О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №1 2023 (69) arrow ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ
ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ Печать
07.03.2023 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-4

1,2Олимов Д.А., 3*Турсунов Р.А., 4Ходжамурадов Г.М.
1Государственное учреждение «Таджикский научно-исследовательский институт профилактической медицины», Душанбе
2Служба государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, Душанбе
3Медицинский факультет, Таджикский национальный университет, Душанбе
4Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, Душанбе

Резюме

Актуальность. Современный тренд в развитии поставщиков медицинских услуг представляет возрастающую роль сектора платных медицинских услуг, и становится важнейшей частью рынка национального здравоохранения.

Цель исследованияанализ тенденции и перспективы развития частной медицинской деятельности в Республике Таджикистан.

Методы исследования. Рассмотрена тенденция развития частной медицины в Республике Таджикистан за период 2005-2022 гг. на основе нормативно-правовых актов и статистики Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан.

Результаты. Одним из показателей развития данной сферы является увеличение количества частных медицинских учреждений. В настоящее время к январю 2023 года в Республике Таджикистан зарегистрировано и успешно функционирует 791 частное медицинское учреждение, среди которых юридические лица (n=352) с филиалом (n=92) составляют 444 (56,1%), физические – 347 (43,9%), что по сравнению с аналогичными показателями 2005 года (16 юридических лиц и 63 физических лица) возросло, соответственно, в 27,7 и около 5,5 раза. Общая численность работающих в частных медицинских учреждениях Республики Таджикистан составляет 4756 (22,9%) человек, в том числе врачей – 1919 человек (40,3% и 9,2% от общего числа врачей в республике), средних медицинских работников – 1840 человек (38,7% и 3,0% соответственно), вспомогательных рабочих – 1012 человек. На долю частных медицинских учреждений приходится 7,4% (n=2871) от общего количества больничных коек в республике (n=38726 коек). За последние два года удельный вес оказанных населению платных медицинских услуг в Республике Таджикистан составил 455,7 млн сомони или 44,7 млн в долларах США (в 2021 году – 250,9 млн сомони, за 9 месяцев 2022 года – 204,8 млн сомони).

Заключение. На данном этапе развития частной медицины в Республике Таджикистан отмечается рост частных поставщиков медицинских услуг. Позитивное взаимодействие государственной системы здравоохранения и частных поставщиков медицинских услуг оказывает существенное значение в повышении эффективности оказания медицинской помощи населению.

Ключевые слова: частная медицина; частные медицинские учреждения; частные поставщики медицинских услуг; рынок медицинских услуг

Контактная информация: Турсунов Рустам Абдусамадович, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Олимов Д.А., Турсунов Р.А., Ходжамурадов Г.М. Частная медицина в Республике Таджикистан: тенденции и перспективы её развития. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2023; 69(1):4. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1448/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-4

PRIVATE MEDICINE IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: TRENDS AND PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT
1,2 Olimov D.A., 3 Tursunov R.A., 4 Khojamuradov G.M.
1Tajik Research Institute of Preventive Medicine, Dushanbe
2State Supervision Service of Healthcare and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan, Dushanbe
3Faculty of Medicine, Tajik National University, Dushanbe
4Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan, Dushanbe

Abstract

Significance. The modern trend in the development of medical service providers represents the growing role of the sector of paid medical services and is becoming an important part of the national healthcare market.

The purpose of the study is to analyze trends and prospects for the development of private medical activities in the Republic of Tajikistan.

Material and methods. The study analyzed the development trend of the private medicine in the Republic of Tajikistan in 2005-2022 based on regulations and statistics of the Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan.

Results. One of the development indicators of this sphere is the increase in the number of private medical institutions. At present, by January 2023, there are 791 private medical institutions are registered and successfully operating in the Republic of Tajikistan, including legal entities (n=352) with a branch (n=92) totaling to 444 (56.1%), and individuals – 347 (43.9%); compared with the same indicators in 2005 (16 legal entities and 63 individuals) the number increased by 27.7 and about 5.5 times, respectively. The total number of employees in private medical institutions of the Republic of Tajikistan is 4756 (22.9%) people, including doctors – 1919 (40.3% and 9.2% of the total number of doctors in the Republic), paramedical staff – 1840 people (38.7% and 3.0% respectively), auxiliary workers – 1012 people. Private medical institutions account for 7.4% (n=2871) of the total number of hospital beds in the country (n=38726 beds). Over the past two years, the share of paid medical services provided to the population in the Republic of Tajikistan amounted to 455.7 million somoni or 44.7 million U.S. dollars (in 2021 – 250.9 million somoni, for 9 months of 2022 – 204.8 million somoni).

