МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СНИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ БАРЬЕРОВ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ |
09.12.2024 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5-6
Аналитический обзор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва Резюме Актуальность. Снижение транспортных барьеров при оказании первичной медико-санитарной помощи является одной из важных задач для систем здравоохранения в современном мире. Рост числа людей с потребностью в первичной медицинской помощи и проблемами мобильности во многих странах, настоятельно требует решения проблемы транспортной доступности медицинских организаций для этой категории пациентов. Отсутствие или недостаточная транспортная доступность медицинских организаций для нуждающихся является важным социальным фактором, оказывающим значительное влияние на их здоровье и удовлетворенность медицинской помощью. В целом, отсутствие транспорта и финансовые затраты на оплату проезда служат препятствием для получения своевременной первичной медицинской помощи наиболее уязвимыми группами населения. В разных странах проблема доступности первичной медицинской помощи путём устранения транспортных барьеров решается с помощью различных управленческих решений. Цель - проанализировать международный опыт повышения доступности первичной медицинской помощи уязвимым группам населения путём устранения транспортных барьеров. Материал и методы. Оценка международного опыта повышения транспортной доступности первичной медико-санитарной помощи проведена на основе анализа наиболее значимых результатов научных исследований зарубежных авторов, а также сведений сайтов зарубежных страховых медицинских организаций и медицинских организаций за 2019–2024 гг. Результаты. Проанализирован опыт повышения доступности первичной медико-санитарной помощи путём устранения транспортных барьеров для уязвимых категорий населения в Германии, США, Австралии, Тайвани и странах Африки (Танзании, Кении, Гане). Описаны следующие варианты доставки пациентов к месту получения медицинской помощи и приближению медицинского персонала к населению: использование «медицинских» автобусов или шаттлов; системы не экстренной медицинской транспортировки; субсидирование расходов пациентов на оплату услуг такси в рамках страховой программы; оплата стоимости билетов через мобильного оператора; система льготного проезда в общественном транспорте, а также приближение первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, использование медицинских работников-волонтеров. Заключение. Полученные результаты дают представление о международном опыте решения проблемы транспортных барьеров при получении первичной медико-санитарной помощи уязвимыми категориями населения. Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь; транспортная доступность; транспортные барьеры; пожилые; маломобильные граждане; транспортировка; удовлетворенность.
Контактная информация: Чукавина Анастасия
Васильевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
INTERNATIONAL EXPERIENCE IN REDUCING TRANSPORTATION BARRIERS
IN PRIMARY HEALTH CARE DELIVERY. ANALYTICAL REVIEW Abstract Significance. Reducing transportation barriers in the provision of primary health care is one of the important tasks for health systems in the modern world. A growing number of people with primary care needs and mobility problems in many countries urgently requires solving the problem of transport accessibility of medical organizations for this category of patients. The absence or insufficient transport accessibility of medical organizations for those in need is an important social factor that has a significant impact on their health and satisfaction with medical care. In general, the lack of transportation and financial costs of travel are the obstacle for timely receiving primary medical care for the most vulnerable groups of the population. In different countries, the problem of accessibility of primary health care by removing transportation barriers is solved with the help of various management solutions. The purpose of the study is to analyze the international experience in increasing the accessibility of primary health care to vulnerable groups of the population by removing transportation barriers. Material and methods. The assessment of international experience in improving the transport accessibility of primary health care was carried out on the basis of an analysis of the most significant results of scientific research by foreign authors, as well as information from the websites of foreign health insurance organizations and medical organizations for 2019-2024. Results. The experience in increasing the accessibility of primary health care by removing transportation barriers for vulnerable categories of the population in Germany, the U.S., Australia, Taiwan and African countries (Tanzania, Kenya, Ghana) has been analyzed. The following options for delivering patients to the place of receiving medical care and bringing medical personnel closer to the population have been described: the use of “medical” buses or shuttles; non-emergency medical transportation systems; subsidizing patients' expenses for taxi services under the insurance program; payment of the cost of tickets through a mobile operator; a system of preferential travel in public transport, as well as brining primary health care closer to the rural population, and the use of volunteer medical workers Conclusion. The study results present international experience in addressing the issues of transport accessibility of primary health care for vulnerable categories of the population. Keywords: primary health care, transport accessibility, transportation barriers, elderly, immobile citizens, transportation, satisfaction.
