ВОЗ. Информационный бюллетень. Июль 2025 |
![]() |
18.09.2025 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Июль 2025 г. Тема номера – Всемирный день донора крови 2025 г. Сдавайте кровь, дарите надежду: вместе спасаем жизни1 Четырнадцатого июня международное сообщество отмечает Всемирный день донора крови – повод напомнить о заслугах миллионов добровольцев, которые безвозмездно сдают свою кровь, чтобы подарить другим шанс на продолжение жизни. Их щедрость спасает людей от смерти, сплачивает общество и является выражением духа солидарности. Эта памятная дата – не только дань благодарности донорам, но и возможность обратить внимание на неизменно острую потребность в регулярном донорстве безопасной крови. Кампания этого года посвящена надежде, которую приносит каждая капля донорской крови. Каждый год в переливании крови нуждаются миллионы пациентов, и каждый акт донорства становится для них источником надежды. Основные факты2
Скрининг крови Согласно рекомендациям ВОЗ, всю донорскую кровь до ее использования необходимо проверять на наличие инфекций. В обязательном порядке должен осуществляться скрининг на ВИЧ, гепатит В, гепатит С и сифилис. Скрининг крови необходимо проводить в соответствии с требованиями системы по обеспечению качества. Десять стран, предоставляющих информацию, не имеют возможности проверять всю донорскую кровь на одну или несколько вышеперечисленных инфекций. Скрининг в соответствии с базовыми процедурами проверки качества осуществляется в отношении 99,8% донорской крови в странах с высоким уровнем дохода и 99,9% донорской крови в странах с уровнем дохода выше среднего по сравнению с 83% в странах с уровнем дохода ниже среднего и 76% в странах с низким уровнем дохода. Показатели распространенности передаваемых инфекций (ППИ) при переливании донорской крови в странах с высоким уровнем дохода значительно ниже аналогичных показателей в странах со средним и низким уровнем дохода (таблица 1). Таблица 1 Распространенность передаваемых инфекций при переливании донорской крови (медианное значение, межквартильный размах (IQR)), в разбивке по группам дохода
Эти различия отражают уровни распространенности данных инфекций среди населения, отвечающего критериям донорства крови, типа доноров (например, добровольные, не получающие вознаграждения доноры крови из групп населения низкого риска) и эффективность системы ведения разъяснительной работы и отбора доноров. Запасы получаемых из плазмы лекарственных средств (ППЛС) Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA63.12 призывает государства-члены к разработке, осуществлению и поддержке координируемых в национальных масштабах, эффективно управляемых и устойчивых программ по крови и плазме в соответствии с наличием ресурсов в целях достижения самообеспеченности. Правительства стран несут ответственность за обеспечение достаточных и справедливых запасов получаемых из плазмы лекарственных средств, а именно иммуноглобулинов и факторов коагуляции, необходимых для предотвращения и лечения целого ряда серьезных состояний, которые происходят во всем мире. Только 56 из 171 представляющей информацию страны производят получаемые из плазмы крови лекарственные средства (ППЛС) путем фракционирования собираемой в стране плазмы. В общей сложности 91 страна сообщила, что импортирует все ППЛС, 16 стран сообщили, что в течение отчетного периода ППЛС не использовались, и 8 стран не ответили на этот вопрос. На протяжении года для производства ППЛС было передано около 19 миллионов литров плазмы из 45 представляющих информацию стран. Это количество включает около 31% плазмы, полученной из донорской цельной крови. Объем плазмы для переработки крови для получения ППЛС на 1000 человек населения в странах, представивших ответы, значительно варьировался в пределах от 0,1 до 52,6 л при среднем показателе 5,2 л. Клиническое использование крови В результате проведения переливаний крови, не являющихся необходимыми, и применения небезопасных методик переливания крови пациенты подвергаются риску развития тяжелых неблагоприятных реакций на переливание крови и приобретения передаваемых при переливании инфекций. К тому же переливания крови, не являющиеся необходимыми, уменьшают запасы продуктов крови для пациентов, нуждающихся в них. В целях контроля и повышения безопасности процессов переливания крови ВОЗ рекомендует создавать, например, комитеты по переливанию крови в больницах и системы гемонадзора. В этой связи:
Переливание крови Между странами наблюдаются большие различия в распределении пациентов, которым делается переливание, по возрастным группам. Так, например, в странах с высоким уровнем дохода группой пациентов, которой наиболее часто переливается кровь, являются люди старше 60 лет — на них приходится до 76% всех переливаний. В странах с низким уровнем дохода до 54% переливаний крови проводится детям в возрасте до 5 лет. В странах с высоким уровнем дохода переливание крови чаще всего проводится в качестве поддерживающей терапии при проведении сердечно-сосудистых хирургических операций и трансплантации органов, а также в случае тяжелых травм и больших и гематологических злокачественных опухолей. В странах с низким и средним уровнем дохода его чаще всего проводят в случае осложнений, связанных с беременностью, и при тяжелой анемии у детей. ВОЗ оказывает содействие странам в развитии национальных систем крови для расширения своевременного доступа к достаточным запасам безопасной крови и продуктов крови, а также в разработке надлежащих практических методик переливания в целях удовлетворения потребностей пациентов. ВОЗ предоставляет странам руководящие указания и техническую помощь в целях обеспечения всеобщего доступа к безопасной крови и продуктам крови и достижения самообеспеченности запасами безопасной крови и продуктов крови на основе добровольного безвозмездного донорства крови для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения. Цели кампании этого года:
Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: Публикации Всемирной организации здравоохранения:
В этом докладе признается, что неадекватное и неустойчивое финансирование служб сбора и переливания крови является основным фактором, препятствующим усилиям по повышению безопасности крови в странах. Правительства должны обеспечить адекватное и устойчивое финансирование национальных или региональных программ переливания крови. Механизмы финансирования служб переливания крови должны быть интегрированы в финансовую структуру национальных систем здравоохранения. Страны, получающие значительную финансовую поддержку от внешних доноров, должны принять активные меры для мобилизации внутренних источников и снижения зависимости от внешнего финансирования, чтобы обеспечить качество и устойчивость услуг по переливанию крови. Доступ к достаточным и надежным запасам крови и ее продуктам, а также к безопасным услугам по переливанию крови является неотъемлемой частью любой развитой системы здравоохранения и важным компонентом усилий по достижению цели всеобщего охвата услугами здравоохранения. Однако, несмотря на прогресс, достигнутый за последнее десятилетие, ясно, что цель всеобщего доступа к безопасной крови и ее продуктам не была достигнута во многих странах. Таким образом, достаточность и безопасность крови и равноправный доступ к ней на национальном и глобальном уровнях потребуют дальнейшего изучения. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/367670/9789240054806-rus.pdf
В ответ на призывы к действию ВОЗ предоставила руководящие принципы, физические стандарты, обучение и техническую поддержку для улучшения качества, безопасности и доступности продуктов крови в регионах ВОЗ и странах. Несмотря на эти действия, прогресс в обеспечении доступности и безопасности крови при эффективном регулировании был медленным во многих частях мира.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/331002/9789240000384-eng.pdf
Переливание крови является ключевой частью современного здравоохранения. Все продукты крови должны быть безопасными, клинически эффективными, надлежащего и стабильного качества и быть доступными для больных. Каждое учреждение по сбору крови должно внедрить эффективную систему качества для обеспечения безопасности продуктов крови. Система качества должна охватывать все аспекты деятельности таких служб и обеспечивать контроль — от выбора доноров крови до переливания крови и продуктов крови пациентам. Обеспечение качества является непрерывным процессом, и, следовательно, оценка эффективности системы качества должна проводиться постоянно. Оценка учреждений по сбору крови может включать проверку внедрения ими надлежащей производственной практики, постоянный сбор и анализ данных, полученных в результате основных видов деятельности, их использование для повышения качества, установление гемонадзора посредством системы мониторинга, отчетности и изучения неблагоприятных последствий, связанных со всеми видами деятельности по переливанию крови, присоединение к программе регулярных внутренних и внешних аудитов системы качества, активное участие в соответствующих схемах внешней оценки качества для улучшения работы лабораторий, присоединение к программе по аккредитации. Стратегическая цель 3 Рамочной программы действий ВОЗ по содействию всеобщему доступу к безопасным, эффективным и гарантированным по качеству продуктам крови на 2020–2023 гг. направлена на обеспечение функционирования и эффективное управление службами крови. Для достижения этой цели Результатом высокого уровня 2 является наличие функционирующей системы качества на протяжении всей цепочки переливания крови. Разработка и применение настоящего руководства является одним из видов деятельности, который поможет государствам-членам внедрить функционирующую систему обеспечения качества по сбору крови в своих учреждениях. Эта система будет следить за тем, чтобы вся деятельность, связанная с продуктами крови (включая сопутствующие вещества и устройства для диагностики in vitro, необходимые для этой деятельности), выполнялась с ориентацией на качество. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/376096/9789240086579-eng.pdf
В Рамочной программе действий ВОЗ по обеспечению всеобщего доступа к безопасным, эффективным и качественным продуктам крови на 2020–2023 гг. (РПД) подробно описаны шесть стратегических целей, которые необходимо достичь для обеспечения полностью функциональной, всеобъемлющей системы крови. Страны выразили необходимость в создании простого в использовании инструмента, который помог бы им понять сильные стороны и проблемы их систем крови, чтобы решить, как приоритизировать инвестиции и действия. Инструмент самооценки системы крови (ССК) призван помочь странам проанализировать и оценить свои системы крови с помощью последовательной анкеты для выявления сильных сторон системы крови и проблем, мешающих ее надлежащему функционированию. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/380784/9789240104662-eng.pdf
