ВОЗ. Информационный бюллетень. Апрель 2023 |
18.05.2023 г. | ||||||
Апрель 2023 г. Тема номера – 7 апреля 2023 г. Всемирный день здоровья. Семьдесят пять лет на службе общественного здравоохранения1 Седьмого апреля 2023 г. во Всемирный день здоровья Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает свое 75-летие2. ВОЗ была основана по коллективной инициативе стран мира в 1948 г. для укрепления здоровья людей, поддержания безопасности в мире и служения интересам уязвимых групп населения для того, чтобы каждый человек, где бы он ни находился, имел возможность достичь наивысшего уровня здоровья и благополучия. Ее руководящий принцип заключается в том, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является правом каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения. За это время ВОЗ добилась невероятных успехов в области общественного здравоохранения: средняя продолжительность жизни в 53 государствах-членах Европейского региона ВОЗ увеличилась на 16 лет. Тридцать вторая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, положила начало осуществлению Глобальной стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» (1977 г.), призвав государства-члены разработать и укрепить, а также применить на практике свои стратегии достижения здоровья для всех, осуществляя контроль за их претворением в жизнь и оценку их эффективности, используя для этой цели надлежащие показатели. Основой этой Стратегии стало утверждение принципов справедливости и равенства в здравоохранении, права каждого человека на получение необходимой медицинской помощи. Она опиралась на совместные действия в секторе здравоохранения и связанных с ним социально-экономических секторах с целью осуществления программ, с наиболее широким охватом населения. Эти программы содержали мероприятия в области укрепления здоровья, профилактики болезней, диагностики, лечения и реабилитации. Она предусматривала также выбор национальной стратегии для каждой страны с учетом ее особенностей. «Здоровье для всех к 2000 году» стала первой комплексной стратегией охраны здоровья в мире, предполагающей согласованные межсекторальные действия, направленные на сокращение разрыва между состоянием здоровья людей в развивающихся и развитых странах, а также различных социальных группах населения в одной стране, на основе разработанных национальных стратегий «Здоровье для всех». Полный текст публикации «Процесс руководства для развития национального здравоохранения: Основополагающие принципы для использования в поддержку стратегий по достижению здоровья для всех к 2000 г. – Всемирная организация здравоохранения. Женева. 1981 г.» на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: Научные открытия, достижения в сфере медицины и глобальные соглашения в области здравоохранения изменили мир. Были созданы и начали широко применяться вакцины против оспы, полиомиелита и кори. Также была учреждена Расширенная программа иммунизации, чтобы обеспечить доступ к жизненно важным вакцинам для детей во всем мире. Благодаря открытию современных антибиотиков стало возможным легко лечить инфекционные болезни, которые раньше считались смертельно опасными, а также проводить самые разные процедуры – от трансплантации органов до химиотерапии рака. Двадцать лет назад страны приняли первое глобальное соглашение ВОЗ в области общественного здравоохранения – Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, призванную положить конец употреблению табака. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/42811/9789244591017_rus.pdf Также страны обязались выполнять Международные медико-санитарные правила (2005 г.) – глобальный рамочный механизм для защиты людей от чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения и для укрепления мер по предотвращению угроз общественному здоровью и реагированию на них. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/246188/9789244580493-rus.pdf Стали доступны новые средства диагностики и методы лечения туберкулеза, ВИЧ-инфекции, рака, деменции и многих других заболеваний. В совокупности эти достижения, ставшие возможными благодаря самоотверженной работе специалистов здравоохранения, позволили существенно улучшить здоровье людей во всем мире. Семидесятипятилетняя годовщина ВОЗ – повод вспомнить о прошлых успехах в области общественного здравоохранения, которые за последние семь десятилетий позволили улучшить качество жизни людей. Это также возможность придать стимул действиям по решению актуальных проблем здоровья сегодняшнего и завтрашнего дня. Подробнее об истории Всемирной организации здравоохранения на сайте ВОЗ: https://www.who.int/ru/campaigns/75-years-of-improving-public-health/stories Основные тезисы кампании
Рекомендации ВОЗ государствам-членам:
Практические действия Переход от экономики прибылей и безответственного загрязнения окружающей среды к экономике справедливости и благополучия. Критериями успеха должны стать благополучие человека и здоровье окружающей среды. Создание стимулов и возможностей, побуждающих отдельных людей, семьи и группы населения активно участвовать в жизни общества и самостоятельно заботиться о своем здоровье. Участие должно быть сознательным и инициативным, а принимаемые решения и достигаемые результаты в области здравоохранения – отвечать потребностям и интересам человека. Развитие комплексных национальных систем здравоохранения, опирающихся на ПМСП и обеспечивающих качественное оказание основных услуг и финансовую защиту их получателей путем реализации программ, основанных на принципах справедливости, гендерного равенства и соблюдения прав человека, и позволяющих охватывать и привлекать к участию наиболее нуждающихся членов общества, одновременно укрепляя здоровье и благополучие всех людей в любом возрасте. Создание условий для участия негосударственных структур в деятельности государственных органов по планированию, мониторингу и реализации практических мер, направленных на достижение ВОУЗ. Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/campaigns/75-years-of-improving-public-health и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: Публикации Всемирной организации здравоохранения:
В настоящем издании собраны основные руководящие документы ВОЗ, включая Устав, Правила процедуры Всемирной ассамблеи здравоохранения и Исполнительного комитета, Положения о финансах и Положения о персонале. В него также включены Положения о списках экспертов-консультантов и комитетах экспертов, Положения об исследовательских и научных группах, тексты соглашений с Организацией Объединенных Наций и другими специализированными учреждениями ООН и другие документы. В этом томе содержится также список государств-членов и ассоциированных членов ВОЗ. Настоящее издание обновлено по состоянию на 31 декабря 2014 г. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pdf
Аделаидское заявление по учету интересов здоровья во всех направлениях политики предназначено для руководителей и лиц, формирующих политику на всех уровнях управления - местном, региональном, национальном и международном. В нем подчеркивается, что для лучшего достижения целей в области управления необходимо, чтобы все сектора включили здоровье и благополучие в качестве основных компонентов при разработке своей политики. Это связано с тем, что причины здоровья и благополучия лежат за пределами сектора здравоохранения и формируются социальными и экономическими факторами. Несмотря на то, что многие сектора уже способствуют улучшению здоровья, все еще имеются значительные пробелы. В Аделаидском заявлении подчеркивается необходимость нового общественного договора между всеми секторами в целях развития человеческого потенциала, обеспечения устойчивости и справедливости, а также для улучшения результатов в отношении здоровья. Для этого необходима новая форма управления с взаимосвязанным руководством в рамках правительств, во всех секторах и между разными правительственными уровнями. В Заявлении подчеркивается вклад сектора здравоохранения в решение сложных проблем на уровне разных правительственных подразделений. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/90812/9789244599723_rus.pdf
«Здоровье во всех направлениях политики» (HiAP) получает все большее признание в качестве эффективной и основанной на фактических данных стратегии управления, направленной на воздействие на социальные детерминанты здоровья и обеспечение справедливости в отношении здоровья. Подход нацелен на ключевые детерминанты здоровья посредством интегрированных ответных мер политики в соответствующих областях с конечной целью поддержки здоровья населения и справедливости в отношении здоровья. Включая рассмотрение воздействия на здоровье в процессы разработки политики во всех секторах, подход HiAP может помочь правительствам стран систематически воздействовать на детерминанты здоровья, признавая, что рычаги для политических действий часто находятся за пределами компетенции самого сектора здравоохранения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/366435/9789240057128-eng.pdf
В 2012 г. Европейский региональный комитет ВОЗ утвердил два варианта политики Здоровье-2020. Оба этих варианта приводятся в настоящей публикации. В сокращенном варианте рамочной основы, который ориентирован на европейских политических деятелей и лиц, вырабатывающих политику, рассказывается об основных ценностях и принципах политики Здоровье-2020, а также приводятся ключевые стратегические рекомендации в отношении действий в интересах здоровья и благополучия населения. Развернутая версия рамочной основы политики и стратегии содержит более подробную информацию в отношении фактических данных и практических действий. Настоящая политика предусматривает две стратегические задачи, в основе которых лежат принципы соблюдения социальной справедливости, обеспечения гендерного равенства и прав человека, а также улучшения стратегического руководства в интересах здоровья. Политика призвана стать инструментом для укрепления здоровья и благополучия людей и повышения уровня справедливости в отношении здоровья с учетом конкретных условий каждой страны и сложившихся в них политических и организационных обстоятельств. Это гибкое, "живое" руководство по вопросам политики и стратегий. Выполнение подобных задач в равной мере требует усилий как в политической, так и в научной сфере, и поэтому в политике Здоровье-2020 огромное значение придается и политической приверженности, и опыту экспертов, и участию гражданского общества. Будучи ориентированной на нахождение "решений", настоящая рамочная основа предлагает одновременно достижимые и практичные, и в то же время гибкие варианты политики, которые могут успешно осуществляться в изменяющихся условиях любой страны. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/327884/9789289000376-rus.pdf
