РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОВЕДЕНИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ |
![]() |
28.12.2024 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5S-14
1,2Шелгунов В.А. 1Зубко А.В. Резюме При проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения перед специалистами медицинских организаций регионов, попеременно возникают новые задачи цифровизации, решение которых требует расширения спектра возможностей эксплуатируемой медицинской информационной системы. Существует постоянная необходимость решения задач, которые направлены на расширение спектра применения информационных технологий в профилактике нарушений здоровья населения. Это позволит специалистам в условиях высокого уровня загруженности и мультизадачности, а также ограниченности временного ресурса принимать обоснованные врачебные решения по оказанию необходимой медицинской помощи нуждающимся, то есть превратить эксплуатируемую медицинской информационной системы в интеллектуального продуктивного помощника врача. Цель: определить роли информационных технологий в процессе совершенствование организации диспансеризации определенных групп взрослого населения. Материалы и методы. Были проанализированы нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней, регулирующие проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения. Использовались аналитический метод и метод контент-анализа. Результаты. На современном этапе информационным технологиям принадлежит значимая роль в осуществлении диспансеризации определенных групп взрослого населения, начиная от фильтрации данных и подготовки списков пациентов для проведения профилактических мероприятий, до закрытия этапов диспансеризации с формированием группы здоровья и буквального информирования пациентов о результатах его проведения. Кроме этого, информационные технологии в значимой степени помогают значимо экономить временной ресурс медицинских специалистов и пациентов в процессе выполнения и прохождения профилактических мероприятий, вместе с тем повышая преемственность между медицинской помощью, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях. В Московской области осуществляется проактивное приглашение пациентов на прохождение диспансеризации в медицинские организации с применением роботизированного обзвона, постоянно открыта возможность самозаписи на удобное время для ее прохождения. Период прохождения первого этапа диспансеризации определенных групп взрослого населения минимизирован до 2 часов, благодаря территориальному сближению всех компонент, связанных с ее проведением и формированию маршрутного листа с четким указанием кабинета, названия исследования или манипуляции, а также ориентировочного времени проведения. И наконец при условии отсутствия патологических отклонений в состоянии здоровья пациента первый этап диспансеризации завершается телемедицинской консультацией пациент - врач, в процессе проведения которой доктор сообщает пациенту, что с его здоровьем на этом этапе все хорошо. Заключение. Информационные технологии играют важную роль в осуществлении диспансеризации взрослого населения на современном этапе, улучшая качество медицинской помощи, обеспечивая доступ к информации, автоматизируя процессы и способствуя развитию новых методов диагностики и лечения. Они помогают в управлении медицинскими ресурсами, оптимизации расписания приема пациентов, управлении лекарственными запасами и медицинским оборудованием, что способствует более эффективному использованию ресурсов и сокращению издержек во время проведения профилактических мероприятий. Благодаря им улучшается обмен информацией между различными медицинскими организациями, это способствует более согласованной и своевременной медицинской помощи для пациентов. Ключевые слова: информационные технологии в диспансеризации; профилактические мероприятия и информационные технологии; роль медицинской информационной системы в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения.
