О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020-2022 ГГ.: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ Печать
14.07.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-3S-1

Ступак В.С., Енина Е.Н
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва

Резюме

Актуальность. Пандемия новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 завершилась. По мнению Всемирной организации здравоохранения, наступил переход от чрезвычайного этапа к более долгосрочным стратегиям борьбы с заболеванием, которое выражается в разработке и корректировке мер реагирования в отношении COVID-19. В Российской Федерации комплекс противоэпидемических мероприятий, включая ограничительные меры, в период пандемии систематически корректировался с учетом накопленного как внутри страны, так и международного опыта. В нашем исследовании изучены результаты региональной экспертной оценки значимости мероприятий, направленных на снижение распространения новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 в период пандемии COVID-19 в Российской Федерации в 2020–2022 годах.

Цель. Определить основные направления в организации комплекса мероприятий по управлению эпидемическим процессом инфекционного заболевания на основе результатов экспертной оценки значимости мероприятий, направленных на снижение распространения новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 в период пандемии COVID-19 в Российской Федерации в 2020–2022 годах.

Материалы и методы. Материалами исследования послужили данные, собранные методом выборочного анкетирования респондентов в 2023 году. Исследование проводилось во всех федеральных округах Российской Федерации. В качестве респондентов выступили эксперты в сфере охраны здоровья. Проведена оценка мероприятий, направленных на снижение распространения новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Применялись методы дескриптивной статистики, расчет и сравнение средних величин, ранжирование показателей.

Результаты. Изучаемый комплекс противоэпидемических мероприятий характеризовался высоким уровнем важности в регулировании эпидемического процесса новой коронавирусной инфекции, вызванной SARS-CoV-2, и экспертная оценка его значимости составила 8,7 балла. Медико-санитарные и ограничительные мероприятия, в составе этого комплекса мер, в среднем по стране составили 9,2 и 8,3 балла соответственно.

В рейтинг наиболее важных комплексных мероприятий среди всех противоэпидемических мер в целом по стране, по мнению экспертов, вошли направления по подготовке медицинских кадров, организация тестирования на COVID-19 и комплекс мер по учету граждан, заболевших и с подозрением на COVID-19 (9,6; 9,5 и 9,4 балла соответственно).

Детальный анализ комплекса мер показал, что к мерам с максимальной балльной оценкой (9,4-9,6 баллов), по мнению экспертов, следует отнести обучение сотрудников работе с пациентами с COVID-19; определение порядка маршрутизации пациентов с наличием новой коронавирусной инфекции и/или пневмонией в стационарные отделения медицинских организаций; организация работы лабораторий для тестов на COVID-19 на территории субъекта; использование в работе методических рекомендаций Минздрава России при постановке диагноза COVID-19; организация выделенного потока в поликлинике для пациентов с признаками острой респираторной вирусной инфекции.

Мероприятиями с наименьшим влиянием на эпидемический процесс, по мнению экспертов, стали мероприятия из блока ограничительных мероприятий, которые отнесены к среднему уровню значимости.

Заключение. Пандемия COVID-19, обладая нетипичными характеристиками эпидемического процесса, показала необходимость проведения анализа и во многих случаях коррекцию проводимых противоэпидемических мероприятий как в период её протекания, так и после ее завершения на современном этапе циркуляции вируса в популяции. Эксперты всех регионов, оценивая важность проводимых противоэпидемических мероприятий, в основном отметили их высокую значимость. Эффективность проводимых мер зависит от своевременности ввода и соблюдения качества их проведения, а также социальной ответственности граждан, что отмечается в ряде научных публикаций.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены при разработке мероприятий для управления эпидемическим процессом с целью сдерживания распространения инфекции в популяции.

Ключевые слова: противоэпидемические мероприятия; ограничительные меры; COVID-19; смертность; заболеваемость; организация медицинской помощи; пандемия; новая коронавирусная инфекция.

Контактная информация: Енина Екатерина Николаевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом. Все авторы несут ответственность за целостность всех частей рукописи и утверждение ее окончательной версии.
Для цитирования: Ступак В.С., Енина Е.Н. Результаты исследования мероприятий, направленных на снижение распространения новой коронавирусной инфекции в период пандемии COVID-19 в Российской Федерации в 2020-2022 гг.: мнение экспертов. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025;

RESULTS OF RESEARCH MEASURES TO REDUCE THE DISTRIBUTION OF NEW CORONAVIRUS INFECTIONS IN THE PANDEMIC PERIOD IN RUSSIAN FEDERATION IN 2020-2022: EXPERTS' CONCLUSION
Stupak V.S., Enina E.N.
Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. The pandemic of the novel SARS-CoV-2 coronavirus infection has ended. According to the World Health Organization, there is a transition from the emergency phase to longer-term strategies to combat the disease, which is expressed in the development and adjustment of response measures for COVID-19. In the Russian Federation, the complex of anti-epidemic measures, including restrictive measures, during the pandemic period was systematically adjusted taking into account the accumulated both domestic and international experience. Our study examines the results of a regional expert assessment of the significance of measures aimed at reducing the spread of new SARS-CoV-2 coronavirus infection during the COVID-19 pandemic in the Russian Federation in 2020-2022.

Purpose. To study the results of expert assessment of the significance of measures aimed at reducing the spread of new SARS-CoV-2 coronavirus infection during the pandemic in the Russian Federation in 2020-2022.

Materials and methods. The research materials were the data collected by random questionnaire survey of respondents in 2023. The study was conducted in all federal districts of the Russian Federation with the participation of at least 50% of the district subjects. Respondents were experts in the field of health protection, who evaluated the measures aimed at reducing the spread of new SARS-CoV-2 coronavirus infection on the basis of questionnaires on expert assessment of the significance of sanitary and epidemic measures, including restrictive measures, during the pandemic of new SARS-CoV-2 coronavirus infection in 2020-2022 (hereinafter - questionnaire). In the questionnaire, the expert indicated the assessment of the importance of the conducted anti-epidemic measure on a ten-point scale: from one point (minimum importance) to ten points (maximum importance of the measure). The following scientific methods were used in the study: scientific-target, normative, system-analytical, structural, sociological. We calculated and analyzed the following indicators: the average score of all studied sanitary and epidemic measures, the average score of the block of the measure, the average score of the main measure and the average score of the implemented measure. We used the methods of descriptive statistics: calculation of average value, comparison of average values, ranking of indicators.

