О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №1 2010 (13) arrow Информационные потребности врачей первичного звена
Информационные потребности врачей первичного звена Печать
02.04.2010 г.

УДК: 614.2:616-051

Зимина Е.И., Кайгородова Т.В.
ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва

Information needs of doctors of primary care
Zimina E.I., Kaygorodova T.V.

Federal Public Health Research Institute, Moscow

В статье представлены результаты исследования информационных потребностей врачей первичного звена здравоохранения из 21 региона России. Исследование проводилось методом анкетирования на семинарах и конференциях и на местах (в поликлиниках и офисах врачей общей практики). Всего в опросе участвовало 429 врачей. Исследование выявило неудовлетворительное состояние текущего обеспечения научной информацией врачей первичного звена. Практически, возможности получения новой достоверной научной информации имеют врачи ПМСП, работающие в больших городах, где регулярно проводятся конференции и семинары. Врачи, работающие в малых населенных пунктах, оторваны от такой системы непрерывного образования из-за экономических причин и нехватки времени. Предложены меры по совершенствованию информационного обеспечения этой категории медицинских работников. In the article, results of the research in information needs carried out among doctors of primary healthcare in 21 regions of Russia are submitted. The research was performed by using a method of questioning at workshops and conferences and also at working places (in polyclinics and GP doctors offices).The total number of doctors participated in the interrogation was 429. The research has revealed an unsatisfactory state of the current provision of primary care doctors with the scientific information. Practically, mainly primary health care doctors working in the big cities, where conferences and workshops are regularly carried out, have opportunities of obtaining new authentic scientific information. The doctors working in small settlements are distanced from such a system of continuous training because of the economic reasons and shortage of time. Measures for improving information provision of this category of medical workers are offered.

Ключевые слова: информационные потребности, информационное обеспечение, научная информация, врачи первичного звена, кадры здравоохранения

Key words: information needs, information support, evidence, primary health care, human resources for health

Первичная медико-санитарная помощь является важнейшим звеном здравоохранения, потому что именно на этом этапе происходит первый контакт человека с системой здравоохранения, а 80% людей и заканчивают свое лечение в амбулаторных учреждениях. Поэтому крайне важно, чтобы врачи, которые оказывают эту помощь, были высококвалифицированными и обладали современными знаниями. С другой стороны, медицина является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей науки. По данным ряда авторов, медицинские знания устаревают в течение 3-5 лет, поэтому знаний полученных в институте или на курсах усовершенствования недостаточно [3, 6, 15, 20, 23]. Необходимо повышать свой профессиональный уровень, получая научную информацию о новых методах лечения и лекарственных препаратах.

В настоящее время роль информации в непрерывном образовании врача исключительно важна, а оптимизация информационного обеспечения медицинских кадров является одним из основных направлений развития отечественного здравоохранения [4, 5, 8].

В идеале практикующий врач для решения конкретной клинической задачи должен располагать современной информацией о существующих методах диагностики и лечения. Поскольку объем информации об этих методах, применяемых в медицинской практике, постоянно растет, обучение различным методам эффективного поиска информации, ее критической интерпретации становится новым научным направлением в образовании, ее парадигмой [19].

В настоящее время сформировался огромный информационный поток о новых технологиях, методах лечения и лекарственных препаратах, который один отдельно взятый практикующий врач не может отслеживать [1, 3, 6, 21, 22].

С другой стороны, постоянно нарастающий дефицит врачебных кадров и низкий уровень заработной платы приводят к тому, что врачи вынуждены работать по совместительству, коэффициент которого из года в год растет и достигает в ряде учреждений 1,7-2,1. Это не может не сказываться на качестве медицинской помощи. В то же время кадровый дефицит не позволяет руководителям лечебно-профилактических учреждений направлять врачей на циклы повышения квалификации даже один раз в пять лет (планово). До 40% врачей первичного звена не проходили повышения квалификации за последние десять лет, вследствие чего уровень их профессиональной подготовки не отвечает современным требованиям [11, 19].

