НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ ВЫСШИХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
02.10.2023 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-4-18
1Томилин О.О., 1Ромайкин И.А. Резюме Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь относится к числу основополагающих прав человека. Оно имеет достаточно сложный механизм реализации и предполагает функционирование развитой системы организации здравоохранения. Особую актуальность реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь приобрела в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Цель исследования: проанализировать некоторые аспекты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в свете правовых позиций высших судебных инстанций Российской Федерации – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Материалы и методы. Исследовались правовые оценки различных аспектов права на охрану здоровья и медицинскую помощь, которые были даны высшими судами России в связи с обращениями граждан о защите своих прав. Методологическую основу составили логический, диалектический методы, а также метод контент-анализа нормативно-правовых актов и судебных решений и системно-структурный подход. Результаты. Определяя здоровье как конституционную ценность, высшие суды Российской Федерации раскрывают систему юридических гарантий реализации указанного конституционного права, все элементы которой взаимосвязаны между собой. Немаловажную роль в механизме реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, по мнению высших судов России, играют конституционные принципы, среди которых – принципы справедливости, соразмерности, федерализма, свободы экономической деятельности и др. Кроме того, в материалах практики высших судов, касающихся оказания бесплатной медицинской помощи, обращается внимание на необходимость соблюдения баланса между свободой действий медицинских работников и организационными возможностями профильных органов публичной власти. Заключение. В актах высших судов России право на охрану здоровья и медицинскую помощь предстает как комплексное правомочие, в основе которого лежит категория здоровья как неотъемлемого и неотчуждаемого блага. Данное правомочие основывается на конституционной обязанности Российской Федерации по сохранению и укреплению здоровья своих граждан, которое предполагает развитую систему юридических гарантий его реализации. Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; конституционная ценность; гарантии реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь; принципы реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь; государственные программы в сфере здравоохранения.
Контактная информация: Томилин Олег Олегович, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
SOME ASPECTS OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH PROTECTION AND
MEDICAL CARE IN THE CONTEXT OF THE LEGAL POSITIONS OF THE SUPREME COURTS
OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract The constitutional right to health protection and medical care is one of the fundamental human rights. It has a rather complex implementation mechanism and assumes the functioning of a developed health organization system. The realization of the right to health protection and medical care has become particularly relevant during the spread of the new coronavirus infection COVID-19. The purpose of the study is to analyze some aspects of the constitutional right to health protection and medical care in the light of the legal positions of the highest judicial instances of the Russian Federation – the Constitutional Court of the Russian Federation and the Supreme Court of the Russian Federation. Material and methods. Legal assessments of various aspects of the right to health protection and medical care, which were given by the highest courts of Russia in connection with citizens' appeals for the protection of their rights, were investigated. The methodological basis consisted of logical and dialectical methods as well as the method of content analysis of normative and legal acts and court judgements, and a system-structural approach. Results. Defining health as a constitutional value, the supreme courts of the Russian Federation reveal a system of legal guarantees for the implementation of this constitutional right, all elements of which are interconnected. An important role in the mechanism of realization of the right to health protection and medical care, according to the highest courts of Russia, is played by constitutional principles, among which are the principles of justice, proportionality, federalism, freedom of economic activity, etc. In addition, in the materials of the practice of the higher courts concerning the provision of free medical care, attention is drawn to the need to maintain a balance between the freedom of action of medical workers and the organizational capabilities of specialized public authorities. Conclusion. In the acts of the supreme courts of Russia, the right to health protection and medical care appears as a complex competence, which is based on the category of health as an inalienable and inalienable good. This competence is based on the constitutional obligation of the Russian Federation to preserve and strengthen the health of its citizens, which presupposes a developed system of legal guarantees for its implementation. Keywords: Constitution of the Russian Federation; right to health protection and medical care; Constitutional Court of the Russian Federation; Supreme Court of the Russian Federation; constitutional value; guarantees of realization of the right to health protection and medical care; principles of realization of the right to health protection and medical care; state programs in health.