Results. The analysis of the results of the questionnaire of the importance of the conducted sanitary and anti-epidemic measures established that, according to the expert opinion, the studied two blocks “sanitary” and “restrictive” measures are characterized by a high level of importance in the regulation of the epidemic process of the new coronavirus infection caused by SARS-CoV-2 and the score was on average for the country -9.2 and 8.3 points; in the Central Federal District - 9.1 and 8.2 points; Tula region - 9.2 and 8.2 points, respectively.

In the rating of the most important basic complex measures among all anti-epidemic measures in the country as a whole and in the Central Federal District, according to experts, were the directions for training medical personnel (9.6 points each), in the Tula Region - the organization of COVID-19 testing (9.6 points). In the second place in the Russian Federation and the Central Federal District - organization of COVID-19 testing (9.5 points each), in the Tula Oblast - measures to train medical personnel (9.5 points). The third rank in the Tula Oblast, as in the country as a whole, was occupied by a set of measures to register citizens who have fallen ill and suspected of COVID-19 (9.4 points), in the Central Federal District - provision of medicines and vaccines (9.4 points each).

Detailed analysis of the complex of all implemented measures revealed that the following measures were rated with the maximum score, which, according to experts, were classified as high level of importance (9.4-9.6 points): training of staff to work with COVID-19 patients; determination of the order of routing patients with new coronavirus infection and/or pneumonia to hospitals with the provision of increased epidemiological measures; organization of the work of laboratories for COVID-19 tests on the territory of the subject (organization of work and provision of test systems); use of methodological tools and equipment for testing COVID-19 patients.

Detailed analysis of the complex of all implemented measures revealed that the following measures were rated with the maximum score, which, according to experts, were classified as high level of importance (9.4-9.6 points): training of staff to work with COVID-19 patients; determination of the order of routing patients with new coronavirus infection and/or pneumonia to hospitals with the provision of increased epidemiological measures; organization of the work of laboratories for COVID-19 tests on the territory of the subject (organization of work and provision of test systems); use of methodological tools and equipment for testing COVID-19 patients.

Conclusion. The COVID-19 pandemic, having not typical characteristics of the epidemic process, has determined the necessity to analyze and in many cases correct the conducted anti-epidemic measures both during its course and after its completion at the current stage of virus circulation in the population. It is not possible to eliminate the virus, but it is necessary to regulate the epidemic process taking into account the accumulated experience. Experts from all regions, assessing the importance of the conducted anti-epidemic measures, noted mainly their high significance. The effectiveness of the conducted measures depends on the timeliness and quality of their implementation, as well as the social responsibility of citizens, which is noted in a number of scientific publications.

Scope. The results of the study can be applied in the development of measures, activities aimed at reducing the spread of infectious diseases.

Keywords: Anti-epidemic measures; restrictive measures; COVID-19; mortality; morbidity; organization of medical care; pandemic; new coronavirus infection.

Corresponding author: Ekaterina N. Enina, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .
Information about authors:
Enina EN, http://orcid.org/0000–0002–9876–5102
Stupak VS, https://orcid.org/0000-0002-8722-1142
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Stupak V.S., Enina E.N. Results of the study of measures aimed at reducing the spread of new coronavirus infection during the COVID-19 pandemic in the Russian Federation in 2020-2022: experts' opinion. Social ' nye aspekty zdorov ' a naselenia [online edition] 2025; (In Rus).

Введение

С 2020 года во всех странах мира предпринято колоссальное число мер, направленных на стабилизацию эпидемического процесса распространения новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. На современном этапе среди населения на фоне иммунитета, сформированного благодаря вакцинации, а также в результате перенесенной инфекции, циркулирующие в настоящее время варианты вируса реже вызывают тяжелое течение заболевания и потребность в госпитализации. В результате большинство стран отменили введенные ранее противоэпидемические меры и ограничения и объявили о завершении национального режима чрезвычайной ситуации, вызванной распространением SARS-CoV-2. Широкая циркуляция возбудителя SARS-CoV-2 продолжается, создавая проблемы для систем здравоохранения во всем мире. Ввиду сохраняющейся заболеваемости и смертности, а также появления новых вариантов SARS-CoV-2 странам крайне важно принимать меры по борьбе с COVID-19 в целях защиты здоровья населения, адаптируя их с учетом потребностей, обусловленных текущей обстановкой по COVID-19 и связанным с этим уровнем риска [1].

В сложившейся ситуации возникла необходимость на государственном уровне принимать меры по борьбе с коронавирусной инфекцией [2].

Всемирная организация здравоохранения указывает на «необходимость изучения влияния пандемии на экономику мировых стран и меры реагирования по сдерживанию эпидемического процесса SARS-CoV-2, особенно среди групп высокого риска и уязвимых категорий населения, а также сокращению заболеваемости, смертности и частоты долгосрочных осложнений, вызванных заражением COVID-19, остаются актуальными для здравоохранения всех стран. Переход от чрезвычайного этапа к более долгосрочным стратегиям борьбы с заболеванием выражается в разработке и корректировке мер реагирования в отношении COVID-19».

Комплекс противоэпидемических мероприятий, включая ограничительные меры, в период пандемии систематически корректировался с учетом накопленного как внутри страны, так и международного опыта. Оценка мер, которые реализовывались на территории нашей страны, важна для создания эффективной действующей системы предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.

Изучение влияния как всего комплекса противоэпидемических мероприятий, так и детализированных мер на течение эпидемического процесса распространения вируса SARS-CoV-2, остается актуальным не только в период пандемии. Исследование этого вопроса охватывают многие направления научной деятельности не только в сфере здравоохранения. Пандемия явилась национальной угрозой для всех стран, в том числе для нашего государства, и это отразилось на особенностях политики в условиях пандемии по разработке мер взаимодействия общества и государства, носящих административно-правовой характер. В частности, в Российской Федерации были внесены изменения и введены новые статьи в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Была актуализирована работа по построению соответствующих форм гражданской солидарности, направленная на противодействие рискам распространения коронавирусной инфекции [3,4].

