О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2023 (69) arrow ВОЗМОЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ХИРУРГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ
ВОЗМОЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ХИРУРГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ Печать
01.12.2023 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-5-16

Сухинин А.А., Малышко В.В., Черняева Е.В., Кушнир Д.В., Гаврилова Э.И., Александрова Н.О.
ФГБОУ ВО Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар, Российская Федерация

Резюме

Актуальность. В процессе обучения студентов медицинских университетов одним из важных аспектов является освоение базовых хирургических навыков. В течение учебного процесса это не только помогает определиться со специализацией в целом, но и улучшить качество подготовки будущих врачей. В настоящее время нет определенной общепринятой структуры проведения курсов по освоению базовых хирургических навыков.

Цель исследования. Оценить востребованность внедрения дополнительного курса обучения базовым хирургическим навыкам среди студентов 1-6 курсов Кубанского государственного медицинского университета.

Материалы и методы. Для выявления целесообразности дополнительного обучения базовым хирургическим навыкам проведен опрос 2190 студентов Кубанского государственного медицинского университета в дистанционном формате на основе платформы GoogleScholar в сентябре-октябре 2022 г. Опросник предусматривал выбор наиболее оптимального, с точки зрения обучающегося, графика проведения занятий, количества обучающихся в группе и используемых материалов.

Результаты. Из числа опрошенных студентов большинство поддерживают идею введение дополнительно обучения в малых группах с использованием биоматериалов, либо искусственных материалов и преобладанием практического освоения хирургических навыков.

Заключение. Введение дополнительного курса обучения студентов базовым хирургическим навыком, согласно результатам проведенного исследования, поможет улучшить мануальные навыки в процессе обучения, а также в дальнейшем определиться со специализацией.

Область применения результатов. Представленные в статье аспекты возможной организации дополнительного обучения базовым хирургическим навыкам будет способствовать более качественной подготовке студентов медицинских университетов.

Ключевые слова: базовые хирургические навыки; практическая подготовка; дополнительное обучение; специальности хирургического направления

Контактная информация: Александрова Наталия Олеговна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Сухинин А.А., Малышко В.В., Черняева Е.В., Кушнир Д.В., Гаврилова Э.И., Александрова Н.О. Возможная организация дополнительного обучения базовым хирургическим навыкам. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2023; 69(5):16. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1535/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-5-16

POSSIBLE ORGANIZATION OF ADDITIONAL TRAINING IN BASIC SURGICAL SKILLS
Sukhinin AA, Malyshko VV, Chernyaeva EV, Kushnir DV, Gavrilova EI, Aleksandrova NO.
Kuban State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Krasnodar, Russia

Abstract

Significance. Within the educational process in medical universities, one of the important aspects is the development of basic surgical skills. During the educational process this helps to decide on your specialty in general, and also improves the quality of training of future doctors. At present, there is no well-established structure for conducting courses in basic surgical skills.

The purpose of the study was to evaluate the demand for an additional course in basic surgical skills among 1-6-year students of the Kuban State Medical University.

Material and methods. To identify feasibility of an additional training in basic surgical skills, a survey was conducted covering 2190 students of the Kuban State Medical University in a remote format based on the GoogleScholar platform in September-October 2022. The questionnaire included the choice of the most optimal, from the point of view of the student, schedule, the number of students in the group and materials used.

Results. Out of the students surveyed, the majority support the idea of ​​introducing additional training in small groups using biomaterials or artificial materials with the predominance of practicing surgical skills.

Conclusion. According to the survey results, introducing an additional course to train students in basic surgical skills will be relevant and help to improve manual skills during the educational process, as well as to decide on specialty in the future.

Scope of application. The aspects of the possible organization of additional training in basic surgical skills presented in the article will contribute to better training of medical university students.

