DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-4-3
1,2Барсукова И.М., 3Чекулаева О.А.,
4Иванова М.А.
1ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет им. И.П. Павлова» Минздрава России,
Санкт-Петербург, Россия
2ГБУ «Санкт-Петербургский НИИ скорой помощи им. И.И.
Джанелидзе», Санкт-Петербург, Россия
3ГБУЗ МО «Московская областная станция скорой медицинской
помощи», Московская область, Россия
4ФГБОУ ВО «Центральный научно-исследовательский институт
организации и информатизации здравоохранения», Минздрава России, Москва,
Россия
Резюме
Актуальность. Главным аспектом в системе
оказания скорой медицинской помощи является ее ресурсное обеспечение.
Специфика функционирования данной системы требует детального анализа
нужд и возможностей регионов Российской Федерации для ее
оптимизации.
Целью данной работы является анализ
деятельности бригады скорой медицинской помощи общего профиля в
Российской Федерации за период с 2010 по 2023 годы.
Материалы и методы. В качестве материала
исследования использовались данные из формы отраслевого статистического
наблюдения № 40, а именно «Отчет станции (отделения), больницы скорой
медицинской помощи по Российской Федерации за 2010–2013 гг.», а также
форма отраслевого статистического наблюдения № 30 по Российской
Федерации за 2014–2023 гг. В процессе работы применялись статистические
и аналитические методы исследования. Для обработки полученных данных
использовалась программа «MSOffice Excel 2016».
Результаты. Был осуществлен анализ
организации ключевых параметров деятельности бригад скорой медицинской
помощи в Российской Федерации за 2010–2023 гг. с акцентом на
общепрофильные бригады. Показано, что в Российской Федерации ежегодно
насчитывалось 47800,0±6514,6 бригад (смен) (в суточном исчислении –
11950,0±1628,7 бригад), выполняющих около 45 млн вызовов. В структуре
бригад 92,7 % – общепрофильные (25,3±4,5 врачебные, 74,6±4,4
фельдшерские; в 2023 г. – 18,9 и 80,1% соответственно). В динамике
отмечается увеличение числа общепрофильных бригад на 17,3%, а также
снижение числа врачебных (на 20,1%) и увеличение числа фельдшерских (на
31,6%) бригад. Соответственно, меняются и объемы оказываемой ими помощи.
Средняя суточная нагрузка на общепрофильную бригаду соответствует
9,8±1,5 вызовам в сутки. Заметно выраженное сокращение объема работы
наблюдается во всех типах бригад скорой медицинской помощи. Общие
показатели демонстрируют спад на 19,3%. Во врачебных бригадах
зафиксировано снижение на 44,2 %. Особо заметно это проявилось в
педиатрии, где объем оказываемой помощи детскому населению сократился на
80,9 %.
Заключение. За исследуемый период число
общепрофильных бригад в стране выросло на 17,3%, фельдшерских – на
31,6%, врачебных – уменьшилось на 20,1%. Заметное сокращение объемов
работы произошло во всех типах бригад скорой медицинской помощи,
особенно по оказанию медицинской помощи детскому населению.
Организация службы скорой медицинской помощи в регионе Российской
Федерации должна опираться на принципы рациональности, всеобщей
доступности и высокого качества медицинских услуг, как это предусмотрено
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного
медицинской помощи населению.
Область применения результатов. Результаты
данного исследования могут быть использованы для информированного
принятия управленческих решений относительно организации работы службы
скорой медицинской помощи. Они также могут оказаться полезными в
образовательных программах и учебных курсах.
Ключевые слова: скорая медицинская помощь;
бригада скорой медицинской помощи; общепрофильная бригада скорой
медицинской помощи.
Контактная информация: Иванова Маиса
Афанасьевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело
спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы подтверждают
отсутствие каких-либо противоречий, связанных с публикацией
представленной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Проведение
данного типа исследования не подразумевает обязательного рассмотрения
локальным этическим комитетом.
Все авторы несут полную ответственность за целостность и
достоверность информации, представленной в рукописи, и утверждают
одобрение финальной версии статьи.
Для цитирования: Барсукова И.М., Чекулаева
О.А., Иванова М.А. Общепрофильная бригада как основной ресурс системы
оказания скорой медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья
населения [сетевое издание] 2025;
GENERAL-PURPOSE AMBULANCE TEAM AS THE MAIN RESOURCE OF THE
EMERGENCY MEDICAL SYSTEM
1,2 Barsukova I.M., 3Chekulaeva O.A.,
4Ivanova M.A.
1St. Petersburg Research Institute of Emergency Medicine
named after I.I. Dzhanelidze, St. Petersburg, Russia
2The First St. Petersburg State Medical University named
after Academician I.P. Pavlova, St. Petersburg, Russia
3Moscow Regional Emergency Medical Service Station, Moscow
Region, Russia
4Russian Research Institute of Health, Ministry of Health
of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract
Significance. The main aspect of the
emergency medical system is its resource provision. The specifics of the
system functioning require a detailed analysis of the needs and
capabilities of the regions of the Russian Federation for the system
optimization.
Purpose. To analyze performance of the
general-purpose ambulance team in the Russian Federation for the period
from 2010 to 2023.
