ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
18.05.2023 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-2-5
Соколовская Т.А., Ступак В.С. Резюме Актуальность. Последствия перинатальной патологии (ППП) не имеют четкого определения, за исключением поражений нервной системы, в отношении которой существуют определенные классификации (2003, 2009). В тоже время перинатальная патология в дальнейшем может стать предиктором развития церебральной астении (36,0-72,0%); нарушения речи (30,0-50,5%), темповой задержки психического развития (30,0%); расстройства эмоционально-волевой сферы (29,2%), раннего детского аутизма (12,3%), проблемы поведения и внимания (7,7%); нарушения зрительного восприятия (20,0-30,0%) иди слуха (6,0-7,0%), а по отдельным данным и когнитивных проблем в зрелом возрасте. При этом, до сих пор, несмотря на разработанные критерии реализации и нуждаемости, целевые индикаторы, имеющиеся лучшие региональные практики, существуют проблемы в организации оказания медицинской помощи детям с последствиями перинатальной патологии. Цель работы: изучение существующих проблем организации оказания медицинской помощи детям с последствиями перинатальной патологии на региональном уровне. Материалы и методы. Сплошное одномоментное исследование в медицинских организациях Архангельской области. Респондентами являлись родители детей с последствиями перинатальной патологии, имеющих инвалидность, в возрасте 8-12 лет (nобщ = 162, nисслед = 62). Обработка данных проводилась в программе STATISTICA 13 с применением дескриптивной статистики (расчет M, Me, SD, 95% ДИ), корреляционного анализа для выявления взаимосвязи между рассматриваемыми признаками при p ≥ 0,05 и критерия t-Стьюдента с целью определения статистической значимости различий. Результаты. В структуре перинатальной патологии, приведшей к инвалидности, у детей доминировали болезни нервной системы – 62,90% (n = 39), на втором месте оказались психические расстройства – 16,13% (n = 10) и на третьем – врожденные аномалии (6,45%; n = 4). Чем больше был временной разрыв между временем установления заболевания, приведшего к инвалидности и самой инвалидности, тем хуже было физическое и умственное функционирование ребенка (11,80±6,60 и 11,52±6,72 баллов; p = 0,0001), но менее выражены психоэмоциональные и социальные нарушения (8,29±6,09 и 6,80±5,36; p = 0,0000001). Наличие диспансерного наблюдения напрямую влияло на получение ребенком реабилитации (t = 3,61; p = 0,0006; r= 0,40 при p ≤0,05). При этом, только у 55,84% детей (n= 34) была сформирована индивидуальная программа наблюдения или ИПР перед посещением детского сада и / или школы. Заключение. Проведенный анализ показал, что отмечаются проблемы оказания медицинской помощи детям с последствиями перинатальной патологии: не своевременная постановка на диспансерное наблюдение; нарушение кратности приема врачей-специалистов, предусмотренная действующим Порядком. Ключевые слова: дети; последствия перинатальной патологии; организация медицинской помощи.
