О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАРШРУТИЗАЦИЕЙ ПАЦИЕНТОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ ПО ЭКСТРЕННЫМ И НЕОТЛОЖНЫМ ПОКАЗАНИЯМ В МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ В МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПОМОЩЬ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ В МЕГАПОЛИСЕ Печать
14.07.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-3S-7

1Михайлова Ю.В., 1,2Введенский Г.А., 1Панкова Я.Ю.
1 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
2 ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Вопросы совершенствования скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи сохраняют высокую актуальность в Российской Федерации, что подтверждается принятием федерального проекта «Совершенствование экстренной медицинской помощи» в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь».

Сохраняющийся высокий уровень летальности на догоспитальном этапе в значительной степени связан с временным фактором получения экстренной помощи в критическом состоянии пациентов, что, в свою очередь, зависит от оперативного принятия управленческих решений по организации оптимальной маршрутизации пациентов при эвакуации в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях.

Особую актуальность регулирование процессов маршрутизации пациентов приобретает в случае особых, в том числе массовых кризисных ситуаций с массовыми потоками пациентов или пострадавших.

Пространственная неоднородность здоровья населения Российской Федерации, особенности социально-экономического развития регионов, формирующих ресурсную базу системы здравоохранения в целом и службы скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в частности, региональная неоднородность расселения и плотность населения, различия транспортной доступности являются факторами «внешней среды» или факторами риска, которые не зависят от службы скорой медицинской помощи. В то же время эти факторы риска во многом определяют доступность и качество скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в управлении организацией маршрутизации при эвакуации пациентов в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях.

Цель. Провести анализ организации маршрутизации и эвакуации в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях пациентов в мегаполисе и оценить роль инновационных технологий в совершенствовании принятия оперативных управленческих решений.

Материалы и методы. Базой исследования явилась Станция скорой и неотложной помощи им. А.С. Пучкова, г. Москва, анализ деятельности которой проводился по данным формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации»» за 2014–2023 годы.

Результаты. На Станцию скорой и неотложной помощи им. А.С. Пучкова возложены функции централизованной маршрутизации при проведении медицинской эвакуации. За 2018–2023 гг. частота эвакуаций пациентов в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, имеет разнонаправленный характер – на фоне снижения числа лиц, доставляемых бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в больничные организации, с 1339226 в 2018 году до 882334 в 2023 году, отмечается рост данного показателя в 2020–2022 гг., то есть в период пандемии Covid-19 с последующим его снижением в 2023 году. В 2024 г. 1582 пациента с причиной остановки кровообращения в процессе непрерывно продолжающихся реанимационных мероприятий были доставлены в профильные лечебные учреждения с восстановлением спонтанного кровообращения.

В рамках централизованного управления организацией маршрутизации при медицинской эвакуации пациентов в специализированные медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, в работу Станции внедрены современные медико-организационные технологии на основе интегрального управления инновационными процессами, в том числе информационные системы и ресурсы, обеспечивающие прием вызовов и управление выездными бригадами скорой медицинской помощи (Комплексная автоматизированная система управления и Автоматизированная навигационно-диспетчерская система управления), что позволило в условиях «риска» принимать оперативные решения по выбору наиболее оптимальных схем и вариантов маршрутизации и сокращения времени доставки пациента в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях.

Для решения многоаспектных задач по организации маршрутизации и проведения медицинской эвакуации пациентов на Станции скорой и неотложной помощи им А.С. Пучкова разработан и внедрен целевой модуль «контроль потока пациентов» как подсистема в автоматизированной системе управления «Стационар».

Внедрение разработанного модуля в совокупности с выделением отдельного поста старшего врача отдела медицинской эвакуации позволило в 2024 г. достичь показателя маршрутизации пациентов 97-98% от расчетного.

Заключение. Доказана целесообразность и эффективность внедрения инновационных технологий в организацию важнейшего этапа оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в критических случаях с угрозой для жизни пациента – маршрутизации при проведении медицинской эвакуации пациентов в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях.

В сфере организации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи можно выделить развитие ключевых инновационных процессов на всех этапах ее функционирования: информационные системы и ресурсы, обеспечивающие прием вызовов и управление выездными бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. С позиции централизованного регулирования процессами маршрутизации и эвакуации пациентов в специализированные медицинское организации важную роль играет разработка и внедрение автоматизированной навигационно-диспетчерской систему управления.

Ключевые слова: скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; маршрутизация пациентов; медицинская эвакуация; инновационные информационные технологии

Контактная информация. Панкова Яна Юрьевна; email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.

