О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2025 (71) arrow ВНЕДРЕНИЕ НАРРАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ И КЛИНИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ
ВНЕДРЕНИЕ НАРРАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ И КЛИНИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ Печать
01.11.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-6

Селеев С.С.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Нарративная медицина, накопившая силами медицинских антропологов, социологов, философов и врачей в 1980-2000-е гг. обширную теоретическую базу, в 2010-х начала активное проникновение в образовательную и клиническую среду в США, европейских странах, Китае в качестве элемента, дополняющего доказательную медицину. Статьи, в том числе и обзорные, с описанием теоретических установок и результатов применения подхода в подготовке медицинских кадров и врачебной практике, доказывающие пользу от его использования, регулярно выходят в ведущих научных журналах. Однако обзоры внедрения практик нарративной медицины на русском языке, описания организационных решений, приемов и инструментов в настоящее время отсутствуют. В данной работе предпринимается попытка представить такое описание.

Цель. Определить перечень стран, наиболее активно изучающих и внедряющих нарративную медицину, и описать институциональные формы, приемы и инструменты, с помощью которых подход внедряется в образовательную среду, клиническую и исследовательскую практику.

Материалы и методы. Проведен отбор и анализ источников по базам данных PubMed, MedEdPortal, Jstor, Elibrary, на основании которого выделены страны, наиболее активно продвигающие подход нарративной медицины. Дальнейший анализ материалов в сочетании с поисками по порталам образовательных организаций, исследовательских центров, медицинских клиник и общественных организаций этих стран позволили зафиксировать и систематизировать организационные решения и инструменты, с помощью которых внедряется нарративная медицина.

Результаты. По итогам исследования можно сделать вывод, что нарративная медицина наиболее активно развивается в США, Италии и Китае. Во всех этих странах отмечается, что применение подхода положительно влияет на повышение качества оказываемой медицинской помощи. Инструменты, подходы, методы внедрения нарративной медицины в клиническую практику, образовательную и научно-исследовательскую среду апробированы, разработаны методические указания. Наиболее полно нарративная медицина интегрирована в образовательную среду в Китае, где подход имеет государственную поддержку и используется при обучении будущих врачей, медицинских сестер и социальных работников. Цифровые инструменты нарративной медицины, разработанные и применяемые в Италии и США, упрощают работу с пациентскими нарративами, а собранные данные могут служить опорой для точечных изменений в системе оказания помощи. В клинической практике позитивные итоги применения подхода отмечаются в онкологии, кардиологии, неонатологии, офтальмологии, при лечении хронических заболеваний и паллиативной помощи.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны организаторам здравоохранения, разработчикам программ медицинского образования, а также медицинским администраторам.

Ключевые слова: нарративная медицина; инструменты нарративной медицины; нарративная компетентность; клиническое нарративное мышление; цифровой нарративный дневник.

Контактная информация: Селеев Сергей Сергеевич, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Проведение исследования профинансировано автономной некоммерческой организацией «Медскан во благо».
Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы этическим комитетом.
Для цитирования: Селеев С.С. Внедрение нарративной медицины в образовательную и клиническую практику: организационные решения и инструменты. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025;

IMPLEMENTATION OF NARRATIVE MEDICINE IN EDUCATIONAL AND CLINICAL PRACTICE: ORGANIZATIONAL SOLUTIONS AND TOOLS
Seleev S.S.
HSE University, Moscow, Russia

Abstract

Significance. Narrative medicine, which amassed an extensive theoretical foundation through the efforts of medical anthropologists, sociologists, philosophers, and physicians in the 1980s-2000s, began actively permeating the educational and clinical environments in the USA, European countries, and China in the 2010s as a complement to evidence-based medicine. Articles, including reviews, describing the theoretical principles and results of applying this approach in medical training and clinical practice, which demonstrate its benefits, are regularly published in leading scientific journals. However, reviews on the implementation of narrative medicine practices in Russian, as well as descriptions of organizational solutions, techniques, and tools, are currently virtually absent. This paper attempts to provide such a description.

Purpose. To identify the list of countries actively studying and implementing narrative medicine, and to describe the organizational forms and tools through which the approach is being integrated into educational, clinical, and research practice.

Materials and methods. A selection and analysis of sources from the PubMed, MedEdPortal, Jstor, and Elibrary databases was conducted, which served to identify the country’s most actively promoting the narrative medicine approach. Subsequent analysis of these materials, combined with searches on the portals of educational institutions, research centers, medical clinics, and public organizations in these countries, enabled the identification and systematization of the organizational solutions and tools used to implement narrative medicine.

Results. Based on the results of the study, it can be concluded that narrative medicine is most actively developing in the USA, Italy, and China. In all these countries, it is noted that the application of this approach positively influences the improvement of the quality of medical care provided. The tools, approaches, and methods for implementing narrative medicine into clinical practice, educational settings, and the research environment have been tested, and methodological guidelines have been developed. Narrative medicine is most fully integrated into the educational environment in China, where the approach has state support and is used in training future doctors, social workers, and nurses. The digital tools of narrative medicine, developed and used in Italy and the USA, simplify working with patient narratives, and the data collected with them can serve as a basis for reforming the healthcare delivery system. In clinical practice, positive outcomes from applying the approach are noted in oncology, cardiology, dentistry, chronic disease management, and palliative care.

The scope of the results. The results of the study can be useful for healthcare organizers, medical education curriculum developers, and healthcare administrators.

Keywords: narrative medicine; narrative based medicine; tools of narrative medicine; narrative competence; narrative interviews; clinical narrative reasoning; digital narrative diary.

Corresponding author: Sergey S. Seleev, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Acknowledgments. The research was funded by the independent non-profit organization «Medskan vo blago».
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Seleev S.S. Implementation of narrative medicine in educational and clinical practice: organizational solutions and tools. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2025; (In Rus).

