ВОЗ. Информационный бюллетень. Октябрь 2022 |
09.11.2022 г. | ||||||
Октябрь 2022 г. Тема номера – Здоровые города. Сотрудничество для безопасной и здоровой жизни1 «Здоровые города» — это глобальное движение, направленное на то, чтобы сделать вопросы здравоохранения приоритетными в социальной, экономической и политической повестке дня городских властей. Европейская сеть «Здоровые города» была создана в Европейском регионе ВОЗ более 30 лет назад. В течение 3 десятилетий движение Европейской сети «Здоровые города» было инициатором перемен, создавая более здоровые городские среды, которые поддерживают здоровье и благополучие людей, живущих в них. Основной подход Европейской сети «Здоровые города» направлен на то, чтобы поставить здоровье на первое место в политической и социальной повестке дня городов и создать активное движение за общественное здоровье на местном уровне. Особое внимание в нем уделяется справедливости, совместному управлению и солидарности, межсекторальному сотрудничеству и действиям, направленным на улучшение детерминантов здоровья. В сложном мире с несколькими уровнями государственного управления, многочисленными секторами, работающими над достижением схожих целей, и множеством заинтересованных сторон, участвующих в стремлении к здоровью и благополучию, города обладают уникальными возможностями для обеспечения лидерства. Здоровые города — это участие местного населения. Они постоянно и активно изучают способы внесения вклада в реализацию стратегий ВОЗ на городском и местном уровнях. У них есть потенциал для обеспечения необходимого лидерства в области общественного здравоохранения, создания предпосылок для более здорового образа жизни и совместного управления, а также для содействия межсекторальным действиям. Кроме того, во времена экономического спада городские власти могут играть ключевую роль в качестве защитников потребностей людей, которые являются наиболее уязвимыми и социально незащищенными, в медицинской помощи. Содержание, организационные особенности и методы работы каждой пятилетней фазы Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» определялись новыми стратегиями по приоритетным вопросам здравоохранения на городском и местном уровнях, извлеченными уроками и достижениями в предыдущие этапы, новыми научными данными о детерминантах здоровья и эффективности вмешательств в области общественного здравоохранения и изменениях в социальной и политической среде. 6 стратегических целей Европейской сети «Здоровые города» 1. Продвигать политику и действия в интересах здоровья и устойчивого развития на местном уровне и во всем Европейском регионе ВОЗ, уделяя особое внимание детерминантам здоровья, людям, живущим в бедности, и потребностям уязвимых групп. 2. Укрепить национальный статус «Здоровых городов» в контексте политики развития здравоохранения и возрождения городов с упором на национальное и местное сотрудничество. 3. Накопить политический и практический опыт, достоверные фактические данные, знания и методы, которые можно использовать для укрепления здоровья во всех городах Региона. 4. Способствовать солидарности, сотрудничеству и рабочим связям между европейскими городами и сетями, участвующими в движении «Здоровые города». 5. Играть активную роль в защите здоровья на европейском и глобальном уровнях посредством партнерства с другими агентствами, занимающимися проблемами городов, и сетями местных органов власти; 6. Повысить доступность Европейской сети «Здоровые города» для всех государств-членов в Европейском регионе ВОЗ. Государства-члены Европейского региона ВОЗ взяли на себя различные обязательства по целому ряду вопросов, включая укрепление систем здравоохранения, борьбу с эпидемией ожирения, борьбу с эпидемией неинфекционных заболеваний и подготовку к преодолению последствий изменения климата. Одним из основных направлений деятельности «Здоровых городов» - это работа по улучшению окружающей среды. Общественное здравоохранение и его связи с городским планированием, управлением рисками, природным капиталом и городской застройкой в последние годы стали более актуальными, чем когда-либо. Изменение климата, стремительная и/или неадекватно спланированная урбанизация и ухудшение состояния окружающей среды сделали многие города уязвимыми перед стихийными бедствиями. Кроме того, города все чаще сталкиваются с локальными чрезвычайными ситуациями из-за промышленных аварий и системных сбоев, что указывает на высокую степень взаимозависимости, особенно в крупных городах. Городам необходимо понимать, какие особенности и процессы делают их уязвимыми перед кризисами и чрезвычайными экологическими ситуациями, а также какие могут быть последствия для здоровья. Они также должны распознавать наиболее эффективные меры противодействия, чтобы снизить риск, подготовиться и стать более устойчивыми. В связи с этим, растет интерес к планированию, адаптации и интеграции сценариев изменения климата в более широкую программу обеспечения устойчивости городской среды. Среди наиболее выделенных действий местных органов власти по более эффективной и успешной работе для адаптации к изменению климата были институциональные инновации, преодоление разрозненности, установление