Пандемия COVID-19 вызвала беспрецедентную нагрузку на систему здравоохранения во всем мире. Это сказалось не только на работе медицинских организаций, но и заставило привлечь ресурсы экономистов, ученых и политиков для решения финансовых трудностей, разработки вакцин, преодоления социального стресса. В условиях действия ограничительных мер в ответ на пандемию COVID-19 в 2020 г. в системе здравоохранения было приостановлено оказание профилактической помощи населению, что явилось дополнительным вызовом, так как сокращение объемов профилактической работы приводит к накоплению негативных факторов от не выявленных вовремя болезней [5-7]. Проводились беспрецедентные меры по подготовке медицинских кадров, систематическому повышению их профессиональных знаний и навыков работы в особых условиях пандемии, широкомасштабная профилактическая работа по созданию массового иммунитета у населения всех возрастных групп, что обеспечивалось, в том числе санитарно-просветительными мероприятиями по повышению у населения эпидемиологической культуры в период пандемии [8-12].

Цель. Определить основные направления в организации комплекса мероприятий по управлению эпидемическим процессом инфекционного заболевания на основе результатов экспертной оценки значимости мероприятий, направленных на снижение распространения новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 в период пандемии COVID-19 в Российской Федерации в 2020–2022 годах.

Материалы и методы

Материалами исследования послужили данные, собранные методом выборочного анкетирования респондентов в 2023 году. Исследование проводилось во всех федеральных округах Российской Федерации с участием не менее 50% субъектов каждого округа.

Анкета включала 43 мероприятия, которые проводились на территории Российской Федерации в соответствии регламентирующими нормативными правовыми актами по организации санитарно-противоэпидемических мероприятий по предотвращению завоза, распространения и ликвидации новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 в период пандемии 2020-2022 гг. Указанные мероприятия представлены двумя блоками: медико-санитарными и ограничительными мероприятиями. Каждый блок содержит сформированные по направлениям деятельности основные мероприятия. Основные мероприятия, в свою очередь, были детализированы по реализуемым мерам.

Экспертная оценка каждой реализуемой меры проводилась по десятибалльной шкале. Шкала являлась цветовой, важность меры для визуализации была окрашена от красного (минимальный балл) до зеленого (максимальный балл). Балл оценочной шкалы, по мнению эксперта, определял значимость (важность) проводимого противоэпидемического мероприятия в предотвращении возникновения и распространения COVID-19 на территории региона: от одного балла (минимальная значимость) до десяти баллов (максимальная важность мероприятия). Оценка значимости (важности) противоэпидемических мероприятий имела три градации: низкий уровень важности меры оценивался от 1,0 до 4,9 баллов, средний – от 5,0 до 7,9 баллов, высокий – от 8,0 до 10 баллов.

Методика расчета средних баллов:

  1. Средний балл всех санитарно-противоэпидемических мероприятий: отношение суммы баллов всех реализуемых мер в анкетах субъекта Российской Федерации (Российской Федерации, федерального округа) к общему числу анкет и количеству реализуемых мер в субъекте Российской Федерации (Российской Федерации, федеральном округе).
  2. Средний балл блока мероприятия: отношение суммы баллов по всем основным мероприятиям блока субъекта Российской Федерации (Российской Федерации, федерального округа) к общему числу анкет и количеству основных мероприятий в субъекте Российской Федерации (Российской Федерации, федеральном округе).
  3. Средний балл основного мероприятия: отношение суммы баллов по основному мероприятию в анкетах субъекта Российской Федерации (Российской Федерации, федерального округа) к общему числу анкет и количеству реализуемых мер данного мероприятия в субъекте Российской Федерации (Российской Федерации, федеральном округе).
  4. Средний балл реализуемой меры: отношение суммы баллов реализуемой меры в анкетах субъекта Российской Федерации (Российской Федерации, федерального округа) к общему числу анкет в субъекте Российской Федерации (Российской Федерации, федеральном округе).

В качестве респондентов выступили представители органов государственной власти в сфере охраны здоровья (заместители министров, начальники отделов), руководители медицинских организаций (главные врачи и их заместители), главные внештатные специалисты системы здравоохранения субъекта Российской Федерации. Это эксперты в сфере охраны здоровья, которые провели оценку санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с анкетой «Оценка значимости проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятий, включая ограничительные меры в период пандемии COVID-19» в 2020-2022 годах (далее - анкета). В анкете эксперт оценивал важность противоэпидемического мероприятия по десятибалльной шкале: от одного балла (минимальная значимость) до десяти баллов (максимальная важность мероприятия).

Экспертная оценка значимости санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе ограничительных мер, по десятибалльной шкале была проведена в восьми федеральных округах Российской Федерации (РФ) и не менее чем в 50% субъектах каждого округа: Центральный федеральный округ (ЦФО) – в 14 (77,8%) из 18 регионов; Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – в 8 (72,7%) из 11 регионов; Южный федеральный округ (ЮФО) – в 5 (63%) из 8 регионов; Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) – в 4 (57%) из 7 регионов; Приволжский федеральный округ (ПФО) – в 11 (79%) из 14 регионов; Уральский федеральный округ (УФО) – в 6 (100%); Сибирский федеральный округ (СФО) – в 6 (60%) из 10 регионов; Дальневосточный федеральный округ (ДФО) – в 7 (64%) из 11 субъектов округа. В исследовании приняли участие представители 61 (72%) субъекта РФ, проведен анализ 635 анкет.

В исследовании были использованы следующие научные методы: дидактический, научно-целевой, нормативный, системно-аналитический, структурный, социологический, методы дескриптивной статистики, статистический (расчет средней величины, сравнение средних величин), ранжирование показателей. Результаты анкетирования были проанализированы по показателям: средний балл всех санитарно-противоэпидемических мероприятий, средний балл блока мероприятия, средний балл основного мероприятия и средний балл реализуемой меры.

Результаты

Противоэпидемические мероприятия, реализованные в период пандемии новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 в нашей стране, сформировали комплексную систему мер во всех сферах деятельности и отраслях экономики РФ и были регламентированы в рамках правового регулирования постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ.

По мнению экспертов, совокупность всех проводимых санитарно- противоэпидемических мероприятий, в том числе ограничительные меры, в целом по РФ имела высокую значимость и составила в среднем 8,7 балла по 10-балльной шкале (Рисунок 1).

Рис. 1
Рис. 1. Результат экспертной оценки значимости всех санитарно- противоэпидемических мероприятий в Российской Федерации и федеральных округах в среднем в период пандемии COVID-19, балл

Полученные данные указывают, что самая высокая оценка важности санитарно-противоэпидемических мероприятий отмечена в ЮФО (9,1 балла), минимальная – в СЗФО (8,4 балла).

