О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ SWOT-АНАЛИЗА КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА Печать
21.03.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-1-8

1Боенко Е.А., 2Шикина И.Б.
1 Департамент Правительства Российской Федерации, г. Москва, Россия
ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Приоритетное внимание Правительства РФ и Минздрава России направлено на сохранение и укрепление здоровья населения страны, создание условий для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи, включая развитие инфраструктуры, обновление и укрепление материально-технической базы медицинских организаций, внедрение новых современных медицинских технологий.

Проведение строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов здравоохранения обеспечивается в рамках государственных программ и проектов бюджетным финансированием при непосредственном участии главных врачей как заказчиков проектных и строительных работ и ответственных за эксплуатацию медицинских организаций.

Цель исследования: провести SWOT-анализ и обосновать его использование как инструмент повышения эффективности управления медицинской организацией при проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Материалы и методы исследования. Методы исследования: аналитический, классическая методика SWOT-анализа, контент-анализ, статистический, экспертные оценки. За 2021-2022 гг. использованы данные пилотных регионов РФ из форм федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», материалы проверок Счетной палаты РФ, отчеты. Проведен SWOT-анализ состояния 20 государственных медицинских организаций, участвующих в реализации мероприятий программ модернизации здравоохранения, в субъектах РФ: Республиках Татарстан, Крым, городах Москве и Севастополе.

Результаты исследования выявили наличие групп факторов, оказывающих влияние на текущее состояние обеспечения потребности в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте медицинских организаций: воздействия извне (возможности и угрозы), которые не поддаются прямому контролю со стороны менеджмента медицинской организации, а также слабые и сильные стороны, подвластные управляющему воздействию на локальном уровне.

Заключение. Проведенный SWOT-анализ текущего состояния медицинских организаций продемонстрировал, что эффективное управление развитием материально-технической базы на современном уровне, позволяющем безопасно оказывать доступную и качественную медицинскую помощь, возможно путем повышения качества подготовки исходных решений с участием главного врача для формирования предпроектной документации и заданий на проектирование строительства (реконструкции), капитального ремонта. Важным считаем повышение уровня компетенций главного врача и его команды для реализации вышеуказанных процессов.

Ключевые слова: SWOT-анализ; компетенции; строительство; реконструкция; капитальный ремонт; эффективность управления медицинской организацией; материально-техническая база.

Контактная информация: Боенко Елена Александровна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Боенко Е.А., Шикина И.Б. Опыт использования SWOT-анализа как инструмента повышения эффективности управления медицинской организацией при проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(1):8. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1565/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-1-8

THE EXPERIENCE OF USING SWOT - АNALYSIS AS A TOOL FOR INCREASING MANAGEMENT EFFICIENCY OF A MEDICAL ORGANIZATION DURING CONSTRUCTION, RECONSTRUCTION AND CAPITAL REPAIR
1Boenko E.A., 2Shikina I.B.
1Department of the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
2Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. The principal attention of the Government of the Russian Federation and the Russian Ministry of Health is focused on health preservation and health promotion, development of conditions for increasing access to and quality of medical care, including infrastructure development, renewal and upgrade of material and technical resources of medical organizations, and introduction of new modern medical technologies.

Construction, reconstruction, and capital repair of health care facilities are implemented within the framework of state programs and projects through budgetary funding with direct participation of head physicians as customers of project and construction works and responsible for the upkeep of medical organizations.

The purpose of the study was to conduct a SWOT analysis and substantiate its use as a tool for increasing management efficiency of a medical organization during construction, reconstruction and capital repair.

Material and methods. Research methods: analytical, classical methodology of SWOT analysis, content analysis, statistical, expert assessments. The study used the 2021-2022 data of the federal statistical observation form No. 30 “Information about a medical organization”, audit materials of the Accounts Chamber of the Russian Federation, and reports of the pilot constituent entities of the Russian Federation. A SWOT analysis of 20 state medical organizations participating in healthcare modernization programs was carried out in the following constituent entities of the Russian Federation: the Republics of Tatarstan, Crimea, the cities of Moscow and Sevastopol.

Results of the study identified groups of factors that influence the current state of meeting the need for construction, reconstruction, and capital repair of medical organizations: external influence (opportunities and threats) that are not directly controlled by the management of a medical organization, as well as strengths and weaknesses, manageable at the local level.

Conclusion. The conducted SWOT analysis of the current state of medical organizations show that efficient management of infrastructure development at a modern level, ensuring safe provision of accessible and high-quality medical care, is possible by improving the quality of initial decisions for pre-project documentation and construction (reconstruction) assignments, capital repair of medical organizations with the participation of head physicians. We consider it important to increase the level of competency of head physicians and their teams for implementing the above processes.

Keywords: SWOT analysis; competencies; construction; reconstruction; capital repair; efficiency of medical organization management; infrastructure.

Corresponding author: Elena A. Boenko, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Boenko E.A
.
Shikina I.B., https://orcid.org/0000-0003-1744-9528
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Boenko EA, Shikina IB. The experience of using SWOT - analysis as a tool for increasing management efficiency of a medical organization during construction, reconstruction and capital repair. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; 70(1):8. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1565/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-1-8 (In Rus).

