ОЦЕНКА КАДРОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ И ДОСТУПНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ (ПМСП): РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ |
02.10.2023 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-4-16
Шеметова Г.Н., Губанова Г.В., Милашевская Т.В., Москвина А.О., Каретникова А.Ю. Резюме Актуальность. Улучшение показателей здоровья и качества жизни населения во многом зависит от организации работы первичного звена здравоохранения. Несмотря на проводимые государством реформы, множество проблем организации первичной медико-санитарной помощи остается нерешенным. Чтобы получить объективную оценку доступности медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлиническом звене, целесообразно выполнить статистический анализ показателей нагрузки врачей, укомплектованности штата и числа обслуживаемого населения. Цель: провести оценку доступности первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Саратовской области, проанализировать кадровое обеспечение врачебным персоналом на региональном уровне и выявить проблемные вопросы. Материал и методы. Исследование было проведено на базе трёх произвольных поликлиник города Саратов и Энгельсского района Саратовской области в 2020 и 2021 г., средняя численность прикреплённого населения в которых равна 47517.3±16109.8. Необходимые данные для расчёта статистических показателей были получены из официальной медицинской отчетности поликлиник (ф.30), наличие талонов оценивали используя медицинскую информационную систему БАРС. Обработка результатов проводилась при помощи пакета программ Microsoft Excel 97. Результаты. Во всех поликлиниках наблюдается неполная укомплектованность врачами-терапевтами участковыми, что может быть обусловлено большим недостатком врачей участковой службы по Приволжскому федеральному округу и самым низким уровнем заработной платы в сравнении с другими областями. Большая часть первичной медико-санитарной помощи оказывается узкими специалистами, что ведет к чрезмерной специализации амбулаторной помощи, недостаточному вниманию к подготовке участковых врачей и к их острой нехватке. Повышенная нагрузка на врачей приводит к уменьшению времени приема пациентов, что может привести за собой недостаточный сбор анамнеза и проведение осмотра за ограниченное время, что способствует несвоевременному выявлению ряда заболеваний на ранних сроках, приводя к росту уровня заболеваемости, смертности и инвалидизации. Заключение. Соблюдение основных принципов оказания медицинской помощи поликлиниками 1,2 и 3 можно оценить, как удовлетворительное, так как несмотря на сильную загруженность, поликлиники с достоинством выполняют свою работу, большинство показателей деятельности медицинских учреждений соответствуют принятым нормативам и государственным стандартам. Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь; укомплектованность кадрами; доступность; медицинская помощь.
Контактная информация: Каретникова Алена Юрьевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ASSESSMENT OF STAFFING WITH MEDICAL PERSONNEL AND ACCESSIBILITY OF PRIMARY HEALTH CARE: A REGIONAL ASPECT Abstract Significance. Improvements in health indicators and life quality of the population largely depend upon the organization of primary health care. Despite health care reforming carried out by the state, many problems related to the organization of primary care delivery remain unresolved. In order to obtain an objective assessment of the accessibility of medical care provided in outpatient setting, it is advisable to perform a statistical analysis of the indicators of the workload of doctors, staffing and the number of the population served. The purpose of the study was to assess the accessibility of primary health care to the adult population of the Saratov region, to analyze staffing with medical personnel at the regional level and to identify problematic issues. Material and methods. The study was conducted on the basis of three randomly selected polyclinics of the city of Saratov and the Engels district of the Saratov region in 2020 and 2021, the average number of the attached population in which equaled to 47517.3 ± 16109.8. The necessary data for calculating statistical indicators were obtained from the official medical reports of polyclinics (Form#30), the availability of slips was assessed using the BARS medical information system. The results were processed using the Microsoft Excel 97 software package. Results. In all polyclinics, there is an incomplete staffing with primary care physicians (district doctors), which may be due to a large shortage of district doctors in the Volga Federal District and the lowest level of wages in comparison with other regions. Most of the primary health care is provided by narrow specialists, resulting in excessive specialization of outpatient care, insufficient attention to the training of district doctors and their acute shortage. The increased workload of doctors leads to a shorter time of the visit, which may result in collecting incomplete history and implementing incomplete examination because of the limited time, contributing to untimely detection of a number of diseases in early stages, leading to higher morbidity, mortality and disability. Conclusion. Compliance with the basic principles of medical care delivery by polyclinics # 1,2 and 3 can be assessed as satisfactory, since despite the heavy workload, polyclinics perform their work with dignity, most performance indicators comply with the accepted norms and state standards. Keywords: primary health care; staffing; accessibility; health care.