Material and methods. The research material
was the data from the industry statistical observation form No. 40
“Report of the station (department), emergency medical hospital in the
Russian Federation for 2010-2013”, as well as the industry statistical
observation form No. 30 for the Russian Federation for 2014-2023. In
study employed statistical and analytical research methods. The program
“MSOffice Excel 2016” was used to process the received data.
Results. The authors have analyzed the
organization of key performance parameters of ambulance teams in the
Russian Federation for the period from 2010 to 2023, with a focus on
general-purpose teams. It is shown that in the Russian Federation there
were 47800.0±6514.6 teams (shifts) annually (in daily terms –
11950.0±1628.7 teams), responding to about 45 million ambulance calls.
In the structure of ambulance teams, 92.7% are general–purpose (25.3±4.5
staffed with physicians, 74.6±4.4 staffed with paramedics; - 18.9 and
80.1% in 2023, respectively). The dynamics show an increase in the
number of general-purpose teams by 17.3%, as well as a decrease in the
number of teams staffed with physicians (by 20.1%) and an increase in
the number of teams staffed with paramedics (by 31.6%). Accordingly, the
volume of care they provide is also changing. The average daily workload
of a general-purpose team corresponds to 9.8± 1.5 ambulance calls per
day. A marked reduction in the amount of work is observed across all
types of ambulance teams. The overall figures show a decline of 19.3%. A
decrease of 44.2% was registered in teams staffed with physicians. This
was especially noticeable in pediatrics, where the volume of care
provided to the child population decreased by 80.9%.
Conclusion. During the study period, the
number of general-purpose ambulance teams in the country increased by
17.3%, teams staffed with paramedics – by 31.6%, and teams staffed with
physicians – decreased by 20.1%. A noticeable reduction in performance
was registered across all types of ambulance teams, especially those
providing medical care to children.
The organization of emergency medical services in a Russian region
should be based on the principles of rationality, universal
accessibility and high quality of medical services, as stipulated by the
Territorial Program of state guarantees of free medical care to the
population.
Scope of application. The results of this
study can be used for informed management decision-making on work
organization of the emergency medical service. They can also be useful
in educational programs and training courses.
Keywords: emergency medical care; ambulance
team; general-purpose ambulance team.
Corresponding author: Maisa A. Ivanova,
email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about the authors:
Barsukova I.M., https://orcid.org/0000-0002-5398-714X
Chekulaeva O.A.,
Ivanova M.A., http://orcid.org/0000-0002-7714-7970
Acknowledgments. The study had no
sponsorship.
Competing interests. The authors confirm
that there are no contradictions related to the publication of the
submitted article.
Compliance with ethical standards.
Conducting this type of research does not imply mandatory review by a
local ethics committee. All authors are fully responsible for the
integrity and reliability of the information provided in the manuscript
and approve the final version of the article.
For citation: Barsukova I.M., Chekulaeva O.A.,
Ivanova M.A. General-purpose ambulance team as the main resource of the
emergency medical system. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia
[serial online] 2025; (In Rus).
Введение
Одним из ключевых векторов развития системы здравоохранения является модернизация и улучшение скорой медицинской помощи (далее – СМП). В Российской Федерации представление СМП регламентируется Федеральными законами № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Скорая медицинская помощь наряду с паллиативной медицинской помощью, выделяется как самостоятельный вид медицинской помощи. Ее организация и предоставление осуществляются согласно Порядку, установленному приказом Минздрава России № 388н от 20.06.2013 [1], с учетом клинических рекомендаций и стандартов оказания медицинской помощи [2].
В настоящее время работа служб СМП регламентируется рядом нормативных документов. В частности, они основываются на положениях приказа Минздрава России № 1165н от 28.10.2020 [3], который устанавливает требования к комплектации медикаментами и медицинскими изделиями наборов для оказания неотложной помощи.
Кроме того, деятельность СМП регулируется письмом Минздрава России № 14-3/2140926 от 11.12.2018 [4], содержащим методические рекомендации по обработке обращений граждан и определению причин вызова скорой помощи [5].
Также в работе используются приказы Минздравсоцразвития России № 942 от 02.12.2009 (в действующей редакции) [6] об утверждении статистических форм для станций и больниц СМП, и № 252н от 23.03.2012 (в действующей редакции) [7], определяющий порядок делегирования фельдшерам и акушерам отдельных функций врача при оказании первичной и скорой медицинской помощи, включая назначение лекарственных препаратов.
В дополнение к этому, службы СМП руководствуются методическими рекомендациями по организации оказания скорой помощи вне медицинских учреждений [2, 8] и алгоритмом действий, обеспечивающим преемственность в оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим [9].
Общепрофильная бригада СМП является одним из ключевых в системе оказания СМП. По своему составу бригады СМП делятся на врачебные и фельдшерские, по профилю – на общепрофильные и специализированные. Стандартная фельдшерская бригада СМП, выезжающая на вызовы, включает в себя либо двух фельдшеров СМП, либо фельдшера СМП ив сочетании с медицинской сестрой/ братом [10].
Следует отметить, что работа данных специалисты регламентируется также и другими нормативными актами, а именно приказами Минтруда и социальной защиты РФ №133н от 14.03.2018 [11], утверждающим профессиональный стандарт для врачей скорой медицинской помощи, и №3н от 13.01.2021 [12], определяющим стандарт для фельдшеров скорой медицинской помощи.