Keywords: basic surgical skills; practical training; additional training; surgical specialties

Corresponding author: Natalia O. Aleksandrova, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Sukhinin AA, https://orcid.org/0000-0001-6178-0299
Malyshko VV, https://orcid.org/0000-0003-1323-0828
Chernyaeva EV, https://orcid.org/0000-0002-9431-825X
Kushnir DV, https://orcid.org/0009-0005-3103-1808
Gavrilova EI, https://orcid.org/0009-0001-9412-3516
Aleksandrova NO, https://orcid.org/0009-0008-4329-9002
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Sukhinin AA, Malyshko VV, Chernyaeva EV, Kushnir DV, Gavrilova EI, Aleksandrova NO. Possible organization of additional training in basic surgical skills. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2023; 69(5):16. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1535/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-5-16 (In Rus)

Введение

Необходимость обучения студентов младших курсов хирургическим навыкам не вызывает сомнений. Раннее освоение базовых хирургических навыков позволяет подготовить студента к обучению по специальностям хирургической направленности, повысить мотивацию и в конечном счёте обеспечить более высокий уровень квалификации будущего специалиста. Отработка хирургических навыков на различных моделях способствует уменьшению количества ошибок при проведении операции, снижению времени оперативного вмешательства и позволяет обучающимся лучше подготовиться к своей профессиональной деятельности [1]. Существует достаточно большое количество новых программ обучения студентов базовым хирургическим навыкам [2,3,4]. При этом, несмотря на все более широкое внедрение интерактивных технологий, позволяющих визуализировать и формировать навыки выполнения даже относительно сложных манипуляций и оперативных вмешательств [3,5], потребность в наработке навыков ручного выполнения основных хирургических элементов не только снижается, но и возрастает [3,5], а практическая деятельность, требует наличия у молодого специалиста достаточной базы навыков выполнения основных хирургических элементов классических базовых хирургических навыков открытой хирургии [3,4].

Существующие формат и содержание курса базовых хирургических навыков может сильно варьировать. Представлены публикации об эффективном обучении базовым хирургическим навыкам в форме отдельного курса или дисциплины, в том числе в дистанционном [6,7,8] или гибридном форматах [9,10]. Показано, что внедрение дополнительных курсов способствует хорошему усвоению знаний и формированию навыков хирургических манипуляций, а также способствует более комфортному восприятию изучаемых навыков [11,12]. За рубежом достаточно распространены курсы обучения хирургическим навыкам, проходящие во время летних каникул [6].

Время и место проведения занятий, а также их длительность могут быть различными. Наиболее часто для освоения базовых хирургических навыков предлагаются программы из занятий по два часа в группах до восьми обучающихся, проводимых в вечернее время раз в неделю [4]. В целом, обучающиеся предпочитают большее количество занятий продолжительностью два часа занятиям большей продолжительности [3].

Эффективность проводимого обучения во многом может быть связана с используемыми материалами [13]. Использование животных для обучения хирургическим навыкам сопряжено со значительными финансовыми затратами и, кроме того, должно быть этически обосновано и не может применяться как для базовой подготовки обучающихся [14], так и в случае недостаточного освоения им навыков. Поэтому обучение базовым хирургическим навыкам чаще всего проводится на искусственных тренажёрах или биологическом материале. Применение близких к реальным тканям по эластичности, прочности и консистенции тренажеров способствует эффективному усвоению и закреплению хирургических мануальных навыков [15,16]. Существование адекватных, сравнительно простых и доступных тренажеров позволяет рассматривать возможность их широкого использования для освоения навыков выполнения хирургических манипуляций [17,18].

Одной из основных проблем в успешном приобретении хирургических навыков обучающимися, являются неадекватная структура курсов обучения навыкам и неправильное распределение рабочей нагрузки в программе обучения [9]. Традиционно студенты обучаются практическим навыкам при изучении дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». Однако, несмотря на существующие в рабочих программах планы освоения практических хирургических навыков в рамках только этой дисциплины невозможно и зачастую подменяется ознакомлением студентов с ними. Причинами являются в том числе и недостаточность времени, и отсутствие у части студентов мотивации к реальному трудозатратному освоению навыков.

В рамках выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории в программу обучения могут введено изучение базовых хирургических навыков в виде дисциплин по выбору, элективных и факультативных курсов. Таким образом, вопросы разработки и внедрения курсов обучения базовым хирургическим навыкам, выбор используемых тренингов и материалов для освоения навыков, времени их проведения актуальны и не имеют на сегодняшний день однозначного ответа.