Введение

Приоритетом государственной политики РФ на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья населения страны. В этой связи особое внимание уделяется совершенствованию системы оказания медицинской помощи и созданию необходимых условий для повышения ее доступности и качества, включая развитие инфраструктуры, обновление и укрепление материально-технической базы медицинских организаций [1]. Актуальность связана и с необходимостью проведения в кратчайшие сроки строительства, реконструкции и капитального ремонта медицинских организаций разного типа, особенно в связи с вхождением в состав РФ новых территорий. В исследованиях авторов (Евдаков В.А., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В., 2021; Шубцова Л.В., Уткина К.М., Баев, 2016) отмечается прямая зависимость доступности медицинской помощи от условий оказания услуг, включая материально-техническое состояние и оснащение зданий медицинских организаций, наличие или отсутствие телефонной связи и интернета, горячего и холодного водоснабжения, канализации, несостоятельность морально и технически устаревшей материально-технической базы, что особенно актуально для удаленных от экономических центров регионов и новых присоединенных территорий к РФ [2,3]. Следовательно, главный врач со своей командой обязан быть в курсе всех изменений в медицинской сфере и в законодательстве. Он должен быть готов к решению любых вопросов, связанных с организацией медицинской помощи и нести ответственность за эксплуатацию медицинской организации.

По сводным данным Росстата на 01.01.2021 г. по РФ (открытый доступ) техническое состояние медицинских организаций в системе Минздрава России следующее: более 15% больниц и 24,7% медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в амбулаторных условиях, не имеют горячей воды; в свыше 6% стационаров и 14,2% - медицинских организаций, оказывающих ПМСП, отсутствует центральное отопление; нет канализации в более 4 % больниц и 6,2% медицинских организаций, оказывающих ПМСП; 22,4% больниц и 21,0% медицинских организаций, оказывающих ПМСП, нуждаются в капитальном ремонте [4].

В стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025 г. в числе факторов, определяющих состояние национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан, отмечается недостаточный уровень развития инфраструктуры детского здравоохранения. Доля зданий и сооружений областных, краевых и республиканских детских больниц, не отвечающих современным требованиям, составляет 31,5 % от общего числа зданий детских больниц. Медицинскую помощь по ряду профилей дети получают в непрофильных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению [1].

Проведенный Счетной палатой РФ анализ текущего состояния детских медицинских организаций, оказывающих ПМСП, выявил ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной доступности и качестве услуг в сфере детского здравоохранения по причине неудовлетворительного технического и санитарного состояния зданий. В отчете Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности расходования в 2018–2019 годах средств федерального бюджета, направленных на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь», утвержденном 11.02.2020 г. (открытый доступ), отмечено, что из 116865 зданий, в которых оказывается медицинская помощь детям, 14 % находились в аварийном состоянии, в 30,5 % отсутствовал водопровод, в 52,1 % – горячее водоснабжение, в 41,1 % – центральное отопление, в 35 % – канализация [5].

Согласно вышеуказанному, обязанности главного врача и его команды по соблюдению требований безопасности при оказании медицинской помощи смешанной группе населения усложняются. Более существенной становится нагрузка при работе в условиях отсутствия каких-либо коммуникаций.

По данным мониторинга в 2021 г., проведенного депутатами Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья, не менее трети зданий детских больниц субъектов РФ не соответствовали современным требованиям, требуя реконструкции или капитального ремонта, в 17 субъектах РФ отсутствовали региональные детские многопрофильные больницы, во многих не было отдельных детских инфекционных клиник, 37 – нуждались в строительстве больниц или корпусов [6].

Изношенность ресурсной базы медицинских организаций РФ обусловила острую потребность в реализации мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов здравоохранения, оснащении их современным медицинским оборудованием, которое в рамках государственных программ и проектов обеспечивается бюджетным финансированием [7,8]. Приоритетность вопросов доступности и качества медицинской помощи, инновационный характер деятельности медицинских организаций на основе внедрения в практику современных медицинских и инженерных технологий изменили требования к персоналу медицинских организаций, повысили значимость его компетенций и вовлеченности в решение задач по модернизации материально-технической базы. Обеспечение требований качества оказываемых медицинских услуг, безопасных условий для пациентов, медицинского и вспомогательного персонала, требует обязательного соблюдения законодательства, норм и правил при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте медицинских организаций.

Возрастает роль главных врачей как будущих ответственных за эксплуатацию медицинских объектов и получение необходимых компетенций членами его команды для обеспечения указанных процессов и непосредственного участия в них [9-12]. Следовательно, изучение негативных факторов, препятствующих обновлению материально-технической базы, и возможностей по их недопущению (минимизации) является неотъемлемой частью деятельности руководителей отрасли здравоохранения и медицинских организаций, позволяет оперативно управлять и заблаговременно противостоять потенциальным проблемам, а также проводить своевременную корректировку деятельности [13-15].

Для того, чтобы дать адекватную оценку внутренним процессам и определить вероятное влияние на медицинскую организацию из внешней среды, сформулировать стратегию развития медицинской организации, оценить наличие необходимых компетенций у главного врача и членов его команды, рекомендуется использовать метод SWOT-анализа [16,17].

Цель исследования: провести SWOT-анализ и обосновать его использование как инструмент повышения эффективности управления медицинской организацией при проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Материалы и методы

Объектом исследования являлось выявление наличия необходимых знаний и компетенций у главного врача и членов его команды при определении потребности в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий медицинских организаций, реализации качественных основополагающих решений при осуществлении мероприятий по укреплению материально-технической базы, а также управлении рисками, препятствующими поддержанию медико-технического обеспечения медицинских организаций в работоспособном состоянии как в обычных условиях, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Использованы методы исследования: аналитический, классическая методика SWOT-анализа, контент-анализ, статистический, экспертные оценки. Изучены результаты реализации мероприятий национального проекта «Здравоохранение» в 2021-2022 гг. по строительству (реконструкции), капитальному ремонту объектов здравоохранения по статистическим данным Форм федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» в РФ за период 2012–2021 гг., материалы проверок Счетной палаты РФ по исполнению федеральными органами исполнительной власти и организациями Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 г. (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы) [18,19], отчет Счетной палаты РФ о результатах проверки исполнения Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 г. в Министерстве здравоохранения РФ [20], отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности расходования в 2018–2019 гг. средств федерального бюджета, направленных на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» [5], отчет о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на выполнение программы «Модернизация здравоохранения города Севастополя на 2014-2015 годы» [21].