Corresponding author: Oleg O. Tomilin, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
; Ivan A. Romaikin, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
. Введение Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [1]. Данное конституционное право является одним из наиболее значимых для Российского государства. В настоящее время развитие здравоохранения выступает одним из основных направлений деятельности органов государственной власти России, которое реализуется главным образом в рамках национального проекта «Здравоохранение». Дополнительную значимость право на охрану здоровья и медицинскую помощь получило с весны 2020 г., когда весь мир, включая Россию, охватила эпидемия новой коронавирусной инфекции [2]. В литературе отмечается особое место права на охрану здоровья и медицинскую помощь среди прочих субъективных прав. Это связано с тем, что здоровье, как отмечает Е.В. Воронцова, «является неотъемлемой частью социального благополучия, достижение которого, в свою очередь, является целью всего общественного развития» [3], в силу чего конституционное право на охрану здоровья выступает интегрирующим началом всей системы прав и свобод граждан [4]. Как пишет О.А. Миронова, право на охрану здоровья и медицинскую помощь «индивидуализирует человека и способствует его личной свободе, то есть возможности беспрепятственного выбора разных вариантов поведения в пределах социальных отношений, что является одним из условий активной жизнедеятельности» [5]. Особая роль рассматриваемого конституционного права связана и с тем, что сама охрана здоровья граждан, как указывают Л.А. Гусева и Е.Ю. Чемерисова, есть «общая обязанность государства и общества в целом» [6]. Конституционное право на охрану здоровья тесно связано со многими другими конституционными правами российских граждан, прежде всего в области здравоохранения [7,8], занимая важнейшее место в системе правовой регламентации всей социальной сферы нашей страны. Как представляется, в структуре законодательного регулирования сферы здравоохранения можно выделить несколько нормативных блоков. Во-первых, это Конституция Российской Федерации и федеральные законы. Во-вторых, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и во исполнение их подзаконные нормативно-правовые акты, которыми определяются и регулируются многочисленные вопросы в сфере охраны здоровья и организации медицинской помощи. В-третьих, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Кроме того, Н.А. Каменская относит к системе законодательного регулирования сферы здравоохранения также международные стандарты оказания медицинской помощи [9]. Наряду с нормативным регулированием важную роль в механизме реализации конституционного права на охрану здоровья играет и судебная практика. Цель работы – анализ некоторых правовых позиций высших судебных инстанций Российской Федерации, которые касаются различных аспектов содержания и осуществления права на охрану здоровья в контексте действующего правового регулирования. Материалы и методы Проанализированные акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ содержат в себе правовые оценки различных аспектов права на охрану здоровья и медицинскую помощь, которые были даны высшими судами России в связи с обращениями граждан о защите своих прав. Основной особенностью проанализированных в настоящей статье актов высших российских судов, касающихся реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, является комплексная правовая оценка данного конституционного права в контексте действующего правового регулирования, которая содержится в каждом таком акте, применительно к конкретной ситуации заявителя. Рассмотренные акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ содержат в себе толкование некоторых ключевых понятий и фиксируют конституционно-правовой смысл отдельных основных аспектов права на охрану здоровья и медицинскую помощь в контексте оказания платных медицинских услуг, предоставления инвалидам бесплатного проезда к месту лечения и обратно, некачественно оказанной медицинской помощи, толкования отдельных положений законодательства о здравоохранении. Методологическую основу проведенного исследования составили логический, диалектический методы, а также метод контент-анализа нормативно-правовых актов и судебных решений и системно-структурный подход. Законодательное регулирование реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также исследование права на охрану здоровья и медицинскую помощь как комплексного правового явления в зеркале правовых позиций высших судов России обусловило основную роль контент-анализа нормативно-правовых актов и судебных решений. Результаты В материалах практики высших судов мы находим определение здоровья как основного содержания права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Здоровье в материалах практики Конституционного Суда РФ [10] и Верховного Суда РФ [11] понимается как высшее неотъемлемое, неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения, охраняемое государством и являющееся конституционной ценностью. Следовательно, здоровье как одно из важнейших личных и общественных благ обладает качеством неотъемлемости и неотчуждаемости и одновременно является конституционной ценностью. По мнению В.И. Червонюка, конституционные ценности обладают регулятивным началом [12]. Поэтому регулятивный характер здоровья, проистекающий из его понимания как конституционной ценности, состоит в том, что здоровье выступает и одной из основных правовых категорий, определяющих смысл многих направлений государственной политики в социальной сфере. Кроме того, И.