Контактная информация: Соколовская Татьяна Антоновна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ORGANIZATION OF MEDICAL CARE DELIVERY TO CHILDREN WITH CONSEQUENCES OF PERINATAL CONDITIONS: PROBLEMS AND REGIONAL FEATURES Abstract Significance. Consequences of perinatal conditions do not have a clear definition, with the exception of lesions of the nervous system, for which there are certain classifications (2003, 2009). At the same time, perinatal conditions in the future may become a predictor of cerebral asthenia (36.0-72.0%); speech disorders (30.0-50.5%), mental retardation (30.0%); disorders of the emotional-volitional sphere (29.2%), early childhood autism (12.3%), problems of behavior and attention (7.7%); disorders of visual perception (20.0-30.0%) or hearing (6.0-7.0%), and according to some data, cognitive problems in adulthood. However, despite the developed criteria for implementation and needs, target indicators, available best regional practices, there are still problems in organizing medical care delivery to children suffering from consequences of perinatal conditions. Purpose of the study: to analyze the existing problems related to the organization of medical care deliver to children with consequences of perinatal conditions at the regional level. Material and methods. Continuous single-stage study in medical organizations of the Arkhangelsk region. Respondents included parents of children with consequences of perinatal conditions with disabilities, aged 8-12 years (ntotal = 162, ntest = 62). Data processing was carried out in the STATISTICA 13 program using descriptive statistics (calculation of M, Me, SD, 95% CI), correlation analysis to identify the relationship between the considered characteristics at p ≥ 0.05, and Student's t-test to determine statistical significance of differences. Results. In the structure of perinatal conditions associated with disability in children, diseases of the nervous system dominated - 62.90% (n = 39), followed by mental disorders - 16.13% (n = 10), with congenital malformations ranking third (6.45%; n = 4). The greater the time lag between the time of the disease diagnosis associated with disability and the disability itself, the worse the physical and mental functioning of the child (11.80±6.60 and 11.52±6.72; p = 0.0001), and the less pronounced the psycho-emotional and social disorders (8.29±6.09 and 6.80±5.36; p = 0.0000001). Being under medical follow-up directly affected the child rehabilitation (t= 3.61; p = 0.0006; r = 0.40 at p ≤0.05). At the same time, only 55.84% of the children (n= 34) had an individual follow-up program or the program was developed prior to going to kindergarten and/or school. Conclusion. The analysis shows a number of problems related to medical care delivery to children with consequences of perinatal conditions: untimely registration for medical follow-up; disruption of the schedule of appointments with narrow specialists, envisaged by the current Procedure. Keywords: children; consequences of perinatal conditions; organization of medical care.
Corresponding author: Tatyana A. Sokolovskaya, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение В Международной классификации болезней, действующей в настоящее время (МКБ – 10), перинатальная патология выделена в отдельный класс - XVI «Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде» (P00-P96), который включает три основных блока: 1) поражение плода и новорожденного, обусловленные состояниями матери, осложнениями беременности, родов и родоразрешения (P00-P04); 2) расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода (P05-P08); 3) поражения (состояния) плода и новорожденного, специфичные для перинатального периода [1]. Однако до сих пор нет единого понимания, что собой представляют последствия перинатальной патологии. Чаще всего встречается перинатальное поражение центральной нервной системы (далее – ППЦНС), составляя до 60,0-80,0% в структуре детской неврологической заболеваемости, приводя в дальнейшем либо к задержке психомоторного развития, либо к грубым двигательным и интеллектуальным расстройствам [2]. По данным исследований, у детей с перинатальной патологией в 87,0% случаев регистрируется перинатальная энцефалопатия и в 36,0-72,0% церебральная астения; в дошкольном возрасте у 30,0-50,5% — различные нарушения речи, 30,0% из которых сочетаются с темповой задержкой психического развития; расстройства эмоционально-волевой сферы (29,2%), ранний детский аутизм (далее - РДА) – 12,3%, проблемы поведения и внимания – 7,7%; у 20,0-30,0% отмечается нарушение зрительного восприятия, а у 6,0-7,0% — нарушение слуха. Среди