ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2018-2023 ГОДЫ |
![]() |
14.07.2025 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-3S-4
Огрызко Е.В., Поликарпов А.В. Резюме Актуальность. От развитости инфраструктуры сельского здравоохранения в Российской Федерации зависит качество медицинской помощи, оказываемой сельскому населению страны. И хотя проблемам сельского здравоохранения за 2018–2023 годы в стране уделялось достаточное внимание, динамика структуры медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению в стране и федеральных округах за эти годы, исследована недостаточно. Цель. Оценить ресурсное обеспечение сети медицинских организаций сельского здравоохранения в стране и федеральных округах за 2018–2023 годы. Материалы и методы. Материалами послужили данные Росстата о численности населения Российской Федерации по муниципальным образованиям, а также о численности сельского и городского населения, количестве муниципальных образований, а также данные годовых отчетных форм федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» и № 47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций» за 2018–2023 годы. В работе применены методы описательной статистики. Результаты. За исследуемый период (2018–2023 годы) увеличилась сеть медицинских организаций, оказывающая медицинскую помощь сельскому населению на 0,6 %. Аналогичная картина роста сети медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, отмечается в пяти федеральных округах. Показатель обеспеченности сельского населения объектами инфраструктуры сельского здравоохранения за 2018–2023 годы увеличился в целом по Российской Федерации на 3,1 %. Аналогичная картина наблюдается в шести федеральных округах. Заключение. Несмотря на снижение числа сельских поселений за 2021–2023 годы в Российской Федерации на 10,7 %, наблюдается рост показателей обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры на 0,29% и числа посещений среднего медицинского персонала сельскими жителями на 3,1%. В целом сеть медицинских организаций, оказывающая первичную медико-санитарную помощь на селе, в том числе в сельских поселениях, сохранилась. Ключевые слова: сеть медицинских организаций; сельская инфраструктура; посещения среднего медицинского персонала.
Контактная информация: Огрызко Елена Вячеславовна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
DYNAMICS OF RURAL HEALTHCARE INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FEDERAL DISTRICTS AS A WHOLE Abstract Significance. In the Russian Federation, the share of the rural population is 25 % of the total population of the country and has been maintained over the past six years(2019-2024).The level of development of agriculture depends on the degree of development of rural areas and, as a result, food security of the state, the share of domestic products in the market, the speed of the import substitution process.With proper and effective use of the potential of rural areas, sustainable economic development and a high standard and quality of life of the rural population can be ensured. The government pays special attention to the development of rural healthcare. The implementation of the federal projects “Development of the primary health care system” and “Modernization of primary health care” are aimed at increasing the availability of primary health care primarily for residents living in rural areas, including in remote and small settlements. In this regard, it is interesting to analyze the rural healthcare infrastructure in the Russian Federation as a whole, as well as in the context of the country’s federal districts. Purpose. To study the resource provision of a network of rural healthcare organizations in the country and federal districts for 2018-2023. Materials and methods. Rosstat data on the population of the Russian Federation by municipalities, as well as on the number of rural and urban settlements, and the number of municipalities were used. The data from the annual reporting forms of the federal statistical office No.30 “Information on a medical organization” and No.47 “Information on the network and activities of medical organizations” for the period 2018-2023 were used. The work used content analysis, statistical and analytical methods. Results. In the Russian Federation, over the past six years (2018-2023), there has been a downward trend in the number of municipalities by 16,1% and rural settlements by 18,0%. In all federal districts, there is a similar tendency to reduce the number of municipalities and rural settlements. The network of medical organizations providing medical care to the rural population increased by 0,6%. A similar pattern of growth in the network of medical organizations providing medical care to rural populations is observed in five federal districts. The provision of rural health infrastructure facilities for 2018-2023 increased by 3,1% in the Russian Federation as a whole. A similar pattern is observed in six federal districts. Conclusion. Despite the 10,7% decrease in the number of rural settlements in the Russian Federation over 2021-2023, there is an increase in the provision of rural infrastructure facilities for 10 000 rural residents (by 0,29%) and the number of visits to secondary medical personnel by rural residents per 1000 rural population (by 3,1%).In general, the network of medical organizations providing primary health care in rural areas, including rural settlements, has been preserved. Keywords: municipality; rural settlement; network of medical organizations providing medical care to rural populations; provision of rural population with infrastructure facilities; the number of visits of secondary medical personnel by rural residents per 1000 rural population.
