О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Печать
18.01.2023 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-6-11

Закоркина Н.А.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», Омск, Россия

Резюме

Актуальность. Наибольшие трудности возникают с введением непрофильных дисциплин, в частности, «Основ медицинских знаний» для студентов педагогических вузов.

С одной стороны, это дисциплина, при изучении которой не формируются профессиональные компетенции студентов, они носят ознакомительный характер. С другой стороны, приобретая практические навыки оказания первой помощи, студенты должны знать четкий алгоритм выполнения медицинских мероприятий и владеть им до конца учебы в вузе.

Цель работы. Изучить уровень сформированности компетенций студентов по оказанию первой помощи.

Материал и методы. Проводилось анкетирование 2-х групп студентов: 1-я группа – студенты-первокурсники, прошедшие дисциплину «Основы медицинских знаний» в конце учебного года (2021), всего 98 человек; 2-я группа – студенты-выпускники (2021), изучавшие данную дисциплину также на первом курсе, т.е. 4 года назад, всего 103 человека. Использовался метод случайного отбора. Все студенты анонимно ответили на 29 вопросов. Ошибка выборки по вопросам анкет не превышала 5%.

Для анализа данных социологического исследования использовался альтернативный анализ (экстенсивные показатели), для выявления причинно-следственных связей – корреляционный анализ. Оценка достоверности коэффициента корреляции проводилась по табличным стандартным значениям.

Результаты. Непрофильная дисциплина «Основы медицинских знаний» рассматривается как необходимость использования полученных знаний в дальнейшей жизни при оказании первой помощи пострадавшим для большинства респондентов, как 1-й группы – 94,9%, так и 2-й – 96,1%.

Согласно компетентностному подходу при изучении дисциплины знания и умения нацелены на те состояния, которые в течение короткого времени могут закончиться летальным исходом. Если после изучения дисциплины на 1-м курсе признаки клинической смерти могли определить 42,9%, то к концу учебы в вузе только 8,7%. Аналогичная картина складывалась и с оказанием первой помощи при кровотечении – 61,2% и 29,1% соответственно.

Основные причины, по которым студенты не могут освоить пороговый уровень компетенции в оказании первой помощи, – это не только чувство страха, отсутствие опыта, этическая сторона (рвотные массы, кровь), недостаточное оснащение практических занятий техническими средствами, но и освоение дисциплины с педагогами без медицинского образования, что подтверждается результатами и корреляционного анализа.

Кроме того, анкетируемые столкнулись с подходами, не соответствующими правильному алгоритму действий, в 1-й группе 8,2%, во 2-й – 15,5%.

Сформированность уровня компетенций у студентов снижается, к окончанию вуза «знать, уметь, владеть» могут только 8,7%.

Заключение. Компетентностный подход к освоению непрофильных дисциплин не дает ожидаемого результата. Это связано с отсутствием кумулятивного приобретения знаний, умений, навыков в течение всего периода обучения в вузе, недостаточной оснащенностью практических занятий техническими средствами и преподаванием дисциплин не соответствующими профилю специалистами.

Область применения результатов. Полученные данные могут быть использованы при формировании государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: компетенции; непрофильные дисциплины; студенты-первокурсники; студенты-выпускники; социологический опрос.

Контактная информация: Закоркина Наталья Аркадьевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Закоркина Н.А. Оценка уровня сформированности компетенций студентов педагогического вуза при изучении непрофильных дисциплин (по данным социологического исследования). Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(6):11. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1439/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-6-11

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETENCE DEVELOPMENT IN NON-CORE SUBJECTS AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY (BASED ON A SOCIOLOGICAL SURVEY)
Zakorkina N.A.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

Abstract

Significance. Introduction of non-core subjects into the curriculum of pedagogical universities, in particular, “Fundamentals of Medical Knowledge” is fraught with greatest difficulties.

On the one hand, this is a subject that does not develop any professional competences of students, it is of an introductory nature only. On the other hand, acquiring practical skills in first aid, students should know a clear algorithm of medical actions and remember it until the end of their studies at the university.

The purpose of the study. To analyze the level of competence development in first aid provision.

Маtеrial and methods. A survey of two groups of students was conducted: the 1st group – the first-year students who have completed “Fundamentals of Medical Knowledge” at the end of the academic year (2021), a total of 98 students; the 2nd group - graduate students (2021), who studied this subject also in the first year, i.e. 4 years ago, a total of 103 students. The method of random selection was used. All students answered 29 questions anonymously. The sampling error on the questionnaire questions did not exceed 5%.