Анализ результатов анкетирования показал, что экспертная оценка значимости основных проводимых медико-санитарных мероприятий по федеральным округам варьирует от 8,8 до 9,5 баллов, а ограничительных мер – от 7,8 до 9,1 балла (Рисунок 2).

Рис. 2
Рис. 2. Результаты экспертной оценки значимости ограничительных и медико-санитарных мероприятий в Российской Федерации и федеральных округах в период пандемии COVID-19, балл

По мнению экспертов, изучаемые мероприятия, включенные в медико-санитарный блок, характеризуются высокой важностью их реализации по сравнению с ограничительными мероприятиями.

Анализируя результаты анкетирования в разрезе федеральных округов, мы установили, что эксперты оценили значимость медико-санитарных мер выше среднероссийского значения в ЮФО, ПФО, УФО, ДФО (9,5, 9,4, 9,3 и 9,3 баллов соответственно). Самый низкий показатель отмечен в СФО (8,8 баллов).

Экспертная оценка блока медико-санитарных мероприятий представлена в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки значимости медико-санитарных мероприятий в период пандемии новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и федеральных округах в период пандемии COVID-19, балл

№ п/п Блок/ Основное мероприятие РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
1 Медико-санитарные мероприятия 9,2 9,1 9,0 9,5 9,1 9,4 9,3 8,8 9,3
1.1 Организация работы поликлиник 8,9 8,9 8,5 9,1 8,8 9,2 9,2 8,4 8,9
1.2 Организация работы стационаров 9,1 9,0 9,0 9,2 9,2 9,2 9,3 8,6 9,1
1.3 Организация тестирования на COVID-19 9,5 9,5 9,4 9,4 9,8 9,4 9,5 9,2 9,5
1.4 Подготовка медицинских кадров 9,5 9,6 9,5 9,8 9,6 9,6 9,7 8,8 9,6
1.5 Учет граждан, заболевших и с подозрением на COVID-19 9,3 9,2 9,1 9,5 9,3 9,2 9,1 9,5 9,5
1.6 Работа с гражданами, прибывшими/прибывающими из-за границы 8,3 8,1 7,7 9,0 8,7 8,4 8,6 7,7 8,5
1.7 Работа с иностранными гражданами/лицами без гражданства 8,5 8,6 8,5 9,0 8,4 8,6 8,5 7,6 8,7
1.8 Работа с физическими лицами 8,4 8,2 8,2 8,9 8,1 8,7 8,3 8,0 8,7
1.9 Обеспеченность медикаментами, вакцинами 9,1 9,4 8,9 9,4 8,8 9,5 9,3 8,6

9,2

Среди исследуемых медико-санитарных мероприятий в целом по стране эксперты выделили высокую противоэпидемическую важность мер по организации тестирования на COVID-19 и подготовке медицинских кадров (по 9,5 баллов), а также учету граждан, заболевших и с подозрением на COVID-19 (9,3 балла). Менее значимой, по их мнению, была работа с гражданами, прибывшими или прибывающими из-за границы (8,3 балла), и работа с физическими лицами (8,4 балла).

По мнению экспертов, мероприятия, проводимые в рамках организации работы амбулаторно-поликлинических подразделений медицинских организаций, имеют высокую противоэпидемическую важность. Оценка значимости мероприятия варьировала от 8,4 до 9,2 баллов. В среднем по РФ показатель составил 8,9 балла. Максимальный балл зарегистрирован в ПФО и УФО (по 9,2 балла), минимальный – в СФО (8,4 балла) (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты оценки значимости медико-санитарных мероприятий в организации работы поликлиник в период пандемии новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и федеральных округах в период пандемии COVID-19, балл

п/п Основное мероприятие / Реализуемая мера РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
1. Организация работы поликлиник 8,9 8,9 8,5 9,1 8,8 9,2 9,2 8,4 8,9
1.1. Организация работы врачей поликлиник с пациентами с признаками ОРВИ/COVID-19 преимущественно на дому 9,0 9,0 8,8 9,3 9,2 9,1 9,3 8,5 9,0
1.2. Организация выделенного потока в поликлинике для пациентов с признаками ОРВИ 9,4 9,4 9,2 9,4 8,9 9,7 9,4 9,0 9,6
1.3. Организация выдачи рецептов хроническим больным на 6 месяцев, без визита в поликлинику 8,8 8,6 8,2 9,1 8,3 9,0 9,4 8,4 8,9
1.4. Организация оформления больничных без прихода в поликлинику (в электронной форме) 8,9 9,1 8,4 9,2 8,8 9,1 9,5 8,7 8,6
1.5. Ограничение/снижение плановых профилактических мероприятий и диспансеризации 8,4 8,3 7,9 8,4 8,5 8,8 8,6 7,6 8,3

Мероприятия по организации противоэпидемических мероприятий в работе медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, по мнению экспертов, характеризовались высокой значимостью, за исключением мероприятия «Ограничение/снижение плановых профилактических мероприятий и диспансеризации». 

Изучение мероприятий, направленных на организацию работы стационаров в условиях круглосуточного пребывания пациентов, выявило ряд особенностей.

По мнению экспертов, мероприятия, проводимые в рамках организации работы стационаров медицинских организаций, имеют высокую противоэпидемическую важность. Оценка варьировала от 8,6 до 9,3 баллов. В среднем по РФ показатель составил 9,1 балла. Максимальный балл зарегистрирован в УФО (по 9,3 балла), минимальный – в СФО (8,6 балла) (Таблица 3).