Conclusion. At this stage of the development of private medicine in the Republic of Tajikistan, there is an increase in the number of private providers of medical services. Productive interaction between the public health system and private health care providers is essential for improving efficiency of care delivery to the population.

Keywords: private medicine; private medical institutions; private medical service providers; healthcare services market

Corresponding author: Rustam A. Tursunov, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Olimov D.A.,
https://orcid.org/0000-0002-1958-8655
Tursunov R.A., https://orcid.org/0000-0002-5518-6258
Khojamuradov G.M., https://orcid.org/0000-0002-7095-792X
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Olimov D.A., Tursunov R.A., Khojamuradov G.M. Private medicine in the Republic of Tajikistan: trends and prospects for its development. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2023; 69(1):4. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1448/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-4 (In Rus).

Введение

Современный тренд в развитии поставщиков медицинских услуг представляет возрастающую роль сектора платных медицинских услуг, и становится важнейшей частью рынка национального здравоохранения [1-4].

Одним из основных аспектов отечественного здравоохранения в период государственной независимости Республики Таджикистан является развитие частного сектора путем улучшения условий для предпринимательства и инвестирования, в контексте которого были проведены комплексные законодательные реформы в сферах инвестиций и предпринимательства. В частности, упрощение процедур регистрации предпринимательства, проверок хозяйствующих субъектов, системы лицензии, лицензирования, диалога государства и частного сектора, организация правовой и экономической системы партнерства государства и частного сектора, формирование системы налогообложения и порядок упрощения внешней торговли, являющиеся благотворными реформами, способствовали развитию частного сектора и дали серьезный толчок [5, 6].

Вклад частного сектора в процесс формирования национальной экономики значителен, а его доля в валовом внутреннем продукте составляет более 70 процентов [7].

В настоящее время на частный сектор приходится 80% экономически активного населения, тогда как в 2009 году этот показатель составлял лишь 59%, что является значительным повышением по сравнению с десятью годами ранее, и на его долю приходится более 80% налоговых отчислений в государственный бюджет.

В республике приоритет отдан поддержке и развитию реальных секторов экономики, диверсификации производства, а также укреплению экспортных возможностей страны, улучшению инвестиционной среды и поддержке предпринимательства.

Немаловажно то, что Правительство страны установило развитие частного сектора, предпринимательства и инвестиций в Национальной стратегии развития на период до 2030 года и Среднесрочной программе развития Республики Таджикистан на 2016-2020 годы в качестве основного средства обеспечения национальных целей.

Требования, установленные сектором здравоохранения, создали возможность для частных поставщиков медицинских услуг нести непосредственную ответственность за реализацию политики здравоохранения.

Сегодня частные медицинские учреждения способствуют обеспечению доступа населения к качественным медицинским услугам, реализуя политику и стратегию Правительства Республики Таджикистан в целях дальнейшего повышения уровня и качества здравоохранения.

Именно правильный выбор политики, принятой Правительством Республики Таджикистан и Министерством здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, позволил частному медицинскому сектору стать одним из наиболее стабильных и конкурентоспособных секторов здравоохранения в кратчайшие сроки.

В настоящее время в целях содействия развитию частной медицинской деятельности разработаны и утверждены все нормативно-правовые документы. Наряду с гарантированным государственным финансированием сферы здравоохранения придать серьёзное значение развитию частной медицины и подушевого финансирования учреждений первичной медико-санитарной помощи, и принять дополнительные меры [8-10].

Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание реформам лицензионной системы, и принимаются необходимые меры для решения данного вопроса. Процесс лицензирования прост и прозрачен на основе «Единого окна». Заявитель имеет возможность ознакомиться со всеми условиями и требованиями лицензирования в предлицензионный период через информационное табло, а после подачи необходимых документов получить лицензию в короткие сроки.

Цель исследования: анализ тенденции и перспективы развития частной медицинской деятельности в Республике Таджикистан.

