кузнецком районе - на 0,11 с 0,85 до 0,74 (темп прироста -12,94). В 2008 году индекс интегрального благополучия снизился в следующих районах: Куйбышевском (с 0,81 до 0,8), Орджоникидзевском (с 0,85 до 0,81), Заводском (с 0,83 до 0,8). ИИБ в 2008 году увеличился в Центральном районе (с 0,77 до 0,81), Кузнецком (с 0,74 до 0,75). В Новоильинском районе индекс интегрального благополучия в 2008 году, по сравнению с 2007, не изменился и остался на отметке 0,82. Выводы по разделу:
Здоровье школьников и педагогов Графически индекс здоровья по возрастным группам и общее значение за 2008 год представлены на рисунке 1.
В целом по городу значение индекса здоровья педагогов выше, чем значение индекса здоровья детей, он равен 0,93. По районам самый высокий ИЗ педагогов в Центральном и Заводском районах (1). Самый низкий - в Кузнецком районе – 0,88. Индекс здоровья детей от 6 до 9 лет по городу равен 0,87. Самое высокое значение индекс принимает в Новоильинском районе 0,97, самое низкое - в Кузнецком – 0,73. Индекс здоровья детей от 10 до 14 лет по городу равен 0,76. Самое высокое значение индекс принимает в Орджоникидзевском районе (0,99), самое низкое в Кузнецком (0,52). Индекс здоровья детей от 15 до 17 лет по городу равен 0,86. Самое высокое значение индекс принимает в Центральном и Орджоникидзевском районах (по 0,99). Самое низкое - в Кузнецком – 0,88. Значение индекса здоровья по городу в целом в 2008 году увеличилось по сравнению с 2007 и 2006 годами (с 0,82 до 0,86, темп прироста 4,88%). В Центральном районе в 2007 году, по сравнению с 2006, значение ИЗ не изменилось, осталось равным 0,8, а в 2008 году, по сравнению с 2007, ИЗ в Центральном районе увеличился (с 0,8 до 0,91, темп прироста - 13,75%). В Куйбышевском районе в 2007 году значение индекса здоровья, по сравнению с 2006, выросло на 0,04, но в 2008 году ИЗ снизился с 0,91 в 2007 до 0,88 в 2008 году. В Орджоникидзевском районе на всем анализируемом периоде индекс здоровья растет, если в 2006 году значение ИЗ было равно 0,87, то в 2008 году оно равно 0,96. В Кузнецком районе, напротив, индекс здоровья снижается на всем анализируемом периоде (2006-2008гг.) Если в 2006 году значение ИЗ равно 0,85, то в 2007 году оно уже равно 0,68. В Заводском и Новоильинском районах в 2007 году, по сравнению с 2006, наблюдалось снижение индекса здоровья (на 0,02 в Заводском и на 0,04 в Новоильинском). Но в 2008 году индекс здоровья опять увеличился с 0,83 до 0,91 в Заводском районе и с 0,82 до 0,92 в Новоильинском. Для того, чтобы проверить согласованность распределения значений индекса здоровья по районам города за 2006-2008гг. вычисляется коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Полученные результаты: между 2006 - 2007 гг. коэффициент корреляции равен 0,81, между 2006-2007гг. коэффициент корреляции равен 0,31, между 2007-2008гг. коэффициент корреляции равен 0,44, Можно сделать следующие выводы: в 2006 и 2007 годах значения индекса здоровья по районам города распределены приблизительно одинаково, но в 2008 году практически не наблюдается согласованности распределения значений индекса здоровья ни с 2007 годом, ни с 2006. Значение индекса здоровья оценивается следующим образом: если значение больше 0,95, то индекс здоровья оценивается как «хороший»; если значение лежит в интервале от 0,85 до 0,94, то индекс здоровья имеет оценку «удовлетворительный»; если значение лежит в интервале от 0,8 до 0,84, то индекс здоровья оценивается как «относительно удовлетворительный»; при значении индекса здоровья, лежащем в интервале от 0,75 до 0,79 ставится оценка «пониженный»; если значение показателя лежит в интервале от 0,6 до 0,74, то индекс здоровья имеет оценку «низкий»; при значении показателя меньше 0,6 ставится оценка «очень низкий». Процент школ, в которых индекс здоровья принимает данную оценку представлено на рисунке 2.
