DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-S5-3
Шляфер С.И.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и
информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской
Федерации. Москва, Россия
Резюме
Актуальность. Одной из целей национального проекта
«Здравоохранение» является оптимизация работы медицинских организаций,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Перспективным направлением развития системы первичной
медико-санитарной помощи определено расширение стационарозамещающих форм
оказания медицинской помощи: организация дневных стационаров и
стационаров на дому.
Цель исследования. Провести анализ деятельности
стационаров на дому в субъектах Российской Федерации за 2019–2023 годы,
разработать дополнения для изменения формы отраслевого статистического
наблюдения № 14дс.
Материалы и методы. Материалами для исследования
явились нормативные документы, в которых утверждена организация работы
стационаров на дому, форма отраслевого статистического наблюдения №
14дс, результаты анализа дополнительных сведений о работе стационаров на
дому, позволившие проанализировать информацию о числе пролеченных
взрослых и детей в стационарах на дому в федеральных округах и субъектах
Российской Федерации за 2019–2023 годы.
В работе применялись методы контент-анализа, статистический, аналитический, описательной статистики.
Результаты. В Российской Федерации за 2019–2023 годы
отмечено незначительное снижение числа пролеченных взрослых пациентов в
стационарах на дому с 1,68 до 1,65 на 1000 взрослого населения, рост
числа пролеченных детей – с 1,67 до 2,04 на 1000 детского населения.
Существенное увеличение числа пролеченных взрослых в стационарах на
дому установлено в период с 2019 по 2020 год с 1,68 до 3,87 на 1000
взрослого населения, детей – с 1,67 до 3,0 на 1000 детского населения,
что можно объяснить лечением в них пациентов с новой коронавирусной
инфекцией (COVID-19).
Среди пролеченных пациентов в стационарах на дому больше половины составили лица старше трудоспособного возраста.
Заключение. В результате исследования определено, что в
субъектах Российской Федерации имеются значительные колебания
показателя числа пролеченных взрослых и детей в стационарах на дому на
1000 населения соответствующего возраста.
Для сохранения возможности проведения анализа числа пролеченных
пациентов в стационарах на дому по годам разработаны дополнения для
изменения формы отраслевого статистического наблюдения № 14дс «Сведения о
деятельности дневных стационаров медицинских организаций».
Область применения. Результаты исследования могут быть
применены для разработки дополнений по совершенствованию заполнения
формы отраслевого статистического наблюдения и возобновлению проведения
сравнительного анализа числа пролеченных пациентов в стационарах на дому
в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: стационар на дому; дети; взрослые; COVID-19; субъект; федеральный округ.
Контактная информация: Шляфер София Исааковна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид
исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим
комитетом. Автор несет ответственность за целостность всех частей
рукописи и утверждение ее окончательной версии.
Для цитирования: Шляфер С.И. Анализ деятельности
стационаров на дому в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья
населения [сетевое издание] 2024;
PERFORMANCE EVALUATION OF HOSPITALS AT HOME IN THE RUSSIAN FEDERATION
Shlyafer S.I.
Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract
Significance. One of the goals of the national project
“Healthcare” is to optimize performance of medical organizations
providing primary health care.
A promising direction in developing primary health care system is the
expansion of inpatient substitute forms of medical care: organization
of day hospitals and hospitals at home.
The purpose of the study is to analyze performance of
hospitals at home in the constituent entities of the Russian Federation
in 2019–2023, to develop proposals to update the form of sectoral
statistical observation No. 14ds.
Material and methods. The study materials included
regulatory documents that stipulate performance organization of
hospitals at home, the form of sectoral statistical observation No.
14ds, the analysis results of additional information on the performance
of hospitals at home, which made it possible to analyze information on
the number of treated adults and children in hospitals at home in the
federal districts and constituent entities of the Russian Federation in
2019-2023.
The study used content analysis methods, statistical, analytical and descriptive statistics.
Results. In 2019-2023, in the Russian Federation there
was a slight decrease in the number of adult patients treated in
hospitals at home - from 1.68 to 1.65 per 1000 adult population, and an
increase in the number of treated children - from 1.67 to 2.04 per 1000
child population.
There was a significant increase in the number of treated adults in
hospitals at home from 1.68 to 3.87 per 1000 adult population in
2019-2020, and children - from 1.67 to 3.0 per 1000 child population,
which can be explained by the treatment of patients with a new
coronavirus infection (COVID-19).
Among the patients treated in hospitals at home, more than a half were people of older working age.
Conclusion. According to the study results, there are
significant fluctuations in the number of treated adults and children in
hospitals at home per 1000 population of the corresponding age in the
constituent entities of the Russian Federation.
In order to maintain the possibility of analyzing the number of
patients treated in hospitals at home by year, proposals have been
developed to update the form of sectoral statistical observation No.
14ds “Information on the activities of day hospitals in medical
organizations”.
Scope of application. The study results can be used to
develop proposals to improve completion of the form of sectoral
statistical observation and resume a comparative analysis of the number
of patients treated in hospitals at home in the constituent entities of
the Russian Federation.
Keywords: hospital at home; children; adults; COVID-19; constituent entities; federal district.
Corresponding author: Sofiya I. Shlyafer, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about the authors:
Shlyafer SI, https://orcid.org/0000-0002-8028-6111
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Competing interests. The author declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This type of research does not require an examination by a local ethics committee.
For citation: Shlyafer S.I. Performance evaluation of hospitals at home in the Russian Federation. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; (In Rus).
