ПРОТОТИПИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ – ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ |
24.12.2023 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-6-1
1,2 Ахохова А.В., 2 Тхабисимова И.К., 2 Гайдаш О.Б., 2 Карданов Т.С., 2 Мокаев А.М. Резюме Актуальность. Прототипирование в проектной деятельности — это инструмент формирования предварительной (ранней) парадигмы проекта, с целью проведения апробирования и оценки эффективности его использования, анализа технических характеристик, перед началом реализации. Авторами впервые предпринята попытка обосновать необходимость создания прототипа в медицинской организации, реализующей проекты, с выбором уровня детализации прототипирования, ориентированного на эффективное использование ресурсов системы здравоохранения в будущем, потребностей пациента, бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет выбора оптимальной логистики реализуемых процессов. Объектом исследования являются процессы прототипирования разной степени детализации, зависящие от субъектов - участников реализации федеральных проектов, исполнителей на уровне региона, пациентов. Цель исследования: создание абсолютного минимума в медицинской организации (прототипа), реализующей проекты, в качестве инструмента для проверки функциональности этапов до начала их фактического предоставления (разработки) и последующей оценки. Для достижения данной цели предпринята попытка доказать необходимость применения процессов прототипирования на разных уровнях воплощения стратегических целей, поставленных национальными проектами с точки зрения следующих характеристик: скорости, стоимости, обратной связи и реалистичности. Материалы и методы. Материалами исследования явились работы российских и зарубежных ученых, связанных с прототипированием в разных отраслях деятельности. В сфере здравоохранения данная методика предложена впервые. Для обоснования необходимости использования процессов прототипирования при реализации национальных проектов использовались метод системного и структурно-функционального анализа. Результаты. В итоге автором сформулированы практические рекомендации, которые помогут снизить риски и оптимизировать затраты на реализацию проектов, с помощью потенциальных возможностей прототипа, зависящих от уровня его детализации и получить обратную связь от потенциальных стейкхолдеров проекта. Заключение. Прототипирование является новым управленческим инструментом в отрасли здравоохранения и может стать эффективным резервом для достижения поставленных целей федерального проекта национального проекта «Здравоохранение». Высокий уровень детализации прототипа максимально приближён к конечному результату проекта, поэтому при взаимодействии с ним потребители услуг получат практический опыт, максимально приближенный к реалистичному. Ключевые слова: уровни детализации прототипа; потенциальные стейкхолдеры проекта; прототип медицинской организации; процессы прототипирования, проекты
Контактная информация: Ахохова Азис Владимировна, еmail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
.
PROJECT PROTOTYPING AS A TOOL FOR PREDICTION AND OPTIMAL DEVELOPMENT OF THE HEALTHCARE INDUSTRY Abstract Significance. Prototyping is a tool to develop a draft (early) project paradigm, with the aim of testing and evaluating effectiveness of its use and analyzing technical characteristics prior to implementation. For the first time ever, the authors have attempted to substantiate the need for a prototype in a medical organization implementing projects, with a choice of the prototyping detail level, focused on efficient use of the healthcare system resources in future, patient needs, lean approach to the time budget as the main value by choosing the optimal logistics of the processes under implementation. The object of the study is prototyping processes of different degree of detail, depending on the subjects - participants in the implementation of the federal projects, implementers at the regional level, and patients. The purpose of the study is to create an absolute minimum in a medical organization (prototype) that implements projects, as a tool to test functionality of the stages prior to their actual implementation (development) and subsequent evaluation. To achieve this goal, an attempt has been made to substantiate application of prototyping processes at different levels of implementation of the strategic goals set by national projects in terms of the following characteristics: speed, cost, feedback and realism. Material and methods. The research material included publications by Russian and foreign scientists related to prototyping in various fields of activity. For the first time ever, this technique was proposed to be used in healthcare. To substantiate the need to use prototyping processes in implementing national projects, the method of systemic and structural-functional analysis