Для цитирования: Михайлова Ю.В., Введенский Г.А., Панкова Я.Ю. Система управления маршрутизации пациентов, нуждающихся по экстренным и неотложным показаниям в медицинской эвакуации в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях в мегаполисе. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025;

MANAGEMENT SYSTEM FOR ROUTING PATIENTS REGUIRING MEDICAL EVACUATION TO INPATIENT FACILITIES IN THE MEGALOPOLIS DUE TO EMERGENCY AND URGENT INDICATIONS
1Mikhaylova YuV, 1,2 Vvedensky GA, 1Pankova YaYu
1 Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia
2 A.S. Puchkov Emergency and Urgent Medical Care Station of the Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia

Abstract

Significance. The issues of improving emergency and specialized medical care remain highly relevant in the Russian Federation, which is confirmed by the adoption of the Federal Project «Improvement of Emergency Medical care» within the framework of the National Project «Long and Active Life».

A stably high level of lethality at the pre-hospital stage is largely associated with the time factor of receiving emergency care in a critical patient condition, which in turn depends on the prompt adoption of management decisions on the organization of optimal routing of patients during evacuation to inpatient medical organizations

The regulation of patient routing processes becomes particularly relevant in the case of special situations, including mass crisis situations with massive influx of patients or victims.

A spatial heterogeneity of the Russian population health, peculiarities of the socio-economic development of the regions, that form the resource base of the healthcare system in general and emergency care in particular, regional heterogeneity of settlement and population density, and differences in transport accessibility are factors of the «external environment» or risk factors, that are not dependable upon the emergency medical service. Nevertheless, these risk factors largely determine the accessibility and quality of emergency care in managing the routing organization during evacuation of patients to inpatient medical organizations.

The purpose of the study is to analyze the organization of routing and evacuation of patients to inpatient medical organizations in a megalopolis and evaluate the role of innovative technologies in improving operational management decisions.

Material and methods. The basis of the study was the A.S. Puchkov Ambulance and Emergency Care Station, Moscow. The Station performance was analyzed according to the data of the Federal statistical observation form No. 30 «Information about a medical organization» for 2014-2023.

Results. The Station is entrusted with the functions of centralized routing in the course of medical evacuation. For the period 2018-2023, the frequency of evacuations of patients to inpatient medical organizations has a multidirectional character - against the background of a decrease in the number of persons delivered by ambulance crews to hospital organizations from 1339226 in 2018 to 882334 in 2023, there is an increase in this indicator in the period 2020-2022, i.e. during the Covid-19 pandemic with a subsequent decrease in 2023. In 2024, 1582 patients with circulatory arrest during continuous resuscitation measures were delivered to specialized medical institutions with spontaneous circulation restored.

As part of the centralized management of routing during medical evacuation of patients to specialized hospitals, the Station has introduced modern medical and organizational technologies based on integrated management of innovative processes, including information systems and resources to handle calls and manage ambulance crews (Integrated automated control system and Automated navigation and dispatch system management), making it possible, under the “risk” conditions, to take prompt decisions on selecting the most optimal schemes and options for routing and reducing the hospital delivery time.

In order to solve multidimensional problems of patient routing and evacuation, the Station has developed and implemented the target module «patient influx control» as a subsystem in the automated management system «Hospital».

Implementing the developed module, coupled with establishing a separate post of a senior doctor in the medical evacuation department, made it possible to reach a 97-98% index of patient routing.

Conclusion. The feasibility and effectiveness of introducing innovative technologies into the organization of the most important stage of emergency medical care delivery in critical cases, threatening the life of the patient —routing patients to inpatient medical facilities during medical evacuation—has been proven.

The development of key innovative processes at all stages of emergency medical care organization can be highlighted: information systems and resources that ensure the reception of calls and management of ambulance crews. From the position of centralized regulation of the processes of routing and evacuation of patients to specialized medical organizations, an important role is played by the development and implementation of an automated navigation and dispatch management system.

Keywords: emergency medical care; patient routing; medical evacuation; innovative information technologies.

Corresponding author: Yana Yu. Pankova, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Mikhaylova YuV, https://orcid.org/0000-0001-6779-726X
Vvedensky GA, https://orcid.org/0009-0007-3716-8033
Pankova YaYu., https://orcid.org/0000-0003-3461-226X
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Mikhailova YuV, Vvedensky GA, Pankova YaYu. Management system for routing patients in need of medical evacuation to inpatient facilities in the megalopolis due to emergency and urgent indications Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2025; (In Russ).