В состав выездной бригады СМП также входит водитель специализированного транспортного средства. Для обеспечения работы выездной общепрофильной фельдшерской бригады СМП применяются автомобили СМП класса «А» или «В», в то время как для врачебной бригады используются автомобили класса «В» (согласно приказу Министерства здравоохранения РФ №388н от 20.06.2013) [1].
Анализ организации, функционирования и эффективности работы отделений СМП предполагает учет уникальных аспектов деятельности медицинских учреждений данного профиля. К ним относятся существенные затраты (значительная зависимость от технической оснащенности, наличия квалифицированных кадров) и срочный характер деятельности, который накладывает ограничения по времени на организацию и оказание медицинской помощи, проведение экспертиз и принятие управленческих решений. Все вышесказанное обуславливает необходимость детального изучения потребностей и ресурсов регионов Российской Федерации для формирования системы оказания скорой медицинской помощи [2,13].
Целью данной работы является анализ деятельности бригады скорой медицинской помощи общего профиля в Российской Федерации за период с 2010 по 2023 годы.
Материалы и методы
В качестве материала исследования использовались данные из формы отраслевого статистического наблюдения № 40, а именно «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи по Российской Федерации за 2010–2013 гг., а также форма отраслевого статистического наблюдения № 30 по Российской Федерации за 2014–2023 гг. В процессе работы применялись статистические и аналитические методы исследования. Для обработки полученных данных использовалась программа «MSOffice Excel 2016».
Результаты
Для бесперебойного обеспечения населения скорой медицинской помощью, специализированную, формируется состав и специализация мобильных бригад скорой медицинской помощи. При этом учитывается ряд ключевых аспектов: демографические показатели (численность, плотность, возрастной состав), средняя нагрузка на бригаду СМП за смену, особенности климата и географии, характер поселений, застройки, концентрация промышленных объектов, состояние дорожной сети и интенсивность трафика, а также целевые показатели доступности медицинской помощи, регламентированные региональными программами государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи [12].
В период с 2010 по 2023 год был проведен анализ изменений, структуры, количества общепрофильных бригад СМП и объемов оказываемой ими помощи в Российской Федерации (табл.1, 2, 3).
Таблица 1
Изменения в количестве общепрофильных бригад и в структуре бригад скорой медицинской помощи в Российской Федерации, 2010-2023 гг. (в абсолютных числах и процентах)
Год/Показатели |
Число бригад СМП в РФ, всего (абс.числа), в том числе: |
общепрофильные бригады всего (абс.числа) |
доля общепрофильных бригад в структуре бригад СМП, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
2010 |
45 877 |
40 590 |
88,5 |
2011 |
40 677 |
35 275 |
86,7 |
2012 |
39 239 |
34 074 |
86,8 |
2013 |
38 697 |
33 832 |
87,4 |
2014 |
39 227 |
35 085 |
89,4 |
2015 |
41 245 |
37 566 |
91,1 |
2016 |
51 990 |
48 054 |
92,4 |
2017 |
53 233 |
49 226 |
92,5 |
2018 |
52 854 |
49 086 |
92,9 |
2019 |
53 560 |
49 855 |
93,1 |
2020 |
53 996 |
50 310 |
93,2 |
2021 |
53 542 |
49 853 |
93,1 |
2022 |
53 702 |
49 668 |
92,5 |
2023 |
51 361 |
47 598 |
92,7 |
Прирост/убыль, 2010–2023, абс. зн. |
5 484 |
7 008 |
|
Прирост/убыль, 2010 –2023, % |
12,0 |
17,3 |
4,2 |
М±m, 2010–2023, абс.зн. |
47800,0±6514,6 |
43576,6±6967,3 |
90,9±2,5 |
За исследуемый период наблюдается увеличение доли фельдшерских бригад СМП (с 72,2 % в 2010 г. до 80,1 % в 2023 г.) (табл. 2).
Таблица 2
Структура общепрофильных бригад скорой медицинской помощи в Российской Федерации, 2010-2023 гг. (в абсолютных числах и процентах)
Год/Показатели |
Общепрофильные бригады, всего, в том числе: |
доля врачебных общепрофильных бригад |
доля фельдшерских общепрофильных бригад |
1 |
2 |
3 |
4 |
2010 |
40 590 |
27,8 |
72,2 |
2011 |
35 275 |
32,4 |
67,6 |
2012 |
34 074 |
31,9 |
68,1 |
2013 |
33 832 |
30,2 |
69,8 |
2014 |
35 085 |
27,2 |
72,8 |
2015 |
37 566 |
27,0 |
73,0 |
2016 |
48 054 |
26,8 |
73,2 |
2017 |
49 226 |
25,3 |
74,7 |
2018 |
49 086 |
22,8 |
77,2 |
2019 |
49 855 |
22,6 |
77,4 |
2020 |
50 310 |
20,8 |
79,2 |
2021 |
49 853 |
20,6 |
79,4 |
2022 |
49 668 |
19,8 |
80,2 |
2023 |
47 598 |
18,9 |
80,1 |
Прирост/убыль, 2010 –2023, абс. зн. |
7 008 |
-9 |
8 |
Прирост/убыль, 2010 –2023, % |
17,3 |
-32,0 |
10,9 |
М±m, 2010 –2023, абс.зн. |
43576,6±6967,3 |
25,3±4,5 |
74,6±4,4 |
За период исследования (2010–2023 гг.) ежегодно насчитывалось 47800,0±6514,6 бригад (учету подлежат шестичасовые смены) СМП, что в режиме суточной работы составляет 11950,0±1628,7 бригад. Проведенный нами анализ свидетельствует об увеличении общего числа бригад СМП на 12,0 %.