was used. Results. As a result, the authors have formulated practical recommendations that will help reduce risks and optimize costs associated with project implementation, using potential capabilities of the prototype, depending on the level of its detail as well as receive feedback from potential project stakeholders. Conclusion. Prototyping is a new management tool in healthcare and can become an effective reserve for achieving the goals of the national project “Healthcare”. A highly detailed prototype is much similar to the project final result; therefore, service consumes interacting with the prototype, will receive as realistic practical experience as possible. Keywords: prototype detail levels; potential project stakeholders; medical organization prototype; prototyping processes; projects
Corresponding author: Azis V. Akhokhova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Прототипи́рование — быстрая «черновая» реализация базовой функциональности будущего продукта/изделия, для анализа работы системы в целом. На этапе прототипирования малыми усилиями создаётся работающая система. Во время прототипирования видна более детальная картина устройства системы [1]. Прототипирование используется в машино-приборостроении, приборостроении, программировании и во многих других областях техники [2]; как правило, прототип становится приложением к техническому заданию. При этом прототип не обязательно выполняется в рамках тех же технологий, что и разрабатываемая система [3,4]. Прототипирование также нашло свое применение при реализации основных образовательных модулей, которые важны с точки зрения формирования знаний и умений, необходимых для создания новых технологий, а также новых продуктов техносферы. Так, модуль 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии направлен на формирование инструментария создания и исследования моделей [4]. Прототипирование, по мнению некоторых разработчиков, является самым важным этапом разработки [1,5]. После этапа прототипирования обязательно следуют этапы пересмотра архитектуры системы, разработки, реализации и тестирования конечного продукта [5,6]. Разработки прототипов осуществляются в разных отраслях и сферах деятельности человека, в производственной среде. В сфере здравоохранения основными направлениями использования и внедрения прототипов стали современные медицинские информационные системы и технологии [7]. Одним из них является метод быстрого создания прототипов графических представлений данных для мониторинга результатов деятельности объекта управления в процессе функционирования медицинских организаций [8]. Единичные исследования посвящены внедрению и разработке прототипа для webсайта медицинской организации в целях информационного обслуживания пациентов городской поликлиники, которым определены требования к функционалу программного решения, разработанной структуре и дизайну [9,7]. В практической медицине данный метод нашел свое применение в пластической хирургии при использовании компьютерного прототипирования поврежденных или утраченных частей тела на этапе планирования операций. Современные тенденции пластической хирургии значительно расширили возможности специализированного лечения, вследствие внедрения в клиническую практику технологий создания прототипа, что позволяет добиваться лучших анатомических и функциональных результатов [10,11]. Некоторыми авторами описаны теоретические основы и практическое применение технологии дизайн-мышления в деятельности медицинской организации, с использованием в качестве инструмента метода прототипирования для управления взаимодействием с пациентами в целях улучшения оказания медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях [12,13]. Вместе с тем, работ, посвященных использованию метода прототипирования, в качестве инструмента необходимого для реализации проектов медицинскими организациями не найдено. Автором впервые предпринята попытка обосновать необходимость создания абсолютного минимума (прототипа) в медицинской организации, реализующей проекты, с последующим выбором уровня детализации прототипирования, ориентированного на эффективное использование ресурсов системы здравоохранения в будущем, потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет выбора оптимальной логистики реализуемых процессов. Цель исследования – создания абсолютного минимума (прототипа) в медицинской организации, реализующей проекты, в качестве инструмента для проверки функциональности этапов до начала их фактического предоставления (разработки) и последующей оценки. Материалы и методы Объектом исследования являются процессы прототипирования разной степени детализации, зависящие от субъектов - участников реализации федеральных проектов, исполнителей на уровне региона. Авторами предпринята попытка обосновать необходимость применения процессов прототипирования на разных уровнях воплощения стратегических целей, поставленных