Цель исследования: оценить востребованность внедрения дополнительного курса обучения базовым хирургическим навыкам среди студентов 1-6 курсов Кубанского государственного медицинского университета.

Материалы и методы

Опрос был выполнен в дистанционном формате на основе платформы GoogleScholar в сентябре-октябре 2022 г. Отвечающему было предложено указать свой курс, факультет и выразить свое отношение о необходимости внедрения дополнительного курса обучения базовым хирургическим навыкам. В том случае, если отвечающий выразил положительное мнение о необходимости внедрения подобного курса, ему было предложено ответить на дополнительные вопросы.

Анкетирование включало вопросы, связанные с возможным перечнем преподаваемых навыков, используемых при этом материалов, длительности курса (было предложено несколько вариантов от 6 до 24 часов) и формате проведения подобного обучения, по количеству обучающихся в группе (3-4, 5-6, 7-8, 8-10 человек в группе), а также вопросы о формате проведения курсов (очный, очный с частью дистанционной работы, дистанционный; возможен выбор нескольких форм). Вопрос, касающийся содержания курса, включал перечень возможных для обучения практических навыков (возможен выбор нескольких навыков). Последняя группа вопросов была связана с предполагаемой дальнейшей специализацией обучающегося и с возможностью использования полученных навыков в будущей практической деятельности.

Результаты исследования

В опросе приняло участие 2190 студентов, что позволяет говорить о достаточно полном охвате предполагаемой аудитории курса. Распределение студентов по курсам и факультетам представлено на рисунках 1 и 2.

Рис.1
Рис. 1. Охват отвечающих по факультетам.

(I - лечебный факультет, II - педиатрический факультет, III - стоматологический факультет, IV - медико-профилактический факультет, V - фармацевтический факультет).

Рис.2
Рис. 2. Охват отвечающих по курсам.

Среди опрошенных студентов считают необходимым организацию дополнительного курса обучения хирургическим навыкам 1783 человека (81,4%), в то время как 407 (18,6%) не поддержали идею введения дополнительного курса.

При оценке предлагаемой общей продолжительности курса за общую шестичасовую продолжительность занятий высказались 438 человек, за 12 часов 455, 18 часов - 288. Большинство опрошенных – 602 человека – назвали целесообразным проведение дополнительного курса обучения в объёме 24 часов.

При выборе формата проведения занятий 100% студентов высказались за применение очной формы проведения занятий. Очный с частью дистанционной работы вариант занятий был выбран в 69,7% случаев. За дистанционное проведение занятий высказались 6,3% анкетируемых.

Наиболее оптимальным студенты считают сравнительно малые группы. Более 60% опрошенных хотели бы обучаться в группах, количеством до 6 человек. Дальнейшее увеличение предполагаемой группы обучающимися не поддерживается, за проведение занятий в группе от 8 до 10 человек высказалось лишь 10,8% опрошенных (рис. 3).

Рис.3
Рис. 3. Оптимальное количество обучающихся в группе (по мнению анкетируемых).

Из числа опрошенных студентов 809 отдало предпочтение проведению дополнительного обучения в вечернее время после занятий, 601 – по субботам, 373 – в каникулярное время.

Следующим пунктом опроса было предложено выбрать, на каком материале наиболее целесообразно выполнять отработку хирургических навыков. Подавляющее большинство студентов (57,3%) выбрали биоматериал. Использование искусственных биоматериалов посчитали целесообразным 32% опрошенных студентов. Выполнение манипуляций на животных посчитали необходимым только 10,7% опрошенных. При проведении оценки содержания предполагаемого курса анкетируемым было предложено выбрать несколько вариантов среди предложенного перечня базовых хирургических навыков и/или указать свой вариант.

Наибольший интерес среди обучающихся (свыше 80% ответов) вызвали техника выполнения рассечения мягких тканей и техника выполнения внутрикожных швов (каждый навык набрал 86,3% от числа опрошенных), чуть менее интересным для обучающихся стала отработка навыка местной анестезии (85,3% опрошенных). В целом, предлагаемые навыки заинтересовали не менее 50% студентов, что говорит об актуальности предполагаемой программы дополнительного обучения. Среди вариантов, получивших менее 50% ответов, можно отметить выполнение хирургических узлов (ручных и аподактильных), первую помощь при пневмотораксе, выполнение трахеостомии, а также навыки, связанные с основами хирургической стоматологии.

