О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Печать
29.05.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-13

1Денисова О.А., 1,2Денисов А.П.
1ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Омск, Россия
2Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний», Новокузнецк, Россия

Резюме

Актуальность. Увеличение числа учащихся с разнообразными нарушениями в состоянии здоровья вызывает необходимость обсуждения проблемы приверженности студентов к принципам здорового образа жизни.

Цель исследования – изучить отношение молодежи к здоровому образу жизни и своему здоровью, оценить ее информированность о мерах по сохранению здоровья, в том числе репродуктивного.

Материал и методы. Применялся метод социологического опроса по авторской анкете. Опросили 1009 молодых людей от 19 до 23 лет, обучавшихся в Омском педагогическом университете, Омском техническом университете, Сибирском автомобильно-дорожном университете. При статистической обработке данных осуществлялось вычисление экстенсивных и интенсивных показателей. Определение статистической значимости различий показателей проводилось при помощи t-критерия Стьюдента и критерия соответствия χ2.

Результаты. Выявлены противоречия между достаточно высокой самооценкой студентов в отношении их собственной приверженности принципам здорового образа жизни и недостаточной готовностью к использованию здоровьесберегающих технологий в качестве повседневной практики. Выполнен сравнительный анализ ответов обучающихся по половому признаку, установлены статистически значимые различия. Установлена недостаточная степень информированности опрошенных лиц о мерах сохранения здоровья, в том числе репродуктивного.

Заключение. Очерчен круг проблем, влияющих на приверженность студентов к соблюдению принципов ЗОЖ (особенности обучения, склонность к вредным привычкам, недостаточная информированность опрошенных лиц о средствах и методах контрацепции). Обозначена роль образовательных учреждений в вопросах укрепления культуры здоровья.

Ключевые слова: здоровый образ жизни; состояние здоровья; студенты.

Контактная информация: Денисова Ольга Александровна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Соблюдение этических стандартов. Письменное согласие участника на проведение опроса и обработку полученных сведений было получено до начала опроса. Исследование одобрено решением локальной этической комиссии.
Для цитирования: Денисова О.А., Денисов А.П. Приверженность учащейся молодежи здоровому образу жизни: результаты социологического исследования. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(2):13. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1593/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-13

ADHERENCE TO A HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS: RESULTS OF A SOCIOLOGICAL SURVEY
1Denisova O.A., 1,2Denisov A.P.
1Omsk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Omsk, Russia
2Research Institute of Complex problems of hygiene and occupational diseases, Novokuznetsk, Russia

Abstract

Significance. An increasing number of students with a variety of health conditions necessitates a discussion of the student adherence to healthy lifestyle principles.

The Purpose of the study was to analyze the attitude of young people towards a healthy lifestyle and their health, to assess their awareness of measures to maintain health, including reproductive health.

Material and methods. The method of sociological survey according to the author's questionnaire was used. 1009 young people aged 19-23 from the Omsk Pedagogical University, Omsk Technical University, Siberian Automobile and Road University were interviewed. During statistical data processing, extensive and intensive indices were calculated. Statistical significance of differences in the indicators was determined by Student's t-test and chi-squared test.

Results. The contradictions between a rather high self-rated adherence to the principles of healthy lifestyle among students and insufficient readiness to use health technologies in everyday life have been identified. A comparative analysis of the students' answers by gender was carried out; statistically significant differences were established. Insufficient level of awareness of the interviewed persons about measures of health maintenance, including reproductive health, were established.

Conclusion. A range of problems affecting adherence to the principles of healthy lifestyle among students (peculiarities of education, inclination for bad habits, insufficient awareness of the respondents about contraceptives and methods of contraception) has been outlined. The role of educational institutions in health promotion is highlighted.

Keywords: healthy lifestyle; health status; students.