Введение

Вследствие комплекса сложных процессов, происходящих, как с медицинским сообществом, так и с обществом в целом, здравоохранение развитых стран столкнулось с общей проблемой: несмотря на всестороннее расширение технических возможностей медицины, всё сильнее проявляется процесс дегуманизации клинической практики [1]. Пациенты воспринимаются скорее, как «носители болезней», а их личный опыт отделяется от объективной картины заболевания и слабо учитывается в процессе диагностики и лечении. Этот системный разрыв, подробно исследованный медицинскими антропологами, врачами и социологами [2-4], проявляется в конечном итоге в профессиональном выгорании медработников, росте недовольства пациентов и снижении качества медицинского обслуживания [5].

Попыткой решения этой проблемы сначала со стороны отдельных представителей медицинского сообщества, а потом и со стороны организаторов здравоохранения в ряде стран, стало внедрение в медицинскую практику нарративной медицины. Нарративная медицина – методология клинической практики, основанная на том, что работа с нарративом, т.е. с рассказом пациента о болезни, и учет социокультурных особенностей болезни, являются важным элементом всех этапов терапевтического процесса. Подход фокусируется на понимании врачом не только медицинских данных о пациенте, но и его личного опыта болезни, её воздействия на жизнь и процесс лечения. Нарративная медицина рассматривается в качестве дополнения к доказательной медицине для более точной диагностики, назначения подходящего лечения, усиления терапевтического альянса и повышения приверженности пациента лечению [6].

Наиболее целостно элементы подхода представлены в китайской модели нарративной медицины «Красный цветок» (или «модель 22334» – по номеру регистрации в китайской патентной системе): «два инструмента» развития нарративной компетентности – внимательное чтение и письмо; «два инструмента» практики – пациент и медицинский работник; «три фокуса» – эмпатия, релятивность и эмоции; «три элемента» – внимание, представление и аффилиация, а также «четыре отношения» – доверительные отношения медицинских работников с пациентами, с самими собой, с коллегами и с обществом» [6].

При этом, несмотря на рост числа публикаций в последние 10 лет, в научной литературе практически отсутствует описание организационных решений по внедрению нарративной медицины. Цель настоящего исследования – определить перечень стран, наиболее активно изучающих и внедряющих нарративную медицину, и описать институциональные формы, приемы и инструменты, с помощью которых подход внедряется в образовательную среду, клиническую и исследовательскую практику.

Материалы и методы

Такая целевая установка предполагала на первом этапе поиск и систематизацию научных статей по теме нарративной медицины, для чего были выбраны четыре базы научных статей: PubMed, MedEdPORTAL, Jstore и Elibrary. Поиск проводился в июне-августе 2025 года, ограничение по дате поиска было задано с 2000 по 2025 год (для MedEdPORTAL – с 2006 по 2025 гг.).

Запрос для PubMed был сформулирован следующим образом – («narrative medicine» OR «narrative based medicine» AND «narrative» AND «medicine» OR «narrative based» AND «medicine»), что дало 1232 записи; для Jstor и MedEdPORTAL – («narrative medicine» OR «narrative based medicine»), что дало 71 и 488 записей соответственно; для Elibrary – («нарративная медицина»), что дало 137 записей.

После удаления дублированных записей, эссе и рецензий, в базе осталось 836 источников, которым вручную был присвоен дополнительный признак – «страна применения». Признак присваивался либо по месту работы авторов, указанному в аффилиации, либо по месту применения (апробации) подхода, описываемого в исследовании. Статей, в которых авторы представляли разные страны, оказалось 12. Они были также исключены. Таким образом, на основе 824 публикаций, представленных в Приложении 1, получилось определить страны, в которых наиболее активно изучают и внедряют нарративную медицину. Всего были оценены 137 полнотекстовых статьи, из которых в обзор вошли 38 (таб. 1 и 2).

Таблица 1

Количество научных статей в разрезе стран

Таблица 2

Количество научных статей по дате публикации
Страна Количество статей в 2000-2025 гг.
США 351
Италия 121
Китай 50
Великобритания 45
Россия 42
Канада 36
Япония 16
Германия 14
Австралия 13
Израиль 11
Испания 9
Тайвань 9
Нидерланды 8
Дания 7
Франция 7
ЮАР 7
Бразилия 6
Норвегия 6
Португалия 6
Аргентина 5
Иран 5
Ирландия 5
Пакистан 5
Индия 4
Польша 4
Чили 4
Швеция 4
Швейцария 3
Австрия 2
Бельгия 2
Новая Зеландия 2
Сингапур 2
Южная Корея 2
Индонезия 1
Катар 1
Кипр 1
Колумбия 1
Ливан 1
Литва 1
Мексика 1
ОАЭ 1
Финляндия 1
Чехия 1
Эквадор 1
Год выхода статьи Количество статей
2001 3
2002 2
2003 10
2004 8
2005 3
2006 8
2007 5
2008 11
2009 9
2010 4
2011 19
2012 22
2013 27
2014 16
2015 20
2016 40
2017 29
2018 47
2019 48
2020 71
2021 69
2022 69
2023 82
2024 113
2025 89
ВСЕГО: 824

Для показателей России и Китая, представленных в Таблице 1, необходимо сделать две важных оговорки. Несмотря на то, что перед российским здравоохранением также стоит проблема преодоления разрыва между биомедицинским подходом, сфокусированным на биологических аспектах болезни, и субъективным опытом пациентов, который включает в себя переживания, страхи и социальные последствия заболевания [7], и нарративная медицина, адаптированная под российские реалии, могла бы стать подспорьем для улучшения качества оказания медицинской помощи [8], она до настоящего времени не интегрирована ни в образовательную среду, ни в клиническую практику. Выявленные русскоязычные статьи носят по большей части обзорно-теоретический характер, за исключением единичных научных исследований с оценкой возможности внедрения подхода, проведенных более 10 лет назад [9], и частных случаев применения подхода на практике врачами-энтузиастами [10].

Показатели Китая, где нарративный подход планомерно развивается почти 15 лет [11], наоборот, следует считать заниженными, так как большой объем статей выходит на китайском языке и в полной мере не отражен в базе настоящей статьи.