Corresponding author: Anastasia V.
Chukavina, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Снижение транспортных барьеров при оказании первичной медико-санитарной помощи является одной из важных задач для систем здравоохранения в современном мире. [1,2]. Рост числа людей с потребностью в первичной медицинской помощи и проблемами мобильности во многих странах, настоятельно требует решения проблемы транспортной доступности медицинских организаций для этой категории пациентов [3,4]. При этом транспортная доступность медицинских организаций для пациентов является важным социальным фактором, оказывающим значительное влияние на их здоровье и удовлетворенность медицинской помощью. В целом, отсутствие транспорта и финансовые затраты на оплату проезда служат препятствием для получения своевременной медицинской помощи наиболее уязвимыми группами населения [5,6]. Международный опыт свидетельствует о значительном количестве населения, вынужденного пропускать или задерживать визиты к врачу из-за отсутствия транспорта или доступа к общественному транспорту. Транспортные барьеры особенно актуальны для маломобильных граждан и пожилых пациентов с многочисленными хроническими заболеваниями [7,8]. Исследователи отмечают различия в доступности медицинской помощи между городскими и сельскими районами, которые связаны как с тенденцией к преимущественной концентрации врачей в городах, так и с дефицитом или отсутствием общественного транспорта в сельской местности [9]. Несмотря на относительно удовлетворительное решение проблемы ограниченной доступности пациентов к первичной медико-санитарной помощи, системы здравоохранения зарубежных стран продолжают уделять пристальное внимание поиску решений проблем, связанной с транспортными барьерами [10,11,12]. Целью исследования проанализировать международный опыт повышения доступности первичной медицинской помощи уязвимым группам населения путём устранения транспортных барьеров. Материалы и методы Материалами для анализа международного опыта повышения транспортной доступности первичной медико-санитарной помощи, послужили материалы наиболее значимых результатов научных исследований зарубежных авторов, а также сведений сайтов зарубежных страховых медицинских организаций и медицинских организаций за 2019–2024 гг. [13,14]. Методы исследования: аналитический, контент-анализ. Наиболее полная информация о решениях, используемых для минимизации транспортных барьеров для уязвимых групп населения, содержится в публикациях исследователей из Германии, США, Австралии, Тайваня и некоторых стран Африки (Танзании, Кении, Ганы). Результаты Результаты исследований зарубежных авторов показывают, что повышение транспортной доступности может стать решением проблем, возникающих при предоставлении населению медицинских услуг, в том числе ограничивающих получение первичной медико-санитарной помощи [15,16,17]. В изученной литературе представлены следующие варианты доставки пациентов к месту получения медицинской помощи: использование бесплатных для населения «медицинских» автобусов или шаттлов; системы не экстренной медицинской транспортировки1; субсидирование расходов пациентов на оплату услуг такси в рамках страховой программы; оплата стоимости билетов на междугородний автобус через мобильного оператора; система льготного проезда в общественном транспорте; также описывается опыт приближения медицинского персонала к сельскому населению, а именно использование медицинских работников-волонтеров. Так, в Соединенных Штатах Америки существуют программы, помогающие снизить транспортные барьеры при получении медицинской помощи: медицинская транспортировка по программе страхования Medicaid2; организация пассажирских перевозок по гибкому расписанию и маршрутам, которые дополняют системы фиксированных транспортных маршрутов; льготный проезд в общественном транспорте; бесплатные транспортные услуги за счёт ветеранских организаций и благотворительных фондов [7,18]. Застрахованным по программе Medicaid американцам, у которых нет средств передвижения, а также лицам с физическими или интеллектуальными недостатками предоставляется услуга не экстренной медицинской транспортировки или «Медицинская транспортировка без неотложной помощи (NEMT)i», которая облегчает доступность к плановой и профилактической помощи, что позволяет избегать дорогостоящих счетов за услуги скорой помощи или посещений отделений неотложной помощи. Пациентам может