Введение
Основой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в том числе в стационаре на дому [1-3].
Деятельность стационаров на дому для взрослых определена приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового», от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»; стационаров на дому для детей – приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 г. № 56 «Об утверждении примерного Порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники», от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» [4-9].
В приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» отражено, что стационар на дому для взрослых организуется для оказания медицинской помощи пациентам с острыми и хроническими заболеваниями и их обострениями, которые нуждаются в стационарном лечении, но не направленным в медицинскую организацию, оказывающую помощь в стационарных условиях, в том случае, если состояние здоровья пациента и его домашние условия позволяют организовать медицинскую помощь и уход на дому [5, 8, 10].
Целью исследования является анализ деятельности стационаров на дому в субъектах Российской Федерации за 2019–2023 годы, разработка дополнений для изменения формы федерального отраслевого статистического наблюдения № 14дс.
Материалы и методы
В процессе проведения исследования изучены приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в которых утверждена организация работы стационаров на дому для взрослых и детей.
Информация о показателях деятельности стационаров на дому для взрослых и детей до 2019 года заполнялась в форме отраслевого статистического наблюдения № 14дс «Сведения о деятельности дневных стационаров медицинских организаций». Начиная с 2019 года, в соответствии с Порядками составления сводных годовых статистических отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения органами исполнительной (государственной) власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, указываются единые данные о числе пролеченных пациентов в дневных стационарах и стационарах на дому медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях [11-17].
Проведен анализ ситуации по числу пролеченных взрослых и детей в федеральных округах и субъектах Российской Федерации в 2019–2023 годах.
Применялись методы контент-анализа, аналитический, статистический и описательной статистики.
Рассчитаны показатели соотношения, экстенсивные показатели, показатели наглядности.
Результаты
В Российской Федерации за 2019–2023 годы определено незначительное снижение числа пролеченных взрослых в стационарах на дому на 2,0% и рост числа детей – на 20,7% (табл. 1).
За 2019–2023 годы число пролеченных взрослых пациентов в стационарах на дому снизилась незначительно с 1,68 до 1,65 на 1000 взрослого населения, число пролеченных детей увеличилось с 1,67 до 2,04 на 1000 детского населения.
Существенный рост показателя числа пролеченных взрослых определен в 2019–2020 годах с 1,68 до 3,87 на 1000 взрослого населения, с последующим снижением в 2021–2023 годах с 2,07 до 1,65 на 1000 взрослых, показатель числа пролеченных детей за 2019–2020 годы вырос с 1,67 до 3,0 на 1000 детского населения, в 2021 году снизился до 1,97, в 2023 году увеличился до 2,04 на 1000 детского населения (табл. 1).
В 2019-2020 годах увеличение числа пролеченных взрослых и детей в стационарах на дому можно объяснить лечением в них пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в субъектах страны утверждены нормативные документы по организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому) пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) [18-19].
Среди пролеченных пациентов в стационарах на дому более половины составили лица старше трудоспособного возраста.
Таблица 1
Число пролеченных взрослых и детей в стационарах на дому в Российской Федерации за 2019–2023 годы (на 1000 населения соответствующего возраста, в %)
Наименование показателя |
Годы |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
на 1000 населения соответствующего возраста |
|
|
|
|
|
всего |
1,68 |
3,68 |
2,04 |
1,91 |
1,73 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
детей |
1,67 |
3,0 |
1,97 |
2,2 |
2,04 |
взрослых |
1,68 |
3,87 |
2,07 |
1,83 |
1,65 |
в том числе лиц старше трудоспособного возраста |
4,26 |
6,78 |
4,67 |
4,64 |
4,57 |
в % к 2019 году |
|
|
|
|
|
всего |
100,0 |
218,6 |
120,8 |
113,3 |
102,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
детей |
100,0 |
180,5 |
117,9 |
130,9 |
120,7 |
взрослых |
100,0 |
228,5 |
121,5 |
108,8 |
98,0 |
в том числе лиц старше трудоспособного возраста |
100,0 |
156,9 |
105,8 |
103,9 |
98,4 |
в % к всего пролеченных |
|
|
|
|
|
всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
детей |
20,5 |
17,0 |
20,05 |
23,7 |
24,1 |
взрослых |
79,5 |
83,0 |
79,95 |
76,3 |
75,9 |
в том числе лиц старше трудоспособного возраста |
64,4 |
46,2 |
56,4 |
59,0 |
61,7 |
В процессе исследования был проведен анализ числа пролеченных взрослых и детей в стационарах на дому в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.
В 2023 году наибольшие показатели числа пролеченных взрослых пациентов в стационарах на дому на 1000 населения соответствующего возраста отмечены в двух федеральных округах: Сибирском (4,35) и Приволжском (2,64), наименьшие – в четырёх федеральных округах: Северо-Кавказском (0,12), Северо-Западном (0,31), Южном (1,03), Центральном (1,07) (табл. 2).
В субъектах Российской Федерации в 2023 году высокие показатели числа пролеченных взрослых пациентов в стационарах на дому были в Ненецком автономном округе (39,53 на 1000 взрослого населения), в Новосибирской (18,09), Астраханской (10,45), Тамбовской (8,7), Воронежской (6,42), Омской (6,09) областях.
Низкие показатели числа пролеченных взрослых в стационарах на 1000 взрослого населения были отмечены в Республике Алтай (0,03), Кировской области (0,08), Москве (0,1), Архангельской области и Красноярском крае (по 0,11 соответственно), Калининградской области (0,14), Республике Тыва (0,17).