To analyze data of the sociological survey, an alternative analysis (extensive indicators) was used, and to identify cause-and-effect relationships a correlation analysis was undertaken. Reliability of the correlation coefficient was assessed using tabular standard values.

Results. The majority of the respondents in both the 1st group (94.9%) and the 2nd group (96.1%) consider the non-core subject “Fundamentals of Medical Knowledge” as the need to use the acquired knowledge in future.

According to the competence-based approach, the subject is aimed at developing knowledge and skills in managing conditions that can become fatal within a short period of time. Upon completion of the subject in the 1st year, signs of clinical death could be determined by 42.9%, while by the end of the studies at the university - only 8.7%. A similar situation is relevant to first aid for bleeding - 61.2% and 29.1%, respectively.

The main reasons why students fail to master the threshold level of competence in first aid are both a feeling of fear, lack of experience, ethical side (vomit, blood), insufficient technical equipment during practicals, as well as the fact that this subject is taught by educators without medical background, which is confirmed by the results and correlation analysis.

In addition, the respondents were faced with the approaches that do not correspond to the correct algorithm of actions: 8.2% - in the 1st group and 15.5% - in the 2nd.

The level of competence development among students is decreasing, by the end of the university only 8.7% can implement “I know, can do, and master the skill”.

Conclusion. The competence-based approach to non-core subjects does not produce the expected result. This is due to the lack of cumulative acquisition of knowledge, competences and skill throughout the study process at the university, insufficient technical equipment during practicals and the fact that the subject is taught by specialists without relevant background.

Scope of application. The data obtained can be used to develop state educational standards.

Keywords: competences; non-core subjects; first-year students; graduate students; sociological survey.
Corresponding author: Natalia A. Zakorkina, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .
Information about authors:
Zakorkina N.A.,
http://orcid.org/0000-0001-2345-6789
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The author declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Zakorkina N.A. Assessment of the level of competence development in non-core subjects among students of pedagogical university (based on a sociological survey). Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2022; 68(6):11. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1439/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-6-11 (In Rus).

Введение

Модернизация в образовании, как и в других отраслях, предполагает компетентностный подход к обучению будущих специалистов. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов позволяет предъявлять единые требования к конечному результату: получению знаний, умений, навыков в будущей профессии и ориентации в различных жизненных ситуациях, не связанных с профессией [1-5].

Большинство российских вузов продолжают формировать только профессиональные компетенции [hard skills] и, как правило, не учитывают компетенции [solf skills], характеризующие личностные качества обучающихся, оценка которых широко используется за рубежом. Поэтому наши студенты ориентированы на дисциплины, имеющие непосредственное отношение к его будущей профессии, а другие дисциплины расцениваются как ненужные [6-8].

Современный подход к изучению любых дисциплин – предполагает использовать универсальные компетенции, т.е. слияние тех и других. Это необходимо для осуществления принятия правильного образовательного направления и выработки алгоритма действий в различных условиях, в том числе экстремальных [9].

Большие затруднения испытывают образовательные учреждения при оценке конечного результата, ибо любой образовательный процесс, во-первых, не должен зависеть от конкретной учебной дисциплины, во-вторых, формирование образовательного результата должно проходить кумулятивно в течение всего периода обучения [10].

Цель работы. Изучить уровень сформированности компетенций студентов по оказанию первой помощи.

Материал и методы. Проводилось анкетирование 2-х групп студентов: 1-я группа – студенты-первокурсники, прошедшие дисциплину «Основы медицинских знаний» в конце учебного года (2021), всего 98 человек; 2-я группа – студенты-выпускники (2021), изучавшие данную дисциплину также на первом курсе, т.е. 4 года назад, всего 103 человека. Использовался метод случайного отбора. Все студенты анонимно ответили на 29 вопросов. Ошибка выборки по вопросам анкет не превышала 5%.

Для анализа данных социологического исследования использовался альтернативный анализ (экстенсивные показатели), для выявления причинно-следственных связей – корреляционный анализ. Оценка достоверности коэффициента корреляции проводилась по табличным стандартным значениям.

Результаты. В проведенном социологическом исследовании выявлено, что ответы на ряд вопросов не имели существенных различий между 1-й и 2-й группами.