В настоящее время до 92,7% в структуре бригад СМП – общепрофильные бригады (7,3% – специализированные бригады). Отмечается увеличение числа общепрофильных бригад на 17,3 %, что коррелируется с ростом общего числа бригад СМП (r = 0,998).
В структуре общепрофильных бригад СМП за 2010–2023 гг. четверть приходится на врачебные бригады (25,3±4,5 %) с динамикой снижения их числа за период наблюдения на 32,0 %; в 2023 г. их доля равна 18,9 %. Число фельдшерских бригад составляет три четверти общепрофильных бригад СМП (74,6±4,4 %); прослеживается увеличение их числа на 10,9 % за исследуемый период, что коррелирует с ростом общего числа бригад (r = 0,981), в том числе общепрофильных (r = 0,988); в 2023 г. их доля равна 80,1 %.
Таблица 3
Изменения в количестве общепрофильных бригад скорой медицинской помощи и объемах оказываемой помощи в Российской Федерации, 2010–2023 гг., абс. числа., %
Год/
Показатели |
Врачебные общепрофильные |
В том числе: для оказания медицинской помощи детям |
Фельдшерские |
Число выездных бригад (смен), ед. |
Число лиц, которым оказана помощь бригадами, чел. |
Число выездных бригад (смен), ед. |
Доля от общ. числа (столб 2), % |
Число лиц, которым оказана помощь бригадами, чел. |
Число выездных бригад (смен), ед. |
Число лиц, которым оказана помощь бригадами, чел. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2010 |
11 269 |
14 307 941 |
1 119 |
9,9 |
1 807 934 |
29 321 |
28 336 413 |
2011 |
11 420 |
14 294 248 |
1 207 |
10,6 |
1 588 540 |
23 855 |
28 189 116 |
2012 |
10 884 |
13 809 673 |
1 146 |
10,5 |
1 803 360 |
23 190 |
28 819 985 |
2013 |
10 220 |
12 634 729 |
1 062 |
10,4 |
1 645 049 |
23 612 |
28 734 326 |
2014 |
9 553 |
10 919 121 |
1045 |
10,9 |
1 632 540 |
25 532 |
31074031 |
2015 |
10 142 |
10 737 012 |
952 |
9,4 |
1 559 189 |
27 424 |
31 974 571 |
2016 |
12 855 |
10 235 643 |
1 041 |
8,1 |
1 323 701 |
35 199 |
32 628 235 |
2017 |
12 475 |
9 231 100 |
1 201 |
9,6 |
1 215 650 |
36 751 |
32 396 448 |
2018 |
11 179 |
8 672 639 |
827 |
7,4 |
1 151 298 |
37 907 |
33 094 807 |
2019 |
11 282 |
8 338 800 |
2 705 |
24,0 |
1 068 514 |
38 573 |
33 671 024 |
2020 |
10 446 |
7 542 084 |
2 335 |
22,4 |
677 422 |
39 864 |
34 709 158 |
2021 |
10 267 |
7 283 191 |
1 814 |
17,7 |
728 047 |
39 586 |
36 284 984 |
2022 |
9 857 |
6 641 872 |
1 784 |
18,1 |
627 352 |
39 811 |
34 086 478 |
2023 |
9 008 |
6 382 887 |
1 722 |
19,1 |
532 708 |
38 590 |
32 132 210 |
Прирост/убыль, 2010–2023, абс. зн. |
-2261 |
-7925054 |
603 |
|
-1275226 |
9269 |
3795797 |
Прирост/убыль, 2010–2023, % |
-20,1 |
-55,4 |
53,9 |
92,9 |
-70,5 |
31,6 |
13,4 |
М±m, 2010–2023, абс. зн. |
10846,4
±1077,6 |
10357542,5
±2708752,1 |
1425,7
±562,2 |
13,4
±5,6 |
1240093,1
±454084,1 |
32801,1
±6850,1 |
31846121,2
±2643685,2 |
Примечание: Коэф корреляции Пирсона r столб. 4/6 =-0,659; r столб. 7/8 = 0,887; r столб. 3/8 = -0,963
Анализ объемов оказанной медицинской помощи свидетельствует, что на фоне уменьшения числа врачебных общепрофильных бригад (на 20,1 %) существенно снижаются и объемы оказываемой ими помощи (на 55,4 %), особенно пациентам детского возраста (на 70,5 %). Рост числа фельдшерских бригад (на 31,6 %) коррелировался с ростом числа пациентов (на 13,4 %), получивших скорую медицинскую помощь (r = 0,887).
Суточная нагрузка бригад СМП, определяемая как количество вызовов или число пациентов, которым была оказана медицинская помощь, является показателем интенсивности их работы (табл. 4).