детей, имевших в анамнезе перинатальную травму шейного отдела позвоночника, к пубертатному периоду в 93,0% случаев выявляется вертебрально-базилярная недостаточность, среди которых от 5,0 до 15,0% страдают синкопальными состояниями [3-5]. Кроме этого, перинатальная патология выступает предиктором снижения иммунного статуса с запуском хронических воспалительных реакций, некоторых аллергических, обменных (сахарный диабет, ожирение), желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваний, респираторных нарушений с формированием хронических болезней легких [6-10]. По данным зарубежных исследований, гипоксически-ишемическое поражение головного мозга в перинатальном периоде может стать важным фактором в развитии болезни Альцгеймера и когнитивного дефицита во взрослом возрасте [11,12]. Серьезной проблемой остаются преждевременные роды, частота которых, по данным экспертов ВОЗ, варьирует от 5,0% до 18,0%, в результате чего 15 миллионов детей ежегодно рождаются преждевременно. В дальнейшем у таких детей имеются низкие показатели физического развития на протяжении первых трех лет жизни, выше риски задержи нервно-психического и речевого развития (у 41,0%), формирования соматической патологии: центральной нервной системы (у 70,0%, причем ДЦП у 7,9%-19,0%), органа зрения (ретинопатия у 40,0% детей), дыхательной (85,0%), сердечно-сосудистой, эндокринной (44,0%) и пищеварительной систем (55,0%), инфекционных заболеваний (у 82,0%), врожденных аномалий (86,0%), а также инвалидности (23,0%) [13-15]. Уже в подростковом возрасте у рожденных раньше срока риск нарушения толерантности к глюкозе возрастает в 3,0 раза, заболеваемости сахарным диабетом и летальности от ишемической болезни сердца — в 2,0 раза [16]. Таким образом, последствия перинатальной патологии, по-прежнему, остаются важной и актуальной проблемой общества, имея не только краткосрочные, но и долгосрочные последствия. Однако до сих пор, несмотря на разработанные критерии реализации и нуждаемости, целевые индикаторы, имеющиеся лучшие региональные практики, нет единого подхода к оказанию помощи детям с последствиями перинатальной патологии с учетом многогранности ее проявлений, остаются проблемы осуществления ранней помощи из-за недостаточной развитости сети служб, ограниченности информации об их деятельности и приближенности ее к получателям услуг [17-19]. Целью исследования было изучение существующих проблем организации оказания медицинской помощи детям с последствиями перинатальной патологии на региональном уровне. Материал и методы Для углубленного анализа и выявления проблем на региональном уровне, имеющихся у детей с последствиями перинатальной патологии (далее – ППП), была разработана анкета, одобренная локальным Этическим комитетом ФГБУ «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (№7-5/744 от 03.07.2020 г.) и состоящая из 30 вопросов, разделенных на 4 блока: общие сведения; оценка состояния здоровья и условия жизни ребенка; медицинская помощь, оказанная ребенку и предложения. Основными критериями включения в исследование детей было: 1) наличие инвалидности у ребенка по заболеванию, обусловленному перинатальной патологией; 2) полнота и качество предоставляемых сведений. Обязательными учитываемыми признаками являлись:
Сплошное одномоментное исследование проводилось в нескольких медицинских организациях Архангельской области. Анкетирование проводили медицинские работники среди родителей, имеющих детей с последствиями перинатальной патологии в возрасте 8-12 лет (nобщ = 162 ребенка). Далее, в соответствии с критериями и признаками отбора из 162 человек была сформирована группа из 62 детей. Обработка данных проводилась в программе STATISTICA 13 с применением дескриптивной статистики (расчет M, Me, SD, 95% ДИ), корреляционного анализа для выявления взаимосвязи между рассматриваемыми признаками при p ≥ 0,05 и критерия t-Стьюдента с целью определения статистической значимости различий. Результаты Среди детей, включенных в исследование, превалировали мальчики (51,61%; n = 32), средний возраст составил: M±SD = 10,21 ± 1,62 лет. В подавляющем большинстве дети родились доношенными – 74,19% (Me = 38 недель; n = 46) со средним весом 2706,67 (95% ДИ: 2463,14 – 2950,19) граммов. В структуре перинатальной патологии, приведшей к инвалидности, у детей доминировали болезни нервной системы – 62,90% (n = 39), среди которых 30,77% приходилось на ДЦП, на втором месте оказались психические расстройства – 16,13% (n = 10), из них в 40,0% случаев регистрировался РДА и на третьем – врожденные аномалии (6,45%; n = 4). При этом у девочек отмечался бóльший спектр заболеваний, приведших к инвалидности, имеющие истоки в перинатальном периоде (рис. 1).