Проведен SWOT-анализ состояния 20 государственных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в разных условиях, участвующих в реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, в пилотных субъектах РФ: Республиках Татарстан, Крым, городах Москве и Севастополе. При проведении исследования использовалась классическая методика SWOT-анализа (Фляйшер К., Бенсуссан Б., 2005), которая дает возможность распределять факторы на четыре категории: силы (Strengths), слабости (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats) [22]. Результат анализа - выявление четырех групп факторов: внешние факторы (возможности и угрозы, которые могут извне повлиять на объект, но не поддаются прямому контролю со стороны объекта), а также слабые и сильные стороны (подвластны управляющему воздействию и требующие составления матрицы управленческих решений).

В ходе построения стратегии использовалась методика, предполагающая интеграцию сил и возможностей (Strengths + Opportunities), минимизацию угроз с помощью сил (Strengths +Threats), учет возможностей для нивелирования слабостей (Weaknesses + Opportunities) с использованием данных Е.Е. Леденёва (2003) в рамках концепции Анти-SWOT по выявлению возможных взаимодействий слабостей и угроз (Weaknesses + Threats), а также иные нежелательные взаимодействия, которые необходимо избегать [23]. На основе изучения сочетаний факторов в ходе логического анализа далее была разработана стратегия развития объекта исследования, сформулированы и предложены управленческие решения, необходимые в повседневной деятельности главного врача и членов его команды.

Результаты

Для проведения SWOT-анализа выделены следующие этапы исследования:

1) Выявление, сбор и аналитическая обработка данных, дающих представление о текущем состоянии - выявление наличия необходимых знаний и компетенций у главного врача и членов его команды - при определении потребности в строительстве, капитальном ремонте медицинских организаций в целом.

2) Распределение полученных данных по четырем категориям – «сильные стороны», «слабости», «угрозы», «возможности» и составление матрицы факторов, влияющих на обеспечение мероприятий, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом медицинских организаций (см. табл. 1).

3) Формулирование стратегии повышения эффективности управления медицинской организацией главным врачом и членами его команды при выполнении задач по обновлению и укреплению материально-технической базы на основании анализа матрицы.

Таблица 1

Матрица факторов выявления наличия необходимых знаний и компетенций у главного врача и членов его команды при определении потребности в строительстве (реконструкции), капитальном ремонте медицинской организации