Таким образом, существует объективная необходимость непрерывного обучения на рабочем месте в условиях постоянного дефицита времени. Для этого практикующим врачам важна достоверная научная информация о тех или иных новых методах лечения и диагностики или фармацевтических препаратах, успешно прошедших клинические испытания. Такая информация носит конкретный характер и требует большой предварительной аналитико-синтетической обработки [16, 17].

Важным моментом для информационного обеспечения специалистов является учет их информационных потребностей. Любая информационная потребность представляет собой сложнейшее многоплановое явление и в известном смысле уникальна, так как зависит от очень многих факторов, например, от профессиональной подготовки потребителя, его психологического склада, возраста, стоящей перед ним задачи и т. д. [14].

Для выявления информационных потребностей следует определить параметры их оценки, которые должны основываться на следующих данных:

  • типе информации (тематика, виды документов);
  • ее качестве и количестве;
  • формах и способах получения;
  • сроках представления.

В соответствии с первой группой оценок необходимо выявить категории потребителей информации по тематике информации и видам документов. Чем подробнее указана тематика, тем точнее определяются информационные потребности.

Вторая группа включает сведения о точности, полноте и количестве информации при условии обеспечения ее достоверности. Достоверность и полнота обеспечиваются выбором надежных источников информации, правильным их отбором и квалифицированной переработкой. Количество информации должно быть оптимальным, без ненужного избытка.

Третья группа касается того, в какой форме к потребителю должна поступать информация. Здесь же следует указать вид носителей информации (оригинал или копия, информация представлена в бумажном виде или на электронном носителе, периодическое издание, законодательный документ и пр.) [7, 18].

Целью настоящей работы стало определение информационных потребностей врачей первичного звена здравоохранения в ряде регионов России.

Для изучения информационных потребностей врачей первичного звена здравоохранения было проведено анкетирование, которое осуществлялось методом прямого интервьюирования и путем самостоятельного заполнения анкет респондентами. Для наиболее объективного охвата врачей первичного звена было принято решение провести анкетирование участников на нескольких наиболее крупных всероссийских и международных семинарах и конференциях (таких как Всероссийский конгресс педиатров (Москва, 2006-2007 гг.), Всероссийский Конгресс "Человек и лекарство" (Москва, 2006-2007 гг.), Конференция по организации первичной медико-санитарной помощи (Москва, 2008), Всероссийская научно-практическая конференция «Новые технологии в современном здравоохранении» (Москва, 2007 г.) и др.). Участников указанных конференций и семинаров опрашивали методом прямого интервьюирования, и в ходе данного опроса было собрано 35,6% анкет. Остальные 64,4% анкет получены в ходе опроса специалистов ПМСП «на местах», в медицинских учреждениях Иркутской, Саратовской и Ярославской областей. В итоге объединение участников конференций и респондентов из пилотных регионов позволило включить в исследование мнение специалистов из 21 региона Российской Федерации. Эти регионы существенно различаются по социально-экономическим, климато-географическим, медико-демографическим параметрам и по структуре оказания медицинской помощи.

Всего было собрано 429 анкет. Среди респондентов оказалось 13,05% врачей высшей категории, 36,83% - первой, 15,38% - второй, 0,23% - третьей и 34,50% - без категории.

Средний стаж работы врачей-респондентов первичного звена здравоохранения составил 16,77 лет. Среди врачей первичного звена были выделены три группы:

  • - врачи общей практики (ВОП) – 22 человека;
  • - участковые терапевты – 218 человек;
  • - участковые педиатры – 189 человек.

Все специалисты, принявшие участие в опросе, отметили, что в своей работе используют разные источники информации. Анализ результатов показал, что в настоящее время практикующие врачи наибольшее значение придают изучению нормативно-правовых актов, в то время как научно-медицинская информация отходит на второй план.

