ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ: ПРОГРАММА «ЗЕМСКИЙ ДОКТОР». АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР |
![]() |
14.07.2025 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-3S-10
Армашевская О.В. Резюме Актуальность. Первичная медико-санитарная помощь является основой оказания доступной и качественной медицинской помощи, особенно на удаленных от областных и районных центров территориях Российской Федерации. Доступность первичной медико-санитарной помощи в них определяется в том числе и деятельностью земского доктора. За прошедшее десятилетие действия программы «Земский доктор» важно изучить опыт ее реализации, выявить главные проблемы и достижения для ее совершенствования и актуализации в соответствии с реалиями современности. Цель исследования: обобщить опыт реализации программы «Земский доктор» по данным региональных исследований, нормативно-правовых актов и открытых источников, обосновать предложения в области организационных, нормативно-правовых, мотивационных и кадровых подходов по ее совершенствованию. Материалы и методы. Проведен поиск литературных источников в научной электронной библиотеке eLIBRARY за 2013–2024 годы по ключевым словам: программа «Земский доктор», сельский врач. Использовались материалы справочной правовой системы «Консультант Плюс» и системы «Гарант». Анализ включал данные 55 источников, 35 были включены в список литературы. Результаты. Итоги десятилетней реализации программы «Земский доктор» показали, что наряду со значительными положительными эффектами существует ряд однотипных проблем ее выполнения: отсутствуют директивные программы адаптации студентов для работы на селе; действующие гарантии и меры социальной поддержки недостаточно эффективны для привлечения и удержания, что также может служить препятствием желанию выпускников вузов уезжать в отдаленные районы с недостаточной инфраструктурой без возможности опереться на опыт коллег и выстроить траекторию карьерного и профессионального роста. Получение уникального профессионального и личного опыта, высокая востребованность медицинских работников являются позитивными факторами, влияющими на принятие решения работать в сельской местности. Заключение. Программа «Земский доктор» оказала положительное влияние на повышение обеспеченности сельских медицинских учреждений квалифицированными кадрами, опыт ее реализации в регионах выявил проблемы и достижения, что позволило обосновать необходимость ее актуализации и разработать ряд предложений по ее совершенствованию по целому ряду направлений. Ключевые слова: программа «Земский доктор», сельский врач, кадровая политика, мотивация специалистов, меры социальной поддержки.
Контактная информация: Армашевская Ольга Викторовна, еmail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
RESULTS OF THE DECADE: THE PROGRAM "ZEMSKY DOCTOR" Abstract Significance. Primary health care is the basis for providing accessible and high-quality medical care, especially in the territories of the Russian Federation remote from regional and district centers. The availability of primary health care in them is determined, among other things, by the activities of the zemstvo doctor. Over the past decade of the Zemstvo Doctor program, it is important to study the experience of its implementation, identify the main problems and achievements for its improvement and updating in accordance with modern realities. Purpose. Тo summarize the experience of implementing the Zemsky Doctor program based on data from regional studies, regulatory legal acts and open sources, to substantiate proposals in the area of organizational, regulatory, motivational and personnel approaches to its improvement. Materials and methods. A search of literary sources was conducted in the scientific electronic library eLIBRARY for 2013–2024 using the keywords: “Zemsky Doctor” program, rural doctor. Materials from the reference legal system “Consultant Plus” and the “Garant” system were used. The analysis included data from 55 sources, 35 of which were included in the list of references. Results. The results of the ten-year implementation of the "Zemsky Doctor" program have shown that along with significant positive effects, there are a number of similar problems in its implementation: there are no directive programs for adapting students to work in rural areas; current guarantees and social support measures are not effective enough to attract and retain them, which can also serve as an obstacle to the desire of university graduates to leave for remote areas with insufficient infrastructure without the opportunity to rely on the experience of colleagues and build a trajectory of career and professional growth. Gaining unique professional and personal experience, high demand for medical workers are positive factors influencing the decision to work in rural areas. Conclusion. The Zemsky Doctor program has had a positive impact on increasing the provision of rural medical institutions with qualified personnel; the experience of its implementation in the regions has revealed problems and achievements, which has made it possible to justify the need for its updating and develop a number of proposals for its improvement in a number of areas. Keywords: "Zemsky Doctor" program, rural doctor, personnel policy, motivation of specialists, social support measures.
