О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ ИНДЕКСНОГО МЕТОДА Печать
29.05.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-16

1,2Меньшикова Л.И., 1Ходакова О.В., 1Захарченко О.О., 1Терентьева Д.С.
1ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
2ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Эффективность системы здравоохранения зависит от полноты и качества ресурсного обеспечения отрасли. Главный системообразующий ресурс здравоохранения – медицинские кадры, способные обеспечить качество и доступность медицинской помощи населению. Практически во всех регионах Российской Федерации кадровая политика в сфере здравоохранения является предметом пристального внимания органов государственной власти, проблема обеспеченности отрасли квалифицированными кадрами – как врачебным, так и средним медицинским персоналом – пока полностью не решена. Для решения данной проблемы требуется оценить обеспеченность региональных систем здравоохранения медицинским персоналом, в том числе со средним профессиональным образованием. Наряду с классическим подходом к анализу кадровых ресурсов в здравоохранении, представляется целесообразным использование интегрального подхода, который посредством применения научно обоснованного индексного метода позволяет провести комплексную оценку кадровой ситуации в региональном здравоохранении.

Цель исследования: на основе интегрального коэффициента – индекса кадрового благополучия – проанализировать обеспеченность средним медицинским персоналом медицинских организаций в субъектах Российской Федерации.

Материалы и методы. Данные, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за 2015–2022 гг.; численность населения субъекта Российской Федерации на 1 января года, следующего за отчетным, приводится по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) России. В исследовании использовались статистические (индексный и квартильный) и аналитический методы исследования. Для оценки обеспеченности средним медицинским персоналом медицинских организаций в регионах использована оригинальная методика расчета индекса кадрового благополучия, разработанная в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.

Результаты. С помощью квартильного метода нами проведена оценка значения индекса кадрового благополучия в части обеспеченности населения субъектов Российской Федерации средним медицинским персоналом в 2015–2022 гг. В процессе исследования проведена оценка кадровой ситуации в регионах, определены тенденции её развития. Установлены регионы, где, несмотря на высокую обеспеченность средним медицинским персоналом, наблюдается отрицательная тенденция изменения индекса кадрового благополучия (например, Республика Алтай, Ульяновская, Омская и Брянская области). С другой стороны, установлены регионы, где за весь период исследования индекс кадрового благополучия оставался на высоком уровне, что свидетельствует об успешной кадровой политике региональных органов управления здравоохранением. Этот опыт может использоваться в других регионах. В то же время дополнительного изучения требует опыт регионов, которые сумели покинуть аутсайдерские позиции, продемонстрировав высокие темпы роста и улучшив кадровую ситуацию.

Заключение. Объективная характеристика кадровой ситуации в части обеспеченности средним медицинским персоналом медицинских организаций субъектов Российской Федерации на основе интегрального коэффициента – индекса кадрового благополучия – позволила дать оценку эффективности кадровой политики региональных органов исполнительной власти, которая может стать основой для разработки оптимальных способов решения кадровой проблемы в сфере здравоохранения.

Область применения результатов. Унифицированная методика применения индекса кадрового благополучия в здравоохранении может быть использована в качестве инструмента оценки эффективности кадровой политики региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: кадровая ситуация; кадровый ресурс; индекс кадрового благополучия; обеспеченность средним медицинским персоналом; региональные органы управления здравоохранением.

Контактная информация: Захарченко Ольга Олеговна, email:  Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Меньшикова Л.И., Ходакова О.В., Захарченко О.О., Терентьева Д.С. Анализ обеспеченности регионального здравоохранения средним медицинским персоналом на основе индексного метода. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(2):16. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1596/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-16

ANALYSIS OF THE REGIONAL HEALTHCARE STAFFING WITH NURSES BASED ON THE INDEX METHOD
1,2Menshikova L.I., 1Khodakova O.V., 1Zakharchenko O.O., 1Terenteva D.S.
1Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia
2Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Resume

Significance. The healthcare system effectiveness depends upon the completeness and quality of the industry resource provision. The main system–defining resource of the healthcare system is medical personnel capable of ensuring quality of and access to medical care to the population. In almost all regions of the Russian Federation personnel policy in healthcare is the subject of close attention by governmental authorities, the problem of providing the industry with qualified personnel – both doctors and nurses – is yet to yet to be completely resolved. To solve this problem, it is necessary to assess staffing of the regional health systems with medical personnel, including those with secondary vocational education. Along with the standard approach to the analysis of human resources in healthcare, it seems advisable to use an integrated approach, which, through the use of a scientifically based index method, allows for a comprehensive assessment of the personnel situation in regional healthcare.

The purpose of the study was to analyze staffing with nurses in the regions of the Russian Federation based on the integral coefficient – the index of personnel well–being.

Material and methods. The study used data of the Form of the Federal Statistical Observation No. 30 “Information about a medical organization” for 2015–2022; population of the constituent entity of the Russian Federation as of January 1 of the year following the reporting one is given according to the Federal State Statistics Service (Rosstat). The study used statistical (index and quartile) and analytical research methods. To assess staffing with nurses in the Russian regions, an original methodology for calculating the index of personnel well-being developed by the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation Russian was used.

Results. Using the quartile method, the authors have assessed the value of the personnel well-being index in terms of nurse staffing in the constituent entities of the Russian Federation in 2015–2022. In the course of the study, staffing situation in the regions was evaluated, and direction of its development were identified. The study has identified regions where, despite a high nurse staffing level, there is a negative trend in the index of personnel well-being (for example, the Republic of Altai, the Ulyanovsk, Omsk and Bryansk regions). On the other hand, there have been identified regions with the index of personnel well-being remaining high over the entire period of observation, suggesting a successful personnel policy pursued by the regional health authorities. This experience can be disseminated to other regions. At the same time, the experience of regions that managed to move up from outsiders and demonstrated high growth rates and improvements in the personnel situation, requires further study.

Conclusion. An objective description of the personnel situation in terms of staffing of medical organizations with nurses in constituent entities of the Russian Federation on the basis of an integral coefficient – the index of personnel well–being - made it possible to assess the personnel policy effectiveness pursued by the regional executive authorities, which can serve basis for developing optimal ways to address staffing in healthcare.

Scope of application. A unified methodology for applying the personnel well-being index in healthcare can be used as a tool to evaluate effectiveness of the personnel policy pursued by regional health authorities.

Keywords: personnel situation; human resource; index of personnel well-being; staffing with nurses; regional health authorities.