Введение

Служба скорой, а том числе скорой специализированной, медицинской помощи играет критически важную роль в системе здравоохранения Российской Федерации, обеспечивая оказание экстренной медицинской помощи населению при состояниях, угрожающих жизни и здоровью. Оперативность и качество оказываемой помощи по важнейшему направлению, организации маршрутизации, напрямую влияют на снижение смертности и инвалидизации, особенно в случаях, требующих немедленного вмешательства [1-3].

Служба скорой медицинской помощи – сложная медико-социальная система, которая отличается профессиональной сложностью, высокой оперативностью принятия решений, негативным влиянием средовых факторов на ее результативность при проведении быстрой эвакуации пациентов в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях [3-6].

Нормативное и организационное регулирование организации медицинской эвакуации пациентов отражено в приложении №1 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. №388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» [7]. Несколько ранее в соответствие с приказом Минздравсоцразвития РФ от 2 декабря 2009 г. № 942 «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» в стране рекомендовано открытие стационарных отделений скорой медицинской помощи (СтОСМП). [8]

Авторы публикаций на основе опыта работы СтОСМП в регионах РФ отмечают их высокую результативность за счет мультидисциплинарного подхода к диагностике и лечению пациентов, оптимизации логистики функционирования разных отделений в многопрофильных стационарах [9-11].

В Москве как крупном мегаполисе в обеспечении оптимальной маршрутизации и экстренной эвакуации в критическом состоянии пациентов значительную роль играют специфичные факторы «риска»:

  • высокий уровень обращаемости населения города за скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью;
  • особенности транспортного обслуживания, связанные с высокой загруженностью автомобильных дорог, «пробками»;
  • высокая плотность застройки в центральных районах города (затрудненный проезд до пациентов);
  • особенности структуры населения, характеризующиеся высоким уровнем хронических неинфекционных заболеваний;
  • более высокая требовательность населения к системе здравоохранения в целом и скорой специализированной медицинской помощи (ССМП) в частности.

В то же время необходимо отметить, что на результативность оказания ССМП позитивно влияет высокий уровень внедрения цифровых инновационных технологий, что создало технологическую базу для широкого внедрения информационных технологий в систему городского здравоохранения и службу ССМП [12].

При оказании ССМП в позитивном исходе критического состояния пациента важнейшим фактором является временной интервал [6]. Определяющим критерием результативности деятельности ССМП является анализ временных показателей, период до начала оказания медицинской помощи, который считается критическим для снижения смертности и возможности обратного развития патологических процессов [6,13].

Инновационная модель развития здравоохранения как наиболее оптимальный путь кардинального улучшения здоровья и качества жизни населения, борьбы с преждевременной смертностью и решения демографических проблем страны, предполагает комплексное взаимодействие теоретического и практического здравоохранения, планирование и последующее внедрение передовых научных исследований в учреждения здравоохранения, в том числе в службу ССМП [12-14].

В сфере организации ССМП можно выделить развитие ключевых инновационных процессов на всех этапах ее функционирования: информационные системы и ресурсы, обеспечивающие прием вызовов и управление выездными бригадами ССМП (Комплексная автоматизированная система управления, КАСУ). С позиции централизованного регулирования процессами маршрутизации и эвакуации пациентов в специализированные медицинское организации важную роль играет разработка и внедрение автоматизированной навигационно-диспетчерской систему управления (АНДСУ).

Цель. Провести анализ организации маршрутизации и эвакуации в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях пациентов в мегаполисе и оценить роль инновационных технологий в совершенствовании принятия оперативных управленческих решений.

Материалы и методы

Базой исследования явилась Станция скорой и неотложной помощи им. А.С. Пучкова (далее ССиНМП им А.С. Пучкова), Москва.

Анализ деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы проводился по данным формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации»» за 2014–2023 годы.

В 2014–2017 годах в форме федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о деятельности медицинской организации» заполнялись данные о числе госпитализированных пациентов, доставленных бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации, с 2018 по 2023 год указывается информация о числе лиц, доставленных бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях.

Результаты

На административной территории города Москвы медицинской организацией, осуществляющей оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, является Государственное бюджетное учреждение «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения г. Москвы (далее – Станция).

Работа ССиНМП им. А.С. Пучкова в г. Москве основана на принципах централизованного управления, при этом обеспечивающая сеть на административной территории города Москвы представляет собой 63 подстанции и 28 постов, равномерно развернутых на территории города, а также 11 отделений неотложной медицинской помощи взрослому и детскому населению.

Организация оказания ССМП в Москве имеет значительные региональные особенности, связанные с особенностями города-мегаполиса, что потребовало разработки и принятия целевых нормативных актов правового обеспечения функционирования службы ССМП и внедрения инновационных технологий в практику принятия оперативных управленческих решений по организации маршрутизации пациентов при эвакуации в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях.