Corresponding author: Alena Yu. Karetnikova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Самым массовым и наиболее востребованным видом медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, в рамках которой население получает медицинские услуги в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению [1-2]. Именно врачу первичного звена отводится ведущая роль в улучшении показателей здоровья и качества оказания медицинской помощи населению, поскольку его деятельность направлена, в первую очередь, на профилактику, раннее выявление и лечение широкого спектра заболеваний, а также организацию и проведение медицинской реабилитации пациентов. Снижение показателей инвалидизации и смертности во многом зависит от степени доступности и качества оказываемой медицинской помощи. В настоящее время в России проводится модернизация первичного звена, направленная на улучшение материально-технической базы медицинских организаций, устранение дефицита кадров и повышение уровня их квалификации, а также усовершенствование медицинской нормативно-правовой базы. Тем не менее, несмотря на проведение реформ, в амбулаторно-поликлиническом звене остается много нерешенных вопросов. Недостаточная координация и преемственность в деятельности медицинских организаций различного уровня и специалистов приводит к появлению ряда проблем лечебно-диагностической помощи, несвоевременному направлению пациентов в специализированные консультативные, стационарные, высокотехнологичные медицинские и оздоровительные учреждения [1-3,8]. В связи с целым рядом проблем организации ПМСП, таких как износ основных фондов, дефицит кадровых ресурсов, а в отдельных регионах – низкая заработная плата медицинских работников, повышение качества оказания помощи в поликлинических условиях становится достаточно сложной задачей [3-4]. Для оценки доступности медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями первичного звена здравоохранения, в различных исследованиях чаще всего используют социологический опрос, однако результаты такого вида инструмента будут достаточно субъективны, так обычно они основаны на мнениях пациентов, которые не вникали во внутреннюю систему работы лечебных учреждений. Чтобы получить объективную картину качества и доступности ПМСП, целесообразно провести статистический анализ таких данных, как показатель нагрузки врачей, укомплектованность штата и число обслуживаемого населения. Цель: провести оценку доступности первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Саратовской области, проанализировать кадровое обеспечение врачебным персоналом на региональном уровне и выявить проблемные вопросы. Материал и методы Исследование было проведено на базе трёх произвольных поликлиник города Саратов и Энгельсского района Саратовской области в 2020 и 2021 г., средняя численность прикреплённого населения в которых равна 47517.3±16109.8 Рассматриваемые поликлиники были численно обозначены (1,2,3) независимо от их полного наименования. Для оценки доступности амбулаторной помощи взрослому населению использовались данные официальной статистики Росстата по Саратовской области, учитывались следующие показатели: укомплектованность медицинских организаций врачебным и средним медицинским персоналом, обеспеченность населения амбулаторнойпомощью, показатель нагрузки врачей на 1 час работы, средняя численность населения на участке. Производилась оценка сроков ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований. Необходимые данные для расчёта статистических показателей были получены из официальной медицинской отчетности поликлиник (ф.30) за 2020 и 2021 года, наличие талонов оценивали на момент проведения исследования (декабрь 2021), используя медицинскую информационную систему БАРС. Полученные данные сравнивали с нормативами, взятыми из приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (с изменениями и дополнениями); приказа Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2015 г. N 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога»; постановления Правительства Саратовской области от 30 декабря 2020 года № 1073-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Обработка результатов проводилась при помощи пакета программ Microsoft Excel 97. Расчет показателей был проведен в соответствии с методическим пособием «Общественное здоровье и здравоохранение: практикум» [5]. Результаты По