Обсуждение

В анкетировании приняли участие 39% из числа студентов всех факультетов Университета. При этом максимальный интерес к анкетированию среди обучающихся, в профессиональной траектории которых возможно рутинное применение хирургических навыков (лечебный, педиатрический и стоматологический факультеты), проявили студенты-педиатры. Обучающиеся на этом факультете показали также максимальный интерес к организации дополнительных занятий по углубленному освоению хирургических навыков. На наш взгляд, это связано с отсутствием в учебном плане на педиатрическом факультете дисциплины «Основы хирургических навыков», имеющейся как на лечебном (2 ЗЕ - 72 часа), так и на стоматологическом (1 ЗЕ - 36 часов) факультетах. Как низкое участие студентов лечебного факультета в анкетировании (30,3% от числа обучающихся), так и самый низкий из всех факультетов уровень востребованности дополнительных занятий, вероятно объясняется высоким имеющимся в программе количеством занятий по освоению практических навыков в рамках указанной выше дисциплины и большим временем, выделяемым на изучение дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» (7 ЗЕ против 5 ЗЕ у педиатрического факультета).

Таблица 1

Показатели заинтересованности студентов в проведении дополнительных занятий по освоению базовых хирургических навыков

Факультеты Обучающихся n (%) Принявших участие в анкетировании n, (% от числа обучающихся на факультете) Считающих нужными организацию занятий по углубленному освоению хирургических навыков n, (% от числа анкетированных)
лечебный 2968 (52,8) 889 (30,3) 602 (67,7)
педиатрический 1293 (23,1) 765 (59,2) 744 (97,3)
стоматологический 991 (17,6) 285 (28,7) 2453 (89,1)
медико-профилактический 192 (3,4) 111 (57,2) 76 (68,5)
фармацевтический 174 (3,1) 141 (81,0) 108 (76,6)
всего 5618 (100) 2190 (100) 1783 (81,4)

Большинство опрошенных (51%) обучались на 1 и 2 курсах, что позволяет говорить об выраженном интересе к изучению практических навыков у студентов, которым еще только предстоит пройти обучение этим манипуляциям. При этом интересным представляется тот факт, что количество заинтересованных в дополнительном изучении навыков студентов падает от курса к курсу, что может быть объяснено получением студентами необходимых знаний и умений в процессе обучения.

Большинство опрошенных считают целесообразным проведение 24 часового дополнительного курса обучения. Однако необходимо отметить, что за курсы продолжительностью до 12 часов высказалось, в общей сумме 50,1% опрошенных. Подобная картина может свидетельствовать о запросе на относительно короткий дополнительный курс обучения, ориентированный на освоение одного навыка или небольшого их количества. Сравнительно большое количество лиц, поддержавших длительное (24 часа и более) обучение, может быть связано с тем, что большинство опрошенных относятся к студентам 1 и 2 курса, еще не изучавших дисциплины, направленных на практическую хирургическую подготовку.

Максимально востребованной является очная форма проведения занятий либо очная форма с применением дистанционных лекций для объяснения теоретических аспектов. Дистанционная форма обучения навыкам обучающими практически не востребована, что говорит о малой распространённости таких форм и неготовности студентов к использованию достаточно широко распространённой в мире практики [6,7,8].

Большинство студентов (45,4%) считают оптимальным проведение дополнительного обучения в вечернее время после основных занятий, что согласуется с данными литературы [3,4]. Посчитали возможным проведение занятий в субботу треть (33,7%) опрошенных студентов и наименее целесообразной отвечающие посчитали возможность проведения дополнительно обучения в период каникул. Таким образом, при организации дополнительного обучения наиболее оптимальным является вечернее время, либо проведение занятий в субботу.