Результаты

Образовательная среда

После накопления теоретической базы, нарративная медицина начала постепенное проникновение в образовательную среду. Внедрение подхода в образование нацелено на развитие у студентов ключевых навыков нарративной медицины – нарративного мышления, эмпатии и нарративной компетентности. Нарративная компетентность – это «способность медицинского работника распознавать, воспринимать, интерпретировать» [12] рассказы пациента в целях улучшения диагностики и повышения качества оказания медицинской помощи. Наиболее полно обзор внедрения нарративного подхода в образование представлен в работах Илларии Паллы и Меган Милоты [13,14].

Востребованность подхода можно оценить по степени его интеграции в образовательную среду, которая по уровням может быть представлена следующим образом:

  • уровень темы в структуре более общего курса;
  • уровень образовательного курса;
  • уровень образовательной программы;
  • уровень образовательного подразделения (кафедра, отделение и т.п.);
  • уровень департамента или научно-образовательного центра внутри университета.

В Италии нарративный подход в образовании представлен в рамках тематических разделов в курсах по биоэтике и в виде отдельных курсов дополнительного образования и повышения квалификации [15]. Такие курсы представлены в университете для иностранцев в Перудже [16], университете онлайн-образования «eCampus» [17]. В Миланском университете Бикокка в январе 2025 года создан Центр обучения медицинских гуманитарных наук и нарративных наук в медицине [18].

Центром преподавания нарративной медицины в США является Колумбийский университет, в котором было создано отделение нарративной медицины и разработана профильная магистерская программа. На ней готовят «медицинских работников и учёных к применению навыков и ценностей понимания нарратива для улучшения результатов лечения как пациентов, так и лиц, осуществляющих уход» [19]. Программа предлагает тщательное и глубокое изучение текстов, историй болезней и инвалидности, нарративной этики, философии, творческого письма и других аспектов. Отдельные программы дополнительного образования и образовательные курсы по нарративной медицине существуют в медицинском колледже Университета Аризоны [20], университете Святого Фомы [21], университете Темпла в Филадельфии («Нарративная медицина в стоматологии») [22] и других образовательных учреждениях [23,24].

В целом, для Италии, как и для США, характерно, что создание и реализация обучающих программ инициируются относительно небольшим сообществом университетских преподавателей, научных работников и врачей, а сами курсы и программы выступают дополнением к текущим стратегиям обучения будущих врачей, медсестер и социальных работников.

В Китае подход к внедрению нарративной медицины значительно отличается от США и Италии. Нарративная медицина, появившаяся в стране в 2011 году, получила государственную поддержку в качестве важного элемента в рамках реформы местной системы здравоохранения, и в начале 2020-х прочно вошла в образовательную среду, встроившись в китайскую систему образования [25]. В 2020 году вышел учебник по нарративной медицине для студентов-ординаторов [26]. В ведущих учебных заведениях Китая, занимающихся подготовкой медицинских кадров (как врачей, так и медицинских сестер), созданы учебные курсы по нарративной медицине [27]. Обучением студентов и подготовкой исследователей в области нарративной медицины занимается, например, кафедра медицинского языка и культуры Пекинского университета [28].

Базовыми элементами учебных курсов во всех странах являются методы, предложенные Ритой Харон [29]:

  • параллельные карты (параллельные медицинские записи) [30] – неструктурированные медицинские записи, которые ведутся параллельно с основной медицинской документацией, фиксируя то, что в рассказах пациентов представляется важным для диагностики и лечения;
  • рефлексивное письмо – описание и анализ пережитого опыта, собственных чувств, мыслей, которые возникают в рамках сконструированной учебной ситуации, имитирующей работу с пациентом [31].
  • глубокое чтение (close reading) [32] – анализ художественных текстов, развивающий навыки интерпретации и внимания к деталям.

При этом содержательное наполнение курсов опирается на местные социокультурные особенности – традиционную медицину, философию, литературу и т.д.

В результате введения курсов у студентов и ординаторов доказано повышение навыков коммуникации, рефлексивных способностей, эмпатии и междисциплинарной работы, развитие навыков написания повествовательных медицинских текстов у будущих медиков и социальных работников [33,34].

Клиническая практика

Применение нарративной медицины в клинической практике строится вокруг работы с пациентским нарративом в процессе диагностики и лечения, но варьируется в зависимости от специальности [13]. Наибольшее распространение подход получил в онкологии, кардиологии, неонатологии, офтальмологии, при лечении хронических болезней, в паллиативной помощи и уходе. Причем специалисты первичной помощи (терапевты, педиатры) считают нарративную медицину важной именно для своего этапа и менее актуальной за пределами первичной помощи, тогда как хирурги признают ценность метода для своей работы [35].

Исследователи выделяют три функции нарративной медицины, значимые для клинической практики, которые разнесены по этапам клинического процесса: диагностическая функция (хронологически «до» или «перед» лечением), которая позволяет врачам выявлять нужную информацию в процессе общения с пациентом; этическая функция («во время»), которая позволяет персонализировать помощь и «способствует разрешению моральных дилемм через совместное конструирование истории болезни, что особенно важно, когда сталкиваются различные ценностные позиции» [36]; образовательная функция («после»), укрепить доверие между врачом и пациентом, повысить приверженность лечению.

Инструменты нарративной медицины в клинической практике выступают дополнением к существующим элементам диагностики:

  • нарративные интервью (например, с использованием опросника Клейнмана о причинах болезни и ее влияния на пациента) – главной задачей которых является инициирование пациентского нарратива о болезни в удобной ему форме и последующее направление рассказа врачом в нужном русле диагностики;
  • параллельные медицинские карты – неформальные медицинские записи, которые могут вести и врач, и пациент. Например, в Китае в рамках пилотного проекта внедрялись, так называемые «совместные истории болезни», в которых врачи и пациенты вместе создавали рассказ о заболевании [37];
  • нарративные дневники – медицинские записи, которые ведет пациент в процессе лечения по логике, задаваемой врачом, задачей которых является «помощь медицинским работникам в интеграции точки зрения и потребностей пациента с клиническими данными для персонализации лечения» [38];
  • иллюстрированные истории в педиатрии.