Corresponding author: Olga V. Armashevskaya, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Здоровье человека является одним из самых важных факторов экономического развития страны и основой национальной безопасности государства, а его охрана – задача высшего порядка, поэтому системные преобразования с 2005 года последовательно ведут к техническому переоснащению медицинских организаций; оптимизации финансовых, материальных и кадровых ресурсов; модернизации первичного звена [1,2]. Доступ к получению качественных медицинских услуг жителям сельской местности обуславливается целым комплексом факторов. С одной стороны – это: определенный уклад сельской жизни, отдалённость и разбросанность населенных пунктов, особенности дорожного покрытия и транспортного сообщения. С другой – недостаточное количество узкопрофильных специалистов, несовершенство материально-технической базы части учреждений здравоохранения, несоответствие потребностям в санитарном транспорте и информационных технологиях. Все это усложняет возможность посещения врача, ведет к низкому уровню медицинской активности сельского населения, что не способствует улучшению оказания медицинских услуг населению [3]. Федеральная программа «Земский доктор» реализуется с 1 января 2012 года, она должна была привлечь врачей в отдаленную и сельскую местности, где дефицит медицинского персонала остается одной из самых актуальных проблем в данное время [4,5]. Цель исследования: обобщить опыт реализации программы «Земский доктор» по данным региональных исследований, нормативно-правовых актов и открытых источников, обосновать предложения в области организационных, нормативно-правовых, мотивационных и кадровых подходов по ее совершенствованию. Материалы и методы: Применялся аналитический метод исследования. Был проведен поиск литературных источников в научной электронной библиотеке eLIBRARY за 2013–2024 годы по ключевым словам: программа «Земский доктор», сельский врач. Использовались материалы справочной правовой системы «Консультант Плюс» и системы «Гарант». Анализ включал данные 55 источников, 35 были включены в список литературы. Критериями отбора были: десятилетний временной период от начала действия программы «Земский доктор»; информация о проведенных исследованиях в различных регионах Российской Федерации и другие открытые данные по теме; нормативная документация, регламентирующая действие программы. Результаты Исследование проводилось в несколько этапов (Рис. 1). Программа «Земский доктор» была заявлена в Федеральном законе от 01.12.2012 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”» [6], ее необходимость объяснялась новыми подходами в реформировании сельской системы здравоохранения – привлечение молодых специалистов в сельские и отдаленные районы. Сначала в ней могли принимать участие молодые специалисты в возрасте до 25 лет, в настоящее время имеют возможность участвовать врачи с опытом работы в возрасте до 50 лет. При переезде на работу в сельскую больницу они получали один миллион рублей для строительства жилья и его обустройства. Одним из основных условий участия в программе «Земский доктор» была трудовая деятельность не менее 5 лет по основному месту работы на полную ставку. Действующая программа «Земский доктор», целью которой является поддержка специалистов, переезжающих работать в отдаленные населенные пункты, выполняет следующие задачи: совершенствование системы оказания медицинских услуг населению; повышение уровня медицинского обеспечения жителей деревень; трудоустройство молодых докторов; привлечение специалистов в село; социальная поддержка специалистов, переехавших на работу в сельскую местность. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) из Федерального фонда (ФФОМС) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Это единовременная целевая помощь (единовременная компенсационная выплата), не облагаемая налогом. С 2013 года на единовременную компенсационную выплату могли претендовать медицинские работники, прибывшие не только в сельские населенные пункты, но и в рабочие поселки, а с 2016 года – еще и в поселки городского типа. Важно, что ее действие распространяется и на семьи, в которых оба супруга являются медицинскими работниками, каждый из них может получить единовременную компенсационную выплату [7,8]. Государственная программа «Земский доктор» ежегодно расширяет свои условия для привлечения молодых специалистов, но, несмотря на это, особенно в сельской местности, проблема нехватки участковых врачей остается актуальной [9]. С действием этой программы актуальным стала необходимость значимых изменений образовательных программ для адаптации выпускников вузов к работе на селе. Интересен опыт Пензенской области по профессиональной адаптации будущих специалистов – прохождение производственной практики по месту будущей работы и в районных больницах для знакомства студентов со структурой и особенностями здравоохранения в сельской местности [10]. Медицинский институт ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» также направлял на производственную практику молодых специалистов