О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2024 (70) arrow СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ МОДЕЛИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ С МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫМ ПОДХОДОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ МОДЕЛИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ С МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫМ ПОДХОДОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Печать
21.09.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-4-16

Чукавина А.В., Обухова О.В., Богданова Т.Г.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Необходимость практического внедрения новых моделей организации системы оказания первичной медико-санитарной помощи обусловлена демографическими, социальными, эпидемиологическими, технологическими и экономическими факторами. В мире сформировались перспективные практики оказания медицинской помощи, как на основе межведомственного взаимодействия медицинских и социальных работников, так и в виде командной формы работы специалистов, включая врачей общей практики, а также специалистов, оказывающих социальную и психологическую помощь. Опыт Казахстана в организации мультидисциплинарных команд показал высокую эффективность, в том числе снижение уровня госпитализации, повышение вовлеченности и удовлетворенности пациентов.

Цель - провести сравнительный анализ действующих моделей организации оказания первичной медико-санитарной помощи на основе мультидисциплинарного подхода в Республике Казахстан и Российской Федерации.

Материал и методы. Изучены результаты научных исследований отечественных и зарубежных авторов, подтверждающих эффективность модели организации оказания первичной медико-санитарной помощи на основе мультидисциплинарного подхода в Республике Казахстан, а также нормативные правовые документы Республики Казахстан и Российской Федерации, регламентирующие вопросы организации и оплаты первичной медико-санитарной помощи.

Результаты. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения Республики Казахстан и Российской Федерации показывает общие для двух стран подходы к организации и оплате первичной медико-санитарной помощи, при этом в Российской Федерации оказание социальной и психологической помощи в рамках мультидисциплинарного подхода регламентировано только для отдельной категории пациентов (детей, пожилых граждан, беременных).

Заключение. Внедрение мультидисциплинарных команд повышает медико-социальную эффективность и качество жизни обслуживаемого населения при оказании первичной медико-санитарной помощи, прикрепленному к медицинским организациям по участковому принципу. В целях обоснования целесообразности применения в широкой практике системы здравоохранения Российской Федерации мультидисциплинарного подхода в процессе организации системы первичной медико-санитарной помощи и оплаты медицинских услуг, необходимо первоначально изучить возможность его внедрения на примере отдельных субъектов Российской Федерации в медицинских организациях, имеющих в структуре поликлиники для взрослого и детского населения, а также женскую консультацию.

Ключевые слова: мультидисциплинарный подход; мультидисциплинарная команда; Казахстан; нормативные правовые акты в сфере здравоохранения; оплата медицинской помощи; интеграция медицинской, социальной и психологической помощи.

Контактная информация: Чукавина Анастасия Васильевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Чукавина А.В., Обухова О.В., Богданова Т.Г. Сравнительный анализ организации и оплаты модели первичной медико-санитарной помощи с мультидисциплинарным подходом в Республике Казахстан и Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(4):16. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1638/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-4-16

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION MODEL OF PRIMARY CARE DELIVERY AND REIMBURSEMENT BASED ON A MULTIDISCIPLINARY APPROACH IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION
Chukavina A.V., Obukhova O.V, Bogdanova T.G
.
Russian Research Institute of Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. The need for practical implementation of new models of organization of the primary health care system is due to demographic, social, epidemiological, technological and economic factors. Promising practices of medical care delivery have been formed in the world, both on the basis of interdepartmental interaction of medical and social workers, and in the form of a teamwork of specialists, including general practitioners, as well as specialists providing social and psychological assistance. The experience of Kazakhstan in organizing multidisciplinary teams has shown high efficiency, including decreased hospitalization rates, increased involvement and patient satisfaction.

The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of current models of organization of primary care delivery based on a multidisciplinary approach in the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation.

Material and methods. The authors analyzed results of domestic and foreign scientific research confirming effectiveness of the organization model of primary health care delivery based on a multidisciplinary approach in the Republic of Kazakhstan, as well as normative legal documents of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation regulating primary care organization and reimbursement.

Results. The comparative analysis of the normative-legal base in health care system of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation shows common for both countries approaches to the primary care organization and reimbursement, while in the Russian Federation the provision of social and psychological assistance within the framework of the multidisciplinary approach is regulated only for individual categories of patients (children, elderly citizens, pregnant women).

Conclusion. The introduction of multidisciplinary teams increases medical and social efficiency of primary care delivery and quality of life of the population attached to medical organizations on the district-based principle. In order to substantiate feasibility of a large-scale implementation of the multidisciplinary approach to primary care organization and reimbursement in the Russian Federation, it is necessary to test it in individual constituent entities of the Russian Federation in medical organizations with adult and pediatric polyclinics, as well as women's consultation.

Keywords: multidisciplinary approach; multidisciplinary team; Kazakhstan; normative legal acts in health; reimbursement in health; integration of medical, social and psychological care.

Corresponding author: Anastasia V. Chukavina, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Chukavina AV, https://orcid.org/0009-0000-2326-7451
Obukhova OV, https://orcid.org/0000-0002-2745-8383
Bogdanova T.G., https://orcid.org/0000-0001-5485-8633
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interestsThe authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Chukavina A.V., Obukhova O.V, Bogdanova T.G. Comparative analysis of the organization model of primary care delivery and reimbursement based on a multidisciplinary approach in the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; 70(4):16. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1638/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-4-16 (In Rus).

Введение

В XXI веке в развитии систем здравоохранения в странах с уровнем экономического развития выше среднего сформировались тенденции, формирующие необходимость практического внедрения новых моделей организации системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) [1,2,3]. Эти изменения обусловлены такими демографическими, социальными, эпидемиологическими, технологическими и экономическими факторами, как рост распространенности хронических неинфекционных заболеваний на фоне старения населения с одновременным увеличением потребности населения в медицинских услугах; разработка новых технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний; развитие современных информационных и телемедицинских технологий; разная доступность медицинской помощи для сельских и городских жителей, изменение профиля пациента [4].

По мнению ряда авторов, в последние два десятилетия одним из перспективных направлений развития ПМСП является организация ПМСП в виде командной формы на основе взаимодействия общих врачебных практик с работниками службы социальной защиты [5,6,7].

Стратегия преобразования системы ПМСП, представленная Европейским региональным бюро ВОЗ в 2021 году, также включает мероприятия, направленные на внедрение мультидисциплинарного подхода, наряду с готовностью к чрезвычайным ситуациям, использованием многообразных платформ по предоставлению услуг, применением сетевого подхода, обеспечением доступности медицинской помощи для наиболее уязвимых групп населения [8].