Corresponding author: Elena V. Ogryzko, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение В докладе Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам сказано, что по состоянию на 2018 год в мире насчитывается более 7,3 млрд человек, из которых 55 % или 4,2 млрд человек проживает в городах, в то время как в начале века данный показатель был на уровне всего лишь 7,0 %. Ожидается, что к 2050 году численность населения в мире составит 9,2 млрд человек, из которых 68,0 % населения будет жить в городах [1]. Российская Федерация относится к странам с высокой долей городского населения. По данным Росстата, на 1 января 2024 года из 146,1 млн человек на городское население приходилось 109,5 млн человек или 75 % всего населения страны. Доля сельских жителей в населении мира пока остается на довольно высоком уровне, но она постепенно сокращается по мере увеличения роли городов и городского образа жизни: в 1960 году этот показатель составил 66,4 %, в 2007 году уже был ниже 50 %, а на 2020 год – 43,9 %. Ранее этот процесс наблюдался в наиболее развитых странах мира, которые первыми столкнулись с индустриализацией, что привело к массовой миграции жителей сёл и деревень в города за рабочими местами на заводах и фабриках. Сейчас пришла очередь развивающихся стран, которые проходят тот же путь [2]. В Российской Федерации, по данным Росстата на 1 января 2024 года, численность сельского населения составила 36,6 млн человек или 25 % всего населения страны. Доля сельского населения сохраняется в течение последних шести лет (2019–2024 гг.) [3]. Сельские территории Российской Федерации являются ключевым ресурсом страны, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития страны. От степени развития сельских территорий зависит уровень развития сельского хозяйства и, как следствие, продовольственная безопасность государства, насыщенность рынка продовольственной продукцией отечественных производителей, скорость процесса импортозамещения [4]. Мировой опыт показывает, что по состоянию сельских поселений можно судить об уровне развития экономики и качестве жизни населения. Данный факт обусловлен тем, что невозможно обеспечить комплексное развитие страны, не проявляя заботы о сельском населении [5]. В нашей стране развитие сельских территорий регулируется законодательно, реализацией ряда программ на федеральном уровне. На протяжении нескольких лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся сети расселения. Отмечается постарение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Между городом и селом сохраняется разрыв в продолжительности жизни. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности [6]. Муниципальная реформа в стране определяет модернизацию системы местного самоуправления, что позволит избежать дублирования функций, перераспределения полномочий между администрациями поселений и администрациями муниципальных районов и городских органов. Эта система позволит повысить эффективность местных органов власти, укрепить финансовую основу их деятельности [7], что при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий обеспечит устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения. Задача повышения доступности первичной медико-санитарной помощи в сельской местности и в особенности в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах требует комплексного подхода и согласованных усилий со стороны государства, медицинских организаций и органов власти [8].40-я Всемирная медицинская ассамблея (Вена, Австрия, 1988) в своем заявлении о доступности медицинской помощи утверждает, что она обусловлена «сбалансированностью возможностей государства и медицинскими ресурсами страны. Степень оптимальности баланса этих элементов по критерию максимизации качества и объема оказания медицинской помощи определяет ее доступность» [9]. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению имеет свои особенности: территориальная удалённость сельских населенных пунктов от районных больниц; малочисленность населенных пунктов; централизация специализированной медицинской помощи на базе многопрофильных больниц в городе; наличие выездных форм работы и мобильных комплексов с целью увеличения доступности при оказании медицинской помощи населению [10]. Одним из основных принципов модернизации первичного звена здравоохранения является обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, оказываемой на селе. Реализация мероприятий федеральных проектов направлена на увеличение доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей отдаленных и малочисленных пунктов. Многие исследователи заняты разработкой стратегических задач противодействия рискам здоровью населения [11]. В этой связи представляется актуальным анализ инфраструктуры сельского здравоохранения в целом по Российской Федерации, а также в разрезе федеральных округов страны. Цель. Оценить ресурсное обеспечение сети медицинских организаций сельского здравоохранения в стране и федеральных округах за 2018–2023 годы. Материалы и методы Использовались данные Росстата о численности населения Российской Федерации по муниципальным образованиям, численности сельского и городского населения, количестве муниципальных образований, а также данные годовых отчетных форм федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» и № 47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций» за 2018–2023 годы, сбор и обработку которых осуществляет ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России c использованием системы «Медстат» [12-15]. Сведения Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей не учитывались. Методика расчета показателей базировалась на методических рекомендациях Минздрава России [16]. В работе применены методы описательной статистики. Результаты Муниципальное образование – населённая территория, на которой в России осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения. По данным Росстата по состоянию на 1 января 2023 года в Российской Федерации насчитывалось 18 402 муниципальных образований [17]. Наибольшее число муниципальных образований сформировано в Приволжском (4 346 единиц), Центральном (3 823 единиц), Сибирском (3 122 единиц) федеральных округах. Наименьшее – в Уральском федеральном округе (906 единиц) (таблица 1). Данные о числе муниципальных образований в Российской Федерации постоянно меняются, так как во многих субъектах происходят преобразования состава и статуса муниципальных образований. Таблица 1 Динамика числа муниципальных образований в федеральных округах России и в целом по стране за 2018–2023 гг.