В субъектах число пролеченных взрослых в стационарах на дому на 1000 населения соответствующего возраста колебалось от 0,03 в Республике Алтай до 39,53 в Ненецком автономном округе.
Не функционировали стационары на дому для взрослых в 28 субъектах.
Таблица 2
Число пролеченных взрослых пациентов в стационарах на дому в субъектах Российской Федерации в динамике за 2019–2023 годы (на 1000 населения в возрасте 18 лет и старше)
Субъект Российской Федерации |
Годы |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Российская Федерация |
1,68 |
3,87 |
2,07 |
1,83 |
1,65 |
Центральный федеральный округ |
1,06 |
1,46 |
1,15 |
1,14 |
1,07 |
Белгородская область |
2,24 |
4,12 |
1,24 |
2,68 |
2,2 |
Брянская область |
1,79 |
4,51 |
1,47 |
1,16 |
1,67 |
Владимирская область |
3,57 |
3,2 |
3,49 |
4,5 |
4,3 |
Воронежская область |
4,99 |
12,25 |
9,31 |
7,45 |
6,42 |
Ивановская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Калужская область |
0,09 |
0,13 |
0 |
0 |
0 |
Костромская область |
0,94 |
1,7 |
1,53 |
1,06 |
1,75 |
Курская область |
3,84 |
2,16 |
1,72 |
2,9 |
1,66 |
Липецкая область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Московская область |
0,36 |
0,3 |
0,2 |
0 |
0 |
Орловская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Рязанская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Смоленская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Тамбовская область |
8,0 |
7,0 |
7,77 |
9,23 |
8,7 |
Тверская область |
0,41 |
0,5 |
1,05 |
1,28 |
1,49 |
Тульская область |
0,54 |
0,39 |
0,3 |
0,35 |
0,26 |
Ярославская область |
1,08 |
0,36 |
0,3 |
0,99 |
2,1 |
Москва |
0,11 |
0,16 |
0,1 |
0,11 |
0,1 |
Северо-Западный федеральный округ |
0,86 |
3,39 |
0,43 |
0,37 |
0,31 |
Республика Карелия |
4,56 |
3,11 |
0,82 |
0,21 |
0,91 |
Республика Коми |
0,37 |
1,65 |
0,37 |
0,36 |
0,37 |
Архангельская область |
0,42 |
20,55 |
0,14 |
0,18 |
0,11 |
Ненецкий автономный округ |
26,52 |
25,17 |
25,24 |
29,32 |
39,53 |
Вологодская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Калининградская область |
0 |
0 |
0 |
0,13 |
0,14 |
Ленинградская область |
3,61 |
2,76 |
1,28 |
1,64 |
0,88 |
Мурманская область |
0,075 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Новгородская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Псковская область |
0,82 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Санкт - Петербург |
0 |
2,92 |
0,27 |
0 |
0 |
Южный федеральный округ |
0,76 |
1,92 |
1,26 |
1,1 |
1,03 |
Республика Адыгея |
3,36 |
4,67 |
15,57 |
6,04 |
5,01 |
Республика Калмыкия |
0,83 |
27,32 |
0,63 |
0,7 |
1,11 |
Республика Крым |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Краснодарский край |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Астраханская область |
6,16 |
13,18 |
8,06 |
10,71 |
10,45 |
Волгоградская область |
2,06 |
2,88 |
1,63 |
1,99 |
1,78 |
Ростовская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Севастополь |
0 |
4,91 |
3,08 |
0,79 |
0,81 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
0,62 |
0,32 |
0,07 |
0,17 |
0,12 |
Республика Дагестан |
0,065 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Ингушетия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,79 |
1,14 |
1,46 |
1,1 |
1,04 |
Республика Северная Осетия-Алания |
1,44 |
3,54 |
0 |
1,69 |
1,06 |
Чеченская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ставропольский край |
1,5 |
0,04 |
0 |
0 |
0 |
Приволжский федеральный округ |
2,5 |
6,59 |
3,72 |
3,11 |
2,64 |
Республика Башкортостан |
1,25 |
19,42 |
11,63 |
7,01 |
4,07 |
Республика Марий Эл |
2,67 |
7,0 |
3,09 |
3,53 |
3,25 |
Республика Мордовия |
4,85 |
2,68 |
2,57 |
3,61 |
2,65 |
Республика Татарстан |
1,88 |
1,8 |
1,85 |
1,67 |
1,76 |
Удмуртская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чувашская Республика |
3,62 |
5,76 |
2,06 |
2,84 |
2,25 |
Пермский край |
2,92 |
4,65 |
3,33 |
3,52 |
3,55 |
Кировская область |
0,15 |
0,18 |
0,23 |
0,07 |
0,08 |
Нижегородская область |
1,33 |
11,36 |
1,25 |
1,15 |
1,25 |
Оренбургская область |
6,59 |
6,67 |
6,97 |
5,92 |
4,75 |
Пензенская область |
3,23 |
6,0 |
2,48 |
3,06 |
3,05 |
Самарская область |
4,28 |
5,75 |
4,91 |
5,07 |
5,5 |
Саратовская область |
2,16 |
1,88 |
0,89 |
0,74 |
0,74 |