Внедрение нарративного подхода в клиническую практику наталкивается на ряд барьеров: эмоциональную неготовность пациента рассказывать о болезни, отсутствие доверия, ограниченность времени приема, низкую нарративную компетентность и слабую мотивацию медицинских работников, препятствующие выявлению и анализу нарративов [35].

В целях повышения нарративной компетентности в США, Италии, Китае проводится мониторинг и замеры нарративной компетентности врачей и медицинских сестер, введены специализированные обучающие курсы [39,40]. Для преодоления дефицита времени на прием и эмоциональной неготовности пациента рассказывать о своей болезни во время визита к врачу предпринимаются попытки выноса «генерации» нарратива за пределы приема [41] – разработаны цифровые сервисы и для предварительного, до-приемного сбора нарративов, и для последующего взаимодействия врача и пациента [42-46].

Так, например, итальянский проект «DNM» (цифровой нарративный дневник) [45] выступает инструментом взаимодействия между врачом и пациентом (его опекуном, сиделкой). Это веб-сервис и мобильное приложение, в котором пациент размещает свой рассказ о болезни и процессе лечения, а структура повествования задается врачом или разработчиком через систему подсказок и напоминаний.

Перспективной для оптимизации процесса сбора нарративов представляется обработка материалов генеративным искусственным интеллектом [47]. В результате использования этого инструмента облегчается работа врача по структурированию, анализу и интеграции пациентских историй в процесс лечения. При этом собранные данные выступают также значимым источником данных для администраторов при проведении организационных изменений [48].

Национальными регуляторами в сфере здравоохранения и экспертным сообществом в Италии и Китае разработаны рекомендации по применению нарративного подхода, как пациентоориентированной помощи. Так в 2015 году итальянский «Istituto Superiore di Sanità» первым в мире выпустил рекомендации по использованию нарративной медицины при лечении редких и хронических дегенеративных заболеваний, дав определение нарративной медицине, описав инструменты и методы подхода, а также наметив сферы применения [49]. Этот подход во многом и предопределил применение нарративной медицины в клинической практике Италии, где она во многом ориентирована на онкологические, редкие и хронические заболевания, паллиативную помощь [50,51]. В августе 2025 года в римской клинике «Sant’Andrea» открыт центр нарративной медицины, который организован «вокруг пункта приёма и ориентации и сопровождает пациента от поступления до выписки, повышая качество взаимоотношений и коммуникации» [52].

Нарративная медицина в Китае учитывает основы традиционной медицины, встроена в вертикаль системы здравоохранения и призвана содействовать росту показателей общественного здоровья. Так, например, «Центр нарративной медицины» Пекинского университета «надеется создать новые основы как в теоретических, так и в практических исследованиях, чтобы постоянно привносить инновации и прорывы в теорию и практику нарративной медицины и […] способствовать реализации программы «Здоровый Китай – 2030» [53]. В больнице Шэньчженя создано отделение нарративной медицины, в котором отрабатываются различные клинические практики, направленные на широкий круг пациентов [54].

Согласно консенсуcному заявлению экспертов китайских врачебных ассоциаций, «концепция нарративной медицины должна быть интегрирована в различные аспекты здравоохранения, включая укрепление здоровья, управление больницей, научные исследования и преподавание, а также разрешение споров между врачом и пациентом» [6].

В США нарративная медицина хоть и применяется в различных областях – от первичной помощи до трансплатологии [55], но административно в систему здравоохранения не встроена и специальных регламентирующих или руководящих документов по нарративной медицине нет.

Заключение

Наибольшее развитие нарративная медицина получила в образовательной и клинической практике в США, Китае и Италии. Причем при наличии набора стандартных методов и инструментов, нарративная медицина обладает высокой адаптивностью к национальным особенностям системы здравоохранения и социокультурным особенностям пациентов и врачей. Внедрение подхода требует проведения такой адаптации, что можно наблюдать особенно ярко на примере Китая, где нарративная медицина сочетается не только с доказательной, но и с традиционной медициной.

Многочисленные исследования доказывают, что внедрение нарративной медицины положительно сказывается на повышении доверия к врачам и приверженности пациентов лечению, усилению терапевтического альянса, снижению числа конфликтов в связке «врач-пациент». Доказанными эффектами для врачей являются повышение коммуникативных навыков и эмпатии, снижение последствий профессионального выгорания.

Собранные с помощью нарративной медицины данные могут выступать для организаторов здравоохранения ценным материалом для проведения изменений в системе оказания медицинской помощи. А возможности цифровых инструментов в обработке нарративов позволяют облегчить работу врача и администратора по работе с пациентскими данными.