Многопрофильные бригады ПМСП, оказывающие медицинскую помощь на основе интегрированного подхода и обладающие широкими возможностями для решения медицинских проблем населения, внедрены во многих странах. Так, мультидисциплинарный подход при оказании ПМСП, предусматривающий наличие координатора при оказании медико-социальных услуг и создание формализованных порядков информационного обмена между поставщиками медицинской и социальной помощи, применяется в Чехии, Словении, Франции, Нидерландах, Великобритании, Испании, США [9,10,11].

Опыт Казахстана с практикой организации мультидисциплинарных команд в системе оказания ПМСП с более полным спектром медико-социальных услуг привлекает все большее внимание других стран: Республика Казахстан стала первой страной в Европейском регионе ВОЗ, демонстрирующей реализацию стратегии ВОЗ по развитию ПМСП. Делегации из других стран, приступающие к собственной трансформации ПМСП, посещают Казахстан и участвуют в интенсивном обмене опытом [12]. Участники Международной конференции, посвящённой пятой годовщине принятия Астанинской декларации и 45-й годовщине принятия Алма-Атинской декларации, которая состоялась 23-24 октября 2023 года, ознакомились с деятельностью мультидисциплинарных команд на базе Государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения «Городская поликлиника №10» акимата города Астаны [13].

Целью данного исследования определено проведение сравнительного анализа действующих моделей организации оказания первичной медико-санитарной помощи на основе мультидисциплинарного подхода в Республике Казахстан и Российской Федерации.

Материалы и методы

Изучение вопросов организации и оплаты первичной медико-санитарной помощи с применением мультидисциплинарного подхода проведено с помощью контент-анализа научных исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению эффективности модели организации оказания первичной медико-санитарной помощи на основе мультидисциплинарного подхода в Республике Казахстан за период 2019–2024 гг. Также проведен сравнительный анализ нормативных правовых документов Республики Казахстан и Российской Федерации, регламентирующие вопросы организации и оплаты первичной медико-санитарной помощи, которые опубликованы на официальных интернет-порталах правовой информации.

Результаты

Мультидисциплинарная (многопрофильная) команда – это группа специалистов, объединенная решением одной задачи на совместно согласованных принципах. Она может включать в себя врача общей практики или терапевта и педиатра, медицинскую сестру, социального работника, медицинского психолога. В состав команды могут входить фармацевт, диетолог, акушер, физиотерапевт, представители общественных организаций [14].

Казахстан с 1992 года радикально преобразовал модель предоставления услуг ПМСП, а с 2016 года внедрена модель оказания медицинской помощи мультидисциплинарными командами, состоящими из врачей общей практики, медицинских сестер, социальных работников и психологов.

Организация первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан и в Российской Федерации

В Республике Казахстан ПМСП является местом первого доступа к медицинской помощи, ориентированной на нужды населения, включающей профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, оказываемых на уровне человека, семьи и общества [15].

Первичная медико-санитарная помощь Республике Казахстан включает:

1) доврачебную медицинскую помощь, которая оказывается средними медицинскими работниками при заболеваниях или в случаях, не требующих участия врача в соответствии с перечнем медицинских услуг, оказываемых медицинскими работниками ПМСП;

2) квалифицированную медицинскую помощь, которая оказывается врачом общей практики, участковым врачом-терапевтом и (или) педиатром в соответствии с перечнем медицинских услуг, оказываемых врачами ПМСП;

3) медико-социальную помощь, которая оказывается социальным работником и психологом в области здравоохранения в соответствии с перечнем услуг социального работника и психолога организации ПМСП [16].

ПМСП населению в Республике Казахстан оказывают следующие специалисты: врач общей практики/семейный врач, терапевт, педиатр, фельдшер, акушер(ка), сестра (брат) медицинская(ий) расширенной практики, сестра (брат) медицинская(ий) участковая(ый), сестра (брат) медицинская(ий) общей практики, психолог, социальный работник в области здравоохранения.

Оказание медико-социальной и психологической помощи населению в Республике Казахстан определено основным направлением ПМСП, наряду с лечебно-диагностическими мероприятиями, профилактическими осмотрами. При этом должности психолога и социального работника предусмотрены в структурных подразделениях и медицинских организациях (начиная с врачебной амбулатории) ПМСП с численностью прикрепленного населения от 1 500 человек.

В Республике Казахстан структурными подразделениями и медицинскими организациями, которые оказывают ПМСП являются медицинский пункт, фельдшерско-акушерский пункт, врачебная амбулатория, центр семейного здоровья, центр ПМСП и поликлиника, утверждена численность прикреплённого населения для организации тех или иных структурных подразделений, медицинских организаций.

В Российской Федерации требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, исходя из потребностей населения утверждены приказами Минздрава России от 27.02.2016 № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения», от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания ПМСП взрослому населению» [17,18] (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнение структурных подразделений медицинской организации, оказывающей первичную. медико-санитарную. помощь, в зависимости от численности прикреплённого населения, в Республике Казахстан и Российской Федерации

Республика Казахстан Российская Федерация
Численность населения в населенном пункте, человек Вид структурного подразделения Численность населения в населенном пункте, человек Вид структурного подразделения
менее 50 человек Медицинский пункт при отсутствии медицинской организации в радиусе более 5 километров. до 100 человек В случае преимущественного (более 40%) проживания населения старше трудоспособного возраста в населенном пункте с числом жителей более 100 человек могут быть организованы как фельдшерско-акушерские пункты, так и фельдшерские здравпункты Домовое хозяйство Мобильные медицинские бригады
50-500 человек Медицинский пункт - -
500-1 500 человек ФАП 100-2 000 ФАП, фельдшерский пункт
1 000-2 000 ФАП или центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебная амбулатория в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
1 500-5 000 Врачебная амбулатория, Центр семейного здоровья 2 000-10 000 Врачебная амбулатория, Центр общей врачебной практики
5 000-30 000 Центр ПМСП 5 000-10 000 Участковая больница
Более 30 000 Поликлиника 20 000-50 000 Поликлиника

Продолжительность времени приема на одного пациента в Республике Казахстан - 20 минут (у акушер-гинеколога продолжительность времени первичного приема беременных - 30 мин), время приема при проведении профилактических осмотров – 15 минут. В Российской Федерации время приема врача общей практики составляет 18 минут, врача-терапевта участкового и педиатра участкового – 15 минут, врача акушера-гинеколога – 22 минуты, с профилактической целью – 60-70% от времени на посещение по поводу заболевания [19].