Освоение практических навыков студенты предпочли бы в группах из 3-6 человек, что, несомненно, положительно бы сказалось на качестве обучения, однако практически невозможно в рамках стандартного учебного процесса. Такой вариант обучения с учетом проведения занятий в вечернее время или в субботу возможен при проведении мастер-классов, в рамках работы хирургического кружка, или при внедрении наставничества, опирающегося на метод «ровесник - ровеснику».

Согласно ответам анкетируемых, наиболее целесообразно использование для обучения студентов базовым хирургическим манипуляциям биоматериалов или искусственных материалов, схожих с биологическими тканями по манипуляционным свойствам. Сравнительно малое количество студентов, высказавшихся за использование в процессе обучения животных можно объяснить с точки зрения уважения и бережного отношения к чужой жизни, являющегося неотъемлемым элементом врачебной этики и деонтологии.

При выборе необходимых для освоения навыков из 20 предложенных девять были выбраны более чем половиной опрошенных (табл. 2).

Таблица 2

Распределение интересующих навыков среди опрошенных студентов.

Навык Техника рассечения мягких тканей Наложение внутрикожных швов Отработка инъекций при местной анестезии Шов сосуда Пластика кожных покровов Основы эндоскопии Наложение вакуумной повязки Кишечный шов Работа с диатермокоагулятором
Количество опрошенных, поддержав-ших изучение навыка 1539 1538 1521 1255 1151 1127 1059 1059 1022

Первые три из них являются наиболее востребованными во всех разделах хирургии, популярность их объяснима и данные совпадают с литературными [3,5]. Навыки, предложенные для освоения менее чем в 50% случаев (первая помощь при пневмотораксе, эпидуральная пункция, трахеостомия, стоматологические хирургические манипуляции) относятся к более специализированным разделам медицины.

Среди пожеланий студентов, связанных с проведением дополнительно обучения, можно выделить большое количество предложений, связанных с увеличением количества практики в рамках одного занятия и клинической практике после предлагаемого дополнительного обучения в целом.

Последний вопрос был связан с предполагаемой дальнейшей специализацией студента. Из числа опрошенных, поддержавших введение дополнительного обучения,100% посчитали, что полученные навыки пригодятся им в будущей рутинной деятельности, что подтверждает мотивированность студентов в получении практической мануальной подготовки.

Выводы

Полученные результаты проведенного исследования показывают то, что студенты заинтересованы в проведении дополнительного обучения базовым хирургическим навыкам в рамках факультативных, элективных дисциплин и дисциплин по выбору. Оптимальными обучающиеся считают кратковременные курсы, направленные на работу в малых группах, с проведением занятий в вечернее время, либо в конце рабочей недели. Занятия целесообразно проводить в виде мастер-классов, кружковой работы, с использованием наставничества «ровесник - ровеснику». Дистанционная форма занятий может быть применена в комбинации с очной для преподавания теоретической части занятий.