национальными проектами с точки зрения следующих характеристик: скорости, стоимости, обратной связи и реалистичности. Материалами исследования явились работы российских и зарубежных ученых, связанных с прототипированием в разных отраслях деятельности. В сфере здравоохранения данная методика предложена впервые. Поиск публикаций для анализа, посвященных изучаемой проблеме, проводился в базах данных (Medline, Cochrane Controlled Trials Register и других). Отбор научно-исследовательских работ и статей осуществлялся из электронных баз данных Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU и информационно-коммуникационной сети «Интернет» за период времени с 2002 по 2023 гг. В целях изучения исследовательского вопроса проанализированы более 30 источников литературы, напрямую или косвенно затрагивающие темы практического применения прототипирования с учетом уровня их детализации. Результаты Процесс прототипирования — своеобразный предварительный эксперимент перед воплощением в жизнь проекта медицинской организацией, начиная от нормативной правовой регламентации порядка его реализации до получения результатов, установленных критериями достижения показателей в соответствие национальными проектами [14]. По сути, прототип - макетный образец, который позволит заинтересованным лицам проекта (далее - стейкхолдеры) отчетливо представлять конечные результаты, полученные при реализации региональных проектов на всех уровнях (пациент, медицинская организация, орган исполнительной власти субъекта), направленных на обеспечение достижения целей, показателей и результатов федеральных проектов [15,14]. Поэтому предварительное тестирование прототипа регионального проекта на всех уровнях его реализации необходимо в плотном взаимодействии с потребителями услуг (пациентами) и стейкхолдерами проекта (федеральные руководители и др.), чтобы устранить все возможные дефекты, минимизировать риски прежде, чем осуществлять финансирование, производить расчеты временных и трудовых ресурсов и др. При этом безусловным ограничением является квалификация исследователя (специалиста), который достоверно интерпретирует действия потребителей услуг, иных заинтересованных лиц проекта [16,14]. Прототип может является своеобразным инструментом для принятия решения распределения и управления выдачей субсидий на реализацию проекта(ов) в регионе(ах) [17,16], избавляя органы федеральной и региональной исполнительной власти от рутинного ретроспективного анализа результатов её освоения. Данное обстоятельство резервирует время, и дает возможность осуществлять анализ и подводить итоги по оценке эффективности использования субсидии на уровне региона для выработки управленческих решений на федеральном уровне. Правительством России уже предприняты попытки реализации пилотного проекта, где на практике осуществляется тестирование функционала единой площадки на предмет возможности проведения всех этапов отбора получателей бюджетных средств посредством прототипа [18,19]. В настоящее время сведения о достижении результатов использования субсидий аккумулируются и анализируются вручную, соответственно принятие решений, направленных на своевременное устранение нарушений, невозможно, из-за отсутствия оперативности. Отсутствие мониторинга результатов промежуточных итогов также не дает понимания оценки уровня эффективности и своевременности достижения тех или иные контрольных точек [18]. Данное обстоятельство в итоге препятствует: оперативному воздействию на процесс достижения результата конкретным получателем субсидии; выполнению запланированных этапов в срок; предупреждению случаев образования неиспользованных остатков субсидий [20,14]. На основании изложенного автором предпринята попытка обосновать необходимость использование процессов прототипирования, с точки зрения степени их детализации на разных уровнях воплощения (Минздрав России, Минздрав субъекта, медицинская организация) для достижения целей, поставленных национальными проектами и оценки следующих характеристик: скорость, стоимость, обратная связь и реалистичность. Объектом исследования являются процессы прототипирования разной степени детализации, находящиеся в корреляционной зависимости от характеристик показателей реализации прототипов на разных уровнях субъектов - участников реализации федеральных проектов: работников федеральных органов исполнительной власти; исполнителей на уровне региона: медицинские организации субъекта, региональный орган исполнительной власти; пациентов и др. (таблица) [16,12]. Таблица Зависимость показателей реализации прототипов от степени их детализации на разных уровнях реализации проектов