Таблица 4
Динамика суточной нагрузки общепрофильных бригад скорой медицинской помощи (числа лиц, которым оказана помощь бригадами) в Российской Федерации, 2010–2023 гг., абс.числа., %
Год
/Показатели |
Число лиц, которым оказана помощь, в расчете на
на 1 бригаду СМП, работающую в суточном режиме (человек) |
Всего |
Врачебная общепрофильная
бригада СМП |
из них: для оказания медицинской помощи детскому населению |
Фельдшерская бригада СМП |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2010 |
10,2 |
13,9 |
17,7 |
10,6 |
2011 |
11,4 |
13,7 |
14,4 |
12,9 |
2012 |
11,9 |
13,9 |
17,2 |
13,6 |
2013 |
11,7 |
13,5 |
17,0 |
13,3 |
2014 |
11,7 |
12,5 |
17,1 |
13,3 |
2015 |
11,3 |
11,6 |
17,9 |
12,8 |
2016 |
9,0 |
8,7 |
13,9 |
10,2 |
2017 |
8,6 |
8,1 |
11,1 |
9,7 |
2018 |
8,7 |
8,5 |
15,3 |
9,6 |
2019 |
8,6 |
8,1 |
4,3 |
9,6 |
2020 |
8,6 |
7,9 |
3,2 |
9,5 |
2021 |
8,9 |
7,8 |
4,4 |
10,0 |
2022 |
8,3 |
7,4 |
3,9 |
9,4 |
2023 |
8,2 |
7,8 |
3,4 |
9,1 |
Прирост/убыль, 2010–2023, абс.зн. |
-2,0 |
-6,1 |
-14,3 |
-1,5 |
Прирост/убыль, 2010–2023, % |
-19,3 |
-44,2 |
-80,9 |
-13,8 |
М±m, 2010–2023, абс.зн. |
9,8±1,5 |
10,2±2,7 |
11,5±6,2 |
11,0±1,8 |
При средней нагрузке на общепрофильную бригаду 9,8±1,5 вызовов в сутки, нагрузка несколько выше у врачебных бригад, оказывающих медицинскую помощь детскому населению (11,5±6,2 вызовов), и у фельдшерских бригад (11,0±1,8 вызовов).
Заметна тенденция к уменьшению нагрузки во всех типах бригад: скорой медицинской помощи. Если рассмотреть общие показатели, то снижение составляет 19,3%. Особенно заметно сокращение нагрузки у врачебных бригад общего профиля – на 44,2 %, включая снижение объема помощи, оказываемой детскому населению на 80,9%. Указанное общее снижение нагрузки на бригады СМП общего профиля тесно связано с увеличением общего числа бригад (коэффициент корреляции r = -0,982).
Известно, что в последние годы все активней используют телемедицинские технологии [14,15], позволяющие в дистанционном формате принимать организационные решения по эвакуации пациентов, получать консультацию специалистов по тактике ведения пациентов на месте вызова СМП.
Обсуждение полученных результатов
Медико-демографическая ситуация остается в центре внимания исследователей [16]. Ввиду значительной распространенности заболеваний сердечно-сосудистой системы [17,18] и высокого уровня смертности, обусловленной ими [19], оказание скорой медицинской помощи пациентам является крайне важным и остается одним из дорогих видов медицинской помощи [20,21]. Ключевым фактором для своевременного предоставления необходимой медицинской помощи, направленной на спасение жизни пациентов, является достаточное обеспечение квалифицированными кадрами [22]. Обеспечение здоровья населения является стратегической задачей ВОЗ [23] и здравоохранения Российской Федерации. В этой связи проблема кадрового обеспечения, особенно скорой медицинской помощи, и анализ их функционирования вызывает интерес многих исследователей.
Так, по данным официальной статистики за период исследования (2010-2023 гг.) в РФ ежегодно насчитывалось 47800,0±6514,6 бригад (смен) СМП (в суточном исчислении – 11950,0±1628,7 бригад), выполнивших около 45 млн вызовов. При этом до 92,7 % в структуре бригад СМП – общепрофильные (25,3±4,5 врачебные, 74,6±4,4 фельдшерские; в 2023 г. – 18,9 и 80,1 % соответственно). В динамике число общепрофильных бригад увеличилось на 17,3 %, наблюдаются изменения в структуре общепрофильных бригад СМП. Соответственно, меняются и объемы оказываемой ими помощи. Например, средняя суточная нагрузка на общепрофильную бригаду соответствует 9,8±1,5 вызовам в сутки. Отмечается тенденция снижения нагрузки у всех видов бригад: по общим показателям – на 19,3 %, врачебных общепрофильных бригад – на 44,2 %, в том числе при оказании медицинской помощи детскому населению – на 80,9 %. Следует отметить, что изменение тенденций в сторону снижения нагрузки и числа общепрофильных бригад может быть связано с постковидным снижением и широким внедрением телемедицинских технологий.
Наблюдаемые процессы свидетельствуют об изменении концепции деятельности бригад СМП в РФ. Оказание медицинской помощи в неотложной форме в местах проживания населения все больше становится прерогативой медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, и подразделений неотложной помощи в их структуре. Организационные подходы «оказать помощь на месте вызова (в местах проживания населения)», «приблизить врача-специалиста к больному» для бригад СМП сменяются требованием «обеспечить быструю и профильную госпитализацию» пациента (в угрожающем жизни состоянии или риске его развития). Обеспечение должного уровня медицинской помощи достигается благодаря внедрению трехуровневой структуры оказания неотложной помощи. В большинстве случаев, выполнение этой задачи возлагается на фельдшерские бригады общего профиля.
Следовательно, организация системы скорой медицинской помощи в субъекте Российской Федерации должна базироваться на принципах обоснованной необходимости, доступности и высокого качества медицинских услуг. Это позволит реализовать государственные гарантии в сфере здравоохранения. Управление качеством медицинской помощи должно быть ориентировано на достижение наилучших результатов в улучшении здоровья граждан при оптимальном использовании ресурсов.