общих взглядов и приоритетов, а также рассмотрение потенциальных результатов проектов по обеспечению устойчивости городской среды в отношении здоровья и справедливости. Городское планирование, управление рисками и устойчивость становятся все более важными способами укрепления и защиты общественного здоровья на местном уровне. Еще одним важнейшим направлением работы является популяризация активного образа жизни Городская среда оказывает влияние на физическое, психическое и социальное благополучие сообществ по всему миру. Жизнь городского населения часто связана с более высоким воздействием загрязнения воздуха, отсутствием физической активности и, как следствие, ростом неинфекционных заболеваний. Однако инновации в городском дизайне могут переломить эту тенденцию и показать, как города могут улучшить здоровье людей. Для обеспечения здоровья городского населения необходимо активизировать поощрение физической активности и здорового питания в городских условиях, чтобы программы городского благоустройства были ориентированы, главным образом, на содействие здоровью и благополучию жителей. Отсутствие физической активности является причиной растущей доли случаев смерти и инвалидности в Регионе. Это также связано с высокими расходами на здравоохранение и потерей производительности труда. Регулярная физическая активность защищает людей от ряда хронических заболеваний, таких как диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания и некоторые виды рака. Улучшается психическое здоровье (снижаются симптомы тревоги и депрессии), улучшаются когнитивное состояние и сон. Это также ключевой фактор, определяющий контроль веса. Борьба за развитие физической активности населения связана как с созданием благоприятной среды, так и с поощрением активного образа жизни. Городской дизайн играет здесь ключевую роль. Как же создать в городах здоровую среду для жизни взрослых и детей? Одним из ключевых аспектов является городская планировка, которая может способствовать здоровому образу жизни в городских условиях, равно как и активное проведение политики в этом направлении в разных сферах жизни. Администрация города Корк в Ирландии вводит в уличную архитектуру досуговые элементы: десять новых мини-парков, игровые площадки и пешеходные дорожки. В российском городе Череповце прокладываются специальные дорожки, по которым можно подойти к реке и летом, и зимой. Планирование уличного пространства путем борьбы с тремя основными проблемами, связанными со здоровьем, — загрязнением атмосферы, недостатком физической активности и ее воздействием на психику — способствует укреплению психического здоровья горожан всех возрастов из всех социальных групп. Инициативы в других городах включают пропаганду передвижения пешком в жилых районах, где имеются большие проблемы с движением транспорта из-за заторов. Освобождение таких районов от излишнего количества автомобилей путем использования общественного транспорта не только решило транспортную проблему, но и сделало такие районы лучше и чище для жизни и повысило возможности велосипедистов и пешеходов. Отмечено, что люди, которые ведут активный образ жизни на протяжении всей своей жизни, часто становятся активными по убеждению, потому что это встроено в их повседневную жизнь. Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: Публикации Всемирной организации здравоохранения:
Мы, мэры и высокопоставленные политические представители городов, собравшиеся на совещание 8–10 декабря 2020 г., подтверждаем свою приверженность ценностям и принципам движения "Здоровые города". Учитывая, что наши города стали национальными и международными эпицентрами пандемии COVID-19, мы обязуемся – как по отдельности, так и сообща – играть более активную лидерскую роль в том, чтобы сделать наши города здоровыми, безопасными, справедливыми, инклюзивными, жизнестойкими и ресурсоустойчивыми. Мы призываем ВОЗ и мировое сообщество поддерживать научно-обоснованные ответные меры – не только с целью защиты наших сообществ от пандемии COVID-19 и ее социальных и экономических последствий, но и в интересах справедливого, здорового и устойчивого послекризисного восстановления. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340320/WHO-EURO-2021-2092-41847-57403-rus.pdf
Новый справочник ВОЗ и Агентства ООН по окружающей среде содержит рекомендации для практикующих специалистов, как поставить вопросы здоровья в центр городского и территориального планирования. Справочник «Интегрирование вопросов здоровья в городское и территориальное планирование» может помочь лицам, принимающим решения в области общественного здравоохранения, городского и территориального планирования, в разработке и создании городской среды с акцентом на здоровье граждан. Во многих городах при решении вопросов городского и территориального планирования возникают проблемы, связанные со здоровьем населения. В перенаселенных городах и там, где отсутствует необходимый доступ к чистой воде и нарушены условия гигиены и санитарии, возникают вспышки инфекционных болезней. Нездоровые условия проживания были причиной смерти 12,6 млн. человек в 2012 г. В 2016 г. 7 млн. человек погибли по причине загрязнения воздуха. В связи с этим мир все более приходит к осознанию связи между здоровьем населения и организацией городского пространства. Важным фактором является обеспечение принципа справедливости, поскольку имеются различия в здоровых условиях жизни в разных районах города. Данный справочник представляет материалы по учету вопросов здоровья при городском планировании для достижения равных и справедливых результатов и доступности необходимых услуг. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/331678/9789240003170-eng.pdf