Контактная информация: Зубко Александр Владимирович, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN CONDUCTING MEDICAL EXAMINATIONS CERTAIN GROUPS OF THE ADULT POPULATION Abstract Significance. When conducting medical examinations of certain groups of the adult population, specialists of medical organizations in the regions alternately face new digitalization tasks, the solution of which requires expanding the range of capabilities of the operated medical information system. There is a constant need to solve problems that are aimed at expanding the range of information technology applications in the prevention of public health disorders. This will allow specialists, in conditions of high workload and multitasking, as well as limited time resources, to make informed medical decisions on providing necessary medical care to those in need, that is, to turn an exploited medical information system into an intelligent productive physician assistant. Purpose. To determine the role of information technology in the process of improving the organization of medical examination of certain groups of the adult population. Materials and methods. The regulatory and legal documents of the federal and regional levels regulating the medical examination of certain groups of the adult population were analyzed. The analytical method and the content analysis method were used. Results. At the present stage, information technologies play a significant role in the implementation of medical examinations of certain groups of the adult population, starting from filtering data and preparing lists of patients for preventive measures, to closing the stages of medical examination with the formation of a health group and literally informing patients about the results of its implementation. In addition, information technologies significantly help to significantly save the time resource of medical specialists and patients in the process of performing and passing preventive measures, at the same time increasing the continuity between medical care provided in outpatient and inpatient settings. In the Moscow region, patients are proactively invited to undergo medical examinations in medical organizations using robotic calling, and the possibility of self-recording at a convenient time for its passage is constantly open. The period of passage of the first stage of medical examination of certain groups of the adult population is minimized to 2 hours, due to the territorial convergence of all components associated with its conduct and the formation of an itinerary with a clear indication of the office, the name of the study or manipulation, as well as the approximate time of the event. And finally, provided that there are no pathological abnormalities in the patient's state of health, the first stage of medical examination ends with a telemedicine consultation between the patient and the doctor, during which the doctor informs the patient that everything is fine with his health at this stage. Conclusion. Information technologies play an important role in the implementation of medical examinations of the adult population at the present stage, improving the quality of medical care, providing access to information, automating processes and contributing to the development of new methods of diagnosis and treatment. They help in the management of medical resources, optimization of patient admission schedules, management of drug stocks and medical equipment, which contributes to more efficient use of resources and cost reduction during preventive measures. Thanks to them, the exchange of information between various medical organizations improves, which contributes to more coordinated and timely medical care for patients. Keywords: information technologies in medical examination; preventive measures and information technologies; the role of the medical information system in conducting medical examinations of certain groups of the adult population.
Corresponding author: Aleksandr V. Zubko, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение С целью сохранения и укрепления здоровья населения России проводится диспансеризация определенных групп взрослого населения начиная с 2013 года. В отличие от проводимых ранее всеобщей диспансеризации населения, диспансеризации трудоспособного населения. В процессе ее реализации решается широкий спектр новых задач, включая выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний [1]. Статистические данные свидетельствуют о том, что немалая часть прошедших диспансеризацию впервые имеют такие заболевания и подлежит диспансерному наблюдению у профильных специалистов. Так, согласно данным, приведенным С. А. Бойцовым, А. Г. Чучалиным, только по итогам диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 году диспансерному наблюдению подлежало 43,7% взрослых граждан, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями. Изложенное выше свидетельствует о значительном росте в ближайшее время нагрузки на специалистов медицинских организаций, оказывающих медицинскую в амбулаторных условиях, прежде всего участковой службы [2]. В этих условиях необходимо изыскивать новые возможности, улучшающие качество и облегчающие работу специалистов, занятых диспансеризацией определенных групп взрослого населения, диспансерным наблюдением лиц, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями и\или имеющими высокий риск для здоровья, совершенствования работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую в амбулаторных условиях [3-5]. Медицинские информационные системы ряда регионов по сегодняшний день не имеют функций для решения новых задач, которые возникли в ходе диспансеризации. Следует отметить, что такие задачи первоначально и не ставились перед разработчиками МИС. Так, приказом Министерства здравоохранения от 18 июня 2013 