За 2018–2023 гг. показатель частоты эвакуаций пациентов в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, имеет разнонаправленный характер – на фоне снижения числа лиц, доставляемых бригадами ССМП в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, с 1339226 в 2018 году до 882334 в 2023 году. Отмечается рост данного показателя в 2020–2022 гг., то есть в период пандемии Covid-19 с последующим снижением в 2023 году. В 2024 г. 1582 пациента с причиной остановки кровообращения в процессе непрерывно продолжающихся реанимационных мероприятий были доставлены в профильные лечебные организации, у 660 пациентов из доставленных в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях с применением устройств для проведения автоматизированных компрессий грудной клетки отмечено восстановление спонтанного кровообращения.

В соответствии с реализацией Стратегии развития столичного здравоохранения Москвы как мегаполиса выбор и принятие оперативных управленческих решений проведения маршрутизации по экстренным показаниям медицинской эвакуации пациентов в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях на территории Москвы базируется на разработке и внедрении современных медико-организационных механизмов и широком использовании инновационных информационных технологий, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ).

В настоящий момент в Москве 35 медицинских организаций, оказывающих помощь в стационарных условиях, участвует в приеме пациентов по экстренным показаниям. Приказом Департамента здравоохранения города Москвы определены каналы госпитализации, за маршрутизацию которых отвечает отдел медицинской эвакуации Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова города Москвы (ССиНМП им. А.С. Пучкова) – «103», в том числе доставляемые коммерческими и ведомственными ССМП, 103-поликлиника (в структуре станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи рекомендуется предусматривать отдел медицинской эвакуации (Приказ Минздрава РФ от 20.06.2013 № 388Н, в редакции приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 № 33н)).

Ретроспективный анализ организации маршрутизации пациентов в профильные медицинские организации Москвы, оказывающие помощь в стационарных условиях, позволил выделить ряд существующих проблем:

  • большое количество медицинских организаций, оказывающих помощь в стационарных условиях, осуществляющих ургентную госпитализацию на территории Москвы;
  • различный объем направляемых пациентов по профилям ургентной патологии;
  • значительные различия в потребности по дням недели;
  • существенные различия медицинских организаций, оказывающих помощь в стационарных условиях, в возможном количестве принимаемых пациентов требуют постоянного мониторирования, учета, расчета и корректировки потоков направляемых пациентов в условиях критического состояния пациентов, в том числе с угрозой для жизни.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами [7,15-17] выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной по времени транспортной доступности до места расположения медицинской организации и профиля медицинской организации.

Однако в условиях мегаполиса практическое выполнение приложения №1 Приказа Минздрава России от 20 июня 2013 г. №388н при оказании ССМП и проведения экстренной эвакуации пациентов в профильные медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, выявило ряд логически нормативных неопределенностей и сложностей. Так, например, медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, профиль которого соответствует патологии пациента, на конкретный момент потребности, не имеет возможности принять пациента и оказать медицинскую помощь в виду различных объективных причин (перезагруженность, карантинные мероприятия и другие).

Также необходимо учитывать наличие в выбираемой медицинской организации, оказывающие помощь в стационарных условиях «вспомогательных» профилей, так, например при эвакуации женщины с хирургической патологией в некоторых случаях требуется возможность консультации гинеколога (и наоборот).

Невозможность приема пациента в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, может быть связана с временными ограничениями приема пациентов (аварийные ситуации, перезагруженность, карантинные мероприятия и другие).

Исходя из многоаспектности указанных задач на ССиНМП им. А.С. Пучкова в 2023–2024 годах был разработан и внедрен механизм подсчета количества направляемых в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, пациентов с учетом различных факторов, который был успешно реализован в разработанном модуле информационной системы ССиНМП им. А.С. Пучкова – «контроль потока пациентов» в АСУ «Стационар».

Основной целью разработки информационной подсистемы (модуля) явилось решение задач по равномерному распределению потока пациентов с учетом мощности медицинских организаций, оказывающие помощь в стационарных условиях, и установленного им объема оказания медицинской помощи.

Постановка задачи при разработке модуля базировалась на результатах ретроспективного анализа статистических данных по численности направляемых пациентов в предыдущие годы и коечной мощности медицинских организаций и ежегодно устанавливаемых объемов медицинской помощи в разрезе конкретной медицинской организации (плановый и экстренный).

