МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР – ВАЖНОЕ ЗВЕНО В СЛУЖБЕ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ |
![]() |
14.07.2025 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-3S-11
Голубев Н.А. Резюме Актуальность. Медицинская статистика играет ключевую роль в оценке здоровья населения и системы здравоохранения, претерпевая значительные изменения в связи с цифровизацией, переходом на электронную отчётность и необходимостью соответствия международным стандартам. После реформы местного самоуправления 2012 года медицинский информационно-аналитический центр становится центральным звеном в сборе и анализе данных, обеспечивая управление здравоохранением на основе данных. Для эффективной работы медицинского информационно-аналитического центра требуются высококвалифицированные кадры. Цель: оценить ресурсы и деятельность медицинских информационно-аналитических центров как основного звена системы сбора, обработки и анализа медико-статистических данных. Материалы и методы. Применялись контент-анализ, аналитический, статистический методы. Использовались данные годовой отчетной формы ФСН №47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций». Результаты. За 2014–2024 гг. число штатных должностей в медицинских информационно-аналитических центрах увеличилось на 27,4%, занятых должностей – на 16,5%, физических лиц – в 1,5 раза. Показатель обеспеченности сотрудниками вырос в 1,5 раза. Укомплектованность работниками медицинских информационно-аналитических центров снизилась с 82,5% в 2014 году до 75,4% в 2024 году. Коэффициент совместительства снизился с 1,4 в 2014 году до 1,1 в 2024 году. В настоящее время в штатном расписании медицинских информационно-аналитических центров страны на врачей и средний медперсонал приходится только 12,7% от всех штатных должностей; 10,6% от всех занятых должностей и 10,1% от всех физических лиц. В динамике отмечается снижение числа штатных должностей врачей на 7,9%. На конец 2024 года в 9 региональных медицинских информационно-аналитических центрах отсутствовали врачи (физические лица), а в 7 субъектах присутствовал только один врач. В 30 региональных медицинских информационно-аналитических центрах отсутствовали физические лица со средним медицинским образованием. Выводы. Согласно Типовому положению, медицинский информационно-аналитический центр выполняет 41 функцию по сбору, обработке и анализу медицинских данных. Во всех 89 субъектах Российской Федерации функционируют структуры, выполняющие задачи медицинского информационно-аналитического центра, при этом в 2024 году в штатном расписании медицинских информационно-аналитических центров на врачей и средний медицинский персонал приходилось только 12,7% от всех штатных должностей, 10,6% от всех занятых должностей и 10,1% от числа физических лиц, что свидетельствует о дефиците медицинских кадров. Обеспечение качества и достоверности статистической информации, формируемой в региональной системе здравоохранения специалистами медицинских информационно-аналитических центров, невозможно без организации обучения сотрудников медицинских организаций по заполнению учетных и отчетных форм, проведения всех уровней форматно-логических контролей, а также внедрения автоматизированных систем сбора данных с встроенными алгоритмами проверки на корректность. Ключевые слова: медицинский информационно-аналитический центр; МИАЦ; здравоохранение; трансформация; цифровизация; кадры.
Контактная информация: Голубев Никита Алексеевич, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
MEDICAL INFORMATION AND ANALYTICAL CENTER - AN IMPORTANT LINK IN THE SERVICE OF MEDICAL STATISTICS Abstract Significance. Medical statistics play a key role in assessing public health and the healthcare system, undergoing significant changes due to digitalization, the shift to electronic reporting, and the need to comply with international standards. Following the 2012 reform, which transferred authority to regional governments, Medical Information and Analytical Centers became the central hub for data collection and analysis, enable data-driven healthcare management, requiring highly qualified personnel for effective operation. Purpose. To analyze the resources and activities of the Medical Information and Analytical Center as the main link in the system of collection, processing and analysis of medical statistical data. Materials and methods. Content analysis, analytical and statistical methods were used. The data of the annual reporting form FSN №47 “Information on the network and activities of medical organizations” were used. Results. For 2014-2024, the number of full-time positions in medical information and analytical centers increased by 27.4%, occupied positions – by 16.5%, and individuals – by 1.5 times. The employee satisfaction rate increased 1.5 times. Staffing of medical information and analytical centers decreased from 82.5% in 2014 to 75.4% in 2024. The part-time ratio decreased from 1.4 in 2014 to 1.1 in 2024. Currently, in the staffing of the country's medical information and analytical centers, doctors and average medical staff account for only 12.7% of all full-time positions; 10.6% of all occupied positions and 10.1% of all individuals. There is a decrease in the number of full-time positions of doctors by 7.9%. By the end of 2024, there were no doctors (individuals) in 9 regional medical information and analytical centers, and only one doctor was present in 7 subjects. There were no individuals with secondary medical education in 30 regional medical information and analytical centers. Conclusion. According to the Standard Provision, the medical information and analytical center performs 41 functions for the collection, processing and analysis of medical data. In all 89 regions of the Russian Federation, there are structures that perform the tasks of the medical information and analytical center, while in 2024, doctors and secondary medical personnel accounted for only 12.7% of all full-time positions, 10.6% of all occupied positions and 10.1% of the number of individuals in the staffing of medical information and analytical centers, which This indicates a shortage of medical personnel. Ensuring the quality and reliability of statistical information generated in the regional healthcare system by specialists from medical information and analytical centers is impossible without organizing training for employees of medical organizations on filling out accounting and reporting forms, conducting all levels of format-logical controls, as well as implementing automated data collection systems with built-in correctness verification algorithms. Keywords: MIAC; health care; transformation; digitalization; personnel.