Corresponding author: Olga O. Zaharchenko, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Menshikova LI
, http://orcid.org/0000-0002-3034-9014
Khodakova OV, http://orcid.org/0000-0001-8288-939X
Zaharchenko OO, http://orcid.org/0000-0002-6234-2992
Terenteva DS, http://orcid.org/0000-0003-1669-939X
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This type of research does not require an examination by a local ethics committee.
For citation: Menshikova L.I., Khodakova O.V., Zakharchenko O.O., Terenteva D.S. Analysis of the regional healthcare staffing with nurses based on the index method. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; 70(2):16. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1596/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-16 (In Rus).

Введение

В Российской Федерации, в том числе в целях повышения доступности и качества медицинской помощи населению, осуществляется реализация национального проекта «Здравоохранение», в структуру которого входит федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», направленный на укрепление и развитие кадрового потенциала сферы здравоохранения. Следует отметить, что достижение большинства целевых показателей национального проекта и других федеральных проектов зависит от решения кадрового вопроса. Так, обеспечение доступности медицинской помощи, повышение охвата профилактическими медицинскими осмотрами, сокращение времени ожидания медицинской помощи, качество медицинской помощи во многом определяются состоянием кадровых ресурсов, наличием достаточного количества квалифицированных врачей и среднего медицинского персонала (СМП) [1-9]. Несмотря на то, что ведущая роль при оказании медицинской помощи остаётся за врачами, средний медицинский персонал имеет свою зону ответственности за здоровье пациента. В перспективе от традиционной модели «медицинская сестра – помощник врача» предполагается перейти к модели «медицинская сестра – союзник врача» [4,10].

В последние годы вопросы повышения роли и расширения функциональных обязанностей среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи населению широко обсуждаются. По мнению экспертов, совершенствование профессиональной деятельности среднего медицинского персонала и формирование новой организационно-правовой модели деятельности медицинской организации позволят нивелировать дефицит квалифицированных медицинских работников со средним медицинским образованием [11-14]. Кроме того, рациональное использование сестринских кадров приведет к более эффективному использованию финансовых и человеческих ресурсов, что, в свою очередь, повысит качество и доступность медицинской помощи [10].

Несмотря на то, что практически во всех регионах Российской Федерации кадровая политика в сфере здравоохранения является предметом пристального внимания органов государственной власти, проблема обеспеченности отрасли квалифицированными кадрами – как врачебным, так и средним медицинским персоналом – пока полностью не решена [15]. По данным ряда авторов, в российской системе здравоохранения наблюдается снижение количества высококвалифицированных специалистов с медицинским образованием, в том числе среднего медицинского персонала [16-23]. То есть дефицит и дисбаланс кадров являются общими проблемами кадровой политики в отношении обеспеченности отрасли и врачебным, и средним медицинским персоналом.

Для ликвидации кадрового дефицита и дисбаланса требуется оценить обеспеченность региональных систем здравоохранения медицинским персоналом со средним профессиональным образованием. Классический подход к анализу кадровых ресурсов в здравоохранении не исключает применения индексного метода, который позволяет унифицировать показатели, используемые для оценки кадровой ситуации в региональном здравоохранении.

Цель исследования: на основе интегрального коэффициента – индекса кадрового благополучия (ИКБ) – проанализировать обеспеченность средним медицинским персоналом медицинских организаций в субъектах Российской Федерации.

Материалы и методы. Данные, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» (далее – ФФСН № 30) за 2015–2022 гг.; численность населения субъекта Российской Федерации на 1 января года, следующего за отчетным, приводится по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) России.

Для оценки обеспеченности средним медицинским персоналом медицинских организаций в регионах использована модифицированная методика расчета индекса кадрового благополучия, основанная на методике, разработанной в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России и изложенной в методических рекомендациях и публикациях [24-26]. Относительный базисный прирост рассчитан по формуле (базисный темп прироста: Кбt = Тбt - 100%, где Тбt = ). Расчёт ИКБ производился с помощью программы для ЭВМ «Расчет индекса кадрового благополучия в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации», а квартилей и рангов – с помощью инструментов программы «MS Office Excel 2016».

Для анализа показателя индекс кадрового благополучия в субъектах РФ нами использовался квартильный метод, позволивший оценить распределение данных, идентифицировать выбросы и определить тенденции. Нами рассчитаны первый (Q1), второй (Q2), он же медиана, и третий (Q3) квартили, межквартильный диапазон (IQR = Q3-Q1), определены максимальные и минимальные значения (max и min). Под первым квартильным интервалом подразумеваются значения ИКБ от min до Q1, под вторым – от Q1 до Q2, под третьим – от Q2 до Q3, под четвёртым – от Q3 до max. Все субъекты Российской Федерации распределены по четырём квартильным интервалам в соответствии со значениями квартилей, указанными в таблице 1.

Таблица 1

Значения квартилей для показателя индекс кадрового благополучия по среднему медицинскому персоналу в субъектах РФ за 2015–2022 гг.

  2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Q1 0,96 0,96 0,97 0,96 0,96 0,94 0,95 0,95
Q2 и медиана 1,02 1,01 1,02 1,01 1,02 1,00 1,00 1,01
Q3 1,07 1,06 1,06 1,07 1,07 1,08 1,09 1,10
IQR 0,11 0,10 0,10 0,11 0,12 0,14 0,14 0,15
min 0,89 0,90 0,89 0,89 0,81 0,84 0,86 0,86
max 1,20 1,18 1,18 1,22 1,21 1,23 1,21 1,22
Разница между min и max 0,31 0,28 0,29 0,33 0,40 0,39 0,35 0,36

Интерпретация полученных данных проводилась на основании следующих принципов: если значение показателя ИКБ входило в первый квартильный интервал, то это соответствовало очень низкому уровню кадровой обеспеченности в части среднего медицинского персонала, если во второй – низкому, в третий – среднему, в четвертый – высокому.

Учитывая, что показатели варьировались в разные временные промежутки в связи с изменением интервала распределения значений ИКБ, нами определен межквартильный диапазон, представляющий собой меру изменчивости, куда попадают порядка 50% значений (второй и третий квартильные интервалы), на которые не влияют экстремальные значения (выбросы).

Результаты

На основе методики, изложенной в методических рекомендациях [24,25], нами проведена оценка кадровой ситуации в здравоохранении в части обеспеченности средним медицинским персоналом с использованием индексного метода. В процессе исследования рассчитан индекс кадрового благополучия по среднему медицинскому персоналу для 85 субъектов Российской Федерации в 2015–2022 гг., затем с помощью квартильного метода проведено ранжирование регионов на основе значений и динамики индекса кадрового благополучия.