г. № 382н предписывалось вести все первичные документы в бумажном исполнении, а в бумажном и электронном виде только отчетную форму 131/о – «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения». Приказ 87н Минздрава России от 6 марта 2015 года тоже предусматривал заполнение и передачу в электронном виде только итоговых отчетных статистических форм. Понятно, что ведение первичных учетных форм при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения в бумажном исполнении затрудняло работу амбулаторно-поликлинических учреждений в профилактическом направлении [3]. В этих условиях исключались возможности автоматизированного сбора, хранения, обработки и анализа информации о диспансеризации – основы для формирования системы поддержки принятия врачебных решений в профилактике нарушений здоровья населения. Отсутствовали возможности создания баз медицинских данных о ходе диспансеризации и диспансерного наблюдения пациентов, которые, как известно, тоже являются важным элементом системы поддержки принятия врачебных решений [6]. Таким образом, с началом проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения перед специалистами медицинских организаций, оказывающих медицинскую в амбулаторных условиях, региона возникли новые задачи, решение которых требовало расширения спектра возможностей эксплуатируемой медицинской информационной системы. Необходимо решить задачи, которые бы расширили спектр применения информационных технологий в профилактике нарушений здоровья населения. Решение этих задач позволит специалистам в условиях большой нагрузки и ограниченного времени принимать обоснованные врачебные решения по оказанию необходимой медицинской помощи нуждающимся, то есть превратить эксплуатируемую МИС с прилагаемыми модулями по образному выражению А.В. Гусева, Т.В. Зарубиной «в интеллектуального помощника врача» [7]. Материалы и методы В статье изложен опыт внедрения и применения информационных технологий регионального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и медицинских организаций Московской области. Результаты Центр общественного здоровья и медицинской профилактики (далее - Центр) является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее - медицинская организация). Региональный (республиканский, краевой, областной, окружной) Центр является самостоятельной медицинской организацией, осуществляющей координацию и методическое сопровождение мероприятий по разработке, реализации и оценке эффективности мер, направленных на снижение заболеваемости и предотвратимой смертности от неинфекционных заболеваний, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни, в субъекте Российской Федерации. В соответствии с утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 октября 2020 г. N 1177н «Порядку организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях», приведены правила организации деятельности центра общественного здоровья и медицинской профилактики. Их функции анализа результатов проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения. Отчетные формы о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации:
Диагностические критерии факторов риска развития ХНИЗ:
Повышенный уровень артериального давления - систолическое артериальное давление равно или выше 140 мм рт.ст., диастолическое артериальное давление равно или выше 90 мм рт.ст. либо проведение гипотензивной терапии. К числу граждан, имеющих данный фактор риска, относятся граждане, имеющие гипертоническую болезнь или симптоматические артериальные гипертензии (кодируется по МКБ-10* кодами 10-15), а также граждане с повышенным артериальным давлением при отсутствии диагноза гипертонической болезни или симптоматической артериальной гипертензии (кодируется по МКБ-10 кодом R03.0) Дислипидемия - отклонение от нормы одного или более показателей липидного обмена (общий холестерин 5 ммоль/л и более; холестерин липопротеидов высокой плотности у мужчин менее 1,0 ммоль/л, у женщин менее 1,2 ммоль/л; холестерин липопротеидов низкой плотности более 3 ммоль/л; триглицериды более 1,7 ммоль/л) (кодируется по МКБ-10 кодом Е 78). Гипергликемия - уровень глюкозы плазмы натощак 6,1 ммоль/л и более (кодируется по МКБ-10 кодом R73.9) либо наличие сахарного диабета, в том числе в случае, если в результате эффективной терапии достигнута нормогликемия. Курение табака - ежедневное выкуривание по крайней мере одной сигареты и более (кодируется по МКБ-10 кодом Z72.0). Нерациональное питание - избыточное потребление пищи, жиров, углеводов, потребление поваренной соли более 5 граммов в сутки (досаливание приготовленной пищи, частое употребление соленостей, консервов, колбасных изделий), недостаточное потребление фруктов и овощей (менее 400 граммов или менее 4-6 порций в сутки). Определяется с помощью опроса (анкетирования), предусмотренного настоящим Порядком (кодируется по МКБ-10 кодом Z72.4) Избыточная масса тела - индекс массы тела 25-29,9 кг/м2, и более (кодируется по МКБ-10 кодом R63.5). Ожирение - индекс массы тела 30 кг/м2 и более (кодируется по МКБ-10 кодом Е 66). Низкая физическая активность - ходьба в умеренном или быстром темпе менее 30 минут в день (кодируется по МКБ-10 кодом Z72.3) Риск пагубного потребления алкоголя (кодируется по МКБ-10 кодом Z72.1) и риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (кодируется по МКБ-10 кодом Z72.2) определяются с помощью опроса (анкетирования), предусмотренного настоящим Порядком. Отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям определяется при наличии инфаркта миокарда (кодируется по МКБ-10 кодом Z82.4) и(или) мозгового инсульта (кодируется по МКБ-10 кодом Z82.3) у близких родственников (матери или родных сестер в возрасте до 65 лет или у отца, родных братьев в возрасте до 55 лет). Отягощенная наследственность по злокачественным новообразованиям - наличие у близких родственников в молодом или среднем возрасте, или