Corresponding author: Nikita A. Golubev. email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Медицинская статистика является основным инструментом получения данных как о состоянии здоровья населения, так и о системе здравоохранения. Служба медицинской статистики в Российской Федерации до 2012 года была представлена тремя уровнями. Первый уровень (уровень медицинской организации) представлен отделениями (кабинетами) медицинской статистики, в штаты которых входят врачи-методисты, врачи-статистики и медицинские статистики. Второй уровень (муниципальный уровень) – отделы медицинской статистики муниципальных образований субъекта, которые представлены отделами статистики при городском управлении здравоохранения или отделами медицинской статистики (организационно-методическими отделами) в центральных районных больницах. Третий уровень (субъект Российской Федерации) – отделы медицинской статистики медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ) или Бюро медицинской статистики, а также отделения (кабинеты) медицинской статистики в состав организационно-методических отделов [1,2]. С 01.01.2012 вступили в силу отдельные положения Федерального закона № 323-ФЗ (ст. 16 и 17), регулирующие полномочия органов власти субъектов РФ и муниципальных органов в сфере здравоохранения. Указанными нормами ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания гражданам первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом сложилась действующая на текущий момент система сбора, обработки и анализа статистических данных, в которой специалисты МИАЦ играют ключевую роль в обеспечении деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. В последнее время в системе медицинской статистики произошли большие изменения, которые связаны с возросшей потребностью в объеме статистических данных, синхронизацией данных с международными стандартами, переходом на электронные каналы передачи статистической отчетности и развитием цифрового здравоохранения, потребностью в оперативной информации и повышением требований к качеству статистических данных [3-5]. Система МИАЦ играет значительную роль в развитии цифрового здравоохранения России, включая постепенный переход управления здравоохранением на основе данных [6-8]. Создание системы поддержки принятия управленческих решений в сфере здравоохранения как одного из федеральных компонентов единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) было начато в рамках Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», входящего в национальный проект «Здравоохранение». Федеральный проект «Национальная цифровая платформа «Здоровье» продолжает текущий проект по созданию единого цифрового контура на основе Единой государственной информационной системы в здравоохранении и позволит повысить эффективность управления здравоохранением на основе данных, что невозможно без функционирующей структуры МИАЦ, обеспеченной квалифицированными кадрами. Цель: оценить ресурсы и деятельность медицинских информационно-аналитических центров как основного звена системы сбора, обработки и анализа медико-статистических данных. Материалы и методы В исследовании применялись методы: контент-анализ, аналитический, статистический. Были использованы данные годовой отчетной формы федерального статистического наблюдения №47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций» (таблица №1800 «Штатные и занятые должности, физические лица по типам медицинских организаций» и таблица №1300 «Медицинские организации особого типа»). Результаты В соответствии с приказом Минздрава России от 25.03.2022 №205н «Об утверждении Типового положения о медицинском информационно-аналитическом центре» «МИАЦ является самостоятельной медицинской организацией особого типа, подведомственной органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по медицинской статистике, в соответствии с перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность». В каждом субъекте Российской Федерации существуют организационно-методические центры по вопросам медицинской статистики и информатизации. В подавляющем большинстве регионов (78 из 89 субъектов РФ) МИАЦ является самостоятельной медицинской организацией, однако в 11 регионах функционал МИАЦ возложен на другие структуры. В 9 субъектах МИАЦ входит в состав другой медицинской организации: Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики, Курская, Ярославская, Мурманская, Свердловская и Херсонская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики (табл. 1). В г. Москва и Московской области МИАЦ не является медицинской организацией. Таблица 1 Субъекты Российской Федерации, в которых медицинский информационно-аналитический центр не являются самостоятельной медицинской организацией по состоянию на 2024 год
На конец 2024 года общая штатная численность всех медицинских информационно-аналитических центров страны составляла 10 002,75 единиц штатных должностей. Анализ распределения МИАЦ по штатной численности за 2024 год показал, что самый крупный МИАЦ в стране находится в Санкт-Петербурге (491 единиц штатных должностей), а самый малочисленный МИАЦ – в Республике Алтай (39 единиц штатных должностей). Таблица 2 Штатные и занятые должности в медицинских информационно-аналитических центрах страны за 2014–2024 гг.
