О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №2 2024 (70) arrow ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Печать
29.05.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-7

Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н.
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, г. Саратов

Резюме

Актуальность. Во время подготовки специалиста с высшим образованием важно исключать воздействие факторов, способных ухудшить его здоровье. Поэтому оценка и коррекция наиболее значимых факторов риска, оказывающих влияние на здоровье студента и заболеваемость ХНИЗ среди молодежи имеет ключевое значение в профилактике заболеваний, в том числе в последующих старших возрастных группах.

Цель: научное обоснование мер по оптимизации и развитию здоровьесберегающей среды для студентов медицинского вуза на основе изучения самооценки здоровья и распространения среди молодежи наиболее значимых факторов риска, оказывающих влияние на здоровье.

Материал и методы. Проведен опрос 220 студентов 4-6 курсов Саратовского государственного медицинского университета по авторской анкете в наиболее распространенных среди студентов социальных сетях. Анкета содержала 30 вопросов, касающихся социального статуса и материального положения студентов, распространенности у них факторов риска и наличия хронических заболеваний. Дополнительным источником информации являлась субъективная оценка собственного здоровья. Среди респондентов 73% составили девушки, 27% - юноши. Средний возраст 23,7±0,25лет. Статистическая обработка данных производилась с помощью стандартных методов статистического анализа с использованием пакета программ Statistica 10.0.

Результаты. Выявлено, что только половина (53%) девушек и большая часть (70,4%) юношей оценили свое состояние здоровья как хорошее, 40% и 22% - как удовлетворительное соответственно. На наличие хронического заболевания указали 46% девушек и 43,3% молодых людей. У девушек чаще встречались заболевания пищеварительной системы (58,3%), болезни органов дыхания (25,3%), нервной системы и органов чувств (23%), мочеполовой системы (18%), сердечно-сосудистой (12,4%) и костно-мышечной системы (11,3%). У юношей лидировали болезни органов дыхания (34%) и органов пищеварения (33%). У 53% опрошенных имелась патология зубов и ротовой полости. Но менее половины (40,5%) студентов с хроническими заболеваниями, подлежащих диспансерному наблюдению, были осведомлены об этом и приглашались на врачебный осмотр в поликлинику несмотря на то, что 12,5% студентов имели по два и более хронических заболеваний. Частота перенесенных студентами острых вирусных заболеваний (включая новую коронавирусную инфекцию) в течение года составила: 1 раз в год – 22,6%, 2-3 раза – 44%, четыре и более раз в год – 10,9%, ни разу – 22,5%.

Среди причин ухудшения собственного здоровья более половины студентов (59%) отметили умственное и нервное перенапряжение, связанное в том числе с введением дистанционного обучения в вузе; неправильное питание – 43,5%, нарушение сна – 36,3%, вредные привычки – 14,8%, физическое перенапряжение – 13,6%, переохлаждение – 4,6%.

По данным анкетирования большинство студентов отметили, что поддерживают свое здоровье разными способами: путем повышения двигательной активности, занятий физической культурой – 58,5% студентов; прогулок – 72%; витаминотерапии – 39,6%; диеты – 18,6%; другими методами (закаливание, сауна) – 21%.

Заключение. Результаты проведенного исследования показали, что необходимы меры по оптимизации и дальнейшему развитию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды вуза. Концептуальная модель сохранения и укрепления здоровья студентов медицинского университета должна включать в себя: рациональную организацию образовательного процесса с соблюдением необходимых гигиенических требований по режиму труда и отдыха; оптимизацию социально-гигиенических условий проживания и образа жизни студенческой молодежи, особенно в общежитиях, питания в студенческой столовой и повышения мотивации к здоровому питанию в домашних условиях и в целом ведение здорового образа жизни; повышение физической активности молодежи и снижение уровня стресса.

Ключевые слова: здоровье; факторы риска; хронические неинфекционные заболевания; студенческая молодежь.