Проект ≪Защита окружающей среды и здоровья человека путем повышения жизнестойкости городов≫ направлен на то, чтобы помочь местным органам власти и лицам, принимающим решения, учитывать вопросы окружающей среды и здоровья человека при обеспечении готовности и повышении жизнестойкости городов на местном уровне, а также активно использовать городское планирование для создания безопасных и благоприятных для здоровья городов. В настоящем докладе обобщаются три отчета, написанных в рамках проекта, и представляются основные идеи о путях строительства по принципу ≪лучше, чем было≫ и использования планирования окружающей среды и инфраструктуры в качестве важного инструмента повышения жизнестойкости городов. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/360449/WHO-EURO-2022-5650-45415-65355-rus.pdf
Города и городские поселения занимают важнейшее место в предотвращении чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, подготовке к ним, принятии ответных мер и восстановлении после них, поэтому странам, стремящимся повысить общий уровень санитарно-эпидемиологической безопасности, необходимо уделять больше внимания городской среде. Городские районы, и особенно крупные города, обладают особой уязвимостью, и это необходимо учитывать при обеспечении готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения. При отсутствии должной готовности городская среда более уязвима к катастрофическим последствиям чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, что может привести к ускорению распространения заболеваний, и в то же время именно городские районы часто оказываются на переднем крае ответных мер. Это подтверждается опытом прошлых вспышек и пандемии COVID-19. В связи с этим крайне важно, чтобы готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения в городской среде обеспечивалась в рамках разработки политики, наращивания потенциала и конкретных мероприятий, осуществляемых на национальном, субнациональном и городском уровнях. Настоящий документ адресован разработчикам политики во всех секторах, занимающихся обеспечением готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения в городах и городских поселениях на национальном и субнациональном уровнях, а также соответствующим заинтересованным сторонам международного сообщества. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/361953/9789240050341-rus.pdf
В этом докладе определяются концептуальные подходы, рамки и стратегии, используемые в литературе, чтобы помочь городам решить проблемы подготовки и предотвращения вероятности и серьезности последствий местных экстремальных явлений. В нем исследуется, как (и в какой степени) городское планирование, управление и проектирование могут быть механизмом повышения готовности и стабильности. В отчете обсуждается ряд стратегий, которые особенно актуальны для определенных типов опасностей, с разграничением тех, которые влекут за собой модификацию или проектирование городской инфраструктуры, и тех, которые касаются управления, коммуникации и взаимодействия с общественностью. В докладе рассматриваются вопросы, как обеспечить безопасность городской структуры при наводнениях, землетрясениях, ураганах и других чрезвычайных ситуациях. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.who.int/europe/publications/i/item/WHO-10665-355761
Процесс развития мер политики, нацеленных на создание более благоприятных условий для жизни людей старшего возраста, приобретает все больший масштаб в Европе и по всему миру. Участие в нем принимают все больше городов и сообществ, местных и региональных органов власти. В настоящей публикации рассматривается роль информационных систем, индикаторов, мониторинга и оценки в обеспечении эффективности и устойчивости инициатив по формированию политики в сфере создания благоприятной среды для людей старшего возраста. В ней приводятся источники, воспользовавшись которыми можно получить всеобъемлющую картину положения пожилых людей и качества их жизни, а также узнать способы эффективного информирования об этих факторах. Настоящая публикация подготовлена с учетом опыта существующих инициатив по созданию благоприятных условий для жизни людей старшего возраста в Европе и механизмов их поддержки – в частности, инструментов мониторинга, оценки и целенаправленной коммуникации, таких как профили здорового старения и местные информационные системы. В число этих механизмов входят подходы к проведению оценки ситуации с участием пожилых людей и инициируемые на местном уровне проекты, предусматривающие сбор и распространение информации, помогающей пожилым людям оставаться активными, участвовать в жизни сообщества и продолжать заниматься тем, что они считают для себя важным. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/350561/9789289056151-rus.pdf