Ульяновская область |
2,06 |
1,94 |
0,95 |
0,88 |
0,78 |
Уральский федеральный округ |
1,12 |
9,11 |
3,54 |
2,63 |
1,46 |
Курганская область |
3,27 |
4,64 |
0 |
0 |
0 |
Свердловская область |
0,3 |
14,65 |
5,43 |
3,77 |
0,53 |
Тюменская область |
1,05 |
7,0 |
4,03 |
1,37 |
0,34 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
0,23 |
0,22 |
0,12 |
0,15 |
0,23 |
Ямало-Hенецкий автономный округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Челябинская область |
2,23 |
9,84 |
3,97 |
3,96 |
4,26 |
Сибирский федеральный округ |
3,65 |
5,03 |
3,12 |
3,64 |
4,35 |
Республика Алтай |
0,03 |
0,82 |
0,03 |
0,04 |
0,03 |
Республика Тыва |
0,18 |
0,13 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
Республика Хакасия |
2,99 |
1,87 |
1,08 |
0,77 |
0,98 |
Алтайский край |
0,15 |
7,92 |
0 |
0 |
0 |
Красноярский край |
0,11 |
0,11 |
0,11 |
0,1 |
0,11 |
Иркутская область |
1,12 |
1,22 |
0,91 |
1,17 |
1,6 |
Кемеровская область |
2,72 |
1,86 |
2,16 |
2,22 |
1,43 |
Новосибирская область |
13,57 |
14,67 |
11,2 |
13,58 |
18,09 |
Омская область |
4,51 |
6,02 |
5,58 |
6,05 |
6,09 |
Томская область |
2,63 |
4,38 |
1,69 |
1,58 |
1,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,23 |
4,79 |
3,22 |
2,07 |
1,51 |
Республика Бурятия |
8,18 |
3,8 |
3,86 |
5,88 |
4,64 |
Республика Саха (Якутия) |
6,46 |
12,35 |
3,58 |
6,03 |
5,1 |
Забайкальский край |
3,92 |
4,65 |
0,16 |
0,18 |
0 |
Камчатский край |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Приморский край |
2,06 |
8,0 |
8,08 |
1,24 |
0,25 |
Хабаровский край |
1,06 |
0,49 |
0,36 |
0,44 |
0,28 |
Амурская область |
0,05 |
0,01 |
0,34 |
0,42 |
0 |
Магаданская область |
2,65 |
2,74 |
2,3 |
0,47 |
0,94 |
Сахалинская область |
5,53 |
4,15 |
4,14 |
3,08 |
3,25 |
Еврейская автономная область |
1,46 |
1,75 |
1,12 |
1,67 |
1,61 |
Чукотский автономный округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Наибольшие показатели числа пролеченных детей в стационарах на дому зарегистрированы в Сибирском (5,83 на 1000 населения в возрасте 0-17 лет включительно), Дальневосточном (4,16), Уральском (4,01), Приволжском (2,24) федеральных округах, наименьшие – в Северо-Западном (0,51), Центральном (0,53), Южном (0,89) федеральных округах. Не работали стационары на дому для детей в Северо-Кавказском федеральном округе (табл. 3).
В 2023 году самые высокие показатели числа пролеченных детей в стационарах на дому на 1000 детского населения были в Ненецком автономном округе (70,07), Новосибирской (22,32) и Омской (17,5) областях, Республике Мордовия (16,96), Челябинской области (14,94), Хабаровском крае (13,78), Астраханской области (11,73), низкие – в Республике Калмыкия (0,03), Ленинградской (0,04), Брянской (0,06), Тульской (0,07), Ульяновской (0,11), Свердловской (0,16) областях, Республике Коми (0,21) (табл. 3).
Показатель числа пролеченных детей в стационарах на дому на 1000 населения соответствующего возраста в субъектах страны имел значимые колебания от 0,03 (Республика Калмыкия) до 70,07 (Ненецкий автономный округ).
Стационары на дому для детей не были развернуты в 45 субъектах.
В 2019–2023 годах число пролеченных взрослых пациентов увеличилось в Южном (с 0,76 до 1,03 на 1000 населения соответствующего возраста), Уральском (с 1,12 до 1,46), Сибирском (с 3,65 до 4,35), Приволжском (с 2,5 до 2,64) федеральных округах, число пролеченных детей – в Уральском (с 1,57 до 4,01 на 1000 населения соответствующего возраста), Северо-Западном (с 0,24 до 0,51), Приволжском (с 1,51 до 2,24), Сибирском (с 4,61 до 5,83), Южном (с 0,85 до 0,89) федеральных округах.
За период исследования тенденция к росту показателя числа пролеченных взрослых в стационарах на дому на 1000 населения соответствующего возраста установлена в Ненецком автономном округе (с 26,52 до 39,53), Новосибирской (с 13,57 до 18,09), Омской (с 4,51 до 6,09), Костромской (с 0,94 до 1,75), Тверской (с 0,41 до 1,49), Ярославской (с 1,08 до 2,1) областях (табл. 2), показателя числа пролеченных детей на 1000 детского населения – в Самарской области (с 1,53 до 5,01), Ненецком автономном округе (с 24,79 до 70,07), Республике Мордовия (с 8,54 до 16,96), Хабаровском крае (с 10,45 до 13,78), Новосибирской области (в 17,78 до 22,32) (табл. 3).