потребоваться данная услуга по разным причинам, в том числе: отсутствие действующих водительских прав или собственного транспортного средства, географическая изоляция или неспособность пользоваться традиционным транспортом по физическим или психическим причинам. Не экстренная медицинская транспортировка особенно важна для людей с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, хроническая обструктивная болезнь легких или астма. Право на получение услуги медицинской транспортировки имеют лица в возрасте 65 лет и старше, люди с ограниченными возможностями, а в ряде штатов – беременные женщины. Данная система медицинской транспортировки гарантирует, что соответствующие критериям пациенты могут бесплатно или в рамках субсидирования расходов добраться до места назначения к врачу, в аптеку, отделение неотложной помощи или в больницу и обратно. Поездки носят не экстренный характер, то есть непосредственной угрозы здоровью и жизни пациента в настоящее время нет, также не требуются элементы жизнеобеспечения в транспортном средстве во время поездки. Не экстренная медицинская транспортировка в США включает в себя различные виды транспорта, а также может включать возмещение расходов на общественный транспорт при проживании на дальних расстояниях от медицинской организации, например, на авиаперелет, если участнику требуется лечение за пределами штата. В отдельных штатах требуется предварительное разрешение на поездки или установлены ограничения на количество поездок, которое покрывает Medicaid, например, 20 поездок в течение 12 месяцев. В некоторых штатах гражданам (пенсионерам (лицам старше 65 лет) и отдельным категориям инвалидов (со слепотой, проблемами со слухом, отсутствием верхних конечностей, наличием психического заболевания или умственной отсталости) предоставляются автобусные проездные или предлагается проезд в общественном транспорте по льготным тарифам. При этом страховая компания выплачивает брокеру3 или медицинской организации установленную сумму за каждого зарегистрированного получателя услуги за определенный период времени, независимо от того, обращается ли этот человек за медицинской помощью. Предусмотрено два способа финансирования: возмещение расходов через финансирование государственных учреждений, например, министерства транспорта, для предоставления NEMT, либо возмещение расходов местным поставщикам транспортных услуг. Еще одним способом решения транспортных барьеров при получении первичной медико-санитарной помощи в США является организация дополнительных маршрутов к медицинским организациям, которые дополняют системы фиксированных транспортных маршрутов. Автобусы (микроавтобусы, шаттлы) для доставки пациентов могут предоставляться агентствами общественного транспорта и другими (частными или некоммерческими) организациями за счет грантов. Некоторые медицинские организации в США самостоятельно предоставляют гражданам возможность бесплатного доезда для получения медицинской помощи, признавая, что это одна из многих стратегий удовлетворения социальных потребностей, оказывающих влияние на здоровье, которые обычно называют социальными детерминантами здоровья. Поставщики медицинских услуг могут заключать контракты с компаниями такси, компаниями мобильной связи или обеспечивать транспортировку собственными силами. Благотворительные организации также являются важными поставщиками медицинского транспорта во многих сообществах в США. Общественные волонтерские службы, которые организуются религиозными группами, часто оказывают помощь посредством предоставления водителей-волонтеров. Крупные некоммерческие организации также предлагают финансирование транспортировки на лечение, например, CancerCare, организация, которая оказывает финансовую помощь в транспортировке, связанной с лечением больных злокачественными новообразованиями. В некоторых случаях больницы и другие медицинские организации располагают специальными благотворительными фондами для решения вопросов транспортировки. Министерство по делам ветеранов США реализует программу транспортировки, которая предлагает возмещение затрат на топливо или на транспортные услуги для поездок на прием к врачу и реабилитации ветеранам-инвалидам. Для решения транспортных проблем некоторых американцев, проживающих в районах с ограниченным доступом к надежному транспорту, в 2017 году предоставлено право проезда на прием к врачу и в больницу на такси с нулевыми затратами для