В выделенном объеме медицинской помощи для каждой медицинской организации рассчитывается доля медицинской помощи для бригад ССМП (канал «103») и для направления пациентов по неотложным показаниям (канал «103-поликлиника»). По итогу 2024 года соотношение канала 103/103-поликлиника составило – 000.

Анализ количества госпитализаций и опыт работы ССМП показал, что при расчете необходимо учесть востребованность того или иного профиля по дням недели (таблица 1).

Таблица 1

Распределение долей пациентов по дням недели (в %)

Профиль пн вт ср чт пт сб вс
Акушерство (патология) 21,1 16,1 13,5 17 17,5 8,2 6,6
Колопроктология 20,5 15,8 15,1 15,8 14,6 10,1 8,1
Кардиология 19,3 17,2 14,7 15,9 14 9,5 9,4
Нефрология 18,5 15,5 16,2 16,8 17,8 7,9 7,4
Хирургия 18,4 15,5 14,5 14,9 14,5 11,4 10,8
Акушерство (роды) 18,1 14,9 14,7 15,3 14,5 11,3 11,2
Урология 18 15,2 14,9 15,4 14,2 11,6 10,6
Гинекология 17,8 15,3 14,5 14,5 14,2 11,6 12,1
Терапия 17,5 15,5 14,8 16 15,1 11,5 9,6
Неврологическая реанимация 17,5 15,1 13,5 15,5 14,6 11,9 11,9
Торакальная хирургия 16,7 17,9 12,1 13,4 15 12 12,9
Травма 16,6 13,9 15 13,2 14 14,7 12,7
Кардиологическая реанимация 16,5 15,4 14,7 15,4 13,7 12 12,4
ЛОР 16,5 15 13,8 15,7 15,7 13,2 10,3
Сердечно-сосуд хирургия 15,9 17,3 16,6 14,2 14,4 13,2 8,3
Комбустиология 15,2 18,2 14,1 10,6 14,6 14,1 13,6
ЧЛХ 15 13,6 12,6 13,4 16,9 15,7 12,9
Офтальмология 14,9 16,3 13,7 12 14,2 15,9 12,9
Нейрохирургия 14,8 13,8 13,1 14,6 14,5 15,3 13,9
Реанимация общая 14 14 14 15,7 15,7 14,2 12,3
Токсикология 11,9 17,7 15,4 11,6 16 15,4 11,9

Показано, что есть профили экстренной патологии с выраженной динамикой изменений в разрезе дней недели («Акушерство», «Колопроктология», «Кардиология», «Нефрология», «Хирургия» и другие) и менее выраженной динамикой («Реанимация», «Нейрохирургия», «Офтальмология») (таблица 1).

Для расчета дифференцированного выделяемого объема с учетом установленных различий в потребности ССМП по дням недели был принят недельный интервал, в котором информационная система «контроля потока пациентов» автоматически рассчитывает предполагаемый объем направляемых пациентов в разрезе профилей, дней недели и стационаров. Пример расчета представлен в таблице 2.

Таблица 2

Пример расчета количества направляемых пациентов по дням недели, профиль хирургия

Стационар пн вт ср чт пт сб вс
Стационар №1 55,4 46,7 59,4 62,0 62,8 51,5 47,3
Стационар №2 38,9 32,8 40,7 42,6 41,7 32,4 31,0
Стационар №3 24,3 20,5 23,6 23,5 21,1 14,9 12,9
Стационар №4 12,9 10,9 13,3 13,5 11,7 7,9 5,4

В подсистему «Контроля потока пациентов» заложена возможность автоматического пересчета и равномерного распределения количества пациентов между медицинскими организациями, оказывающими помощь в стационарных условиях, с учетом вариаций по профилям при вызове ССМП в кризисных ситуациях (Пандемия Covid-19, массовые травмы при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и другие), когда поток пациентов превышает расчётный.

Система настроена таким образом, что при остаточном количестве свободных мест для направления пациентов менее 20% система автоматически добавляет к плану расчета 20% мест, распределяя их равномерно между медицинскими организациями, оказывающими помощь в стационарных условиях, в зависимости от мощности стационара. Пример представлен в таблице 3.