Контактная информация: Беляева Юлия Николаевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н. Оценка социально-гигиенических факторов, влияющих на состояние здоровья и заболеваемость студентов вузов. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(2):7. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1587/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-7

ASSESSMENT OF SOCIO-HYGIENIC FACTORS AFFECTING HEALTH AND MORBIDITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS
Belyaeva Yu.N., Shemetova G.N.
Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russia

Abstract

Significance. Training of specialists with higher education should exclude the impact of factors that can worsen their health. Therefore, assessment and correction of the most significant risk factors affecting the student's health and incidence of chronic noncommunicable diseases among young people is of key importance in disease prevention including in subsequent older age groups.

The purpose of the study was to scientifically substantiate measures to optimize and develop health environments for medical university students based on self-rated health and prevalence of the most significant risk factors affecting health among young people.

Material and methods. A survey of 220 4th to 6th grade students of the Saratov State Medical University was conducted according to the author's questionnaire through the most popular social networks among young people. The questionnaire contained 30 questions about social status and financial status of students, prevalence of risk factors and presence of chronic diseases. An additional source of information was a subjective self-evaluation of health. Among the respondents, 73% were girls, and 27% were boys. The average age is 23.7±0.25 years. Statistical data processing was performed using standard statistical analysis methods in the Statistica 10.0 software package.

Results. It study shows that only half (53%) of girls and majority (70.4%) of boys rated their health as good and 40% of girls and 22% of boys as satisfactory. 46% of girls and 43.3% of boys indicated a presence of a chronic disease. In girls, diseases of the digestive system (58.3%), diseases of the respiratory system (25.3%), diseases of the nervous system and sensory organs (23%), diseases of the genitourinary system (18%), cardiovascular diseases (12.4%) and diseases of the musculoskeletal system (11.3%) prevailed. Respiratory diseases (34%) and diseases of the digestive system (33%) were on top of the list among young men. 53% of the respondents had dental and oral pathology. But less than half (40.5%) of the students with chronic diseases subject to medical follow-up were aware of it and they were invited to undergo a medical examination in polyclinic. This was despite the fact that 12.5% of the students had two or more chronic diseases. The frequency of acute viral infections among students (including a new coronavirus infection) during the year equaled to: once a year – 22.6%, 2-3 times – 44%, four or more times a year – 10.9%, never – 22.5%.

Among the reasons for health deterioration, more than half of the students (59%) noted mental and nervous overstrain, including those associated with the introduction of distance learning at the university; unbalanced diet – 43.5%, sleep problems – 36.3%, bad habits – 14.8%, physical overstrain – 13.6%, and hypothermia – 4.6%.According to the survey, the majority of students noted that they maintain health in various ways: by increasing physical activity, workout – 58.5%; walking – 72%; vitamin therapy – 39.6%; diet – 18.6%; other methods (cold exposure training, sauna) – 21%.

Conclusion. The study results show that measures are needed to optimize and further develop health environments in the university. The conceptual model of health maintenance and health promotion among medical university students should include: rational organization of the educational process in compliance with the necessary hygienic requirements for work and rest schedule; optimization of social and hygienic living conditions and lifestyle of students, especially in dormitories, healthy nutrition in the student canteen and higher motivation for healthy eating at home and a healthy lifestyle in general; higher physical activity of young people and lower stress levels.

Keywords: health; risk factors; chronic non-communicable diseases; student youth.

Corresponding author: Yulia N. Belyaeva, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Belyaeva Yu.N. https://orcid.org/0000-0001-8893-1907
Shemetova G.N. https://orcid.org/0000-0001-9290-5330
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Belyaeva Yu.N., Shemetova G.N. Assessment of socio-hygienic factors affecting health and morbidity among university students. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; 70(2):7. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1587/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-7 (In Rus).