Заключение
За исследуемый период число общепрофильных бригад в стране выросло на 17,3%, фельдшерских – на 31,6%, врачебных – уменьшилось на 20,1%. Заметное сокращение объемов работы произошло во всех типах бригад скорой медицинской помощи, особенно по оказанию медицинской помощи детскому населению.
Организация службы скорой медицинской помощи в регионе Российской Федерации должна опираться на принципы рациональности, всеобщей доступности и высокого качества медицинских услуг, как это предусмотрено Территориальной программой государственных гарантий бесплатного медицинской помощи населению.
Библиография
-
Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Приказ Минздрава России № 388н от 20.06.2013. Режим доступа: https://base.garant.ru/70438200/?ysclid=mekbqt23kq712814105
-
Багненко С. Ф., Мануковский В. А., Барсукова И. М. и др. Скорая медицинская помощь России: Информационные и аналитические материалы (2010-2022 гг.). Санкт-Петербург: ПринтЛайт; 2024. 104 с.
-
Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи. Приказ Минздрава России № 1165н от 28.10.2020 (ред).
-
О направлении методических рекомендаций «Общие принципы приема обращений от населения, поступающих на станции (отделения) скорой медицинской помощи, и определения повода для вызова скорой медицинской помощи. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации №14-3/2140926 от 11.12.2018. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377441/
-
Методические рекомендации «Алгоритм действий по преемственности оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях с травмами, сопровождающимися шоком». 2023. 29 с.
-
Об утверждении статистических форм для станций и больниц СМП инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи. Приказ Минздравсоцразвития России № 942 от 02.12.2009 (в ред.). Режим доступа: https://base.garant.ru/12171975/?ysclid=mekciu6vmb28637570
-
Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты. Приказ МЗ России от 23.03.2012 № 252н (ред.).
-
Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Миннуллин И.П. и др. Организация оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации: методические рекомендации. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 56 с.
-
Парфенов В. Е., Тулупов А. Н., Барсукова И. М., Бумай А. О. Оперативность оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном и госпитальном этапах. Скорая медицинская помощь 2015;16(2): 4-9.
-
Барсукова И. М., Махновский А. И., Рысев Г. А. и др. Современная структура выездных бригад скорой медицинской помощи в Российской Федерации. Скорая медицинская помощь 2024; 25(4): 18-24. DOI 10.24884/2072-6716-2024-25-4-18-24.
-
Об утверждении профессионального стандарта «Врач скорой медицинской помощи». Приказ Минтруда и социальной защиты РФ №133н от 14.03.2018
-
Об утверждении профессионального стандарта «Фельдшер скорой медицинской помощи». Приказ Минтруда и социальной защиты РФ №3н от 13.01.2021.
-
О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 г. №1940.
-
Кобякова О.С., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Куракова Н.Г., Чилилов А.М. Телемедицинские технологии: перспективы и ограничения. Врач и информационные технологии 2020;(S5):76-85.
-
Кобякова О.С., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Куракова Н.Г., Чилилов А.М. Экономические аспекты оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Врач и информационные технологии 2020;(3):60-66.
-
Семенова В.Г., Иванова А.Е., Зубко В.А., Сабгайда Т.П., Запорожченко В.Г. Факторы риска смертности молодежи и особенности их учета в Москве. Здравоохранение Российской Федерации 2019;63(6):322-330.
-
Огрызко, Е.В., Иванова М.А., Одинец А.В., Ваньков Д.В., Люцко В.В. Динамика заболеваемости взрослого населения острыми формами ишемической болезни сердца и смертности от них в Российской Федерации в 2012—2017 гг. Профилактическая медицина 2019;22(5): 23-26.
-
Иванова М.А. Ваньков Д.В., Енина Е.Н. Заболеваемость инфарктом миокарда в различных по плотности населения и обеспеченности врачами - кардиологами в федеральных округах Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения. 2024; 70(2):17. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1597/27/lang,ru/
-
Шабардин, А.М., Шабардин А.М., Попов А.В., Ваньков Д.В., Башенина Е.Л. Заболеваемость и смертность от болезней системы кровообращения взрослого населения городской и сельской местности. Здоровье, демография и экология финно-угорских народов 2024;(1):41-48.
-
Борисова М.В., Шарафутдинова Н.Х., Саитова З.Р., Киреева Э.Ф., Шарафутдинов М.А., Надыргулов Р.Б. и др. О причинах, затрудняющих оказание скорой медицинской помощи, по мнению сотрудников скорой медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025; 71(1):3. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1712/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-1-3
-
Власова О.В. О проблемах развития службы скорой медицинской помощи. Азимут научных исследований: экономика и управление 2020; 9(2): 111-113. DOI: 10.26140/anie-2020-0902-0022
-
Шляфер С.И., Иванова М.А., Ваньков Д.В. Обеспеченность и укомплектованность врачами, работающими на скорой медицинской помощи, в Российской Федерации и ее субъектах, 2016-2020 гг. Социальные аспекты здоровья населения. 2022; 68(5):8. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1418/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-8.
-
Полесский В.А., Мартынчик С.А., Мартынчик Е.А., Запорожченко В.Г. Краткий обзор ключевых стратегий ВОЗ по совершенствованию национальных систем здравоохранения в Европейском регионе. Общественное здоровье и здравоохранение 2007; (3):3-14.
