ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ СБОРА И ОБРАБОТКИ МЕДИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
09.11.2022 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-13
Голубев Н.А., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Шикина И.Б., Захарченко О.О. Резюме Актуальность. В статье кратко представлены история развития системы медико-статистических данных, появления единых форм учета и ответственных органов учета, анализа и обработки полученной информации. Продемонстрированы основные исторические аспекты методологии сбора и обработки медико-статистической информации в Российской Федерации, переход с «ручного» труда на предоставление отчетности в электронном виде. Цель. Изучить методологию сбора и обработки медико-статистической информации в Российской Федерации в историческом аспекте и на современном этапе. Материал и методы. Контент-анализ, историко-генетический, диагностический, концептуальный и методологический анализ. Для проведения информационного поиска использовались базы данных CyberLeninka, РИНЦ, Scopus, Web of Science. Результаты. Изучены становление методологии сбора и обработки медико-статистических данных в России в ХХ веке, система сбора и обработки медико-статистической информации на федеральном уровне в XXI веке, а также методы обеспечения достоверности статистических данных. Представлен анализ различных аспектов методологии сбора и обработки медико-статистической информации. Показана модернизация процесса сбора и обработки медико-статистической информации на основе системы «МедСтатWEB» для координации, организации и оперативного мониторинга процесса предоставления информации на федеральном уровне. Представлена многоуровневая система контроля и проверки достоверности медико-статистической информации (форматная, математическая и методологическая группы). Выводы. Статистическая отчетность медицинских организаций развивается в изменяющихся условиях функционирования отечественной отрасли здравоохранения. Историческое развитие системы сбора и обработки статистической отчетности связана со структурными нормативными изменениями в здравоохранении Российской Федерации. Представленная модель системы контроля федерального уровня может быть использована как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне медицинской организации. Ключевые слова: медицинская статистика; статистика здравоохранения; медико-статистическая информация; качество данных; контроль.
Контактная информация: Шикина Ирина Борисовна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
HISTORICAL ASPECTS OF THE METHODOLOGY FOR THE COLLECTION AND
PROCESSING OF MEDICAL AND STATISTICAL INFORMATION IN THE RUSSIAN
FEDERATION Abstract Significance. The article briefly presents the history of the development of the provision of medical and statistical data, the emergence of unified forms of accounting and responsible accounting bodies, analysis and processing of the information received. The main historical aspects of the methodology of collecting and processing medical and statistical information in the Russian Federation, the transition from "manual" labor to reporting in electronic form are demonstrated. Purpose: to study the methodology of collection and processing of medical and statistical information in the Russian Federation in the historical aspect and at the present. Material and methods. Content analysis, historical-genetic, diagnostic, conceptual and methodological analysis. CyberLeninka, RSCI, Scopus, Web of Science databases were used to conduct information search. Results. The formation of the methodology for collecting and processing medical statistics in Russia in the twentieth century, the system of collecting and processing medical statistical information at the federal level in the XXI century, as well as methods for ensuring the reliability of statistical data are studied. The analysis of various aspects of the methodology for collecting and processing medical statistical information is presented. Modernization of the process of collecting and processing medical and statistical information based on the «MedStatWEB» system for coordination, organization and operational monitoring of the process of providing information at the federal level is shown. A multilevel system of control and verification of the reliability of medical and statistical information (format, mathematical and methodological groups) is presented. Conclusion. Statistical reporting of medical organizations is developing in the changing conditions of the functioning of the domestic healthcare industry. The historical development of the system of collecting and processing statistical reports is associated with structural regulatory changes in the healthcare of the Russian Federation. The presented model of the federal level control system can be used both at the level of the subject of the Russian Federation and at the level of a medical organization. Keywords: medical statistics; health statistics; medical and statistical information; quality; control.