Corresponding author: Olga A. Denisova., email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Denisova O.A., https://orcid.org/0000-0002-8812-6593
Denisov A.P., https://orcid.org/0000-0001-7782-1622
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. The written consent of the participant to conduct the survey and to process the information obtained was obtained prior to the start of the survey. The studies were approved by the decision of the local ethics committee.
For citation: Denisova O.A., Denisov A.P. Adherence to a healthy lifestyle among students: results of a sociological study. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; 70(2):13. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1593/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-13 (In Rus).

Введение

Одной из наиболее важных целей, стоящих перед нашей страной в период до 2030 года, является «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» [1]. Данное положение особенно значимо для молодого поколения, как гаранта неуклонного развития и процветания общества [2,3]. Реализуемые государственные проекты подчеркивают важность воспитания у молодежи ценностного отношения к своему здоровью, как залога формирования гармонически развитой личности [4,5].

Однако исследователи обращают внимание на несознательное отношение современной молодежи к собственному здоровью, а также зачастую полное отрицание своей личной ответственности за его поддержку [6,7]. В отдаленной перспективе такое отношение, на фоне ужесточающихся требований к качеству подготовки специалистов и увеличения потока информации, является угрозой по развитию хронических неинфекционных заболеваний в молодом возрасте. Это обусловлено напряжением, а затем и последующим истощением адаптационных систем организма вследствие интенсивного ритма обучения на фоне регулярного недосыпания, малоподвижного образа жизни, нерационального питания и др. [8,9].

Немаловажное значение в вопросах сохранения здоровья, в том числе репродуктивного, имеет приверженность молодежи к морально-этическим, семейным ценностям, регулирующим, культуру сексуальной жизни, что в свою очередь влияет на распространенность инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции и др. [10-12].

В значительной степени проблема охраны и укрепления здоровья молодежи, несомненно, обусловлена недостаточной приверженностью молодых людей к здоровому образу жизни (ЗОЖ). В свою очередь ЗОЖ складывается из единства взаимосвязанных процессов личностной организации, рационального распорядка режима труда и отдыха, а также самодисциплины и отказа от вредных привычек [13]. Именно такой образ жизни создает условия для высокой самоотдачи и работоспособности в профессиональной реализации, творчестве, в том числе в области социальной активности [14,15].

Цель исследования: изучить отношение молодежи к здоровому образу жизни и своему здоровью, оценить ее информированность о мерах по сохранению здоровья, в том числе репродуктивного.

Материалы и методы исследования

Программа данного социологического исследования включала сбор материала с последующей его структуризацией для создания электронной базы, обработки статистическими методами и дальнейшего анализа [16,17]. Исследование проводилось в анонимном порядке в виде онлайн-опроса в 2022-2023 гг. с применением GoogleForm в соответствии с рекомендациями для проведения соответствующих исследований [18]. В исследовании были использованы аналитический, социологический и статистический методы. Использовался авторский опросник, включающий вопросы различных типов, в том числе с возможностью выбора из нескольких предложенных вариантов ответа. Критерии включения: возраст от 18 до 23 лет, обучение в вузе, добровольное согласие. Объект исследования – 1009 человек молодого возраста (18 лет – 12,4%, 19 лет – 17,5%, 20 лет – 18,6%, 21 год – 19,7%, 22 года – 19,0%, 23 года – 8,7%, 24 года и старше – 4,1%), обучавшихся в Омском педагогическом университете – 353 человека, Омском техническом университете – 330, Сибирском автомобильно-дорожном университете – 326. При статистической обработке данных осуществлялось вычисление экстенсивных и интенсивных показателей. Определение статистической значимости различий показателей проводилась при помощи t-критерия Стьюдента и критерия соответствия χ2. За критерий статистической значимости приняты различия между переменными при p < 0,05.