За 2014–2024 гг. общее число единиц штатных должностей в МИАЦ страны увеличилось с 7 848,75 до 10 002,75, то есть на 27,4% (см. табл. 2). При этом в разрезе субъектов Российской Федерации динамика числа единиц штатных должностей варьировалась от снижения в 3,9 раз до роста в 7,4 раза Рост штатной численности за этот период наблюдался в 48 субъектах России: Калининградской – в 7,4 раза (с 39 единиц штатных должностей в 2014 году до 290,0 единиц штатных должностей в 2024 году, Новгородской – в 4,1 раза (с 24,5 до 100,0), Магаданской – в 4,0 раз (с 67,5 до 269,00) областях; республиках Адыгея – в 3,3 раза (с 37,5 до 122,5) и Мордовия – в 3,2 раза (с 48,5 до 156,5); Сахалинской область – в 3,1 раз(с 56 до 172); республиках Северная Осетия-Алания – в 3 раза (с 38,00 до 112,50), Саха (Якутия) – в 2,8 раз (с 54,75 до 155,75); Ленинградской области – в 2,7 раз (с 40,25 до 110,5), Республике Хакасия – в 2,7 раз (с 58,0 до 154,5); Тульской – 2,6 раз (с 45,75 до 118,75), Архангельской –в 2,4 раза (с 66,00 до 155,50), Владимирской – в 2,3 раз (с 58,00 до 133,00), Псковской –в 2 раза (с 40,00 до 78,5) и Смоленской – в 2,5 раз (с 32,00 до 81,00) областях; Республике Дагестан – в 2 раза (с 24,00 до 47,00). Но, несмотря на общую тенденцию роста числа штатных должностей в МИАЦ страны, в ряде региональных МИАЦ наблюдается противоположная тенденция – снижение штатных должностей. Так, в Чувашской Республике число штатных единиц сократилось в 3,9 раз (с 336,5 штатных единиц в 2014 году до 86,5 в 2024 году); Вологодской области – в 3,1 раз (с 127,5 до 41,00); Красноярском крае – на 42,1% (с 280,00 до 162,00). Снизилось число штатных единиц в МИАЦ Саратовской области (на 35,6%), Удмуртской Республики (на 25,1%), Смоленской области (на 25,0%), Костромской области (на 23,4%), Республики Татарстан (на 18%), Ханты-Мансийского автономного округа (на 17,25%), Калужской (на 12,2%) и Воронежской (на 10,4%) областей, республик Бурятия (на 8,4%), Дагестан (на 5%) и Башкортостан (на 3,9%), Санкт-Петербурга (на 2,2%). На конец 2024 года в МИАЦ всей страны число занятых должностей составило 7 546,75 единиц. За одиннадцатилетний период наблюдается тенденция роста занятых должностей с 6 475,25 единиц в 2014 году до 7 546,75 единиц, то есть на 16,5%. Самое большое число занятых должностей было в МИАЦ Санкт-Петербурга (348,75 единиц занятых должностей), Магаданской (254,75 единиц), Нижегородской (241,25 единиц), Самарской (213,50 единиц) областей, Краснодарского края (203,00 единиц), Калининградской (197,5 единиц) и Белгородской (155,5 единиц) областей. Число физических лиц в МИАЦ в 2024 году составило 6 987, что в полтора раза больше, чем в 2014 году (4 792 единиц). Показатель обеспеченности равен 0,48 на 10 тысяч населения и также вырос в полтора раза (в 2014 году составлял 0,33 на 10 тысяч населения). Самые высокие показатели отмечались в региональных МИАЦ Магаданской (18,57 на 10 тысяч населения) и Сахалинской (2,99) областей, республик Хакасия (2,75 на 10 тысяч населения) и Тыва (2,61 на 10 тысяч населения), Севастополя (1,98 на 10 тысяч населения). Укомплектованность сотрудниками МИАЦ Российской Федерации в 2024 году составила 75,4%. За 2014–2024 годы отмечается тенденция снижения данного показателя с 82,5 до 75,4%. В некоторых региональных МИАЦ укомплектованность штатами была невысокой: Ростовская (44,0%), Кировская (45,0%) Калужская (46,8%) области, Забайкальский край (49,4%). Коэффициент совместительства в МИАЦ снизился в целом с 1,4 в 2014 году до 1,1 в 2024 году. Однако следует отметить, что в ряде региональных МИАЦ этот показатель остается высоким – Нижегородская (2,7) и Тверская (2,2) области. Согласно Типовому положению о МИАЦ (приказ Минздрава России от 25.03.2022 №205н) центр выполняет 41 функцию по сбору, обработке и анализу медицинских данных, являясь основным звеном в цифровой трансформации здравоохранения региона. На схеме представлены ключевые направления деятельности МИАЦ, включая медицинскую статистику, мониторинг ресурсов и методическое сопровождение (Рис. 1). В настоящее время в штатном расписании МИАЦ Российской Федерации на врачей и средний медицинский персонал приходится только 12,7% от всех штатных должностей (2014 год – 20,0%), 10,6% от всех занятых должностей (2014 год – 18,4%) и 10,1% от всех физических лиц (2014 год – 16,3%). Это может свидетельствовать о наличии дефицита специалистов с медицинским образованием. Именно от грамотности работников этого звена полностью зависит достоверность всей формируемой отчетности, расчетных показателей и в конечном итоге анализа деятельности здравоохранения.
