О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №1 2010 (13) arrow Кадровое обеспечение противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации
Кадровое обеспечение противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации Печать
02.04.2010 г.

УДК: 614.2:616-051+616-002.5

Скачкова Е.И.1, Мажаров В.Н.2, Лопаков К.В.1, Акишкин В.Г.3, Назаров В.И.4
1 - ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва.
2 - Министерство здравоохранения Ставропольского края, г. Ставрополь
3 - Министерство здравоохранения Астраханской области, г. Астрахань.
4 - Территориальный фонд ОМС Республики Саха (Якутия), г. Якутск

Health human resouces of TB control measures in the Russian Federation
Skachkova E.I.1, Mazharov V.N.2, Lopakov K.V.1, Akishkin V.G.3, Nazarov V.I.4,
1 - Federal Public Health Research Institute, Moscow.
2 - Ministry of Health of Stavropol territory, Stavropol.
3 - Ministry of Health of the Astrakhan region, Astrakhan.
4 - Territorial MHI fund of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk.

Ситуацию с обеспечением кадрами противотуберкулезных учреждений субъектов Российской Федерации можно оценить как близкую к катастрофической. Длительный дефицит кадров приводит к неуправляемости системы оказания помощи больным туберкулезом, снижению уровня ответственности и ухудшению показателей работы. Предлагаемый по результатам проведенного исследования комплекс мероприятий, по нашему мнению, приведет не только к вовлечению новых работников здравоохранения в деятельность службы, но и оптимизирует имеющиеся ресурсы, повысит значимость данной сферы деятельности и повысит престиж профессии. Situation with health human resources in TB control service in the administrative division of the Russian Federation could be assessed as close to the critical. Long-time staff deficit is leading to uncontrollability in TB control service, lowering of staff responsibility and worsening of activity indicators. Complex of improvement measures suggested could lead to engagement of new employees to TB service, to optimize work of existing staff, to raise the profile of TB control service and prestige of the profession of phthisiologist.

Ключевые слова: врачи-фтизиатры, обеспеченность, туберкулез, миграция кадров.

Key words: phthisiologists, provision, tuberculosis, staff migration.

Повышение эффективности стратегии борьбы с туберкулезом в значительной степени связано с улучшением ситуации с кадровыми ресурсами в службе и их компетентностью.

Обеспечение качества медицинской помощи определяется множеством факторов, среди которых важнейшими являются уровень базового образования, уровень оплаты труда и реальная возможность использования современной техники и оборудования, новых и новейших высоких технологий, информационных базовых данных по соответствующим профессиональным направлениям. Проблемы здравоохранения сегодняшнего дня накапливались годами и являются следствием не только собственно организации здравоохранения, но и, в не меньшей степени, особенностями социально-экономического развития страны.

Подход к управлению кадровым потенциалом сегодня не учитывает организационную структуру кадров, оптимальное распределение ресурсов, согласованное с задачами и направлениями развития противотуберкулезной службы в целом. Отмечаются выраженные региональные различия между максимальными и минимальными значениями обеспеченности врачебным кадровым персоналом. Имеется значимая непропорциональность в соответствии численности врачебного и сестринского персонала.

В целом по России имеется врачей-фтизиатров на 94% от норматива. Если использовать единый норматив кадров врачей-фтизиатров (0,67 на 10 тыс. чел. населения), то в Сибирском и Дальневосточном управленческих округах России врачей-фтизиатров больше, чем это необходимо, а в Центральном округе их не хватает.

На самом деле все наоборот (табл. 1). Понять это помогает введение коэффициента распространенности туберкулеза, который мы определили как соотношение показателей распространенности туберкулеза – территориальных и среднероссийского. На этот коэффициент умножать полученные, в результате расчетов, нормативы численности врачей-фтизиатров. Тогда наилучшее обеспечение врачами-фтизиатрами по отношению к нормативу в Центральном (112%) и Северо-Западном (137,5%) округах, наихудшее – в Южном (79%) и Сибирском (71%) округах.

Таблица 1

Норматив и наличие врачей-фтизиатров (на 10 тыс. чел. населения) по федеральным управленческим округам России.