Corresponding author: Shikina I.B. e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Медико-статистическая информация является основой подготовки решений по совершенствованию выборов приоритетов, определению стратегии развития службы здравоохранения. В настоящее время вся существующая медико-статистическая информация может быть в виде оперативной (административной) статистической информации, в виде данных регистров, реестров, паспортов медицинских организаций, а также официальных данных федерального и отраслевого статистического наблюдения [1-3]. Официальные статистические данные входят в различные статистические сборники, издаваемые как федеральной службой государственной статистики (Росстат), так и Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России). Эти данные используются для различных информационных систем - автоматизированной системы информирования руководства (АСИР) Минздрава России, Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Также статистические данные ежегодно передаются в Европейское региональное бюро ВОЗ для базы данных «Здоровье для всех», в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также в статистическую службу Европейского союза (Евростат). Эти данные используются для написания справок и аналитических обзоров, для ежегодного «Государственного доклада о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья». Цель - изучить методологию сбора и обработки медико-статистической информации в Российской Федерации в историческом аспекте и на современном этапе. Материалы и методы Изучены литературные источники по вопросам становления и развития медицинской статистики, методологии сбора и обработки медико-статистической информации в России. Представлены собственные данные по аспектам методологии сбора и обработки медико-статистической информации. Рассмотрена модернизация процесса трудоемкого и затратного поиска и исключения технических ошибок с переходом на систему сбора и обработки медико-статистической информации на основе системы «МедСтатWEB» с применением современных информационных технологий для координации, организации и оперативного мониторинга процесса предоставления информации специалистами на федеральном уровне. Описана проведенная модернизация программных средств, улучшающих качество медико-статистической информации, с применением многоуровневой системы контроля, которая включает в себя три глобальных блока – форматную, математическую и методологическую группы контролей, равные по значимости, но различающиеся по требованиям к компетенции специалистов, ответственных за анализ результатов проверок. При выполнении исследования использовались контент-анализ, историко-генетический, диагностический, концептуальный и методологический анализ. Для проведения информационного поиска использовались базы данных CyberLeninka, РИНЦ, Scopus, Web of Science. Результаты На первом этапе исследования нами изучено становление методологии сбора и обработки медицинской статистики в России в ХХ веке. В России с начала ХХ века начало осуществляться статистическое наблюдение за состоянием основных демографических характеристик, обеспеченностью населения медицинскими кадрами, сети и деятельности медико-санитарных учреждений. Сбор данных для санитарной статистики, начиная с 1903 года, стал возможен при вменении сети государственных медико-санитарных учреждений обязательности текущего учета и отчетности по установленным для них в централизованном порядке единых форм [4,5]. Управлением Главного врачебного инспектора с 1910 года был введен учет количества стационарных и амбулаторных учреждений, коечного фонда [6]. За годы становления нового государства после Октябрьской революции регистрация и анализ санитарной статистики практически прекратились. В 1920 году из санитарной статистики выделился раздел - статистика здравоохранения. Был выпущен свод «Правил и форм медико-статистической регистрации» с приложением единых форм учета, которые впоследствии подвергались неоднократным пересмотрам и изменениям с целью их приспособления к меняющейся системе советского здравоохранения и в связи с появлением новых типов медицинских организаций (объединенные больницы, диспансеры, консультации, здравпункты и медико-санитарные части на предприятиях и другое) [7,8]. В 1925 году в Москве и Московской губернии медико-статистическая регистрация выполнялась отделом населения и здравоохранения Центрального статистического управления СССР (ЦСУ СССР) не только в количественном, но и в качественном отношении [9], но, следует отметить, что методология сбора и обработки медико-статистической информации была далека от совершенства. В середине 1930-х годов были дополнительно созданы научно-методические бюро санитарной статистики. В 1936 году вышла в свет монография руководителя ЦСУ СССР А.