Мультидисциплинарные команды в Республике Казахстан и в Российской Федерации

Определение и состав «мультидисциплинарной команды» в нормативных правовых актах Министра здравоохранения Республики Казахстан, регламентирующих организацию и оказание ПМСП, отсутствует. Термин «мультидисциплинарная команда» встречается в приказах Министра здравоохранения Республики Казахстан в части оказания доврачебной помощи и при реализации программ укрепления здоровья: «Доврачебная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая средними медицинскими работниками самостоятельно или в составе мультидисциплинарной команды, включающая в себя пропаганду здоровья, оценку состояния пациента, постановку доврачебного диагноза, назначение плана доврачебных вмешательств, исполнение доврачебных манипуляций и процедур и уход за больными, инвалидами и умирающими людьми»; «Мультидисциплинарной группой из числа специалистов ПМСП, специалиста здорового образа жизни (ЗОЖ), профильного специалиста и других заинтересованных специалистов осуществляется внедрение программы укрепления здоровья».

Определение мультидисциплинарной группы дано в приказе Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 ноября 2021 года № ҚР ДСМ-112 «Об утверждении стандарта организации оказания онкологической помощи населению Республики Казахстан»: «мультидисциплинарная группа – группа различных специалистов, формируемая в зависимости от характера нарушения функций и структур организма пациента, тяжести его клинического состояния» [20].

В состав мультидисциплинарных команд в медицинских организациях Республики Казахстан входят семейный врач, медицинская сестра расширенной практики, медицинская сестра патронажная, акушер-гинеколог, акушерка, психолог и социальный работник.

Состав специалистов мультидисциплинарной команды зависит от категории населения или задачи, которую ставит врач общей практики – координатор всей работы. Например, с беременными женщинами работают акушер-гинеколог, акушерка, врач общей практики, медицинская сестра патронажная, при выявлении неблагоприятных социальных факторов риска подключается социальный работник. Динамическое наблюдение лиц с хроническими заболеваниями осуществляют врачи общей практики и медицинские сестры, при наличии показаний привлекаются социальные работники, психологи и специалисты кабинетов здорового образа жизни [21]. (Таблица 2).

Таблица 2

Состав специалистов мультидисциплинарной команды

Категория населения Состав специалистов мультидисциплинарной команды
Дети до 5 лет Врач общей практики, медсестра патронажная, социальный работник, психолог
Беременные женщины, родильницы Врач общей практики, акушер-гинеколог, медсестра патронажная, социальный работник, психолог
Лица на диспансерном наблюдении Врач общей практики, медсестра расширенной практики, социальный работник, профильные специалисты, врач ЗОЖ
Пациенты с злокачественными новообразованиями Врач общей практики, медсестра расширенной практики, социальный работник, психолог, онколог
Участники программы укрепления здоровья Врач общей практики, медсестра расширенной практики, социальный работник, психолог, профильные специалисты
Женщины репродуктивного возраста Врач общей практики, медсестра расширенной практики, психолог
Лица старше 65 лет Врач общей практики, медсестра расширенной практики, социальный работник

Мультидисциплинарный подход применяется в Российской Федерации при оказании медицинской помощи при оказании некоторых видов медицинской помощи для отдельной категории граждан (дети, беременные, пожилые граждане). Положением об организации оказания ПМСП взрослому населению предусмотрена возможность создания медицинских бригад в зависимости от конкретных условий оказания ПМСП населению, в целях обеспечения ее доступности в составе врача-терапевта участкового, фельдшеров, акушеров и медицинских сестер. Взаимодействие с социальными работниками осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия.

Практически во всех субъектах Российской Федерации с 2020 года организовано оказание реабилитационной помощи в амбулаторных условиях, а с 2024 года – на дому, пациентам с нарушением функции периферической и центральной нервных систем, костно-мышечной системы, с соматическими заболеваниями за счет средств обязательного медицинского страхования с участием специалистов мультидисциплинарной реабилитационной команды: врача физической и реабилитационной медицины, врача по лечебной физкультуре, врача-физиотерапевта, врача-рефлексотерапевта, инструктора-методиста по лечебной физкультуре, медицинской сестры по физиотерапии, медицинской сестры по массажу, медицинской сестры по рефлексотерапии, инструктора по лечебной физкультуре [22].

Функциональные обязанности медицинских работников – членов мультидисциплинарной команды в Республике Казахстан и Российской Федерации

В Республике Казахстан медицинская сестра расширенной практики на самостоятельном приеме осуществляет прием пациентов с наиболее распространенными неинфекционными заболеваниями и острыми респираторными вирусными инфекциями, в том числе состоящих на динамическом наблюдении, в пределах своей компетенции; наблюдение детей до пяти лет; проведение первого этапа динамического наблюдения за пациентами, в том числе по программе управления заболеваниями; выдачу листа или справки о временной нетрудоспособности, выписку рецептов; ведение школ здоровья; проведение бесед профилактического характера.

Медицинская сестра патронажная осуществляет патронаж на дому семей с детьми в возрасте до пяти лет; беременных женщин и родильниц; пациентов с хроническими заболеваниями вне обострения при ограничении передвижения; пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи. Для патронажных медицинских сестер разработано мобильное приложение «Патронажная медсестра», интегрированное с информационными системами Министерства здравоохранения Республики Казахстан и имеющее возможность автоматического расчета предполагаемых рисков на основе заложенных специальных алгоритмов.

Социальный работник осуществляет социальную поддержку больных (оформление запросов, юридических документов, участие или помощь в оформлении направления на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых); координацию с местными органами власти для решения вопросов социальной и финансовой поддержки уязвимых групп населения; патронаж и социальное сопровождение тяжелобольных, одиноких престарелых, лиц с инвалидностью и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе беременных и детей).

Психолог в составе мультидисциплинарной команды осуществляет социально-психологическое обследование пациентов; оказывает психологическую помощь; проводит беседу при отказе от вакцинации; осуществляет скрининг на раннее выявление аутизма и суицидальную настроенность; групповые занятия для сотрудников медицинской организации.

В Российской Федерации принцип мультидисциплинарных команд широко применяется при оказании медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста. Так, при выявлении индивидуальных факторов риска падений у лиц пожилого и старческого возраста в соответствии с Клиническими рекомендациями «Падения у пациентов пожилого и старческого возраста», врач, наблюдающий пациента (врач-терапевт участковый, врач общей практики, семейный врач), совместно с врачом-гериатром реализует индивидуальный план профилактики падений [23]. Для коррекции факторов риска падений в мультидисциплинарную команду могут быть привлечены врачи-неврологи, врачи-кардиологи, врачи-эндокринологи, врачи-подологи, врачи клинические фармакологи, врачи-ревматологи, врачи-урологи, врачи-оториноларингологи, врачи-сурдологи, врачи-офтальмологи, врачи травматологи-ортопеды, врачи по лечебной физкультуре и специалисты по медицинской реабилитации и другие. В случае выявления признаков старческой астении привлекаются врач-гериатр, медицинская сестра, имеющая подготовку по гериатрии, специалист по социальной работе, при необходимости – инструктор-методист по лечебной физкультуре, а также другие специалисты (например, врач-диетолог, врач-невролог, медицинский психолог) [24]. До осмотра врачом-гериатром ряд тестов, измерений и оценок по шкалам выполняется подготовленной медицинской сестрой. Для коррекции недостаточности питания у пациентов пожилого и старческого возраста в каждой медицинской организации должна работать мультидисциплинарная команда, включающая специалистов по нутритивной поддержке (врача-диетолога, медсестру, специализирующуюся в нутритивной терапии) [25].