На рисунке 1 представлено распределение показателя индекса кадрового благополучия по среднему медицинскому персоналу в субъектах РФ за 2015–2022 гг. Показано, что за весь период наблюдения наибольшая разница между минимальным и максимальным значениями ИКБ наблюдалась в 2019 г. (0,40), а наименьшая – в 2016 г. (0,28), наибольший межквартильный диапазон отмечен в 2022 г. (0,15), наименьший – в 2016 и 2017 гг. (0,10). Начиная с 2018 года диапазон значений ИКБ начал расширяться, достигнув наивысшего значения в 2022 г. (табл. 1).

За весь период исследования минимальное значение ИКБ варьировалось от 0,81 (Приморский край) до 0,90 (Самарская область), а максимальное – от 1,18 (Ханты-Мансийский АО) до 1,23 (Республика Тыва – 1,23). За исследуемый период разница между максимальным и минимальным значениями в целом снижалась.

За весь период наблюдения распределение ИКБ было асимметричным.

В 2015–2018 гг. зафиксированы точки выброса данных в нижней (Приморский край 0,78; 0,79; 0,80; 0,78 соответственно), а в 2016 и 2017 гг. и верхней части диаграммы (Республика Тыва 1,22 и 1,21 соответственно).

Рис.1
Рис. 1. Распределение значений индекса кадрового благополучия по среднему медицинскому персоналу в субъектах Российской Федерации за 2015–2022 гг., (%)

На рисунке 2 представлено распределение базисного темпа прироста/убыли индекса кадрового благополучия за период с 2015 по 2022 год. Наблюдается незначительная асимметрия – смещение вправо, кроме того, зафиксирована точка выброса в верхней части диаграммы (Приморский край – 23,8%).

Рис.2
Рис. 2. Распределение значений темпов изменения индекса кадрового благополучия индекса по среднему медицинскому персоналу в субъектах Российской Федерации за 2015–2022 гг., (%)

Также мы выявили субъекты, где кадровая ситуация остаётся напряжённой и соответствует очень низкому (первый квартильный интервал) или низкому (второй квартильный интервал) значениям ИКБ (табл. 2 и 3), а также субъекты с достаточно благополучной кадровой ситуацией, где ИКБ соответствует среднему (третий квартильный интервал) и высокому (четвёртый квартильный интервал) значениям показателя.

В таблице 2 представлена динамика изменения индекса кадрового благополучия в первом квартильном интервале за период с 2015 по 2022 год.

Таблица 2

Изменение индекса кадрового благополучия по среднему медицинскому персоналу в первом квартильном интервале за период с 2015 по 2022 год

Субъекты РФ ИКБ Базисный темп прироста/ убыли, % Ранг
2015 2022 2015 2022 прироста/убыли
1 Тверская область 0,91 0,86 -5,49 80 85 83
2 Владимирская область 0,93 0,89 -4,30 73 82 78
3 Псковская область 0,95 0,91 -4,21 67 76 76
4 Ростовская область 0,95 0,91 -4,21 67 76 76
5 Ивановская область 0,94 0,91 -3,19 69 76 72
6 Московская область 0,91 0,89 -2,20 80 82 62
7 Хабаровский край 0,92 0,91 -1,09 79 76 59
8 Краснодарский край 0,93 0,92 -1,08 73 72 55
9 Санкт-Петербург 0,93 0,92 -1,08 73 72 55
10 Смоленская область 0,93 0,92 -1,08 73 72 55
11 Ярославская область 0,93 0,92 -1,08 73 72 55
12 Новгородская область 0,94 0,93 -1,06 69 68 54
13 Ленинградская область 0,91 0,91 0,00 80 76 38
14 Тульская область 0,89 0,90 1,12 84 81 33
15 Томская область 0,94 0,96 2,13 69 61 28
16 Калининградская область 0,93 0,97 4,30 73 58 20
17 Камчатский край 0,94 0,99 5,32 69 50 18
18 Самарская область 0,91 1,01 10,99 80 42 3
19 Приморский край 0,78 0,96 23,08 85 61 1

В 2015 г. к первому квартильному интервалу были отнесены 19 субъектов с ИКБ от 0,89 до 0,95, в том числе Приморский край с ИКБ 0,78 (точка выброса). За исследуемый период в 12 субъектах наблюдалось снижение ИКБ, то есть убыль среднего медицинского персонала, причём шесть субъектов (Тверская, Владимирская, Псковская, Ростовская, Ивановская и Московская области) не только остались в первом квартильном интервале, но и сместились на более низкие ранговые места, а шесть оставшихся регионов (Хабаровский и Краснодарский края, Санкт-Петербург, Смоленская, Ярославская и Новгородская области) незначительно поднялись в рейтинге. Отсутствие динамики отмечено в Ленинградской области. В шести регионах первого квартильного интервала наблюдается положительная динамика изменения ИКБ по среднему медицинскому персоналу, при этом самые незначительные изменения произошли в Тульской области, а самые существенные в Самарской области и Приморском крае: переместились в третий и второй квартильные интервалы соответственно и повысили свой ранг на 38 и 24 пункта соответственно, также отметим, что в рейтинге темпов прироста/убыли вышеназванные регионы занимают первое и третье места (табл. 2).

В таблице 3 представлена динамика изменения индекса кадрового благополучия во втором квартильном интервале за период с 2015 по 2022 год.

Таблица 3

Изменение индекса кадрового благополучия во втором квартильном интервале за период с 2015 по 2022 год

Субъекты РФ ИКБ Базисный темп прироста/ убыли, % Ранг
2015 2022 2015 2022 прироста/убыли
1 Севастополь 0,98 0,89 -9,18 55 82 85
2 Москва 0,99 0,94 -5,05 51 66 82
3 Волгоградская область 1,00 0,95 -5,00 46 64 81
4 Еврейская АО 0,99 0,95 -4,04 51 64 75
5 Кемеровская область 0,96 0,93 -3,12 63 68 70
6 Челябинская область 0,96 0,93 -3,12 63 68 70
7 Калужская область 0,97 0,94 -3,09 59 66 69
8 Саратовская область 1,00 0,97 -3,00 46 58 68
9 Костромская область 1,00 0,98 -2,00 46 53 61
10 Нижегородская область 0,97 0,96 -1,03 59 61 53
11 Забайкальский край 0,99 0,98 -1,01 51 53 52
12 Орловская область 1,00 1,00 0,00 46 47 38
13 Пермский край 0,98 0,98 0,00 55 53 38
14 Иркутская область 0,97 0,98 1,03 59 53 35
15 Ставропольский край 0,96 0,97 1,04 63 58 34
16 Курганская область 0,98 1,00 2,04 55 47 29
17 Алтайский край 0,98 1,01 3,06 55 42 25
18 Новосибирская область 0,96 0,99 3,13 63 50 24
19 Рязанская область 0,99 1,05 6,06 51 30 13
20 Вологодская область 0,97 1,05 8,25 59 30 8
21 Чеченская Республика 1,00 1,10 10,00 46 17 5