Таблица 3
Число пролеченных детей в стационарах на дому в субъектах Российской Федерации в динамике за 2019-2023 годы (на 1000 населения в возрасте 0-17 лет включительно)
Субъект Российской Федерации |
Годы |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Российская Федерация |
1,67 |
3,0 |
1,97 |
2,2 |
2,04 |
Центральный федеральный округ |
1,06 |
1,11 |
0,67 |
0,68 |
0,53 |
Белгородская область |
2,85 |
3,88 |
1,17 |
1,21 |
1,21 |
Брянская область |
0,16 |
0,77 |
0,05 |
0,02 |
0,06 |
Владимирская область |
1,5 |
1,33 |
1,26 |
1,89 |
2,09 |
Воронежская область |
1,8 |
4,27 |
2,72 |
3,22 |
2,35 |
Ивановская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Калужская область |
16,87 |
6,67 |
0,5 |
3,99 |
4,03 |
Костромская область |
0,6 |
0,69 |
0,61 |
0,71 |
1,09 |
Курская область |
5,26 |
5,49 |
7,06 |
7,38 |
4,17 |
Липецкая область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Московская область |
0,74 |
0,53 |
0,53 |
0 |
0 |
Орловская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Рязанская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Смоленская область |
0 |
0,63 |
3,3 |
3,37 |
2,21 |
Тамбовская область |
0 |
0,17 |
0 |
0 |
0 |
Тверская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Тульская область |
0,76 |
0,23 |
0,06 |
0,07 |
0,07 |
Ярославская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
город Москва |
0 |
0,53 |
0,03 |
0 |
0 |
Северо-Западный федеральный округ |
0,24 |
1,36 |
0,76 |
1,01 |
0,51 |
Республика Карелия |
2,17 |
3,43 |
2,9 |
0,85 |
5,12 |
Республика Коми |
0,28 |
0,48 |
0,13 |
0,24 |
0,21 |
Архангельская область |
0 |
11,93 |
0 |
0 |
0 |
Ненецкий автономный округ |
24,79 |
2,66 |
43,37 |
67,71 |
70,07 |
Вологодская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Калининградская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ленинградская область |
0,08 |
0,12 |
0,08 |
0,18 |
0,04 |
Мурманская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Новгородская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Псковская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
город Санкт - Петербург |
0 |
0,41 |
1,13 |
1,78 |
0 |
Южный федеральный округ |
0,85 |
1,22 |
1,14 |
1,0 |
0,89 |
Республика Адыгея |
0,53 |
0,37 |
1,02 |
0,69 |
0,63 |
Республика Калмыкия |
0,38 |
2,89 |
0,08 |
0,02 |
0,03 |
Республика Крым |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Краснодарский край |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Астраханская область |
11,41 |
12,23 |
11,89 |
12,05 |
11,73 |
Волгоградская область |
0,32 |
2,03 |
1,51 |
0,59 |
0,31 |
Ростовская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
город Севастополь |
0 |
1,0 |
3,04 |
3,22 |
1,6 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
0,02 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Дагестан |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Ингушетия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Северная Осетия-Алания |
0,31 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чеченская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ставропольский край |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Приволжский федеральный округ |
1,51 |
4,04 |
0,48 |
2,38 |
2,24 |
Республика Башкортостан |
3,58 |
18,1 |
9,68 |
7,97 |
6,15 |
Республика Марий Эл |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Мордовия |
8,54 |
8,9 |
10,78 |
13,23 |
16,96 |
Республика Татарстан |
1,04 |
1,17 |
1,09 |
1,15 |
1,03 |
Удмуртская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чувашская Республика |
1,74 |
2,35 |
1,46 |
1,11 |
1,91 |
Пермский край |
0 |
0,03 |
0,11 |
0 |
0 |
Кировская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нижегородская область |
0 |
2,85 |
0,36 |
0,43 |
0,45 |
Оренбургская область |
5,55 |
5,83 |
2,27 |
4,81 |
1,87 |
Пензенская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Самарская область |
1,53 |
1,42 |
1,89 |
2,77 |
5,01 |
Саратовская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ульяновская область |
0,13 |
0,11 |
0,11 |
0,11 |
0,11 |
Уральский федеральный округ |
1,57 |
6,78 |
3,59 |
4,05 |
4,01 |
Курганская область |
7,41 |
10,88 |
0 |
0 |
0 |
Свердловская область |
0 |
7,07 |
1,59 |
2,45 |
0,16 |
Тюменская область |
0 |
0,88 |
4,32 |
0,38 |
0 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ямало-Hенецкий автономный округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Челябинская область |
4,11 |
13,6 |
9,35 |
12,01 |
14,94 |
Сибирский федеральный округ |
4,61 |
5,54 |
4,22 |
5,31 |
5,83 |
Республика Алтай |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Тыва |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Хакасия |
0,27 |
0,29 |
0,29 |
0,24 |
0,26 |
Алтайский край |
0 |
2,81 |
0 |
0 |
0 |
Красноярский край |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Иркутская область |
0,88 |
0,84 |
0,79 |
0,74 |
0,66 |
Кемеровская область |
2,51 |
1,15 |
1,62 |
1,6 |
1,79 |
Новосибирская область |
17,78 |
18,74 |
15,43 |
18,86 |
22,32 |
Омская область |
12,15 |
18,0 |
13,12 |
18,15 |
17,5 |
Томская область |
0,65 |
0,38 |
0,26 |
0,42 |
0,43 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,43 |
6,0 |
4,92 |
5,76 |
4,16 |
Республика Бурятия |
0,4 |
0,17 |
0,32 |
0,94 |
0,59 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
13,86 |
0,7 |
2,65 |
2,23 |
Забайкальский край |
0 |
0,01 |
0 |
0 |
0 |
Камчатский край |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Приморский край |
9,1 |
11,54 |
15,51 |
16,17 |
7,78 |
Хабаровский край |
10,45 |
10,48 |
10,62 |
12,84 |
13,78 |
Амурская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Магаданская область |
4,72 |
2,75 |
1,4 |
0,94 |
2,42 |
Сахалинская область |
1,42 |
1,63 |
1,15 |
1,33 |
1,44 |
Еврейская автономная область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чукотский автономный округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Для сохранения возможности проведения анализа по работе стационаров на дому целесообразно дополнить форму отраслевого статистического наблюдения № 14дс «Сведения о деятельности дневных стационаров медицинских организаций» следующими данными:
-
сведениями о работе стационаров на дому по профилям;
-
распределение пролеченных взрослых и детей в стационарах на дому по классам болезней;
-
числом пролеченных пациентов старше трудоспособного возраста, проведенных дней лечения, числе умерших по классам болезней.