Библиография

  1. Готлиб А.С. Нарративная медицина глазами российских врачей: попытка эмпирического анализа. Вестник Самарского государственного университета 2010;(5):64–70.
  2. Kleinman A. The Illness narratives: suffering, healing, and the human condition. New York: Basic Books; 1988. 284 p.
  3. Kleinman A, Das V, Lock M. Social suffering. Berkley: University of California Press; 1997. 404 p.
  4. Good B. Medicine, rationality and experience: an anthropological perspective. Cambridge: Cambridge University Press; 1994. 248 p.
  5. Malik Z, Ahn J, Schwartz A, Blackie M. Narrative medicine workshops for emergency medicine residents: effects on empathy and burnout. Journal of Graduate Medical Education 2020;12(5):621–626. DOI:10.4300/JGME-D-20-00395.1.
  6. Rong H, Hao Z, Xu М, Yuling Q, Yuanda L, Jun L, et al. Expert consensus on narrative medicine in China. Asian Journal of Medical Humanities 2024;3(1):1-4. DOI:10.1515/ajmedh-2024-0012.
  7. Готлиб А.С. Субъективные смыслы болезни, их реализация в отечественных медицинских практиках: опыт эмпирического анализа. В кн.: Общество ремиссии: на пути к нарративной медицине. В.Л. Лехциер, редактор. Самара: Вариант; 2012. С. 169-191.
  8. Барбашина Э.В. Нарративный подход в подготовке медицинских кадров среднего звена. В кн.: Диалоги и конфликты культур в меняющемся мире: XXI Международные Лихачевские научные чтения, 25–26 мая 2023 г. Санкт-Петербург: СПбГУП; 2024. С. 392–393.
  9. Готлиб А.С. Нарративные практики врачей и пациентов в отечественной медицине: на пути к нарративному здравоохранению. НИР: грант № 11-06-00162. Российский фонд фундаментальных исследований. 2011.
  10. Шайдюк О.Ю., Кудинова М.А., Таратухин Е.О. Позднее обращение за помощью при остром коронарном синдроме – взгляд на причины с точки зрения нарративной медицины. Российский кардиологический журнал 2019;24(9):41-44.
  11. Jia, J., Zhang, R., Jin, Q., Zhou, Q., & Xu, Y. Narrative competence disparities between Children's hospital and General hospital in China: A comparative survey. PLoS One 2024;19(11): e0310375. DOI:10.1371/journal.pone.0310375.
  12. Yang C, Su W, Qiu H, Pan Y, Qi Q, Zhang S, et al. Analysis of influencing factors of narrative medicine competence in the clinical nursing population in Hunan province, China: a cross-sectional study. BMJ Open 2025;15: e084554. DOI:10.1136/bmjopen-2024-084554.
  13. Palla I, Turchetti G, Polvani S. Narrative medicine: theory, clinical practice and education – a scoping review. BMC Health Services Research 2024;24(1):1116. DOI:10.1186/s12913-024-11530-x.
  14. Milota MM, van Thiel GJMW, van Delden JJM. Narrative medicine as a medical education tool: a systematic review. Med Teach 2019;41(7):802–810. DOI:10.1080/0142159X.2019.1584274.
  15. SIMeN Italia. Formazione e corsi formativi. 2025. Режим доступа: https://www.simenitalia.it/corsi-formativi/. (Дата обращения: 20.08.2025).
  16. Università degli Studi di Perugia. Corso di formazione e aggiornamento sulla medicina narrative. 2025. Режим доступа: https://www.unistrapg.it/it/studiare-in-un-ateneo-internazionale/corsi-di-alta-formazione/corso-di-formazione-e-aggiornamento-sulla-medicina-narrativa-ii-edizione. (Дата обращения: 20.08.2025).
  17. Uniecampus. Master in esperto in medicina narrative. 2025. Режим доступа: https://ecm.uniecampus.it/master/esperto-in-medicina-narrativa.asp. (Дата обращения: 20.08.2025).
  18. Università degli Studi di Milano-Bicocca. Centro di ricerca MEDNARR. 2025. Режим доступа: https://www.formazione.unimib.it/it/ricerca/unita-ricerca/centri-ricerca/MEDNARR. (Дата обращения: 20.08.2025).
  19. Columbia University. Master of science in narrative medicine. 2025. Режим доступа: https://sps.columbia.edu/academics/masters/narrative-medicine/master-science (Дата обращения: 20.08.2025).
  20. University of Arizona. Narrative Medicine Certificate. 2025. Режим доступа: https://phoenixmed.arizona.edu/bioethics/narrative-medicine. (Дата обращения: 20.08.2025).
  21. University of St. Thomas. Narrative Medicine Minor. 2025. Режим доступа: https://www.stthomas.edu/academics/undergraduate/narrative-medicine-minor/. (Дата обращения: 20.08.2025).
  22. Temple University. Graduate Certificate in Narrative Medicine. 2025. Режим доступа: https://www.temple.edu/academics/degree-programs/narrative-medicine-certificate-graduate-me-nrme-grad. (Дата обращения: 20.08.2025).
  23. Wallace CL, Trees A, Ohs J, Hinyard L. Narrative medicine for healthcare providers: improving practices of advance care planning. OMEGA - Journal of Death and Dying 2023;87(1):87–102. DOI:10.1177/00302228211043586.
  24. Lam JA, Feingold-Link M, Noguchi J, Quinn A, Chofay D, Cahill K, et al. My life, my story: integrating a life story narrative component into medical student curricula. MedEdPORTAL 2022;8:11211. DOI:10.15766/mep_2374-8265.11211.
  25. Guo L. An overview of narrative medicine in China. Chinese Medicine and Culture 2023;6(2):205–212. DOI:10.1097/MC9.0000000000000064.
  26. Zhang H, Qin Q, Hu K, Yuan Y, Hao S, Shi X, et al. Application of narrative medicine in TCM nursing education. Clinical Teacher 2025;22(4):e70110. DOI:10.1111/tct.70110
  27. Туторская М. Преподавание нарративной медицины. Researcher. European Journal of Humanities & Social Sciences 2019;2(4):21–38. DOI: 10.32777/R.2019.2.4.2.
  28. Xu Y, Guo H, Ge G, Shu J, Liu L, Jin Q, et al. Parallel chart writing and resilience impact the narrative competence of medical staff in China: a cross-sectional study. Health Science Reports 2025;8(1):e70388. DOI:10.1002/hsr2.70388.
  29. Wagner L, Roth L. Reflective narrative exercise. MedEdPORTAL 2015;11:10238. DOI: 10.15766/mep_2374-8265.10238.