В 2015 г. к второму квартильному интервалу был отнесен 21 субъект с ИКБ от 0,96 до 1,00. За исследуемый период в 11 субъектах наблюдалось снижение ИКБ, при этом самый высокий темп убыли отмечен в Севастополе (9,18%), где ИКБ снизился с 0,98 до 0,89, а ранг – на 27 пунктов, переместившись на 82 место в рейтинге. Кроме того, пять субъектов (Севастополь, Москва, Кемеровская, Челябинская и Калужская области) переместились из второго квартильного интервала в первый. В двух субъектах (Орловская область и Пермский край) динамика отсутствовала, в оставшихся восьми – была положительной. Отметим, что Алтайский край, Рязанская и Вологодская области переместились в третий квартильный интервал, поднявшись в рейтинге на 13, 21 и 29 пунктов соответственно, а Чеченская Республика – в четвёртый, поднявшись на 26 пунктов (пятое место в рейтинге темпов прироста/убыли) (см. табл. 3).

В таблице 4 представлена динамика изменения индекса кадрового благополучия в третьем квартильном интервале за период с 2015 по 2022 год.

Таблица 4

Изменение индекса кадрового благополучия в третьем квартильном интервале за период с 2015 по 2022 год

Субъекты РФ ИКБ Базисный темп прироста/ убыли, % Ранг
2015 2022 2015 2022 прироста/убыли
1 Удмуртская Республика 1,02 0,93 -8,82 39 68 84
2 Республика Бурятия 1,04 0,99 -4,81 26 50 80
3 Республика Карелия 1,02 0,98 -3,92 39 53 74
4 Курская область 1,03 1,00 -2,91 34 47 67
5 Республика Калмыкия 1,04 1,01 -2,88 26 42 66
6 Республика Мордовия 1,06 1,03 -2,83 22 35 65
7 Красноярский край 1,04 1,02 -1,92 26 38 60
8 Кировская область 1,02 1,01 -0,98 39 42 50
9 Республика Адыгея 1,02 1,01 -0,98 39 42 50
10 Воронежская область 1,03 1,02 -0,97 34 38 48
11 Липецкая область 1,03 1,02 -0,97 34 38 48
12 Чувашская Республика 1,04 1,03 -0,96 26 35 47
13 Республика Хакасия 1,03 1,03 0,00 34 35 38
14 Свердловская область 1,04 1,04 0,00 26 33 38
15 Республика Крым 1,06 1,07 0,94 22 26 36
16 Мурманская область 1,02 1,04 1,96 39 33 30
17 Республика Татарстан 1,06 1,10 3,77 22 17 23
18 Астраханская область 1,05 1,09 3,81 25 23 22
19 Амурская область 1,02 1,06 3,92 39 28 21
20 Пензенская область 1,04 1,10 5,77 26 17 16
21 Ненецкий АО 1,03 1,09 5,83 34 23 15
22 Республика Марий Эл 1,02 1,08 5,88 39 25 14
23 Чукотский АО 1,04 1,13 8,65 26 13 7
24 Тамбовская область 1,04 1,16 11,54 26 8 2

В 2015 г. к третьему квартильному интервалу были отнесены 24 субъекта с ИКБ от 1,02 до 1,06. За исследуемый период в 12 субъектах наблюдалось снижение ИКБ, при этом самый высокий темп убыли отмечен в Удмуртской Республике (8,82%), где ИКБ снизился с 1,02 до 0,93, перейдя в первый квартильный интервал, а ранг – на 29 пунктов, переместившись на 68 место в рейтинге. Кроме того, Республики Бурятия и Карелия, а также Курская область переместились из третьего квартильного интервала во второй. В двух субъектах (Республика Хакасия и Свердловская область) динамика отсутствовала, в оставшихся 10 – была положительной. Четыре субъекта (Республика Татарстан, Чукотский АО, Пензенская и Тамбовская области) переместились в четвёртый квартильный интервал, при этом в Чукотском АО и Тамбовской области наблюдались самые высокие темпы роста ИКБ – 8,65 и 11,54%, а ранг повысился на 13 и 18 пунктов соответственно (табл. 4).

В таблице 5 представлена динамика изменения индекса кадрового благополучия в четвёртом квартильном интервале за период с 2015 по 2022 год.

Таблица 5

Изменение индекса кадрового благополучия в четвёртом квартильном интервале за период с 2015 по 2022 год

Субъекты РФ ИКБ Базисный темп прироста/ убыли, % Ранг
2015 2022 2015 2022 прироста/убыли
1 Ульяновская область 1,07 1,02 -4,67 18 38 79
2 Республика Алтай 1,16 1,12 -3,45 3 14 73
3 Омская область 1,08 1,05 -2,78 17 30 64
4 Брянская область 1,09 1,06 -2,75 13 28 63
5 Белгородская область 1,11 1,10 -0,90 5 17 46
6 Ханты-Мансийский АО 1,17 1,16 -0,85 2 8 45
7 Республика Тыва 1,20 1,19 -0,83 1 3 44
8 Архангельская обл. без АО 1,07 1,07 0,00 18 26 38
9 Республика Башкортостан 1,09 1,10 0,92 13 17 37
10 Карачаево-Черкесская Респ. 1,10 1,12 1,82 9 14 32
11 Республика Коми 1,09 1,11 1,83 13 16 31
12 Респ. Сев. Осетия - Алания 1,11 1,14 2,70 5 11 27
13 Магаданская область 1,07 1,10 2,80 18 17 26
14 Тюменская область без АО 1,10 1,15 4,55 9 10 19
15 Республика Дагестан 1,12 1,18 5,36 4 4 17
16 Республика Саха (Якутия) 1,11 1,18 6,31 5 4 12
17 Оренбургская область 1,10 1,17 6,36 9 6 10
18 Сахалинская область 1,10 1,17 6,36 9 6 10
19 Кабардино-Балкарская Р. 1,07 1,14 6,54 18 11 9
20 Ямало-Hенецкий АО 1,11 1,22 9,91 5 1 6
21 Республика Ингушетия 1,09 1,20 10,09 13 2 4

В 2015 г. к четвёртому квартильному интервалу был отнесен 21 субъект с ИКБ от 1,07 до 1,20. За исследуемый период в семи субъектах наблюдалось снижение и одном – отсутствие динамики ИКБ, из них четыре субъекта (Ульяновская, Омская, Брянская и Архангельская области) переместились в третий квартильный интервал. В оставшихся 13 регионах зафиксирован рост ИКБ, при этом наибольший рост показателя наблюдался в Ямало-Hенецком АО (9,91%) и Республике Ингушетия (10,09). Большинство регионов, даже при отрицательных темпах изменения показателя, остались в четвёртом квартильном интервале (табл. 5).