Referenses
- Prikaz Minzdrava Rossii № 388n ot 20.06.2013 «Ob utverzhdenii poryadka okazaniya skoroy, v tom chisle skoroy spetsializirovannoy, meditsinskoy pomoshchi» [Order No. 388n of the Russian Ministry of Health dated June 20, 2013, "On Approval of the Procedure for Providing Emergency Medical Care, Including Specialized Emergency Medical Care."]. (in Rus)
- Bagnenko S. F., Manukovsky V. A., Barsukova I. M. [et al]. Skoraya meditsinskaya pomoshch' Rossii: Informatsionnye i analiticheskie materialy (2010-2022 gg.) [Emergency Medical Aid of Russia: Informational and Analytical Materials (2010-2022)]. - Sankt-Peterburg: PrintLayt [St. Petersburg: PrintLight], 2024. - 104 с. - ISBN 978-5-6047956-9-9. (in Rus)
- Prikaz Minzdrava Rossii № 1165n ot 28.10.2020 (red) «Ob utverzhdenii trebovaniy k komplektatsii lekarstvennymi preparatami i meditsinskimi izdeliyami ukladok i naborov dlya okazaniya skoroy meditsinskoy pomoshchi». [Order No. 1165n of the Russian Ministry of Health dated 28.10.2020 (as amended) "On Approval of Requirements for the Supply of Medicines and Medical Devices for Emergency Medical Care Packages and Kits".] (in Rus)
- Pis'mo Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii №14-3/21409226 ot 11.12.2018 «O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy «Obshchie printsipy priema obrashcheniy ot naseleniya, postupayushchikh na stantsii (otdeleniya) skoroy meditsinskoy pomoshchi, i opredeleniya povoda dlya vyzova skoroy meditsinskoy pomoshchi [Letter No. 14-3/21409226 dated 11.12.2018 from the Ministry of Health of the Russian Federation "On the direction of methodological recommendations "General principles for receiving complaints from the public at ambulance stations (departments) and determining the reason for calling an ambulance.]. (in Rus)
- Metodicheskie rekomendatsii «Algoritm deystviy po preemstvennosti okazaniya ekstrennoy meditsinskoy pomoshchi postradavshim pri dorozhno-transportnykh proisshestviyakh s travmami, soprovozhdayushchimisya shokom» [Methodological recommendations “Algorithm of actions on the continuity of emergency medical care for victims of road traffic accidents with injuries accompanied by shock”]. 2023. 29 s. (in Rus)
- Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii № 942 ot 02.12.2009 (v red.) ob utverzhdenii statisticheskikh form dlya stantsiy i bol'nits SMP instrumentariya stantsii (otdeleniya), bol'nitsy skoroy meditsinskoy pomoshchi» [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 942 dated 02.12.2009 (as amended) on the approval of statistical forms for stations and hospitals of the NSR of the station (department), emergency hospital".] (in Rus)
- Prikaz MZ Rossii ot 23.03.2012 № 252n (red.) «Ob utverzhdenii Poryadka vozlozheniya na fel'dshera, akusherku rukovoditelem meditsinskoy organizatsii pri organizatsii okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi i skoroy meditsinskoy pomoshchi otdel'nykh funktsiy lechashchego vracha po neposredstvennomu okazaniyu meditsinskoy pomoshchi patsientu v period nablyudeniya za nim i ego lecheniya, v tom chisle po naznacheniyu i primeneniyu lekarstvennykh preparatov, vklyuchaya narkoticheskie lekarstvennye preparaty i psikhotropnye lekarstvennye preparaty» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 252n dated March 23, 2012 (as amended) "On Approval of the Procedure for Assigning to a Medical Assistant or Midwife by the Head of a Medical Organization Certain Functions of a Medical Doctor in the Direct Provision of Medical Care to a Patient During Their Monitoring and Treatment, Including the Prescription and Administration of Medications, Including Narcotic Medications and Psychotropic Medications."]. (in Rus)
- Bagnenko S.F., Miroshnichenko A.G., Minnullin I.P. [et al]. Organizatsiya okazaniya skoroy meditsinskoy pomoshchi vne meditsinskoy organizatsii: metodicheskie rekomendatsii. – Moskva: GEOTAR-Media [Organization of emergency medical care outside the medical organization: methodological recommendations. - Moscow: GEOTAR-Media], 2015. - 56 с. - ISBN 978-5-9704-3421-5. (in Rus)
- Parfenov V. E., Tulupov A. N., Barsukova I. M., Bumay A. O. Operativnost' okazaniya skoroy meditsinskoy pomoshchi postradavshim pri dorozhno-transportnykh proisshestviyakh na dogospital'nom i gospital'nom etapakh. [Operational efficiency of emergency medical care for road traffic accident victims at prehospital and hospital stages. O. Operativeness of emergency medical aid to victims of road traffic accidents at prehospital and hospital stages]. Skoraya meditsinskaya pomoshch' [Emergency Medical Aid]. 2015;16(2): 4-9. (in Rus)
- Barsukova I. M., Makhnovsky A. I., Ryssev G. А. [et al]. Sovremennaya struktura vyezdnykh brigad skoroy meditsinskoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii [The current structure of traveling ambulance brigades in the Russian Federation]. Skoraya meditsinskaya pomoshch' [Emergency Medical Aid]. 2024; 25(4): 18-24. – DOI 10.24884/2072-6716-2024-25-4-18-24. (in Rus)
- Prikaz Mintruda i sotsial'noy zashchity RF №133n ot 14.03.2018 «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Vrach skoroy meditsinskoy pomoshchi»» [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 133n dated 14.03.2018 "On Approval of the Professional Standard 'Emergency Medical Doctor'"]. (in Rus)
- Prikaz Mintruda i sotsial'noy zashchity RF №3n ot 13.01.2021 «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Fel'dsher skoroy meditsinskoy pomoshchi»» [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 3n dated 13.01.2021 "On Approval of the Professional Standard 'Emergency Medical Assistant'".]. (in Rus)
- Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 27.12.2024 g. №1940 «O Programma gosudarstvennykh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoshchi na 2025 god i na planovyy period 2026 i 2027 godov. [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1940 dated December 27, 2024 "On the Program of State Guarantees for Free Medical Care for Citizens for 2025 and the Planning Period of 2026 and 2027]. (in Rus).