А. Колоцей отмечает, что здоровье как конституционная ценность обладает качествами универсальности и фундаментальности [13]. Вместе с тем, по своим качествам неотъемлемости и неотчуждаемости здоровье находится в одном ряду с конституционными категориями жизни и достоинства личности. Одно из центральных мест в механизме реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь занимает система юридических гарантий. По мнению М.И. Литовкиной, закрепление государственных гарантий охраны здоровья – одна из значимых составляющих современного этапа развития российского законодательства в области здравоохранения [14] Верховный Суд РФ отмечает приоритетное значение юридических гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь в механизме его реализации, обусловленное конституционно-ценностным характером данного субъективного права. Систему таких юридических гарантий, по мнению Верховного Суда РФ, образуют: принципы охраны здоровья; нормы, определяющие качество предоставления медицинской помощи; порядки оказания медицинской помощи; стандарты медицинской помощи; нормы, устанавливающие ответственность медицинских организаций и медицинских работников [15]. Надо сказать, что в этой системе, предложенной Верховным Судом РФ, отчетливо просматривается последовательность и взаимосвязь ее элементов. Так, исходным элементом всей системы гарантий выступают принципы охраны здоровья как отправные начала государственного регулирования сферы здравоохранения в целом. К принципам охраны здоровья примыкают нормы, определяющие качество предоставления медицинской помощи, которые должны всегда соответствовать этим принципам. Непосредственно реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь регламентируют порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи. Наконец, в случае нарушения установленных норм при оказании медицинской помощи для медицинских организаций и медицинских работников наступает предусмотренная законодательством юридическая ответственность. В числе основных принципов оказания медицинской помощи, которые прямо коррелируют выделенным Верховным Судом РФ элементам системы гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь, в первую очередь нужно назвать принцип соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий, а также принцип ответственности органов публичной власти, должностных лиц и других субъектов за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. Они, пронизывая всю систему принципов охраны здоровья, закрепленных в профильном федеральном законе, соответствуют важнейшим характеристикам медицинской помощи – доступности и качеству [16], а также указывают на две взаимосвязанные цели деятельности государства в сфере организации здравоохранения – соблюдение прав российских граждан в области охраны здоровья и обеспечение государственных гарантий в этой сфере. Сохранение и укрепление здоровья российских граждан высшие суды, в частности, Конституционный Суд РФ, рассматривает как конституционную обязанность государства, указывая, что ответственность за ее реализацию равным образом лежит как на самой Российской Федерации, так и на ее субъектах [17]. Это обусловлено, в первую очередь, федеративным характером Российского государства и единством системы публичной власти России. В свою очередь, указанная конституционная обязанность Российского государства корреспондирует нормативному качеству здоровья как конституционной ценности. Тем самым Конституционный Суд РФ фактически сформулировал доктринальную связку (или схему), которая раскрывает конституционно-правовой смысл реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь: «здоровье как конституционная ценность – конституционная обязанность Российской Федерации по сохранению и укреплению здоровья своих граждан – реализация конституционной обязанности российской Федерацией совместно со своими субъектами». Таким образом проявляется регулятивный характер здоровья как конституционной ценности. Из сказанного также следует, что одним из конституционных принципов, в соответствии с которым осуществляется государственное управление в области здравоохранения, является принцип федерализма и разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации. Кроме этого, в системе конституционных принципов, на которых основывается реализация гражданами права на охрану здоровья, помимо принципа федерализма, немаловажную роль, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, играет принцип свободы экономической деятельности, осуществление которого связывается с развитием системы платных медицинских услуг [10]. В свою очередь, оказание медицинских услуг на возмездной основе производится медицинскими учреждениями в рамках соответствующих договоров, к которым применяются положения гл. 39 ГК РФ [10]. Как указывает Л.