Изучение показателя в динамике позволило выявить регионы, где имеется тенденция к улучшению или ухудшению кадровой ситуации. Одним из наиболее ярких примеров может служить ситуация в Приморском крае, когда из явных аутсайдеров (в 2015 г. ИКБ – 0,78, точка выброса, см. рис. 1) регион переместился во второй квартильный интервал с положительной динамикой 23,08% – точка выброса на рис. 2, поднявшись с 85 до 61 рейтингового места. В соответствии со значениями ИКБ об улучшении кадровой ситуации по обеспеченности средним медицинским персоналом можно говорить в Самарской и Тамбовской областях: темп прироста составил 10,99 и 11,54% соответственно. Кроме того, значительные темпы прироста ИКБ наблюдаются в Чеченской Республике и Республике Ингушетия (10,00 и 10,09% соответственно). Вышеперечисленные регионы занимают первые пять рейтинговых мест по темпам прироста ИКБ.

Ухудшение кадровой ситуации в части среднего медицинского персонала отмечено в Удмуртской Республике, Тверской и Волгоградской областях, Москве и Севастополе, где убыль показателя составляет от 9,18 до 5,00%.

Также следует отметить регионы, которые на протяжении всего периода исследования оставались в первом квартильном интервале, что свидетельствует о сложной кадровой ситуации (Хабаровский и Краснодарский край, Тверская, Владимирская, Псковская, Ростовская, Ивановская, Московская, Смоленская, Ярославская, Новгородская, Ленинградская и Тульская области, Санкт-Петербург). Ряд регионов, напротив, оставался в четвёртом квартильном интервале, что говорит о стабильной кадровой ситуации (Республики Алтай, Тыва, Башкортостан, Карачаево-Черкесская, Коми, Северная Осетия – Алания, Дагестан, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская и Ингушетия; Белгородская, Магаданская, Тюменская, Оренбургская и Сахалинская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа).

Таблица 6

Распределение субъектов по квартилям

Год 25% 50% 75%
Количество субъектов % Количество субъектов % Количество субъектов %
2015 19 22,4 45 52,9 21 24,7
2016 18 21,2 50 58,8 17 20,0
2017 21 24,7 41 48,2 23 27,1
2018 18 21,2 46 54,1 21 24,7
2019 21 24,7 41 48,2 23 27,1
2020 16 18,8 47 55,3 22 25,9
2021 20 23,5 41 48,2 24 28,2
2022 20 23,5 41 48,2 24 28,2

За исследуемый период количество субъектов, входящих в средние 50% данных, варьировалось от 41 (48,2%) до 50 (58,8%) в зависимости от интервальных значений признака. За весь период наблюдения количество регионов в четвёртом квартильном интервале было больше, чем в первом (исключение – 2016 г.).

Таким образом, в процессе исследования нами не только выявлены регионы со сложной кадровой ситуацией в части обеспеченности средним медицинским персоналом, но и определены тенденции развития кадровой ситуации. Установлены регионы, где несмотря на высокую обеспеченность средним медицинским персоналом наблюдается отрицательная тенденция изменения ИКБ (например, Республика Алтай, Ульяновская, Омская и Брянская области). С другой стороны, установлены регионы, где за весь период исследования ИКБ оставался на высоком уровне, что свидетельствует об успешной кадровой политике региональных органов управления здравоохранением, которая может быть распространена на другие регионы. Опыт регионов, которые сумели покинуть аутсайдерские позиции, продемонстрировали высокие темпы роста и улучшили кадровую ситуацию в части обеспеченности средним медицинским персоналом, требует дополнительного изучения.

Обсуждение полученных результатов

Система здравоохранения как важнейший объект народнохозяйственного комплекса, способствует сохранению и воспроизводству трудовых ресурсов как в целом по стране, так и в отдельно взятых регионах [2]. Эффективность системы здравоохранения напрямую зависит от полноты и качества ресурсного обеспечения, однако дефицит медицинских кадров (врачей и среднего медицинского персонала), являющихся основным системообразующим ресурсом, ощущается по всем направлениям деятельности [2,3]. Решить кадровую проблему, то есть обеспечить медицинские организации квалифицированными медицинскими работниками, в том числе средним медицинским персоналом, означает повысить эффективность сферы здравоохранения, включая доступность и качество медицинской помощи населению [4,27].

Работа по укреплению и развитию кадрового потенциала сферы здравоохранения ведётся на федеральном и региональном уровнях и в первую очередь направлена на устранение кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Однако уже на начальном этапе планировании мероприятий по улучшению кадровой ситуации в системе здравоохранения необходимо провести качественный анализ имеющихся трудовых ресурсов, учитывая специфику каждого конкретного региона с одной стороны и общие тренды развития с другой [12, 28-33]. Далее на основе анализа реальной кадровой ситуации, которая зависит от целого ряда взаимосвязанных между собой внутренних и внешних факторов, характерных для региона [34], требуется разработать собственные механизмы планирования кадрового состава, в том числе расчёта потребности в медицинских кадрах, с учётом возможных изменений. Отметим, что эффективное кадровое планирование и прогноз кадровой ситуации возможен лишь при наличии точных данных о количестве медицинских работников как в отдельно взятом субъекте, так и в Российской Федерации в целом [35].

Таким образом, в основе как прогноза, так и планирования лежит объективная начальная оценка ситуации. Кроме того, в процессе работы требуется постоянный контроль основных критериев состояния, состава и деятельности медицинских работников, в том числе специалистов среднего звена с целью своевременного внесения корректив, улучшающих ситуацию [7,8,36].

Следует отметить, что на сегодняшний день для определения потребности в медицинском персонале используются различные методы и подходы, но единой, общепринятой методологии не существует [37]. Тем не менее именно определение реальной потребности в медицинских кадрах лежит в основе эффективного кадрового планирования и прогнозирования кадровой ситуации на средне- и долгосрочную перспективу [35,38]. На основе прогноза потребности производится планирование кадрового состава медицинской организации с учётом количества, профиля и/или квалификации специалистов и мероприятий, необходимых для устранения дисбаланса, дефицита или профицита кадров [19].