Материал и методы

Рассмотрен тренд развития частной медицины в Республике Таджикистан за период 2005-2022 гг. на основе нормативно-правовых актов и статистики Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, отчётов Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан. Также на основе данных управления по лицензированию, экономике и бюджетного планирования здравоохранения Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан проанализирован перечень выдаваемых лицензий на осуществление медицинской деятельности со стороны частных поставщиков медицинских услуг.

Полученные данные были обработаны с помощью методов описательной статистики.

Результаты

Одним из показателей развития данной сферы является увеличение количества частных медицинских учреждений. Так, если в 2005 году было зарегистрировано 79 единиц (16 юридических лиц и 63 физические лица) поставщиков частных медицинских услуг, в 2010 году – 351 (134 юридического лица и 217 физических лиц), в 2015 году – 652 единицы (301 юридическое лицо с 41 филиалом и 310 физических лиц), в 2020 году возрос до 719 единиц (353 юридических лиц с 62 филиалами и 304 физических лиц).

Выявленные тенденции и динамика развития частной медицины в Республике Таджикистан за период 2005-2022 гг. представлены на рисунке 1.

Рис. 1
Рис. 1. Динамика развития частной медицины в Республике Таджикистан за период 2005-2022 гг.

Fig. 1. Dynamics of development of private medicine in the Republic of Tajikistan for the period 2005-2022

В настоящее время к январю 2023 года в Республике Таджикистан зарегистрировано и успешно функционирует 791 частное медицинское учреждение, из которых юридические лица (n=352) с филиалом (n=92) составляют 444 (56,1%), физические – 347 (43,9%), что по сравнению с аналогичными показателями 2005 года возрос соответственно в 27,7 и около 5,5 раза.

Структура частных медицинских учреждений по регионам показана на рисунке 2.

Рис. 2
Рис. 2. Структура частных медицинских учреждений по регионам

Fig. 2. Structure of private medical institutions by regions

Следует также отметить, если в 2005 году доля удельного веса юридических лиц среди поставщиков медицинских услуг составила 20,0% и физических лиц – 80,0%, тогда как в последующие годы отмечается устойчивая тенденция роста юридических лиц на фоне снижения частных медицинских учреждений со стороны физических лиц. Таким образом, в 2022 году соотношение юридических и физических лиц достигло оптимальных показателей, а именно соответственно 45,0% (11,0% филиалы юридических лиц) и 44,0%.

На рисунке 3 показано, что только в центральном регионе (г. Душанбе и РРП) сосредоточено около 40,0% частных медицинских учреждений, тогда как в ГБАО – только 2,0%. Хотя по населению Хатлонская (20,6%) и Согдийская (36,9%) области равнозначны, количество поставщиков медицинских услуг в Согдийской больше на 16,0%, чем в Хатлонской области. Следует также указать, что из 163 учреждений Хатлонской области 109 (66,9%) находятся в Бохтарской группе районов, 54 (33,1%) – в Кулябской зоне.

Рис. 3
Рис. 3. Распределение частных поставщиков медицинских услуг по регионам Республики Таджикистан: РПП – районы республиканского подчинения; ГБАО – Горно-Бадахшанская автономная область

Fig. 3. Distribution of private health care providers by regions of the Republic of Tajikistan: RPP - districts of republican subordination; GBAO - Gorno-Badakhshan Autonomous Region

В настоящее время общая численность медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Республики Таджикистан составляет 81126 человек, в том числе 20797 врачей и 60329 медицинских работников.

Общая численность работающих в частных медицинских учреждениях Республики Таджикистан составляет 4756 (22,9%) человек, в том числе врачей – 1919 человек (40,3% и 9,2% от общего числа врачей в республике), средних медицинских работников – 1840 человек (38,7% и 3,0% соответственно), вспомогательных рабочих – 1012 человек.

Согласно нормативным требованиям Всемирной организацией здравоохранения соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала составляет 1:4, а в Республике Таджикистан данное соотношение в государственных учреждениях здравоохранения составляет 1:3.

Между тем, в частных медицинских учреждениях республики такое соотношение ощущается серьёзно, а именно 1:1, что свидетельствует о том, что соотношение числа врачей к среднему персоналу не соответствует общепризнанным нормам, что свидетельствует о том, что сестринскую нагрузку несут врачи, поэтому неправильно идёт распределение полномочий и организация труда.

Всего в частном секторе здравоохранения республики работают 18 иностранных граждан, которые являются выходцами различных стран: Ирана – 6 человек, Китая – 5, Индии – 4, Российской Федерации – 2 и США – 2.