Так, большинство респондентов ответили, что впервые знакомятся с медицинскими темами, которые в школе не изучались, даже в познавательном формате. В 1-й – это 92,9%, во 2-й – 91,3%.

Может быть поэтому появившаяся дисциплина в вузе «Основы медицинских знаний» осваивалась с пониманием как необходимость использования полученных знаний в дальнейшей жизни для 94,9% и 96,1% респондентов и только как ненужную дисциплину оценили 5,1% и 3,9% соответственно.

Интерес к изучению дисциплины был связан еще и с тем, что практические занятия строились с использованием технических средств для большинства опрошенных – 87,8% и 88,4%. Однако, в некоторых группах занятия проводились без использования тренажеров – 8,2% и 7,8% или только теоретически, по тестовому контролю – 4,0% и 3,8%.

При этом оснащенность практических занятий достаточной оценили 69,7% опрошенных из 1-й группы и 71,2% из 2-й группы. В то же время более половины анкетируемых из обеих групп не были удовлетворены тем, как преподаватели проводили занятия – 58,2% и 62,1%, что подтверждается ответами на вопрос о специальности преподавателя, в большинстве своем медицинская дисциплина осваивается студентами не с медицинскими работниками, а с педагогами разных специальностей (филологи, биологи, преподаватели физкультуры и т.д.).

Следует предположить, что именно по этой причине большинство респондентов на вопрос, от кого зависит овладение студентами практических навыков по оказанию первой помощи, ответили – от преподавателя 81,6% и 82,5% и лишь 18,4% и 17,5% от студентов.

При изучении данной дисциплины ключевым моментом является приобретение знаний и умений по оказанию помощи тех состояний, которые очень быстро могут закончиться летальным исходом. Обучение четкому алгоритму действия в таких ситуациях могут преподаватели, владеющие на современном уровне методами спасения человека и обладающие определенным опытом.

Обучение реанимационным мероприятиям как основному элементу практических навыков оценили положительно большинство опрошенных студентов – 95,9% из 1-й группы и 93,2% из 2-й, и лишь пустой тратой времени охарактеризовали такие занятия 4,1% и 6,8% соответственно.

Большинство опрошенных студентов понимают тяжесть состояний, заканчивающихся летальным исходом в течение короткого времени, так ответили 75,5% из 1-й группы и 72,8% из 2-й. В то же время, есть студенты, которым ничего не известно о таких состояниях – 12,2% и 15,5% анкетируемых. Кроме того, большое количество из опрошенных студентов занимают позицию «меня это не касается» - 12,3% и 11,7%. Если студент не владеет такими навыками согласно компетентностному подходу, его знания оцениваются ниже порогового уровня. Но ответ на вопрос, какой итоговый балл получили студенты за дисциплину выглядел следующим образом: пороговый или удовлетворительный – 31,6% респондентов из 1-й группы и 31,1% из 2-й; продвинутый или хороший – 58,2% и 59,2% и высокий или отличный – 10,2% и 9,7%, что соответствует среднестатистическим данным по вузу.

Конечно, в течение одного семестра изучить медицинскую дисциплину и запомнить четкий алгоритм действий трудно, по мнению опрошенных - это 81,6% из 1-й группы и 77,7% из 2-й, при этом большинство анкетируемых 72,4% и 82,5% оптимальным вариантом освоения данной дисциплины считают от двух до четырех семестров.

Следует также подчеркнуть, что большой интерес к изучению медицинских вопросов проявляют студенты из тех семей, где уже были случаи спасения человека немедицинскими работниками – 3,1% из 1-й группы и 1,9% из 2-й группы, такие студенты готовы принимать участие в проектах с медицинской тематикой с первого курса.

Также, в проведенном социологическом исследовании выявлено, что ряд ответов сопровождались значительными отличиями среди опрошенных 1-й и 2-й групп.

Так, признаки клинической смерти могли определить 42,9% анкетируемых из 1-й группы и лишь 8,7% из 2-й группы, поэтому выполнить сердечно-легочную реанимацию в отсутствии медицинского работника, когда человек погибает за считанные минуты, смогли бы 35,7% опрошенных студентов 1-й группы и лишь 8,7% – 2-й группы.

Причины, по которым не приемлемы реанимационные мероприятия, по мнению отвечающих - чувство страха, отсутствие опыта (37,8% и 47,6%); этическая сторона – прикасание к ротовой полости, рвотные массы и т.д. – (20,4% и 9,7%); не владение методом оказания помощи при неотложных состояниях – (41,8% и 42,7%).