Для оказания долговременной медицинской (диагностической, лечебной и реабилитационной) и медико-социальной помощи, преимущественно на дому, больным старших возрастных групп и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к передвижению и самообслуживанию в Тюменской и Мурманской областях открыты отделения медико-социальной помощи. Медицинские работники обеспечивают проведение диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; оказывают содействие в социально-психологической адаптации лицам пожилого возраста, осуществляют обучение правилам пользования средствами реабилитации, реабилитационной техникой и приспособлениями, навыкам ухода за пациентами; обеспечивают взаимодействие с территориальными органами и учреждениями социальной защиты населения, бюро медико-социальной экспертизы с учреждениями, оказывающими паллиативную помощь. Бригада медико-социального отделения объединяет врачей-терапевтов, врачей гериатров, врачей по паллиативной медицинской помощи и медицинской реабилитации, логопедов, социальных работников и психологов, медицинских работников со средним медицинским образованием.

Междисциплинарное взаимодействие применяется при осуществлении мероприятий по предупреждению абортов: акушер-гинеколог с участием психолога и социального работника консультируют по вопросам социальной защиты женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности, формируют у женщины сознание необходимости вынашивания беременности и в дальнейшем поддержки в период беременности и после родов [26].

В рамках междисциплинарной команды в составе врача-педиатра, психолога и социального работника решаются проблемы детей и семей, отнесенных к группам социального риска, в отделениях медико-социальной помощи детской поликлиники, обеспечивается взаимодействие с органами опеки и попечительства [27].

Оплата медицинской помощи, оказываемой мультидисциплинарными командами в Республике Казахстан и в Российской Федерации

Источниками финансирования мультидисциплинарных команд в Республике Казахстан являются средства фонда социального медицинского страхования и бюджетные средства в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

В Республике Казахстан применяется способ оплаты с использованием комплексного подушевого норматива на оказание ПМСП. В подушевой норматив включена стоимость комплекса услуг ПМСП на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в информационной системе «Регистр прикрепленного населения». Комплексный подушевой норматив состоит из гарантированного и стимулирующего компонента. Сумма оплаты за оказание услуг по комплексному подушевому нормативу за отчетный период не зависит от объема оказанных услуг. Кроме того, в Республике Казахстан предусмотрена оплата ПМСП за отдельные услуги (услуги пенсионерам и членам семей военнослужащих, работников правоохранительных и специализированных государственных органов; услуги передвижных медицинских комплексов на базе специального автотранспорта, железнодорожного транспорта, компьютерной и магниторезонансной томографии, услуги в травматологических пунктах; медицинское обслуживание школьников в организациях образованиях; проведение медицинской реабилитации третьего этапа на амбулаторном уровне; оказание услуг молодежными центрами здоровья; услуги по проведению скрининговых исследований на раннюю диагностику злокачественных новообразований и другие).

Отдельное финансирование предусмотрено при оказании неотложной медицинской помощи – четвертой категории вызовов скорой медицинской помощи, обслуживаемых специалистами ПМСП.

Стимулирующий компонент комплексного подушевого норматива распределяется в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации между членами мультидисциплинарной команды при достижении целевых значений индикаторов конечного результата. В состав индикаторов включены следующие показатели: материнская смертность, предотвратимая на уровне ПМСП; детская смертность от семи дней до пяти лет, предотвратимая на уровне ПМСП; удельный вес детей до пяти лет, госпитализированных с осложненными острыми респираторными инфекциями; охват патронажными посещениями новорожденных в первые трое суток после выписки из роддома; своевременно диагностированный туберкулез легких; впервые выявленные случаи злокачественного новообразования визуальной локализаций 0-1 стадии, за исключением злокачественных новообразований молочной железы и шейки матки; впервые выявленные случаи рака молочной железы 0-2 а (Т0-T2N0M0), рака шейки матки 1-2а (T1-T2N0M0); уровень госпитализации больных с осложнениями заболеваний сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, инсульт), наличие обоснованных жалоб.

В Республике Казахстан медицинским работникам установлена доплата за психоэмоциональные и физические нагрузки; повышенного уровня – медицинским работникам в сельской местности. Доплата регулируется конкретным перечнем должностей и специальностей работников и критерии, определяющие психоэмоциональные и физические нагрузки. К критериям нагрузки относятся обладание высокой терпеливостью и вниманием; психоэмоциональное напряжение – сложность контакта с больным и его родственниками на дому; высокий риск неадекватного поведения психически неуравновешенного больного; воздействие неблагоприятных условий (работа, связанная с пребыванием вне помещения), наличие постоянного риска контакта с патогенной инфекцией; работа с перегрузками. К специалистам организаций ПМСП, расположенным на селе, относятся врач-терапевт (участковый), педиатр (участковый), врач общей практики. Врачебная амбулатория, Центр ПМСП, поликлиника, расположенные на селе, относятся к первой степени. Специалисты организаций ПМСП, расположенных в городе (врач-терапевт (участковый), педиатр (участковый), врач общей практики), относятся ко второй степени.

В Российской Федерации и Республике Казахстан сопоставимая структура ПМСП, которая входит в состав подушевого норматива финансирования (Рисунок 1).

Рис. 1
Рис. 1. Сопоставление структуры первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, входящей в состав подушевого норматива финансирования, в Российской Федерации и Республике Казахстан

На Рисунке 1 представлено соотнесение состава видов медицинских услуг, входящих в подушевой норматив финансирования в рамках амбулаторной помощи, в Республике Казахстан и в Российской Федерации. Серым цветом на рисунке выделены виды помощи, практически соотносимые между странами. Так, из перечня услуг, входящих в подушевой норматив в Республике Казахстан, только посещения при острых или обострении хронических заболеваний соотносятся с обращениями по заболеванию, а консультации пациентов по вопросам здорового образа жизни соотносятся с посещениями с иными целями, в состав которых включены также посещения центров здоровья. Красным выделены те виды медицинских услуг, которые в Российской Федерации оплачиваются за счет средств бюджета, в подушевой норматив не входят. Профилактические медицинские осмотры, диспансеризация, диспансерное наблюдение и посещения в неотложной форме в Российской Федерации оплачиваются вне подушевого норматива.