При этом характеристики показателей реализации прототипов (скорость, стоимость, обратная связь и реалистичность) оценивались в сопоставлении с прогнозируемой эффективностью работы участников (субъектов) проектов, критерии которых закреплены на законодательном уровне [19,17]: 1) обеспечение исполнение национального проекта, федерального проекта, ведомственного проекта в соответствии с паспортом соответствующего проекта и иными документами; 2) своевременное представление руководителю национального проекта информации о реализации соответствующего проекта, в том числе информации о рисках реализации соответствующего проекта, а также информации о мерах реагирования, направленных на устранение (минимизацию) рисков; 3) ответственность за достоверность, актуальность и полноту информации о реализации национального проекта, федерального проекта или ведомственного проекта; 4) направление руководителю национального проекта предложений по обеспечению своевременного достижения общественно значимых результатов, выполнения задач национального проекта, федерального проекта, достижения их показателей, мероприятий (результатов) и контрольных точек; 5) представление по запросу проектных офисов информации о реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов; 6) участие в управлении рисками реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов; 7) выполнение иных функций, предусмотренные Положением об организации проектной деятельности и иными нормативными правовыми актами в сфере проектной деятельности [21,19]. С учетом степени детализации прототипов, необходимо выделить следующие типы прототипирования [22,2]. Прототипы могут быть созданы с низкой, средней и высокой степенью детализации, что подразумевает уровень конкретизации и функционального наполнения прототипа. Чем подробнее детализация, тем больше усилий и ресурсов требуется для ее создания. Прототипы с низкой детализацией — это бумажные прототипы (проекты нормативных актов), с низкой временной ресурсоемкостью. По сути, они представляют собой простую неполную версию проекта по достижению целевого(ых) показателя(ей) (на уровне федерального, регионального органа исполнительной власти, медицинской организации) и являются отличным способом проверить концепцию высокого уровня прежде, чем выделять дополнительное время и ресурсы на реализации проекта. Кроме того, они также позволяют получать обратную связь и тестировать идеи на ранней стадии процесса проектирования. Прототипы средней детализации – по сути макеты, включающие проектирование путей взаимодействия потребителей услуг, стейкхолдеров проекта с выстраиванием информационной архитектуры. Посредством данного типа можно своевременно расставить акценты на важных фундаментальных аспектах дизайна проекта. Прототипы высокой детализации возможны после нескольких циклов тестирования прототипов с низкой и средней степенью детализации, на примере опыта, полученного с момента реализации национальных проектов (2005 г.) [23,24]. При этом необходимо визуализировать дизайн проекта с высокой степенью детализации и по мере итерационных процессов двигаясь к завершающей стадии, осуществлять тестирование прототипов высокой детализации до начала этапа фактического внедрения проекта [25]. При этом охарактеризовать показатели прототипов с учетом степени их детализации (высокая, средняя, низкая) применительно к субъектам реализации проектов можно следующим образом: Стоимость. Чем выше детализация прототипа, тем финансовые затраты на реализацию проекта будут выше. При этом расход ресурсов не только финансовых, но временных и человеческих детерминирован со степенью данной конкретизации. Поэтому необходимо своевременно вносить изменения, «обкатывать» прототипы на предыдущих этапах проекта, с последующим нормативным закреплением требований для субъектов с учетом специфики их реализации, прежде чем переходить на стадию высокой детализации [26,3]. В таблице показатель «стоимость» соответствует высокой степени детализации прототипа на уровне субъектов «Медицинская организация – Пациент», и низкой степени детализации на уровне «Минздрав России – Минздрав субъекта». Это связано с детальным пониманием на уровне медицинских организаций возникающих потребностей пациентов при реализации проектов, фактических затрат, понесенных потерь и рисков [6,15] Соответственно, чем ниже детализация, тем меньше стоимость. Чем выше детализация, тем большее количество ресурсов ей нужно [22,27]. Таким образом, регулятору следует тестировать концепции будущих проектов на прототипах с более высокой детализацией. Это позволит сэкономить время, финансы и усилия на протяжении всего жизненного цикла проектирования и адаптации на уровне медицинской организации. По-видимому, опыт, полученный по результатам реализации национальных проектов и внедрение практики пилотных проектов, послужит благодатной почвой для этого. Скорость или быстрота. Это характеристика показателя прототипа, подходящего для коллективного обсуждения различных идей и концепций реализации проектов. Она позволяет быстро вносить правки и обновлять при необходимости требования нормативной правовой базы, регламентирующей цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта, задачи и