В. Высоцкая, «договор оказания платных медицинских услуг является дополнительной важной правовой гарантией, обеспечивающей гражданам РФ соблюдение их естественных прав на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи» [18]. Отсюда следует, что существование системы частных медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги, выступает и должно выступать одним из значимых направлений в деятельности российских предпринимателей, способствующих общему развитию всей системы отечественного здравоохранения. С другой стороны, институт платных медицинских услуг – существенный элемент системы гарантий реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Механизм реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает организацию и функционирования в Российской Федерации как государственной, так и частной систем здравоохранения. При этом объем медицинской помощи, предоставляемой медицинскими организациями в рамках государственной системы здравоохранения, напрямую зависит от организационных возможностей как самой медицинской организации, так и органов государственной власти Российской Федерации, прежде всего – органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. В силу конституционных принципов справедливости и соразмерности, по мнению органа конституционного контроля России, при бесплатном оказании медицинской помощи должен быть соблюден баланс между свободой действий врача и существующими возможностями органов публичной власти [19]. Обсуждение Реализация права граждан на медицинскую помощь и охрану здоровья связана и зависит от организации системы здравоохранения в целом [20], и прежде всего – государственной (или бюджетной) системы здравоохранения. А.Н. Глущенко отмечает, что к основным преимуществам государственной системы здравоохранения относятся «гарантированность предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам, административный контроль за качеством ее оказания, высокая эффективность при воздействии на заболеваемость особо опасными инфекционными заболеваниями и др.» [21]. Одновременно с этим, объем медицинской помощи, предоставляемой медицинскими организациями, напрямую зависит от организационных возможностей как самой медицинской организации, так и органов государственной власти Российской Федерации, прежде всего – органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Важнейшим средством поддержания указанного баланса является разработка и реализация различных государственных программ. Так, в настоящее время в России действует государственная программа «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 [22]. Согласно данной программе, основной задачей, стоящей перед здравоохранением, является необходимость ускорения темпов роста ожидаемой продолжительности жизни с учетом текущей демографической ситуации, обусловленной негативным влиянием COVID-19, а также рисками, формирующимися в условиях нарастающего санкционного давления вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны недружественных государств, ухудшения геополитического фона в целом [22]. Выводы Таким образом, на основании проведенного анализа некоторых правовых позиций высших судов Российской Федерации, касающихся различных аспектов понимания и реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, можно сказать, что рассмотренные правовые позиции существенно обогащают и проясняют как содержание права на охрану здоровья и медицинскую помощь, так и многие моменты правового регулирования сферы здравоохранения в Российской Федерации в целом. Здоровье выступает определяющей категорией для конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, обладая качествами неотъемлемости, неотчуждаемости и являясь при этом конституционной ценностью. Названными качествами во многом определяется и сам механизм реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, предполагающий организацию и функционирование государственной и частной систем здравоохранения. В позициях высших судов две эти системы здравоохранения предстают не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие, образующие вместе общую систему здравоохранения России, основанную на конституционных принципах справедливости, соразмерности, федерализма, свободы экономической деятельности. В то же время эти принципы реализуются в деятельности профильных органов государственной власти и медицинских организаций наряду с отраслевыми принципами, прежде всего – принципами охраны здоровья граждан. Особое внимание высшие судебные инстанции уделяют системе юридических гарантий реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая понимается как цельная и взаимосвязанная совокупность элементов, каждый из которых касается того или иного аспекта в устройстве системы здравоохранения в целом (например, принципы охраны здоровья – органов публичной власти и медицинских организаций, порядки оказания медицинской помощи – медицинских организаций и т.д.). Такая взаимосвязь элементов системы юридических гарантий в свою очередь указывает на взаимозависимость всех элементов в организации системы здравоохранения в Российской Федерации. При этом важным средством, гарантирующим реализацию исследуемого конституционного права, является также разработка и реализация различных государственных программ в области здравоохранения. В итоге право на охрану здоровья и медицинскую помощь в контексте правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ предстает как целостное правомочие, смысловым фокусом которого выступает категория здоровья как конституционной ценности, основывающееся на конституционной обязанности Российского государства по сохранению и укреплению здоровья своих граждан и предполагающее развитую систему юридических гарантий его реализации. Библиография
References
Дата поступления: 26.04.2023 Просмотров: 2310
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 12.10.2023 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|