Б. Шевелева «Учет и статистика здравоохранения» [10], которая содержала систематическое и комплексное изложение ряда методических вопросов статистики здравоохранения [11,12]. На протяжении десятков лет сводные медико-статистические и аналитические обзоры имели ограниченный тираж [13]. Так, например, в 50-е годы прошлого века – справочники «Здравоохранение в СССР», которые издавались Министерством здравоохранения СССР [14,15]. В 1960 году ЦСУ СССР издало статистический справочник «Здравоохранение в СССР» [16]. В 1963 году, после проведенной Второй всесоюзной переписи учреждений здравоохранения, медико-статистические обзоры начали оформляться на новой методической основе, которая актуальна и по настоящее время [4,17]. В последующие годы отдел санитарной статистики Института организации здравоохранения и истории медицины им. Н.А. Семашко начал ежегодно составлять обзоры и справочники о состоянии здоровья и здравоохранения в СССР с рассылкой по стране [7,18,19]. Начиная с 1980-х годов СССР, а затем и Российская Федерация, начали предоставлять информацию по широкому перечню основных показателей̆ здоровья во Всемирную организацию здравоохранения. На сегодняшний день, наряду с данными других стран, они представлены на веб-странице www.who.int [20-22]. С 1992 года сбор, прием и обработку форм федерального и отраслевого статистического наблюдения в сфере охраны здоровья по субъектам, федеральным округам и в целом по Российской Федерации осуществляет ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России), который находится в непосредственном подчинении Минздрава России. Вследствие этого достигается максимально тесное взаимодействие с Минздравом России, который является идеологом разработки и корректировки федерального (отраслевого) статистического наблюдения в части получения информации об изменениях в формах статистической отчетности [8, 23]. На втором этапе исследования нами изучена система сбора и обработки медико-статистической информации на федеральном уровне в XXI веке. Получение сопоставимой и достоверной медико-статистической информации обеспечивается унифицированностью понятий, определений, используемых в медицинских организациях; наличием единых рекомендаций по применению различных методов лечения и их оценке; наличием единых инструктивных рекомендаций по ведению медицинского учета и отчетности; единством подходов свода и агрегации статистической информации; обязательностью представления статистической информации в сроки, определенные Минздравом России; наличием стандартных методик исчисления оценочных показателей [24]. До 2000 года в субъектах Российской Федерации обработка медико-статистической информации осуществлялась службой Бюро медицинской статистики (БМС). В отдельных регионах эта структура сохранилась до настоящего времени, с учетом изменившихся задач и вызовов реального времени. С 2001 года приказом Минздрава России от 04.06.2001 №180 в номенклатуру учреждений здравоохранения была введена новая структура – медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) [25]. В период с 2001 до 2010 год происходил процесс трансформации бюро медицинской статистики в структуры МИАЦ в целях внедрения качественно новых принципов учета и планирования ресурсов здравоохранения [26]. В 2011 году в России была утверждена концепция создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) [27]. Электронное здравоохранение должно было охватить первичную и скорую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью, другое [1,22,23,26,28]. На протяжении многих лет классический порядок сбора и обработки форм федерального и отраслевого статистического наблюдения включал в себя получение базы данных в электронном формате с обязательным бумажным экземпляром форм за подписью руководителя органа государственной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации [23]. Проведение контроля качества предоставляемых данных, в том числе сопоставительный межформенный анализ, проводился в формате очной защиты форм руководителями службы медицинской статистики субъектов Российской Федерации в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. При выявлении ошибок согласованные изменения вносились в базу данных и бумажный бланк формы отчетности. До 2014 года в процессе сбора и обработки статистической отчетности от субъектов Российской Федерации на федеральном уровне использовался значительный объем ручного труда, так как отчетность предоставлялась субъектами Российской Федерации в электронном виде и на бумажном носителе в двух экземплярах. Специалисты, ответственные за прием форм, использовали материалы из базы данных в распечатанном виде, включая ведомости условий контроля и описания условий контроля. В процессе считывания отчета на бумажном носителе в двух экземплярах между собой, а также с массивом, записанном на магнитном носителе было задействовано большое число технических сотрудников. По завершению процесса считывания отчет передавался на этап экспертного контроля специалистам, ответственным за прием форм. После работы с представителями территорий Российской Федерации и выявлении ошибок в их отчете, вручную писались соответствующие корректуры и передавались техническим специалистам, которые вносили исправления в базу данных с последующей передачей исправленных материалов специалисту, ответственному