ВОЗ. Информационный бюллетень. Декабрь 2022 |
18.01.2023 г. | ||||||
Декабрь 2022 г.
Тема номера – День всеобщего охвата услугами здравоохранения 2022 г.: каждый человек должен иметь возможность получать качественную медицинскую помощь без финансовых затруднений 1 Ежегодно 12 декабря Всемирная организация здравоохранения отмечает День всеобщего охвата услугами здравоохранения, призывая мировых лидеров и всех членов общества ускорить инвестиции в достижение здоровья для всех – мира, в котором каждый может получить доступ к качественной медицинской помощи, в которой он нуждается, не испытывая финансовых затруднений2. Всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ) всегда был целью ВОЗ. Пандемия COVID-19 подчеркнула важную роль, которую здоровье и медицинские услуги играют в жизни людей. Но это также усугубило существующее неравенство, ввергнув людей в нищету и повысив барьеры для доступа к базовым медицинским услугам. 12 декабря - это официальный день, когда всеобщий охват услугами здравоохранения был единодушно одобрен на Генеральной Ассамблее Организацией Объединенных Наций в 2014 г. в качестве важнейшего приоритета международного развития. С тех пор этот день стал ежегодно посвящен всеобщему охвату услугами здравоохранения и растущему глобальному движению «Здоровье для всех». Этот день направлен на повышение осведомленности о необходимости сильных и устойчивых систем здравоохранения, которые могут обеспечить доступ населения к медицинской помощи. Кампания этого года проходит в критическое время, когда страны по всему миру восстанавливаются после последствий пандемии COVID-19, сталкиваясь со многими другими кризисами, такими как стихийные бедствия и конфликты. Она запускает обратный отсчет времени до встречи высокого уровня по ВОУЗ, которая состоится на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 2023 г. — для мобилизации политической поддержки и глобальных действий по обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения и достижению Целей в области устойчивого развития (ЦУР) к 2030 г. В сентябре 2019 года на Совещании высокого уровня Организации Объединенных Наций «Всеобщий охват услугами здравоохранения: вместе строим более здоровый мир» мировые лидеры одобрили самую масштабную и всеобъемлющую политическую декларацию по вопросам здравоохранения в истории. Признавая необходимость более тесного сотрудничества и гармонизации между заинтересованными сторонами и программами в области здравоохранения, Коалиция партнерств за обеспечение ВОУЗ и глобальное здравоохранение объединяет лидеров и работников здравоохранения для реализации общей цели по согласованию усилий для достижения Всеобщего охвата услугами здравоохранения3. Тема этого года: «Построим мир, который мы хотим: здоровое будущее для всех» В мире, который мы хотим построить, все люди могут получить доступ к качественным медицинским услугам без финансовых затруднений. Всеобщий охват услугами здравоохранения помогает людям преодолеть бедность, способствует благополучию семей и сообществ, защищает от кризисов в области общественного здравоохранения и приближает нас к реализации политики «Здоровье для всех». Достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения начинается со справедливости, доверия, здоровой окружающей среды, инвестиций в здравоохранение и подотчетности систем здравоохранения. Достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения делает значимые и позитивные шаги во всех областях здравоохранения. Это включает в себя улучшение комплексного охвата более широких слоев населения и сосредоточение внимания национальных правительств на мобилизации внутренних ресурсов. Это может высвободить ограниченные донорские ресурсы для более целенаправленных программ развития здравоохранения. Всеобщий охват услугами здравоохранения поддерживает конкретные программы в области здравоохранения, потому что:
Международная Коалиция, созданная ООН, для реализации всеобщего охвата услугами здравоохранения будет работать вместе с правительственными организациями и партнерствами по охране здоровья, чтобы помочь государствам-членам и другим заинтересованным сторонам по следующим направлениям:
Основные принципы деятельности Международной Коалиции для реализации всеобщего охвата услугами здравоохранения:
Ожидаемые результаты:
Полный текст брошюры о Коалиции организаций системы ООН по ВОУЗ: Подробнее на сайте Организации Объединенных Наций: https://www.uhc2030.org/what-we-do/voices/universal-health-coverage-day и на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/campaigns/universal-health-coverage-day/2022 Публикации Всемирной организации здравоохранения:
В настоящем докладе показано, что до пандемии наблюдалось значительное расширение охвата услугами, обусловленное массовым наращиванием масштабов мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями, такими как ВИЧ-инфекция, туберкулез и малярия. И хотя в последние годы расходы на здравоохранение, приводящие к обнищанию населения, сократились, число людей, погрузившихся в еще большую нищету из-за расходов на здравоохранение, оплаченных из собственных средств, остается неприемлемо большим. Эти тенденции усугубляются существенными и сохраняющимися неравенствами между странами и внутри стран. Пандемия COVID-19 привела к значительным перебоям в предоставлении основных услуг здравоохранения. Растущая нищета и сокращение доходов в результате глобального экономического спада, вероятно, приведут к росту финансовых препятствий для доступа к медицинской помощи и финансовых трудностей, связанных с расходами на здравоохранение из собственных средств, для лиц, обращающихся за медицинской помощью, особенно среди незащищенных групп населения. Проблемы, существовавшие до пандемии COVID-19, в сочетании с дополнительными трудностями, возникшими в связи с пандемией, придают еще большую актуальность стремлениям к обеспечению ВОУЗ. Укрепление систем здравоохранения на основе надежной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) имеет решающее значение для более эффективного восстановления и ускорения прогресса на пути к обеспечению ВОУЗ и безопасности в области здравоохранения. Эффективное внедрение систем здравоохранения, ориентированных на ПМСП, позволяет добиться большей справедливости и устойчивости при более широких возможностях для предоставления высококачественных, безопасных, комплексных, интегрированных и доступных, в том числе в ценовом плане, услуг здравоохранения всем и везде, но особенно наиболее уязвимым слоям населения. Значительные финансовые инвестиции в структурные элементы систем здравоохранения, ориентированные на ПМСП, особенно в области, требующие наибольших расходов (медицинские и социальные работники, инфраструктура здравоохранения, лекарственные средства и другая продукция медицинского назначения), должны поддерживаться, тщательно планироваться и опираться на данные об эффективности систем здравоохранения для устранения критических пробелов, особенно в странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/357611/9789240045545-rus.pdf
В этом третьем ежегодном докладе о ходе реализации Глобального плана действий по обеспечению здорового образа жизни и благополучия для всех показано, как реализация 3-й Цели в области устойчивого развития (ЦУР 3) способствует синергии между ответными мерами на пандемию COVID-19 и долгосрочными усилиями по достижению ЦУР путем создания платформы для улучшения сотрудничества в области здравоохранения на многостороннем уровне. Страновые тематические исследования демонстрируют, как углубляется это сотрудничество. В докладе показано, насколько важны стимулы для поощрения более тесного сотрудничества в глобальном развитии здравоохранения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/354381/9789240050846-eng.pdf
В 2020 г. Партнерство по всеобщему охвату услугами здравоохранения провело множество текущих и запланированных мероприятий. Действия партнерства направлены на создание и поддержание устойчивого потенциала стран с целью предотвращения, выявления и реагирования на нынешние и будущие риски для здоровья населения. Оно также направлено на устранение пробелов и удовлетворение потребностей стран посредством реализации национальных планов действий по обеспечению безопасности здоровья (NAPHS). Кроме того, мероприятия были направлены на то, чтобы связать NAPHS со стратегическими планами национальных секторов здравоохранения и со Стратегическим планом обеспечения готовности и реагирования на COVID-19. Меры по смягчению последствий, такие как карантин, ограничивают доступ к услугам здравоохранения и приводят к ухудшению социально-экономических условий, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на психическое и физическое здоровье населения. Люди, живущие с неинфекционными заболеваниями (НИЗ), более уязвимы к тяжелому заболеванию или смерти от COVID-19. Для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) системы здравоохранения должны быть ориентированы на подход первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), который включает три основных компонента: многосекторальную политику и действия; наделенных полномочиями людей и сообщества; первичную медико-санитарную помощь и основные функции общественного здравоохранения в основе интегрированных служб здравоохранения. В 2020 году была опубликована операционная основа для ПМСП, в которой предлагаются 14 рычагов для преобразования глобальных обязательств в операционные результаты. Укрепление ПМСП для обеспечения прочного фундамента систем здравоохранения и поддержания основных медицинских услуг было важным направлением деятельности по ВОУЗ в 2020 г. Этот вопрос подробно рассматривается в различных главах этого отчета. Этот отчет представляет собой обобщение информации о страновых мероприятиях и результатах, достигнутых при поддержке Партнерства по ВОУЗ во всех странах-участницах. В нем представлен ряд страновых примеров, связанных с основными областями работы. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352795/9789240041660-eng.pdf