них, а с 2018 года – в аптеки и обратно в рамках договора о государственно-частном партнерстве между отдельными страховыми компаниями США и агрегатором такси. Еще одним международным примером способа повышения доступности первичной медицинской помощи является предоставление автобусов-шаттлов для доставки жителей из горных районов Тайваня в медицинский центр. По данным Tai CM et al. [19] транспорт является основным препятствием, которое мешает жителям труднодоступного горного района обращаться за медицинской помощью. Для повышения охвата населения, проживающего в горном труднодоступном регионе скринингом на вирусный гепатит С и В, муниципальными властями организована доставка на бесплатном автобусе-шаттле пациентов от первичной клиники – Окружного центра общественного здравоохранения до больницы E-Da hospital для тестирования РНК вируса гепатита С и назначения противовирусной терапии пациентам с ВГС-виремией. Именно муниципальные власти играют важную роль в удовлетворении потребностей в случае, когда местное население сталкивается с проблемами недоступности первичной медико-санитарной помощи в результате дефицита врачей или других факторов доступности, в том числе длительного времени в пути. Перспективные подходы на местном уровне могут быть направлены на снижение нагрузки на врачей за счет получения помощи от других профессиональных групп, а также использования передвижных и телемедицинских технологий. Так, в Германии используются следующие модели повышения доступности первичной медико-санитарной помощи на муниципальном уровне: самостоятельный прием фельдшерами; организация доставки пациентов на специально выделенных «медицинских» автобусах; внедрение мобильных кабинетов врачей и телемедицинских технологий. Данные модели дополняют существующее медицинское обслуживание и не заменяют имеющуюся инфраструктуру, но могут потенциально повысить доступность медицинских услуг и привести к снижению потребности в посещениях врачей на дому. Растущей проблемой, ограничивающей доступ к первичной медико-санитарной помощи, является недостаточное количество общественного транспорта в сельской местности в Германии. Существующие службы общественного транспорта часто совмещены со школьным транспортом и работают в соответствии с учебными часами и школьными каникулами. Существует необходимость в альтернативных видах транспорта для удовлетворения растущей потребности в перевозке пациентов. Модели, которые можно обобщить термином «автобусы для пациентов», объединяет то, что они обеспечивают общественный транспорт от места жительства пациента до кабинетов врачей. Автобус для пациентов может быть организован как автобус по вызову в зависимости от спроса или как регулярный служебный автобус с добровольными или профессиональными водителями. В немецкой федеральной земле Бранденбург ассоциация врачей обязательного медицинского страхования в сотрудничестве с муниципалитетами в 2012 году разработала проект по обеспечению доступа к врачам на общественном транспорте в одном округе. Раз в неделю восьмиместный микроавтобус доставлял пациентов непосредственно из восьми районов в разные кабинеты врачей в центре двух соседних более крупных городов. Транспортное сообщение было организовано в соответствии с рабочими часами врачей. В среднем им пользовалось четыре-пять человек. «Слабым местом» автобуса для пациентов является то, что он не может добираться непосредственно до клиники, а вынужден пользоваться местными остановками общественного транспорта, что создает сложности пациентам с проблемами передвижения. Еще одной социально незащищённой группе населения – беженцам в Австралии доступность первичной медико-санитарной помощи была обеспечена за счет многопрофильного персонала, использования переводчиков и двуязычного персонала, бесплатных или недорогих услуг, аутрич-услуг, бесплатного транспорта на прием и обратно, увеличения часов работы клиники, защиты интересов пациентов и использования поставщиков услуг [20]. В Гане растущий спрос на медицинские услуги и необходимость приближения первичной медико-санитарной помощи к месту проживания граждан заставили руководителей здравоохранения использовать обученных волонтеров-медиков для оказания поддержки в предоставлении медицинских услуг населению в сельских общинах, при этом предоставление неденежных стимулов и материально-технических средств, таких как велосипеды, дождевики, фонари и сапоги-веллингтоны, по