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S) СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W)
1. Управление медицинской организацией
Реализация функций управления главным врачом и членами его команды Отсутствие планирования организационных и контрольных мероприятий на период строительства (реконструкции), капитального ремонта:
- не организован контроль за подготовкой предпроектной документации и задания на проектирование, ходом строительно-монтажных работ (СМР), соблюдением действующих нормативных, санитарных, технических, противопожарных норм и правил, качеством работ и материалов, подготовкой помещений под размещение тяжелого медицинского оборудования;
- не проводится оценка соответствия создаваемого медицинского объекта заданию на проектирование, специфике медицинской организации;
- делегирование составления задания на проектирование некомпетентному персоналу;
-делегирование составления списка медицинского, технологического оборудования и мебели проектной организации без участия профильного медицинского персонала данной медицинской организации;
- заключение договора с некомпетентной проектной и или строительной организацией;
- главный врач и/или члены его команды имеют недостаточные знания и умения в специфике деятельности, структуре медицинской организации и не понимают какой вид здания нужен.
Главный врач является заказчиком проектных, строительных работ.
Заключение выгодных контрактов на разработку проектной, сметной документации, на проведение строительно-монтажных работ, закупку медицинского и другого оборудования
В случае, когда главный врач не является заказчиком работ, у него отсутствуют прямые возможности влиять на решения некомпетентного проектировщика, застройщика (технического заказчика).
2. Системы и процессы
Наличие в медицинской организации системы управления и контроля качества и безопасности медицинской деятельности - Отсутствие системы стратегического управления рисками, связанными с проведением строительства (реконструкции), капитального ремонта.
- Недооценка главным врачом и/или членами его команды влияния негативных факторов, связанных с проведением строительства (реконструкции), капитального ремонта, влекущих снижение качества оказания медицинских услуг и эффективность функционирования медицинской организации.
- Отсутствие оперативного принятия управленческих решений по выявленному риску или проблеме.
Документирование процессов в медицинской организации.
Наличие утвержденных главным врачом регламентов деятельности персонала, стандартов операционных процедур, алгоритмов работы персонала.
Работа персонала в соответствии со стандартами, порядками, клиническими рекомендациями
Отсутствие стандартизации и алгоритмизации деятельности персонала в части:
- подготовки предпроектной документации и задания на проектирование строительства (реконструкции), капитального ремонта;
- контроля за проведением и сроками СМР;
- оперативного принятия мер по предотвращению и устранению рисков, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом.
Наличие системы управления персоналом.
Подобранный коллектив медицинских работников.
Профессиональная конкуренция среди медицинских работников.
Взаимозависимость профессиональных групп при выполнении задач медицинской организации.
- Низкая вовлеченность персонала медицинской организации в решение задач по обновлению материально-технической базы.
- Не созданы условия для широкого участия медицинского, инженерно- технического персонала в планировании строительства (реконструкции), капитального ремонта.
- Низкая заинтересованность сотрудников медицинской организации, ригидность, сопротивление изменениям.
- Недостаточная мотивация персонала медицинской организации.
- Не сформирована команда компетентных единомышленников.
- Персонал не понимает свою роль в мероприятиях по реконструкции, капремонту и конечный результат, включая создание условий для повышение качества при оказании медицинской помощи, создание безопасных и комфортных условий для пациентов и персонала медицинской организации, внедрение новых лечебно-диагностических технологий.
3. Кадровый потенциал
Наличие в команде главного врача административного, медицинского, инженерно-технического персонала - Дефицит квалифицированных кадров медицинского, инженерно-технического персонала.
- Дефицит компетентного инженерно-технического персонала (инженера по эксплуатации зданий и сооружений, энергетика, инженеров по эксплуатации медицинских газов, системы вентиляции и кондиционирования, системы слаботочных устройств и др.).
- Возрастающие нагрузки на персонал медицинских организаций.
- Преобладание персонала старших возрастных групп.
- Недостаток квалифицированных специалистов, способных управлять процессом капитального ремонта.
Повышение квалификации главного врача и членов его команды по вопросам организации и управления здравоохранением - Недостаточный уровень управленческой подготовки главных врачей, наличие разрыва между управленческими компетенциями и клиническим мышлением в пользу последнего.
- Пробелы в знаниях и отсутствие компетенций, необходимых для выполнения главным врачом и членами его команды функций организации, контроля при проведении мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, а также стратегического управления рисками реализации данных мероприятий.
Организация обучения персонала медицинской организации на тематических циклах повышения квалификации.
Регулярность повышения квалификации и сертификации медицинского персонала.
- Недостаток у персонала необходимых знаний для составления задания на проектирование, списка современного медицинского оборудования и мебели, что необходимо для последующей разработки спецификации проектировщиком.
- Недостаточное знание и несоблюдение требований СанПиН, СП, СНиП, стандартов оснащения при составлении задания на проектирование капитального ремонта, строительства (реконструкции).
- Персонал медицинской организации обладает устаревшей информацией о медицинских технологиях и инженерии, строительных и отделочных материалах, так как они не проходят обучения в данной области знаний.
- Нежелание персонала медицинской организации повышать квалификацию путем участия в образовательных циклах, научной деятельности, посещения медицинских выставок и других форм образовательных мероприятий.
- Наличие у персонала формального отношения к получению знаний и компетенций, повышению квалификации.
4. Финансирование, закупки
Финансовое обеспечение деятельности медицинской организации из нескольких источников - Дефицит финансирования.
- Ограниченные финансовые возможности конкретной медицинской организации.
Недостаток финансовых средств для:
- последипломного обучения инженерно-технического персонала медицинской организации;
- привлечения компетентных специалистов к составлению задания на проектирование;
- укомплектования медицинской организации высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом.
5. Информатизация и автоматизация
Внедрение информационных технологий в деятельность медицинской организации, компьютерные системы, программное обеспечение. - Трудности овладения компьютером, программным обеспечением персоналом старшего возраста.
- Недостаточная компьютерная грамотность персонала.
- Нежелание изучать техническую литературу, возможность повышения квалификации заменяется копированием информации из интернета, часто без проверки ее актуальности и профессионализма источника.
6. Коммуникации
Коммуникации профессиональных групп при выполнении задач медицинской организации. Не привлекаются организации и специалисты, которые могут предоставить дополнительную экспертизу по вопросам, связанным с реконструкцией, строительством, капремонтом.
ВОЗМОЖНОСТИ (O) УГРОЗЫ (T)

Реализация национального проекта «Здравоохранение», государственных программ и проектов, обеспечивающих выделение финансирования на мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту медицинских организаций, оснащение и переоснащение их медицинским оборудованием.
Изменение организационно-правовой формы - появление автономных организаций в государственном сегменте и расширение финансовой возможности для повышения заработной платы и привлечения необходимых специалистов.