Европейская программа работы на 2020–2025 гг. "Совместные действия для улучшения здоровья жителей Европы" (ЕПР) подготовлена в рамках процесса широких консультаций с участием государств-членов Европейского региона ВОЗ, Европейской комиссии, негосударственных структур, межправительственных организаций и агентств ООН, а также сотрудников ВОЗ. В ЕПР определяются приоритетные задачи на ближайшие пять лет, начиная с того, каких действий жители Региона справедливо ожидают от органов управления здравоохранением своих стран. Люди считают, что органы здравоохранения должны гарантировать реализацию их права на всеобщий доступ к качественной помощи без риска обнищания, обеспечить эффективную защиту при чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения и обеспечить возможность для развития здорового общества, в котором действия общественного здравоохранения и разумная государственная политика будут способствовать улучшению условий жизни на основе экономики благополучия. Люди все чаще пользуются своим законным правом требовать от органов управления здравоохранением ответа за выполнение вышеуказанных ожиданий. 15 сентября 2020 г. на 70 сессии Европейского регионального комитета ВОЗ министры здравоохранения и лидеры в сфере общественного здравоохранения из 53 государств-членов Европейского региона ВОЗ утвердили Европейскую программу работы (ЕПР) на 2020–2025 гг. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/333909/70wd11r-rev4-EPW-200673.pdf
В 2018 г. лидеры Германии, Ганы и Норвегии обратились к ВОЗ и другим многосторонним организациям с просьбой об оптимизации их усилий в целях оказания более эффективной поддержки странам для ускорения прогресса в достижении Цели 3 в области устойчивого развития (ЦУР), касающейся обеспечения здорового образа жизни и благополучия для всех в любом возрасте, и решении других связанных со здоровьем задач, поставленных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Глобальный план действий по обеспечению здорового образа жизни и благополучия для всех был принят одновременно с проведением Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в сентябре 2019 г. заседания высокого уровня по вопросу о всеобщем охвате услугами здравоохранения. Общая цель Глобального плана действий — укрепление сотрудничества между 12 всемирными организациями, занимающимися вопросами здравоохранения, развития и ответных мер гуманитарного характера, в целях ускорения прогресса стран в достижении связанных со здоровьем задач ЦУР. В Плане представлен новый подход к укреплению сотрудничества между организациями и их совместными действиями, основанными на первоначальном коллективном обязательстве, которое было принято в октябре 2018 г. План, прежде всего, должен быть стратегическим, но при этом он также содержит некоторые элементы оперативного характера, которыми следует руководствоваться при его выполнении, а также допускать гибкую корректировку на основе регулярных обзоров достигнутого прогресса и извлеченных уроков. Хотя целью Глобального плана действий не является предоставление или изыскание дополнительных ресурсов, он позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы в результате совершенствования сотрудничества, принимая во внимание то, что у каждого из этих учреждений имеются свои собственные уникальные мандат и область специализации. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/327841/9789244516430-rus.pdf
В этом третьем ежегодном докладе о ходе реализации Глобального плана действий по обеспечению здорового образа жизни и благополучия для всех показано, как реализация 3-й Цели в области устойчивого развития (ЦУР 3) способствует синергии между ответными мерами на пандемию COVID-19 и долгосрочными усилиями по достижению ЦУР путем создания платформы для улучшения сотрудничества в области здравоохранения на многостороннем уровне. Страновые тематические исследования демонстрируют, как углубляется это сотрудничество. В докладе показано, насколько важны стимулы для поощрения более тесного сотрудничества в глобальном развитии здравоохранения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/354381/9789240050846-eng.pdf
В настоящем докладе показано, что до пандемии наблюдалось значительное расширение охвата услугами здравоохранения, обусловленное массовым наращиванием масштабов мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями, такими как ВИЧ-инфекция, туберкулез и малярия. И хотя в последние годы расходы на здравоохранение, приводящие к обнищанию населения, сократились, число людей, обнищавших или погрузившихся в еще большую нищету из-за расходов на здравоохранение, оплаченных из собственных средств, остается неприемлемо большим. Эти тенденции усугубляются существующими неравенствами между странами и внутри стран. Пандемия COVID-19 привела к значительным перебоям в предоставлении основных услуг здравоохранения. Растущая нищета и сокращение доходов в результате глобального экономического спада, вероятно, приведут к росту финансовых препятствий для доступа к медицинской помощи и финансовых трудностей, связанных с расходами на здравоохранение из собственных средств, для лиц, обращающихся за медицинской помощью, особенно среди неблагополучных групп населения. Проблемы, существовавшие до пандемии COVID-19, в сочетании с дополнительными трудностями, возникшими в связи с пандемией, придают еще большую актуальность стремлениям к обеспечению ВОУЗ. Укрепление систем здравоохранения на основе надежной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) имеет решающее значение для более эффективного восстановления и ускорения прогресса на пути к обеспечению ВОУЗ и безопасности в области здравоохранения. Эффективное внедрение систем здравоохранения, ориентированных на ПМСП, позволяет добиться большей справедливости и устойчивости при более широких возможностях для предоставления высококачественных, безопасных, комплексных, интегрированных и доступных, в том числе в ценовом плане, услуг здравоохранения всем и везде, но особенно наиболее уязвимым слоям населения. Значительные финансовые инвестиции в структурные элементы систем здравоохранения, ориентированные на ПМСП, особенно в области, требующие наибольших расходов (медицинские и социальные работники, инфраструктура здравоохранения, лекарственные средства и другая продукция медицинского назначения), должны поддерживаться, тщательно планироваться и опираться на данные об эффективности систем здравоохранения для устранения критических пробелов, особенно в странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего. Резюме на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/357611/9789240045545-rus.pdf