Для оценки и анализа кадровой ситуации используется целый ряд фактических показателей кадровой обеспеченности [24]. Использование индексного подхода позволило привести фактические показатели кадровой обеспеченности к универсальному виду – индексу кадрового благополучия, рассчитанному по оригинальной методике [24]. В процессе его дальнейшего анализа на основе квартильного метода была получена объективная характеристика кадровой ситуации в регионах: определены тенденции её развития, идентифицированы выбросы данных. Отметим, что рациональное совместное использование индексного и квартильного методов дало возможность проанализировать региональные особенности и в то же время определить общее состояние и тенденции кадрового обеспечения отрасли средним медицинским персоналом в целом по России. Использованные нами методы позволили выявить и сравнить аналогичные кадровые изменения в регионах [39,40], выделить «проблемные» субъекты Российской Федерации, требующие немедленного принятия мер для улучшения кадровой ситуации.

Представленная нами оригинальная методика расчета индекса кадрового благополучия может быть использована в качестве инструмента комплексного анализа деятельности региональных органов управления здравоохранением по вопросам кадрового обеспечения медицинским персоналом медицинских организаций с учетом оценки годового изменения фактических показателей обеспеченности, укомплектованности, совместительства и рейтингового места субъекта в Российской Федерации.

Заключение

Объективная характеристика кадровой ситуации в части обеспеченности средним медицинским персоналом медицинских организаций субъектов Российской Федерации на основе интегрального коэффициента – индекса кадрового благополучия – позволяет рекомендовать использование данного показателя для оценки эффективности кадровой политики региональных органов исполнительной власти. Индекс кадрового благополучия целесообразно использовать для оценки кадровой ситуации в динамике во временном тренде для оперативного реагирования на изменяющуюся обеспеченность средним медицинским персоналом.

Библиография

  1. Никонов Е.Л., Бойченко Ю.Я., Чумакова О.А., Кораблев В.Н. Медицинские кадры решают всё. Здравоохранение Дальнего Востока 2022; (4):4-12. DOI: 10.33454/1728-1261-2022-4-4-12
  2. Global strategy on human resources for health: workforce 2030. Geneva: World Health Organization; 2016. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/handle/10665/250368 (Дата обращения: 12.03.2024)
  3. Куделина О.В., Киллякова Е.Ю. Проблемы управления и развития кадровых ресурсов системы здравоохранения. Международный опыт. Экология человека 2018; (8):17–26. DOI: 10.33396/1728-0869-2018-8-17-26
  4. Белостоцкий А.В., Гриднев О.В., Гришина Н.К., Значкова Е.А. Актуальные вопросы развития кадрового потенциала в здравоохранении. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2016; 24 (4): 230-235. DOI:10.1016/0869-866X-2016-24-4-230-235
  5. Садыков Р.М., Мигунова Ю.В. Роль кадрового обеспечения медицинских организаций в контексте проблем российского здравоохранения. Известия Уфимского научного центра РАН 2019; (3):74-80. DOI: 10.31040/2222-8349-2019-0-3-74-80.
  6. Мигунова Ю.В. Пути развития кадрового потенциала среднего медицинского персонала в системе современного российского здравоохранения (на материалах Приволжского федерального округа). Общество: социология, психология, педагогика 2021; 2(82):53-57. DOI: 10.24158/spp.2021.2.8.
  7. Вечорко В.И. Состояние обеспеченности кадрами среднего медицинского персонала медицинских организаций города Москвы. Здравоохранение РФ 2017; 61(2):88-92. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2017-61-2-88-92
  8. Руголь Л.В., Сон И.М., Гажева А.В., Михайлова Ю.В., Бантьева М.Н. Проблемы кадровой обеспеченности в аспекте доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Профилактическая медицина 2019; 22(1): 49-56. DOI: 10.17116/profmed20192201149
  9. Турзин П.С., Ходырева Л.А., Дударева А.А. Динамика соотношения численности "врач - средний медицинский персонал". Экспериментальная и клиническая урология 2020; (1):22-27. DOI 10.29188/2222-8543-2020-12-1-22-27.
  10. Вечорко В.И., Мирошникова Ю.В. Роль кадрового мониторинга в оценке инновационных мер по обеспечению регионального здравоохранения ресурсами. Здравоохранение РФ 2017; 61(4):213-219. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2017-61-4-213-219.
  11. Сагдеева Л.М. Роль среднего медицинского персонала в системе здравоохранения. В кн.: Материалы Ежегодной научной конференции Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, посвященной 10-летию науки и технологий. Рязань, 2022. С. 73-75.
  12. О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/ (Дата обращения: 12.03.2024).
  13. Молчанов И.Н. Управление здравоохранением: роль кадрового потенциала. Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика 2020; 22 (3):77–87. DOI: https:// doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020.3.7
  14. Сененко А.Ш., Гажева А.В., Сон И.М. Обеспеченность субъектов Российской Федерации средним медицинским персоналом. Медицинская сестра 2016; (8): 43-47.
  15. Беляев С.А. Проблемы обеспеченности населения средним медицинским персоналом. Карельский научный журнал 2018; 1(22):91-94.
  16. Евдаков В.А., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Показатели кадрового обеспечения населения средним медицинским персоналом амбулаторного звена здравоохранения в Российской Федерации в период 2010–2018 гг. Кубанский научный медицинский вестник 2020; 27(3): 56–64. DOI: https://doi.org/10.25207/1608-6228- 2020-27-3-56-64.