  30. Winkel AF. Narrative medicine: a writing workshop curriculum for residents. MedEdPORTAL 2016;12:10493. DOI: 10.15766/mep_2374-8265.10493.
  31. Kelly C, McKeage K. Study repeats findings demonstrating in-person instruction improves empathic awareness: curriculum emphasizes literary narratives, narrative reasoning, person-to person interaction, and close reading. British Journal of Occupational Therapy 2024;87(11):673–679. DOI:10.1177/03080226241265228.
  32. Daryazadeh S, Adibi P, Yamani N. The role of narrative medicine program in promoting professional ethics: perceptions of Iranian medical students. Journal of Medical Ethics and History of Medicine 2021;14:21. DOI:10.18502/jmehm.v14i21.8181.
  33. Liao HC, Wang YH. Storytelling in medical education: narrative medicine as a resource for interdisciplinary collaboration. International Journal of Environmental Research and Public Health 2020;17(4):1135. DOI:10.3390/ijerph17041135.
  34. Fox DA, Hauser JM. Exploring perception and usage of narrative medicine by physician specialty: a qualitative analysis. Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine 2021;16(1):7. DOI:10.1186/s13010-021-00106-w.
  35. Zonza M. Narrative based medicine and neonatology: an interpretative approach. Journal of Pediatric and Neonatal Individualized Medicine 2012;1(1):49–52. DOI:10.7363/010114.
  36. Xin Y, Yang HX, Zhang XW, Zhao GZ, Dai YY, Li B. Discussion on design of clinical trial scheme for doctor-patient co-construction of traditional Chinese medicine and Western medicine under concept of narrative medicine. China journal of Chinese materia medica 2020;45(5):1202–1208. DOI:10.19540/j.cnki.cjcmm.20190620.502.
  37. Cercato MC, Vari S, Maggi G, Faltyn W, Onesti CE, Baldi J, et al. Narrative medicine: a digital diary in the management of patients with bone and soft Tissue sarcoma — a multidisciplinary pilot study. Journal of clinical medicine 2023;12(23):7218. DOI:10.3390/jcm12237218.
  38. Chu SY, Wen CC, Lin CW. A qualitative study of clinical narrative competence of medical personnel. BMC Medical Education 2020;20(1):415. DOI:10.1186/s12909-020-02336-6.
  39. Sun X, Zhang Y, Shang X, Chen Y, Wu B. Current situation and influencing factors of clinical narrative competence of pediatric specialist nurses: a cross-sectional study. BMC Nurs 2025;24(1):157. DOI:10.1186/s12912-025-02791-w.
  40. Omatsu M, Tachibana H, Umeda T. Development of electronic medical recording system for clinics using the internet based on patient participation in pursuit of NBM. Nihon Hoshasen Gijutsu Gakkai Zasshi 2004;60(6):818–828. DOI:10.6009/jjrt.kj00000922483.
  41. Cercato MC. Medicina narrativa in oncologia: dalla narrazione libera alla cartella digitale narrativa. Recenti Progressi in Medicina 2018;109(6):324–327. DOI:10.1701/2932.29486.
  42. Cenci C, Mecarelli O. Digital narrative medicine for the personalization of epilepsy care pathways. Epilepsy & Behavior 2020;111:107143. DOI:10.1016/j.yebeh.2020.107143.
  43. Lyons EJ, Baranowski T, Basen-Engquist KM, Lewis ZH, Swartz MC, Jennings K, et al. Testing the effects of narrative and play on physical activity among breast cancer survivors using mobile apps: study protocol for a randomized controlled trial. BMC Cancer 2016;16:202. DOI:10.1186/s12885-016-2244-y.
  44. Digital narrative medicine. 2025. Режим доступа: https://digitalnarrativemedicine.com/en/services/. (Дата обращения: 20.08.2025).
  45. PatientsLikeMe. 2025. Режим доступа: https://www.patientslikeme.com/. (Дата обращения: 20.08.2025).
  46. Schwartz D, Lanphier E. The new narrative medicine: ethical implications of artificial intelligence on healthcare narratives. Monash Bioethics Review 2025. DOI:10.1007/s40592-025-00256-z.
  47. Talarico R, Cannizzo S, Lorenzoni V, Marinello D, Palla I, Pirri S, et al. RarERN path: a methodology towards the optimisation of patients’ care pathways in rare and complex diseases developed within the European Reference Networks. Orphanet Journal of Rare Diseases 2020;15(1):347. DOI:10.1186/s13023-020-01631-1.
  48. Garrino L. Conferenza di Consenso. Linee di indirizzo sull'utilizzo della medicina narrativa in ambito clinico-assistenziale per le malattie rare e cronico-degenerative. 2025. Режим доступа: https://www.iss.it/cnmr. (Дата обращения: 20.08.2025).
  49. de Sire A, Marotta N, Drago Ferrante V, Calafiore D, Ammendolia A. Effects of multidisciplinary rehabilitation in a patient with Ehlers-Danlos and Behçet's syndromes: a paradigmatic case report according to the narrative medicine. Disability and Rehabilitation 2024;46(20):4687–4694. DOI:10.1080/09638288.2023.2283104.
  50. Simone CB. Palliative therapies in hepatocellular carcinoma, palliative care in geriatric clinics, and the introduction of narrative medicine. Annals of Palliative Medicine 2024;13(5):1309–1311. DOI:10.21037/apm-24-141.
  51. Sant’Andrea Hospital. Il primo centro di medicina narrativa a Roma. 2025. Режим доступа: https://www.romatoday.it/attualita/sant-andrea-primo-centro-medicina-narrativa-cosa-e.html. (Дата обращения: 20.08.2025).
  52. Peking University School of Health Humanities. Center for Narrative Medicine. 2025. Режим доступа: https://shh.bjmu.edu.cn/english/Research/affiliated/historymp_20201229150932209426/index.htm. (Дата обращения: 20.08.2025).
  53. Southern Medical University. Narrative Medicine Research Center. 2025. Режим доступа: https://news.smu.edu.cn/info/1013/66926.htm. (Дата обращения: 20.08.2025).
  54. Herrington ER, Parker LS. Narrative methods for assessing «quality of life» in hand transplantation: five case studies with bioethical commentary. Medicine, Health Care and Philosophy 2019;22(3):407–425. DOI:10.1007/s11019-018-09881-4.

