ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ |
![]() |
04.03.2025 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-6-12
Наниев С.О., Макиев Р.Г., Карайланов М.Г. Резюме Актуальность. Анализ исторических аспектов позволил нам определить события, которые сформировали современную структуру и модель системы здравоохранения в Республике Южная Осетия. Важным фактором является следствие политико-экономических событий, произошедших в переходном этапе истории Республики Южная Осетия. В работе нами подчеркивается, что для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Республики Южная Осетия необходим учет исторически сложившихся особенностей. Также нами поднят вопрос о значении международного сотрудничества и обмена опытом в сфере здравоохранения. Это, в свою очередь, обеспечит доступ к актуальным международным стандартам лечения и практикам в области оказания медицинской помощи населению. Цель. Анализ и обобщение исторического опыта организации медицинской помощи населению Республики Южная Осетия. Материалы и методы. Обзор и анализ литературных источников. Результаты. Содержание обзора и анализ подчеркивают, что понимание исторического развития системы здравоохранения в Республике Южная Осетия является ключевым для определения стратегий её развития. Выводы. К моменту объявления независимости Республики Южная Осетия система здравоохранения испытывала значительные критические трудности, обусловленные как внешними, так и внутренними кризисными явлениями, которые значительно повлияли на функционирование медицинских организаций, приведя к разрушению инфраструктуры и лишению доступа населения к медицинской помощи. Человеческие жертвы, увеличение числа пострадавших и перемещенных лиц, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки потребовали от государства чрезвычайных усилий по организации доступной и качественной медицинской помощи в условиях ограниченных ресурсов. Область применения результатов. Результаты могут быть использованы исследователями в области изучения общественного здравоохранения, а также органами государственной власти, определяющими политику в области здравоохранения. Ключевые слова: система здравоохранения; медицинская организация; медицинская помощь; Юго-Осетинская автономная область; Республика Южная Осетия; политико-экономические факторы; медицинская инфраструктура.
Контактная информация: Наниев Сослан Отарович, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
HISTORICAL ASPECTS OF THE HEALTH CARE SYSTEM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA Abstract Significance. Analyzing historical aspects allowed us to identify the events that shaped the modern structure and model of the health care system in the Republic of South Ossetia. A consequence of political and economic events during the transitional period in the history of the Republic of South Ossetia is an important factor. The authors emphasize that in order to improve performance of the health care system of the Republic of South Ossetia, it is necessary to take into account historically developed features. We also raised the question of importance of international cooperation and exchange of experience in the field of health care. This, in turn, will provide access to current international treatment standards and practices in health care delivery. The purpose of the study is to analyze and generalize historical experience in developing health care system in the Republic of South Ossetia. Material and methods. The study used a systematic literature review. Results. The contents of the review and analysis emphasize that understanding historical development of the health care system in the Republic of South Ossetia is key to identifying effective strategies for its further improvement. Conclusion. By the time the Republic of South Ossetia had declared its independence, the healthcare system was facing significant critical difficulties caused by both external and internal crises, that had d significant impact on the performance of medical organizations, leading to the destruction of infrastructure and limited access to medical care. Human casualties, increased number of injured and displaced persons, and worsened sanitary and epidemiological situation required extraordinary efforts from the state to organize continuous care delivery in conditions of limited resources. Scope of application. The results can be used by researchers in the field of public health, as well as government authorities determining health policy. Keywords: health care system; medical organization; medical care; South Ossetian Autonomous Region; Republic of South Ossetia; political and economic factors; medical infrastructure.