Обсуждение полученных результатов
Внедрение стационарозамещающих технологий, в том числе стационаров на дому, направлено на повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения, улучшение доступности медицинской помощи населению [20, 21].
В форме отраслевого статистического наблюдения № 14дс с 2019 года заполняются единые сведения о числе пролеченных пациентов в дневных стационарах и стационарах на дому медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях.
Статистические данные должны обновляться, дополняться новыми [22]. Однако агрегация статистических данных без детализации в отчетной медицинской документации о числе пролеченных пациентов в стационарах на дому затрудняет проведение сравнительного анализа числа пролеченных пациентов в стационарах на дому по годам.
Выполненное нами специальное исследование дало возможность проанализировать число пролеченных взрослых и детей в стационарах на дому в федеральных округах и субъектах Российской Федерации в динамике за 2019–2023 годы.
За период изучения установлен значительный рост числа пролеченных взрослых в стационарах на дому в 2019–2020 годах в 2,3 раза (с 196012 до 447903 человек), детей – в 1,8 раза (с 50659 до 91418 человек), что можно объяснить лечением в них пациентов с COVID-19 (176484 взрослых и 16923 детей). Данная тенденция зарегистрирована в большинстве субъектах страны [8].
Стационары на дому являются одной из форм оказания медицинской помощи на дому пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) [23].
Среди пролеченных пациентов в стационарах на дому больше половины составили лица старше трудоспособного возраста. В мире отмечается тенденция старения населения. Большинство пациентов старше трудоспособного возраста испытывают трудности и имеют ограничения в повседневной деятельности ввиду наличия у них хронических заболеваний, требующих лечения на дому [24, 25].
Заключение
Деятельность стационаров на дому регламентирована нормативными правовыми документами (приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), однако с 2019 года изменился подход к сбору статистической информации, который не позволяет провести анализ показателей их работы по данным формы отраслевого статистического наблюдения № 14дс, так как сведения о них включены в дневные стационары медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Проведенный нами анализ данных о числе пролеченных в стационарах на дому взрослых и детей в федеральных округах и субъектах Российской Федерации за 2019–2023 годы показал, что наибольшее число пролеченных взрослых пациентов на 1000 населения отмечено в Южном, Уральском, Сибирском, Приволжском федеральных округах, пролеченных детей – в Уральском, Северо-Западном, Приволжском, Сибирском, Южном федеральных округах.
В субъектах Российской Федерации зарегистрированы значительные колебания показателя числа пролеченных пациентов в стационарах на дому.
За пять лет изучения не организованы стационары на дому для взрослых в 17 субъектах; для детей – в 34 субъектах.
Представленные нами дополнения для изменения формы отраслевого статистического наблюдения № 14дс, позволят провести анализ в динамике числа пролеченных взрослых и детей в стационарах на дому.
Библиография
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://base.garant.ru/12191967/?ysclid=m1f4wn8x2q156382544 (Дата обращения: 4.09.2024)
- Кирилина А.В., Антонова А.А., Батчаева А.А., Хасуева Б.В., Шаронова М.В., Абуллаева З.А., и др. Оценка работы стационара на дому в детской поликлинике. Международный научно-исследовательский журнал 2023; 8 (134). Режим доступа: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.119 DOI: 10.23670/IRJ.2023.134.119. (Дата обращения: 5.09.2024)
- Калининская А.А., Коновалов О.Е., Мерекина М.Д., Шляфер С.И., Сулькина Ф.А. Стационарзамещающие технологии: состояние и стратегические задачи развития. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2020; 28(3): 438-443. DOI: http://dx.doi.org/1
- Об организации деятельности врача-терапевта участкового: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2005 года № 765. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901960677?ysclid=lb3f2hl9ek502085927 (Дата обращения: 30.08.2024)
- Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 543н. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902355054?ysclid=lb3f5y3f2k338615387 (Дата обращения: 31.08.2024)
- Об утверждении примерного Порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 года № 56. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902027040?ysclid=lb3fflpnue625578539 (Дата обращения: 31.08.2024)
- Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 366н. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902342542?ysclid=lb3fh5z47p136468998 (Дата обращения: 31.08.2024)
- Шляфер С.И. Стационарзамещающая форма оказания медицинской помощи на дому населению Российской Федерации: анализ работы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2023; 31(1): 106-111. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-3-438-443
- Шляфер С.И. Оценка работы дневных стационаров и стационаров на дому в Российской Федерации. Анализ ведения статистической отчетности. Медицина 2019; 7(2): 9-23. DOI: 10.29234/2308-9113-2019-7-2-9-23
- Шляфер С.И. Основные показатели работы стационаров на дому по оказанию медицинской помощи пациентам старше трудоспособного возраста. Казанский медицинский журнал 2017; 98 (4): 603-606. DOI: 10.17750/KMJ2017-603
- Порядок составления сводных годовых статистических отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2019 год: Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 13-2/И/2-12407. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73436324/ (Дата обращения: 31.08.2024)