Таблица 3

Результаты оценки значимости медико-санитарных мероприятий в организации работы стационаров в период пандемии новой коронавирусной инфекции в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2020-2022 годах, балл

п/п Основное мероприятие / Реализуемая мера РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
1. Организация работы стационаров 9,1 9,0 9,0 9,2 9,2 9,2 9,3 8,6 9,1
1.1. Развертывание коек для пациентов с наличием новой коронавирусной инфекции с учетом регионального, федерального и ведомственного фонда 9,1 9,1 8,9 9,3 9,1 9,1 9,1 8,6 9,1
1.2. Остановка всех видов плановой помощи, кроме жизненно важных ситуаций 8,1 7,9 7,6 8,7 8,3 8,4 8,2 7,4 8,3
1.3. Определение порядка маршрутизации пациентов с наличием новой коронавирусной инфекции и/или пневмонией в стационары с обеспечением повышенных эпидемиологических мер 9,5 9,4 9,5 9,6 9,4 9,5 9,6 9,1 9,6
1.4. Развертывание реанимационных коек для пациентов с наличием новой коронавирусной инфекции 9,4 9,4 9,7 9,4 9,7 9,4 9,7 9,1 9,1
1.5. Развертывание обсервационных коек для пациентов с наличием новой коронавирусной инфекции 8,8 8,7 9,0 8,7 8,8 8,9 9,4 8,6 8,7
1.6. Наличие индивидуальных средств защиты в медучреждениях. 9,6 9,6 9,6 9,7 9,8 9,6 9,5 9,1 9,8

Таким образом, все основные направления противоэпидемической работы, проводимые медицинскими работниками при оказании медицинской помощи пациентам в условиях круглосуточного стационара, по РФ в целом оценены также в среднем не ниже 8 баллов. Экспертами отмечена высокая важность не только обеспеченности индивидуальными средствами защиты (9,6 баллов), но и разработка оптимальной маршрутизации пациентов с наличием новой коронавирусной инфекции и/или пневмонией в стационары с обеспечением повышенных эпидемиологических мер (9,5 баллов).

Аналогично мерам, проводимым в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, ограничение плановой медицинской помощи в условиях стационара также не имело высокой противоэпидемической значимости. Мнение экспертов при оценке этого мероприятия в трех федеральных округах РФ (ЦФО, СЗФО, СФО) определило средний уровень значимости прекращения всех видов плановой помощи, кроме жизненно важных ситуаций (не выше 7,9 балла), в то время как в других округах – средний балл был не выше 8,7.

По мнению экспертов, меры, проводимые в рамках организации тестирования пациентов с подозрением на COVID-19 медицинскими организациями, имели самую высокую противоэпидемическая значимость. Оценка варьировала от 9,2 до 9,8 баллов. В среднем по РФ показатель составил 9,5 балла. Максимальный балл зарегистрирован в СКФО (9,8 балла), минимальный – в СФО (9,2 балла). Организована работа лабораторий для исследования биоматериалов на COVID-19 на территории субъекта (организация работы и обеспечение тест-системами); определялись сроки и кратность обследования пациентов с подозрением на COVID-19. Соблюдение сроков тестирования на COVID-19, по мнению экспертов, является важным противоэпидемическим мероприятием, что подтвердилось их высокой балльной оценкой во всех федеральных округах. Так, средний окружной балл по результатам исследования зарегистрирован не ниже 9,2 баллов. Это обусловлено потребностью в своевременности и точности диагностирования COVID-19 для проведения изоляции и лечения пациента, а также работы с контактами из его окружения.

Обучение медицинских специалистов работе с пациентами COVID-19 стало одной из первоочередных мер, которые были разработаны Минздравом России совместно с профильными национальными медицинскими исследовательскими центрами (НМИЦ). По мнению экспертов, меры, проводимые медицинскими организациями в рамках подготовки медицинских кадров для оказания профильной помощи пациентам с COVID-19, имели высокую противоэпидемическую значимость. Оценка варьировала от 8,8 до 9,8 баллов. В среднем по РФ показатель составил 9,5 балла. Максимальный балл зарегистрирован в ЮФО (9,8 балла), минимальный – в СФО (8,8 балла).

В регионах особое внимание было уделено укомплектованию медицинских организаций, оказывающих и планирующих оказывать медицинскую помощь гражданам с новой коронавирусной инфекцией, медицинскими кадрами в соответствии с установленными требованиями. Проводилось обучение на портале непрерывного медицинского образования, что позволяло в самые короткие сроки дистанционно повышать уровень знаний по вопросам диагностики и лечения пациентов с COVID-19.

По мнению экспертов, меры, проводимые медицинскими организациями по учету граждан, заболевших и с подозрением на COVID-19, имели высокую противоэпидемическая значимость. В среднем, по экспертной оценке, показатель варьировал от 9,1 (СЗФО, УФО) до 9,5 баллов (ЮФО, СФО и ДФО). В среднем по стране показатель составил 9,3 балла (Таблица 4).

Таблица 4

Результаты оценки значимости учета граждан, заболевших и с подозрением на COVID-19, в период пандемии новой коронавирусной инфекции в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2020–2022 годах, балл

п/п Основное мероприятие/ Реализуемая мера РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
1 Учет граждан, заболевших и с подозрением на COVID-19 9,3 9,2 9,1 9,5 9,3 9,2 9,1 9,5 9,5
1.1. Ведение Федерального Регистра COVID-19 по учёту граждан с подозрением и наличием новой коронавирусной инфекции COVID-19 9,1 8,7 8,9 9,3 9,3 8,7 9,1 9,9 9,2
1.2. Использование в работе методических рекомендаций МЗ РФ при постановке диагноза COVID-19 9,5 9,6 9,5 9,8 9,5 9,6 9,2 9,0 9,8
1.3. Использование правил МКБ-10 при выборе первоначальной причины смерти в случае смерти пациента с COVID-19 9,2 9,3 9,0 9,3 9,2 9,3 8,9 8,8 9,5

Минздравом России для мониторинга эпидемиологической обстановки по COVID-19 был разработан федеральный Регистр COVID-19 (Регистр), который является ключевой составляющей Информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), правила ведения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.06.2020 № 828, от 28.09.2020 № 1557, от 30.10.2020 № 1762, от 25.01.2022 № 41, от 14.02.2023 № 213, от 24.03.2023 № 471). Полнота и своевременность ведения Регистра в первую очередь определялись правильностью постановки диагноза COVID-19 (Минздравом России утверждены «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (18 версий)», «Методические рекомендации по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19 (версия 2)» от 02.06.2021)

Важность мер, направленных на организацию ведения Регистра, по экспертной оценке, варьировала от 8,7 (ПФО) до 9,9 балла (СФО), в среднем по РФ составила 9,1 балла.

Оценка мер, направленных на изучение и использование в работе методических рекомендаций Минздрава России по постановке диагноза COVID-19, высокая и варьировала от 9,0 (СФО) до 9,8 баллов (ЮФО, ДФО), в среднем по РФ составила 9,5 балла.