Corresponding author: Soslan O. Naniev, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение В контексте анализа военно-политических потрясений и последующего кризисного периода, Республика Южная Осетия столкнулась с трудностями в сохранности архивных материалов. Часть документации, относящейся к данному историческому периоду, была утрачена или повреждена в результате вооруженного конфликта и, как результат, социально-экономического дестабилизирующего воздействия. Особенность проведенного нами исследования заключалась в необходимости анализа не только официальных документальных источников, но и альтернативных форм источников информации. В частности, нами использована доступная печатная литература, научные труды, а также личные воспоминания участников событий, что требует критического подхода к анализу и интерпретации использованных данных. Однако, при отсутствии всей полноты документальной базы, эти данные остаются ценным ресурсом для восстановления картины прошедших событий. Таким образом, анализ военно-политических потрясений и кризисного периода поведен с учетом комплексного подхода, включавшего сбор, систематизацию и анализ доступных источников, в том числе архивных материалов, литературных источников и личных свидетельств. Анализ исторического развития системы здравоохранения в Республике Южная Осетия выявил взаимосвязь между политико-экономическими потрясениями и их влиянием на организацию и функционирование современной системы здравоохранения Республики Южная Осетия, сыграв ключевую роль в формировании её основ [1,2]. В период Юго-Осетинской автономной области были заложены основы системы оказания медицинской помощи населению. Это время стало началом строительства медицинских организаций с целью повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению. Государственная поддержка способствовала строительству больниц, поликлиник и санаториев [1,2,3]. Распад Союза Советских Социалистических Республик привел к значительным экономическим проблемам, включая рост безработицы и ухудшение уровня жизни населения, что, в свою очередь, отрицательным образом сказалось на финансировании и поддержке системы здравоохранения. Вооруженные столкновения и природные катаклизмы в начале 1990-х годов привели к многочисленным жертвам, разрушению медицинской инфраструктуры, что повлекло проблемы с доступностью и качеством медицинской помощи для населения [1]. В условиях политической нестабильности и экономических потрясений система оказания медицинской помощи подверглась серьезным испытаниям, что потребовало адаптации и поиска новых подходов к организации медицинской помощи, способных обеспечить устойчивое функционирование в изменчивом политико-экономическом контексте. Цель. Анализ и обобщение исторического опыта организации медицинской помощи населению Республики Южная Осетия. Материалы и методы Осуществлен обзор литературных источников государственных архивных документов, материалы научных конференций, а также мемуары непосредственных участников событий. Результаты Разрушительные события начала 1990-х годов: распад СССР, вооруженные конфликты и разрушительное землетрясение, оказали колоссальное воздействие на демографическую, социальную и экономическую структуру населения Республики Южная Осетия. Эти факторы вызвали кризисные явления в государстве и потребовали срочного принятия мер адаптации. Демографические факторы играли ключевую роль в определении потребностей населения в области жилищного хозяйства, здравоохранения и иных сфер. Административная структура Юго-Осетинской автономной области заключалась в районном делении. Область делилась на четыре района со следующими административными центрами [1,2,3,4]:
Демографическая ситуация с 1926 по 1989 год: в 1926 году население составляло 87375 человек, в 1939 году - 106118, к 1959 году снизилось до 96807, в 1970 году выросло до 99421, в 1979 году уменьшилось до 97378, и к 1989 году снова возросло до 99102 человек [1,4,5]. Система здравоохранения Юго-Осетинской автономной области была частью государственной системы здравоохранения, которая была ориентирована на оказание бесплатной медицинской помощи населению. Система здравоохранения строилась на принципах универсального доступа к медицинской помощи, профилактики заболеваний и централизованного планирования [2]. Система здравоохранения к концу 1980-х годов была представлена сетью медицинских организаций, ориентированных на обеспечение оказания доступной медицинской помощи населению. Структура здравоохранения была разработана таким образом, чтобы максимально приблизить медицинскую помощь к месту жительства населения, обеспечивая её качество. Медицинские организации Юго-Осетинской автономной области в 1989 году были представлены районными больницами и поликлиниками, обеспечивающими медицинской помощью население соответствующих районов [4]:
К концу 1980-х годов, на фоне общего снижения влияния центральной власти и последующего роста националистических движений в республиках, в Грузинской Советской Социалистической Республике начали обостряться национальные противоречия. Грузинские националистические лидеры выступили за сокращение автономных прав и последующее упразднение Юго-Осетинской автономной области, что вызвало резкое недовольство среди осетинского населения [1,3]. В 1989–1990 годах напряженность переросла в открытые столкновения между грузинским и осетинским населением. Ситуация ухудшилась после того, как Грузинская Республика провозгласила свою независимость в апреле 1991 года, что вызвало обоснованные опасения среди осетинского населения в отношении их безопасности и будущего статуса [1,2]. Вооруженные столкновения начала 1990-х годов и последующие события привели к значительным гуманитарным проблемам, включая проблемы с перемещенными лицами, разрушение жилых домов и инфраструктуры, а также долгосрочные социальные и экономические потрясения [1,2,3]. Объявление о независимости Республики Южная Осетия произошло в условиях растущего напряжения и конфликта. В то время как жители еще не оправились от вооруженного конфликта, в апреле 1991 года Юго-Осетинскую автономную область потрясло мощное землетрясение (около 9 баллов по шкале Рихтера), эпицентр которого был в Дзауском районе. Это стихийное бедствие привело к жертвам и разрушениям, что усугубило уже сложившуюся обстановку, требуя объединения усилий для преодоления последствий и восстановления [1]. Из числа медицинских организаций были полностью разрушены все санатории и дома отдыха в Дзауском районе (полностью разрушена Дзауская районная больница и поликлиника), разрушена Знаурская районная больница, полностью разрушена Квайсинская больница и поликлиника, что оказало катастрофическое влияние на доступность медицинской помощи населению, что особенно критично в условиях вооруженного конфликта и чрезвычайных ситуаций. Землетрясение нанесло серьезный удар по экономике, разрушив инфраструктуру, что привело к падению уровня жизни населения. Процесс восстановления был затруднен из-за продолжающегося вооруженного конфликта и политического статуса Республики Южная Осетия [1]. Возможность восстановления после землетрясения была подчеркнута важностью международной помощи и сотрудничества. Российская Федерация предприняла практические действия в остановке вооруженного конфликта, а также предложила свою поддержку в оказании гуманитарной помощи и восстановлению инфраструктуры. Обсуждение В условиях ограниченных ресурсов, вызванных чрезвычайными ситуациями, такими как война и землетрясение, система здравоохранения Республики Южная Осетия была вынуждена адаптироваться к новым реалиям. Например, в посёлке Дзау для организации оказания медицинской помощи населению были приспособлены блок-контейнеры, что стало одним из способов срочного реагирования на потребности населения в первичной медико-санитарной помощи. В поселке Знаур для организации доступности медицинской помощи населению района использовалось уцелевшее здание поликлиники. Конфликты и стихийные бедствия оказали глубокое психологическое воздействие на жителей Республики Южная Осетия, многие из которых столкнулись с психологическими травмами, связанными с потерей близких, домов и привычного образа жизни. Необходимость в психологической поддержке и социальной адаптации пострадавших стала ключевым фактором в посткризисном периоде. Заключение В период с момента принятия Акта о Государственной независимости Республики Южная Осетия в 1992 году до признания её независимости Российской Федерацией в 2008 году, а также в последующий период прямых инвестиций Российской Федерацией в социальную сферу, включая здравоохранение – строительство медицинских организаций по всей территории, наблюдался значительный рост доступности и качества оказания медицинской помощи населению. Эти меры, принятые в условиях нестабильности и ограниченности ресурсов, подчёркивают необходимость в способности системы здравоохранения к адаптации и восстановлению, обеспечивая при этом непрерывное оказание медицинской помощи населению в переходный период до начала реализации масштабных проектов по строительству и оснащению новых медицинских организаций, финансируемых в рамках прямых инвестиций в социальную сферу в современной истории Республики Южная Осетия [7]. Библиография
References
Дата поступления: 03.04.2024 Просмотров: 36
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 13.03.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|