Введение

Состояние здоровья – залог успешного профессионального обучения студента, развития конкурентоспособной личности. Подготовка грамотного специалиста сложна. Во время обучения в вузе студенты подвергаются воздействию целого ряда внешних факторов (социально-экономических, экологических, поведенческих и других), способных оказать негативное влияние на их функциональное состояние и привести к развитию хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) [1]. В период новой коронавирусной инфекции и внедрения в программы обучения дистанционных форматов возросла психологическая нагрузка [2,3]. Студенты, особенно медицинских вузов, являются группой молодежи с высоким уровнем стресса [4], что обусловлено характером учебного процесса, большими умственными затратами. Многочисленные исследования этой категории лиц, показали, что проблемы как в российских вузах разных регионов, так и за рубежом сходные: интенсификация учебного процесса приводит к ухудшению качества жизни, снижению приверженности к профилактическим мероприятиям и ведению здорового образа жизни и, как следствие, к ухудшению показателей здоровья молодежи [5-8]. Актуальность развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды вуза подтверждается стабильно высоким уровнем распространения хронических неинфекционных заболеваний и их факторов риска в студенческой среде [9,10]. В ряду первых по частоте встречаемости у молодежи – болезни сердечно-сосудистой системы, болезни органов пищеварения и дыхания [11-13].

Целью исследования явилось научное обоснование мер по оптимизации и развитию здоровьесберегающей среды для студентов медицинского вуза на основе изучения самооценки здоровья и распространения среди молодежи наиболее значимых факторов риска, оказывающих влияние на здоровье.

Материалы и методы

С целью оценки условий и образа жизни студенческой молодежи, анализа социально-гигиенической характеристики факторов риска, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья авторами был проведен опрос 220 студентов 4-6 курсов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России (СГМУ) по специальной анкете в наиболее распространенных среди студентов социальных сетях. Анкета содержала 30 вопросов, касающихся их социального статуса и материального положения, распространенности факторов риска и наличия хронических заболеваний. Дополнительным источником информации являлась субъективная оценка собственного здоровья. Поэтому в данном исследовании в анкету были включены вопросы, касающиеся самооценки здоровья студентами.

Среди респондентов 73% составили девушки, 27% - юноши. Средний возраст 23,7±0,25лет.

Статистическая обработка данных производилась с помощью стандартных методов статистического анализа с использованием пакета программ Statistica 10.0.

Результаты

Было установлено, что в общежитии проживали 13% опрошенных студентов, на съемной квартире – 31,4%, в собственной квартире – 48,5%, в частном доме – 6,5%. Жители сельской местности и небольших городов области составили 39%, жители крупного города – 61%. Оценили свое материальное положение как среднее 78,7% респондентов, 5,3% - как высокое, 16% – как низкое.

В результате обработки данных, полученных при анкетировании, выявлено, что только половина (53%) девушек и большая часть (70,4%) юношей оценили свое состояние здоровья как хорошее, 40% и 22% - как удовлетворительное соответственно. На наличие хронического заболевания указали 46% девушек и 43,3% молодых людей. Из них девушки указывали чаще на заболевания пищеварительной системы – 58,3%, меньше – на болезни органов дыхания (25,3%), нервной системы и органов чувств (23%), мочеполовой системы (18%), сердечно-сосудистой (12,4%) и костно-мышечной системы (11,3%). Юноши чаще указывали на болезни органов дыхания (34%), органов пищеварения (33%). Кроме того, хроническими заболеваниями ЛОР-органов страдали 27,1% обследуемых, у 53% имелась патология зубов и ротовой полости; 36,6% студентов отмечали у себя в анамнезе частые аллергические реакции; 28,4% имели отягощенную наследственность по заболеваниям легких и аллергическим реакциям. Менее половины (40,5%) студентов с хроническими заболеваниями, подлежащих диспансерному наблюдению, были осведомлены об этом и приглашались на врачебный осмотр в поликлинику по поводу своего заболевания; при этом обострения заболевания в течение последнего года отмечали 58,8% студентов (у 99% из них провокатором обострения послужил эпизод новой коронавирусной инфекции COVID-19). Выяснено, что 12,5% студентов имели по 2 и более хронических заболевания. Наиболее частыми сочетаниями явились: вазомоторный ринит, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) и бронхиальная астма, хронический тонзиллит и хронический бронхит, хронический гастрит и хронический холецистит; хронический холецистит и хронический панкреатит; мочекаменная болезнь и хронический пиелонефрит; ГЭРБ и миопия. Полученные результаты свидетельствуют о недостатках в организации и проведении диспансерной работы с молодежью и о низкой приверженности студентов к профилактическим мероприятиям.