№ № Федеральные округа Врачи-фтизиатры
норматив с учетом коэффициента распространенности туберкулеза наличие
1 Центральный 0,49 0,55
2 Северо-Западный 0,48 0,66
3 Южный 0,75 0,59
4 Приволжский 0,59 0,6
5 Уральский 0,77 0,64
6 Сибирский 1,04 0,74
7 Дальневосточный 1,02 0,85
Россия 0,67 0,63

Обеспечение качества медицинской помощи определяется не только уровнем оплаты трудовой деятельности, но и реальной возможностью использования современной техники и оборудования, новых и новейших высоких технологий, информационных базовых данных по соответствующим профессиональным направлениям. Вместе с тем, к 2006 году 14,2% врачей-фтизиатров не имели сертификата специалиста, каждый третий врач – не аттестован (табл. 2), то есть врачебным персоналом в практической работе используются устаревшие руководства и рекомендации, тогда как новые сведения по фтизиатрии изменились кардинально.

Таблица 2

Характеристика кадрового потенциала противотуберкулезной службы, Российская Федерация, 2005-2008 гг. (Источник: форма №17 «Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах»).

  2005 2006 2007 2008
Число врачей-фтизиатров (ф. № 17) 9027 8813 8565 8517
на 10000 населения 0,63 0,62 0,60 0,60
на 100 тысяч населения 6,3 6,2 6,0 6,0
Имеют врачебную категорию: всего 5521 5542 5451 5492
% от врачей-фтизиатров 61,2 62,9 63,6 64,5
в том числе: высшая категория 2647 2712 2773 2838
% от врачей-фтизиатров 29,3 30,8 32,4 33,3
% от врачей-фтизиатров, имеющих категорию 47,9 48,9 50,9 51,7
первая категория 2117 2075 2037 2062
% от врачей-фтизиатров, имеющих категорию 38,3 37,4 37,4 37,5
вторая категория 757 755 641 592
% от врачей-фтизиатров, имеющих категорию 13,7 13,6 11,8 10,8

Численность работников противотуберкулезной службы ежегодно снижается. С 2000 по 2008 год численность физических лиц – работников противотуберкулезной службы системы Минздрава Российской Федерации снизилась на 8,3%, в том числе врачей – на 14,2%. Обеспеченность врачами-фтизиатрами составляет 0,6 на 10 тыс. населения. Среди врачей-фтизиатров имеют врачебную категорию 64,5%; в том числе высшую – 33,3%.

Если проанализировать тенденции численности медицинских кадров, то мы увидим, что с 2006 года началось перемещение фтизиатрических кадров в другие области трудовой деятельности (терапевты, пульмонологи), что связано с ухудшением социальной защищенности фтизиатров, в частности недостаточного уровня заработной платы, что особенно проявилось в связи с введением доплат участковым терапевтам. Это способствует внутрироссийской и внешней миграционной мобильности кадровых ресурсов.

Для оценки ситуации по кадровому обеспечению, с целью реализации эффективных противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации, на первом этапе исследования был проведен количественный анализ имеющихся кадровых ресурсов. Нами были запрошены выписки из унифицированной формы Т-2 «Личная карточка работника» (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1) на всех врачей фтизиатров, а также врачей-специалистов, имеющих сертификат фтизиатра. В исследовании участвовали те противотуберкулезные учреждения, которые дали добровольное согласие выслать запрошенные сведения.

В выборку не вошли профильные Федеральные научно-исследовательские институты. Исследование проведено в 49 регионах, то есть исследованием было охвачено более половины (55,7%) субъектов Российской Федерации. Были проанализированы данные на 3743 врача-фтизиатра.

Средний возраст врачей-фтизиатров по данным специально проведенного исследования составил 49,8 лет. Доля мужчин не превысила 21,5%, то есть в службе работают преимущественно женщины (78,5%). Анализ распределения врачей по возрастным группам показал, что доля молодых специалистов в службе (до 35 лет) составляет всего 11,1%. Более двух третей врачей имеют возраст старше 45 лет. Причем доля лиц старше 70 лет значительна и требует привлечения в службу в течение ближайших двух лет около 1400 специалистов (при пересчете на всю популяцию) (табл. 3).

Таблица 3

Возрастная характеристика врачей-фтизиатров.

Врачей в возрасте % от всего
до 25 лет 0,1
25-29 4,0
30-34 7,0
35-39 8,3
40-44 11,2
45-49 15,1
50-54 15,3
55-59 14,0
60-64 8,7
70 лет и старше 14,9
Нет данных 1,4
Всего 100,0

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что на настоящий момент ситуация по кадровому обеспечению противотуберкулезной службы является неоднозначной. Наряду с процессом старения кадров и естественной убыли врачей-фтизиатров, нуждаются в серьезном пересмотре действующие нормы и нормативы службы. В настоящее время в противотуберкулезных учреждениях в штатных расписаниях более 50% штатных должностей являются вспомогательными, а одна треть должностей врачей-фтизиатров занята врачами других специальностей.