в районы, где выпускники планируют работать [11]. По мнению руководителей и молодых специалистов, для подготовки участковых врачей наиболее целесообразным является возрождение таких применявшихся до 2016 года в отечественной системе высшего медицинского образования форм подготовки, как интернатура и субординатура либо профилизированная подготовка студентов выпускных курсов, готовящихся к работе на участке. Система подготовки врачей в интернатуре предполагала, что практические знания приобретаются интернами под руководством опытных практиков, принимавших на себя большую часть ответственности. В то же время даже имевший высокую успеваемость выпускник, трудоустроившийся в первичное звено, сразу после прохождения первичной аккредитации еще не обладает таким профессиональным опытом, который нарабатывается годами практической деятельности, для принятия решения в отношении жизни и здоровья пациента, что может привести к негативным последствиям для обоих участников лечебного процесса [12]. С целью исследования привлекательности здравоохранения сельских территорий, а также малых и средних городов для молодых специалистов проводился анкетный опрос 500 студентов и ординаторов Тюменского государственного медицинского университета, показавший, что программа государственной поддержки «Земский доктор» привлекательна для 19,0 % студентов-медиков и 17,0 % ординаторов, а для трети опрошенных она абсолютно неинтересна. Остаться в селе после окончания трехлетнего срока отработки по договору готовы всего 10,8 % студентов-целевиков. Поступить в ординатуру постараются 21,6 % студентов, но даже если она будет целевой, то приложат все усилия, чтобы не ехать на отработку, а 6,5 % постараются избежать исполнения обязательств по семейным обстоятельствам. Привлекательными для работы в сельской местности более половины студентов и ординаторов считали предоставление благоустроенного меблированного и оборудованного необходимой бытовой техникой жилья, возможность его приватизации, досрочная пенсия за выслугу, а самое главное, более высокая, чем в городе, оплата труда. Заинтересованность около половины опрошенных вызывали предоставление служебного жилья, возмещение расходов на коммунальные услуги, предоставление ребенку места в детском саду, оплата санаторного лечения и проезда раз в два года до места проведения отпуска и обратно, специальные квоты для детей медицинских работников при поступлении в вузы. Опрос 65 специалистов уже работающих в рамках исполнения обязательств по договору о целевом обучении и (или) являющихся получателями единовременной компенсационной выплаты показал, что лишь один из семи «целевиков» и менее половины участников программы «Земский доктор» намерены продолжить трудовую деятельность в учреждении после выполнения обязательств по договору. Каждый десятый врач целевого набора, в том числе отработавший по договору, отметил, что ему не было предоставлено жилье. Авторы исследования приходят к заключению о том, что существующие гарантии и меры социальной поддержки недостаточны для привлечения и удержания в сельских населенных пунктах, малых и средних городах медицинских работников, особенно молодежи, приоритет здесь должен быть отдан размеру заработной платы и сумме «подъемных» [13]. Социологическое исследование было проведено департаментом здравоохранения Тюменской области и ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России» в 2016–2017 гг. с целью оценки результативности программы «Земский доктор» и рисков кадрового обеспечения сельского здравоохранения, связанных с реализацией программы. Единовременные компенсационные выплаты в Тюменской области за 2012–2016 гг. были предоставлены 465 специалистам, 53,0 % из них – женщины до 30 лет. Продолжали работать 340 врачей, остальные уволились из медицинских организаций до окончания срока договора. Авторами проведен анализ удовлетворенности условиями реализации программы, а также социально-трудовыми и бытовыми условиями жизни в сельской местности, что позволило оценить риски, связанные с кадровой обеспеченностью учреждений здравоохранения в процессе реализации программы и после завершения пятилетнего периода, который должен отработать специалист. Несмотря на то, что в основном участники программы довольны ее наличием и условиями реализации, существуют определенные риски оттока кадров до наступления пятилетнего срока и после окончания договора: отсутствие жилья и низкая заработная плата; единовременная выплата явилась единственной причиной переезда и трудоустройства в сельской местности более чем для половины участников программы; треть мечтают о жизни в городе, где больше возможностей для профессионального развития и более привлекательные условия для досуга. Причинами досрочного расторжения договора стали неудовлетворенность условиями жизни и быта в населенном пункте в достаточно удаленных от областного центра районах (280–400 км), приобретение жилья в другом населенном пункте (44,6 %), карьерный рост в другой организации (13,7 %), изменение семейного положения (9,5 %). Исследователи пришли к заключению, что в целом респонденты