в нескольких поколениях злокачественные новообразования (кодируется по МКБ-10 кодом Z80). Отягощенная наследственность по хроническим болезням нижних дыхательных путей - наличие у близких родственников в молодом или среднем возрастем кодируется по МКБ-10 кодом Z 82.5). Отягощенная наследственность по сахарному диабету - наличие у близких родственников в молодом или среднем возрасте (кодируется по МКБ-10 кодом Z83.3). Суммарный относительный сердечно-сосудистый риск устанавливается у граждан в возрасте от 21 до 39 лет, суммарный абсолютный сердечно-сосудистый риск устанавливается у граждан в возрасте от 40 до 65 лет при отсутствии у гражданина выявленных заболеваний, связанных с атеросклерозом. У граждан в возрасте старше 65 лет и у граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет второго типа и хроническое заболевание почек, уровень суммарного абсолютного сердечно-сосудистого риска является очень высоким и по шкале суммарного риска не рассчитывается. При отнесении граждан ко II группе состояния здоровья учитывается только величина абсолютного суммарного сердечно-сосудистого риска [8-9]. Диспансеризация проводится в два этапа: Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, риска пагубного употребления алкоголя, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, определения группы здоровья. Может проводится в условиях фельдшерско-акушерского пункта (рис. 1) или поликлиники (рис. 2).
Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния).
I этап включает в себя: «Проведение опроса (анкетирования) граждан и подготовки заключения по его результатам, а также установления факта наличия дополнительных жалоб на состояние здоровья, не выявленных при опросе (анкетировании) (далее - анкетирование); расчета на основании антропометрии (измерение роста, массы тела, окружности талии) индекса массы тела; измерения артериального давления на периферических артериях; определения уровня общего холестерина в крови; определения уровня глюкозы в крови натощак; электрокардиографии в покое; измерения внутриглазного давления; осмотра фельдшером (акушеркой) и (или) взятия мазка с шейки матки в рамках проведения скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний; определения факторов риска и других патологических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний на основании диагностических критериев; определения относительного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 18 до 39 лет включительно и абсолютного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 40 до 64 лет включительно, не имеющих сердечно-сосудистых заболеваний атеросклеротического генеза, сахарного диабета второго типа и хронической болезни почек; приема (осмотра) по результатам профилактического медицинского осмотра, в том числе осмотра на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающего осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов; проведения краткого индивидуального профилактического консультирования в рамках первого этапа диспансеризации;» II этап включает в себя: Дополнительное обследование и уточнение диагноза, проведение углубленного профилактического консультирования. Для быстрого последовательного и логически понятного прохождения первого этапа диспансеризации формируется маршрутный лист (рис. 1) для пациента в котором указано название исследования или консультации, ориентировочное время его прохождения и номер кабинета в который нужно прийти для его прохождения. По Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.04.2021 №404н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» (в ред. Приказом Минздравом РФ от 01.02.2022 №44н) следующее: 1. Настоящий порядок регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях профилактического медицинского осмотра и диспансеризации следующих групп взрослого населения (в возрасте от 18 лет и старше): 1) работающие граждане; 2) неработающие граждане; 3) обучающиеся в образовательных организациях по очной форме. Настоящий порядок не применяется в случаях, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения профилактического медицинского осмотра или диспансеризации отдельных категорий граждан. 2. Профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Медицинские мероприятия, проводимые в рамках настоящего порядка, направлены на: 1) профилактику и раннее выявление (скрининг) хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее - хронические неинфекционные заболевания), факторов риска их развития, включающих повышенный уровень артериального давления, гиперхолестеринемию, повышенный уровень глюкозы в крови натощак, курение табака, риск пагубного потребления алкоголя, нерациональное питание, низкую физическую активность, избыточную массу тела или ожирение (далее - факторы риска), а также риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача; 2) определение группы здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, а также для здоровых граждан (рис. 3);
3) проведение профилактического консультирования граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития; 4) определение группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), включая граждан с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском. 4. Профилактический медицинский осмотр проводится ежегодно: 1) в качестве самостоятельного мероприятия; 2) в рамках диспансеризации; 3) в рамках диспансерного наблюдения (при проведении первого в текущем году диспансерного приема (осмотра, консультации). 