References

  1. Gotlib A.S. Narrativnaja medicina glazami rossijskih vrachej: popytka jempiricheskogo analiza. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta 2010;(5):64–70.
  2. Kleinman A. The Illness narratives: suffering, healing, and the human condition. New York: Basic Books; 1988. 284 p.
  3. Kleinman A, Das V, Lock M. Social suffering. Berkley: University of California Press; 1997. 404 p.
  4. Good B. Medicine, rationality and experience: an anthropological perspective. Cambridge: Cambridge University Press; 1994. 248 p.
  5. Malik Z, Ahn J, Schwartz A, Blackie M. Narrative medicine workshops for emergency medicine residents: effects on empathy and burnout. Journal of Graduate Medical Education 2020;12(5):621–626. DOI:10.4300/JGME-D-20-00395.1.
  6. Rong H, Hao Z, Xu M, Yuling Q, Yuanda L, Jun L, et al. Expert consensus on narrative medicine in China. Asian Journal of Medical Humanities 2024;3(1):1-4. DOI:10.1515/ajmedh-2024-0012.
  7. Gotlib A.S. Sub#ektivnye smysly bolezni, ih realizacija v otechestvennyh medicinskih praktikah: opyt jempiricheskogo analiza. V kn.: Obshhestvo remissii: na puti k narrativnoj medicine. V.L. Lehcier, redaktor. Samara: Variant; 2012. S. 169-191.
  8. Barbashina Je.V. Narrativnyj podhod v podgotovke medicinskih kadrov srednego zvena. V kn.: Dialogi i konflikty kul'tur v menjajushhemsja mire: XXI Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chtenija, 25–26 maja 2023 g. Sankt-Peterburg: SPbGUP; 2024. S. 392–393.
  9. Gotlib A.S. Narrativnye praktiki vrachej i pacientov v otechestvennoj medicine: na puti k narrativnomu zdravoohraneniju. NIR: grant № 11-06-00162. Rossijskij fond fundamental'nyh issledovanij. 2011.
  10. Shajdjuk O.Ju., Kudinova M.A., Taratuhin E.O. Pozdnee obrashhenie za pomoshh'ju pri ostrom koronarnom sindrome – vzgljad na prichiny s tochki zrenija narrativnoj mediciny. Rossijskij kardiologicheskij zhurnal 2019;24(9):41-44.
  11. Jia, J., Zhang, R., Jin, Q., Zhou, Q., & Xu, Y. Narrative competence disparities between Children's hospital and General hospital in China: A comparative survey. PLoS One 2024;19(11): e0310375. DOI:10.1371/journal.pone.0310375.
  12. Yang C, Su W, Qiu H, Pan Y, Qi Q, Zhang S, et al. Analysis of influencing factors of narrative medicine competence in the clinical nursing population in Hunan province, China: a cross-sectional study. BMJ Open 2025;15: e084554. DOI:10.1136/bmjopen-2024-084554.
  13. Palla I, Turchetti G, Polvani S. Narrative medicine: theory, clinical practice and education – a scoping review. BMC Health Services Research 2024;24(1):1116. DOI:10.1186/s12913-024-11530-x.
  14. Milota MM, van Thiel GJMW, van Delden JJM. Narrative medicine as a medical education tool: a systematic review. Med Teach 2019;41(7):802–810. DOI:10.1080/0142159X.2019.1584274.
  15. SIMeN Italia. Formazione e corsi formativi. 2025. Available from: https://www.simenitalia.it/corsi-formativi/. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  16. Università degli Studi di Perugia. Corso di formazione e aggiornamento sulla medicina narrative. 2025. Available from: https://www.unistrapg.it/it/studiare-in-un-ateneo-internazionale/corsi-di-alta-formazione/corso-di-formazione-e-aggiornamento-sulla-medicina-narrativa-ii-edizione. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  17. Uniecampus. Master in esperto in medicina narrative. 2025. Available. from: https://ecm.uniecampus.it/master/esperto-in-medicina-narrativa.asp. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  18. Università degli Studi di Milano-Bicocca. Centro di ricerca MEDNARR. 2025. Available from: https://www.formazione.unimib.it/it/ricerca/unita-ricerca/centri-ricerca/MEDNARR. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  19. Columbia University. Master of science in narrative medicine. 2025. Available from: https://sps.columbia.edu/academics/masters/narrative-medicine/master-science (Date accessed: Aug 20, 2025).
  20. University of Arizona. Narrative Medicine Certificate. 2025. Available from: https://phoenixmed.arizona.edu/bioethics/narrative-medicine. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  21. University of St. Thomas. Narrative Medicine Minor. 2025. Available from: https://www.stthomas.edu/academics/undergraduate/narrative-medicine-minor/. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  22. Temple University. Graduate Certificate in Narrative Medicine. 2025. Available from: https://www.temple.edu/academics/degree-programs/narrative-medicine-certificate-graduate-me-nrme-grad. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  23. Wallace CL, Trees A, Ohs J, Hinyard L. Narrative medicine for healthcare providers: improving practices of advance care planning. OMEGA - Journal of Death and Dying 2023;87(1):87–102. DOI:10.1177/00302228211043586.
  24. Lam JA, Feingold-Link M, Noguchi J, Quinn A, Chofay D, Cahill K, et al. My life, my story: integrating a life story narrative component into medical student curricula. MedEdPORTAL 2022;8:11211. DOI:10.15766/mep_2374-8265.11211.
  25. Guo L. An overview of narrative medicine in China. Chinese Medicine and Culture 2023;6(2):205–212. DOI:10.1097/MC9.0000000000000064.
  26. Zhang H, Qin Q, Hu K, Yuan Y, Hao S, Shi X, et al. Application of narrative medicine in TCM nursing education. Clinical Teacher 2025;22(4):e70110. DOI:10.1111/tct.70110
  27. Tutorskaja M. Prepodavanie narrativnoj mediciny. Researcher. European Journal of Humanities & Social Sciences 2019;2(4):21–38. DOI: 10.32777/R.2019.2.4.2.
  28. Xu Y, Guo H, Ge G, Shu J, Liu L, Jin Q, et al. Parallel chart writing and resilience impact the narrative competence of medical staff in China: a cross-sectional study. Health Science Reports 2025;8(1):e70388. DOI:10.1002/hsr2.70388.
  29. Wagner L, Roth L. Reflective narrative exercise. MedEdPORTAL 2015;11:10238. DOI:10.15766/mep_2374-8265.10238.
  30. Winkel AF. Narrative medicine: a writing workshop curriculum for residents. MedEdPORTAL 2016;12:10493. DOI:10.15766/mep_2374-8265.10493.