Подавляющее большинство практикующих врачей – 382 респондента (89,04%) используют в своей работе внутренние приказы учреждений, в которых работают. Наибольшую потребность они отмечают в использовании методической информации (326 респондента - 75,99%), и в информации, связанной с обменом практическим опытом (302 респондента - 70,40%) (Рис.1). Из результатов опроса видно, что научная информация находится лишь на четвертом месте среди основных видов информации. Однако в современных условиях практикующим врачам необходимо иметь навыки работы с научной информацией, чтобы иметь возможность самостоятельно ориентироваться в новых методах лечения и лекарственных препаратах.

Рис. 1
Рис.1. Виды информации, необходимые, по мнению врачей первичного звена, в их работеi.

По мере повышения научной квалификации специалиста возрастает его потребность в первоисточниках. Чем выше квалификация потребителя информации, тем более он оценивает иностранные журналы, материалы конгрессов, симпозиумов, конференций. Практические врачи проявляют большой интерес к учебным пособиям и методическим указаниям, дающим конкретные рекомендации по диагностике, лечению и профилактике. Доступ и сбор научно-медицинской информации для практикующих врачей осуществляется разными путями, наиболее эффективным из них является участие в специализированных конференциях и семинарах. В то же время постоянным источником новой научно обоснованной информации являются профессиональные журналы.

Практикующие врачи на вопрос анкеты о том, какие журналы они считают наиболее важными в своей работе, в ответах разделились по специальностям. Так большинство врачей общей практики -14 респондентов - 63,64% от группы ВОП - используют журнал «Российский семейный врач» и 12 респондентов - 54,55% от группы ВОП - «Терапевтический архив». Участковые терапевты - «Терапевтический архив» (155 респондентов - 71,10% от группы участковых терапевтов) и журнал «Врач» (121 респондент - 55,50%). Преобладающее число участковых педиатров (161 респондент - 85,19% от группы участковых педиатров) используют статьи из журнала «Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского» и «Российского педиатрического журнала» (121 респондент - 64,02%) (Рис.2).

Рис. 2
Рис.2. Наиболее используемые в работе практических врачей профессиональные журналы.

Большинство специалистов из разных групп выделили наиболее полезный в своей работе один отечественный профессиональный журнал:

  • - для врачей общей практики – «Российский семейный врач»;
  • - для участковых терапевтов – «Терапевтический архив»;
  • - для участковых педиатров – «Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского».

В ходе исследования было проведено изучение информационных потребностей респондентов в тематических разделах научно-медицинских журналов, и соответственно, в степени их доступности. Для отражения данных вопросов был выбран метод оценки по бальной шкале. Респонденты должны были выбрать одну из цифр от 0 до 5, наиболее точно отражающую их мнение.

Информационные потребности респондентов полностью отражают их профессиональные интересы. Практикующие врачи отмечают свою заинтересованность в рубриках: в помощь практикующему врачу (4,86); вопросы профилактики (4,80) и клинические рекомендации (4,80). Наименьшая степень потребности в информации среди данной группы респондентов отмечена по тематическому разделу экономики здравоохранения (3,32).

При анализе результатов использованы так называемые «Индекс информационной потребности» и «Индекс доступности информации», представляющие среднее арифметическое индивидуальных индексов.

Среди практикующих врачей ярко выражена тенденция низкого индекса доступности, которая по всем указанным группам оказалась ниже потребности и в целом составила 3,65. Из чего можно заключить, что врачи ПМСП не получают ту информацию, которая требуется им в работе, а при самостоятельном поиске не знают, где и как можно получить необходимую информацию.

Рис. 3
Рис. 3. Соотношение информационных потребностей и доступности информации.

По мнению самих респондентов, основной причиной недостатка информации является ее недостаточное предоставление в периодических научно-медицинских изданиях (рис 4.).

Рис. 4
Рис. 4. Полнота предоставления в научно-медицинских журналах информации, по мнению практикующих врачей.