Из рисунка видно, что в большинстве школ Новокузнецка индекс здоровья удовлетворительный (в 55,84 % школ – 43 школы), в 31,17% школ ИЗ хороший – 24 школы. Относительно удовлетворительный ИЗ в 4 школах (5,19%), пониженный в одной школе (1,30%) и низкий в 5 школах (6,49%). В большинстве школ Новокузнецка за 2008-2007 гг. индекс здоровья улучшился (70,13%). ИЗ ухудшился в 25,97% школ и не изменился в 3,9 % школ. В таблице 2 представлены статистические характеристики индекса здоровья по районам города. Для исследования взято 6 рядов данных – значения ИЗ по школам в каждом из районов. Таблица 2 Статистические характеристики индекса здоровья по районам города
Можно сделать предположение, что район оказывает влияние на индекс здоровья. Для того, что бы проверить это предположение воспользуемся критерием Крускала-Уолисса (Вычисления проводились в пакете БИОСТАТИСТИКА, версия 4.03). Полученные результаты: H (искомая мера) = 22,67; ν (число степеней свободы) = 5; p (значимость результата) < 0,001. Можно сделать следующие выводы: так как значимость p меньше 0,05, следовательно, гипотезу следует принять, а это значит, что район оказывает влияние на состояние здоровья школьников и педагогов (на индекс здоровья). Полученные результаты говорят лишь о том, что район оказывает влияние на индекс здоровья, но из рисунка 6 видно, что именно в Кузнецком районе индекс здоровья меньше, чем в остальных районах. Для того, чтобы проверить значимость различий значений индекса здоровья в Кузнецком районе и в остальных необходимо сравнить значения ИЗ в каждом из районов с ИЗ в Кузнецком районе. Для этого воспользуемся критерием Данна. Полученные результаты:
Можно сделать следующие выводы: так как уровень значимости для всех сравнений меньше 0,05, то можно сказать, что индекс здоровья в Кузнецком районе статистически значимо меньше, чем в остальных районах города. В таблице 3 представлены основные классы заболеваний и индексы здоровья в каждом из районов по каждому классу МКБ - X, а также по городу в целом. Таблица 3 Основные классы заболеваний, ряд нозологических форм и индексы здоровья по районам
Из таблицы можно сделать следующие выводы:
Выводы по разделу:
Психическое здоровье В целом по городу индекс психического здоровья в 2008 году, по сравнению с 2007, вырос на 0,07, с 0,65 до 0,72. Также ИПЗ в 2008 году, по сравнению с 2007, увеличился во всех районах города, кроме Орджоникидзевского. Наиболее существенно он вырос в Кузнецком районе (темп прироста 21,31%) и Заводском (темп прироста 19,67%) районах. В Центральном и Новоильинском районах индекс психического здоровья увеличивается на всем анализируемом периоде. В Центральном районе с 0,56 в 2006 году до 0,7 в 2008 году, в Новоильинском районе с 0,57 в 2006 до 0,65 в 2008 году. В Орджоникидзевском районе индекс психического здоровья снижается на всем анализируемом периоде (2006-2008гг.) с 0,83 в 2006 до 0,73 в 2008 году. В таблице 4 представлен индекс психического здоровья по возрастным группам (по классам) в каждом из районов и по городу в целом за 2006-2008гг. Там - же указано изменение индекса за смежные годы и темп прироста. Таблица 4 Индекс психического здоровья по возрастным группам за 2006-2008гг.