довольны наличием программы и участием в ней, но имеются риски, связанные с реализацией программы и дальнейшим удержанием кадров в сельской местности. Четверть получателей единовременной выплаты планировали уехать по истечении пятилетнего срока работы по договору, а намерены продолжить работу только треть специалистов. Оставшиеся 40,6 % – это те, на кого может повлиять администрации медицинских организаций, муниципалитетов и сельских поселений, улучшая условия трудовой деятельности в учреждении и повышая привлекательность жизни в населенном пункте. Таким образом, решение проблемы обеспечения сельского здравоохранения медицинскими кадрами видится во взаимодействии разных уровней ветвей власти и медицинских организаций [14-16]. В Удмуртской Республике программа «Земский доктор» реализуется с 2012 года, за это время к работе в районных больницах было привлечено 578 врачей, однако дефицит врачебных кадров в сельской местности не устранен. Ижевская государственная медицинская академия (ФГБО ВО ИГМА) провела опрос 462 студентов с целью выявить перспективы развития программы «Земский доктор» в системе здравоохранения Удмуртии, который показал, что 82,7 % знакомы с условиями программы «Земский доктор» и только 22,4 % узнали о ней на занятиях в вузе. Согласны принимать участие в программе лишь 11,2 % обучающихся, 42,3 % ответили «нет», остальные затруднились с ответом. Единовременную выплату в один миллион рублей 86,5 % респондентов считают недостаточной, около трети опрошенных не хочет менять городские условия проживания на сельские, 25,2 % респондентов беспокоит недостаточное материальное оснащение районных больниц, а 22,4 % обучающихся полагают, что у сельского врача нет перспектив карьерного роста. Привлечь специалиста на село, по мнению 45,9 % обучающихся, поможет улучшение материального оснащения районных больниц, 34,3 % опрошенных высказались за обеспечение хорошими жилищными условиями, 16,1 % за повышение уровня заработной платы, а 3,7 % респондентов считают, что привлечь специалиста в районную больницу можно только обеспечением всех условий для карьерного роста и саморазвития – например, возможность посещать научно-практические конференции, семинары за пределами места работы. Мнение респондентов по поводу привлечения более опытных или молодых разделились: 38,3 % обучающихся полагают, что лучше привлекать к программе «Земский доктор» более молодых, поскольку они более адаптивны, «мыслят не шаблонно» и им нужен опыт, а 34,7 % высказалась за привлечение более опытных специалистов, мотивируя это тем, что «опытные врачи лучше владеют методами физикальной диагностики, а это важно в условиях недостаточного оснащения диагностической аппаратурой», окажут более эффективную медицинскую помощь в экстренной ситуации, вызывают больше доверия к себе, особенно пожилых пациентов. Также небольшое количество опрошенных считают, что «стоит привлекать докторов от 40 лет, которые устали от городской суеты, хотят иметь собственное хозяйство, и иностранцев, беженцев, мигрантов, а не молодых и перспективных выпускников». Выводы авторов неутешительны: большая часть обучающихся в Ижевской государственной медицинской академии не желает принимать участие в федеральной программе «Земский доктор» из-за низких социальных гарантий, недостаточного материального оснащения больниц (25,2 %) и длительных сроков отработки (68,4 %). Данную проблему возможно решить путем повышения единовременной материальной выплаты, обеспечения участников программы «Земский доктор» благоустроенным жильем и улучшения материального оснащения районных больниц [17,18]. Федорова Е.К. утверждает, что реализация программы «Земский доктор» с 2012 года в Курской области оказала положительное влияние на кадровую ситуацию, привлечение и закрепление медицинских кадров в центральных районных больницах [19]. Клеткиным М.Е. и соавторами указывается, что благодаря ей в регионе уже начали работу 389 врачей-специалистов, в 2023 году запланировано привлечь еще 44 медицинских работника, однако низкая социальная привлекательность работы в первичном медико-санитарном звене, плохо развитая социальная инфраструктура в районах области также являются сдерживающим фактором кадрового развития отрасли. Исследователи считают, что исключительно экономическими инструментами, даже увеличив единовременную выплату до двух миллионов рублей, очень тяжело привлечь в сельскую местность требуемое количество специалистов [20]. В Тамбовской области с 2012 по 2021 год в программе приняли участие 514 врачей, что, по мнению автора, говорит о незаинтересованности молодежи работать в сельской местности и недостаточном объеме финансовой поддержки работающих молодых специалистов, это в том числе определяет главные проблемы социально-экономического развития сельских поселений области: сокращение численности сельского населения; недостаток культурно-досуговых центров; миграция молодых специалистов в города; недостаточное количество качественных медицинских и образовательных услуг; безработица в сельских поселениях; отсутствие необходимой инфраструктуры (дорог, водопроводов, электроснабжения); проблема строительства нового жилья и приобретения товаров первой необходимости [21]. На территории Воронежской области программа «Земский доктор» также осуществляется с 2012 года, регламентирующая ее нормативно-правовая база, ежегодно обновляется. Медицинским работникам предоставляется денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг (плата за электрическую энергию, расходуемую на освещение жилого помещения, тепловую энергию, твердое топливо, включая его доставку, при наличии печного отопления (в пределах установленных норм). Все эти меры продолжают действовать и при выходе на пенсию, если специалист проработал в сельской местности не менее 10 лет и проживает там. Кроме того, участвующие в программе «Земский доктор», могут претендовать на меры социальной поддержки, установленные Законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». По итогам мониторинга за 2012–2017 годы, проведенного в рамках программы «Земский доктор», большая часть (82,8 % из 563 медицинских работников) переехала на работу в сельскую местность, в рабочие поселки – 13,1 %, в поселки городского типа – 4,1 %. Большинство специалистов 65,1 % – это молодые женщины до 30 лет – 77,6 % и 16,0 % до 40 лет, остальные в возрасте до 50 лет. Большинство врачей трудятся в медицинских учреждениях районов, расположенных недалеко от областного центра. Отмечая положительную тенденцию увеличения числа специалистов на селе, стоит указать, что за пятилетний период 11,7 % от общего количества медицинских работников, переехавших в сельскую местность, расторгли договор с медицинской организацией и уехали. Основными причинами отъезда являлись отсутствие хороших условий для работы и жизни в сельской местности, состояние больниц, отсутствие современного высококачественного оборудования, низкий уровень заработной платы. Данилов А.В. и соавторы утверждают, что нужны не только больницы, обеспеченные всем необходимым, но и доступные магазины, хорошая инфраструктура, транспорт, связь, чтобы врач не чувствовал себя изолированным, супруг или супруга врача смогли найти работу, а дети не испытывали сложностей с обучением в школе [7]. По данным Богдановой В.О., за годы реализации программы она неоднократно менялась, в 2020 возрастной лимит был полностью отменен и введено понятие «удаленная территория» (их список утверждал Департамент здравоохранения Воронежской области) и переезжающие на работу в отдаленные районы, получают уже полтора миллиона рублей. Получение выплаты врачом предусмотрено через 30 дней после заключения соглашения о работе на 5 лет в сельской местности. В 15 районах области предоставляется компенсация найма жилья за счет средств медицинских организаций, так, за 2018 год ей воспользовались 79 человек. В других районах предоставляется возмещение за аренду жилых помещений в размере 3,5 тыс. рублей за счет денег муниципалитета или установлена социальная поддержка каждый месяц в размере 5 тыс. рублей. В случае преждевременного расторжения договора специалисты должны пропорционально компенсировать полученные средства, так, более 50 врачей досрочно расторгли контракт, из них с 34 врачами Минздраву области пришлось общаться в суде. Несмотря на возникающие сложности, по данным за 2018 год, показатель обеспеченности жителей области врачами вырос на 0,2 и составил 40,5 на 10 тыс. населения, в то время как по Центральному федеральному округу он составлял 37,4, а в целом по Российской Федерации – 37,3 [22]. За время реализации программы «Земский доктор» в сельские районы Самарской области в 2012–2014 гг. было привлечено 299 врачей в возрасте до 35 лет. Благодаря совместной работе главных врачей медицинских организаций и руководителей муниципальных образований были созданы комфортные условия жизни для молодых врачей. Подавляющее большинство специалистов рассчитывали на единовременную компенсационную выплату (96,7 %); приобретение опыта жизни и работы (94,5 %); благоприятные условия окружающей среды (84,5 %), возможности карьерного роста (72,2 %) и предоставление жилья (69,9 %). По мнению 40,0 % врачей, для дальнейшего улучшения кадровой ситуации обязательным условием при трудоустройстве является предоставление жилья. Высказались за продление программы 32,0 % врачей, 16,0 % специалистов считали необходимым увеличение возрастного ценза участников программы до 45 лет, 12,0 % молодых врачей наиболее эффективным фактором мотивации назвали увеличение суммы выплат до 2-3 миллионов рублей. Авторы утверждают, что формирование условий для профессионального развития медицинских работников и предоставление достойного уровня социальных гарантий удержит молодых специалистов в отрасли, что улучшит кадровое обеспечение системы здравоохранения [23]. В Республике Башкортостан успешно реализуется программа «Земский доктор», так, в 2023 году в виде компенсационных выплат в размере 3 миллионов рублей за первые три года работы (ежегодно по 1 миллиону рублей) вместо 1–1,5 миллионов рублей получат врачи-терапевты, участковые врачи-терапевты, врачи-педиатры, участковые врачи-педиатры и врачи общей практики, переехавшие в