- Порядок составления сводных годовых статистических отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2020 год: Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 13-2/И/2-20347. Режим доступа: https://cloud.cniioiz.ru/owncloud/index.php/s/ySwESbodbF8URXp (Дата обращения: 31.08.2024)
- Порядок составления сводных годовых статистических отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2021 год: Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 13-2/И/2-21968. Режим доступа: https://mednet.ru/materialyi-dlya-godovyix-otchetov (Дата обращения: 31.08.2024)
- Порядок составления сводных годовых статистических отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2022 год: Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 декабря 2022 г. № 13-2/И/2-21855. Режим доступа: https://cloud.cniioiz.ru/owncloud/index.php/s/mlIpwEYnPHU2S1S (Дата обращения: 31.08.2024)
- Порядок составления сводных годовых статистических отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2023 год: Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2023 г. № 13-2/И/2-23728. Режим доступа: https://base.garant.ru/408405887/ (Дата обращения: 31.08.2024)
- Голубев Н.А., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Шикина И.Б., Захарченко О.О. Исторические аспекты методологии сбора и обработки медико-статистической информации в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(5):13. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1422/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-13 (Дата обращения: 6.09.2024)
- Шляфер С.И. Сравнительный анализ состава пациентов дневных стационаров и стационаров на дому. Медицина 2020; 8(4): 1-12. DOI: 10.29234/2308-9113-2020-8-4-1-12
- О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н. Режим доступа: https://base.garant.ru/73769697/?ysclid=m1hwxf74sf957729480 (Дата обращения: 9.09.2024)
- Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19): Временные методические рекомендации (версия 17). Режим доступа: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/061/254/original/ВМР_COVID-19_V17.pdf (Дата обращения: 9.09.2024)
- Мерекина М.Д., Калининская А.А., Лазарев А.В., Алленов А.М., Бальзамова Л.А. Стационарозамещающие формы работы как резерв здоровьесбережения. Менеджер здравоохранения 2021; (7): 57–65. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-7-57-65
- Аксенова Е.И., Камынина Н.Н., Тимофеева А.С. Модель «стационар на дому»: опыт реализации в странах мира [Электронный ресурс]: экспертный обзор. Москва: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ; 2022. 42 с. Режим доступа: https://niioz.ru/moskovskaya-meditsina/izdaniya-nii/obzory/ (Дата обращения: 9.09.2024)
- Современное состояние и пути развития отечественной медицинской статистики. Специальное приложение к сборнику научных трудов «Новые технологии в современном здравоохранении». Москва: РИО ЦНИИОИЗ, 2007. 36 с.
- Шляфер С.И. Организация оказания медицинской помощи на дому пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Российской Федерации. Медицина 2023; 11(1): 1-13. DOI: 10.29234/2308-9113-2023-11-1-1-13
- Логунов Д.Л., Винтовкин А.С., Лучкевич В.С. Стационарзамещающие технологии для пациентов старших возрастных групп на врачебном участке. Электронный сборник материалов VII Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции «Здоровье населения и качество жизни». Часть 1. Санкт-Петербург, 30 марта 2020 года. Санкт-Петербург: Издательство: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова; 2020. С.208-214.
- Калининская А.А., Васильев М.Д., Лазарев А.В., Кизеев М.В., Смирнов А.А. Анализ заболеваемости населения старше трудоспособного возраста в Российской Федерации и ее региональные особенности. Менеджер здравоохранения 2023; (2): 59–67. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-2-59-67.
References
- On the principles of public health protection in the Russian Federation. Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ (as amended and supplemented). Available from: https://base.garant.ru/12191967/?ysclid=m1f4wn8x2q156382544 (Date accessed: Sept 4, 2024). (In Rus.)
- Kirilina A.V., Antonova A.A., Batchaeva A.A., Hasueva B.V., Sharonova M.V., Abullaeva Z.A., et al. An evaluation of the work of the home inpatient unit in the children's clinic. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal 2023;8(134). Available from: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.119 DOI: 10.23670/IRJ.2023.134.119 (Date accessed: Sept 5, 2024). (In Rus.)
- Kalininskaja A.A., Konovalov O.E., Merekina M.D., Shljafer S.I., Sul'kina F.A. The hospital substitution form of home medical care of population of tte russian federation: the analysis of functioning. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny 2020; 28(3): 438-443. DOI: http://dx.doi.org/1 (In Rus.)
- On the organization of the activities of the district physician-therapist. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 7 dekabrja 2005 goda. № 765. Available from: https://docs.cntd.ru/document/901960677?ysclid=lb3f2hl9ek502085927 Date accessed: Aug 30, 2024). (In Rus.)
- On approval of the Regulations on the organization of primary health care for the adult population. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 15 maja 2012 goda № 543n. Available from: https://docs.cntd.ru/document/902355054?ysclid=lb3f5y3f2k338615387 (Date accessed: Aug 31, 2024). (In Rus.)
- On approval of the model Procedure for organizing the activities and structure of a children's clinic. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 23 janvarja 2007 goda № 56. Available from: https://docs.cntd.ru/document/902027040?ysclid=lb3fflpnue625578539 (Date accessed: Aug 31, 2024). (In Rus.)
- On approval of the Procedure for the provision of pediatric care. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 16 aprelja 2012 goda № 366n. Available from: https://docs.cntd.ru/document/902342542?ysclid=lb3fh5z47p136468998 (Date accessed: Aug 31, 2024). (In Rus.)