Размер подушевого норматива в Республике Казахстан на сопоставимый объем медицинской помощи выше аналогичного показателя по Российской Федерации на 15% и составляет 334,0 рубля.

В Российской Федерации тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи и в части расходов на заработную плату включают финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера, в том числе денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в рамках ПМСП предусмотрено оказание психологической и медико-социальной помощи беременным женщинам, а также консультирование медицинским психологом по направлению лечащего врача по вопросам, связанным с имеющимся заболеванием и (или) состоянием, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования, пациентов из числа ветеранов боевых действий; лиц, состоящих на диспансерном наблюдении; женщин в период беременности, родов и послеродовой период [28].

Расходы на проведение консультирования медицинским психологом по направлению лечащего врача пациентов из числа ветеранов боевых действий; лиц, состоящих на диспансерном наблюдении; женщин в период беременности, родов и послеродовой период, включены в подушевой норматив финансирования медицинской помощи в амбулаторных условиях на прикрепившихся лиц.

При этом финансовое обеспечение оказания социальных услуг и предоставления мер социальной защиты (поддержки) пациента, в том числе в рамках деятельности выездных патронажных бригад, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть не за счёт средств обязательного медицинского страхования.

Штатные нормативы по должностям работников, входящим в состав мультидисциплинарных команд в республике Казахстан и Российской Федерации

В Республике Казахстан установлены штатные должности социального работника и психолога из расчёта одна должность на 5 000 человек, что превышает нормативы, установленные для аналогичных должностей в Российской Федерации (Таблица 3).

В Российской Федерации нормативными правовыми документами Минздрава России предусмотрены штатные должности социального работника в детской поликлинике и женской консультации (одна должность), во взрослой поликлинике предусмотрена одна должность социального работника соответственно должностям врачей-психотерапевтов.

Таблица 3

Сопоставление рекомендуемых штатных нормативов в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в Республике Казахстан и Российский Федерации

Республика Казахстан Российская Федерация
Врач общей практики, семейный врач 1 должность на 1 700 прикреплённого населения (взрослые и дети) Врач общей практики (семейный врач) * 1 на 1 200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше; 1 на 1 500 человек взрослого и детского населения
Врач-терапевт 1 должность на 2 200 взрослого населения Врач-терапевт участковый* 1 должность на 1 700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше
Врач-педиатр 1 должность на 500 детей от 0 до 6 лет, 900 детей от 7 до 18 лет Врач-педиатр участковый*** 1 на 800 прикрепленного детского населения
Акушер-гинеколог 1,4 ставки на 10 000 общего населения Врач акушер-гинеколог** 1 должность на 2 200 женщин фертильного возраста, либо 3 500 – 4 000 женского населения
Средний медицинский работник (фельдшер, медицинская сестра расширенной практики, медицинская сестра) 3 должности на 1 должность врача общей практики. 2 должности на 1 должность врача участкового терапевта или педиатра Медицинская сестра врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового* 1 на 1 штатную единицу врача-педиатра участкового; 1,5 должности на каждую должность участкового врача-терапевта
Акушерка не менее 1 должности независимо от количества прикрепленных женщин фертильного возраста Акушерка** 1 должность на каждую должность врача акушера-гинеколога
Психолог 1 должность на 5 000 населения Врач-психотерапевт (медицинский психолог) в женской консультации** 1 должность на 10 должностей врачей-специалистов в женской консультации
Врач-психотерапевт* 1 должность на 25 000 прикрепленного населения
Медицинский психолог (в детской поликлинике) *** в зависимости от объема работы
Медицинский психолог**** 1 на 25 000 населения
Социальный работник 1 должность на 5 000 населения Социальный работник* Соответственно должностям врачей-психотерапевтов
Специалист по социальной работе в ж/к** 1 должность
Социальный работник в детской поликлинике*** 1

Примечания:
* приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания ПМСП взрослому населению»;
** приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»;
*** приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»;
**** приказ Минздрава России от 14.10.2022 № 668н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» [29].

Результаты внедрения мультидисциплинарных команд в Республике Казахстан

Исследования эффективности работы мультидисциплинарных команд продолжаются во многих странах и в настоящее время. Зарубежный опыт уже неоднократно показал эффективность мультидисциплинарных команд на примере проведения многочисленных исследований [30-32].

Общий метаанализ, проведенный Rocks S et al., 2020 (n=34) свидетельствует о значительном снижении затрат (0,94; ДИ 0,90–0,99) и статистически значимом улучшении результатов (1,06; ДИ 1,05–1,08), связанном с организацией комплексной помощи, по сравнению с контрольной группой. [33].

По данным Dolovich L et al., при мультидисциплинарном подходе к организации оказания ПМСМП увеличивается число посещений к специалистам системы ПМСП, уменьшается потребность в госпитализации [34].

Предварительные результаты различных практик организации ПМСП в Республике Казахстан показали лучшие результаты среди тех, в которых реализация программ лечения заболеваний была делегирована медсестрам, работающим с использованием мультидисциплинарного подхода, с привлечением, при необходимости, социальных работников, психологов и семейных врачей. Кроме того, междисциплинарный подход к программам лечения заболеваний обеспечивает более эффективную и устойчивую коммуникацию между пациентами и их командой ПМСП, повышая вовлеченность пациентов.

В 2020 году в ходе опроса удовлетворенности населения качеством услуг ПМСП, в качестве сильных сторон были отмечены: короткое время ожидания консультаций; внимательное отношение врачей к пациентам; подробная информация о заболеваниях и разъяснения по управлению потребностями; согласование важных вопросов с пациентами; врачи, учитывающие мнение пациентов и членов их семей (45). Другой опрос удовлетворенности пациентов (2021 год, n=437) показывает, что 63% удовлетворены организацией ПМСП, 86%, по крайней мере, частично удовлетворены качеством услуг терапевта, 50% считают, что они получили всю необходимую информацию во время консультации, и 84% были, по крайней мере, частично удовлетворены общим качеством услуг в своей медицинской организации [35].

Согласно данным исследований, уровень госпитализации лиц, участвующих в программах лечения заболеваний, снизился с 14,5% (2017г.) до 2,6% (2019 г.) и 2,3% (2020 г.) [36]. Лечение неинфекционных заболеваний также является позитивным, что отражается в постоянном снижении вероятности смерти от неинфекционных заболеваний: в период с 2000 по 2019 год Казахстан добился снижения на 46%. Это более высокие темпы снижения, по сравнению со снижением на 31%, как среди европейских государств-членов ВОЗ в целом, так и среди стран Содружества Независимых Государств [37].