Таблица 3

Пример расчета увеличения расчетного норматива доставки при увеличении потока пациентов

Стационар Расчетный норматив направления пациентов Выдано 80% от запланированного по городу Остаток мест от плана Пересчет расчетного норматива направления пациентов по городу Возможность выдать места после пересчета норматива направления на 20%
1 2 3 4 5 6
        гр. 2 * 1.2 гр. 5 - гр. 3
Стационар №1 15.5 12 3.5 18.6 6.6
Стационар №2 25.8 21 4.8 31.0 10.0
Стационар №3 12.9 10 2.9 15.5 5.5
Стационар №4 10.2 8 2.2 12.2 4.2
Стационар №5 35.6 29 6.6 42.7 13.7
Всего 100 80 20 120.0 40.0

В функции подсистемы (модуля) входит анализ и перерасчет изменения плана направляемых пациентов в зависимости от факта выдачи мест в предыдущий период. Так, если по каким-то причинам в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, в текущий день был увеличен поток пациентов, то план на следующие дни будет автоматически скорректирован и уменьшен и, наоборот, в случае неполной загрузки осуществляется пересчет в сторону увеличения потока в следующие дни. Отчетным периодом является неделя.

Эффективность использования данной инновационной технологии управления медицинским персоналом отдела медицинской эвакуации оценивается исходя из выполнения в процентном соотношении направляемого потока пациентов от рассчитанного системой. В идеальной модели это 100% от расчетного, однако удовлетворительным считается результат ± 5% от расчетного.

Модуль АСУ «Стационар» визуализирует данные о загрузке медицинских организаций, оказывающих помощь в стационарных условиях, с помощью цветовой индикации, что помогает диспетчерам и старшим врачам отдела медицинской эвакуации быстро оценивать текущую ситуацию.

Для визуализации процесса маршрутизации пациентов и обеспечения мониторинга процентное выполнение соотношения факта к плану выделено разными цветами, там, где процент соотношения факта к плану медицинской организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, по профилю близок к среднему значению по городу, используется зеленый цвет, там, где значительно превышает – красный, где ниже среднего значения – бледно-розовый.

Количественная и цветовая информация продублирована и у диспетчера, осуществляющего оформление заявок на медицинскую эвакуацию. Важно отметить, что система подсказывает диспетчеру выводя на первое место медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, ближайшие к месту, откуда бригада ССМП забирает пациента, с учетом расчетного и фактического плана до обрабатываемого запроса.

С целью постоянного мониторинга и контроля за маршрутизацией пациентов с учетом расчетных и фактических показателей в отделе медицинской эвакуации ССиНМП им. А.С. Пучкова выделен отдельный пост старшего врача отдела медицинской эвакуации.

Обсуждение

В 2023г. бригадами скорой медицинской помощи Станции выполнено 3 738 402 вызова (в 2022 г. – 3 876 012, в 2021г. – 4 381 990 вызовов). Бригадами отделений неотложной медицинской помощи взрослому и детскому населению в 2023 году выполнено 430 865 вызовов, из них 280 800 к взрослому населению и 150 065 к детскому населению (в 2022 г. – 479 710 вызовов, из них 298 078 к взрослому населению и 181 632 к детскому, в 2021 г. – 627 345 вызовов, из них 388 750 к взрослому населению и 238 595 к детскому). В 2024г. бригадами скорой медицинской помощи ССиНМП им. А.С. Пучкова выполнено 3 497 005 вызовов (в 2023г.– 3 738 402, в 2022г. – 3 876 012).

За 2018–2023 гг. отмечен рост частоты эвакуаций пациентов в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях (таблица 4), в том числе в 2020–2022 гг., то есть в период пандемии Covid-19, с последующим снижением в 2023 году.

Таблица 4

Число лиц, доставленных бригадами скорой медицинской помощи в больничные организации Москвы, в динамике за 2018-2023 гг. (по данным формы федерального статистического наблюдения № 30)

Показатели Годы
2018 2019 2020 2021 2022 2023
Число лиц, доставленных бригадами скорой медицинской помощи в больничные организации            
абсолютное число 1339226 911071 1006460 1261593 1008550 882334
показатель наглядности (в % к 2018 г.) 100,0 68,0 75,1 94,2 75,3 65,9
на 1000 населения 106,6 72,0 79,5 99,8 77,2 67,2

В 2024 г. 1582 пациента с причиной остановки кровообращения в процессе непрерывно продолжающихся реанимационных мероприятий были доставлены в профильные лечебные организации, у 660 из них отмечено восстановление спонтанного кровообращения.

В мае 2024 года ССиНМП им. А.С. Пучкова, в соответствии с требованиями приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 21.07.2023 № 768 «О переходе к цифровой модели ведения медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и медицинскую помощь в стационарных условиях» (в редакции приказа ДЗМ от 08.04.2024 № 311) осуществила переход на цифровую модель работы с медицинской документацией в части карты вызова (учетная форма № 110/у) и сопроводительного листа и талона к нему (учетная форма № 114/у).