результатам исследования было установлено, что в поликлинике 1 по данным на 2021 год отмечалась 100%-ая укомплектованность врачами-специалистами. Приём пациентов производился по 22 различным специальностям, в том числе врачом пульмонологом, ревматологом, колопроктологом, аллергологом, гериатром и другими. Укомплектованность врачами-терапевтами участковыми была несколько ниже – по данным за 2021 год – 66%. Укомплектованность средним медицинским персоналом составляла 100%. В поликлинике 2 отмечалась 97%-ая укомплектованность врачами-специалистами, укомплектованность врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики на 2020 год – 73,7% и 75% соответственно, средним медицинским персоналом – 83%. В 2021 году (по данным на 1.10.2022) укомплектованность врачами-терапевтами участковыми снизилась на 2,7%. В поликлинике оказывалась высококвалифицированная медицинская помощь врачами 24 специальностей, в т.ч. по профилям: гериатрия, пульмонология, онкология, нефрология, сердечно-сосудистая хирургия, профпатология и ревматология. В поликлинике 3 отмечались следующие показатели: укомплектованность врачами-специалистами – 83,14%, врачами-терапевтами участковыми – 87%, средним медицинским персоналом по физическим лицам – 73,1%. Высококвалифицированная медицинская помощь оказывалась также по 25 специальностям, в том числе сердечно-сосудистым хирургом, психотерапевтом, онкологом. Важным критерием, влияющим на качество медицинской помощи, является число обслуживаемого населения. Изначально поликлиника 1 была рассчитана на обслуживание 30 тысяч граждан, однако данная цифра увеличилась в 2,2 раза. С 2015 года число пациентов возросло на 18% и к 2021 году составило более 65 тысяч человек. В поликлинике 2 по данным на 2021 год численность прикрепленного взрослого населения составила 37569 человек, в поликлинике 3 г. Саратов – 38 879. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи в рассматриваемых поликлиниках ведется по территориально-участковому принципу. По данным на 2021г. поликлиника 1 обслуживала 30 участков, на каждом из которых было закреплено около 2200 граждан (норма – 1700). При этом количество участковых терапевтов не соответствовало количеству обслуживаемых участков, что отражалось на загруженности медицинского персонала. На одного врача-терапевта поликлиники 1 в 2021 год приходилось 5,76 человек в час (при норме 4). В структуру участковой службы поликлиники 2 входили 19 терапевтических участков и 4 участка общей практики. Средняя численность прикрепленного населения на 1 участке общей практики – 1500 человек (1200 норма), средняя численность прикрепленного населения на 1 терапевтическом участке – 1600-1700 человек. На 1 врача – терапевта участкового в среднем приходилось 5 человек в час, что также превышает норму, на 1 врача общей практики – 4,5 (норма 4) человека в час. Участковая служба поликлиники 3 включала 23 терапевтических участка. Средняя численность прикрепленного взрослого населения на 1 участке составляла 1650-1700 человек, что соответствует норме, но при этом на одного врача-терапевта участкового, так же, как и в поликлинике Б, приходится 5 человек в час. Обеспеченность населения амбулаторной помощью в поликлинике 1 составила 6,53 посещений на 1 пациента за 202 год и 6,79 за 2020 год, в поликлинике 2 – 7,81 посещений на 1 пациента за 20й год и 7,89 за 2020 год. Обеспеченность прикрепленного населения амбулаторной помощью в поликлинике 3 – 7,82 посещения на 1 пациента в 2020 году и 7,83 посещения – в 2021 году. Показатель обеспеченности населения амбулаторной помощью за 2021 г. несколько снизился в сравнении с 2020 годом. Эта разница связана с увеличением количества прикреплённого населения и с уменьшением числа врачебных посещений в поликлинике (в том числе и на дому), учитывая эпидемическую обстановку в стране. Расчет норматива посещений на одного человека в год по Постановлению Правительства Саратовской области от 30 декабря 2020 года № 1073-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». При оценке сроков ожидания оказания медицинской помощи были получены следующие данные: сроки проведения консультаций врачей-специалистов не превышают 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию; сроки ожидания приема врачами-терапевтами на данный момент несколько превышают норму (в норме-не более суток с момента обращения пациента в поликлинику). Однако