Библиография

  1. Doneza JA., Palvia V., Lerner VT., Overbey J., Levie M., Brodman M., et al. Correlation of surgical case volume and fellowship training with performance on simulated procedural tasks. Am J Obstet Gynecol. 2021 Nov; 225 (5): 548. Режим доступа: https://www.ajog.org/article/S0002-9378(21)00696-7/fulltext. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ajog.2021.06.062. (Дата доступа: 17.06.2022).
  2. Wong DJ., Miranda-Nieves D., Nandivada P., Patel MS., Hashimoto DA., Kent DO., et al. The Surgical Program in Innovation (SPIN): A Design and Prototyping Curriculum for Surgical Trainees. Acad Med. 2021 Feb 2; 96 (9): 1306-1310. Режим доступа:https://journals.lww.com/academicmedicine/fulltext/2021/09000/the_surgical_program_in_innovation__spin___a.36.aspx. DOI: https://doi.org/10.1097/acm.0000000000003958. (Дата доступа: 01.09.2021).
  3. Zetner DB, Konge L, Fabrin A, Christensen JB, Thinggaard E. The Challenges of Dyad Practice in Simulation Training of Basic Open Surgical Skills-A Mixed-Method Study. SimulHealthc. 2022 Feb 1; 17 (1): e91-e97. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34009912/. DOI: https://doi.org/10.1097/sih.0000000000000560. (Дата доступа: 01.09.2022).
  4. Christensen JB, Nodin E, Zetner DB, Fabrin A, Thingaard E. Basic open surgical training course. Dan Med J. 2018 Dec; 65 (12): A5519. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30511634/. (Дата доступа: 10.05.2021).
  5. Srivastava A., Gibson M., Patel A. Low-Fidelity Arthroscopic Simulation Training in Trauma and Orthopaedic Surgery: A Systematic Review of Experimental Studies. Arthroscopy. 2021 Jun; 38 (1): 190-199.e1. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34126219/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.arthro.2021.05.065. (Дата доступа: 15.09.2021).
  6. Bajaj SS., Patel HH., Fann JI., Ma M., Lui NS. Virtual Surgical Skills Training in a High School Summer Program. Ann Thorac Surg. 2022 Aug 5; S0003-4975(22)01004-9. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35934065/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.athoracsur.2022.07.034. (Дата доступа: 10.10.2022).
  7. Dąbrowski F., Stogowski P., Białek J. Fliciński F., Piotrowski M., Pankowski R., et al. Video-Based Microsurgical Education versus Stationary Basic Microsurgical Course: A Noninferiority Randomized Controlled Study. J ReconstrMicrosurg. 2022 Sep; 38 (7): 585-592. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35738297/ . DOI: https://doi.org/10.1055/s-0042-1750122. (Дата доступа: 23.10.2022).
  8. Perumalla C., Kearse L., Peven M., Laufer S., Goll C., Wise B., et al. AI-Based Video Segmentation: Procedural Steps or Basic Maneuvers? J Surg Res. 2022 Nov; 283: 500-506. Режим доступа: https://www.journalofsurgicalresearch.com/article/S0022-4804(22)00691-6/fulltext. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jss.2022.10.069. (Дата доступа:15.01.2023).
  9. Imediegwu KU., Onwuka PC., Uwaezuoke AC., Abor JC., Oladiran A. Effects of Covid-19 Pandemic on The Surgical Training of Final Year Medical Students in South-Eastern Nigeria. J West AfrColl Surg. 2022 Oct; 12 (3): 64-70. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36388741/. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/jwas.jwas_129_22. (Дата доступа: 15.01.2023).
  10. Guha P., Lawson J., Minty I., Kinross J., Martin G. Can mixed reality technologies teach surgical skills better than traditional methods? A prospective randomised feasibility study. BMC Med Educ. 2023 Mar 3; 23 (1): 144. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36869306/. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-023-04122-6. (Дата доступа: 20.05.2023).
  11. Lasunin N., Golbin DA. A Workshop for Training of Basic Neurosurgical Skills "From Microsurgery to Endoscopy": A Stepping Stone for Young Neurosurgeons. Cureus. 2018 Nov 30; 10 (11): e3658. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30755835/. DOI: https://doi.org/10.7759/cureus.3658. (Дата доступа: 20.05.2023).
  12. McGann KC., Melnyk R., Saba P., Joseph J., Glocker RJ., Ghazi A. Implementation of an E-Learning Academic Elective for Hands-On Basic Surgical Skills to Supplement Medical School Surgical Education. J Surg Educ. 2021 Jul-Aug; 78 (4): 1164-1174. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33309226/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2020.11.014. (Дата доступа:18.05.2022).
  13. Popa C., Schlanger D., Prunoiu VM. Puia IC., Zaharie F. A novel step-by-step training program for transanal endoscopic surgery. BMC Med Educ. 2023 May 11; 23 (1): 327. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/37170198/. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-023-04296-z. (Дата доступа: 18.06.2023).
  14. de Sá VHLC., Pazin GS., Elias PE., Achar E., Pereira Filho GV. How to do it: Teaching surgical skills to medical undergraduates. Ann Med Surg (Lond). 2022 Sep 21; 82 : 104617. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36268337/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.amsu.2022.104617. (Дата доступа: 10.11.2022).
  15. Gonzalez-Navarro AR., Quiroga-Garza A., Acosta-Luna AS., Salinas-Alvarez Y., Martinez-Garza JH., de la Garza-Castro O., et al. Comparison of suturing models: the effect on perception of basic surgical skills. BMC Med Educ. 2021 May 1; 21 (1): 250. Режим доступа: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-021-02692-x. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-021-02692-x. (Дата доступа:12.11.2022).
  16. Schlottmann F., Herbella FAM., Patti MG. Simulation for Foregut and Bariatric Surgery: Current Status and Future Directions. J LaparoendoscAdvSurg Tech A. 2021 May; 31(5): 546-550. DOI: https://doi.org/10.1089/lap.2021.0080. (Дата доступа:12.11.2022).
  17. Dos Santos VCP., Alves ACS., Marum LE., Cavalheiro CS., Vieira LA., Caetano EB. An alternative model for teaching tendon repair and surgical technique in hand surgery. ActaOrtop Bras. 2022 Dec 2; 30 (spe2): e254206. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36506854/. DOI: https://doi.org/10.1590/1413-785220223002e254206. (Дата доступа: 13.06.2023).
  18. Teo WZW., Lim JX., Yusoff SKBM., Le TLA., Lahiri A. Chong AKS. Back to basics - Simple simulation models invaluable for complex skills acquisition in surgery. J PlastReconstrAesthet Surg. 2021 May; 74 (5): 1101-1160. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33214115/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bjps.2020.10.092. (Дата доступа: 06.01.2022).