В настоящее время на базе 7 частных медицинских учреждений Республики Таджикистан созданы образовательные центры, где функционируют профильные кафедры как высших, так и средних специальных учебных заведений.

На долю частных медицинских учреждений приходится 7,4% (n=2871) от общего количества больничных коек в республике (n=38726 коек).

Следует отметить, что в Республике Таджикистан отмечается позитивное взаимодействие государственной системы здравоохранения и частных поставщиков медицинских услуг оказывает существенное значение в повышении эффективности оказания медицинской помощи населению.

На сегодняшний день сеть частных медицинских учреждений оказывает современные виды медицинских услуг населению и обеспечивает их доступность внутри страны: ангиография коронарных и почечных артерий, ангиопластика, различные открытые операции на сердце, эндоурология и литотрипсия, лазерная коррекция зрения, одновременное эндопротезирование тазобедренного, бедренного и коленного суставов, различные операции в брюшной полости методом эндовидео, мембранный плазмаферез с ультрафиолетовым облучением крови, компьютерное томографическое и рентгенологическое обследование, резонансная компьютерная томография, контрольные обследования с помощью автоматических анализаторов и др.

Обсуждение

По данным Управления экономики и бюджетного планирования здравоохранения Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан за последние два года удельный вес оказанных населению платных медицинских услуг в Республике Таджикистан составил 455,7 млн сомони или 44,7 млн в долларах США (в 2021 году – 250,9 млн сомони, за 9 месяцев 2022 года – 204,8 млн сомони) [11, 12]. По состоянию на 1 января 2021 года в РФ объем рынок коммерческой медицины составил 740 млрд рублей или более 10 млрд долларов. По данным BusinesStat в 2021 году доля предоставленных населению медицинских услуг в Содружества независимых государств (СНГ) выросла до 97,0 млрд долларов [13].

В Республике Таджикистан значительное количество лицензионной деятельности, выдаваемое поставщикам частных медицинских услуг, приходится на такие отрасли медицины, как стоматология 182 (36,3%) и ультразвуковая диагностика 109 (21,8%). Между тем доля многопрофильных учреждений 139 (27,7%) существенно превышает аналогичный показатель других стран СНГ. В структуре частного сектора здравоохранения г. Москвы наибольший удельный вес преобладают поставщики частных медицинских услуг в области стоматологии (59,2%), акушерство и гинекологии (13,0%), при этом доля многопрофильных учреждений составила 9,8% [14]. В Республике Беларусь наиболее привлекательной сферой является стоматология (53,0%) [15].

Заключение

На данном этапе развития частной медицины в Республике Таджикистан отмечается рост частных поставщиков медицинских услуг. Сеть частных медицинских учреждений оказывает современные виды медицинских услуг населению и обеспечивает их доступность в разных регионах республики. Также отмечается позитивное взаимодействие государственной системы здравоохранения и частных поставщиков медицинских услуг, которое оказывает существенное значение в повышении эффективности оказания медицинской помощи населению.

Библиография

  1. Панов А.В., Быковская Т.Ю. Современные подходы к совершенствованию института платных медицинских услуг в России. Research'n Practical Medicine Journal. 2019; 6 (1): 119-131.
  2. Олимов Д.А., Ходжамурадов Г.М., Турсунов Р.А. Оценка деятельности частных учреждений здравоохранения Республики Таджикистан. Здравоохранение Российской Федерации. 2018; 62(4): 205-210. https://doi.org/10.18821/0044-197Х-2018-62-4-205-210.
  3. Гаибов А.Г., Мирзоали Н.Т., Каримзода Х.К., Турсунов Р.А. Некоторые вопросы доступности и повышение качества медицинской помощи сельскому населению Республики Таджикистан. Вестник Авиценны. 2019; 21(3): 415 - 419. https://doi.org/10.25005/2074-0581-2019-21-3-415-419
  4. Мир Око Хурами, Ахмедов А., Турсунов Р.А., Олимов Д.А. Вопросы организации медицинской помощи в свете действующих моделей систем здравоохранения в мире. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68 (3) 6. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1376/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-6
  5. Ковалева И.П., Зудин А.Б. Актуальные тенденции развития частного сектора здравоохранения: Российский и зарубежный опыт. Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2017; 1 (25): 99-104.
  6. Цветова Г.В., Полонникова Е.К. Тенденции развития российского рынка медицинских услуг. Власть и управление на Востоке России. 2020; 3 (92): 120-125.
  7. Всемирный банк. Доклад об экономике Таджикистана. 2021. Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/tajikistan/publication/economic-update-fall-2021
  8. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О частной системе здравоохранения в Республике Таджикистан» № 162 от 4 мая 1998 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. mmk.tj.
  9. Концепции реформирования системы здравоохранения Республики Таджикистан: утв. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 марта 2002 года. № 94 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. mmk.tj.
  10. Закон Республики Таджикистан «О частной медицинской деятельности». Известия Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009; 3: 97.
  11. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Метаданные. Аналитические таблицы. База данных. [Электронный ресурс]. 2022. https://www.stat.tj/ru/
  12. Республиканский центр статистики и медицинской информации Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан. Душанбе. 2021: 364.
  13. Анализ рынка медицинских услуг в странах СНГ в 2017-2021 гг., Прогноз на 2022-2026 гг. Москва; 2022. 48 с.
  14. Гончарова О.В. Состояние и тенденции развития частного здравоохранения в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2010; 4: 40-44.
  15. Здоровье населения Республики Беларусь. Статистический сборник. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. 2011. 256 с.