Из таблицы видно, что в 2008 году, по сравнению с 2007, индекс психического здоровья вырос для всех классов. Наиболее существенно индекс психического здоровья вырос в Центральном районе в 9-х классах (темп прироста 23,61%), в Куйбышевском районе в 1-х и 5-х классах (темп прироста 34,62% и 22,73%, соответственно), в Кузнецком районе в 5-х классах (темп прироста 28,79%), в Заводском в 5-х и 9-х (темп прироста 24,56% и 35,48%, соответственно). Наиболее существенно индекс психического здоровья снизился в Новоильинском районе в 9-х классах (темп прироста -36,36%), в Орджоникидзевском районе в 5-х классах (темп прироста -16,67%), Значение индекса здоровья за 2008 год по возрастам в каждом из районов графически представлено на рисунке 3.
Из рисунка видно, что самое низкое значение индекс психического здоровья принимает в Новоильинском районе – 0,58. Это объясняется тем, что в Новоильинском районе очень низкое значение ИПЗ для девятых классов – 0,35 (самое низкое по городу). Самое высокое значение ИПЗ для девятых классов в Центральном районе – 0,89. Самый высокий индекс психического здоровья в Кузнецком районе – 0,81. Там - же, в Кузнецком районе, самые высокие значения по городу ИПЗ для 1-х классов – 0,89 и 5-х – 0,85. Самое низкое значение ИПЗ для 1-х классов принимает в Центральном районе – 0,63, в этом же районе самое низкое значение ИПЗ для 5-х классов – 0,63. В таблице 5 представлены статистические характеристики индекса психического здоровья по возрастным группам. Для исследования взято три ряда данных, которые включают в себя ИПЗ по районам города. Таблица 5 Статистические характеристики индекса психического здоровья по возрастным группам
Для того, чтобы проверить значимость различий индекса психического здоровья для разных возрастных групп воспользуемся критерием Крускала-Уоллиса. Полученные результаты: H = 0,355, v = 2, p = 0,838. Результаты можно интерпретировать следующим образом: так как значение p больше 0,05, то, можно сказать, что различие между ИПЗ для разных возрастных групп не существенно. Значение индекса здоровья оценивается следующим образом: если значение лежит в интервале от 0,95 до 1, то индекс здоровья имеет оценку «приемлемый»; если значение лежит в интервале от 0,9 до 0,94, то индекс здоровья оценивается как «удовлетворительный»; при значении индекса здоровья, лежащем в интервале от 0,85 до 0,89 ставится оценка «пониженный»; если значение показателя лежит в интервале от 0,8 до 0,84, то индекс здоровья имеет оценку «низкий»; при значении показателя меньше 0,8 ставится оценка «очень низкий». В графическом виде процент школ, в которых индекс психического здоровья принимает данную оценку, представлен на рисунке 4.
Из рисунка видно, что в большинстве школ Новокузнецка индекс психического здоровья пониженный, низкий и очень низкий (65,52%). ИПЗ приемлемый только в 4 школах (6,9%). В 6,9% школ индекс психического здоровья удовлетворительный, в 10,34% школ - пониженный и в 10,34% школ - низкий. В таблице 6 представлены статистические характеристики индекса психического здоровья по районам города. Для исследования взято 6 рядов данных – значения ИПЗ по школам в каждом из районов. Таблица 6 Статистические характеристики индекса психического здоровья по районам города
Для того, чтобы проверить, насколько значимы различия индекса психического здоровья в районах города, воспользуемся критерием Крускала-Уоллиса. Полученные результаты: H = 7,59, v = 5, p = 0,18. Интерпретация результатов: так как значение p больше 0,05, то выдвинутую гипотезу о том, что район оказывает влияние на психическое состояние школьников, следует отклонить. Выводы по разделу:
Список литературы
Фадеева Анна Егоровна, е-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Просмотров: 23081
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 17.08.2009 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|