На конец 2024 года в МИАЦ страны состояло 1084,75 единиц штатных должностей врачей. В динамике отмечается снижение числа штатных должностей врачей на 7,9% (с 1177,75 единиц штатных должностей врачей в 2014 году до 1084,75 единиц штатных должностей врачей в 2024 году). Однако в ряде региональных МИАЦ число штатных должностей врачей в динамике за последнее десятилетие существенно возросло: Орловская область – в 7 раз (с 2,00 единиц штатных должностей врачей в 2014 году до 14,00 единиц штатных должностей врачей в 2024 году), Республика Северная Осетия-Алания – в 3,7 раза (с 7,00 до 26,00), Архангельская область – 3,4 раза (с 13,50 до 46,00), Республика Ингушетия – в 3,3 раза (с 3,00 до 10,), Владимирская и Ленинградская области – в 2,1 раза (с 3,5 и 7,75 до 7,5 и 16,25 соответственно), Республика Калмыкия –в 1,8 раза (с 5,00 до 9,00), Волгоградская область –в 1,7 раза (с 29,00 до 47,75). На конец 2024 года в МИАЦы Российской Федерации было трудоустроено 606 врачей (физических лиц с высшим медицинским образованием). В 9 субъектах страны в штате МИАЦ отсутствовали физические лица с высшим медицинским образованием: Вологодская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курганская, Самарская, Смоленская области, Республики Адыгея и Чеченская Республика. В 7 субъектах Российской Федерации в МИАЦ присутствовал только один врач: Брянская, Ивановская, Липецкая, Тульская области, Забайкальский, Камчатский края, Республика Хакасия. Показатель обеспеченности населения врачами в МИАЦ страны за 2014–2024 гг. не изменялся и составил 0,04 на 10 тысяч населения. Укомплектованность врачами в МИАЦ в 2024 году составила 62,8%. Следует отметить, что за 2014–2021 годы в стране наблюдается тенденция снижения укомплектованности врачами в МИАЦ с 77,8% в 2014 году до 58,7% в 2021 году, а в 2022–2024 гг. показатель увеличился до 62,8%. Коэффициент совместительства у врачей МИАЦ в 2024 году составил 1,1 и снизился по сравнению с 2014 годом (2014 год – 1,7, 2024 год – 1,1). Отметим, что в Республике Калмыкия в 2024 году коэффициент составил 3,0; Забайкальском крае – 2,0; Тверской и Ивановской областях – 2,6 и 2,3 соответственно. Это означает, что врач в МИАЦ этих субъектов совмещает работу в МИАЦ с работой в других медицинских организациях. В едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 №541н (ред. от 09.04.2018 №214н), в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» перечислены следующие квалификационные требования к должности врач-статистик:
Как видим, эти квалификационные требования к должности врача-статистика на сегодняшний день сохраняют свою актуальность, однако требую уточнения формулировок согласно деятельности МИАЦ. Необходима их гармонизация в соответствии с функциями МИАЦ, утвержденными приказом Минздрава России от 25.03.2022 № 205н «Об утверждении Типового положения о медицинском информационно-аналитическом центре». Анализ динамики штатного расписания МИАЦ показал, что число штатных должностей среднего медицинского персонала в МИАЦ уменьшилось в 2,1 раза. Отмечается снижение (исключение – 2020 год) числа штатных должностей среднего медицинского персонала. Однако в 2024 году по сравнению с 2023 годом отмечается увеличение числа штатных должностей среднего медицинского персонала в МИАЦ на 1,1%. (табл. 2). Отметим, что число занятых должностей среднего медицинского персонала в МИАЦ по сравнению со штатными должностями среднего медицинского персонала еще более уменьшилось – в 2,4 раза. Наблюдается снижение числа занятых должностей среднего медицинского персонала с 276,50 единиц в 2014 году до 117,25 в 2024 г. Анализ динамики числа физических лиц среднего медицинского персонала в МИАЦ за 2014–2024 годы выявил, что в стране число физических лиц среднего медицинского