Обсуждение

При проведении сравнительного анализа действующих моделей организации оказания ПМСП на основе мультидисциплинарного подхода в Республике Казахстан и Российской Федерации выявлено следующее.

В Республике Казахстан и в Российской Федерации ПМСП является местом первого доступа населения к медицинской помощи, включающей профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний. В обеих странах на законодательном уровне отсутствует определение мультидисциплинарного подхода к оказанию ПМСП, термин «мультидисциплинарная команда» встречается в приказах Министра здравоохранения Республики Казахстан в части оказания доврачебной помощи и при реализации программ укрепления здоровья, в стандарте оказания онкологической и реабилитационной помощи. В Российской Федерации мультидисциплинарный подход закреплен в Порядке оказания реабилитационной помощи населению, в клинических рекомендациях.

В состав мультидисциплинарных команд в медицинских организациях Республики Казахстан входят семейный врач, медицинская сестра расширенной практики, медицинская сестра патронажная, акушер-гинеколог, акушерка, психолог и социальный работник; в Российской Федерации на уровне ПМСП предусмотрено создание медицинских бригад в составе врача-терапевта участкового, фельдшеров, акушеров и медицинских сестер. При оказании реабилитационной помощи в амбулаторных условиях в состав команды входят врач физической и реабилитационной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-физиотерапевт, врач-рефлексотерапевт, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинская сестра по физиотерапии, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по рефлексотерапии, инструктор по лечебной физкультуре.

В Республике Казахстан и в Российской Федерации установлены штатные должности социального работника и психолога в медицинских организациях, оказывающих ПМСП.

Выводы

1. Внедрение мультидисциплинарных команд повышает медико-социальную эффективность и качество жизни обслуживаемого населения при оказании первичной медико-санитарной помощи, прикрепленному к медицинским организациям по участковому принципу, а также позволяет:

  • повысить удовлетворенность населения медицинской помощью;
  • обеспечить снижение показателей смертности прикрепленного населения от управляемых причин, в том числе за счет ранней выявляемости онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения; повышения приверженности к лечению;
  • снизить сроки ожидания приема к врачу-терапевту участковому, врачу-педиатру участковому, уменьшить потребность в госпитализации;
  • получить положительный экономический эффект и снизить расходы на лечение тяжелых и запущенных случаев лечения.

2. В целях обоснования целесообразности применения в широкой практике системы здравоохранения Российской Федерации мультидисциплинарного подхода в процессе организации системы первичной медико-санитарной помощи и оплаты медицинских услуг, необходимо первоначально изучить возможность его внедрения на примере отдельных субъектов Российской Федерации в медицинских организациях, имеющих в структуре поликлиники для взрослого и детского населения, а также женскую консультацию.