Результаты

Практический интерес представлял уровень материального достатка опрошенных лиц, который в свою очередь складывался из заработной платы, (в случае совмещения учебы с работой), стипендии, социальных выплат и финансовой поддержки родителей. На период проведения исследования среднедушевой денежный доход населения в Омской области составлял – 33940 рублей, медианный среднедушевой доход 27352,9 рублей, размер прожиточного минимума для трудоспособного населения определялся на уровне – 13554 рублей, граница бедности – 13213 рубль (произведение прожиточного минимума на индекс потребительских цен). При этом по данным Росстата в 2022 году малоимущими признаны – 12% омичей (225,6 тыс. человек) [19]. Так как информация, касающаяся величины дохода, является конфиденциальной, при проведении опроса был задан косвенный вопрос, направленный на выяснение покупательских способностей. Результаты ответов показали, что 22,6% респондентов тратили весь свой бюджет на продукты и одежду; 23,7% – могли покупать только еду, так как на большее денег не хватало; 21,1% имели затруднения в расходах на еду. Вполне вероятно, что опрошенные не всегда вели полный учет своих доходов, также не все из них имели желание дать истинную информацию о своем финансовом положении, что могло повлиять на полученные ответы.

Немаловажное значение для уровня материального положения имела степень самостоятельности респондентов. Результаты опроса показали, что каждый третий из студентов – 32,4% проживал вместе с родителями, 71,2% опрошенных – оценили свои жилищные условия, как очень хорошие и хорошие.

Доля юношей, ответивших положительно на вопрос анкеты: «Ведете ли вы здоровый образ жизни?» составила – 73,3% (ответы: да – 13,1%, скорее да, чем нет – 60,2%), среди девушек – 81,6% (17,5% и 64,1% соответственно). Данные представлены на рисунке 1. Различия статистически значимы (χ2 = 12,58; p<0,01).

Рис.1
Рис. 1. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Ведете ли вы здоровый образ жизни?», в % от числа опрошенных

На вопрос: «Курите ли вы?», положительно ответили – 64,3% опрошенных юношей, в том числе 20 сигарет в день и более – 21,4%, менее 20 сигарет в день – 20,8%. У девушек приверженность к курению была менее выражена, из них курили – 57,8 % (16,6% и 16,9% соответственно), что было подтверждено статистически (χ2 = 8,27; p<0,05). В целом данная ситуация достаточно типична для современной молодежи (рис. 2). В тоже время 22,1% юношей и 24,3% девушек курили лишь эпизодически, то есть не испытывали в этом регулярной потребности. Каким будет, дальнейшее развитие этого процесса зависит, в том числе и от степени активности работы по ЗОЖ.

Рис.2
Рис.2. Распределение респондентов по полу и приверженности к курению, в % от числа опрошенных

В качестве одного из постоянных стимулирующих факторов курения учащиеся называли психологическое напряжение – 69,4 на 100 опрошенных, в том числе, связанное с особенностями обучения (сдача экзаменационной сессии, необоснованность выставления оценок, совмещение учебы и работы и др.). Немаловажным моментом для респондентов имело курение за компанию с ровесниками, как обязательный атрибут общения – 39,2 на 100.

Существенная часть опрошенных лиц – 78,9% юношей и 78,1% – девушек употребляли алкогольные напитки с разной степенью периодичности (рис. 3). Однако следует отметить, что каждый пятый юноша – 21,2% и каждая четвертая девушка – 25,4% употребляли алкоголь только по праздникам, а 20,6% и 18,0% соответственно с частотой один раз в месяц. Статистически значимых гендерных различий не было установлено (χ2 = 5,12; p>0,05).

Рис.3
Рис.3. Распределение респондентов по полу и приверженности к алкоголю, в % от числа опрошенных

Вместе с тем значительная часть студентов – 71,3% разделяла утверждение о том, что состояние здоровья в большей степени определяется образом жизни самого человека, чем другими факторами (ответы полностью согласны – 55,2% и скорее согласны – 16,1%). Чтобы быть здоровым, следует уже с молодости проявлять заботу о сохранении своего здоровья, так полагали – 59,8% опрошенных лиц (47,6% и 12,2% соответственно), и соблюдать принципы ЗОЖ – 81,2% (69,1% и 12,1%) (рис. 4).