References

  1. Panov A.V., Bykovskaya T.Yu. Modern approaches to improving the institution of paid medical services in Russia. Research'n Practical Medicine Journal. 2019; 6(1): 119-131 (In Rus.).
  2. Olimov D.A., Khodjamuradov G.M., Tursunov R.A. Evaluation of the activities of private health care institutions of the Republic of Tajikistan. Health care of the Russian Federation. 2018; 62(4): 205-210 (In Rus.). https://doi.org/10.18821/0044-197X-2018-62-4-205-210
  3. Gaibov A.G., Mirzoali N.T., Karimzoda H.K., Tursunov R.A. Some issues of accessibility and improving the quality of medical care for the rural population of the Republic of Tajikistan. Bulletin of Avicenna. 2019; 21(3): 415-419 https://doi.org/10.25005/2074-0581-2019-21-3-415-419 (In Rus.).
  4. Mir Oko Khurami, Akhmedov A., Tursunov R.A., Olimov D.A. Issues of medical care organization in the light of the current models of health care systems in the world. analytical review. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2022; 68 (3) 6. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1376/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-6 (In Rus.)
  5. Kovaleva I.P., Zudin A.B. Actual trends in the development of the private healthcare sector: Russian and foreign experience. Bulletin of the medical institute "Reaviz": rehabilitation, doctor and health. 2017; 1(25):99-104 (In Rus.).
  6. Tsvetova G.V., Polonnikova E.K. Trends in the development of the Russian market of medical services. Power and management in the East of Russia. 2020; 3 (92): 120-125 (In Rus.).
  7. World Bank. Report on the economy of Tajikistan. 2021. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/tajikistan/publication/economic-update-fall-2021 (In Rus.).
  8. Decree of the Government of the Republic of Tajikistan "On the private health care system in the Republic of Tajikistan" No. 162 dated May 4, 1998 [Electronic resource]. Access mode: http: // www. mmk.tj. (In Rus.).
  9. Concepts of reforming the health care system of the Republic of Tajikistan: approved. Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated March 4, 2002. N 94 [Electronic resource]. Access mode: http: // www. mmk.tj. (In Rus.).
  10. Law of the Republic of Tajikistan "On private medical activity". News of the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. 2009; 3:97. (In Rus.).
  11. Agency for Statistics under the President of the Republic of Tajikistan. metadata. Analytical tables. Database. [Electronic resource]. 2022. https://www.stat.tj/ru/ (In Rus.).
  12. Republican Center for Statistics and Medical Information of the Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan. Dushanbe. 2021: 364 (In Rus.).
  13. Analysis of the medical services market in the CIS countries in 2017-2021, forecast for 2022-2026. Moscow; 2022. 48 р. (In Rus.).
  14. Goncharova O.V. Status and trends in the development of private healthcare in the Russian Federation. Health manager. 2010; 4:40-44 (In Russian).
  15. Health of the population of the Republic of Belarus: stat. Sat. / National stat. Rep. Belarus. Minsk. 2011: 256 (In Rus.).

Просмотров: 3348

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 06.04.2023 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search