В динамике за последние шесть лет наблюдается тенденция сокращения числа муниципальных образований по Российской Федерации (на 3 543 единиц, или 16,1 %). Та же закономерность наблюдается во всех федеральных округах. Так, в Центральном федеральном округе число муниципальных образований сократилось на 666 единиц, или на 14,8 %. В Северо-Западном федеральном округе – на 294 единиц, или на 20,7 %. В Южном федеральном округе – на 12 единиц, или на 0,6 %. В Северо-Кавказском федеральном округе – на 170 единиц, или на 10,7 %. В Приволжском федеральном округе – на 1 439 единиц, или на 24,9 %. В Уральском федеральном округе – на 442 единиц, или в 1,5 раза. В Сибирском федеральном округе – на 240 единиц, или на 7,1 %. В Дальневосточном федеральном округе число муниципальных образований сократилось на 280 единиц, или на 14,2 %. Заметное сокращение общего числа муниципальных образований за исследуемой период наблюдалось в Уральском (в 1,5 раз), Приволжском (на 24,9 %) и Северо-Западном (на 20,7 %) федеральных округах. Главным образом это обусловлено активными процессами объединения поселений (преимущественно сельских), преобразованием муниципальных районов в городские (с 2011 года) и муниципальные округа (с 2019 года) [18]. Сельские поселения являются наиболее распространённым видом муниципальных образований в России (в 2023 году – 79,2 % от общего числа муниципалитетов в России). Показатель доли сельских поселений по федеральным округам: Северо-Кавказский (87,6 %), Южный (84,5 %), Сибирский (84,2 %), Приволжский (82,7 %), Дальневосточный (77,3 %), Центральный (74,6 %), Уральский (70,4 %), Северо-Западный (57,9 %). По данным Росстата по состоянию на 1 января 2023 года в Российской Федерации насчитывалось 14 580 сельских поселений [17]. Наибольшее число сельских поселений сформировано в Приволжском (3 594 единиц), Центральном (2 853 единиц), Сибирском (2 628 единиц) федеральных округах. Наименьшее – в Уральском федеральном округе (638 единиц) (таблица 2). Таблица 2 Динамика числа сельских поселений в федеральных округах России и в целом по стране 2018–2023 гг.