Оказать помощь при кровотечении смогли бы 61,2% студентов из 1-й группы и 29,1% из 2-й группы. Среди основных причин невозможной остановки кровотечения, анкетируемые выделили: вид и боязнь крови (32,7% и 16,5%), неумение пользоваться подручными средствами (38,8% и 29,1%), полученные знания не позволяют быстро ориентироваться (28,5% и 54,4%).

Следует обратить внимание на то, что помощь человеку, находившемуся без сознания, готовы оказать 56,1% респондентов из 1-й групп и только 17,5% из 2-й группы.

Кроме того, обучаясь на следующих курсах, сумели бы сохранить полученные практические знания 34,7% опрошенных из 1-й группы и 12,6% из 2-й группы. Из этого следует также, что уровень сформированности компетенций студентов снижается, это подтверждается полученными ответами респондентов: к окончанию вуза «знать, уметь, владеть» могли бы только 8,7% из 2-й группы, студенты-первокурсники предполагают, что снижаться их уровень компетенций будет только у каждого третьего – 32,7%, но речь о продвинутом и высоком уровнях уже не идет, все указали только на пороговый.

Но даже пороговый уровень компетенций студентов по медицинским дисциплинам может позитивно повлиять на знания о состоянии собственного здоровья. Такую возможность охарактеризовали в своих ответах 18,4% опрошенных из 1-й группы и 34,0% из 2-й.

Вместе с тем, обучаясь практическим навыкам оказания первой помощи педагогами без медицинского образования, анкетируемые столкнулись с подходами, не соответствующими правильному алгоритму действий, в 8,2% и 15,5% соответственно.

Кроме того, выявлена корреляционная зависимость между:

  • степенью оснащенности техническими средствами, умением ими пользоваться и уровнем сформированности компетенций студентов по оказанию первой медицинской помощи (r x¹y¹ =0,368, р¹<0,01);
  • приобретением навыков первой медицинской помощи и квалификацией педагога (r x²y² =0,501, р²<0,01);
  • основной причиной, по которой невозможно использовать практические навыки «не владею методами» и квалификацией педагога (r x³y³ =0,397, р³<0,01).

Обсуждение

В процессе изучения той или иной дисциплины предполагается использовать федеральные оценочные материалы, в том числе формирование компетенций для обучающихся. Разный уровень их освоения: пороговый, продвинутый, высокий характеризует и разный уровень изучения дисциплины.

Поскольку дисциплина осваивается в течение одного семестра и только на первом курсе, то студенты-выпускники теряют приобретенные ранее знания, скованно владеют практическими навыками, и сформированность их компетенций опускается ниже порогового уровня, что соответствует неудовлетворительным знаниям, но они уже получили определенные баллы на первом курсе: высокий (отличный) уровень 9,7%, продвинутый (хороший) 59,2%, и пороговый (удовлетворительный) 31,1%.

На существующую ситуацию влияют три основных причины.

Во-первых, согласно стандартам отведен очень короткий период для освоения дисциплины, при изучении которой студент должен иметь хотя бы элементарные медицинские знания.

Во-вторых, недостаточная оснащенность современными техническими средствами не позволяет студентам тренироваться в полном объеме, нарабатывать данные навыки.

В-третьих, проводимые занятия с педагогами без медицинского образования не всегда проходят на должном уровне, так как не учитываются современные подходы к оценке отдельных состояний, периодически меняющимся международным стандартам оказания медицинской помощи, рекомендациям ведущих ВУЗов страны.

С помощью корреляционного анализа была выявлена та же причинно-следственная зависимость. Установлена прямая средневыраженная связь между квалификацией педагога и приобретением навыков оказания первой помощи студентами; между квалификацией педагога и умением «владею методом», а также между уровнем сформированности компетенций студентов по оказанию первой помощи и умением использовать технические средства. Конечно между признаками зависимость носит приближенный характер, так как могут влиять и другие причины, например, не соответствующие действительности данные при анкетировании, личностные черты характера студента, не позволяющие ему спасать человека и т. д., но совершенно очевидным фактом остается квалификация педагога, его опыт владения современными технологиями.

Заключение

Компетентностный подход к освоению непрофильных дисциплин не дает ожидаемого результата. Это связано с отсутствием кумулятивного приобретения знаний, умений, навыков в течение всего периода обучения в вузе, недостаточной оснащенностью практических занятий техническими средствами и преподаванием дисциплин не соответствующими профилю специалистами.

