Подходы Всемирной организации здравоохранения по борьбе со злоупотреблением алкоголем |
01.07.2010 г. | ||||||||
УДК:613.817:614.2
Кайгородова Т.В.1, Куликов А.А.2 T.V.Kaygorodova1, A.A. Kulikov2 1 - Federal Public Health Institute, Moscow 2 - Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow
Ключевые слова: алкоголь, алкоголизм, факторы риска, политика, стратегии Key words: alcohol, alcohol abuse, risk factors, policy, strategies. Проблемы чрезмерного употребления алкоголя и связанными с ним последствиями достигли угрожающих размеров. Употребление алкоголя способствует болезням, травмам, инвалидности и преждевременной смертности больше, чем какой-либо другой фактор риска в развивающихся странах. Вредное употребление алкоголя является третьим ведущим фактором риска преждевременной смерти и инвалидности в мире. Это основная причина смерти и инвалидности в развивающихся странах с низкой смертностью, третий по значимости фактор риска после табака и кровяного давления в развитых странах и одиннадцатый - в развивающихся странах с высокими показателями смертности. По оценкам Всемирной организации здравоохранения в 2004 г. во всем мире от причин, связанных с употреблением алкоголя, умерли 2,5 млн. человек, в том числе 320000 молодых людей в возрасте 15-29 лет. В 2004 г. на вредное употребление алкоголя пришлось 3,8% всех случаев смерти в мире и 4,5% глобального бремени болезней [1]. Вредное употребление алкоголя является серьезным предотвратимым фактором риска возникновения психоневрологических нарушений и других неинфекционных болезней, таких как сердечно-сосудистые заболевания, цирроз печени и различные виды рака. Помимо ущерба для собственного здоровья злоупотребление алкоголем населения вызывает множество социальных проблем, связанных с ростом насилия, повышенным дорожным травматизмом и т.д., которые сказываются на людях, не употребляющих алкоголь, особенно из близкого окружения пьющих. Оно оборачивается издержками для здравоохранения и общества. Здравоохранительные и социальные последствия затрагивают в наибольшей степени социальные группы, находящиеся в менее благоприятном положении, и способствуют возникновению различий в состоянии здоровья между странами и внутри стран. Во многих странах растущую обеспокоенность вызывает вредное употребление алкоголя молодыми людьми и женщинами [1]. Европейский регион Всемирной организации здравоохранения[i] характеризуется самым высоким уровнем потребления алкоголя в мире, который превышает среднемировые показатели в пересчете на душу населения в два раза. В 2002 г. алкоголь являлся третьим по значимости из 27 факторов риска заболеваемости в Регионе, после гипертензии и табака, и главным фактором риска среди молодых людей. Бремя заболеваемости, связанной с алкоголем, в Регионе также превышает среднемировой уровень в два раза [2]. Алкоголь является причиной 6,5% всех смертей в Европейском регионе ВОЗ (11% смерти мужчин и 1,8% женщин), а также 1,6% от всех потерянных лет жизни вследствие инвалидности и преждевременной смертности (17,3% мужчин и 4,4% женщин) (по DALY) [3]. Показатели смертности и заболеваемости, связанной с алкоголем, значительно выше среди мужчин, чем среди женщин. Эта проблема особенно затрагивает молодых людей, и в возрастной группе 15–30 лет более одной трети бремени заболеваемости среди мужчин и около 14% бремени заболеваемости среди женщин связано с алкоголем. При этом отрицательное воздействие алкоголя, как представляется, проявляется в большей степени, в сочетании с бедностью и недостаточным питанием [2]. Хотя доля женщин в общем потреблении алкоголя в Европейском регионе составляет лишь 20–35%, этот показатель является самым высоким в мире. Частота случаев алкогольной интоксикации среди молодежи продолжает оставаться на очень высоком уровне в западных странах, и возросла до аналогичного уровня в странах Восточной Европы. Эта же тенденция вызывает озабоченность в странах Южной Европы [14]. При этом, Европейский регион ВОЗ является неоднородным по потреблению алкоголя в разных странах. Так, 15% взрослого населения Европейского Союза потребляют