Неинфекционные заболевания являются основной причиной смертности и инвалидности во всем мире. Дизайн городской среды часто ограничивает способность людей быть активными в повседневной жизни. Исследования показали, что городская планировка может повлиять на самые серьезные современные проблемы, связанные с физическим, психическим и социальным благополучием местных сообществ во всем мире. Как лучше всего перейти от идей к действиям? И как можно лучше всего интегрировать меры, которые ставят здоровье и благополучие людей в центр планировки и проектирования городов? Это были основные вопросы, рассмотренные на виртуальном симпозиуме, проведенном Европейским региональным бюро ВОЗ в апреле 2021 г. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.who.int/europe/publications/i/item/WHO-EURO-2022-5961-45726-65769
Регулярная физическая активность способствует укреплению как психического, так и физического здоровья. Поскольку она полезна для людей любых возрастов и возможностей, никогда не поздно начать больше двигаться и бороться с сидячим образом жизни, чтобы улучшить свое здоровье. Тем не менее, образ жизни 81% подростков и 27,5% взрослых в настоящее время не соответствует рекомендуемым ВОЗ уровням физической активности, и это влияет не только на отдельных лиц на протяжении их жизненного пути и на их семьи, но и на службы здравоохранения и общество в целом. Для содействия странам в расширении масштабов охвата своего населения в Глобальном плане действий ВОЗ по повышению уровня физической активности на 2018–2030 гг. (ГПДФА) представлен ряд научно обоснованных рекомендаций в области политики, направленных на обеспечение роста участия в четырех стратегических областях: активное общество, активная окружающая среда, активные люди и активные системы. Эффективное выполнение ГПДФА всеми странами ускорит действия по достижению глобальной цели, предусматривающей относительное сокращение масштабов недостаточной физической активности среди населения на 15% к 2030 г. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/publications/i/item/9789240060449
Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни содержит научно-обоснованные рекомендации в области общественного здравоохранения для детей, подростков, взрослых и пожилых людей в отношении объема физической активности (регулярности, интенсивности и продолжительности), необходимого для того, чтобы обеспечить значительное улучшение состояния здоровья и снизить соответствующие риски. В нем впервые даются рекомендации по вопросам, касающимся взаимосвязи между малоподвижным образом жизни и показателями здоровья, а также рекомендации для отдельных подгрупп населения, таких как беременные женщины, женщины в послеродовом периоде и лица с хроническими патологиями или ограниченными возможностями. Рекомендации предназначены для директивных органов в странах с высоким, средним и низким уровнем дохода, входящих в структуру министерств здравоохранения, образования, по делам молодежи, спорта и/или социального обеспечения и защиты семьи; для государственных должностных лиц, отвечающих за разработку национальных, субрегиональных или муниципальных планов по повышению физической активности и сокращению масштабов малоподвижного образа жизни в отдельных группах населения и за подготовку соответствующей методической документации; для сотрудников неправительственных организаций, работников сектора образования, частного сектора и сектора научных исследований, а также для работников здравоохранения. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/336656/9789240032170-rus.pdf
Активные способы передвижения, в частности ходьба пешком и езда на велосипеде, сегодня широко признаются как полноценные альтернативы другим видам городского транспорта. Они включаются в программы планирования и учитываются наравне с остальными видами мобильности не только в наиболее развитых странах, но и по всему миру. Постоянно растущий объем научных данных подтверждает преимущества активных способов передвижения для общества с точки зрения транспортной системы, окружающей среды и здоровья населения. В рамках практики планирования накоплен богатый арсенал мер, которые могут быть взяты за основу, адаптированы либо непосредственно использованы в любом городе. В настоящей публикации приводится всесторонняя аргументация в поддержку стимулирования ходьбы пешком и езды на велосипеде, а также дается описание методов реализации подобных инициатив, основываясь на последних данных научных исследований и передовой практике планирования. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/363555/9789289058308-rus.pdf Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.who.int/europe/groups/who-european-healthy-cities-network Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 См. также Информационный бюллетень за июнь 2021 г. «Европейская сеть «Здоровые города»: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/195.html Просмотров: 4125
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 18.11.2022 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|