5. Диспансеризация проводится: 1) 1 раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет включительно; 2) ежегодно в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдельных категорий граждан, включая: а) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, а также участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); б) лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лиц, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя" и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); в) бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); г) работающих граждан, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работающих граждан, являющихся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет. Годом прохождения диспансеризации считается календарный год, в котором гражданин достигает соответствующего возраста [10]. Информационные технологии в процессе осуществления диспансеризации Формирование плана посещений, экспорт Контрольных карт диспансеризации Формирование плана контрольных посещений в рамках диспансеризации, который предназначен для последующей передачи медицинской организацией в ТФОМС. Данная функциональность доступна пользователю АРМ медицинского статистика и АРМ администратора МО. Экспорт Контрольных карт диспансерного наблюдения. Предназначен для обеспечения взаимодействия при информационном сопровождении застрахованных лиц на этапе осуществления ДН. Функциональность доступна пользователю АРМ медицинского статистика и АРМ администратора МО [11-16]. Путь передачи информационных данных по выполнению объемов диспансеризации отдельных групп взрослого населения Форма отраслевой статистической отчетности №131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» собирается в МО централизованно в кабинете медицинской статистики. → Передаются в МИАЦ данные от главного врача МО или от Центра общественного здоровья и медицинской профилактики. → МИАЦ направляет сведенья по №131/о от всех МО в региональный Минздрав и федеральный Минздрав Российской Федерации. ФФОМС предоставляет данные Минздраву Российской Федерации (статистически Минздрав России сравнивает данные с ФФОМС (данные ФФОМС меньше, чем данные в отчетности №131/о, так как ФФОМС предоставляет данные по факту оплаченных случаев по диспансеризации)) (рис. 4.)
МО со ТФОМС могут сравнивать данные по реестру счетов на оплату медицинской помощи по диспансеризации и выверять форму отраслевой статистической отчетности №131/о. ТФОМС на основе «порядка предоставления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в территориальный фонд обязательного медицинского страхования данных персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"» предоставляет данные в ФФОМС (рис. 5.) Портал для подачи оперативных данных ежемесячно – http://asmms.mednet.ru
Обсуждение Информационные технологии в процессе оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) играют важную роль в современной организации. Технологии прошлого уступают место более эффективным и инновационным инструментам, которые существенно улучшают качество услуг и процесс работы медицинского персонала. Одним из главных преимуществ информационных технологий является возможность электронной медицинской документации. Вместо бумажных архивов и картотек, врачи и медсестры могут хранить и получать информацию о пациентах в электронном виде по Приказу Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. N 947н “Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов”. Это ускоряет доступность данных и позволяет медицинскому персоналу быстрее принимать решения. Кроме того, электронная документация позволяет избежать ошибок при переписывании информации и повышает безопасность пациентов [17-22]. Информационные технологии также помогают сократить время ожидания пациентов и стимулируют коммуникацию между различными звеньями медицинской системы. Электронная система записи на прием и направления на консультации позволяет пациентам получить медицинскую помощь в удобное время, минуя необходимость ждать в очереди. Медицинский персонал, в свою очередь, может более эффективно планировать свою работу и координировать свои действия с другими специалистами, что способствует лучшему качеству помощи [23-27]. Благодаря информационным технологиям, врачи также могут вести телемедицинские консультации. Это особенно важно для тех случаев, когда пациент находится в удаленных регионах или не может физически посетить медицинское учреждение. Телемедицина позволяет общаться с пациентами через интернет, назначать лечение и делать диагнозы. Диспансеризация отдельных групп взрослого населения (ДОГВН) проводится с разным интервалом для каждого возраста, а именно с 18 лет до 39 лет, проводится один раз в три года, с 40 лет и старше каждый год необходимо записаться на прием к участковому терапевту по Приказу от 28 сентября 2023 г. N 515н о внесении изменений в порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. 404н [28-32]. Информирование пациента о необходимости пройти ДОГВН Узнать о диспансеризации он может из информационных каналов связи, это может быть личный кабинет пациента, теле-радио вещание, информационные плакаты или интернет. Запись на диспансеризацию пациент может сделать через: личный кабинет пациента, позвонить в call center или прийти лично записаться на приём. Call center может быть организован централизованно и быть одним на несколько организаций или же находится на базе медицинской организации и из неё осуществлять приём звонков. Информационные технологии внедряются в call center, роботизированный обзвон помогает обзванивать и принимать звонки пациентов, что позволяет сократить время дозвона до оператора. Так же оповещение пациенту «прийти на диспансеризацию» приходит на телефон [33-36]. После приглашения пациента на определенное время и дату, его вносят в электронное расписание медицинской организации. После записи на диспансеризацию, пациент может пройди дистанционное анкетирование, которое ему могут предоставить на электронном портале или в личном кабинете в телефоне. Прохождение дистанционного анкетирования помогает сократить время проведения в медицинской организации, но есть возможность, для тех, кто не может удалённо пройти анкету, взять её в медицинской организации [37].