  31. Kelly C, McKeage K. Study repeats findings demonstrating in-person instruction improves empathic awareness: curriculum emphasizes literary narratives, narrative reasoning, person-to person interaction, and close reading. British Journal of Occupational Therapy 2024;87(11):673–679. DOI:10.1177/03080226241265228.
  32. Daryazadeh S, Adibi P, Yamani N. The role of narrative medicine program in promoting professional ethics: perceptions of Iranian medical students. Journal of Medical Ethics and History of Medicine 2021;14:21. DOI:10.18502/jmehm.v14i21.8181.
  33. Liao HC, Wang YH. Storytelling in medical education: narrative medicine as a resource for interdisciplinary collaboration. International Journal of Environmental Research and Public Health 2020;17(4):1135. DOI:10.3390/ijerph17041135.
  34. Fox DA, Hauser JM. Exploring perception and usage of narrative medicine by physician specialty: a qualitative analysis. Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine 2021;16(1):7. DOI:10.1186/s13010-021-00106-w.
  35. Zonza M. Narrative based medicine and neonatology: an interpretative approach. Journal of Pediatric and Neonatal Individualized Medicine 2012;1(1):49–52. DOI:10.7363/010114.
  36. Xin Y, Yang HX, Zhang XW, Zhao GZ, Dai YY, Li B. Discussion on design of clinical trial scheme for doctor-patient co-construction of traditional Chinese medicine and Western medicine under concept of narrative medicine. China journal of Chinese materia medica 2020;45(5):1202–1208. DOI:10.19540/j.cnki.cjcmm.20190620.502.
  37. Cercato MC, Vari S, Maggi G, Faltyn W, Onesti CE, Baldi J, et al. Narrative medicine: a digital diary in the management of patients with bone and soft Tissue sarcoma — a multidisciplinary pilot study. Journal of clinical medicine 2023;12(23):7218. DOI:10.3390/jcm12237218.
  38. Chu SY, Wen CC, Lin CW. A qualitative study of clinical narrative competence of medical personnel. BMC Medical Education 2020;20(1):415. DOI:10.1186/s12909-020-02336-6.
  39. Sun X, Zhang Y, Shang X, Chen Y, Wu B. Current situation and influencing factors of clinical narrative competence of pediatric specialist nurses: a cross-sectional study. BMC Nurs 2025;24(1):157. DOI:10.1186/s12912-025-02791-w.
  40. Omatsu M, Tachibana H, Umeda T. Development of electronic medical recording system for clinics using the internet based on patient participation in pursuit of NBM. Nihon Hoshasen Gijutsu Gakkai Zasshi 2004;60(6):818–828. DOI:10.6009/jjrt.kj00000922483.
  41. Cercato MC. Medicina narrativa in oncologia: dalla narrazione libera alla cartella digitale narrativa. Recenti Progressi in Medicina 2018;109(6):324–327. DOI:10.1701/2932.29486.
  42. Cenci C, Mecarelli O. Digital narrative medicine for the personalization of epilepsy care pathways. Epilepsy & Behavior 2020;111:107143. DOI:10.1016/j.yebeh.2020.107143.
  43. Lyons EJ, Baranowski T, Basen-Engquist KM, Lewis ZH, Swartz MC, Jennings K, et al. Testing the effects of narrative and play on physical activity among breast cancer survivors using mobile apps: study protocol for a randomized controlled trial. BMC Cancer 2016;16:202. DOI:10.1186/s12885-016-2244-y.
  44. Digital narrative medicine. 2025. Available from: https://digitalnarrativemedicine.com/en/services/. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  45. PatientsLikeMe. 2025. Available from: https://www.patientslikeme.com/. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  46. Schwartz D, Lanphier E. The new narrative medicine: ethical implications of artificial intelligence on healthcare narratives. Monash Bioethics Review 2025. DOI:10.1007/s40592-025-00256-z.
  47. Talarico R, Cannizzo S, Lorenzoni V, Marinello D, Palla I, Pirri S, et al. RarERN path: a methodology towards the optimisation of patients’ care pathways in rare and complex diseases developed within the European Reference Networks. Orphanet Journal of Rare Diseases 2020;15(1):347. DOI:10.1186/s13023-020-01631-1.
  48. Garrino L. Conferenza di Consenso. Linee di indirizzo sull'utilizzo della medicina narrativa in ambito clinico-assistenziale per le malattie rare e cronico-degenerative. 2025. Available from: https://www.iss.it/cnmr. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  49. de Sire A, Marotta N, Drago Ferrante V, Calafiore D, Ammendolia A. Effects of multidisciplinary rehabilitation in a patient with Ehlers-Danlos and Behçet's syndromes: a paradigmatic case report according to the narrative medicine. Disability and Rehabilitation 2024;46(20):4687–4694. DOI:10.1080/09638288.2023.2283104.
  50. Simone CB. Palliative therapies in hepatocellular carcinoma, palliative care in geriatric clinics, and the introduction of narrative medicine. Annals of Palliative Medicine 2024;13(5):1309–1311. DOI:10.21037/apm-24-141.
  51. Sant’Andrea Hospital. Il primo centro di medicina narrativa a Roma. 2025. Available from: https://www.romatoday.it/attualita/sant-andrea-primo-centro-medicina-narrativa-cosa-e.html. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  52. Peking University School of Health Humanities. Center for Narrative Medicine. 2025. Available from: https://shh.bjmu.edu.cn/english/Research/affiliated/historymp_20201229150932209426/index.htm. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  53. Southern Medical University. Narrative Medicine Research Center. 2025. Available from: https://news.smu.edu.cn/info/1013/66926.htm. (Date accessed: Aug 20, 2025).
  54. Herrington ER, Parker LS. Narrative methods for assessing «quality of life» in hand transplantation: five case studies with bioethical commentary. Medicine, Health Care and Philosophy 2019;22(3):407–425. DOI: 10.1007/s11019-018-09881-4.

Дата поступления: 28.08.2025

Приложение 1

База статей по нарративной медицине


Просмотров: 19

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 11.11.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search