мнению волонтеров, способствует повышению эффективности их работы, а также мотивирует продолжать оказывать медицинские услуги своему населению на уровне общин [21]. Транспортные расходы и расстояние до медицинского учреждения, социальная изоляция и использование культурных традиций, недостаточные знания о причинах и методах лечения являются причинами задержки обращения к врачу среди женщин, страдающих акушерскими свищами в африканских странах. Правительства Танзании и Ганы предприняли попытку выявить всех девочек и женщин с невылеченными свищами и направить их в медицинские учреждения для бесплатного хирургического лечения. В этом случае проблему транспортных расходов решает система денежных переводов M-PESA в рамках инициативы transportMYpatient4. Специально подготовленные женщины – «послы пациентов», помогают направлять больных со свищом на лечение, оплачивая стоимость билета на междугородний автобус, далее доставка пациенток от центрального автовокзала в больницу осуществляется на больничном автомобиле или такси. Инициатива была поддержана как фондом ООН в сфере народонаселения ЮНФПА, так и Vodacom Tanzania в 2011 году. Послы получают поощрение в размере 10 000 танзанийских шиллингов (эквивалент 6 долларов США или 5 евро) за каждого пациента, который прибывает в больницу с квитанциями о перевозке [22,23]. Обсуждение При изучении международного опыта повышения доступности первичной медико-санитарной помощи путём устранения транспортных барьеров для уязвимой категории населения в Германии, США, Австралии, Тайвани и странах Африки (Танзании, Кении, Гане) определены следующие варианты доставки пациентов к месту получения медицинской помощи и приближению медицинского персонала к населению: использование «медицинских» автобусов или шаттлов; системы не экстренной медицинской транспортировки; субсидирование расходов пациентов на оплату услуг такси в рамках страховой программы; оплата стоимости билетов через мобильного оператора; система льготного проезда в общественном транспорте, а также приближение первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, использование медицинских работников-волонтеров. Несмотря на значительный интерес к субсидированию транспортных услуг, способствующих повышению доступности медицинской помощи для улучшения состояния здоровья пациентов, сталкивающихся с транспортными препятствиями, все еще остается актуальным изучение влияния на здоровье населения мероприятий по увеличению транспортировки пациентов в медицинские организации для оказания медицинской помощи. Рядом исследователей предполагается, что транспортная помощь, скорее всего, будет эффективной, когда она предлагается вместе с другими услугами, направленными на снижение социальных и экономических барьеров на пути к здоровью [24,25]. Так, по данным Allyn M Bove et al. (2018), услуга бесплатного обслуживания микроавтобусом «от двери до двери» до клиники физиотерапии в США привела к увеличению уровня посещаемости клиники с 80,1 до 84,1% после внедрения услуги [15]. При этом реализуемые мероприятия, направленные на устранение транспортных барьеров для доступа к медицинской помощи, связаны с меньшим количеством пропущенных пациентами визитов, однако соотношение затрат и положительных результатов для здоровья изучено недостаточно [26]. Обобщенные Starbird L.E. et al. (2019) [27] фактические данные, касающиеся типов и воздействия мероприятий, связанных с транспортировкой пациентов для лечения хронических заболеваний, показывают, что выявлено улучшение показателей скрининга рака, качества ведения пациентов с хроническими заболеваниями, также получены доказательства, что предлагаемые в сочетании с другими специализированными услугами данные мероприятия улучшают здоровье пациентов. При этом опыт Германии по организации работы медицинских автобусов имел негативный результат в связи с малой востребованностью населением, поэтому поиск менее затратных вариантов снижения транспортных барьеров при оказании первичной медико-санитарной помощи представляется особенно актуальным. Заключение Полученные результаты дают представление о международном опыте решения проблемы транспортных барьеров при получении первичной медико-санитарной помощи уязвимыми категориями населения. Библиография
References
Дата поступления: 09.09.2024
Просмотров: 98
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 18.12.2024 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|