К сожалению, не все респонденты были готовы на практике реализовать эти принципы, сделав их повседневными. Большая часть курильщиков, осознавали пагубность этой привычки – 66,3%. Но только некоторые из них – 8,3% делали самостоятельные попытки прекратить курение, в 83,1% случаев безуспешно, в силу значительных трудностей, с которыми сталкивалось большинство лиц. Отказ от этой привычки сопровождался появлением беспричинного чувства беспокойства – 74,1 на 100 опрошенных, агрессии по отношению к окружающим – 52,3 на 100, нарушением сна – 69,1 на 100. При этом 59,6% учащихся никогда не испытывали желание прекратить курение, обосновывая это отсутствием такой необходимости в силу его эпизодичности – 62,6 на 100 опрошенных и отсутствия видимого вреда своему здоровью – 49,1 на 100.

Рис.4
Рис. 4. Результаты ответов респондентов на предложенные утверждения, в % от числа опрошенных

Несомненно, одним из важнейших компонентов ЗОЖ являются занятия физической культурой и спортом, что особенно актуально для лиц, занимающихся умственным трудом или учебой, которые вынужденно ограниченны в физической активности. Необходимо отметить достаточно высокую вовлеченность в данный вид деятельности опрошенных лиц (юношей – 55,4% и девушек – 40,8%; t=4,68; p<0,001; рис. 5).

Рис.5
Рис. 5. Результаты социологического опроса учащихся о занятости во внеучебное время, на 100 опрошенных.

Значительная доля молодых людей (юношей – 72,3%, девушек – 75,2%) проводили свободное время в интернет пространстве. Практически каждый четвертый респондент совмещал работу с учебой (24,8% и 23,9% соответственно). Среди учащихся была достаточно высокая доля лиц вовлеченных в различные занятия по интересам (29,8% и 40,8%; t=3,67 p<0,001).

Немаловажным для опрошенных респондентов было общение с друзьями (юноши – 25,8%, девушки – 29,8%), в том числе противоположного пола. Большая часть обучающихся имела опыт половых отношений – 71,2%, из них – 58,1% с постоянным половым партнером, однако только 44,5% опрошенных регулярно использовали средства контрацепции.

В качестве настораживающего момента следует отметить относительно высокую долю ответов о наличии половых связей, которые можно назвать случайными (юноши – 19,1%; девушки – 10,3%). В тоже время все контакты были случайными лишь у 1,5% юношей и у 0,9% девушек. Большинство контактов случайные только – 1,2 и 0,9% соответственно (рис. 6).

Рис.6
Рис.6. Распределение респондентов по полу и характеру половых связей, в % от числа опрошенных

Среди наиболее значимых причин отказа от контрацепции респонденты указали отсутствие информированности в этом вопросе – 37,9%, возможность вредного влияния на состояние здоровья – 17,7%, нежелание партнера – 8,8%, высокую стоимость средств защиты – 11,6% и желание забеременеть – 6,7%.

Среди мужчин отмечалась более низкая осведомленность о средствах и методах контрацепции. Так, информацией о барьерных способах предохранения владели – 66,8% юношей и 71,2% девушек (t=1,51; p>0,05); о гормональной контрацепции – 54,7% и 74,1% соответственно (t=6,56; p<0,001); о прерванном половом акте – 59,1% и 69,4% (t=3,43; p<0,001).

По мнению большей части юношей – 59,7% состояние здоровье в процессе обучения в учебном учреждении осталось без изменений – 41,4% или не ухудшилось – 18,3% (ответы: полностью не согласны – 14,6% и скорее не согласны – 3,7%). Напротив, опрошенные девушки придерживались противоположной позиции – 52,3%. Различия статистически значимы (χ2 = 12,21; p<0,01). Данные представлены на рисунке 7.

Рис.7
Рис. 7. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что состояние здоровья в процессе обучения в учебном учреждении ухудшилось, в % от числа опрошенных

Причины ухудшения состояния здоровья респонденты связывали как с особенностями обучения, не способствующими укреплению здоровья, так и с материальными трудностями, пристрастием к курению и некачественным оказанием медицинской помощи (рис. 8). Наибольшие различия в ответах опрошенных касались оценки уровня психологического напряжения (37,8 девушек и 21,4 юношей на 100 опрошенных), качества медицинской помощи (10,1 и 6,8 на 100 соответственно) и воздействия последствий курения (4,2 и 7,6 на 100).