персонала в МИАЦ за это время уменьшилось в 2,3 раза. Также наблюдается тенденция снижения числа физических лиц среднего медицинского персонала в МИАЦ за период с 2014 по 2024 год с 237 до 102 единиц. В 2024 году в 30 региональных МИАЦ отсутствовали физические лица со средним медицинским образованием: Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Ленинградская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Самарская, Смоленская, Тверская, Ульяновская, Челябинская области; Алтайский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский края; Республики Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия – Алания; Чеченская, Чувашская Республики; Ханты-Мансийский АО. В 2024 году обеспеченность средним медицинским персоналом МИАЦ составила 0,02 на 10 тысяч населения. В динамике за 2014–2024 гг. (исключение – 2014 и 2024 годы) показатель оставался на одном уровне. Следует выделить субъекты с высокими показателями обеспеченности МИАЦ средним медицинским персоналом: Еврейская автономная область (0,27 на 10 тысяч населения); республики Ингушетия (0,09 на 10 тысяч населения), Алтай(0,09 на 10 тысяч населения), Саха(Якутия) (0,10 на 10 тысяч населения); Камчатский край (0,07 на 10 тысяч населения); Магаданская область(0,07 на 10 тысяч населения). Укомплектованность МИАЦ средним медицинским персоналом в Российской Федерации составила 61,8 %. В динамике данный показатель снижается с 69,8% в 2014 году до 61,8% в 2024 году. Отмечается два периода снижения укомплектованности: первый период – с 2014 по 2018 г. В 2019 году данный показатель по сравнению с предыдущим годом резко вырос с 56,8 до 68,1%. С 2019 по 2024 г. наблюдается второй период снижения укомплектованности МИАЦ средним медицинским персоналом до уровня 61,8 % в 2024 году). Нерешенные проблемы укомплектованности средним медицинским персоналом в МИАЦ частично решаются за счет совместительства сотрудников. Так, в 2024 году сотрудники со средним медицинским образованием в МИАЦ республик Башкортостан и Тыва, Магаданской области в этом году работали на полторы ставки, а в Курганской и Сахалинской областях – 2-2,5 ставки. В целом коэффициент совместительства среднего медицинского персонала в МИАЦ составил 1,1 (2014 г. – 1,2). В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 23.07.2010 №541н (ред. от 09.04.2018 №214н), приведены квалификационные требования к должности медицинский статистик:
Как видно из квалификационной характеристики, для должности медицинского статистика перечислены не все требования, которые предъявляются на сегодняшний день к сотрудникам МИАЦ для реализации его функций. Обсуждение полученных результатов С 1992 года ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России осуществляет сбор, прием и обработку статистических данных в сфере здравоохранения на федеральном и отраслевом уровнях. Институт напрямую подчинен Минздраву, что обеспечивает тесное взаимодействие при разработке и актуализации форм статистического наблюдения [9,10]. Специалистами ЦНИИОИЗ разработана и поддерживается система «Медстат». В 2014 году система модернизирована с внедрением современных ИТ-решений, что исключило ручной ввод данных с бумажных носителей [4,12]. В период пандемии COVID-19 внедрена онлайн-технология сбора годовых отчетов, позволившая отказаться от бумажных форм и командировок специалистов, сократив расходы регионов [4,13]. Внедрение цифровых метрик позволило объективизировать оценку качества подготовки специалистов службы медицинской статистики субъектов Российской Федерации к защите годовых статистических отчетов, а также косвенно характеризовать качество статистических данных. В 2024 году 28 регионов защитили основные отчетные формы федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» и №47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций» за один-три дня: республики Адыгея, Коми, Татарстан и Тыва; Алтайский, Камчатский и Пермский края; Амурская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Пензенская, Ростовская, Самарская, Смоленская, Тамбовская и Тюменская области; Москва и Севастополь. Анализ распределения регионов по длительности защиты всех отчетных форм (от даты предоставления