Для здравоохранения разных стран наиболее важным при проведении мониторинга COVID-19 является получение достоверных статистических данных о ситуации по заболеваемости и смертности, связанной с COVID-19. Минздравом России были разработаны методические рекомендации по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19. Важность мер, направленных на изучение и использование в работе правил МКБ-10 при выборе первоначальной причины смерти в случае смерти пациента с COVID-19, по экспертной оценке, варьировала от 8,8 (СФО) до 9,5 баллов (ДФО), в среднем по РФ составила 9,2 балла.

По мнению экспертов, учет граждан, заболевших и с подозрением на COVID-19 (ведение федерального регистра пациентов с COVID-19, использование в работе методических рекомендаций Минздрава России при постановке диагноза COVID-19 и правил МКБ-10 при выборе первоначальной причины смерти в случае смерти пациента с COVID-19) является значимым направлением в проведении противоэпидемических мер, которое, по результатам анализа, занимает третье ранговое место среди всех медико-санитарных мер. Во всех федеральных округах при оценке важности мер зарегистрирован средний балл не ниже 9,1 балла. Следовательно, для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений на уровне не только региона, но и медицинской организации, требовались качественные оперативные данные, характеризующие эпидемический процесс распространения COVID-19, что обеспечивалось не только ранними сроками и правильностью постановки диагноза, но также учетом всех случаев подозрения, заболевания или смерти пациентов с новой коронавирусной инфекцией в регистре COVID-19.

Анализ всего перечня ограничительных мероприятий, проводимых в период пандемии в исследуемых субъектах РФ, показал, что их значимость составила в среднем 8,3 балла по 10-бальной шкале (Рисунок 3).

Рис. 3
Рис. 3. Результат экспертной оценки значимости ограничительных мероприятий в Российской Федерации и федеральных округах в период пандемии COVID-19, балл

Анализ результатов анкетирования в разрезе федеральных округов, показал, что экспертная оценка значимости ограничительных мер выше среднероссийского значения (8,3 балла) в трех округах – ЮФО, СКФО, ПФО (9,1; 8,7; 8,6 баллов соответственно). Самый низкий показатель отмечен в СЗФО (7,8 баллов).

По результатам исследования в среднем по РФ важность мероприятий, включенных в перечень ограничительных мер, оценена экспертами в 8,3 балла (Таблица 5).

Таблица 5

Результаты оценки значимости ограничительных мероприятий в период пандемии новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и федеральных округах в 2020-2022 годах, балл

п/п Ограничительное мероприятие/ Реализуемая мера РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
1. Ограничительные мероприятия 8,3 8,2 7,8 9,1 8,7 8,6 8,0 8,2 8,1
1.1 Перемещение (между регионами, между муниципальными образование, внутри населенного пункта) 7,1 7,1 6,6 8,2 6,6 7,5 7,0 6,8 6,7
1.2 Образование (детские сады, школы, высшие и средние учебные заведения) 8,7 8,7 8,3 9,3 9,4 9,0 8,3 8,2 8,7
1.3 Регулирование деятельности учреждений/предприятий 8,3 7,8 7,9 9,1 9,1 8,4 8,0 8,0 8,0
1.4 Регулирование деятельности в сфере культуры 9,1 8,9 8,5 9,7 9,3 9,3 8,9 9,0 8,9
1.5 Регулирование деятельности в сфере спорта 9,0 9,0 8,1 9,7 9,5 9,3 8,9 9,0 8,8
1.6 Регулирование деятельности в сфере развлечения и досуга (работа музеев, ТЦ, кинотеатров, клубов и т.д.) 9,0 8,9 8,4 9,5 9,7 9,2 8,3 9,1 8,5
1.7 Регулирование деятельности в сфере общественного питания (кафе, рестораны, еда на вынос) 8,9 8,7 8,4 9,5 9,3 9,2 8,6 8,7 8,5
1.8 Социальное дистанцирование 8,8 8,5 8,5 9,5 9,3 9,0 8,2 8,6 8,7
1.9 Контроль соблюдения ограничительных мер 8,3 8,2 7,9 8,9 8,1 8,5 7,2 8,8 8,4

В результате исследования нами установлено, что среди ограничительных мероприятий эксперты отметили высокую значимость основных направлений: регулирование в сфере «Культура» (9,2 балла), «Спорт» (9,1 балла). Самую низкую оценку получили мероприятия, ограничивающие перемещение (между регионами, между муниципальными образованиями, внутри населенного пункта) (7,1 балла).

Путем экспертной оценки мер в составе основных направлений выделена важность ограничения массовых мероприятий в сфере культуры и досуга (9,2 баллов), массовых спортивных мероприятий (9,1 баллов) и перевод работы общедоступных предприятий общественного питания на вынос (доставку) (9,0 балла). Мероприятием средней значимости эксперты посчитали ограничение выезда жителей за пределы города/района в рамках субъекта (7,0 балла), установление особого порядка передвижения лиц и транспортных средств на территории субъекта (7,3 баллов).

Анализ результатов анкетирования в разрезе федеральных округов показал, что экспертная оценка значимости проводимых ограничительных мер выше среднероссийского значения (8,3 балла) в трех округах – ЮФО, СКФО, ПФО (9,1; 8,7; 8,6 баллов соответственно). Самый низкий показатель отмечен в СЗФО (7,8 баллов).

Обсуждение полученных результатов

Пандемия COVID-19, обладая нетипичными характеристиками эпидемического процесса, определила необходимость проведения анализа и во многих случаях коррекцию проводимых противоэпидемических мероприятий как в период её протекания, так и после завершения на современном этапе циркуляции вируса в популяции. Элиминировать вирус не представляется возможным, но регулировать эпидемический процесс необходимо с учетом накопленного опыта. Эксперты всех регионов, участвовавшие в оценке важности проводимых противоэпидемических мероприятий, в основном отметили их высокую значимость. Эффективность проводимых мер зависит от своевременности ввода и соблюдение качества их проведения, что подтверждается обзором научных публикаций.

Анализ результатов анкетного опроса о значимости проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятий установил, что, по экспертному мнению, «медико-санитарные» и «ограничительные» мероприятия характеризуются высоким уровнем важности в регулировании эпидемического процесса новой коронавирусной инфекции, вызванной SARS-CoV-2 (в среднем по стране 9,2 и 8,3 балла соответственно).