References

  1. Doneza JA., Palvia V., Lerner VT., Overbey J., Levie M., Brodman M., et al. Correlation of surgical case volume and fellowship training with performance on simulated procedural tasks. Am J Obstet Gynecol. 2021 Nov; 225 (5): 548. Available from: https://www.ajog.org/article/S0002-9378(21)00696-7/fulltext. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ajog.2021.06.062. (Date accessed: June 17, 2022).
  2. Wong DJ., Miranda-Nieves D., Nandivada P., Patel MS., Hashimoto DA., Kent DO., et al. The Surgical Program in Innovation (SPIN): A Design and Prototyping Curriculum for Surgical Trainees. Acad Med. 2021 Feb 2; 96 (9): 1306-1310. Available from:https://journals.lww.com/academicmedicine/fulltext/2021/09000/the_surgical_program_in_innovation__spin___a.36.aspx. DOI: https://doi.org/10.1097/acm.0000000000003958. (Date accessed: Sep 1, 2021).
  3. Zetner DB, Konge L, Fabrin A, Christensen JB, Thinggaard E. The Challenges of Dyad Practice in Simulation Training of Basic Open Surgical Skills-A Mixed-Method Study. SimulHealthc. 2022 Feb 1; 17 (1): e91-e97. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34009912/. DOI: https://doi.org/10.1097/sih.0000000000000560. (Date accessed: Sep 1, 2022).
  4. Christensen JB, Nodin E, Zetner DB, Fabrin A, Thingaard E. Basic open surgical training course. Dan Med J. 2018 Dec; 65 (12): A5519. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30511634/. (Date accessed: May 10, 2021).
  5. Srivastava A., Gibson M., Patel A. Low-Fidelity Arthroscopic Simulation Training in Trauma and Orthopaedic Surgery: A Systematic Review of Experimental Studies. Arthroscopy. 2021 Jun; 38 (1): 190-199.e1. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34126219/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.arthro.2021.05.065. (Date accessed: Sep 15, 2021).
  6. Bajaj SS., Patel HH., Fann JI., Ma M., Lui NS. Virtual Surgical Skills Training in a High School Summer Program. Ann Thorac Surg. 2022 Aug 5; S0003-4975(22)01004-9. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35934065/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.athoracsur.2022.07.034. (Date accessed: Oct 10, 2022).
  7. Dąbrowski F., Stogowski P., Białek J. Fliciński F., Piotrowski M., Pankowski R., et al. Video-Based Microsurgical Education versus Stationary Basic Microsurgical Course: A Noninferiority Randomized Controlled Study. J ReconstrMicrosurg. 2022 Sep; 38 (7): 585-592. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35738297/ . DOI: https://doi.org/10.1055/s-0042-1750122. (Date accessed: Oct 23, 2022).
  8. Perumalla C., Kearse L., Peven M., Laufer S., Goll C., Wise B., et al. AI-Based Video Segmentation: Procedural Steps or Basic Maneuvers? J Surg Res. 2022 Nov; 283: 500-506. Available from: https://www.journalofsurgicalresearch.com/article/S0022-4804(22)00691-6/fulltext. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jss.2022.10.069. (Date accessed: Jan 15, 2023).
  9. Imediegwu KU., Onwuka PC., Uwaezuoke AC., Abor JC., Oladiran A. Effects of Covid-19 Pandemic on The Surgical Training of Final Year Medical Students in South-Eastern Nigeria. J West AfrColl Surg. 2022 Oct; 12 (3): 64-70. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36388741/. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/jwas.jwas_129_22. (Date accessed: Jan 15, 2023).