- Недостаточное финансирование отрасли здравоохранения.
- Дефицит бюджетного финансирования государственных программ и проектов в сфере здравоохранения.
- Несвоевременное освоение бюджетных средств.
- Нецелевое использование выделенного финансирования.
- Расторжение контрактов, удорожание стоимости работ и материалов.
- Низкая заработная плата персонала медицинских организаций.
- Не предусмотрено выделение средств на обучение инженерно-технического персонала медицинских организаций в рамках государственных программ и проектов, системы обязательного медицинского страхования.
- Инфляция.
- Санкционные ограничения.
- Чрезвычайные ситуации.
Нормативное правовое регулирование.
Совершенствование законодательства.
Изменения в законодательстве, повлекшие:
- прекращение проведения ведомственной экспертизы, а также ведомственного согласования проектной документации органами управления здравоохранением;
- подготовку заказчиком предпроектной документации без участия медицинских специалистов медицинской организации.
На настоящий момент не разработана форма типового задания на проектирование капитального ремонта объекта капитального строительства.
Отсутствуют возможности включить в условия конкурса требование наличия у проектной организации опыта проектирования объектов здравоохранения.
Не созданы утвержденные методические рекомендации для главного врача на период подготовки и проведения мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту медицинской организации.
Не предусмотрена возможность выделения из бюджета средств для оплаты работ по созданию задания на проектирование сотрудниками специализированных организаций, привлеченными на конкурсной основе.
Нормативы штатной численности инженерного и технического персонала в штатном расписании основаны на показателях мощности (количество коечного фонда, число посещений) без учета оснащения сложным медицинским и технологическим оборудованием, приемка и эксплуатация которого требует наличия высококвалифицированного инженерного и технического персонала.
Регламентирующие документы по штатной численности и номенклатуре должностей не предусматривают полноценного формирования требуемого состава инженерно-технических служб, что особенно актуально в медицинских организациях малой и средней мощности.
Наличие широкой сети образовательных организаций и программ повышения квалификации главных врачей по организации и управлению в сфере здравоохранения В программах образовательных циклов повышения квалификации главных врачей недостаточно или поверхностно изучаются вопросы, связанные с подготовкой задания на проектирование, организацией проведения капитальных ремонтов, строительства (реконструкции), управлением рисками при модернизации материально-технической базы медицинских организаций.
Качественное составление предпроектной документации и ее основы – задания на проектирование строительства (реконструкции), капитального ремонта, медицинских объектов.
Разработка исходных решений для капитального ремонта, строительства (реконструкции) рабочей группой в составе медицинских технологов, организаторов здравоохранения, главных внештатных профильных специалистов органов управления здравоохранением субъектов РФ по планируемым разделам технического задания.
Согласование задания на проектирование и готовой проектной сметной документации в органе управления здравоохранения субъекта РФ.
Создание рабочей группы при органах управления здравоохранением субъекта РФ для проверки задания на проектирование и готовой проектной документации на соответствие требованиям законодательства, актуальных технических, санитарных норм и правил, стандартам оснащения, порядкам медицинской помощи.
Использование опыта «советского периода» по подготовке кадрового потенциала для поддержания в работоспособном состоянии материально-технической базы медицинских организаций
Некачественная подготовка задания на проектирование, предпроектной документации некомпетентным персоналом приводит к ошибкам при проектировании, срыву сроков проектирования.
-Разработка спецификации медицинского и технологического оборудования проектной организацией без участия профильных медицинских специалистов приводит к применению устаревшего/незарегистрированного на российской территории/не входящего в состав порядков и стандартов медицинского оборудования, несертифицированных строительных, отделочных материалов;
- Заключение договора с проектной организацией, не имеющей достаточного опыта проектирования медицинских объектов.
- Получение отрицательного заключения Главгосэкспертизы на проектную, сметную документацию, несвоевременное предоставление проектной документации приводит к нарушению сроков строительства и сроков ввода объекта в эксплуатацию.
- Неверные решения при проектировании и строительстве создают угрозу безопасности при работе медицинского персонала и некомфортные условия пребывания пациентов.
Привлечение молодых специалистов в отрасль здравоохранения.
Создание условий: социальный пакет, перспектива профессионального и карьерного роста.
Проведение профориентации школьников на выбор профессий в сфере здравоохранения.
- Дефицит кадров медицинского, инженерного и технического персонала в отрасли здравоохранения. - Дефицит медицинских технологов. - Текучесть персонала медицинской организации. - Высокая зарплата у конкурентов из негосударственного сектора и как следствие отток квалифицированного персонала государственных медицинских организаций в частные клиники; - «Постарение» персонала медицинских организаций. - Проблема овладения компьютерными технологиями у персонала старших возрастов. - Снижение в обществе престижа медицинского работника.
Проведение аккредитованной организацией санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации на соответствие требованиям действующих санитарных норм и правил. - Несоблюдение строительных, санитарных, технических норм и правил, утвержденных стандартов оснащения, использование неактуальной нормативной правовой документации при составлении заказчиком здания на проектирование, предпроектной, проектной документации.
Территориальные филиалы ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» не анализируют технического задание на проектирование на предмет применяемых в нем современных, инновационных медицинских технологий ввиду отсутствия компетенции у персонала.
Разработка и реализация государственной политики, направленной на сдерживание распространения эпидемий Возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и условий при оказании медицинской помощи.
Государственное регулирование и управление миграционными процессами. Активная миграция населения (в том числе и высококвалифицированных специалистов) в крупные населенные пункты.

При построении матрицы факторов выявления наличия необходимых знаний и компетенций у главного врача и членов его команды при определении потребности в строительстве, капитальном ремонте медицинских организаций использовалась информация о реализации функции управления, компетенциях главного врача и его команды, достаточности уровня образования и профессиональной подготовки медицинского и инженерно-технического персонала, информационном взаимодействии, а также сведения о состоянии систем и процессов, обеспечивающих выполнение задач по обновлению и укреплению материально-технической базы медицинских организаций.

Проведенный SWOT-анализ позволяет сделать вывод о том, что эффективное решение задач главного врача и членов его команды по развитию и поддержанию ресурсной базы медицинских организаций на современном уровне, позволяющем безопасно оказывать доступную и качественную медицинскую помощь, находится под воздействием ряда внешних и внутренних факторов в составе сильных и слабых сторон медицинских организаций. При этом, к сожалению, слабые стороны преобладают над сильными, и это требует от главного врача и членов его команды составления стратегического плана борьбы с возможными угрозами и реализации сильных сторон и возможностей с наибольшей выгодой для конкретной медицинской организации.

Следует отметить, что часть предложений стратегии, составленных по результатам нашего исследования, исполнимы на уровне медицинской организации, а некоторые – на уровне отрасли здравоохранения или других заинтересованных отраслей при поддержке обновленной законодательной базы и организации эффективного межведомственного взаимодействия.