Заключение

В условиях Москвы как столичного мегаполиса со сложной транспортной доступностью из-за высокой загруженности автомобильных дорог, плотной застройкой в центральных районах города вопросы маршрутизации при проведении быстрой медицинской эвакуации пациентов в профильные медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, имеют первостепенное значение как фактор, определяющий уровень летальных исходов на догоспитальном этапе. В этих критических для пациента условиях формирование оптимального маршрута с последующим контролем за этапами выполнения доставки пациента в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, является важнейшим условием благоприятного исхода.

В настоящее время с внедрением автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления, автоматизированная система управления «Стационар» с модулем «Контроль потока пациентов», выбор стационара для доставки пациента осуществляется на основе характера патологии и тяжести состояния пациента, транспортной доступности, показанного профиля медицинской организации, возможности оказания необходимой медицинской помощи с учетом наличия вспомогательных профилей в стационарной медицинской организации.

Разработка и внедрение в 2023–2024 автоматизированного расчета количества направляемых пациентов позволили при принятии оперативных управленческих решений учитывать различные воздействующие факторы. Система «контроль потока пациентов» в совокупности с контрольной функцией старшего врача отдела медицинской эвакуации обеспечивает оптимальное распределение пациентов по медицинским организациям, оказывающим помощь в стационарных условиях, что способствует повышению качества и оперативности оказания медицинской помощи в условиях мегаполиса.

По итогам 2024 года система позволила маршрутизировать пациентов на уровне 97-98% от расчетного, что свидетельствует о высокой эффективности разработанного модуля.

Опыт работы Станции скорой и неотложной помощи им. А.С. Пучкова свидетельствует о высокой эффективности внедрения инновационных технологий в организацию важнейшего этапа оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в критических ситуациях с угрозой для жизни пациентов – маршрутизация и медицинская эвакуация пациента в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях.

Библиография

  1. Багненко С.Ф. и др. Направления совершенствования организации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной формах и медицинской эвакуации в субъекте Российской Федерации. Вестник Росздравнадзора 2019;(3);70–74. DOI: 10.35576/article_5d135f4a728e49.79827942.
  2. Теплов В.М. Концепция трехуровневой системы оказания скорой медицинской помощи в субъекте Российской Федерации в режиме повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера: дисс. … докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 2022. 342 с.
  3. Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени Пучкова. Режим доступа: https://mos03.ru/general-information/station-today/ (Дата обращения 10.05.2025)
  4. Муравьева А.А., Фарсиянц А.В., Коврижкин А.В. Основные проблемы и дефекты догоспитального этапа в оказании медицинской помощи пациентам с острыми нарушениями мозгового кровообращения в городе Ставрополе. Скорая медицинская помощь 2023; 24(2): 84-89.
  5. Давыдов П.А., Черняков Е.В., Введенский Г.А., Косымский В.В., Ушакова О.С. Технологии, обеспечивающие работу скорой медицинской помощи Москвы. Московская медицина 2021; (5): 82-87.
  6. Стародубцева О.С., Широков В.А., Бегичева С.В., Осинкин Г.А. Анализ времени доезда скорой медицинской помощи при инсульте в Екатеринбурге. Уральский медицинский журнал 2017; (10): 53-57.
  7. Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499028411 (Дата обращения 10.05.2025)
  8. Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 942 от 02.12.2009 г. Режим доступа: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc15908.html (Дата обращения 10.05.2025)
  9. Линец Ю.П. Стационарное отделение скорой медицинской помощи: путь к решению проблем стационаров экстренной медицинской помощи. В кн.: Проблемы городского здравоохранения: сб. науч. тр. Вишняков Н.И., редактор. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, 2019. С. 191–194.
  10. Алимов Р.Р. Объемы лечебно-диагностической помощи в приемном и стационарном отделениях скорой медицинской помощи многопрофильного стационара. Скорая медицинская помощь 2016; 17(1): 55–58.
  11. Григорьева О.В. Модель организации приема экстренных пациентов в стационарном отделении скорой медицинской помощи. Наука настоящего и будущего 2022; 2: 138–141.
  12. Плавунов Н.Ф., Введенский Г.А., Черняков Е.В. Искусственный интеллект на службе скорой и неотложной медицинской помощи. Московская медицина 2024; (1): 52-61.
  13. Бегичева, С. В. Компьютерное моделирование пространственного местоположения станций скорой медицинской помощи в условиях крупного города. Фундаментальные исследования 2019; (6): 24-28
  14. Алексанин, С.С., Кочетков А.В., Шелухин Д.А., Павлов А.И. Возможности применения инновационных технологий при оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе. Кремлевская медицина. Клинический вестник 2015; (2): 22-25.
  15. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Режимдоступа: https://fzrf.su/zakon/ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-323-fz/ (Дата обращения 10.05.2025)
  16. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 8 ноября 2016 г. № 907 «Об организации Единого городского диспетчерского центра скорой и неотложной медицинской помощи». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456048158?ysclid=m3d5ybw6ph617765712 (Дата обращения 10.05.2025)
  17. Барсукова И.М. Организационные и финансово-экономические механизмы совершенствования скорой медицинской помощи в новых экономических условиях: Автореф. дисс. докт. мед.наук. СПб, 2017. 48 с.