результаты национальных проектов для регионов [28,20]. Прототип с низкой детализацией на уровне «Минздрав России-Минздрав субъекта» помогает быстро проверить поставленные задачи проектами в короткие сроки и с минимальными затратами только на начальных этапах реализации национальных проектов через региональные органы власти субъекта, медицинские организации. Соответственно при существовании проекта на протяжении определённого времени становятся понятны детали, и необходимость внесения изменений, корректировок [29,2]. Соответственно на уровне «Минздрав субъекта-Медицинская организация» скорость доработки увеличивается, изменить прототип с низкого уровня становиться проще и быстрее чем при использовании высокой детализации, поэтому в таблице степень детализации прототипа на данном уровне - средняя. На уровне участников проекта «Медицинская организация-Пациент» степень детализации прототипа – высокая, на выходе мы получаем результат проекта, максимально приближенный к конечному, поэтому не удивительно, что на его создание потребуется дополнительное время, соответственно скорость доработок минимизируется при высокой степени детализации проекта. При этом опыт, полученный при реализации национальных проектов на всех уровнях [23,30], уже создал благоприятные условия для внесения изменений в нормативную правовую базу субъектов, пересмотру позиций федеральных органов исполнительной власти в отношении регионов, учитывая специфику последних. Обратная связь и реалистичность. Практический опыт реализации национальных проектов показал, что потребители услуг были более объективны и беспристрастны в своих оценках перспектив реализации будущих проектов (макета проекта), нежели по истечении времени [31,28]. Однако, в прототипе, с низкой детализацией, изначально существуют пробелы, которые потребители услуг и регуляторы могут толковать диаметрально противоположно. Это в свою очередь искажает и ухудшает обратную связь и может привести к большим проблемам при разработке и реализации проектов, ошибочным результатам. Прототипы со средней и высокой степенью детализации более реалистичны, что делает этот метод прототипирования более приближенным к конечному результату. Это позволит получить отзывы от стейкхолдеров проекта, соответствующие реальным, так как будут иметь дело с детально проработанной версией проекта. Поскольку высокий уровень детализации прототипа максимально приближен к конечному результату проекта, то при взаимодействии с ним потребители услуг получат практический опыт, максимально приближенный к реалистичному. Обсуждение Причины создания прототипов при реализации проектов, в том числе в отрасли здравоохранения преследуют множество целей. Учитывая описанные характеристики показателей прототипирования (скорость, стоимость, обратная связь и реалистичность) применительно к степени детализации прототипа можно вынести ряд практических выводов. Во-первых, прототипы позволяют экспериментировать с различными идеями и решениями. Регулятор может пробовать несколько возможных вариантов реализации проекта, вносить своевременно корректировки для улучшения эксплуатационных характеристик системы, функционирующей в определённых условиях для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворённостью. Во-вторых, прототип наглядно и схематично демонстрирует план действий в отношении конечного продукта, способствуя формулировке актуальной (действующей) тактики и выработке стратегии в целях последующей оптимизации. Данное обстоятельство также повышает эффективность взаимодействия стейкхолдеров проекта. В-третьих, прототип дает реалистичное представление об установленных сроках реализации проектов, для достижения целевых показателей, финансовым и иным ресурсам, которые установлены соглашениями и иными нормативными актами. В-четвертых, в прототипы гораздо проще вносить изменения, чем в конечный результат, значит есть возможность моделирования прототипа проекта на ранних стадиях, профилактировать риски, что в перспективе позволит оптимизировать бюджет и сроки его исполнения. В-пятых, прототипы могут вести к неожиданным открытиям и идеям для развития проекта, что может поднять конечный результат проекта на более совершенный технологический уровень. Это в свою очередь открывает еще больше перспектив для развития и необходимости использования технологий прототипирования в сфере здравоохранения. Таким образом, прототипирование является новым управленческим инструментом в отрасли здравоохранения и может стать эффективным резервом для достижения поставленных целей федерального проекта национального проекта «Здравоохранение». Однако, необходимо отметить, что прототипирование потребует дополнительных финансовых и временных расходов, и обязательного нормативного урегулирования. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 27.09.2023 Просмотров: 2103
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 26.02.2024 г. ) |
След. » |
---|