Только 143 респондента (33,33%) отмечают, что в научно-медицинских журналах информация представлена в «желаемом» виде и объеме. Часть врачей ПМСП отметила неудовлетворительное качество информации.

При анализе основных путей получения респондентами необходимой им научно-медицинской информации нами были получены следующие результаты (Рис. 5).

Практические врачи отметили, что в основном получают интересующую их информацию при прохождении циклов профессионального обучения и на семинарах (354 респондента - 82,52%), а также от руководителей учреждения, в котором работают (321 респондент - 74,83%). В наименьшей степени им (27 респондентам - 6,29%) доступна информация из международных проектов.

Рис. 5
Рис. 5. Основные пути получения практическими врачами научно-медицинской информации.

Роль медицинских информационно-аналитических центров в обеспечении респондентов необходимой информацией отметили 34 врача (7,93%).

Интернет существенно повысил доступность информации. Однако из интернета пользователь получает огромное количество неструктурированной информации, причем достоверная научная информация перемешана со случайной, развлекательной, бытовой и недостоверной. Ни один врач не в состоянии пересмотреть весь массив информации из интернета в поисках той, что ему необходима. Причем в силу коммерциализации информации наиболее ценная ее часть, как правило, касающаяся высоких технологий, доступна в интернете только за деньги [9].

Большое количество научной информации сосредоточено в электронных базах данных библиотек. Причем эти библиотеки предоставляют различную информацию о научных публикациях. Так каталоги наиболее крупных российских библиотек (Центральной научно-медицинской и Государственной) предоставляют только библиографические описания научных публикаций, которые имеются у них в наличии. ВИНИТИ, сохранившийся в качестве основного органа всей научно-технической информации в стране, выпускает реферативный журнал по медицине, который имеет библиографическое описание и рефераты к каждой публикации [2].

Среди наиболее крупных международных баз данных по медицине и здравоохранению - MEDLINE и PubMed, EMBASE, ProQuest и др. Однако среди них лишь немногие предоставляют свободный доступ к своей информации (PubMed – к рефератам), а к полным текстам документов практически никто [10]. Возможно, именно по данной причине только 4% респондентов указали названия используемых ими в работе электронных библиотек. Среди указанных Баз данных, помимо перечисленных, опрошенные специалисты отметили: Medecine; Medportal; Uroveb; базы данных на сайтах ГЦНМБ, ГНМБСПб, государственной научной библиотеки Молианова Сибирского и научной библиотеки США.

Процесс создания электронных библиотек начался и в России. Например, проект «Электронная библиотека» - «e-library.ru» [13]. В ней сейчас можно найти отдельные полные тексты статей, но их пока мало. До предоставления большого количества полных текстов публикаций на медицинские темы еще далеко.

Врачи-респонденты отметили, что в наибольшей степени используют интернет для получения информации о научных статьях - 44,37% респондентов; клинических руководствах 39,44% и справочниках - 37,32%. 31,25% респондентов считают, что информация о клинических руководствах, полученная ими по системе интернет, является наиболее полезной в их работе. В то же время ни один из практикующих врачей первичного звена, принявших участие в опросе, не отметил значения зарубежных публикаций. Электронными библиотеками же пользуются лишь 13 врачей (3,03%).

В целом, все врачи первичного звена отметили несколько основных трудностей получения научной информации (Рис. 6). Среди них на первом месте – недостаток времени на ее поиск – 52,45% респондентов; на втором – отсутствие информационного обеспечения на рабочем месте – 31,00%, что лишь конкретизирует первую причину. На третьем месте стоят финансовые трудности – 28,44%, связанные с тем, что в настоящее время большинство достоверной научной информации является платной (подписка на научные журналы, приобретение пособий, справочников и клинических руководств и др.). Довольно высокий процент респондентов отметили отстутсвие доступа в интернет – 25,17%, что говорит о слабой технологической оснащенности учреждений первичной помощи, особенно в малых населенных пунктах.