следует учитывать неполную укомплектованность врачами-терапевтами участковыми, высокое число обслуживаемого населения и сложившуюся эпидемическую обстановку (пандемия COVID-19); сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не превышают двух часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию; сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований также не превышают двух недель. Обсуждение Согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и качество медицинской помощи обеспечивается наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации. Анализируя полученные данные, можно сделать заключение, что организация ПМСП в рассматриваемых нами МО, в целом, соответствует положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. Выход отдельных показателей за стандартные рамки объясняется некоторыми обстоятельствами, сложившимися в течение нескольких лет. Так, увеличение числа обслуживаемого населения, что отражается на количестве прикреплённых граждан к терапевтическим участкам в поликлинике 1, в основном, связано с тем, что на территории обслуживания поликлиники произошла замена частных домов на многоэтажные, многоквартирные дома. Это привело к росту числа прикрепленного к учреждению взрослого населения в данной поликлинике. Во всех поликлиниках наблюдается неполная укомплектованность врачами-терапевтами участковыми. Данный дефицит специалистов может быть обусловлен, в первую очередь, большим недостатком врачей участковой службы по Приволжскому федеральному округу и тем, что по Саратовской области официально зарегистрирован самый низкий уровень заработной платы, в сравнении с другими областями ПФО. Однако в 2019 и 2020 г. в ПФО отмечалась положительная динамика в обеспеченности участковыми врачами терапевтами (в 2019 – 3,38, в 2020 – 3,41), подобные изменения наблюдались по всей территории РФ (в 2019 – 2,57, в 2020 – 2,93). Укомплектованность врачами терапевтами в 2020 г. на территории ПФО составила 86,2%, в России – 83,2%. Ряд специалистов считают, что снижение различий в оплате труда медицинских работников субъектов ПМСП в различных регионах РФ путем установления на федеральном уровне базового оклада по профессиональным квалификационным группам позволит снизить отток кадров в регионы с более высокими показателями оплаты труда и, соответственно, увеличить показатель укомплектованности врачами-терапевтами участковыми не только в рассматриваемых нами поликлиниках, но и по всей Саратовской области [1-3]. Однако существует и ряд других факторов, которые нарушают работу в поликлинике. Доля врачей участковой службы в общей численности врачей составляет в России лишь 13% против 33% в среднем по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) [6-7], а в некоторых западных странах – почти 50% [8]. Большая часть ПМСП оказывается узкими специалистами, преобладающими в крупных многопрофильных поликлиниках, число специальностей при этом достигает 15-20. Такая модель организации медицинской помощи ведет к чрезмерной специализации амбулаторной помощи, недостаточному вниманию к подготовке участковых врачей и в дальнейшем к их острой нехватке [4]. Дефицит участковых терапевтов в поликлинике и избыток обслуживаемого в ней населения отрицательно сказываются на работоспособности врачей. Повышенная нагрузка на врачей приводит к уменьшению времени приема пациентов, что может привести за собой недостаточный сбор анамнеза и проведение осмотра за ограниченное время, способствующие несвоевременному выявлению ряда заболеваний на ранних сроках, приводя к росту уровня заболеваемости, смертности и инвалидизации [1, 9-10]. Заключение Таким образом, соблюдение основных принципов оказания медицинской помощи поликлиниками 1,2 и 3 можно оценить, как удовлетворительное, так как несмотря на сильную загруженность, поликлиники выполняют свою работу: большинство показателей деятельности медицинских учреждений соответствуют принятым нормативам и государственным стандартам. Результаты проведённого исследования могут представлять интерес для дальнейшей разработки программ и рекомендаций по улучшению медицинских услуг, оказываемых в медицинских организациях первичного звена здравоохранения. Библиография
References
Дата поступления: 29.03.2023. Просмотров: 2179
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 12.10.2023 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|