В рейтинге наиболее важных комплексных мероприятий среди всех противоэпидемических мероприятий первое-второе место разделили меры по подготовке медицинских кадров и по организации тестирования на COVID-19 (по 9,5 баллов), на третьем месте – учет граждан, заболевших и с подозрением на COVID-19 (9,3 балла).

Мероприятиями с наименьшим влиянием на эпидемический процесс, по мнению экспертов, стали мероприятия из блока ограничительных мероприятий, которые отнесены к среднему уровню значимости: перемещение между регионами, между и внутри муниципальных образований или населенными пунктами (7,1 балл). Далее следуют мероприятия по работе с гражданами, прибывающими из-за границы и контроль соблюдения ограничительных мер (по 8,3 балла).

Детальный анализ всех реализуемых мер показал, что максимальной балльной оценкой, которые по мнению экспертов, отнесены к высокому уровню важности мер (9,4-9,6 баллов): обучение сотрудников работе с пациентами COVID-19; определение порядка маршрутизации пациентов с наличием новой коронавирусной инфекции и/или пневмонией в стационары с обеспечением повышенных эпидемиологических мер; организация работа лабораторий для тестов на COVID-19 на территории субъекта (организация работы и обеспечение тест-системами); использование в работе методических рекомендаций Минздрава России при постановке диагноза COVID-19; организация выделенного потока в поликлинике для пациентов с признаками острых респираторных вирусных инфекций; развертывание реанимационных коек для пациентов с наличием новой коронавирусной инфекции; наличие индивидуальных средств защиты в медучреждения.

Наименьшая значимость среди изучаемых мер, которые по мнению экспертов, отнесены к среднему уровню важности (6,9-7,5 баллов): ограничение выезда жителей за пределы города/района в рамках субъекта; установление особого порядка передвижения лиц и транспортных средств на территории субъекта; введение административные наказания за несоблюдение режима самоизоляции; установление ограничения на межрегиональные перемещения; введение нерабочих дней длительностью до двух недель; введение перчаточного режима в общественных местах и режима самоизоляции для всех жителей независимо от возраста.

Следует отметить, что изучение экспертной оценки значимости проводимых противоэпидемических мероприятий позволило выявить, что в числе 43 изучаемых мер нет противоэпидемических мероприятий низкого уровня важности (1-4,9 балла), что может свидетельствовать о целесообразности введения комплекса мер при условии своевременности и качества их реализации.

Коронавирусная инфекция и масштабы ее распространения создали высокую нагрузку на систему здравоохранения и необходимость разработки и совершенствования противоэпидемических мероприятий для профилактики её распространения. Новые вызовы в организации медицинской помощи в условиях распространения пандемии Covid-19 [13,14] и приверженность населения соблюдению противоэпидемических мероприятий [15] были отмечены другими отечественными авторами, что согласуется с результатами нашего исследования.

Выводы

По итогам проведенного нами исследования результатов экспертной оценки значимости противоэпидемических мероприятий можно сформулировать следующие выводы:

  1. В период пандемии новой коронавирусной инфекции, по оценке экспертов, в Российской Федерации был разработан и реализован комплекс противоэпидемических мероприятий высокого уровня важности.
  2. Блок медико-санитарных мероприятий по сравнению с другими ограничительными мерами, по экспертной оценке, характеризовался более высоким уровнем значимости в предупреждении возникновения и распространения вируса SARS-CoV-2 на территории страны.
  3. Важнейшими направлениями в сдерживании эпидемического процесса, по мнению экспертов, были меры по подготовке медицинских кадров, организации тестирования на COVID-19 и учету граждан, заболевших или с подозрением на COVID-19.
  4. В результате детализации изучаемых противоэпидемических мер установлено, что наибольшую значимость, по мнению экспертов, имели пять мероприятий: обучение сотрудников работе с пациентами COVID-19; определение порядка маршрутизации пациентов с наличием новой коронавирусной инфекции и/или пневмонией в стационары; организация работы лабораторий для тестов на COVID-19 на территории субъекта; использование в работе методических рекомендаций Минздрава России при постановке диагноза COVID-19 с учетом правил МКБ-10; организация выделенного потока в поликлинике для пациентов с признаками острых респираторных вирусных инфекций.
  5. Мероприятиями с наименьшим средним значением оценочного балла, вошедшими в состав ограничительных мер, стали следующие: установление ограничений на внутри и межрегиональные перемещения граждан; введение административных наказаний за несоблюдение режима самоизоляции; введение нерабочих дней длительностью до 2 недель; введение перчаточного режима в общественных местах и режима самоизоляции для всех жителей независимо от возраста.