- Kobyakova O.S., Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Kurakova N.G., Chililov A.M. Telemeditsinskie tekhnologii: perspektivy i ogranicheniya [Telemedicine technologies: prospects and limitations]. Vrach i informatsionnye tekhnologii [Doctor and information technology]. 2020;S5:76-85. (in Rus)
- Kobyakova O.S., Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Kurakova N.G., Chililov A.M. Ekonomicheskie aspekty okazaniya meditsinskoy pomoshchi s primeneniem telemeditsinskikh tekhnologiy [Economic aspects of medical care using telemedicine technologies]. Vrach i informatsionnye tekhnologii. [Doctor and information technology]. 2020;3:60-66. (in Rus).
- Semenova V.G., Ivanova A.E., Zubko V.A., Sabgaida T.P., Zaporozhchenko V.G. Faktory riska smertnosti molodezhi i osobennosti ikh ucheta v Moskve. [Risk factors of youth mortality and the specifics of their accounting in Moscow]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Healthcare of the Russian Federation]. 2019;63(6):322-330. (in Rus).
- Ogryzko, E.V., Ivanova M.A., Odinets A.V., Van'kov D.V., Lyutsko V.V. Dinamika zabolevaemosti vzroslogo naseleniya ostrymi formami ishemicheskoy bolezni serdtsa i smertnosti ot nikh v Rossiyskoy Federatsii v 2012—2017 gg. [Dynamics of adult morbidity with acute forms of ischemic heart disease and mortality from them in the Russian Federation in 2012-2017.]. Profilakticheskaya meditsina [Preventive medicine]. 2019;22(5): 23-26. (in Rus)
- Ivanova M.A. Van'kov D.V., Enina E.N. Zabolevaemost' infarktom miokarda v razlichnykh po plotnosti naseleniya i obespechennosti vrachami - kardiologami v federal'nykh okrugakh Rossiyskoy Federatsii [Incidence of myocardial infarction in the federal districts of the Russian Federation with different population densities and availability of cardiologists.]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of public health]. 2024; 70(2):17; http://vestnik.mednet.ru/content/view/1597/27/lang,ru/. (in Rus).
-
Shabardin, A.M., Shabardin A.M., Popov A.V., Van'kov D.V., Bashenina E.L. Zabolevaemost' i smertnost' ot bolezney sistemy krovoobrashcheniya vzroslogo naseleniya gorodskoy i sel'skoy mestnosti [Morbidity and mortality from diseases of the circulatory system in the adult population of urban and rural areas]. Zdorov'e, demografiya i ekologiya finno-ugorskikh narodov [Health, demography and ecology of Finno-Ugric peoples]. 2024;1:41-48. (in Rus).
-
Borisova M.V., Sharafutdinova N.Kh., Saitova Z.R., Kireeva E.F., Sharafutdinov M.A., Nadyrgulov R.B. i dr. O prichinakh, zatrudnyayushchikh okazanie skoroy meditsinskoy pomoshchi, po mneniyu sotrudnikov skoroy meditsinskoy pomoshchi [About the reasons that make it difficult to provide emergency medical care, according to emergency medical personnel]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of public health] [online edition] 2025; 71(1):3. Access mode: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1712/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-1-3 (in Rus).
-
Vlasova O.V. O problemakh razvitiya sluzhby skoroy meditsinskoy pomoshchi [About the problems of the development of the ambulance service.]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: economics and Management]. 2020;T.9; 2(31):111-113. (in Rus).
-
Shlyafer S.I., Ivanova M.A., Van'kov D.V. Obespechennost' i ukomplektovannost' vrachami, rabotayushchimi na skoroy meditsinskoy pomoshchi, v Rossiyskoy Federatsii i ee sub"ektakh, 2016-2020 gg [Availability and staffing of physicians working in emergency medical care in the Russian Federation and its constituent entities, 2016-2020]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of public health]. 2022; 68(5):8: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1418/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-8. (in Rus).
-
Polessky V.A., Martynchik S.A., Martynchik E.A., Zaporozhchenko V.G. Kratkiy obzor klyuchevykh strategiy VOZ po sovershenstvovaniyu natsional'nykh sistem zdravookhraneniya v Evropeyskom regione [A brief overview of WHO's key strategies for improving national health systems in the European region]. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie [Public health and healthcare]. 2007; 3:3-14. (in Rus).
Дата поступления: 08.04.2025
Просмотров: 26
|