базы данных до завершения согласования всех форм) в 2024 году показал, что 23% субъектов успешно защитили все годовые отчеты до 5 дней; 37% субъектов – за 6-10 дней; 31% субъектов – за 11-20 дней. У 9% субъектов длительность защиты всех форм составила более 20 дней. Следует отметить регионы, имевшие минимальные замечания при приеме базовых статистических форм №30 и №47: Удмуртская Республика, Хабаровский край, Кемеровская, Кировская, Омская, Пензенская, Смоленская и Тюменская области, Москва. У субъектов Российской Федерации при защите отчетных форм имеется ряд особенностей, которые влияют на качество и полноту статистических данных. Их можно разделить на организационные и технологические. К организационным относятся:
Среди технологических особенностей следует выделить:
Таким образом, отсутствие многоуровневой системы контроля качества и полноты медико-статистической информации [12] на уровне медицинских организаций приводит к снижению качества и полноты статистических данных, что усугубляется нехваткой квалифицированных кадров в региональных МИАЦ. На рассмотренной ранее схеме функциональной структуры МИАЦ можно выделить блоки, которые требуют предельного внимания для обеспечения качественного сбора, анализа и управления медицинскими данными региона – осуществление методической поддержки и обучение специалистов медицинских организаций, обеспечение квалифицированными кадрами подразделений медицинской статистики, а также развитие автоматизированных систем сбора данных (см. рис. 1). Возникает необходимость привлечения новых специалистов и их обучения. Так, с 2014 года на постоянной основе Министерством здравоохранения Российской Федерации на базе ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России проводится цикл web-семинаров, охватывающих все формы годового отчета. Специалисты службы медицинской статистики ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России оказывают методическую поддержку региональным МИАЦ: через «школу сотрудников МИАЦ» за 2023 год прошли обучение 108 человек (из 41 региона). В том же году прошли стажировку в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России сотрудники из региональных МИАЦ. Запуск с 2019 года национальных и федеральных проектов обозначил новый рубеж развития медицинской статистики, поскольку обрабатываемые данные стали инструментом для принятия управленческих решений. В условиях кадрового дефицита, для повышения качества и достоверности статистической информации, формируемой в региональной системе здравоохранения, МИАЦ региона необходимо структурировать процессы подготовки данных и формируемую отчетность. Для минимизации ошибок при формировании отчетности целесообразно внедрение автоматизированных систем сбора данных с встроенными алгоритмами проверки на корректность. Перспективным направлением является интеграция с медицинскими информационными системами (МИС, РМИС), что позволит исключить дублирование данных и снизить нагрузку на медицинский персонал. Важным аспектом является унификация форм отчетности в соответствии с федеральными требованиями и разработка региональных методических рекомендаций по их заполнению. Для снижения количества ошибок, связанных с человеческим фактором, необходимо организовать регулярное обучение специалистов медицинских организаций и сотрудников МИАЦ. Рекомендуется проведение семинаров по актуальным вопросам заполнения отчетности, а также создание базы типовых ошибок и шаблонов корректного заполнения форм. Модернизация программного обеспечения МИАЦ с внедрением современных аналитических инструментов позволит оперативно выявлять и исправлять ошибки в данных. Перспективным направлением является использование технологий искусственного интеллекта для прогнозирования возможных искажений информации [14]. Реализация указанных мер позволит существенно повысить качество статистической информации, что является необходимым условием для принятия обоснованных управленческих решений в сфере здравоохранения. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 01.04.2025 Просмотров: 27
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 15.07.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|