Частота перенесенных студентами острых вирусных заболеваний (включая новую коронавирусную инфекцию) в течение года составила: 1 раз в год – 22,6%, 2-3 раза – 44%, четыре и более раз в год – 10,9%, ни разу – 22,5%. Несмотря на то, что большинство студентов-юношей оценили состояние своего здоровья как «хорошее», оба пола приблизительно одинаково отметили возникновение у себя острых вирусных заболеваний. В отличие от юношей девушки оценили свое здоровье более негативно. По всей видимости, девушки более внимательно относятся к собственному здоровью, чем юноши.

Среди причин ухудшения собственного здоровья более половины студентов (59%) отметили умственное и нервное перенапряжение, связанное в том числе с введением дистанционного обучения в вузе; неправильное питание – 43,5%, нарушение сна – 36,3%, вредные привычки – 14,8%, физическое перенапряжение – 13,6%, переохлаждение – 4,6% студентов. При ответе на этот блок вопросов можно было выбрать несколько из предложенных вариантов.

Вызывают тревогу результаты проведенного изучения организации и качества питания студентов: оценили свое питание как достаточное, но нерегулярное – 67,5%, недоедание – 4,7%, избыточное – 2,4%. Лишь 24% студентов считают свое питание достаточным и регулярным. Почти половина - 48% респондентов отметили питание всухомятку. Питаются 1-2 раза в сутки – 28,4%, 3-4 раза – 54%, 2-3 раза – 11%. Общеизвестно, что режим и качество питания значительно влияют на состояние здоровья и работоспособность молодежи, обеспечивая гармоничный рост и развитие растущего организма на этапе окончательного формирования генетически детерминированных анатомо-физиологических параметров. С нашей точки зрения, несмотря на создание в последние годы в СГМУ сети студенческих столовых, проблема нерационального, нерегулярного питания остается актуальной. Администрации вузов стоит направить усилия на организацию рационального режима учебного процесса, предусматривающего достаточные по времени перерывы для принятия пищи и одновременно приблизить к местам обучения и студенческим общежитиям пункты общественного питания.

Не вызывает сомнений наличие тесной связи между состоянием здоровья студентов и способами его укрепления. По данным анкетирования поддерживают свое здоровье путем повышения двигательной активности, занятий физической культурой (тренажерный зал, фитнес, бассейн, зарядка, каток, лыжи) и спортом в свободное время 58,5 % студентов; прогулок – 72%; витаминотерапии – 39,6%; диеты – 18,6%; другими методами (закаливание, сауна) – 21%.

Важной группой факторов, негативно влияющих на здоровье молодого организма, являются вредные привычки. Среди респондентов ответили, что курят – 19% девушек и 28% юношей. Из них курят более двух лет 18% студентов. Выкуривают около пачки сигарет в день 12,8% студентов; 2 пачки в день – 1%; не более 1 пачки в неделю – 15%. Пассивное курение наблюдалось в семье в 45,8% случаев. Алкоголь употребляют по выходным и праздникам 23,6% лиц молодого возраста, один-два раза в месяц – 22%, несколько раз в неделю – 2,1%. Курение молодежи, употребление алкоголя можно определить как своеобразный элемент процесса взросления, когда, с одной стороны, вредные привычки становятся олицетворением «взрослого» поведения, с другой стороны, одним из способов разрешения социально-психологических проблем.

В последние годы в условиях пандемии появилось большое количество проблем, способных оказывать выраженное отрицательное действие на психосоматическое здоровье молодежи, в том числе введение гибридных форматов (очных и дистанционных) обучения. При анкетировании были заданы вопросы, касающиеся социально-гигиенических особенностей организации учебного процесса в современных условиях, режима дня и социально-психологического самочувствия студенческой молодежи. При анализе ответов на вопрос о количестве часов, затрачиваемых на внеаудиторную подготовку к занятиям, получены следующие результаты: 1-2 часа уделяли подготовке 55% студентов, 3-4 часа – 23%, 5 и более часов – 4,5%, 1 час и менее – 17,5%.