- Shljafer S.I. The hospital substitution form of home medical care of population of the Russian Federation: the analysis of functioning. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny 2023; 31(1): 106-111. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-3-438-443. (In Rus.)
- Shljafer S.I. Evaluation of the work of day hospitals and hospitals at home in the Russian Federation. analysis of statistical reporting. Medicina 2019; 7(2): 9-23. DOI: 10.29234/2308-9113-2019-7-2-9-23 (In Rus.)
- Shljafer S.I. Key performance indicators of homecare service for patients older than working age. Kazanskij medicinskij zhurnal 2017; 98 (4): 603-606. DOI: 10.17750/KMJ2017-603 (In Rus.)
- The procedure for compiling consolidated annual statistical reports on the forms of federal and industry statistical observation by executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the field of health protection for 2019. Pis'mo Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrja 2019 g. № 13-2/I/2-12407. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73436324/ (Date accessed: Aug 31, 2024). (In Rus.)
- The procedure for compiling consolidated annual statistical reports on the forms of federal and industry statistical observation by executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the field of health protection for 2020. Pis'mo Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrja 2020 g. № 13-2/I/2-20347. Available from: https://cloud.cniioiz.ru/owncloud/index.php/s/ySwESbodbF8URXp (Date accessed: Aug 31, 2024). (In Rus.)
- The procedure for compiling consolidated annual statistical reports on the forms of federal and industry statistical observation by executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the field of health protection for 2021. Pis'mo Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrja 2021 g. № 13-2/I/2-21968. Available from: https://mednet.ru/materialyi-dlya-godovyix-otchetov (Date accessed: Aug 31, 2024). (In Rus.)
- The procedure for compiling consolidated annual statistical reports on the forms of federal and industry statistical observation by executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the field of health protection for 2022. Pis'mo Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 19 dekabrja 2022 g. № 13-2/I/2-21855. Available from: https://cloud.cniioiz.ru/owncloud/index.php/s/mlIpwEYnPHU2S1S (Date accessed: Aug 31, 2024). (In Rus.)
- The procedure for compiling consolidated annual statistical reports on the forms of federal and industry statistical observation by state authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the field of health protection for 2023. Pis'mo Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 15 dekabrja 2023 g. № 13-2/I/2-23728. Available from: https://base.garant.ru/408405887/ (Date accessed: Aug 31, 2024). (In Rus.)
- Golubev N.A., Polikarpov A.V., Ogryzko E.V., Shikina I.B., Zaharchenko O.O. Historical aspects of the methodology for the collection and processing of medical and statistical information in the Russian Federation. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2022; 68(5):13. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1422/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-13 (Date accessed: Sept 6, 2024). (In Rus.)
- Shljafer S.I. Comparative analysis of the composition of patients in day hospitals and in in-home health care. Medicina 2020; 8(4): 1-12. DOI: 10.29234/2308-9113-2020-8-4-1-12 (In Rus.)
- On the temporary procedure for organizing the work of medical organizations in order to implement measures to prevent and reduce the risks of the spread of a coronavirus infection COVID-19. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 19 marta 2020 g. № 198n. Available from: https://base.garant.ru/73769697/?ysclid=m1hwxf74sf957729480 (Date accessed: Sept 9, 2024). (In Rus.)
- Prevention, diagnosis and treatment of coronavirus infection (COVID-19) (Version 17). Vremennye metodicheskie rekomendacii Available from: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/061/254/original/VMR_COVID-19_V17.pdf (Date accessed: Sept 9, 2024). (In Rus.)
- Merekina M.D., Kalininskaja A.A., Lazarev A.V., Allenov A.M., Bal'zamova L.A. Stationary-substituting forms of work as a health preservation reserve. Menedzher zdravoohranenija 2021; (7): 57–65. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-7-57-65 (In Rus.)
- Aksenova E.I., Kamynina N.N., Timofeeva A.S. The «hospital-at-home» model: implementation experience in countries around the world [Electronic resource]: expert review. Moscow: GBU «NIIOZMM DZM; 2022. 42 p. Available from: https://niioz.ru/moskovskaya meditsina/izdaniya-nii/obzory/ (Date accessed: Sept 9, 2024). (In Rus.)
- Current state and ways of solving medical statistics problems (Special Appendix to the collected scientific papers «New technologies in modern healthcare». Moscow: RIO CNIIOIZ, 2007. 36 p. (In Rus.)
- Shljafer S.I. Organization of medical care at home for patients with a coronavirus infection (COVID-19) in the Russian Federation. Medicina 2023; 11(1): 1-13. DOI: 10.29234/2308-9113-2023-11-1-1-13 (In Rus.)
- Logunov D.L., Vintovkin A.S., Luchkevich V.S. Hospital-replacing technologies for older patients in at in the medical area. Jelektronnyj sbornik materialov VII Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Zdorov'e naselenija i kachestvo zhizni». Chast' 1. Sankt-Peterburg, 30 marta 2020 goda. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: Severo-Zapadnyj gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni I.I. Mechnikova; 2020. S.208-214. (In Rus.)
- Kalininskaja A.A., Vasil'ev M.D., Lazarev A.V., Kizeev M.V., Smirnov A.A. Analysis of the incidence of the population older than working age in the Russian Federation and its regional features. Menedzher zdravoohranenija 2023; (2): 59–67. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-2-59-67. (In Rus.)
Дата поступления: 30.10.2024
Просмотров: 21
|