населенные пункты региона с численностью населения от 25 тыс. человек. Размер компенсационных выплат существенно выше, чем выплаты медицинским работникам, переезжающим в регионы Крайнего Севера [24]. В Алтайском крае по программе «Земский доктор» за период с 2012 по 2015 год в сельские медицинские организации трудоустроились 693 молодых врача по наиболее востребованным специальностям, в основном – выпускники Алтайского государственного медицинского университета, 44 молодых специалиста переехали в край из других регионов Российской Федерации. В сельские населенные пункты направились 92,6 % молодых врачей, остальные трудоустроились в рабочих поселках. Авторы отмечают, что процесс укомплектования медицинских организаций края кадрами активно регулирует Министерство здравоохранения края – определяет территории, наиболее остро нуждающиеся в определенных специалистах и в дальнейшем, рекомендует участникам программы [25]. Согласно материалам коллегии Минздрава Хабаровского края, состоявшейся в апреле 2023 года, по программе «Земский доктор» в краевые медицинские организации за последние годы привлечено 435 врачей. Одним из факторов, способствующих привлечению медицинских работников в отрасль, является заработная плата. В 2022 году среднемесячная заработная плата врачей составила 107,1 тысяч рублей [26]. Исследователи сконструировали социально-демографический «портрет» врачей-участников программы «Земский доктор» с учетом мотиваций к переезду и классифицировали их в шесть стратегий. Мотивируется переезд совокупностью факторов, причём не только материального характера. Авторы полагают, что в большей степени остаются работать в медицинских учреждениях те врачи, которые заинтересованы в переезде в более крупный или центральный населенный пункт, или наоборот в «побеге» из предыдущего, используя при этом средства Программы как стартовый капитал, а также те, кто получают выплаты при возвращении в родной населенный пункт по семейным причинам или для отработки целевого направления. Участвующие в программе исключительно для получения материальных выплат, предпочитают формат маятниковых перемещений или оценивают свой переезд как временный [27,28]. Таким образом, были обобщены данные открытых источников и региональных исследований по программе «Земский доктор» в 12 субъектах Центрального, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов (Таб. 1). Таблица 1 Распределение по Федеральным округам и субъектам направлений научных исследований по программе «Земский доктор»
Обсуждение полученных результатов Программа «Земский доктор» в 2012–2017 гг., по оценке министра здравоохранения В.И. Скворцовой и заместителя председателя ФОМС И.В. Соколовой, положительно повлияла на кадровую ситуацию, более 70,0 % медицинских работников, участвующих в программе, приняли решение остаться, также общая смертность в сельской местности снизилась на 27,0 % и впервые в истории России сравнялась с городской. Несмотря на явные успехи программы, она не везде результативна. Большое количество врачей выбирают сельские больницы, расположенные рядом с большими городами, где они проживают, а привлечь специалистов в отдаленные районы крайне сложно. Нередко специалисты расторгают контракт досрочно, возвращая «неотработанную» часть полученной компенсационной выплаты добровольно, а иногда через суд. Не урегулирован вопрос с уходом в декретный отпуск. Подписав контракт и родив ребенка, медицинские работники – женщины из пяти лет, которые обязаны отработать по договору, уходят на три года в отпуск по уходу за ребенком [7]. Галкин К.А., исследовал зарубежные модели, которые описывают повышение или отсутствие мотивации у молодых врачей работать в сельской местности: наличие опыта жизни на селе, чувство места, вовлеченность в жизнь местного сообщества и возможность для самоактуализации играют значимую роль при выборе карьеры сельского врача и способствуют удержанию молодых профессионалов. Автор определил типы профессиональной идентичности, выделенные из индивидуальных представлений сельских врачей о смыслах профессии, которые позволяют сделать вывод о том, что одним из весомых мотивирующих факторов для молодых врачей в сельской местности является индивидуальное позиционирование своей профессиональной деятельности. Коме того, автор отмечает, что важным фактором является предоставление льгот, жилья и «подъемных» в рамках программы «Земский доктор» [29]. Согласно данным социологического опроса студентов и молодых специалистов до 35 лет причинами нежелания работать в сельской местности были профессиональная изолированность и отсутствие возможности обмена опытом (65,0 и 61,0%, соответственно); тяжелые условия труда (47,0 и 36,0 %); несоответствие требований качеству оказываемой помощи (42,0 и 31,0 %); отсутствие социальных условий (34,0 и 31,0 %). Респонденты ответили, что привлечь могут следующие меры: решение жилищных проблем с приобретением в собственность (55,0 и 60,0 %); более высокая зарплата чем у городских врачей (35,0 и 44,0 %); комплекс социальных льгот (30,0 и 23,0 %) и единовременные компенсации по 33,0 % опрошенных. Позитивными