Анализ сочетания факторов при определении потребности в строительстве, капитальном ремонте медицинских организаций позволил выявить:

  1. возможные взаимодействия слабых мест и угроз, а также иные нежелательные воздействия, которые необходимо избежать. Среди них можно выделить: недостаточный уровень управленческой подготовки главных врачей, не позволяющий реализовать эффективное управление персоналом медицинской организации при выполнении строительных работ, заблаговременно противостоять проблемам при обновлении ресурсной базы организации; недостаток финансирования государственных проектов и программ в сфере здравоохранения; дефицит грамотных инженерно-технических работников в медицинской организации; недостаточный уровень знаний и компетенций у персонала медицинской организации при определении потребности в строительстве, капитальном ремонте медицинских организаций; отсутствие желания персонала повышать квалификацию; некачественная подготовка исходных решений для подготовки предпроектной документации и ее основы - задания на проектирование некомпетентным персоналом; делегирование подготовки задания на проектирование застройщику (техническому заказчику), не имеющему квалифицированных специалистов с опытом проектирования объектов здравоохранения; несвоевременное выполнение проектной сметной документации, строительно-монтажных работ; отсутствие мониторинга и контроля сроков и качества указанных работ со стороны медицинской организации и другое.
  2. использование главным врачом и членами его команды возможностей для нивелирования «слабостей», в том числе: изменение организационно-правовой формы - появление автономных организаций в государственном сегменте и расширение финансовой возможности для повышения заработной платы и привлечения необходимых специалистов; использование советского опыта подготовки кадрового потенциала для обеспечения в работоспособном состоянии материально-технической базы медицинских организаций; создание рабочих групп в органах управления здравоохранением субъектов РФ с привлечением необходимых организаций и специалистов, способных предоставить дополнительную экспертизу задания на проектирование и готовой проектной документации на соответствие требованиям актуальных технических, санитарных норм и правил, стандартам оснащения, порядкам оказания медицинской помощи.

Обсуждение

В ходе проведенного исследования установлено, что опыт применения метода SWOT-анализа при изучении текущего состояния медицинских организаций, находящихся в процессе обновления материально-технической базы, позволяет своевременно выявлять негативные факторы, которые могут ослабить эффективность проводимых мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом зданий и помещений медицинских организаций и тем самым могут препятствовать созданию условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи населению. Были установлены негативные факторы, влияющие на некачественную подготовку предпроектной документации, которые в свою очередь приводят к ошибкам при проектировании, а также - во время проведения строительных работ и вызывают необходимость переделки готовых проектов и/или построенных по некачественным проектам медицинских объектов, что не позволяет медицинской организации своевременно пройти лицензирование и приступить к оказанию медицинских услуг населению, а главный врач при этом нередко становится объектом репутационных рисков и жестких кадровых решений.

Недостаточный уровень компетенций медицинского и технического персонала медицинских организаций в вопросах, связанных с подготовкой заданий на проектирование объектов здравоохранения, перекладывание разработки задания на проектирование всецело на застройщика (технического заказчика), не имеющего квалифицированных специалистов с опытом проектирования объектов здравоохранения, - основная причина некачественной проектно-сметной документации: что приводит к несвоевременному освоению бюджетных средств.

Изучение и использование полученных в ходе SWOT-анализа групп факторов и их сочетаний является основой управленческих решений главного врача для разработки стратегии повышения эффективности управления медицинской организацией при обеспечении мероприятий по модернизации ее материально-технической составляющей, позволяет оперативно и целенаправленно корректировать деятельность административного, медицинского и технического персонала по предотвращению и устранению негативных факторов, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом.

Систематизация факторов, препятствующих обновлению материально-технической базы, и представление их в формате матрицы данных, полученных методом SWOT-анализа, имеют практическую значимость при разработке стратегического плана развития медицинской организации и позволяют акцентировать внимание главных врачей на приоритетных направлениях в части:

- повышения уровня компетенций главного врача и членов его команды при реализации ими функций планирования, мотивации, мониторинга и контроля обеспечения потребности в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте медицинской организации,

- достаточности образования и профессиональной подготовки медицинского и инженерно-технического персонала медицинской организации на уровне, необходимом для качественной разработки задания на проектирование медицинских объектов при их создании и капитальном ремонте, а также в процессе обеспечения будущей эксплуатации;

- совершенствования систем и процессов, обусловливающих выполнение медицинским и техническим персоналом задач по адекватному медико-техническому обеспечению развития и функционирования медицинских организаций.

Таким образом, интерпретация изложенных фактов выполненного нами исследования полностью укладывается в существующую теорию SWOT-анализа, изложенную в работах Фляйшера К., Бенсуссана М. (2005) [22, с.124-138], Леденёва Е.Е. (2003) [23], Дементьева В.В., Пономаренко Г.С. (2012) [17], Скляровой О.А., Исенко У.А. (2017) [16] и дополняет ее в части, касающейся применения указанной методики для изучения и оценки наличия необходимых знаний и компетенций у главного врача и членов его команды при определении потребности в строительстве, реконструкции, капитального ремонта медицинских объектов, а также использования предложенного метода SWOT-анализа в качестве инструмента для разработки стратегии повышения эффективности управления медицинской организацией в период ее модернизации и последующего функционирования.

Заключение

Предложенный нами для использования SWOT-анализ текущего состояния медицинских организаций пилотных субъектов РФ при внедрении продемонстрировал, что эффективное управление главным врачом развитием материально-технической базы способствует созданию возможности членам его команды безопасно для пациентов и персонала оказывать доступную и качественную медицинскую помощь путем повышения качества подготовки исходных решений при формировании предпроектной документации и заданий на проектирование строительства (реконструкции), капитального ремонта медицинских организаций.

Использование матрицы факторов позволяет своевременно выявлять наличие или отсутствие, либо недостаточность необходимых знаний и компетенций у главного врача и членов его команды при определении потребности в строительстве (реконструкции), капитальном ремонте медицинской организации, что существенно облегчает выявление существующих проблем и способствует далее в более оптимальном решении поставленных задач.