  17. Бурковская Ю.В., Гажева А.В., Иванов А.В., Подчернина А.М. Анализ кадровой обеспеченности медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы в 2021 году. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2022; 30(S): 983-987. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-s1-983-987.
  18. Жидкова Е.А., Фомина А.В. Анализ кадрового потенциала в сфере здравоохранения. Вестник РУДН. Серия Медицина 2016; (4):149-151.
  19. Латышова А.А., Люцко В.В., Несветайло Н.Я. Определение потребности в среднем медицинском персонале для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях на основе нормативного метода. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2022; (1):592-604. DOI: 10.24412/2312-2935-2022-1-592-604.
  20. Семёнова Т.В. Медицинские кадры России. Кадровый дисбаланс и его устранение в здравоохранении. Вестник Росздравнадзора 2019; (4):49-59. DOI: 10.35576/article_5d651dbc55e202.19015133
  21. Ясакова А.Р., Шестакова Е.В. Проблемы кадрового обеспечения в системе здравоохранения. Проблемы современной науки и образования 2017; 120(38): 26-30.
  22. Власова О.В. К вопросу обеспеченности медицинской организации кадрами. Региональный вестник 2020; 4(43):91- 93.
  23. Володин А.В., Луцай Е.Д., Боев В.А., Заришняк Н.В. О реализации комплекса мероприятий по укреплению кадрового потенциала среднего медицинского персонала системы здравоохранения Оренбургской области. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2020; (1):126-142. DOI 10.24411/2312-2935-2020-00010.
  24. Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.В., Меньшикова Л.И., Люцко В.В., Котловский М.Ю и др. Индексный метод в оценке кадровой политики на уровне регионального здравоохранения: методические рекомендации. Москва: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России; 2023. 34 c.
  25. Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.В., Меньшикова Л.И., Люцко В.В., Котловский М.Ю и др. Индексный метод при расчете обеспеченности средним медицинским персоналом регионального здравоохранения: методические рекомендации. Москва: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России; 2023. 43 c.
  26. Меньшикова Л.И., Ходакова О.В., Захарченко О.О., Терентьева Д.С., Котловский М.Ю., Деев И.А., Кобякова О.С. Использование индексного метода для оценки кадровой ситуации в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2023; 69(4):17. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1513/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021- 2023-69-4-17
  27. О направлении методических рекомендаций по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения. Письмо Минздрава Российской Федерации от 09.04.2013 года № 16-5/10/2-2540. Режим доступа: http://disuria.ru/_ld/4/400_L2540MZ090413.pdf (Дата обращения: 12.03.2024)
  28. Маринкин И.О., Кондюрина Е.Г., Аксенова Е.А., Пушкарева Е.А., Соколов С.В., Латуха О.А. Совершенствование кадровой политики регионального здравоохранения. Регионология 2020; 28(3): 598-623
  29. Национальный проект «Здравоохранение» Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (Дата обращения 12.03.2024).
  30. Слепцова Е.В., Гапеева В.О. Современные проблемы кадровой политики в сфере здравоохранения. Экономика и бизнес: теория и практика 2018; 5(2): 64-67.
  31. Сон И.М., Меньшикова Л.И., Флеглер Н.А., Сененко А.Ш., Руголь Л.В. Роль органов местного самоуправления в решении проблем обеспеченности медицинскими кадрами первичного звена здравоохранения. Менеджер здравоохранения 2021; (1):54-63. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-1-54-63
  32. Артюхов И.П., Шульмин А.В., Добрецова Е.А., Денисов В.С., Короткова К.М. Организация информационной поддержки перспективного планирования кадрового обеспечения системы здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2019;27(1):45-49. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-45-49)
  33. Аксенова Е.И., Камынина Н.Н., Хетагурова А.К., Подчернина А.М. К вопросу о кадровом обеспечении медицинских организаций в условиях структурных преобразований системы здравоохранения города Москвы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2020; 28(3):486-490. DOI 10.32687/0869-866X-2020-28-3-486-490.
  34. Задворная О.Л. Проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения системы здравоохранения в современных условиях. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2022; (5): 528-545. DOI 10.24412/2312-2935-2022-5-528-545
  35. Куликова Е.С., Мухлынина В.В. Кадровое планирование как инструмент кадровой политики в здравоохранении. Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» 2019; (1):490-498.
  36. Макаров С.В., Гайдаров Г.М. Кадровая политика в здравоохранении: социальный аспект. Иркутск: ИНЦХТ, 2022. 192 с.
  37. Латышова А.А. Развитие методов определения потребности в медицинских кадрах (обзор литературы). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2022; (4):486-496. DOI: 10.24412/2312-2935-2022-4-486-49
  38. Каусова Г.К., Абзалиева А.Р. Планирование и прогнозирование потребности в кадровых ресурсах здравоохранения (литературный обзор). Вестник Казахского Национального медицинского университета 2017;(3): 409-412.
  39. Шубцова Л.В., Махнова Н.А. Проблемы кадрового обеспечения региональной системы здравоохранения. Фундаментальные исследования 2014; (12-11): 2434-2439.
  40. Карамова А.С. Кадровое обеспечение как фактор повышения конкурентоспособности государственных учреждений здравоохранения (на примере Краснодарского края). Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика 2016;4 (46):72-76.