References

  1. Bagnenko S.F. et al. Directions for improving the organization of emergency, including specialized emergency medical care, specialized medical care in emergency and emergency forms and medical evacuation in subject of the Russian Federation. Bulletin of Roszdravnadzor. 2019;(3);70–74. DOI: 10.35576/article_5d135f4a728e49.79827942. (In Russ.)
  2. Teplov V.M. The concept of a threelevel system for providing emergency medical care in a constituent entity of the Russian Federation in everyday activities and in emergency situations of a biological and social nature: MD diss. St. Petersburg, 2022. 342 p. (In Russ.)
  3. The A.S. Puchkov Ambulance and Emergency Medical Care Station. URL: https://mos03.ru/general-information/station-today/ (In Russ).
  4. Muravyeva A.A., Farsiyants A.V., Kovrizhkin A.V. The main problems and defects of the medical care on prehospital stage for patients with acute cerebrovascular accident in Stavropol. Emergency medical care. 2023;24(2):84-90. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2072-6716-2023-24-2-84-90
  5. Davydov P.A., Chernyakov E.V., Vvedensky G.A., Kosymsky V.V., Ushakova O.S. Technologies that ensure the operation of emergency medical services in Moscow. Moscow Medicine. 2021; (5): 82-87. (In Russ.)
  6. Starodubceva O.S., Shirokov V.A., Begicheva S.V., Osinkin G.A. The analysis of the arrival time of ambulance during the stroke in Ekaterinburg. Ural Medical Journal 2017; (10): 53-57. (In Russ.)
  7. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated June 20, 2013 No. 388n "On approval of the procedure for providing emergency, including specialized ambulance, medical care." URL: http://docs.cntd.ru/document/499028411 (In Russ.)
  8. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 942 dated 02.12.2009 "On approval of statistical tools of the station (department), emergency medical hospital". URL: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc15908.html (In Russ.)
  9. Linets Yu.P. Inpatient emergency department: the way to solving the problems of emergency hospitals // Problems of urban healthcare: Collection of scientific papers / ed. N.I. Vishnyakova. – St. Petersburg Research Institute of Emergency Medicine named after I.I. Dzhanelidze, 2019. P. 191–194. DOI: 10.24884/2072-6716-2017-18-3-14-16. (In Russ.)
  10. Alimov R.R. Volumes of therapeutic and diagnostic care in the emergency department and inpatient departments of emergency medical care of a multidisciplinary hospital. Emergency medical care. 2016; 17(1): 55–58. (In Russ.)
  11. Grigorieva O.V. Model for organizing the reception of emergency patients in an inpatient emergency department. Science of the present and future. 2022; 2: 138–141. (In Russ.)
  12. Plavunov N.F., Vvedenskiy G.A., Chernyakov E.V. Artificial intelligence in the ambulance and emergency medical services. Moscow medicine. 2024; (1): 52-61. (In Russ)
  13. Begicheva SV. Computer simulation of the spatial ambulance location in an urban area. Fundamental research. 2019; (6): 24-28
  14. Alexanin S.S., Kochetkov A.V., Shelukhin D.A., Pavlov A.I. Innovative technologies in providing specialized urgent medical aid at the pre-hospital stage. Kremlin medicine. Clinical Bulletin 2015; (2): 22-25.
  15. Federal Law of the Russian Federation No. 323 dated November 21, 2011 "On the Fundamentals of Public Health Protection in the Russian Federation". URL: https://fzrf.su/zakon/ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-323-fz/ (In Russ.)
  16. Order of the Moscow City Health Department of November 8, 2016, No. 907 “On Organization of the Unified City Dispatch Center for Emergency and Urgent Medical Care”. URL: https://docs.cntd.ru/document/456048158?ysclid=m3d5ybw6ph617765712 (In Russ.)
  17. Barsukova I.M. Organizational and financial and economic mechanisms for improving emergency medical care in new economic conditions: Abstract. diss. Doctor of Medical Sciences. St. Petersburg, 2017. 48 p. (In Russ)

Дата поступления: 21.05.2025


Просмотров: 32

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 14.07.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search