Продолжительность сна занимает важное место в структуре внеучебного времени, так как во время сна происходит восстановление умственной и физической трудоспособности. Ежедневный сон занимал менее 8 часов у 67% опрошенных, 8-10 часов – 21,4%, более 10 часов – 5,3%. Недостаток сна может приводить к снижению их адаптационного потенциала, а в некоторых случаях, при хроническом недосыпании, и к срыву адаптации.

По данным проведенного исследования, отметили наличие частых конфликтов в семье 9,1% респондентов, редких конфликтов – 37,5%, эпизодических – 29%, отсутствие таковых – 24,4%. Было также установлено, что в последнее время испытывали жалобы, указывающие на психоэмоциональную лабильность, а именно, раздражительность более половины опрошенных (58%), снижение памяти – 22,3%, несдержанность – 12%, депрессию – 7,7%. Очевидно, что часть студентов нуждается в помощи специалистов для разрешения их психологических проблем в той или иной степени. Более подробно этот раздел исследования изложен авторами в специально посвященной этой тематике статье [4].

Особое внимание нами было уделено факторам риска болезней органов дыхания как одной из наиболее распространенных патологий среди студенческой молодежи. Большинство респондентов отметили неблагоприятные санитарно-гигиенические условия учебных помещений и плохие условия быта, в частности, 68,4% отметили наличие сквозняков в лекционных и учебных аудиториях в холодный период времени года; 58,2% - низкую температуру воздуха в помещении, плохое отопление; 13,9% - сырость в домашних условиях.

При определении степени риска развития заболеваний, нами выявлено, что большинство факторов риска взаимосвязаны и, при одновременном действии, усиливают действие друг друга, тем самым резко повышается риск. Среди обследованных студентов часто встречались лица с 2-3 и более факторами риска.

Обсуждение полученных результатов

Высокая распространенность факторов риска ХНИЗ (нерегулярное питание (67,5%), стрессы и нервное перенапряжение (59%)) среди студентов медицинского вуза приводит к повышению числа болезней органов пищеварения (58,3% у девушек/ 33% у юношей) и болезней органов дыхания (25,3%/34% соответственно); почти треть имеет патологию органов пищеварения (33%). Менее половины (40,5%) студентов с хроническими заболеваниями, подлежащих диспансерному наблюдению, наблюдается врачами и проводит плановые профилактические мероприятия. Студенты часто болеют острыми заболеваниями органов дыхания (ОРВИ и другими), причем практически половина из них – по 2-3 раза в год (44%), а некоторые - 4 и более раз в год (10,9%). Большинство факторов риска имеют связь друг с другом и при одновременном действии, взаимно усиливают свое действие, тем самым резко повышая риск возникновения заболеваний. Среди обследованных студентов часто встречались лица с 2-3 и более факторами риска.

Результаты проведенного исследования показали, что необходимы меры по оптимизации и дальнейшему развитию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды вуза. Концептуальная модель сохранения и укрепления здоровья студентов медицинского университета должна включать в себя:

  • рациональную организацию образовательного процесса с соблюдением необходимых гигиенических требований по режиму труда и отдыха;
  • оптимизацию социально-гигиенических условий проживания и образа жизни студенческой молодежи, особенно в общежитиях,
  • организацию питания в студенческой столовой в соответствии с принципами рационального питания и повышения мотивации к здоровому питанию в домашних условиях и в целом ведению здорового образа жизни;
  • повышение физической активности молодежи и снижения уровня стресса за счет использования возможностей рекреации в условиях городской инфраструктуры и разработанных пешеходных маршрутов и терренкура в зависимости от уровня тренированности организма; разработку программ и открытие «Школ антистресса» и кабинетов психологической помощи.