Средний возраст, с которого было установлено заболевание, приведшее к инвалидности ребенка, равнялся 2,13±1,49 (95% ДИ: 1,75 – 2,50) лет, в то время как возраст, в котором ребенок получал инвалидность составлял 2,83±1,82 (95% ДИ: 2,37- 3,28) лет. Причем «окно вариации» было достаточно большим - от 0 до 6 лет. Следует отметить, что инвалидность у детей по причине ДЦП иногда ставилась только в 5-6-летнем возрасте, а психические заболевания (умственная отсталость, РДА) – в 6-7 лет. С показателем разницы между временем постановки заболевания, приведшего к инвалидности и установлением инвалидности, выявлена четкая связь с ухудшением функционирования ребенка, а, следовательно, и его качества жизни (t = 2,81 при p ≤0,05). Так, чем больше был временной разрыв, тем хуже было физическое (далее - ФФ) и умственное функционирование (далее - УФ) ребенка (11,80±6,60 и 11,52±6,72 баллов; p = 0,0001), но менее выражены психоэмоциональные (далее - ПФ) и социальные нарушения (далее - СФ): 8,29±6,09 и 6,80±5,36; p < 0,001. При этом в структуре ФФ у детей рассматриваемой группы чаще всего наблюдались головные боли, боли в области спины или ног (t = 2,22 при p = 0,02); УФ - снижение ориентации во времени и пространстве (t = 2,50 при p = 0,0013); ПФ - тики, заикания, ночное недержание мочи (t = 4,65; при p < 0,001), выраженные приступы злости и агрессии (t = 4,33; при p < 0,001); СФ - конфликты с родителями, негативизм и склонность ко лжи (t = 5,50 при p < 0,001), наличие вредных привычек, таких как сосание пальцев, обкусывание ногтей, табакокурение и токсикомания (t = 5,59 при p < 0,001). На диспансерном наблюдении состояло 93,54% детей (n = 58), и с этим тесно связаны отдельные показатели психического (t = 2,51 при p < 0,001), социального (t = 3,63 при p = 0,001 и t = 3,97 при p < 0,001), а также умственного функционирования (t = 2,49 при p = 0,015). Кроме этого, наличие диспансерного наблюдения, как показал проведенный корреляционный анализ, напрямую влияло на получение ребенком реабилитации (t = 3,61; p <0,0006; r= 0,40 при p ≤0,05). При этом, самыми популярными методами восстановительного лечения оказались ЛФК (n= 38; 61,29%), массаж (n = 38; 61,29%) и физиотерапия (n = 34; 54,84%): r = 0,40; 0,49 и 0,42. В то время как такие эффективные методы, как занятия по методике М. Монтессори (n= 3; 4,84%), кондуктивная педагогика А. Пете (n= 3; 4,84%), адаптационные технологии (n= 7; 11,29%), применялись достаточно редко. Возможно, это было связано с отсутствием соответствующих специалистов или необходимого оборудования, а также с дефицитом знаний врачей в данной области, осуществляющих наблюдение ребенка. Чаще всего на реабилитацию детей отправляли врач-хирург детский (r = 0,40), врач-офтальмолог (r = 0,35) и врач-невролог (r = 0,32). В тоже время часть детей, при имеющейся инвалидности, никуда не направлялись и не получали никакие реабилитационные мероприятия, что в значительной мере снижало их качество жизни (r = 0,33; p < 0,001). Только у 55,84% детей (n= 34) была сформирована индивидуальная программа наблюдения или ИПР перед посещением ребенка детского сада и / или школы. Причем большой вклад в формировании траекторий образования и индивидуальных программ реабилитации вносили специалисты немедицинского профиля – психологи (t = 8,81 при p < 0,001), логопеды (t = 7,88 при p < 0,001), дефектологи (t = 8,62 при p < 0,001) и социальные педагоги (t = 8,87 при p < 0,001). Приказом Министерства здравоохранения от 10 августа 2017 г. №514н определена кратность профилактического осмотра несовершеннолетних врачами-специалистами. Кроме этого, в «Карте профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего» предусмотрена оценка физического, психического (познавательной, моторной, эмоциональной и социальной функций), а для более младших возрастных групп предречевого и речевого развития [25]. В тоже время, по данным проведенного исследования, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, частота осмотров детей специалистами на первом году жизни и до 12 лет значительно варьировала, иногда даже не достигая нормативных значений (табл. 1). Таблица 1 Частота наблюдений детей 8-12 лет, имеющих инвалидность, врачами-специалистами и другими специалистами