факторами, влияющими на принятие решения работать в сельской местности являлись получение уникального профессионального опыта (38,0 и 27,0 %); возможность реализовать свой потенциал (25,0 и 19,0 %); высокая востребованность медицинских работников в сельской местности по 27,0 % из всех опрошенных [30]. Несмотря на недостаточную кадровую укомплектованность сельского здравоохранения, неготовность молодежи посвятить себя деятельности в качестве земского доктора и досрочное расторжение договоров участниками программы, предлагаются заинтересованными лицами в решении проблемы еще и дополнительные ограничения. Так, например, рекомендуют законодательное закрепление на федеральном уровне системы распределения выпускников медицинских вузов с обязательной отработкой по специальности в течение 3-5 лет в случаях, если студент учился на бюджетной основе, что помогло бы молодым специалистам получить необходимую практику и определиться с направлением, в котором они хотят развиваться в дальнейшем [20]. Предлагается расходование наиболее значимой суммы от единовременной выплаты врачам и учителям лишь в пределах муниципального образования, что может оказать благоприятный эффект для создания необходимых условий по воспроизводству человеческого капитала [31]. Сергеев А.И. обсуждает обширную судебную практику по спорным ситуациям при реализации программы «Земский доктор», приводит анализ и структурирование судебной практики по критерию массовости причин судебных разбирательств. Определены несколько типов коллизий, которые проиллюстрированы решениями судов: неверное исчисление сроков трудовых контрактов для целей программы; нарушение порядка удержания налоговых платежей с суммы выплаты и порядка начисления штрафных санкций при возврате субсидии. Участнику программы необходимо учитывать, что фактическое начало пятилетнего срока программы может начинаться не с момента начала непосредственной трудовой деятельности в сельской медицинской организации, а с момента подписания соглашения с органом исполнительной власти, а в отдельных случаях (предусмотренных договором) с момента фактического перечисления сумм единовременной компенсации. В последнее время распространение получили ситуации удержания налога на доходы физических лиц с сумм причитающихся к выплате субсидий. Однако, в соответствие с п. 37.2 ст. 217 налогового кодекса РФ, единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», не подлежат налогообложению как доходы физических лиц. Повышение правовой определенности и устранение правовых коллизий требуют дополнительного законодательного урегулирования в данной социально значимой области государственной поддержки и играют важную роль для дальнейшей реализации программы [32]. Важнейшим представляется Сидоровой И.В. решение одной из основных проблем в здравоохранении – увеличение выделяемых средств на программы по привлечению кадров (земский доктор, целевые места в вузах, повышение зарплаты и другие), так как нехватка квалифицированных медицинских кадров остается одной из важнейших проблем в отрасли, а низкие должностные оклады делают профессию медицинских работников малооплачиваемой и непрестижной для выпускников вузов, которые после получения образования предпочитают идти в частные медицинские учреждения или уходить из профессии, что в итоге приводит к невозможности получения населением страны доступной и качественной медицинской помощи [33]. Проблема преодоления дефицита медицинских кадров в сельских и отдаленных районах в разной степени выраженности существует во всех субъектах Российской Федерации. В соответствие с результатами социологического исследования в 20 пилотных регионах с различными показателями обеспеченности бюджетной системы и опытом преодоления дефицита медицинских кадров были определены наиболее перспективные направления совершенствования региональных, муниципальных программ и отдельных инициатив по привлечению и закреплению медицинских работников в сельских и отдаленных районах. Они включали следующее: целевой прием, программы софинансирования обучения, дополнительные стипендии и льготы, единоразовые «подъемные», содействие в решении жилищных проблем и получении послевузовского профессионального образования, дополнительные денежные выплаты на регулярной основе, получение дополнительного образования и повышение квалификации, денежные премии победителям районных и региональных конкурсов мастерства и другие. Авторы исследования делают вывод, что управление региональными и муниципальными программами экономического стимулирования и мерами социальной поддержки медицинских работников в сельских и отдаленных районах должно стать самостоятельным направлением кадровой политики в сфере здравоохранения [34]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2022 г. № 739 «О внесении изменений в приложение № 5 к государственной программе Российской Федерации “Развитие здравоохранения”» были определены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета. Стало возможным получать единовременные компенсационные выплаты медицинскими работниками, вернувшимся после получения