ВОЗ признает важность гемонадзора для выявления и предотвращения возникновения или повторения нежелательных явлений, связанных с переливанием крови, а также для повышения безопасности, эффективности и действенности переливания крови. В Рамочной программе действий ВОЗ по расширению всеобщего доступа к безопасным, эффективным и качественным продуктам крови на 2020–2023 гг. подтверждается важность контроля за гемодинамикой как одной из стратегических задач глобальных усилий по улучшению потенциала для мониторинга, изучения и оценки нежелательных явлений у доноров крови и лиц, которым проводится переливание крови. Несмотря на то, что в некоторых странах уже давно действуют национальные системы гемонадзора, во многих местах отсутствует эффективный контроль за безопасностью крови, как указано в информационном бюллетене ВОЗ по безопасности и доступности крови. Эффективная система гемонадзора является неотъемлемой частью всеобъемлющей системы качества оказания помощи в учреждениях службы крови и больницах и должна включать сбор крови, тестирование, обработку, хранение, распределение и наличие крови и продуктов крови, а также принятие решений о переливании крови. Такая система улучшает качество за счет повышения способности объективно контролировать, извлекать уроки и предпринимать соответствующие действия для улучшения медицинской помощи на местном и национальном уровнях. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/360060/9789240047860-eng.pdf
Программа Всемирной организации здравоохранения по безопасности переливания крови была учреждена с целью разработки стратегий для обеспечения безопасности крови и содействия их распространению на глобальной, региональной и национальной основе с помощью информационно-пропагандистской работы и посредством оказания технической поддержки государствам-членам ВОЗ. ВОЗ признает важную роль гемонадзора в выявлении и предотвращении связанных с переливанием крови нежелательных событий или их повторения, а также в повышении безопасности, эффективности и действенности переливания крови на протяжении всей гемотрансфузионной цепочки — от донора до реципиента. Хотя во многих странах существуют хорошо налаженные национальные системы гемонадзора, там, где ресурсы ограничены, эффективный гемонадзор нередко отсутствует, и его внедрение в подобных условиях продолжает представлять значительную проблему, решение которой сопряжено с большими трудностями. Основная цель настоящего документа состоит в оказании поддержки странам, где гемонадзор еще не налажен, в создании эффективных национальных систем гемонадзора, охватывающих всю трансфузионную цепочку. Конкретные цели заключаются в предоставлении:
Этот документ может быть полезен и другим странам в укреплении уже имеющихся у них систем гемонадзора. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/255646/9789244549841-rus.pdf
В документе содержатся рекомендации по правовым, нормативным и политическим условиям по обеспечению качества плазмы крови для ее трансграничной передачи и защиты здоровья доноров. В нем также обсуждаются альтернативные договоренности по зарубежному фракционированию отечественной плазмы (называемые «контрактной» или «платной» передачей), которые реализуют медицинскую и экономическую ценность плазмы как национального ресурса для общественного здравоохранения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/380192/9789240104518-eng.pdf
Этот документ является результатом инициативы ВОЗ, направленной на улучшение профилактики, диагностики и лечения анемии и на ускорение снижения ее распространенности. Дефицит железа является наиболее распространенной и общепризнанной причиной анемии, и на сегодняшний день большая часть работы по борьбе с анемией была сосредоточена на профилактике и лечении дефицита железа. Тем не менее, анемия является сложным состоянием с множеством причин, включая дефицит других питательных веществ, инфекции, воспаления, гинекологические и акушерские заболевания, а также наследственные заболевания эритроцитов. Для прогресса в достижении глобальной цели требуется многосекторальный подход, основанный на существующих мерах. Этот документ имеет отношение к профилактике, диагностике и лечению всех форм анемии. Он охватывает анемию, вызванную дефицитом микронутриентов, воспалением, инфекцией, акушерскими и гинекологическими заболеваниями и наследственными заболеваниями крови, признавая важную роль социальных детерминант здоровья и проблемы с точным измерением концентрации гемоглобина и индикаторов основных причин анемии. В нем объединены фактические данные и описывается, как несколько секторов могут работать вместе для выявления и устранения основных препятствий и использования возможностей для снижения бремени анемии. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/367661/9789240074033-eng.pdf
Настоящий руководящий документ был подготовлен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для оказания помощи службам крови в разработке национальных планов реагирования на любые стихийные бедствия, крупные инциденты или чрезвычайные ситуации, которые угрожают достаточности или безопасности запасов крови. Такие ситуации могут быть вызваны природными явлениями, факторами, на которые влияют люди, или непосредственно вызваны людьми. Этот документ предназначен для руководства национальной службой крови в процессе планирования своевременного, контролируемого и надлежащего реагирования на чрезвычайные ситуации. При подготовке этого документа ВОЗ постаралась включить элементы, которые службам крови или поставщикам крови, возможно, потребуется рассмотреть, предоставив некоторую информацию о причинах их включения и рекомендации по различным вариантам реагирования, которые могут быть доступны. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/366870/9789240068636-eng.pdf Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Сайт Документационного центра ВОЗ: www: http://whodc.mednet.ru/rus/ Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 См. также Информационный бюллетень за июнь 2022 г. «Всемирный день донора крови»: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/207.html 2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/blood-safety-and-availability Просмотров: 13
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 20.09.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|