Рис.8
Рис. 8. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Причины ухудшения состояния здоровья?», на 100 опрошенных

Обсуждение полученных результатов

Состояние здоровья студента – это один из наиболее важных компонентов его самореализации как личности, а в перспективе и как молодого специалиста. Отношение молодежи к ЗОЖ, как к одному из фундаментальных условий сохранения здоровья в долгосрочной перспективе достаточно противоречиво. С одной стороны преобладающая часть учащейся молодежи разделяла убеждения о значимости соблюдения принципов ЗОЖ для сохранения своего здоровья; в качестве наиболее значимого фактора, предопределяющего состояние здоровья, предполагала образ жизни; соглашалась с необходимостью заботы о здоровье с молодого возраста; избегала случайных половых связей. Но с другой стороны выявлена недостаточная готовность студентов к практическому использованию здоровье сберегающих технологий. Значительная часть студентов курила с различной степенью периодичности, употребляла алкогольные напитки, свободное время проводила малоподвижно в интернет пространстве.

Полученные результаты можно объяснить неверной интерпретацией учащейся молодежью понятия ЗОЖ в силу недостаточной информированности. Студенты недооценивали негативные последствия на психологическое и физическое состояние здоровья увлечения интернетом, так называемого «умеренного» курения и распития алкоголя, не считали нужным повышать свою грамотность в вопросах контрацепции.

Совмещение работы с учебой, высокие психологические нагрузки, связанные, в том числе с обучением, повышают уязвимость учащейся молодежи для возникновения расстройств здоровья различного характера, что подтверждается другими исследователями [20-24].

Поэтому особое значение приобретает приумножение культуры здоровья студентов посредством обучения основным принципам ЗОЖ в образовательных учреждениях. Поскольку именно образовательно-воспитательное пространство вуза способствует не только систематизации полученных знаний в данном направлении, но, что не менее важно, и формированию навыков к их практической реализации.

Заключение

1. Установлена достаточно высокая доля студентов приверженных к ведению здорового образа жизни с наличием гендерных различий (χ2 = 12,58; p<0,01) у юношей – 73,3% (ответы: да 13,1%, скорее да, чем нет – 60,2%), у девушек – 81,6% (17,5% и 64,1% соответственно).

2. Выявлены статистически значимые отличия гендерного характера, касающиеся мнения опрошенных респондентов об их приверженности принципам здорового образа жизни (χ2 = 12,58; p<0,01), влиянии обучения на состояние здоровья (χ2 = 12,21; p<0,01), приверженности к курению (χ2 = 8,27; p<0,05), занятий физической культурой и спортом (t=4,68; p<0,001), вовлеченности в хобби (t=3,67 p<0,001), информированности о методах контрацепции (гормональной контрацепции – t=6,56; p<0,001; прерванном половом акте – t=3,43; p<0,001).

3. Определены факторы, оказывающие влияние на приверженность студентов к соблюдению принципов здорового образа жизни:

  • - особенности обучения в вузе (неравномерное расписание – 40,4 на 100 опрошенных, недостаточный сон – 36,4, нерегулярное питание – 36,0 на 100, психологическое напряжение – 29,6 на 100),
  • - склонность к вредным привычкам (приверженность к курению – 5,9 на 100) , 
  • - недостаточная информированность (37,9% опрошенных лиц не использовали средства контрацепции по этой причине).

4. Наличие среди студентов относительно большой доли лиц с высокой степенью приверженности к курению – 20 сигарет и более (21,4% юноши и 16,6% девушки), неинформированных о контрацепции (37,9%) вызывает необходимость усиления проведения пропаганды здорового образа жизни в образовательных учреждениях.