Следовательно, прилагаемый SWOT-анализ существующего обеспечения потребности в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте медицинских организаций позволяет использовать его как инструмент при разработке и внедрении управленческих решений главным врачом и членами его команды, направленный на повышение эффективности управления медицинской организацией, реализацию качественных основополагающих решений при осуществлении мероприятий по укреплению материально-технической базы, а также управлению рисками, препятствующими поддержанию медико-технического обеспечения медицинских организаций в работоспособном состоянии как в обычных условиях, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Библиография

  1. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 06.06.2019 г. № 254 (ред. от 27.03.2023 № 202). Собрание законодательства РФ 2019.06.10, № 23 (ч. 1), ст. 2927. Режим доступа: https://www.szrf.ru/api/issues/image?volid=1002019023000#zoom=100&page=51 (Дата обращения: 10.11.2023)
  2. Евдаков В.А., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Техническое состояние зданий амбулаторных медицинских организаций (подразделений) в Российской Федерации. Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова 2021; 29(4):457-464. DOI: https://doi.org/10.17816/PAVLOVJ83392.
  3. Шубцова Л.В., Уткина К.М., Баев А.А. Проблемы развития здравоохранения в РФ в условиях кризиса. Экономика и предпринимательство 2016;11(3):229–233.
  4. Здравоохранение в России. 2021. Статистический сборник. Москва: Росстат; 2021, 171 с.
  5. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности расходования в 2018–2019 годах средств федерального бюджета, направленных на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 11.02.2020 г.). Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/5ba/5ba6e645f62bcc644f941f962ed930d2.pdf (Дата доступа: 10.11.2023).
  6. Дмитрий Морозов: развитие детского здравоохранения – важнейшая государственная задача. Статья Председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Дмитрия Морозова о проблемах и задачах развития детского здравоохранения, приуроченная ко Дню защиты детей 01.06.2020 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.komitet2-2.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/22526893 (Дата доступа: 18.11.2023).
  7. Материалы совещания Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина с вице-премьерами 26.09.2022 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/46612/ (Дата доступа: 28.09.2023).
  8. О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов: федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ (ред. от 05.12.2022). Собрание законодательства РФ 12.12.2022, № 50 (ч. 1), ст.8760.
  9. Драпкина О.М., Концевая А.В., Иванова Е.С., Шепель Р.Н., Дроздова Л.Ю., Калашникова М.А. и др. Методические рекомендации для руководителей медицинских организаций первичного звена здравоохранения. Москва: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России; 2021. 129 с.
  10. Калашников К.Н. Ресурсное обеспечение российского здравоохранения: проблемы территориальной дифференциации. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз 2015;1(37):72–87.
  11. Репринцева Е.В. К вопросам оценки уровня материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения. Вопросы социально-экономического развития регионов 2016;1(1):25–30.
  12. Репринцева Е.В. О техническом состоянии и благоустройстве амбулаторно-поликлинической сети Российской Федерации. Региональный вестник 2020;6(45):85–87.
  13. Боенко Е.А., Репин Л.А. Задание на проектирование – основа качественного проекта по строительству или капитальному ремонту объектов здравоохранения. Симферополь: Издательский дом КФУ; 2023. 72 с.
  14. Самойлова А.В., Купеева И.А., Рогинко Н.И., Петрунина И.В. Результаты реализации мероприятий нацпроекта «Здравоохранение» в 2022 году: проблемные аспекты и перспективы. Вестник Росздравнадзора 2023;(1):21-24.
  15. Шипунов Д.А., Шкарин В.В., Багметов Н.П. Современные способы управления при модернизации медицинских организаций. Волгоградский научно-медицинский журнал 2018;(4):3-7.
  16. Склярова О.А., Исенко У.А. Применение SWOT-анализа в учреждениях здравоохранения. Учет и статистика 2017;4(48):107-113.
  17. Дементьев В.В., Пономаренко Г.С. Использования SWOT-анализа при анализе деятельности медицинского учреждения. Сибирское медицинское обозрение 2012;(4):90-92.
  18. Отчет Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 19.04.2022 г.). Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/c2a/3e9ixnmq74nnqizatlykdt4r5ofvy77q.pdf (Дата доступа: 16.11.2023).
  19. Отчет Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год» в публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 19.04.2023 г.). Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/a24/nmez9wa80 oovbxqo6j92u21ult6t6gk2.pdf (Дата доступа: 16.11.2023).
  20. Отчет Счетной палаты РФ о результатах проверки исполнения Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год в Министерстве здравоохранения РФ (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 28.04.2023 г.). Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/eb6/pjrj51g6ae9f6ikx0hn200jozb9 qo48b.pdf (Дата доступа: 18.11.2023).
  21. Отчет о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на выполнение программы «Модернизация здравоохранения города Севастополя на 2014-2015 годы» (утвержден Коллегией Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 08.06.2017 №23). Режим доступа: https://sevzakon.ru/assets/files/otchety/podkontr_org/otchet_ksp_n739_ot_13_06_2017.pdf (Дата доступа: 18.11.2023).
  22. Фляйшер К., Бенсуссан М. Стратегический и конкурентный анализ. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний; 2005. 541 с.
  23. Леденёв Е.Е. Анти-SWOT анализ, 2003 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16/article_699/, (Дата доступа: 08.11.2023).