Важными факторами здоровьесберегающей среды мы считаем наличие студенческой поликлиники/здравпункта в структуре образовательного учреждения, а также санатория-профилактория, позволяющих осуществлять профилактические медицинские осмотры, своевременно идентифицировать факторы риска ХНИЗ и выявлять заболевания на ранних стадиях, укрепить здоровье студентов и предупредить прогрессирование уже имеющихся заболеваний.

Заключение

Оценка состояния здоровья студентов и имеющихся у них факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в современных социально-экономических условиях является необходимой для обоснования необходимости разработки предложений по совершенствованию организации профилактической помощи студенческой молодежи. Изучение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, их динамики, превалирования той или иной патологии позволяет не только прогнозировать заболеваемость, но и проводить профилактические мероприятия против определенного профиля заболеваний, создавать модели ведения (наблюдения) студентов с акцентом на конкретные проблемы. Актуальность развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды вуза подтверждается стабильно высоким уровнем распространения хронических неинфекционных заболеваний и их факторов риска в студенческой среде. Необходимо повышать ответственное отношение молодежи к своему здоровью и, таким образом, повышать потенциал здоровья в последующих старших возрастных группах.

Библиография

  1. Фазлеева Е.В., Шалавина А.С., Васенков Н.В., Мартьянов О.П., Фазлеев А.Н. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения. Мир науки. Педагогика и психология 2022; 10(5):1
  2. Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Беляева Ю.Н., Губанова Г.В. Высшее медицинское образование в условиях пандемии COVID-19: проблемы и их решение, первые обобщения. Современные проблемы науки и образования 2021; (5):40.
  3. Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н., Бабошкина Л.С., Гайдарова Д.С. Динамика психологического статуса студентов медицинского ВУЗа при дистанционном профессиональном обучении в условиях пандемии коронавируса. Современные проблемы науки и образования 2021;(1):44.
  4. Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н., Досов С.В., Дудыкина И.В. Психологический профиль студенческой молодежи: уровень стресса и возможности его коррекции. Современные наукоемкие технологии. 2019;(6):131–135.
  5. Султашев А.Ж., Эгембердиева Г.Т., Турсунбекова А.С., Темирболот У.И. Оценка приверженности принципам здорового образа жизни студентов Кыргызской государственной медицинской академии имени И.К. Ахунбаева Вестник Кыргызской государственной медицинской академии имени ИК Ахунбаева 2021;(4):42–47.
  6. Карпушко Н.А., Беспалова А.Н. ЗОЖ, культура здоровья, физическое и ментальное здоровье в ракурсах видения современных студентов. Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС 2022;13(4):119–24.
  7. Стрижакова Л.Н., Прокопьева М.И., Чернявина О.А. Современное состояние здоровья студенческой молодежи и старшеклассников. В кн.: Вишняков НИ, редактор. Проблемы городского здравоохранения: Сборник научных трудов. Санкт-Петербург: Государственное бюджетное учреждение “Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе”; 2023. С. 55–57.
  8. Шестера А.А., Кику П.Ф., Измайлова О.А., Сухова А.В., Каерова Е.В., Сабирова К.М. Комплексная оценка состояния здоровья студентов-медиков младших курсов. Здравоохранение Российской Федерации 2018;62(3):126-131. 
  9. Шеметова Г.Н., Губанова Г.В., Беляева Ю.Н., Балашова М.Е., Красникова Н.В., Рябошапко А.И. и др. Ценностные приоритеты и современные векторы сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. Саратов: Изд-во Саратовского государственного медицинского университета; 2019. 184 с.
  10. Лопатин Л.А., Васенков Н.В., Миннибаев Э.Ш., Набиуллин Р.Р. Состояние физического здоровья современных студентов. Вестник НЦ БЖД 2019; 2(40): 93-98. Режим доступа: https://ncbgd.tatarstan.ru/file/pub/pub_1946970.pdf (Дата обращения: 01.11.2023)
  11. Шеметова Г.Н., Киселева О.А., Дудрова Е.В. Заболеваемость студентов высших учебных заведений болезнями органов дыхания. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2013;(1):16–18.
  12. Балашова М. Е., Шеметова Г.Н. Факторы риска болезней органов дыхания среди молодежи: выявление и коррекция. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2008;11(6):12–15.
  13. Жукова А.В., Пищикова М.П., Толмачев Д.А. Состояние здоровья студентов медицинского вуза и его составляющие. Modern Science 2021;11(2):97–101.