Библиография

  1. Аналитические записки о COVID-19. Женева: Всемирная организация здравоохранения. Режим доступа: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/covid-19-policy-briefs (Дата обращения 02.06.2025).
  2. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: учебник и практикум для вузов; под редакцией А.И. Стахова, П.И. Кононова. 3-е изд., перераб. и доп. Mосква: Издательство Юрайт; 2020. 484 с. Режим доступа: https://urait.ru/book/administrativnoe-pravo-rossii-449149 (Дата обращения 25.12.2024).
  3. Могутова Л.Г. Административные правонарушения и ответственность за несоблюдение обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период пандемии. В кн.: Сборник материалов ХV Всероссийской научно-практической конференции. Составитель Е.В. Василенко. Красноярск: НО ВО СИБУП; 2022. С. 60-64.
  4. Сердюков Б. В. Гражданская солидарность в условиях пандемии COVID-19. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология 2022;15(4):340–365. DOI: 10.21638/spbu12.2022.403.
  5. Богатова О.А., Косынкина Д.Н. Пандемия COVID-19 и ее социальные последствия в интерпретации российских экспертных сообществ: опыт ретроспективного анализа. Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения 2024;8(3):291–313 DOI:10.35634/2587-9030-2024-8-3-291-313
  6. Ступак В.С., Зубко А.В., Маношкина Е.М., Кобякова О.С., Деев И.А., Енина Е.Н. Здравоохранение России в период пандемии COVID–19: вызовы, системные проблемы и решение первоочередных задач. Профилактическая медицина 2022;25(11):21–27 DOI: 10.17116/profmed20222511121
  7. Тимербулатов В.М., Тимербулатов М.В. Здравоохранение во время и после пандемии COVID-19. Вестник Академии наук Республики Башкортостан 2020;35(2-98):77-86. DOI: 10.24411/1728-5283-2020-10209
  8. Сабгайда Т.П., Иванова А.Е., Руднев С.Г., Семенова В.Г. Причины смерти москвичей до и в период пандемии COVID-19. Социальные аспекты здоровья населения 2020;66(4):1. DOI:10.21045/2071-5021-2020-66-4-1
  9. Положихина М.А. Смертность в период пандемии COVID-19 и направления снижения риска: предварительные итоги 2020 г. Экономические и социальные проблемы России 2021;(2):50-73. DOI: 10.31249/espr/2021.02.03
  10. Лашин А.Д., Сидоров Д.Г., Тарасов О.Н., Назаренко П.М., Назаренко Д.П., Маслова Я.В., Колмыков Д.И. Тактика работы хирургического стационара в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Актуальные проблемы медицины 2020;43(3): 424–430. DOI: 10.18413/2687-0940-2020-43-3-424-430
  11. Довнар А. Н. Обязательность массовой вакцинации населения против COVID-19: от основ законодательного регулирования к проблемам реализации прав человека и попыткам их преодоления. Проблемы экономики и юридической практики 2021;17(4):129-139.
  12. Спасенников Б.А. COVID-19: Уроки вакцинации. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021;(3):116-125. DOI:10.25742/NRIPH.2021.03.017
  13. Иванова М.А., Пенкина Н.И., Стародубов В.И., Исхакова М.К. Заболеваемость в различных возрастных группах детского населения на фоне пандемии COVID-19 и новые вызовы в организации медицинской помощи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2024;32(6):1213-1219. DOI: 10.32687/0869-866X-2024-32-6-1213-1219/
  14. Пенкина Н.И, Иванова М.А, Исхакова М.К, Пупков П.В. Заболеваемость детей и организация медицинской помощи в период пандемии коронавирусной инфекции Covid-19 в Удмуртской Республике. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2024; (1):949-961. DOI:0.24412/2312-2935-2024-1-949-961
  15. Кошечко И.И., Салтыкова Т.С. Влияние пандемии COVID-19 на формирование отношения населения Российской Федера­ции к профилактике инфекционных заболеваний. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2022;30(6):1184—1194. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-6-1184-1194

References

  1. World Health Organization. Policy briefs on COVID-19 https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/covid-19-policy-briefs (Date accessed 10.12.2024).
  2. Stakhov A.I., Kononov P.I. Administrative law of Russia: textbook and practice for universities; edited by A.I. Stakhov, P.I. Kononov. 3rd ed., revision and supplement. M.: Yurait Publishing House, 2020. 484 p. Available from: https://urait.ru/book/administrativnoe-pravo-rossii-449149 (Date accessed 25.12.2024)
  3. Mogutova L.G. Administrative offenses and responsibility for failure to ensure sanitary-epidemiological well-being of the population during the pandemic. NO VO SIBUP. Collection of materials of the XV All-Russian scientific-practical conference. Compiled by E.V. Vasilenko. Krasnoyarsk, 2022; 60-64
  4. Serdyukov B. V. Civic solidarity in the conditions of COVID-19 pandemic. Vestnik of St. Petersburg University. Sociology. 2022;15(4):340-365. DOI:10.21638/spbu12.2022.403
  5. Bogatova O.A., Kosynkina D.N. Pandemic COVID-19 and its social consequences in the interpretation of Russian expert communities: the experience of retrospective analysis. Vestnik. Udm. un-ta. Sociology. Political science. International relations. 2024;8(3):291–313 DOI:10.35634/2587-9030-2024-8-3-291-313
  6. Stupak V.S., Zubko A.V., Manoshkina E.M., Kobyakova O.S., Deev I.A., Yenina E.N.. Health care of Russia during the COVID-19 pandemic: challenges, systemic problems and solution of priority tasks. Preventive Medicine. 2022;25(11):21-27
  7. Timerbulatov VM, Timerbulatov MV, Timerbulatov M. Health care during and after the COVID-19 pandemic. Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2020;35(2-98):77-86. DOI: 10.24411/1728-5283-2020-10209
  8. Sabgaida TP, Ivanova AE, Rudnev SG, Semyonova VG Causes of death of Muscovites before and during the COVID-19 pandemic. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [online edition] 2020;66(4):1. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-1
  9. Polozhikhina M.A. Mortality during the COVID-19 pandemic and directions of risk reduction: preliminary results of 2020 Economic and social problems of Russia. 2021;2:50-73. DOI:10.31249/espr/2021.02.03
  10. Lashin A.D., Sidorov D.G., Tarasov O.N., Nazarenko P.M., Nazarenko D.P., Maslova Y.V., Kolmykov D.I. Tactics of surgical hospital work in conditions of coronavirus infection pandemic. Actual problems of medicine 2020; 43 (3): 424-430. DOI: 10.18413/2687-0940-2020-43-3-424-430
  11. Dovnar A. N. Obligatory mass vaccination of the population against COVID-19: from the basics of legislative regulation to the problems of realization of human rights and attempts to overcome them. Problems of Economics and Legal Practice. 2021;17(4):129-139
  12. Spasennikov BA COVID-19: Vaccination lessons Bulletin of the Semashko National Research Institute of Public Health. 2021:3: 116-125 DOI:10.25742/NRIPH.2021.03.017
  13. Ivanova MA, Penkina NI, Starodubov VI, Iskhakova MK. Morbidity in different age groups of the pediatric population against the background of the COVID-19 pandemic and new challenges in the organization of medical care. Problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2024;32(6):1213-1219. DOI: 10.32687/0869-866X-2024-32-6-1213-1219
  14. Penkina N.I, Ivanova M.A, Iskhakova M.K, Pupkov P.V. Child morbidity and organization of medical care during the pandemic of Covid-19 coronavirus infection in the Udmurt Republic. Modern problems of public health and medical statistics. 2024; (1):949-961. DOI: 10.24412/2312-2935-2024-1-949-961
  15. Koshechko I.I., Saltykova T.S. Influence of the COVID-19 pandemic on the formation of the attitude of the population of the Russian Federation to the prevention of infectious diseases. Problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2022;30(6):1184-94

Дата поступления: 08.04.2025


Просмотров: 84

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 16.07.2025 г. )
След. »
home contact search contact search