Достаточно низкая посещаемость врачей-специалистов и специалистов других профилей, а, следовательно, и поздняя коррекция имеющихся нарушений, способствовала наличию у 50,00% детей (n = 31) задержки физического развития (t = 5,86 при p ≤0,05), у 66,13% (n = 41) - нервно-психического развития (t = 5,29 при p ≤0,05), а у 11,29% (n = 7) - речевого развития. Также, ни один из детей, имеющих психические нарушения, не был консультирован врачом-психиатром детским. Обсуждение Несмотря на то, что единого понятия «последствия перинатальной патологии» нет, в отношении поражений нервной системы все же есть некоторая определенность. Так, по существующим классификациям (2003, 2009 гг.) к исходам ППЦНС можно отнести детский церебральный паралич (ДЦП); поражения нервных корешков и сплетений; другие расстройства периферической нервной системы; умственную отсталость неуточненную; эпилепсию симптоматическая; гидроцефалию; функциональные нарушения моторной или психической сферы; разные (прочие) неврологические расстройства [21]. Поэтому прогноз для детей достаточно сложен и имеет прямую зависимость от доступности, качества и оказываемой медицинской и междисциплинарной помощи. Раннее начало комплексных реабилитационных мероприятий в значительной мере улучшают качество жизни детей. В свою очередь, изучение качества жизни ребенка и его семьи в процессе реабилитации по единым опросникам позволяет оценить ее эффективность [22]. Наше исследование показало, что у исследуемых детей имеются в большей степени нарушения физического и умственного функционирования (11,80±6,60 и 11,52±6,72 баллов; p = 0,0001), но менее выражены психоэмоциональные и социальные нарушения (8,29±6,09 и 6,80±5,36; p < 0,001). И это напрямую связано с временем установления инвалидности и, следовательно, целенаправленным формированием реабилитационных мероприятий. В конце 20 века началось развитие комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии, но оно не имело системный характер. В начале 21 века в 27 субъектах Российской Федерации был проведен эксперимент по организации служб ранней помощи на базе организаций здравоохранения, образования и социальной защиты, который доказал свою эффективность. Однако, по-прежнему, остаются проблемы, основанные на несогласованности междисциплинарных команд, нехватке специалистов, малодоступности практических технологий [23]. При этом, приоритетной задачей практического здравоохранения должна быть не только профилактика перинатальной патологии, но и своевременная, качественная лечебно-диагностическая деятельность, основанная на предупреждении возможных отдаленных последствий с ранним началом корректирующих и абилитационно/реабилитационных мероприятий [24]. Заключение Таким образом, проведенный анализ показал, что отмечаются проблемы оказания медицинской помощи детям с последствиями перинатальной патологии на региональном уровне: не своевременная постановка на диспансерное наблюдение; нарушение кратности приема врачей-специалистов, предусмотренная действующим Порядком; отсроченное начало реабилитационных мероприятий, не у всех детей формируется индивидуальная программа наблюдения или ИПР перед посещением детского сада и / или школы. Все это негативно сказывается на качестве жизни ребенка, приводя к нарушению его физического, психоэмоционального, умственного и социального функционирования. Наличие задержек нервно-психического и речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии обуславливает необходимость раннего привлечения немедицинских специалистов – психологов, логопедов и дефектологов в реабилитационный процесс. Благодарность. Сбор данных на пилотной территории осуществлялся при поддержке В.А. Постоева из Архангельской международной школой общественного здоровья ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Авторы благодарны Виталию Александровичу за помощь в работе. Библиография
References
Дата поступления: 28.02.2023 Просмотров: 3204
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 20.06.2023 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|