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/357607/9789240040618-eng.pdf
Доклад о результатах глобального мониторинга уровня финансовой защиты в области здравоохранения, 2021 г., показывает, что до пандемии COVID-19 мир был далек от достижения цели сокращения финансовых трудностей, связанных с расходами на медицинскую помощь, поскольку тенденции в отношении катастрофических расходов на здравоохранение развивались в неверном направлении, а число людей, сталкивающихся с проблемой обнищания в результате оплаты услуг здравоохранения за счет собственных средств, оставалось неприемлемо высоким (глава 1). В главе 2 кратко излагаются новые данные о последствиях пандемии и связанного с ней макроэкономического и финансового кризиса, которые указывают на возможное снижение уровня финансовой защиты домашних хозяйств, особенно в результате сокращения доходов и снижения уровня потребления, наряду с ростом бедности и неравенства. Резюме на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/publications/i/item/9789240045149 Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/350240/9789240040953-eng.pdf
Достижение Целей в области устойчивого развития (ЦУР) требует движения по пути преобразований. В данном руководстве используется подход E4As – взаимодействие и вовлечение в целях оценки, согласования, ускорения и подотчетности (Engage to Assess, Align, Accelerate, Account), позволяющий объединить методы, диагностические инструменты, руководящие документы, процессы и механизмы для выработки более эффективных мер политики, которые позволят достичь ЦУР и добиться прогресса в сфере охраны здоровья в Европейском регионе ВОЗ. Данное руководство было разработано в ответ на запрос государств-членов о предоставлении комплекта ресурсов для осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Руководство разрабатывалось в сотрудничестве с национальными органами власти, гражданским обществом и научными кругами и содержит примеры из практики стран и организаций в Регионе. Инструменты и методы разрабатывались ВОЗ, другими ведомствами в системе Организации Объединенных Наций, научным сообществом и гражданским обществом. Ресурсы могут использоваться лицами, формирующими политику, учреждениями общественного здравоохранения, научными кругами, гражданским обществом, партнерами по развитию и финансирующими организациями как внутри, так и за пределами сектора здравоохранения, а также всеми, кто заинтересован в укреплении и защите здоровья и благополучия для всех в любом возрасте. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352858/9789289056441-rus.pdf
Благодаря принятию Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и Целей в области устойчивого развития (ЦУР) создана хорошая концептуальная основа как для укрепления мер по улучшению здоровья и благополучия всех людей, так и для обеспечения того, чтобы все группы населения получали необходимую помощь. Несмотря на общее улучшение состояния здоровья и благополучия населения в Европейском регионе ВОЗ, неравенство внутри стран сохраняется. В настоящем докладе определены пять основных условий, необходимых для достижения и поддержания здоровья для всех: хорошее качество и доступность медицинских услуг; защищенность доходов и социальная защита; достойные условия жизни; социальный и человеческий капитал; достойные условия труда и занятости. Для создания этих пяти условий необходимы целенаправленные и активные меры политики. В Докладе также рассматриваются ключевые факторы обеспечения справедливости в отношении здоровья и создания более справедливых обществ, включая следующие: согласованность политики, подотчетность, общественное участие, расширение прав и возможностей граждан и местных сообществ. В Докладе приводятся фактические данные о глубинных причинах несправедливых неравенств в отношении здоровья в каждом из 53 государств-членов Региона, а также о решениях, позволяющих сократить эти неравенства. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/330667/9789289054768-rus.pdf Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/campaigns/75-years-of-improving-public-health и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/campaigns/75-years-of-improving-public-health/campaign-toolkit и сайта Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.who.int/europe/ru/news/item/04-04-2023-longer--healthier-lives-for-all--who-at-75 2 См. также Информационный бюллетень – май 2018 г. «70 лет Всемирной организации здравоохранения»: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/158.html 3 См. также Информационный бюллетень – октябрь 2020 г. «Европейская программа работы на 2020–2025 гг. "Совместные действия для улучшения здоровья жителей Европы": https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/187.html Просмотров: 2999
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 23.05.2023 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|