В целом по Российской Федерации за 2018–2023 гг. наблюдается такая же тенденция сокращения числа сельских поселений, что и с сокращением числа муниципальных образований (на 3 192 единиц, или 18 %). Сокращение числа сельских поселений за последние 6 лет можно наблюдать также во всех федеральных округах: Центральный (на 548 единиц, или 16,1 %), Северо-Западный (на 251 единицу, или 27,8 %), Южный (на 13 единиц, или 0,8 %), Северо-Кавказский (на 170 единиц, или 12,0%), Приволжский (на 1 325 единиц, или 26,9 %), Уральский (на 423 единицы, или 1,7 раз), Сибирский (на 215 единиц, или 7,6 %), Дальневосточный (на 247 единиц, или 15,9 %) (таблица 2). Несмотря на снижение числа муниципальных образований за 2018–2023 гг., в целом по Российской Федерации сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, увеличилась в общем на 292 единицы, или на 0,6 %, в том числе за счет роста числа поликлинических подразделений, входящих в состав медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, на 431 единицу, или на 9,3 %; фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов – на 227 единиц, или на 0,64 %; врачебных амбулаторий – на 331 единицу, или на 6,4 % (таблица 3). Таблица 3 Динамика изменения сети медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, в федеральных округах и в целом по Российской Федерации за 2018–2023 гг. (%)
Аналогичная картина роста сети медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, отмечалась в Северо-Кавказском, Северо-Западном, Дальневосточном, Южном и Сибирском федеральных округах. Так, в Северо-Кавказском федеральном округе сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, увеличилась в общем на 214 единиц, или на 8 %,за счет роста числа поликлинических подразделений, входящих в состав медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях стационара, на 132 единицы, или на 57,9 %; числа фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов – на 107 единиц, или на 6,5 %; числа врачебных амбулаторий – на 16 единиц, или на 2,8 %. В Северо-Западном федеральном округе сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, увеличилась в общем на 153 единицы, или на 4,4 %. За исследуемый период в данном федеральном округе произошел рост числа фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов; врачебных амбулаторий на 162 и 44 единицы, или на 6,7 % и 11,8 % соответственно. В Дальневосточном федеральном округе за 2018–2023 гг. сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, увеличилась в общем на 121 единицу, или на 3,9 %. За последние шесть лет в этом федеральном округе увеличилось число врачебных амбулаторий на 114 единиц, или на 23,4 %, а число фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов на 79 единиц, или на 3,9 %. В Южном федеральном округе за последние шесть лет сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, увеличилась в общем на 41 единицу, или на 0,78 %. Также в Сибирском федеральном округе за исследуемый период сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, увеличилась в общем на 25 единиц, или на 0,37 % за счет роста числа фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов на 132 единицы, или на 2,6 %; числа поликлинических подразделений, входящих в состав медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в условиях стационара, на 21 единицу, или на 4,3 %; числа врачебных амбулаторий – на 6 единиц, или на 0,8 %. Показатель обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры в Российской Федерации в 2023 году составил 13,66 на 10 000 сельского населения (таблица 4) Таблица 4 Динамика обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры в федеральных округах и Российской Федерации за 2018–2023 гг. (на 10 000 сельского населения)
В шести федеральных округах данный показатель был зарегистрирован выше среднероссийского: Приволжский (17,99 на 10 000 сельского населения, что на 31,7 % выше среднероссийского); Северо-Западный (17,52 на 10 000 сельского населения, что на 28,3 % выше среднероссийского показателя); Сибирский (16,45 на 10 000 сельского населения, что на 20,4 % выше среднероссийского показателя); Уральский (15,57 на 10 000 сельского населения, что на 14 % выше среднероссийского показателя); Центральный (14,81 на 10 000 сельского населения, что на 8,4 % выше среднероссийского показателя). В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах показатели составили 8,68 и 5,73 на 10 000 сельского населения соответственно, что в 1,6 и 2,4 раза меньше среднероссийского показателя. В динамике за 2018–2023 годы показатель обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры в целом по стране увеличился на 3,1 %. В шести федеральных округах наблюдается тенденция роста данного показателя: Северо-Западный – на 10,3 %, Дальневосточный – на 9,2 %, Северо-Кавказский – на 6,7 %, Сибирский – на 5,3 %, Приволжский – на 4,8 %, Южный – на 2,1 %. В оставшихся федеральных округах наблюдалось снижение показателя: Центральный (на 0,4 %); Уральский (на 1,8 %). Обсуждение полученных результатов Проведенное нами исследование позволило сопоставить число сельских поселений с показателями обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры на 10 000 сельского населения и числом посещений среднего медицинского персонала сельскими жителями на 1 000 сельского населения (таблица 5). В отчетной форме федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации», утвержденной приказом Росстата от 20.12.2021 №932, в таблице №2101 графа 4 «посещения среднего медицинского персонала сельскими жителями» появилась только с 2021 года, поэтому сравнительный анализ трех вышеназванных показателей возможно провести за 2021–2023 годы. Таблица 5 Динамика числа сельских поселений; обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры на 10 000 сельского населения; числа посещений среднего медицинского персонала сельскими жителями на 1 000 сельского населения в федеральных округах и Российской Федерации за 2021–2023 гг.