высшего образования к месту их проживания с целью трудоустройства в медицинскую организацию, а также завершившими образование, в том числе на основании договора о целевом обучении и проживающими в сельском населенном пункте, рабочем поселке, поселке городского типа или в городе с населением до 50 тыс. человек. За переезд в районы Дальнего Востока, Крайнего Севера и регионов Арктической зоны врачи получают 2 миллиона рублей, а переехавшие в субъекты со слабым транспортным сообщением получают до 1,5 миллионов рублей [35]. В соответствие с постановлением Правительства РФ от 13 июля 2024 года № 954 в течение срока действия договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты у медицинских работников появилась возможность однократно сменить место работы – перейти в другую медицинскую организацию, расположенную в сельской местности или одном из малых городов в пределах одного региона [36]. Заключение Программа «Земский доктор» в 2022 году отметила 10-летний юбилей, наряду со значительными положительными эффектами исследователи и эксперты отмечают ряд однотипных проблем ее реализации. В системе медицинского образования отсутствуют директивные указания на необходимость коррекции образовательных программ для подготовки выпускников к работе в сельской местности. Такие программы с учетом особенностей бытового уклада и проявлениями патологии, а также прохождение учебно-производственной практики в границах района, планируемого для трудоустройства выпускников, помогут будущим врачам быстрее адаптироваться к работе на селе, что позволит повысить доступность и качество медицинской помощи. В связи с недостаточным уровнем оплаты труда в первичном звене здравоохранения государственных медицинских организаций и сложившейся фактической нагрузки, возникает еще одна проблема – нежелание выпускников вузов идти в государственную систему здравоохранения, а тем более уезжать в отдаленные районы с неразвитой инфраструктурой без возможности обучаться у более опытных коллег. Анализ литературных источников показал, что для большинства студентов программа «Земский доктор» малопривлекательна по следующим причинам: существующие гарантии и меры социальной поддержки недостаточны для привлечения и удержания на селе, а также в малых и средних городах молодых специалистов. Приоритет здесь должен быть отдан размеру заработной платы и сумме «подъемных», благоустроенному жилью и улучшению материального оснащения районных больниц, обеспечению всех условий для карьерного и профессионального роста. При этом позитивными факторами, влияющими на принятие решения работать в сельской местности, были следующие: получение уникального профессионального и личного опыта, а также высокая востребованность медицинских работников в сельской местности. По итогам мониторинга, проведенного в рамках программы «Земский доктор» в разных субъектах Российской Федерации, большинство молодых специалистов – это женщины до 30 лет, обычно выбирающие работу недалеко от областных центров, несмотря на увеличения единовременной компенсационной выплаты в 1,5 раза при деятельности в отдаленных населенных пунктах. Мотивацией к участию в программе стали отсутствие жилья и низкая заработная плата в медицинской организации. Единовременная выплата явилась единственной причиной переезда и трудоустройства в сельской местности более чем для половины участников программы, при этом около трети мечтают о жизни в городе, где больше возможностей для профессионального развития и досуга. Причинами досрочного расторжения договора были приобретение жилья в другом населенном пункте, карьерный рост в другой организации, изменение семейного положения и неудовлетворенность условиями жизни и быта в населенном пункте в достаточно удаленных (более 280 км) от областного центра районах. Несмотря на нежелание выпускников вузов, молодых и опытных врачей принимать участие в программе, потребность в них у субъектов Российской Федерации, ряд исследователей и экспертов в лице руководителей считают необходимым ужесточить требования к участникам программы. Программа «Земский доктор», безусловно, оказала положительное влияние на повышение обеспеченности сельских медицинских учреждений квалифицированными кадрами, при этом имеющиеся правовые коллизии требуют дополнительного законодательного урегулирования и правовой определенности, что в данной социально значимой области государственной поддержки играет важную роль для ее дальнейшей реализации. Таким образом, на основании результатов данных открытых источников, нормативно-правовых актов и анализа реализации программы «Земский доктор» в 12 субъектах четырех Федеральных округов Российской Федерации, предложены подходы по ее совершенствованию в целом ряду направлений: организационные, нормативно-правовые, мотивационные и кадровые с учетом интересов государственной политики в области здравоохранения, населения и участников программы «Земский доктор»:
Библиография
References
Дата поступления: 15.04.2025 Просмотров: 25
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 15.07.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|