Рис. 6
Рис. 6. Трудности получения научной информации

В заключительной части анкеты специалисты оценили степень своей удовлетворенности существующей системой обеспечения профессиональной информацией. Для выражения данного показателя был выбран метод оценки по бальной шкале. Респонденты должны были выбрать одну из цифр от 0 до 5, наиболее точно отражающую их мнение. При анализе результатов, использованы так называемый «Индекс удовлетворенности», представляющий среднее арифметическое индивидуальных индексов. Индекс оценки системы врачами составил 3,36, что выявляет весьма среднюю оценку существующей системы информационного обеспечения.

Специалисты выразили свои пожелания по совершенствованию организации информационного обеспечения.

Рис. 7
Рис. 7. Меры по совершенствованию системы информационного обеспечения, по мнению практикующих врачей.

По мнению большинства врачей первичного звена здравоохранения при планировании системы информационного обеспечения, необходимо уделять внимание наличию пакета необходимых документов на рабочем месте (272 респондента - 63,40%), и больше времени отводить регулярному оповещению о новой информации на производственных совещаниях и семинарах (259 респондентов - 60,37%). Почти половина опрошенных высказалась за пополнение библиотек ЛПУ новыми научными изданиями, клиническими руководствами и научными журналами (Рис.7).

Часть врачей (209 респондентов - 48,72%) подробно описали свои пожелания по содержимому обязательного пакета документов на своем рабочем месте (Рис.8). Большинство из опрошенных считают обязательным наличие в информационном пакете нормативно-правовых документов и информации по клиническим вопросам.

Рис. 8
Рис. 8. Содержание обязательного пакета документов на рабочем месте, по мнению практических врачейii.

Таким образом, исследование выявило неудовлетворительное состояние текущего обеспечения научной информацией врачей первичного звена. Практически, возможности получения новой достоверной научной информации имеют врачи ПМСП, работающие в больших городах, где регулярно проводятся конференции и семинары. Врачи, работающие в малых населенных пунктах, оторваны от такой системы непрерывного образования из-за экономических причин и нехватки времени. Они имеют возможность пополнять свои знания только из научных журналов и новых клинических руководств, имеющихся в распоряжении тех ЛПУ, где они работают. А, как показало исследование, именно перечисленные информационные ресурсы и отсутствуют. Возможности получения достоверной научной информации из интернета также ограничены ввиду отсутствия навыков самостоятельного поиска достоверной информации, а подчас и отсутствия или ограничения доступа к интернету.

В связи с этим, необходимо разработать систему обеспечения врачей ПМСП из малых населенных пунктов достоверной современной научной информацией путем обеспечения современными клиническими руководствами и обязательной выписки профильных научных журналов на ЛПУ, создания пакета информационных материалов на рабочем месте, проведения выездных семинаров. Кроме того, большую помощь в этом процессе может оказать дистанционное обучение.

С другой стороны, важно разрабатывать современные клинические руководства для врачей ПМСП разных групп (общей практики, участковых терапевтов, участковых педиатров), создавать научные обзоры по современным методам диагностики и лечения и фармацевтическим препаратам, а также снабжать ЛПУ оперативной научной информацией. Эту функцию могут выполнять профильные ВУЗы и НИИ. Они же могут проводить выездные семинары и дистанционное обучение.