Библиография

  1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ президента Российской Федерации N474 от 21.07.2020 Режим доступа: https://invest.nalog.gov.ru/documents/Указ_N474_от_21.07.2020.pdf. (Дата обращения: 01.02.2024).
  2. Копылов А.С. Здоровье студенческой молодежи и факторы риска, его определяющие. Российский вестник гигиены 2022; (1): 38-45. DOI 10.24075/rbh.2022.040.
  3. Киек О. В., Кучма А. С., Круподер А. С., Жукова Т. В. Распространенность факторов риска образа жизни среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Здоровье населения и среда обитания 2023; 31(6): 36-43. DOI 10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43.
  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda/. (Дата обращения: 01.02.2024).
  5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года. Режим доступа: https://economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2036_goda.html. (Дата обращения: 01.02.2024).
  6. Сироткина О.В. Социально-педагогическое обеспечение формирования ценностного отношения к здоровью современных студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань. 2022. 24 с. Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_011374759?page=3&rotate=0&theme=white. (Дата обращения: 01.02.2024).
  7. Tavolacci MP, Delay J, Grigioni S, Déchelotte P, Ladner J. Changes and specificities in health behaviors among healthcare students over an 8-year period. PLoS One 2018; 13 (3): e0194188. DOI: 10.1371/journal.pone.0194188
  8. Кобякова О.С., Деев И.А., Лукашова А.М., Старовойтова Е.А., Куликов Е.С. Распространенность факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в популяции студентов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2016; 15(3): 74–80. DOI: 10.15829/1728-8800-2016-3-74-80.
  9. Денисова, О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В. Восприятие образовательного процесса студентами медицинского вуза. Социологические исследования 2021; (3): 142-145. DOI: 10.31857/S013216250012608-1.
  10. Кретова И.Г., Беляева О.В., Ведясова О.А., Павленко С.И. Анализ отношения студентов к здоровому образу жизни и сохранению репродуктивного здоровья. Гигиена и санитария 2022; 101(9): 1080–1085. DOI: 10.47470/0016-9900-2022-101-9-1080-1085.
  11. Рахматулина М.Р., Малова И.О., Соколовский Е.В. Инфекции, передаваемые половым путем, у детей и подростков. Педиатрия 2020; (1): 143–149. DOI: 10.24110/0031-403X-2020-99-1-143-149.
  12. Таенкова И.О., Троценко О.Е., Балахонцева Л.А., Таенкова А.А., Базыкина Е.А. Системная оценка уровня осведомленности подростков и молодежи о ВИЧ-инфекции – дополнительный резерв в выборе приоритетов и источников медико-санитарного просвещения. Репродуктивное здоровье детей и подростков 2021; 17(3): 57–63. DOI: 10.33029/1816-2134-2021-17-3-57-63.
  13. Александрова О.А., Аликперова Н.В., Махрова О.Н. Самосохранительное поведение населения: проблемы и решения: экспертный обзор [Электронный ресурс]. Москва: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»; 2023. 45 с. Режим доступа: https://niioz.ru/moskovskaya-meditsina/izdaniya-nii/obzory/ (Дата обращения: 01.02.2024).
  14. Попова Н.М., Мацак Н.Л., Лошкарев Е.А. Оценка физической активности студентов Ижевской государственной медицинской академии. Проблемы современной науки и образования 2018; (13): 95–98. Режим доступа: https://ipi1.ru/images/PDF/2018/133/PMSE-13-133.pdf?ysclid=luv0n3zb5n79222028 (Дата обращения: 01.02.2024).
  15. Шалагинова К. С., Декина Е. В. Формирование навыков здорового образа жизни у студентов педагогического вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2020; (6): 57–69. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2020/201045.htm. (Дата обращения: 1.02.2024). DOI 10.24411/2304-120X-2020-11045
  16. Дробышев В.В., Сергеева В.С., Денисов А.П., Рассудова Л.А. Основы доказательной психологии и педагогики. Количественные и качественные методы. Омск: Издательство ОмГПУ; 2016. 191 с.
  17. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. Москва: Медиа Сфера; 2006. 312 с.
  18. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет; 1995. 328 c.
  19. Денежные доходы населения Омской области в 2022. Режим доступа: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/dohod_3kv_2023.htm. (Дата обращения: 14.03.2024).
  20. Фазлеева Е.В., Шалавина А.С., Васенков Н.В., Мартьянов О.П., Фазлеев А.Н. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения. Мир науки. Педагогика и психология 2022; 10(5): 01PDMN522. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pd/. (Дата обращения: 01.02.2024).
  21. World health statistics 2020: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals. Geneva: World Health Organization; 2020. Режим доступа: https://www.who.int/publicatio ns/i/item/9789240005105 (Дата обращения: 01.02.2024).
  22. Джайнакбаев, Н.Т. Тинасилов М.Д. Оракбай Л.Ж. Глобальные проблемы в сфере охраны здоровья. Актуальные проблемы теоретической и клинической медицины 2020; (3): 10-13. Режим доступа: https://kazrosmedjournal.krmu.edu.kz/jour/article/view/121. (Дата обращения: 01.02.2024)
  23. Журавлева И.В., Лакомова И.В. Здоровье молодежи как объект социальной политики. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2018; 62(4):8. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/999/30/lang,ru/. (Дата обращения: 01.02.2024). DOI: 10.21045/2071-5021-2018-62-4-8
  24. Лопатин Л.А. Васенков Н.В., Минибаев Э.Ш., Набиуллин Р.Р. Состояние физического здоровья современных студентов. Вестник НЦБЖД 2019; 2(40): 93-98.