Библиография

  1. Bodenheimer T. Building Powerful Primary Care Teams. Mayo Clin Proc 2019; 94(7): 1135-1137. DOI: 10.1016/j.mayocp.2019.05.017
  2. Sawin G, O'Connor N. Primary Care Transformation. Prim Care 2019; 46(4): 549-560. DOI:10.1016/j.pop.2019.07.006
  3. Kluge H, Kelley E, Birtanov Y, et al. Implementing the renewed vision for Primary Health Care in the Declaration of Astana: the time is now. Prim Health Care Res Dev. 2019;20:e137. DOI:10.1017/S1463423619000719
  4. Шишкин С.В., Алмазов А.А., Корнилов М.Н., Шевский В.И., Шейман И.М. Организация ПМСП: тенденции и перспективы. Аналитический доклад. Москва: ИД Высшей школы экономики; 2022. 143 с.
  5. Кобякова О.С., Стародубов В.И., Халтурина Д.А., Зыков В.А., Зубкова Т.С., Замятнина Е.С. Перспективные меры по снижению смертности в России: аналитический обзор. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(6):573-580. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-6-573-580
  6. Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.В., Дударева В.А. Вызов врача на дом: какой может быть оптимальная модель? (обзор литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2022;30(4):648-655. DOI 10.32687/0869-866X-2022-30-4-648-655.
  7. Fraher EP. Primary Care Teams: Past, Present and Future. J Am Board Fam Med 2020;33(4):495-498. DOI:10.3122/jabfm.2020.04.200260
  8. New pan-European strategy set to transform primary health care across the Region, 2022. Режим доступа: https://www.who.int/europe/ru/news/item/13-06-2022-new-pan-European-strategy-set-to-transform-primary-health-care-across-the-region (Дата обращения: 31.05.2024).  
  9. Mitchell JD, Haag JD, Klavetter E, et al. Development and Implementation of a Team-Based, Primary Care Delivery Model: Challenges and Opportunities. Mayo Clin Proc 2019;94(7):1298-1303. DOI: 10.1016/j.mayocp.2019.01.038
  10. Coombs CRH, Cohen T, Duddy C, et al. Primary care micro-teams: a protocol for an international systematic review to describe and examine the opportunities and challenges of implementation for patients and healthcare professionals. BMJ Open. 2022;12(3):e052651. DOI:10.1136/bmjopen-2021-052651
  11. Andrade ICS, Tosin MHS, Oliveira M, Nandram S, Pinheiro FGMS, Oliveira BGRB. Implementation of an innovative model of community nursing for older adults based on Buurtzorg principles: a scoping review protocol. JBI Evid Synth. 2022;20(10):2565-2571. DOI:10.11124/JBIES-21-00388.
  12. Transformation of primary health care in Kazakhstan: moving towards a multidisciplinary model. Primary health care policy paper series. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2023. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
  13. International conference celebrating the 45th anniversary of Alma-Ata and 5th anniversary of Astana declarations, 2023. Режим доступа: https://www.who.int/europe/news-room/events/item/2023/10/23/default-calendar/international-conference-commemorating-alma-ata-45-and-astana-5---on-primary-health-care-policy-and-practice--implementing-for-better-results (Дата обращения: 31.05.2024).
  14. Khaira M, Mathers A, Benny Gerard N, Dolovich L. The Evolving Role and Impact of Integrating Pharmacists into Primary Care Teams: Experience from Ontario, Canada. Pharmacy (Basel). 2020;8(4):234. DOI:10.3390/pharmacy8040234
  15. Об утверждении Стандарта организации оказания первичной медико-санаторной помощи в Республике Казахстан: Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30.03.2023 № 49. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032160 (Дата обращения 31.05.2024)
  16. Об утверждении Правил оказания первичной медико-санаторной помощи: Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24.08.2021 № ҚР ДСМ-90. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100024094#z4 (Дата обращения 31.05.2024)
  17. О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения: Приказ Минздрава России от 27.02.2016 № 132н. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201603250001 (Дата обращения 31.05.2024)
  18. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению: Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162536 (Дата обращения 31.05.2024)
  19. Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога: Приказ Минздрава России от 02.06.2015 № 290н. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201508250029 (Дата обращения 31.05.2024)
  20. Об утверждении стандарта организации оказания онкологической помощи населению Республики Казахстан: Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12.11.2021 № ҚР ДСМ-112. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100025167 (Дата обращения 31.05.2024)
  21. Об утверждении правил организации оказания медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями, периодичности и сроков наблюдения, обязательного минимума и кратности диагностических исследований: Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23.10.2020 № КР ДСМ-149/2020 Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021513 (Дата обращения: 31.05.2024)
  22. Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации взрослых: Приказ Минздрава России от 31 июля 2020 г. № 788н. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009250036 (Дата обращения: 31.05.2024)
  23. Падения у пациентов пожилого и старческого возраста: Клинические рекомендации, 2020 год. Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/600_2 (Дата обращения: 31.05.2024)
  24. Старческая астения: Клинические рекомендации, 2020 год. Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/613_1 (Дата обращения: 31.05.2024)
  25. Недостаточность питания (мальнутриция) у пациентов пожилого и старческого возраста: Клинические рекомендации, 2020 год. Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/615_2 (Дата обращения: 31.05.2024)
  26. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология: Приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011130037 (Дата обращения: 31.05.2024)
  27. Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи: Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/documents/9168-prikaz-ministerstva- (Дата обращения: 31.05.2024)
  28. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2353. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312290105 (Дата обращения: 31.05.2024)
  29. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения: Приказ Минздрава России от 14.10.2022 № 668н. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211140024 (Дата обращения: 31.05.2024)
  30. Тулебаев К.А., Турдалиева Б.С., Кузиева Г.Д. Зарубежный опыт работы мультидисциплинарных команд специалистов на первом звене. Вестник КазНМУ 2016 (4):379-383.
  31. Morciano M, Checkland K, Billings J, et al. New integrated care models in England associated with small reduction in hospital admissions in longer-term: A difference-in-differences analysis. Health Policy 2020;124(8):826-833. DOI:10.1016/j.healthpol.2020.06.004
  32. Kiran T, Moineddin R, Kopp A, Glazier RH. Impact of Team-Based Care on Emergency Department Use. Ann Fam Med 2022;20(1):24-31. DOI:10.1370/afm.2728]/
  33. Rocks S, Berntson D, Gil-Salmerón A, et al. Cost and effects of integrated care: a systematic literature review and meta-analysis. Eur J Health Econ. 2020;21(8):1211-1221. DOI:10.1007/s10198-020-01217-5.
  34. Dolovich L, Oliver D, Lamarche L, et al. Combining volunteers and primary care teamwork to support health goals and needs of older adults: a pragmatic randomized controlled trial. CMAJ 2019;191(18):491-500. DOI:10.1503/cmaj.181173
  35. Национальный доклад по первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан, 2021. Астана: Национальный исследовательский центр развития здравоохранения имени Салидат Каирбековой; 2021.161 с. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/357451698_National_report_on_primary_health_care_in_the_Republic_of_Kazakhstan_Nacionalnyj_doklad_po_pervicnoj_mediko-sanitarnoj_pomosi_v_Respublike_Kazahstan (Дата обращения: 31.05.2024)
  36. Казахстан: Многопрофильные команды для обеспечения более эффективной адаптации услуг ПМСП к потребностям и ожиданиям населения: обзор. 2021. 9с. Режим доступа: https://www.who.int/europe/ru/publications/m/item/kazakhstan-multidisciplinary-teams-for-better-alignment-of-primary-health-care-services-to-meet-the-needs-and-expectations-of-people-%282021%29 (Дата обращения: 31.05.2024)
  37. Transformation of primary health care in Kazakhstan: moving towards a multidisciplinary model. Primary health care policy paper series. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. 2023. Режим доступа: https://www.who.int/europe/publications/i/item/WHO-EURO-2023-8269-48041-71196 (Дата обращения: 31.05.2024)