Библиография

  1. Аванесов В.С. Применение образовательных технологий и педагогических измерений для модернизации образования. Современная высшая школа: инновационный аспект 2015; (1): 63-68
  2. Азарьева В.В., Звездова А.Б., Маркова Е.С. Разработка комплексного подхода к оценке качества образования. Качество. Инновации. Образование 2016; (8-10): 5-10
  3. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++. Высшее образование в России 2018; 27(4): 66-75.
  4. Щербакова А.Г., Союнов А.С. Компетентностный подход в российской системе высшего образования. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ 2017; (3). Режим доступа: http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00458 pdf. ISSN 2413-4066
  5. Сазанова Е.А., Иценко И.А. Анализ современных тенденций в образовательном пространстве России с позиции возможности их реализации при помощи педагогических технологий. European Social Science Journal 2014; (5-2): 71-75.
  6. Бодункова А.Г., Черная И.П. Формирование надпрофессиональных компетенций: проблемы и технологии современного образования. В кн.: Actual problems of the humanities. Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH; 2015. С.26-36
  7. Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах. Высшее образование в России 2015; (1): 10-20.
  8. Zlatkin-Troitschanskaia O., Shavelson R.J. & Kuhn C. The international state of research on measurement of competency in higher education. Studies in Higher Education 2015; 40(3): 393–411.
  9. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов. Педагогика 2018; (9):79-83.
  10. Андреев А.Л. Знания или компетенция? Высшее образование в России 2015; (2): 3-11

References

  1. Avanesov V.S. Primenenie obrazovatel'nyh tehnologij i pedagogicheskih izmerenij dlja modernizacii obrazovanija [Application of educational technologiesand pedagogical measurements to modernization of education]. Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt 2015; (1): 63-68. (In Russian)
  2. Azar'eva V.V., Zvezdova A.B., Markova E.S. Razrabotka kompleksnogo podhoda k ocenke kachestva obrazovanija [Development of complex approach to education quality assessment] Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie 2016; (8-10): 5-10 (In Russian)
  3. Mishin I.N. Kriticheskaja ocenka formirovanija perechnja kompetencij v FGOS VO 3++ [Critical evaluation of competences and new standards FSES HE 3++]. Vysshee obrazovanie v Rossii 2018; 27(4): 66-75. (In Russian)
  4. Shherbakova A.G., Sojunov A.S. Kompetentnostnyj podhod v rossijskoj sisteme vysshego obrazovanija [Competence Approach in the System of Higher Education]. Jelektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. 2017; (3): (10) ijul'-sentjabr'. Available from: https://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00458.pdf (In Russian)
  5. Sazanova E.A, Itsenko I.A. Analiz sovremennykh tendentsiy v obrazovatel'nom prostranstve Rossii s pozitsii vozmozhnosti ikh realizatsii pri pomoshchi pedagogicheskikh tekhnologiy [Analyses of modern tendencies in educational area of russia from the possession of possibilities and their realization with the help of pedagogical technologies] European Social Science Journal. 2014; (5-2): 71-75. (In Russian)
  6. Bodunkova A.G., Chernaja I.P. Formirovanie nadprofessional'nyh kompetencij: problemy i tehnologii sovremennogo obrazovanija [Building core competencies: challenges and educational techniques] In: Actual problems of the humanities. Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH; 2015. P. 26-36 (In Russian)
  7. Elina E.G., Kovtun E.N., Rodionova S.E. Kompetencii i rezul'taty obuchenija: logika predstavlenija v obrazovatel'nyh programmah [Competences and outcomes of learning: the logic of their representation in educational programmes]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015; (1): 10-20. (In Russian)
  8. Zlatkin-Troitschanskaia O., Shavelson R.J. & Kuhn C. The international state of research on measurement of competency in higher education Studies in Higher Education 2015; 40(3): 393–411.
  9. Kazakova E.I., Tarhanova I.Ju. Ob izmerenii sformirovannosti universal'nyh kompetencij studentov vuzov [The measurement of the development level of university students’ universal competencies]. Pedagogika 2018; (9):79-83. (In Russian)
  10. Andreev A.L. Znanija ili kompetencija? [Knowledge or competence?]. Vysshee obrazovanie v Rossii 2015; (2): 3-11. (In Russian)

Дата поступления: 06.09.2022


Просмотров: 4005

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 21.02.2023 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search