References

  1. On the National Development Goals of the Russian Federation for the period until 2030. Decree of the President of the Russian Federation N474 от 21.07.2020 Available from: https://invest.nalog.gov.ru/documents/Указ_N474_от_21.07.2020.pdf. (Date accessed: Feb 1, 2024). (In Rus.).
  2. Kopylov AS. Health of students and its determining risk factors. Rossiyskiy vestnik gigieny 2022; (1): 38-45. DOI 10.24075/rbh.2022.040. (In Rus.).
  3. Kiek O.V., Kuchma A.S., Krupoder A.S., Zhukova T.В. Prevalence of lifestyle risk factors among students of secondary vocational educational institutions. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya 2023; 31 (6): 36-43. DOI 10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43. (In Rus.).
  4. National Doctrine of Education in the Russian Federation until 2025. Available from: https://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda/ (Date accessed: Feb 1, 2024). (In Rus.).
  5. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation until 2036. Available from: https://economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2036_goda.html. (Date accessed: Feb 1, 2024). (In Rus.).
  6. Sirotkina O.V. Social and pedagogical support of formation of value attitude to health of modern students: Cand. of pedagogical sciences [thesis]. Kazan. 2022. 24 p. Available from: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_011374759?page=3&rotate=0&theme=white. (Date accessed: Feb 1, 2024). (In Rus.).
  7. Tavolacci MP, Delay J, Grigioni S, Déchelotte P, Ladner J. Changes and specificities in health behaviors among healthcare students over an 8-year period. PLoS One 2018; 13 (3): e0194188. DOI: 10.1371/journal.pone.0194188.
  8. Kobyakova O.S., Deev I.A., Lukashova A.M., Starovoytova E.A., Kulikov E.S. Prevalence of risk factors for chronic non-communicable diseases in the student population. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika 2016; 15(3): 74–80. DOI:10.15829/1728-8800-2016-3-74-80. (In Rus.).
  9. Denisova, O.A., Denisov A.P., Drobyshev V.V. Medical students' perception of the educational process. Sotsiologicheskie issledovaniya 2021; 3: 142-145. DOI: 10.31857/S013216250012608-1. (In Rus.).
  10. Kretova I.G., Belyaeva O.V., Vedyasova O.A., Pavlenko S.I. The analysis of students' attitudes towards healthy lifestyle and preservation of reproductive health. Gigiena i sanitariya 2022; 101(9): 1080–1085. DOI: 10.47470/0016-9900-2022-101-9-1080-1085. (In Rus.).
  11. Rakhmatulina M.R., Malova I.O., Sokolovskiy E.V. Sexually transmitted DOI: 10.24110/0031-403X-2020-99-1-143-149. (In Rus.).
  12. Taenkova I.O., Trotsenko O.E., Balakhontseva L.A., Taenkova A.A., Bazykina E.A. Systemic assessment of the awareness of adolescents and youth about hiv-infection – an additional reserve in the choice of priorities and sources of health education. Reproduktivnoe zdorov’e detey i podrostkov 2021; 17(3): 57–63. DOI: 10.33029/1816-2134-2021-17-3-57-63. (In Rus.).