У пациента должно быть на руках маршрутный лист и время прохождения кабинетов, с пояснением какие обследования и анализы предстоят выполнить пациенту и за какое время (рис. 6). Так же какие результаты по окончанию диспансеризации он получит. Всю информацию он может взять из личного кабинета или на электронном портале [38]. Какие исследования и кто проводит, записывают ли отдельно Медицинский осмотр проводят: участковый врач-терапевт, врач общей практики, фельдшер ФАПа. Организация проведения диспансеризации включает в себя различные исследования, которые позволяют оценить текущее состояние здоровья человека и выявить потенциальные проблемы, требующие медицинского вмешательства. Среди основных исследований при диспансеризации следует отметить: 1. Общий медицинский осмотр: включает беседу с врачом, измерение артериального давления, оценку роста и веса, а также другие оценочные параметры. проводятся в отделении (кабинет) медицинской профилактики или в кабинете участкового врача-терапевта медсестрой, но правильней проводить диспансеризацию и медицинский осмотр в отделении (кабинет) медицинской профилактики врачом 2. Лабораторные исследования: анализы крови и мочи, позволяющие оценить уровень глюкозы, холестерина, гормонов и других показателей здоровья. 3. Инструментальные исследования: могут включать рентгенографию, ультразвуковое исследование, ЭКГ, компьютерную и магнитно-резонансную томографию, позволяющие выявить заболевания внутренних органов, опухоли и другие изменения. Как видно из вышеизложенного, исследования при диспансеризации проводятся различными организациями, включающими в себя широкий спектр медицинских специалистов. Их целью является выявление и предотвращение заболеваний, а также оказание своевременной медицинской помощи населению. Это необходимая и важная процедура, позволяющая поддерживать здоровье населения и сохранять его качество жизни [39-40]. Период прохождения первого этапа для пациента На I этапе диспансеризации пациенту даётся пройти анкету в информационном виде с возможностью ответить на вопросы в личном кабинете пациента или заполнить бумажный вариант. Пациенту измеряют индекс массы тела, артериальное давление и внутриглазное давление. Проводится ЭКГ, флюорография (1 раз в 2 года). Из анализов делают экспресс – анализ крови на глюкозу, экспресс – анализ крови на холестерин. Проводится оценка сердечно-сосудистого риска. Исследование кала на скрытую кровь (1 раз в 2 года в возрасте от 40 до 64 лет, 1 раз в год в возрасте от 65 до 75 лет) при этом исследовании не информируют пациентов как правильно сдавать анализ и что делать, если результат кала на скрытую кровь положительный. Эзофагогастродуоденоскопия в 45 лет выполняется. - Для мужчин: определение простат-специфического антигена в крови у мужчин в возрасте 45, 50, 55, 60 и 64 лет.; - Для женщин: осмотр врачом-акушером-гинекологом (с 18 и старше); Взятие мазка с шейки матки, цитологическое исследование мазка с шейки матки 1 раз в 3 года в возрасте от 18 до 64 лет; Маммография (1 раз в 2 года в возрасте от 40 до 75 лет) Первая явка пациента информируется по результатам I этапа диспансеризации в случае отклонения или здоров через личный кабинет пациента, call center поликлиники, медсестра или врач-терапевт участковый. Если пациент проинформирован, что отклонений нет, он здоров, то ему придёт приглашение на диспансеризацию в соответствии с его возрастной группой. А если у пациента выявлены отклонения, он направляется на II этап диспансеризации к узкому специалисту и по окончанию обследования присвоится группа здоровья и будет поставлен на диспансерное наблюдение по своему заболеванию. На II этап диспансеризации пациенты должны быть проинформированы, им должно быть понятно почему их направили на обследование к узкому специалисту, запись к нему предоставить и объяснить маршрутизацию на II этапе (рис. 7).