References

  1. Nikonov E.L., Boychenko Yu.Ya., Chumakova O.A., Korablev V.N. Medical personnel decide everything. Zdravookhranenie Dal'nego Vostoka 2022; (4):4-12. DOI:10.33454/1728-1261-2022-4-4-12. (In Rus.).
  2. Global strategy on human resources for health: workforce 2030. Geneva: World Health Organization; 2016. Available from: https://apps.who.int/iris/handle/10665/25 0368 (Dane accessed: 12.03.2024)
  3. Kudelina O.V., Killyakova E.Yu. Problems of management and development of human resources of the healthcare system. International experience. Ekologiya cheloveka 2018; (8):17–26. DOI:10.33396/1728-0869-2018-8-17-26. (In Rus.).
  4. Belostotskiy A.V., Gridnev O.V., Grishina N.K., Znachkova E.A. Current issues of human resources development in healthcare. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2016; 24 (4): 230-235. DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-230-235. (In Rus.).
  5. Sadykov R.M., Migunova Yu.V. The role of staffing of medical organizations in the context of Russian healthcare problems. Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN 2019; (3):74-80. DOI: 10.31040/2222-8349-2019-0-3-74-80. (In Rus.).
  6. Migunova Yu.V. Ways to develop the human resources of secondary medical personnel in the modern Russian healthcare system (based on the materials of the Volga Federal District). Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika 2021; 2(82):53-57. DOI:10.24158/spp.2021.2.8 (In Rus.).
  7. Vechorko V.I. The state of staffing of the secondary medical personnel of medical organizations in Moscow. Zdravookhranenie RF 2017; 61(2):88-92. DOI: 10.18821/0044-197Kh-2017-61-2-88-92. (In Rus.).
  8. Rugol' L.V., Son I.M., Gazheva A.V., Mikhaylova Yu.V., Bant'eva M.N. The problems of staffing in terms of accessibility and quality of primary health care. Profilakticheskaya meditsina 2019; 22(1): 49-56. DOI:10.17116/profmed20192201149. (In Rus.).
  9. Turzin P.S., Khodyreva L.A., Dudareva A.A. Dynamics of the ratio of the number of "doctor - nursing staff". Eksperimental'naya i klinicheskaya urologiya 2020; (1):22-27. DOI:10.29188/2222-8543-2020-12-1-22-27. (In Rus.).
  10. Vechorko V.I., Miroshnikova Yu.V. The role of personnel monitoring in evaluating innovative measures to provide regional health care with resources. Zdravookhranenie RF 2017; 61(4):213-219. DOI:10.18821/0044-197Kh-2017-61-4-213-219. (In Rus.).
  11. Sagdeeva L.M. The role of nursing staff in the healthcare system. In: Proceedings of the Annual Scientific Conference of the Ryazan State Medical University named after Academician I.P. Pavlov, dedicated to the 10th anniversary of science and technology. Ryazan', 2022. Р. 73-75. (In Rus.).
  12. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/ (Dane accessed: 12.03.2024). (In Rus.).
  13. Molchanov I.N. Health management: the role of human resources. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika 2020; 22 (3):77–87. DOI:10.15688/ek.jvolsu.2020.3.7. (In Rus.).
  14. Senenko A.Sh., Gazheva A.V., Son I.M. Provision of subjects of the Russian Federation with secondary medical personnel. Meditsinskaya sestra 2016; (8): 43-47. (In Rus.).
  15. Belyaev S.A. Problems of providing the population with secondary medical personnel. Karel'skiy nauchnyy zhurnal 2018; 1(22):91-94. (In Rus.).
  16. Evdakov V.A., Mel'nikov Yu.Yu., Smyshlyaev A.V. Indicators of staffing of the population with secondary medical personnel of outpatient healthcare in the Russian Federation in the period 2010-2018. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik 2020; 27(3): 56–64. DOI:10.25207/1608-6228- 2020-27-3-56-64. (In Rus.).
  17. Burkovskaya Yu.V., Gazheva A.V., Ivanov A.V., Podchernina A.M. Analysis of the staffing of medical organizations subordinated to the Department of Health of the City of Moscow in 2021. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2022; 30(S): 983-987. DOI:10.32687/0869-866X-2022-30-s1-983-987. (In Rus.).
  18. Zhidkova E.A., Fomina A.V. Analysis of human resources in the field of healthcare. Vestnik RUDN. Seriya Meditsina 2016; (4):149-151. (In Rus.).
  19. Latyshova A.A., Lyutsko V.V., Nesvetaylo N.Ya. Determination of the need for secondary medical personnel to provide outpatient medical care based on the regulatory method. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2022; (1):592-604. DOI: 10.24412/2312-2935-2022-1-592-604. (In Rus.).
  20. Semenova T.V. Medical personnel of Russia. Personnel imbalance and its elimination in healthcare. Vestnik Roszdravnadzora 2019; (4):49-59. DOI:10.35576/article_5d651dbc55e202.19015133. (In Rus.).
  21. Yasakova A.R., Shestakova E.V. Problems of staffing in the healthcare system. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2017;120 (38):26-30. (In Rus.).
  22. Vlasova O.V. On the issue of staffing the medical organization. Regional'nyy vestnik 2020; 4(43):91- 93. (In Rus.).
  23. Volodin A.V., Lutsay E.D., Boev V.A., Zarishnyak N.V. On the implementation of a set of measures to strengthen the human resources of the secondary medical personnel of the Orenburg region healthcare system. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2020; (1):126-142. DOI:10.24411/2312-2935-2020-00010. (In Rus.).
  24. Kobyakova O.S., Deev I.A., Khodakova O.V., Menshikova L.I., Lyutsko V.V., Kotlovskiy M.Yu., et al. Index method in the assessment of personnel policy at the regional health level: guidelines. Moscow: FGBU «TsNIIOIZ» Minzdrava Rossii, 2023. 34 p. (In Rus.).
  25. Kobyakova O.S., Deev I.A., Khodakova O.V., Menshikova L.I., Lyutsko V.V., Kotlovskiy M.Yu. et al. The index method for calculating the provision of secondary medical personnel in regional healthcare: guidelines. Moscow: FGBU «TsNIIOIZ» Minzdrava Rossii, 2023. 43 p. (In Rus.).
  26. Men'shikova L.I., Khodakova O.V., Zakharchenko O.O., Terent'eva D.S., Kotlovskiy M.Yu., Deev I.A., Kobyakova O.S. Using the index method to assess the personnel situation in the healthcare sector in the subjects of the Russian Federation. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2023; 69(4):17. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1513/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021- 2023-69-4-17. (In Rus.).
  27. On the direction of methodological recommendations for the preservation of medical personnel in the healthcare system. Letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 04/09/2013 No. 16-5/10/2-2540. Available from: http://disuria.ru/_ld/4/400_L2540MZ090413.pdf. (Date accessed: 12.03.2024) (In Rus.).
  28. Marinkin I.O., Kondyurina E.G., Aksenova E.A., Pushkareva E.A., Sokolov S.V., Latukha O.A. Improving the personnel policy of regional healthcare. Regionologiya 2020; 28(3): 598-623. (In Rus.).
  29. National project “Healthcare”. Available from: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (Date accessed: 12.03.2024). (In Rus.).
  30. Sleptsova E.V., Gapeeva V.O. Modern problems of personnel policy in the field of healthcare. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika 2018; 5(2):64-67. (In Rus.).
  31. Son I.M., Men'shikova L.I., Flegler N.A., Senenko A.Sh., Rugol' L.V. The role of local governments in solving the problems of providing primary health care with medical personnel. Menedzher zdravookhraneniya 2021; (1):54-63. DOI:10.21045/1811-0185-2021-1-54-63. (In Rus.).
  32. Artyukhov I.P., Shul'min A.V., Dobretsova E.A., Denisov V.S., Korotkova K.M. Organization of information support for long-term planning of staffing of the healthcare system. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2019; (1):45-49. DOI:10.32687/0869-866X-2019-27-1-45-49. (In Rus.).
  33. Aksenova E.I., Kamynina N.N., Khetagurova A.K., Podchernina A.M. On the issue of staffing medical organizations in the context of structural transformations of the healthcare system of the city of Moscow. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2020; 28(3):486-490. DOI:10.32687/0869-866X-2020-28-3-486-490. (In Rus.).
  34. Zadvornaya O.L. Problems and prospects of development of personnel support of the healthcare system in modern conditions. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2022; (5): 528-545. (In Rus.).
  35. Kulikova E.S., Mukhlynina V.V. HR planning as a tool of HR policy in healthcare. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh nauk i tekhnologiy «Integral» 2019; (1):490-498. (In Rus.).
  36. Makarov S.V., Gaydarov G.M. HR policy in healthcare: a social aspect. Irkutsk: INTsKhT, 2022. 192 p. (In Rus.).
  37. Latyshova A.A. Development of methods for determining the need for medical personnel (literature review). Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2022; (4):486-496. DOI: 10.24412/2312-2935-2022-4-486-49. (In Rus.).
  38. Kausova G.K., Abzalieva A.R. Planning and forecasting of the need for human resources in healthcare (literature review). Vestnik Kazakhskogo Natsional'nogo meditsinskogo universiteta 2017; (3): 409-412. (In Rus.).
  39. Shubtsova L.V., Makhnova N.A. Problems of staffing the regional health system. Fundamental'nye issledovaniya 2014; (12-11): 2434-2439. (In Rus.).
  40. Karamova A.S. Staffing as a factor of increasing the competitiveness of public health institutions (on the example of the Krasnodar Territory). Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika 2016;4 (46):72-76. (In Rus.).

Дата поступления: 22.03.2024


Просмотров: 1227

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 01.06.2024 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search