References

  1. Bodenheimer T. Building Powerful Primary Care Teams. Mayo Clin Proc 2019; 94(7): 1135-1137. DOI:10.1016/j.mayocp.2019.05.017
  2. Sawin G, O'Connor N. Primary Care Transformation. Prim Care 2019; 46(4): 549-560. DOI:10.1016/j.pop.2019.07.006
  3. Kluge H, Kelley E, Birtanov Y, et al. Implementing the renewed vision for Primary Health Care in the Declaration of Astana: the time is now. Prim Health Care Res Dev. 2019;20:e137. Published 2019 Oct 21. DOI:10.1017/S1463423619000719
  4. Shishkin S.V., Almazov A.A., Kornilov M.N., Shevsky V.I., Sheiman I.M. Оrganization of primary health care: trends and prospects. Analytical report. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics; 2022. 143 p.
  5. Kobyakova O.S., Starodubov V.I., Khalturina D.A., Zykov V.A., Zubkova T.S., Zamyatnina E.S. Perspective measures to reduce mortality in Russia: analytical review. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2021;65(6):573-580 DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-6-573-580 (In Rus.)
  6. Kobyakova O.S., Deev I.A., Khodakova O.V., Dudareva V.A. Medical house calls: what might be the optimal model? (literature review). Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2022.30(4):648-655. DOI 10.32687/0869-866X-2022-30-4-648-655 (In Rus.)
  7. Fraher EP. Primary Care Teams: Past, Present and Future. J Am Board Fam Med 2020;33(4):495-498. DOI:10.3122/jabfm.2020.04.200260
  8. New pan-European strategy set to transform primary health care across the Region. 2022. Available from: https://www.who.int/europe/ru/news/item/13-06-2022-new-pan-European-strategy-set-to-transform-primary-health-care-across-the-region (Date accessed: May 31,2024)
  9. Mitchell JD, Haag JD, Klavetter E, et al. Development and Implementation of a Team-Based, Primary Care Delivery Model: Challenges and Opportunities. Mayo Clin Proc 2019;94(7):1298-1303. DOI: 10.1016/j.mayocp.2019.01.038
  10. Coombs CRH, Cohen T, Duddy C, et al. Primary care micro-teams: a protocol for an international systematic review to describe and examine the opportunities and challenges of implementation for patients and healthcare professionals. BMJ Open 2022;12(3):e052651. Published 2022 Mar 1. DOI:10.1136/bmjopen-2021-052651
  11. Andrade ICS, Tosin MHS, Oliveira M, Nandram S, Pinheiro FGMS, Oliveira BGRB. Implementation of an innovative model of community nursing for older adults based on Buurtzorg principles: a scoping review protocol. JBI Evid Synth. 2022;20(10):2565-2571. Published 2022 Oct 1. DOI:10.11124/JBIES-21-00388.
  12. Transformation of primary health care in Kazakhstan: moving towards a multidisciplinary model. Primary health care policy paper series. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2023. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
  13. International conference celebrating the 45th anniversary of Alma-Ata and 5th anniversary of Astana declarations, 2023. Available from: https://www.who.int/europe/news-room/events/item/2023/10/23/default-calendar/international-conference-commemorating-alma-ata-45-and-astana-5---on-primary-health-care-policy-and-practice--implementing-for-better-results (Date accessed: May 31,2024).  
  14. Khaira M, Mathers A, Benny Gerard N, Dolovich L. The Evolving Role and Impact of Integrating Pharmacists into Primary Care Teams: Experience from Ontario, Canada. Pharmacy (Basel). 2020;8(4):234. Published 2020 Dec 7. DOI: 10.3390/pharmacy8040234
  15. On approval of the Standard of organization of primary medical and sanatorium assistance in the Republic of Kazakhstan. Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan dated March 30, 2023 No. 49. Available from: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032160 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  16. On the establishment of the Rules for the provision of first medical and sanitary assistance. Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan dated August 24, 2021 No. KR DSM-90. Available from https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100024094#z4 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  17. On Requirements for the location of medical organizations of the state health care system and municipal health care system based on the needs of the population. Order of the Ministry of Health of Russia dated 27.02.2016 No. 132n. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201603250001 (Date accessed: May 31,2024). (In Rus.).
  18. On approval of the Regulations on the organization of primary medical and sanitary assistance to the adult population. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated 15.05.2012 No. 543n. Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162536 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  19. On approval of standard industry norms of time for the performance of work related to the visit of one patient to a district pediatrician, district therapist, general practitioner (family doctor), neurologist, otorhinolaryngologist, ophthalmologist and obstetrician-gynecologist. Order of the Ministry of Health of Russia dated 02.06.2015 No. 290n. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201508250029 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  20. On approval of the standard of organization of oncological care for the population of the Republic of Kazakhstan. Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan dated 12.11.2021 No. ҚР ДСМ-112. Available from: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100025167 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  21. On the approval of rules for the organization of medical care for persons with chronic diseases, the frequency and timing of observation, the mandatory minimum and multiplicity of diagnostic tests. Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan dated 23.10.2020 No. KR DSM-149/2020. Available from https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021513 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  22. On approval of the procedure for organizing the medical rehabilitation of adults. Order of the Ministry of Health of Russia dated July 31, 2020 No. 788n. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009250036 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  23. Falls in elderly and elderly patients: Clinical guidelines, 2020. Available from: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/600_2 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  24. Senile asthenia. Clinical guidelines, 2020. Available from: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/613_1 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  25. Malnutrition (malnutrition) in elderly and elderly patients. Clinical guidelines, 2020. Available from: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/615_2 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  26. On Approval of the Procedure for the Provision of Medical Care in the Profile «Obstetrics and Gynecology». Order of the Ministry of Health of Russia dated 20.10.2020 No. 1130n. Available from http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011130037 (Date accessed: May 31,2024). (In Rus.).
  27. On Approval of the Procedure for Pediatric Assistance. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated 16.04.2012 No. 366n. Available from https://minzdrav.gov.ru/documents/9168-prikaz-ministerstva- (Date accessed: May 31,2024). (In Rus.).
  28. On the Program of state guarantees of free medical assistance to citizens for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026. Resolution of the Government of the Russian Federation of 28.12.2023 No. 2353. Available from http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312290105 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  29. On Approval of the Procedure for the Provision of Medical Care for Mental and Behavioral Disorders. Order of the Ministry of Health of Russia dated 14.10.2022 No. 668n. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211140024 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  30. Tulebaev K.A., Turdalieva B.S., Kuzieva G.D. Foreign experience of work of multidisciplinary teams of specialists at the first level of care. Vestnik KazNMU 2016(4):379-383. Available from https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-raboty-multidistsiplinarnyh-komand-spetsialistov-v-pervichnom-zvene (Date accessed: May 31,2024). (In Rus.)
  31. Morciano M, Checkland K, Billings J, et al. New integrated care models in England associated with small reduction in hospital admissions in longer-term: A difference-in-differences analysis. Health Policy 2020;124(8):826-833. DOI: 10.1016/j.healthpol.2020.06.004
  32. Kiran T, Moineddin R, Kopp A, Glazier RH. Impact of Team-Based Care on Emergency Department Use. Ann Fam Med 2022;20(1):24-31. DOI:10.1370/afm.2728
  33. Rocks S, Berntson D, Gil-Salmerón A, et al. Cost and effects of integrated care: a systematic literature review and meta-analysis. Eur J Health Econ. 2020;21(8):1211-1221. DOI:10.1007/s10198-020-01217-5.
  34. Dolovich L, Oliver D, Lamarche L, et al. Combining volunteers and primary care teamwork to support health goals and needs of older adults: a pragmatic randomized controlled trial. CMAJ. 2019;191(18):E491-E500. DOI:10.1503/cmaj.181173
  35. National report on primary health care in the Republic of Kazakhstan, 2021. Salidat Kairbekova National Research Center for Health Development.Astana, 2021. Available from: https://www.researchgate.net/publication/357451698_National_report_on_primary_health_care_in_the_Republic_of_Kazakhstan_Nacionalnyj_doklad_po_pervicnoj_mediko-sanitarnoj_pomosi_v_Respublike_Kazahstan. (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.)
  36. Kazakhstan: multidisciplinary teams for better alignment of primary health care services to meet the needs and expectations of people. 2021.9 p. Available from: https://www.who.int/europe/ru/publications/m/item/kazakhstan-multidisciplinary-teams-for-better-alignment-of-primary-health-care-services-to-meet-the-needs-and-expectations-of-people-%282021%29 (Date accessed: May 31,2024).  (In Rus.).
  37. Transformation of primary health care in Kazakhstan: moving towards a multidisciplinary model. Primary health care policy paper series. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. 2023. Available from: https://www.who.int/europe/publications/i/item/WHO-EURO-2023-8269-48041-71196 (Date accessed: May 31,2024). (In Rus.).

Дата поступления: 10.06.2024


Просмотров: 52

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 25.09.2024 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search