за прием формы. Если ошибка была не проработана, то корректуры писались до тех пор, пока ошибка не снималась, что могло занимать от 15 минут до 2-х и более часов. Когда специалист ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, ответственный за прием форм, прорабатывал все ошибки в отчетах по субъектам Российской Федерации, то он получал готовую компьютерную распечатку базы данных этого федерального округа со всеми видами контроля и работал с ней также, как и с отчетом каждого субъекта. Только после того, как были сняты все ошибки, как на уровне субъекта, так и на уровне федерального округа, формировалась распечатка массива данных по Российской Федерации с ведомостями контроля. Если данные в представленных формах не содержали ошибок, то делалась распечатка годового отчета в виде бланков формы. Такая организация процесса была крайне трудоемка, затратна и не исключала технических ошибок. В 2014 году система сбора и обработки медико-статистической информации на федеральном уровне подверглась модернизации на основе применения современных информационных технологий [3, 29]. Внедрение протоколов «контрольных сумм» позволило исключить трудоемкий процесс считывания отчетов на бумажных носителях с информацией в базе данных. Для координации, организации и оперативного мониторинга процесса предоставления информации специалистами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России была разработана система «МедСтатWEB» с персонифицированными доступами по уникальному логину и паролю для каждого из субъектов Российской Федерации, которые предоставлялись на основании письма органа управления здравоохранением субъекта. Также была проведена модернизация программных средств, применяемых для улучшения качества статистической информации [1]. Уникальность обработки годовых отчетов на федеральном уровне заключается в прохождении медико-статистической информации через многоуровневую систему контроля (внутриформенный, межформенный, межгодовой, форматный), которая позволяет выявить и исключить неточности в данных. На третьем этапе исследования нами изучено обеспечение качеством статистических данных. Для улучшения качества статистических данных, при формировании форм применяется ступенчатая система контроля, которая включает в себя три глобальных блока – форматную, математическую и методологическую группы контролей, равные по значимости, но различающиеся по требованиям к компетенции специалистов, ответственных за анализ результатов проверок. Форматная группа контролей включает в себя:
Обеспечение идентичности электронной базы данных осуществляется при помощи протоколов контрольных сумм. Данный тип протокола производит суммирование значений в базе данных при генерации бланка отчетной формы, и при включении информации в базу данных. При приеме баз данных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения должно выполняться обязательное требование - строгое соответствие структуре базы данных, утвержденным бланкам форм в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами. Эта проверка осуществляется при помощи словарей форм, строк и граф. Визуальный контроль предусматривает правильность кодирования субъекта Российской Федерации, наличие реквизитов и разрезов отчетных форм, имеются ли сдвиги граф и строк. При экспорте и импорте данных из внешних информационных систем возможно выпадение части данных ввиду несовершенства механизмов интеграции. Для выявления таких ошибок осуществляется поиск незаполненных таблиц или целиком форм, с уточнением у сдающих специалистов территорий правомерности отсутствия этих данных. Форматный контроль позволяет выявить технические ошибки ввода данных, ошибки округления, а также выбора единиц измерения. Также проверяются ошибки на целые числа, в части числа физических лиц, организаций, подразделений, аппаратов и т.д. Математическая группа контролей включает в себя:
Математическая группа контролей позволяет осуществлять проверку формирования итоговых строк, а также входящих значений и предусматривает снятие арифметических ошибок. Внутриформенный контроль предполагает сопоставление разных значений показателей внутри одной отчетной формы. Данный контроль бывает внутритабличным и межтабличным. Внутритабличный контроль – это сопоставление разных значений показателей внутри одной таблицы. Межтабличный контроль - сопоставление разных значений показателей между таблицами в одной отчетной форме. Контроль между разрезами форм включает математическую проверку данных в двух разрезах формы, для исключения ситуаций, когда дополнительный разрез, который должен формироваться «в том числе», оказывается больше, чем основная форма. Методологическая группа контролей включает:
Межформенный контроль может относиться как к математической, так и к логической группе контролей. Межформенный контроль заключается в проверке между значениями показателей в различных отчетных формах. Разумно встроенная система межформенных сопоставлений (контролей) отчетных данных обеспечивает возможность рассмотреть множество нюансов в системе организации здравоохранения на местах. Межгодовой контроль включает проверку между значениями показателей внутри отчетной формы текущего года с прошлым годом, в том числе баланс движения контингента пациентов. Сопоставительный анализ данных за отчетный и предыдущий годы позволяет логически выявить как технические ошибки заполнения, так и сбой при формировании данных. Изменения значений более чем на 10% в сторону увеличения или уменьшения должны быть объяснены. Также отсутствие значений показателя в отчетном году, при наличии данных в предыдущем году, должно уточняться и быть подтверждено. Логический контроль также помогает снять методологические ошибки. Оценка расчетных показателей позволяет обратить внимание на существенные отклонения от средних или нормативных значений. Сверка с оперативной информацией позволяет улучшить качество представленных статистических данных в сравнении с данными регистров, реестров и оперативных мониторингов. Для улучшения качества статистических данных необходимо проводить сопоставление с Федеральным реестром медицинских организаций и Федеральным регистром медицинских работников (ФРМР ФРМО), паспортами медицинских организаций, Национальным радиационно-эпидемиологическим регистром (НРЭР), Канцер-регистром, Федеральным регистром учета редких (орфанных) заболеваний, Федеральным реестром инвалидов (ФРИ), Федеральным регистром детей-инвалидов (ФРДИ), Федеральным регистром больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (Регистр COVID), Федеральным регистром больных сахарным диабетом; Федеральным регистром лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека; Федеральным регистром лиц, больных туберкулезом; с мониторингами. Обсуждение Вся существующая на сегодняшний день статистическая отчетность медицинских организаций представляет собой систему, которая развивалась и формировалась, гибко адаптировалась на протяжении длительного периода времени в постоянно изменяющихся условиях функционирования отечественной отрасли здравоохранения [23]. Запуск в 2018 году нацпроектов обозначил новый рубеж развития медицинской статистики. Данные медицинской статистики стали инструментом для принятия новых управленческих решений, в том числе создания в стране инсультной сети, новой маршрутизации пациентов с онкологическими заболеваниями. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204 [30] разработан и утвержден национальный проект «Здравоохранение», реализация национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации которого в 2020 году было продлено до 2030 года [31]. Вследствие этого резко возрастает потребность в разработке новых статистических показателей, характеризующих эффективность деятельности системы здравоохранения в современных условиях. Так, для реализации показателя «Летальность больных с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением» Федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» с 2021 года в отчетную форму ФСН №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации» был введен подстрочник 3004. Для реализации другого показателя «Число выполненных посещений гражданами поликлиник и поликлинических подразделений, участвующих в создании и тиражировании «Новой модели организации медицинской помощи» Федерального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи» с 2021 года в отчетную форму ФСН №30 «Сведения о медицинской организации» был введен подстрочник 2107. Значительную роль в реализации функции сбора, обработки и хранения информации о состоянии здоровья населения и деятельности медицинской организации играет первичное звено медико-статистической службы-статистические отделения (кабинеты), работа которых обеспечивается медицинскими статистиками, врачами-статистиками, врачами-методистами. Именно от грамотности работников этого звена полностью зависит достоверность всей формируемой отчетности, расчетных показателей, и, в конечном счете, выводов о деятельности системы здравоохранения [32, 33]. Организация сбора, хранения и обработки медико-статистической информации на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется с учетом специфики региона и внедрения информационных технологий. Так, на территории Брянской области указанные мероприятия осуществляются на базе единого для всех медицинских организаций программного обеспечения «Мединфо». Используется система ежеквартальной оперативной информации и метод Комплексной обобщенной оценки медицинских организаций субъекта, что позволяет представлять департаменту здравоохранения статистические материалы, являющиеся основанием для принятия управленческих решений [34]. На федеральном уровне и ранее рассматривались теоретические аспекты организации службы отечественной медицинской статистики, в том числе был дан анализ технологии процесса сбора, приема и обработки медицинской статистической отчетности, которая существовала в 1992-2011 годах [26]. Изучались вопросы методологии сбора и приема годовой статистической отчетности в учреждениях здравоохранения Российской Академии Наук. В РАН разработана АИС «Медстатистика» МЦ УД РАН, в состав