Участковая служба курирует этих пациентов на диспансерном наблюдении с присвоением группы здоровья. Телеконсультация врача по итогам первого этапа, при отсутствии отклонений в состоянии здоровья! Или подготовка плана выполнения второго этапа (ЗАПИСЬ к узким специалистам) Информационные технологии существенно улучшают качество и доступность первичной медико-санитарной помощи. Они оптимизируют процессы, ускоряют действия и способствуют более эффективной работе медицинского персонала. Продвижение и использование таких технологий должно быть приоритетом в развитии современной медицинской системы [41-42]. Заключение Важно отметить, что информационные технологии имеют значительное место в диспансеризации взрослого населения. Они используются для хранения и обработки медицинских данных пациентов, создания электронных медицинских карт, а также для мониторинга здоровья и предоставления доступа к медицинской информации специалистам. Это помогает улучшить качество медицинского обслуживания, упростить процессы и сделать медицинскую информацию более доступной и удобной для пациентов. Информационные технологии также играют важную роль в автоматизации процессов записи на прием к врачу, управлении лекарственной терапией, мониторинге результатов обследований и анализов, а также ведении статистики заболеваемости и эффективности медицинских программ. Они помогают улучшить координацию заботы о пациентах, обеспечить точность данных и быстрый доступ к необходимой информации, что в свою очередь способствует более эффективному ведению медицинской практики и повышению общего уровня здравоохранения. Применение электронных сервисов позволяет улучшить взаимодействие между различными специалистами, оказывающими медицинскую помощи и административно-управленческим аппаратом, облегчая обмен данными и консультирование по поводу диагнозов и лечения. Это может помочь снизить количество ошибок и повысить качество оказания медицинской помощи. Кроме того, информационные технологии позволяют проводить дистанционные консультации и мониторинг состояния пациентов, что особенно важно для людей, находящихся в отдаленных районах или с ограниченной мобильностью. Цифровые решения играют важную роль в современных системах управления медицинскими данными, например, в ведении электронных медицинских записей, которые позволяют сохранять, быстро обновлять и анализировать информацию о пациентах. Благодаря использованию информационных технологий возможно автоматизировать процессы выписки рецептов, назначения лабораторных и инструментальных исследований, а также обработки медицинских расходов и оплаты услуг, что существенно упрощает административные процессы в здравоохранении и позволяет улучшить эффективность медицинской помощи. Отдельно стоит отметить значимость проведения телемедицинских консультаций и обследований пациентов удаленно, через интернет или специальные медицинские приложения. Это особенно важно для людей, которые не могут легко получить доступ к медицинским услугам из-за географического удаления, ограниченной мобильности или других причин. Такие технологии помогают сэкономить время, снизить затраты на обследование и увеличить доступность медицинской помощи. Разработка специализированных медицинских приложений и устройств, таких как портативные мониторы здоровья, умные часы и датчики, помогает людям отслеживать свои показатели здоровья, ведущие к более активной изоляции о своем здоровье и помогая им принимать более осознанные решения о своем образе жизни. Таким образом, информационные технологии играют важную роль в осуществлении диспансеризации взрослого населения на современном этапе, улучшая качество медицинской помощи, обеспечивая доступ к информации, автоматизируя процессы и способствуя развитию новых методов диагностики и лечения. Они помогают в управлении медицинскими ресурсами, оптимизации расписания приема пациентов, управлении лекарственными запасами и медицинским оборудованием, что способствует более эффективному использованию ресурсов и сокращению издержек во время проведения профилактических мероприятий. Информационные технологии также улучшают обмен информацией между различными медицинскими организациями, это способствует более согласованной и своевременной медицинской помощи для пациентов. Библиография
References
Просмотров: 839
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 28.04.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|