Список литературы

  1. Бащинский С.Е. Разработка клинических практических руководств с позиций доказательной медицины. Учебное пособие для врачей и организаторов здравоохранения. – Москва. Изд-во «Медиа Сфера». 2004. – 135 с.
  2. Борисова Л.Ф., Пронина Т.А., Куракова Н.Г. Информационные ресурсы для врача //Главврач. – 2002. - №9. – С.36-41
  3. Верещагин Н.В., Реброва О.Ю. Методы лечения в зеркале доказательной медицины //Главврач. – 2002. - №2. – С.25-29.
  4. Вялков А.И., Щепин В.О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения. – М., 2001. 223 с.
  5. Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. Проблемы и перспективы здравоохранения России. – М., 2002. 204 с.
  6. Горьков В.А., Быков А.В., Медведев О.С., Харпер Д., Чурилин Ю.Ю. Медицина, основанная на доказательствах (Evidence-based medicine) // Фарматека. – 1998. - №3. – С.40-43.
  7. Золочевский С.Е. Информационные потребности специалистов. – М., 1974. - 35 с.
  8. Иванова О.А., Какорина Е.П., Иванова И.В., Авакян А.Э. Информационное обеспечение практических врачей по вопросам рациональной лекарственной терапии // Здравоохранение РФ. – 2005. – №2. – С.27-32.
  9. Кайгородова Т.В. Научно-информационное обеспечение принятие решений в медицине и здравоохранении // Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения». – 2009. - №4. - http://vestnik.mednet.ru/content/category/5/43/30/
  10. Кайгородова Т.В., Зимина Е.И., Иванов А.В. Использование Интернет-ресурсов Всемирной организации здравоохранения российскими специалистами // Здравоохранение РФ. – 2009. - №1. – С.23-25.
  11. Кислов А.И., Сопина Н.В., Типикин В.А. Опыт подготовки врачей первичного звена здравоохранения // Здравоохранение РФ. – 2007. – №4. – С.9-12.
  12. Кузнецов П.П. Информационно-аналитическое обеспечение управления ресурсами здравоохранения // Автореф. дис… д-ра мед.наук. – М., 2003.
  13. Кучеренко В.З, Мартынчик С.А., Башкина Е.М. Российский индекс цитирования и оценка результативности научных исследований //Экономика здравоохранения. – 2009. - №8. – С.26-32.
  14. Лисицын Ю.П., Шилинис Ю.А., Вуль Ю.И., Калью П.И., Мурат В.Н. Основы научной медицинской информации в СССР. / Под ред. Ю.П.Лисицына. - М., Медицина. 1979. - 256 с.
  15. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика. – М., Изд-во «Наука». 1976. – 435 с.
  16. Обеспечение качества медицинской помощи с использованием подходов доказательной медицины. Учебной пособие / Под ред. Таранова А.М., Андреевой О.В. – Москва. 2004. – 256 с.
  17. Принципы клинической практики, основанной на доказанном (пер. с англ.) / Под ред. Guyatt G., Rennie D. - Москва. Изд-во «Медиа Сфера». 2003. – 382 с.
  18. Уваренко А.Р. Научная медицинская информация в вопросах и ответах. – Киев. «Здоров’я». 1984. – 160 с.
  19. Юргель Н.В., Хубиева М.Ю. Изучение образовательных потребностей медицинских работников в условиях модернизации первичного звена здравоохранения // Здравоохранение. – 2007. - №11. – С.153-157.
  20. Burton R.E., Kebler R.W. The “half-life” of some scientific and technical literatures // Amer. Documentation. – 1960. - Vol.11. – No.1.
  21. Guyatt G.H., Oxman A.D., Kunz R., Flack-Ytter Y., Vist G.E., Liberati A., Schunemann H.J. Rating Quality of Evidence and strength of recommendations // BMJ. – 2008. – Vol.336. – P.1049-1051.
  22. Habn D.L. Importance of Evidence Grading for Guideline Implementation: The Example of Asthma // Ann. Fam. Med. – 2009. – Vol.7. – No.4. – P.365-369.
  23. Line M.B. The “half-life” of periodical literature: apparent and real obsolescence. Note by B.C.Vickery // Jour. Documentation. – 1970. – Vol. 26. – No.1.

i Респонденты могли выбирать несколько наиболее важных источников информации, поэтому сумма процентов ответов больше 100%.

ii В данном случае 100% составляют 209 респондентов.


Просмотров: 15778

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 16.04.2010 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search