  10. Guha P., Lawson J., Minty I., Kinross J., Martin G. Can mixed reality technologies teach surgical skills better than traditional methods? A prospective randomised feasibility study. BMC Med Educ. 2023 Mar 3; 23 (1): 144. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36869306/. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-023-04122-6. (Date accessed: May 20, 2023).
  11. Lasunin N., Golbin DA. A Workshop for Training of Basic Neurosurgical Skills "From Microsurgery to Endoscopy": A Stepping Stone for Young Neurosurgeons. Cureus. 2018 Nov 30; 10 (11): e3658. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30755835/. DOI: https://doi.org/10.7759/cureus.3658. (Date accessed: May 20, 2023).
  12. McGann KC., Melnyk R., Saba P., Joseph J., Glocker RJ., Ghazi A. Implementation of an E-Learning Academic Elective for Hands-On Basic Surgical Skills to Supplement Medical School Surgical Education. J Surg Educ. 2021 Jul-Aug; 78 (4): 1164-1174. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33309226/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2020.11.014. (Date accessed: May 18, 2022).
  13. Popa C., Schlanger D., Prunoiu VM. Puia IC., Zaharie F. A novel step-by-step training program for transanal endoscopic surgery. BMC Med Educ. 2023 May 11; 23 (1): 327. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/37170198/. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-023-04296-z. (Date accessed: Jun 18, 2023).
  14. de Sá VHLC., Pazin GS., Elias PE., Achar E., Pereira Filho GV. How to do it: Teaching surgical skills to medical undergraduates. Ann Med Surg (Lond). 2022 Sep 21; 82 : 104617. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36268337/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.amsu.2022.104617. (Date accessed: Nov 10, 2022).
  15. Gonzalez-Navarro AR., Quiroga-Garza A., Acosta-Luna AS., Salinas-Alvarez Y., Martinez-Garza JH., de la Garza-Castro O., et al. Comparison of suturing models: the effect on perception of basic surgical skills. BMC Med Educ. 2021 May 1; 21 (1): 250. Available from: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-021-02692-x. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-021-02692-x. (Date accessed: Nov 12, 2022).
  16. Schlottmann F., Herbella FAM., Patti MG. Simulation for Foregut and Bariatric Surgery: Current Status and Future Directions. J LaparoendoscAdvSurg Tech A. 2021 May; 31(5): 546-550. DOI: https://doi.org/10.1089/lap.2021.0080. (Date accessed: Nov 12, 2022).
  17. Dos Santos VCP., Alves ACS., Marum LE., Cavalheiro CS., Vieira LA., Caetano EB. An alternative model for teaching tendon repair and surgical technique in hand surgery. ActaOrtop Bras. 2022 Dec 2; 30 (spe2): e254206. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36506854/. DOI: https://doi.org/10.1590/1413-785220223002e254206. (Date accessed: Jun 13, 2023).
  18. Teo WZW., Lim JX., Yusoff SKBM., Le TLA., Lahiri A. Chong AKS. Back to basics - Simple simulation models invaluable for complex skills acquisition in surgery. J PlastReconstrAesthet Surg. 2021 May; 74 (5): 1101-1160. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33214115/. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bjps.2020.10.092. (Date accessed: Jan 06, 2022).

Дата поступления: 23.09.2023


Просмотров: 1621

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 30.12.2023 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search