References

  1. On the Strategy of healthcare development in the Russian Federation for the period up to 2025. Decree of the President of the Russian Federation dated June 6, 2019 No. 254 (as amended on March 27, 2023 No. 202). Collection of legislation of the Russian Federation 2019.06.10, No. 23 (part 1), art. 2927. Available from: https://www.szrf.ru/api/issues/image?volid=1002019023000#zoom=100&page=51 (Date accessed Nov 10, 2023) (In Rus.).
  2. Evdakov VA, Mel'nikov YY, Smyshlyaev AV. Technical condition of buildings of ambulant medical organizations (divisions) in the Russian Federation. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. akademika I.P. Pavlova 2021;29(4):457-464. DOI: https://doi.org/10.17816/PAVLOV J83392. (In Rus.).
  3. Shubtsova LV, Utkina KM, Baev AA. Problems of healthcare development in the Russian Federation in times of crisis. Ekonomika i predprinimatel'stvo 2016;11(3):229–233. (In Rus.).
  4. Healthcare in Russia. 2021. Statistical collection. Moscow: Rosstat; 2021. 171 p. (In Rus.).
  5. Report on the results of the expert-analytical event "Assessment of the efficiency of spending federal budget funds in 2018-2019 aimed at developing the material and technical base of child polyclinics and child polyclinic departments of medical organizations providing primary health care" (approved by the Board of the Accounting Chamber of the Russian Federation on 11.02.2020). Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/5ba/5ba6e645f62bcc644f941f962ed930d2.pdf (Date accessed Nov 10, 2023). (In Rus.).
  6. Dmitry Morozov: the development of children's healthcare is the most important state task. Article by the Chairman of the State Duma Committee on Health Protection, Dmitry Morozov, on the problems and objectives of the development of children's healthcare, dedicated to Children's Day 06/01/2020 [electronic resource]. Available from: http://www.komitet2-2.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/22526893 (Date accessed Nov 18, 2023). (In Rus.).
  7. Materials of the meeting of the Chairman of the Government of the Russian Federation M.V. Mishustin with Vice-premiers on 26.09.2022 [electronic resource]. Available from: http://government.ru/news/46612/ (Date accessed Sept 28, 2023). (In Rus.).
  8. On the Federal Budget for 2023 and the Planning period 2024-2025: Federal Law No. 466-FZ of 05.12.2022. Collection of legislation of the Russian Federation 12.12.2022, No. 50 (part 1), art. 8760. (In Rus.).
  9. Drapkina OM, Kontsevaya AV, Ivanova ES, Shepel' RN, Drozdova LYu, Kalashnikova MA, et al. Methodological recommendations for the heads of primary health care medical organizations. Moscow: FGBU «NMITs TPM» Minzdrava Rossii; 2021. 129 p. (In Rus.).
  10. Kalashnikov KN. Resource provision of Russian healthcare: problems of territorial differentiation. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz 2015;1(37):72–87. (In Rus.).
  11. Reprintseva EV. On the issues of assessing the level of material and technical support of healthcare institutions. Voprosy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov 2016;1(1):25–30. (In Rus.).
  12. Reprintseva EV. About the technical condition and improvement of the ambulant polyclinic network of the Russian Federation. Regional'nyy vestnik 2020;6(45):85–87. (In Rus.).
  13. Boenko EA, Repin LA. The design assignment is the basis of a high–quality project for the construction or overhaul of healthcare facilities. Simferopol': Izdatel'skiy dom KFU; 2023. 72 p. (In Rus.).
  14. Samoylova AV, Kupeeva IA, Roginko NI, Petrunina IV. Results of the implementation of the activities of the national project "Healthcare" in 2022: problematic aspects and prospects. Vestnik Roszdravnadzora 2023;(1):21-24. (In Rus.).
  15. Shipunov DA, Shkarin VV, Bagmetov NP. Modern management methods in the modernization of medical organizations. Volgogradskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal 2018;(4):3-7. (In Rus.).
  16. Sklyarova OA, Isenko UA. Application of SWOT analysis in healthcare institutions. Uchet i statistika 2017;4(48):107-113. (In Rus.).
  17. Dement'ev VV, Ponomarenko GS. The use of SWOT analysis in the analysis of the activities of a medical institution. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie 2012;(4):90-92. (In Rus.).
  18. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the results of an external audit of the execution of Federal Law No. 390-FZ dated 06.12.2021 "On the Federal Budget for 2022 and for the Planning period of 2023 and 2024" and budget reports on the execution of the federal budget for 2022 (including verification of the execution of the federal targeted investment program)" in the Ministry of Construction and Housing-utilities of the Russian Federation (approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation on 04.19.2022). Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/c2a/3e9ixnmq74nnqizatlykdt4r5ofvy77q.pdf (Date accessed Nov 16, 2023). (In Rus.).
  19. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the results of an external audit of the execution of the Federal Law "On the Federal Budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024" and budget reports on the execution of the federal budget for 2022" in the public law company "Single Customer in the field of construction" (approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation on 04.19.2023). Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/a24/nmez9wa80oovbxqo6j92u21ult6t6gk2.pdf (Date accessed Nov 16, 2023). (In Rus.).
  20. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the results of the audit of the execution of Federal Law No. 390-FZ dated 06.12.2021 "On the Federal Budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024" and budget reports on the execution of the federal budget for 2022 in the Ministry of Health of the Russian Federation (approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation on 28.04.2023). Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/eb6/pjrj51g6ae9f6ikx0hn200jozb9qo48b.pdf (Date accessed Nov 18, 2023). (In Rus.).
  21. Report on the results of the control event "Checking the legality and efficiency of the use of budget funds allocated for the implementation of the program "Modernization of health care in Sevastopol for 2014-2015" (approved by the Board of the Control and Accounting Chamber of Sevastopol dated 08.06.2017 No. 23). Available from: https://sevzakon.ru/assets/files/otchety/podkontr_org/otchet_ksp_n739_ot_13_06_2017.pdf (Date accessed Nov 18, 2023). (In Rus.).
  22. Flyaysher K, Bensussan M. Strategic and competitive analysis. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy; 2005. 541 p. (In Rus.).
  23. Ledenev E.E. Anti-SWOT analysis, 2003 [electronic resource]. Available from: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16/article_699/, (Date accessed Nov 08, 2023). (In Rus.).

Дата поступления: 11.12.2023


Просмотров: 818

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 09.05.2024 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search