Сравнительный анализ динамики этих трех показателей за последние три года показал, что при сокращении числа сельских поселений на 10,7 %, показатель обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры не только не снизился, а вырос с 13,62 на 10 000 сельского населения в 2021 году до 13,66 на 10 000 сельского населения в 2023 году, или на 0,29 %. Также в 2023 году по сравнению с 2021 годом наблюдается рост числа посещения сельских жителей к среднему медицинскому персоналу: с 2 317,3 в 2021 году до 2 388,4 на 1 000 сельского населения, или на 3,1 %. Аналогичная картина наблюдается в трех федеральных округах: Южном, Приволжском и Уральском. Так, в Южном федеральном округе, где при снижении числа сельских поселений на 0,06 % отмечается увеличение показателей обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры на 10 000 сельского населения на 0,23 % и числа посещений среднего медицинского персонала сельскими жителями на 1 000 сельского населения. В Приволжском федеральном округе при значительном снижении числа сельских поселений на 19,3 % наблюдается тенденция роста показателей обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры на 10 000 сельского населения на 1,5 % и числа посещений среднего медицинского персонала сельскими жителями на 1 000 сельского населения на 4,0 %. В Уральском федеральном округе при значительном, в полтора раза, сокращении числа сельских поселений отмечается рост последних двух показателей на 0,39 и 3,8% соответственно. К этой группе можно условно отнести следующие федеральные округа: Северо-Кавказский, Сибирский, Центральный и Северо-Западный. Так, в Северо-Кавказском федеральном округе, несмотря на увеличение на одно сельское поселение (на 0,08 %), отмечается увеличение показателя обеспеченности объектами сельского населения инфраструктуры на 10 000 сельского населения на 0,7 %, а показатель число посещений среднего медицинского персонала сельскими жителями на 1000 сельского населения вырос аж на 24,5 %. В Сибирском федеральном округе число сельских поселений сократилось всего на 2,2 %, но обеспеченность объектами сельского населения инфраструктуры выросла на 0,86 %, а показатель числа посещений среднего медицинского персонала сельскими жителями на 1000 сельского населения не изменился. В Центральном федеральном округе при снижении на 4,3 % числа сельских поселений наблюдается небольшое снижение обеспеченности сельского населения инфраструктуры (на 0,74 %), но число посещений выросло на 4,8 %. В Северо-Западном федеральном округе при сокращении числа сельских поселений на 23,7 % показатель обеспеченности объектами сельского населения сельской инфраструктуры увеличился на 1,8 %; показатель числа посещений среднего медицинского персонала сельскими жителями на 1000 сельского населения уменьшился на 3,5 %. Только в Дальневосточном федеральном округе наблюдается снижение всех трех показателей: при значительном снижении числа сельских поселений на 12,3 % показатели обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры на 10 000 сельского населения и число посещений сельскими жителями среднего медицинского персонала на 1000 сельского населения всего незначительно сократились на 0,5 и 0,6 % соответственно. Заключение Таким образом, в Российской Федерации за последние шесть лет (2018–2023 годы) отмечается тенденция сокращения числа муниципальных образований на 16,1 % и сельских поселений – на 18,0 %. Во всех федеральных округах наблюдается та же тенденция сокращения числа муниципальных образований и сельских поселений. На 0,6 % увеличилась сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению. Аналогичная картина роста сети медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, отмечается в следующих федеральных округах: Северо-Кавказском, Дальневосточном, Южном и Сибирском. В Центральном и Приволжском федеральных округах отмечается незначительное сокращение сети медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению – на 0,6 и 0,12 % соответственно. Показатель обеспеченности сельского населения объектами инфраструктуры сельского здравоохранения за 2018–2023 годы увеличился в целом по Российской Федерации на 3,1 %. Аналогичная картина наблюдается в шести федеральных округах: Северо-Западном, Дальневосточном, Северо-Кавказском, Сибирском, Приволжском и Южном. Лишь в двух федеральных округах отмечается незначительное снижение показателя: Центральном (на 0,4 %), Уральском (на 1,8 %). Несмотря на снижение числа сельских поселений за 2021–2023 годы в Российской Федерации на 10,7 %, наблюдается рост показателей обеспеченности сельского населения объектами сельской инфраструктуры (на 0,29 %) и числа посещений среднего медицинского персонала сельскими жителями на 1000 сельского населения (на 3,1%). В целом сеть медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь на селе, в том числе в сельских поселениях, сохранилась. Библиография
References
Дата поступления: 10.04.2025 Просмотров: 30
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 14.07.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|