Динамика миграции кадров здравоохранения – это комплексный процесс, включающий в себя индивидуальные права и выбор, мотивации и определенную позицию работников здравоохранения, различные подходы правительств субъектов Российской Федерации к управлению, стимулированию или попыткам ограничить отток/приток кадров.

Миграция может иметь и положительные стороны:

  • · решать проблемы дефицита кадров в ряде областей, например, ситуация с обеспеченностью участковыми терапевтами и их избытка, например, тенденции в обеспеченности врачами-урологами в стационарах;
  • · для отдельных работников может стать средством усовершенствования их навыков, расширения возможностей профессионального роста, повышения жизненного уровня.

С другой стороны, миграция создает дополнительный кадровый дефицит в тех областях, где специалистов уже не хватает, ярким примером чего стала фтизиатрия. В результате эффективность работы противотуберкулезной службы, которая лишается и без того немногочисленных квалифицированных работников, может пострадать.

Моделируя возможные последствия миграции врачей из фтизиатрической службы, мы разделили возможные результаты на два типа: положительные и отрицательные, и рассмотрели их с позиций врача и эффективности работы службы.

Положительными моментами для врачей при оттоке кадров становятся:

  • · Возможность профессионального и карьерного роста.
  • · Возможность совмещения и, как следствие, увеличение размеров заработной платы.
  • · Востребованность, что защищает специалиста от возможности увольнения при дефектах в работе и не выполнения должностных обязанностей.

Отрицательными моментами оттока кадров являются:

  • · Ограничение возможности обучения вне рабочего места, так как при этом некому будет работать на данном рабочем месте.
  • · Опасная рабочая среда с возросшей нагрузкой на врача.
  • · Постоянная занятость и возрастающие требования со стороны администрации.
  • · Низкое качество работы.

При этом врач попадает в замкнутый круг. Он, возможно, и готов работать качественно, но это невозможно из-за возрастания нагрузки и невозможности повышения своего уровня знаний.

Единственным положительным моментом для противотуберкулезной службы при оттоке кадров становится профицит средств на заработную плату, что позволит службе увеличить размер оплаты труда медицинских работников. При этом отрицательными моментами становятся неуправляемость системы оказания помощи больным туберкулезом, снижение уровня ответственности и ухудшение показателей работы (снижение внимания к деятельности общей лечебной сети по выявлению больных туберкулезом, снижение эффективности лечения, рост рецидивов, рост туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью МБТ, рост заболеваемости контактов и т.д.). Более того, снижение показателей работы службы приведет к росту числа впервые выявленных больных, больных с хроническими формами туберкулеза, лиц, нуждающихся в динамическом наблюдении, что еще более усугубит работу противотуберкулезных учреждений. Как итог этого – полная неспособность службы к выполнению своей деятельности.

Проанализировав все вышеизложенное, мы предлагаем перечень необходимых действий для преодоления кризиса кадров:

  • · Дополнительные прямые инвестиции в обучение и поддержку работников здравоохранения. Прежде всего, необходимо обучить фтизиатрические кадры, как новые, так и уже работающие, а когда они закончат обучение и приступят к работе, потребуются средства для выплаты им адекватной заработной платы.
  • · Национальный план по обеспечению кадровых ресурсов здравоохранения и увеличение количества работников здравоохранения в течение пяти лет. Для этого потребуются политическая приверженность, разработка всестороннего плана по обеспечению эффективных кадровых ресурсов здравоохранения и выделение необходимых финансовых средств.
  • · Более эффективное использование имеющихся работников здравоохранения. Здесь могут оказаться полезными простые и недорогие меры, такие как создание зональных Центров, вовлечение работников первичной сети здравоохранения в ведение больных туберкулезом и лечение на фазе продолжения на амбулаторном этапе.
  • · Некоторые простые медицинские действия, которые в настоящее время выполняют высококвалифицированные работники, могут быть поручены менее квалифицированным работникам, способным выполнять их надлежащим образом. При достаточном контроле и поддержке фельдшеры и медицинские сестры могут повысить эффективность служб здравоохранения. Также можно привлекать волонтеров общественных организаций к осуществлению патронажа больных туберкулезом и выполнения назначений врача (контролируемое получение противотуберкулезных препаратов, социальная поддержка больных и т.д.).
  • · Защита и более справедливое отношение к работникам здравоохранения. Они работают в трудных, а зачастую и опасных условиях, поэтому необходимо обеспечить должный уровень инфекционного контроля и гуманное отношение к специалистам, как больных, так и общества в целом.
  • · Доступ к эффективным методам профилактики и лечения туберкулеза для работников здравоохранения. Жизненно важно, чтобы они получали необходимые медицинские услуги при соблюдении конфиденциальности.
  • · Перераспределение работников здравоохранения в те районы, где они необходимы. Это возможно только при создании договорной системы найма работников. Система позволит осуществить перераспределение кадров, отдавая предпочтение субъектам или районам с более высоким уровнем распространения туберкулеза (например, из Орловской области в Тверскую область и т.д.).
  • · Ориентация подготовки работников здравоохранения и разработка стимулов для продвижения по службе при работе в сельских и неблагоприятных районах. Эти меры помогут противостоять тенденции сосредоточения работников здравоохранения вокруг городов.

Предлагаемый комплекс мероприятий, по нашему мнению, приведет не только к вовлечению новых работников здравоохранения в деятельность службы, но и оптимизирует имеющиеся ресурсы, повысит значимость данной сферы деятельности и повысит престиж профессии.

Список литературы

  1. Ефимова И.А., Камаев И.А., Поздеева Т.В., Позднякова М. А., Большакова О.М. Актуальные вопросы кадрового обеспечения здравоохранения. // Здравоохранение Российской Федерации – 2002. №1. - с. 20 – 23.
  2. Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации, Приказ МЗ РФ №210 от 03.07.02.
  3. Матинян Н.С. Глобализация в сфере здравоохранения. Монография под редакцией Ю.В. Михайловой и Е.И. Скачковой / Н.С. Матинян // Москва, «Медицинская литература», - 2008. - 232с.
  4. Михайлова Ю.В., Хальфин Р.А., Сохов С.Т., Сон И.М., Данилова Н.В., Вялкова Г.М. , Армашевская О.В., Уткина Г.Ю., Камынина Н.Н., Шестаков М.Г., Абрамов А.Ю., Тахтарова Ю.Н., Миронова Н.Н. // Кадровые ресурсы здравоохранения Российской федерации (Пособие для руководителей органов и учреждений здравоохранения) - М.: РИО ЦНИИОИЗ, - 2007. – 104 с.
  5. Сон И.М., Леонов С.А., Одинец В.С., Шалайко Т.А., Вороненко В.В., Научное обоснование нормирования труда врача-фтизиатра участкового и консультативного приема. - М.: РИО ЦНИИОИЗ, -2007. - 26с.
  6. Сон И.М., Леонов, С.А., Сельцовский П.П., Шалайко Т.А., Вороненко В.В., Цыбикова Э.Б., Захарова А.Б., Сазыкина И.Г., Скачкова Е.И. Оценка эпидемиологической ситуации по туберкулезу и анализ деятельности противотуберкулезных учреждений //Пособие для фтизиатров и пульмонологов. - М.: ЦНИИОИЗ, 2007. - 64с.

Просмотров: 10161

Комментарии (2)
1. 28-03-2012 15:16
РИСКОВАТЬ СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ ЗА КОПЕЙКИ? КАЖДЫЙ ДЕНЬ АДМИНИСТРАЦИЯ СРЕЗАЕТ КАКИЕ-НИБУДЬ НАДБАВКИ.Когда это закончиться?
Написал(а) Антон (Гость)
2. 18-03-2011 23:26
Если не будет принято кардинальных мер по привлечению фтизиатров в профессию, то через 5-10 лет противотуберкулезной службы не станет. За 12 лет моей работы фтизиатром новичков пришло только 2 человека (и это областной диспансер).При окладе 3750руб.даже 50%-ая вредность никиго не заманит. Рисковать за копейки больше никто не хочет. Нужна федеральная программа, возможно, с предоставлением льгот на покупку жилья, уменьшением пенсионного возраста для врачей и, конечно, фундаментальным изменением системы оплаты во фтизиатрии. Кадры стареют, а смены им и не видно.
Написал(а) @ ( Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ) (Гость)

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 16.04.2010 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search