References

  1. Fazleeva E.V., Shalavina A.S., Vasenkov N.V., Mart'yanov O.P., Fazleev A.N. The health status of students: trends, problems, solutions. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya 2022; 10(5):1 (In Rus.).
  2. Shemetova G.N., Ryaboshapko A.I., Belyaeva Yu.N., Gubanova G.V. Higher medical education in the context of the COVID-19 pandemic: problems and their solution, first generalizations. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021;(5):40. (In Rus.).
  3. Belyaeva Yu.N., Shemetova G.N., Baboshkina L.S., Gaydarova D.S. Dynamics of the psychological status of medical university students in distance professional education in the context of the coronavirus pandemic. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 2021;(1):44. (In Rus.).
  4. Belyaeva Yu.N., Shemetova G.N., Dosov S.V., Dudykina I.V. Psychological profile of students: stress level and possibilities of its correction. Sovremennye naukoemkie tekhnologii 2019;(6):131–135. (In Rus.).
  5. Sultashev A.Zh., Egemberdieva G.T., Tursunbekova A.S., Temirbolot U.I. Assessment of the commitment to the principles of a healthy lifestyle of students of the Kyrgyz State Medical Academy named after I.K. Akhunbayev. Vestnik Kyrgyzskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii imeni IK Akhunbaeva. 2021;(4):42–47. (In Rus.).
  6. Karpushko N. A. Bespalova A.N. Healthy lifestyle, health culture, physical and mental health in the perspectives of modern students. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhiGS 2022;13(4):119–124. (In Rus.).
  7. Strizhakova L.N., Prokop'eva M.I., Chernyavina O.A. The current state of health of students and high school students. In: Vishnyakov NI, editor. Problemy gorodskogo zdravookhraneniya: Sbornik nauchnykh trudov. Sankt-Peterburg: Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie “Sankt-Peterburgskiy nauchno-issledovatel'skiy institut skoroy pomoshchi im. I.I. Dzhanelidze”; 2023. P. 55–57 (In Rus.).
  8. Shestera A.A., Kiku P.F., Izmaylova O.A., Sukhova A.V., Kaerova E.V., Sabirova K.M. Assessment of lifestyle on the health status of medical university students. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2018;62(3):126-131 (In Rus.).
  9. Shemetova G.N., Gubanova G.V., Belyaeva Yu.N., Balashova M.E., Krasnikova N.V., Ryaboshapko A.I., et al. Value priorities and modern vectors of preserving and strengthening the health of students. Saratov. Izd-vo Saratovskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta; 2019. 184 p. (In Rus.).
  10. Lopatin L.A., Vasenkov N.V., Minnibaev E.Sh., Nabiullin R.R. The state of physical health of modern students. Vestnik NTs BZhD 2019; 2(40): 93-98. Available from: https://ncbgd.tatarstan.ru/file/pub/pub_1946970.pdf (Date accessed: 01.11.2023) (In Rus.).
  11. Shemetova G.N., Kiseleva O.A., Dudrova E.V. Morbidity of students of higher educational institutions with respiratory diseases. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2013;(1):16–18. (In Rus.).
  12. Balashova M. E., Shemetova G.N. Risk factors for respiratory diseases among young people: identification and correction. Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya 2008;11(6):12–15. (In Rus.).
  13. Zhukova A.V., Pishchikova M.P., Tolmachev D.A. The state of health of medical university students and its components. Modern Science 2021;11(2):97–101. (In Rus.).

Дата поступления: 21.12.2023


Просмотров: 1251

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 01.06.2024 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search