  13. Aleksandrova O.A., Alikperova N.V., Mahrova O.N. Self-preservation behavior of the population: problems and solutions: an expert review [Electronic resource]. Moscow: GBU «NIIOZMM DZM»; 2023. 45 p. (In Russ.).
  14. Popova NM, Macak NL, Loshkarev EA. Evaluation of physical activity of students of the Izhevsk State Medical Academy. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya 2018; 133(13): 95–98. Available from: https://ipi1.ru/images/PDF/2018/133/PMSE-13-133.pdf?ysclid=luv0n3zb5n79222028 (Date accessed: Feb 1, 2024). (In Rus.).
  15. Shalaginova K. S., Dekina E. V. Formation of healthy lifestyle skills in students of pedagogical university. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept» 2020; (6): 57–69. Available from: http://e-koncept.ru/2020/201045.htm. (Date accessed: Feb 1, 2024). DOI 10.24411/2304-120X-2020-11045 (In Russ.).
  16. Drobyshev V.V, Sergeeva V.S, Denisov A.P., Rassudova L.A. Fundamentals of Evidence-Based Psychology and Pedagogy. Quantitative and qualitative methods. Omsk: Omsk State Pedagogical University Press; 2016. 191 p. (In Russ.).
  17. Rebrova OYu. Statistical analysis of medical data. Application of the STATISTICA applied software package. Moscow: Media Sphere; 2006. 312 p. (In Russ.).
  18. Yadov V.A. Sociological research: methodology, program, methods. Samara: Samara University; 1995. 328 p. (In Russ.).
  19. Money incomes of the population of Omsk region in 2022. Available from: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/dohod_3kv_2023.htm. (Date accessed: Mar 14, 2024). (In Russ.).
  20. Fazleeva E.V., Shalavina A.S., Vasenkov N.V., Martyanov O.P., Fazleev A.N. Health status of youth students: trends, problems, solutions. World of Science. Pedagogy and psychology 2022; 10 (5): 01PDMN522. Available from: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf. (Date accessed: Feb 1, 2024). (In Russ.).
  21. World health statistics 2020: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals. Geneva: World Health Organization; 2020. Available from: https://www.who.int/publicatio ns/i/item/9789240005105. (Date accessed: Feb 1, 2024).
  22. Dzhaynakbaev, N.T. Tinasilov M.D. Orakbay L.Zh. Global health challenges. Aktual'nye problemy teoreticheskoy i klinicheskoy meditsiny 2020; (3): 10-13. Available from: https://kazrosmedjournal.krmu.edu.kz/jour/article/view/121. (Date accessed: Feb 1, 2024) (In Russ.).
  23. Zhuravleva I.V., Lakomova I.V. Health of youth as a object of social policy. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2018; 62(4):8. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/999/30/lang,ru/. (Date accessed: Feb 1, 2024). DOI: 10.21045/2071-5021-2018-62-4-8 (In Russ.).
  24. Lopatin L.A. Vasenkov N.V., Minibaev E.Sh., Nabiullin R.R. The state of physical health of modern students. Vestnik NCBZhD 2019; 2(40): 93-98. (In Russ.).

Дата поступления: 09.02.2024.


Просмотров: 1243

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 01.06.2024 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search