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) - это общегосударственный и общесоциальный подход к здравоохранению, который создает основу для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) и Целей в области устойчивого развития (ЦУР), связанных со здоровьем. ПМСП может помочь странам на справедливой основе максимизировать уровень и распределение медицинской помощи, уделяя особое внимание потребностям и предпочтениям людей (как отдельных лиц, так и сообществ) по всему спектру – от укрепления здоровья и профилактики заболеваний до диагностики, лечения, реабилитации и паллиативной помощи – и как можно ближе к месту проживания. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352205/9789240044210-eng.pdf
В докладе правительствам адресован четкий призыв направить на нужды первичной медико-санитарной помощи еще 1% валового внутреннего продукта, что может быть достигнуто либо за счет дополнительных инвестиций, либо за счет более эффективного и более справедливого использования ресурсов. Ресурсы здравоохранения следует эффективно консолидировать, заблаговременно обеспечивать финансированием и умело распределять. Это самый надежный способ приблизить цель построения мира, в котором каждый пользуется правом человека на здоровье. Долг политических лидеров состоит в том, чтобы принимать правильные решения экономического, финансового и социального характера в интересах достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения за счет приоритетного выделения ресурсов на развитие первичной медико-санитарной помощи. Резюме на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/328928/WHO-HIS-HGF-19.1-rus.pdf Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/344057/9789240004276-eng.pdf
Для достижения коллективного обязательства по обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения к 2030 г. необходимы кадры здравоохранения, способные оказывать весь спектр основных медицинских услуг. Обучение, основанное на получении квалификации, является наиболее эффективным подходом к обеспечению готовности к практической деятельности. В условиях реагирования на пандемию COVID-19 и восстановления после нее у государств-членов есть возможность инвестировать в повышение квалификации медицинских работников, что принесет положительный эффект в виде здоровья населения, глобальной безопасности в области здравоохранения, экономических возможностей и гендерного равенства. Настоящая Глобальная система квалификаций и результатов для всеобщего охвата услугами здравоохранения адресована государствам-членам и их учебным заведениям, чтобы помочь в определении результатов обучения работников здравоохранения; интегрировать эти квалификации в образовательные программы; установить стандарты для практической деятельности и создать инструменты для оценки эффективности, ориентированные на стандарты качества по оказанию медицинских услуг, отвечающих потребностям населения в области здравоохранения. В этом документе ВОЗ излагает свой рекомендуемый подход к результатам обучения медицинских работников на основе получения квалификации. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352711/9789240034662-eng.pdf
Ряд международных агентств разрабатывали оценки финансирования здравоохранения, причем некоторые из них являются весьма тщательными и всеобъемлющими и предоставляют ценную информацию. Однако они требуют значительных финансовых затрат и времени, а потому проводятся не так часто. Другие же разрабатывались в основном для внутреннего пользования, и не всегда находятся в общественном доступе. Матрица оценки прогресса в области финансирования здравоохранения (МПФЗ) призвана дополнить эти оценки и использовать их для дальнейшего развития. Данный документ описывает предысторию и дизайн МПФЗ, стандартизированного качественного подхода ВОЗ к оценке систем финансирования здравоохранения стран. МПФЗ оценивает институты, политику, процессы финансирования здравоохранения страны, а также их реализацию, в сравнении с передовой практикой в контексте всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ). Этот документ также детально рассматривает процессы, обеспечивающие достоверность страновых оценок. Хотя финансирование здравоохранения является лишь одной из основных функций системы здравоохранения, оно оказывает значительное влияние как на уровень доступа населения к услугам здравоохранения, так и на степень финансовых трудностей, с которыми оно сталкивается в процессе. Посредством перспективного процесса оценки, МПФЗ способствует повышению стойкости систем здравоохранения, что напрямую влияет на готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/337938/9789240026308-rus.pdf