которой входят подсистемы: регистрация отчетно-статистической информации; формирования единой базы данных МЦ УД РАН и анализа данных [35]. Однако важно обеспечить максимально эффективную работу сотрудников службы медицинской статистики. На сегодняшний день не разработаны критерии оценки труда медицинского статистика, врача-статистика и врача-методиста. В настоящее время проводятся исследования по экспериментальному расчету функции статистиков службы медицинской статистики [36]. Пандемия COVID-19 актуализировала проблемы медицинской статистики и показала необходимость совершенствования методики учета и разработки новых исследований. Был принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающий предоставление первичных статистических данных по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Разработана модель информационного взаимодействия по удаленному согласованию и обработке данных форм годового отчета, изменена система взаимодействия со специалистами службы медицинской статистики субъектов Российской Федерации с применением транспортной информационной системы, системы видеоконференцсвязи и др. [37]. При этом, перечисленные изменения были давно назревшими, и внешние факторы только ускорили их внедрение в практику. Дальнейшая цифровая трансформация системы здравоохранения предполагает отказ от применения форм государственной статистической отчетности. Вместо этого будет развиваться управление здравоохранением на основе первичных данных. В результате, чего будет снижаться время и трудозатраты на получение информации; повышаться качество и достоверность информации; проводиться многофакторный анализ данных; возможно определять причины отклонений и взаимосвязи между показателями [38]. Однако данный процесс невозможен без методологической проработки, паспортизации каждой единицы значений отчетной формы на основании учетной документации, и внедрения структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) по всем видам медицинской помощи. В нашей стране существует уникальная система государственной медицинской статистики, доставшаяся в наследство от СССР, которая была создана именно для целей информационного обеспечения процесса управления здравоохранением. Нигде в мире больше не существует столь масштабной системы мониторинга, включающей сбор и хранение данных о состоянии здоровья населения, уровне медицинского обслуживания [30]. Статистическое наблюдение в здравоохранении имеет максимальную степень социальной значимости, так как, в первую очередь, отражает явления и процессы, проходящие за определенный промежуток времени в области здоровья населения. Качественные сведения крайне необходимы для оценки тенденций изменений в состоянии здоровья населения, эффективности медицинских и социальных мероприятий, планирования различных видов специализированной медицинской помощи, в том числе высокозатратных и высокотехнологичных, рационального использования материальных и кадровых ресурсов системы здравоохранения [3, 39-43]. Нарушение порядка представления статистической информации, как и представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленной статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-Ф3 [44], а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» [45]. В настоящее время наблюдается нехватка кадров в службе медицинской статистики в субъектах Российской Федерации, следовательно, возникает необходимость в привлечении новых специалистов и их обучении. Так, с 2014 года на постоянной основе Министерством здравоохранения Российской Федерации на базе ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России проводится цикл web-семинаров, охватывающих все формы годового отчета. Во время указанных семинаров специалистами, курирующими формы статистического наблюдения, даются пояснения и рекомендации по заполнению отчетов. Это позволяет оперативно и наглядно донести информацию до специалистов МИАЦов, осуществляющих первичный сбор и формирование статистических отчетов. Материалы web-семинаров доступны также и для специалистов медицинских организаций, поскольку после завершения трансляции каждого из web-семинаров видеозапись и презентационный материал размещается в открытом доступе на портале ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (www.mednet.ru). На web-портале «Всероссийский форум организаторов здравоохранения» (http://zdravmanager.ru/ ) создан специализированный раздел для обсуждения вопросов, связанных со сбором форм годового отчета. Специалисты субъектов Российской Федерации имеют возможность обсудить наиболее актуальные вопросы в рамках годового отчета и получить комментарии специалистов, курирующих сбор форм. На форуме в оперативном порядке размещается вся нормативная и справочная информация по сбору форм федерального(отраслевого) статистического наблюдения, а также обновление программного обеспечения [19]. Выводы:
Литература
References
Дата поступления: 05.10.2022 Просмотров: 5149
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 07.12.2022 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|