За последние два десятилетия Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирный банк отслеживали финансовую защиту, используя данные обследований домохозяйств, чтобы сравнить, сколько люди тратят из своего кармана за медицинскую помощь с их платежеспособностью. Важно отметить, что «Доклад о результатах глобального мониторинга за 2021 г.» касается новой тематики, поскольку в нем идет речь о постоянных финансовых трудностях и финансовых барьерах, с которыми сталкиваются, в первую очередь, беднейшие и наиболее уязвимые домохозяйства, когда пытаются получить доступ к услугам здравоохранения. В основе ВОУЗ лежит принцип справедливости, и очевидно, что необходимо удвоить усилия по поддержке и защите этих домохозяйств на протяжении всего жизненного цикла, поскольку их число только увеличивается, по мере того как пандемия продолжает делать свое дело. С этой целью в настоящем докладе подчеркивается, что любые расходы бедных слоев населения на услуги здравоохранения в еще большей степени доводят их до обнищания, поэтому улучшение финансовой защиты не только обладает существенной ценностью, но и имеет ключевое значение для общего искоренения нищеты. Краткий обзор на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352702/9789240045323-rus.pdf Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/350240/9789240040953-eng.pdf
В период с 2013 по 2018 год в большинстве стран Европейского региона ВОЗ с уровнем дохода ниже среднего и примерно в половине стран с высоким уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего темпы роста выплат из собственных средств на душу населения росли быстрее, чем темпы роста государственных расходов на здравоохранение. Меры жесткой экономии в секторе здравоохранения – сокращение бюджета и введение ограничений на охват медицинскими услугами – замедлили национальный и региональный прогресс на пути к достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения. Из-за этого на домохозяйства легли дополнительные расходы на здравоохранение, увеличился объем выплат из собственных средств, появились неудовлетворенные потребности, возникли финансовые трудности, а также усилилось социально-экономическое неравенство как внутри стран, так и между ними. Доклад «Расходы на здравоохранение в Европе: вступая в новую эру» является первым документом, в котором приводится подробный анализ расходов на здравоохранение за почти два десятилетия во всех 53 государствах-членах Европейского региона ВОЗ.
Краткий обзор на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340910/9789289055079-eng.pdf
Закупки являются основной функцией финансирования здравоохранения, которая определяет выделение средств специалистам, оказывающим помощь в условиях как частного, так и общественного здравоохранения.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311387/WHO-UCH-HGF-PolicyBrief-19.6-eng.pdf
В последнее десятилетие цифровые технологии по лечению и профилактике заболеваний, способные трансформировать предоставление медицинских услуг, как в странах с высоким уровнем дохода, так и в странах с низким и средним уровнем дохода, привлекли пристальное внимание общественности. Однако, использование цифровых технологий и их роль в расширении финансирования здравоохранения, а также их последствия для трансформации систем здравоохранения менее известны, особенно в странах с низким уровнем дохода. Ключевой предпосылкой этого документа является то, что цифровые технологии для финансирования здравоохранения должны способствовать всеобщему охвату услугами здравоохранения. Чтобы добиться прогресса в области всеобщего охвата, цифровые технологии должны способствовать достижению согласованных принципов в области финансирования здравоохранения – т.е. в значительной степени полагаться на государственные финансы, сокращая расходы из собственного кармана, расширяя предоплаченное и объединенное финансирование и придавая закупкам более стратегический характер. Тем не менее, цифровые технологии могут создавать риски для финансирования здравоохранения, а применение и внедрение цифровых технологий сталкивается с различными проблемами, которые могут поставить под угрозу их преимущества в области здравоохранения. Необходимо изучить эти конкретные риски для финансирования здравоохранения. В этом документе описываются потенциальные преимущества цифровых технологий и делается попытка предвидеть и изучить возможные риски и проблемы на основе обзора литературы, включающей опубликованные и неопубликованные работы, с акцентом на страны с низким уровнем дохода. В нем содержатся первоначальные выводы и размышления о том, как добиться преимуществ и устранить риски и проблемы в отношении финансирования здравоохранения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/343505/9789240031005-eng.pdf Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/campaigns/universal-health-coverage-day/2022
Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 См. также Информационный бюллетень – апрель 2019 г. «Всемирный день здоровья 2019 г.: всеобщий охват услугами здравоохранения»: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/169.html 2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы сайта Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/campaigns/universal-health-coverage-day/2022 3 При подготовке Информационного бюллетеня использована информация Организации Объединенных Наций: https://www.uhc2030.org/what-we-do/voices/universal-health-coverage-day Просмотров: 4132
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 25.01.2023 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|