более 40g алкоголя в день (мужчины) и 20g в день (женщины). При этом, снижение уровня потребления алкоголя в странах Юго-Западной Европы, наблюдавшееся за последние десятилетия, как представляется, прекращается. В восточной части Европейского Региона ВОЗ общие показатели потребления алкоголя остаются на очень высоком уровне, достигнутом в середине 1990-х годов, хотя между странами имеются определенные различия. В ряде районов очень низкие уровни потребления алкоголя связаны с религиозными верованиями, однако уровень потребления среди пьющих людей является почти столь же высоким, как и в других схожих странах Региона. В ряде стран Европейского региона значительная часть общего уровня потребления приходится на долю неучтенного потребления алкоголя, что затрудняет проведение прямых сравнений между странами [3]. В отдельные исторические периоды уровни потребления алкоголя в Европе возрастали. Так было, например в 30-е годы ХХ века [1]. Период быстрого роста потребления алкоголя наблюдался с 1950 по 1980 гг., в начале 1980-х годов наступил период стабилизации. Он складывался за счет двух разнонаправленных тенденций. В 15 странах Европейского Союза в период с 1980 по 1993 гг. зарегистрированный средний уровень потребления алкоголя на душу населения снизился примерно на 18% (до 9,65 л). Тенденция к уменьшению потребления спиртного была особенно выражена в Италии, Испании и Франции (на 51%, 35% и 25% соответственно с 1980 г.). Небольшое снижение потребления алкоголя отмечалось в Исландии (с 1989 г.), Нидерландах, Норвегии, Португалии, Словакии и Швейцарии (с 1988 г.). Вместе с тем, с 1980 г. отмечался рост потребления алкоголя в Греции, Ирландии, республиках бывшей Югославии и Чехии (с 1988 по 1992 гг., но в 1993 г. потребление алкоголя стабилизировалось). С 1989 г. наблюдается резкий рост потребления алкоголя в ряде стран Центральной и Восточной Европы и СНГ (за исключением стран Центральной Азии и Кавказских республик) [17]. С другой стороны экономические факторы во многом способствуют развитию алкогольной промышленности, а тем самым, росту возможностей злоупотребления алкоголем. Алкоголь важен для национальных экономик, так как стоимость алкогольной продукции в ряде Европейских стран составляет около 2% валового внутреннего продукта. В Финляндии порядка 7-10% государственных доходов поступает от алкоголя. В странах Восточной Европы эта цифра еще больше. В целом, в Европейском Союзе в 2003 г. общая стоимость алкогольной продукции составляла около 125 биллионов евро, что равно 1,3% ВВП ЕС [3]. Третья сторона проблемы - это культурные факторы. В Европейском регионе ВОЗ наблюдаются большие различия в отношении к алкоголю и его потреблению. В ряде стран алкоголь употребляют редко. В других алкоголь является неотъемлемой частью повседневной жизни и главным героем мероприятий и торжеств. Во многих культурах алкоголь ассоциируется с отдыхом и праздничным настроением, что усиленно используется для его рекламы. В исследованиях глобального бремени болезни, проведенных Всемирной организацией здравоохранения отмечалось, что проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем существуют в большинстве стран мира. В развитых странах алкоголь занимает четвертое место среди факторов риска для здоровья и безопасности населения [1,11,12]. Алкоголизм часто ассоциируют с проблемой бедности. Однако тот факт, что потребление алкоголя выше в Европе и в странах с населением европейского образа жизни, говорит в пользу утверждения, что алкоголь не связан напрямую с бедностью. Поскольку большинство европейских стран являются относительно богатыми, прием алкогольных напитков, скорее всего, вопрос привычки и традиций большинства взрослого населения этих стран [3,12]. Вместе с тем, согласно результатам исследований, проведенных в ряде стран, негативные стереотипы потребления алкоголя (потребление в сжатые сроки большого количества напитков с высоким содержанием алкоголя), а, следовательно, распространенность связанных с ним тяжелых проблем, более характерна для людей с низким образовательным статусом или получающих относительно низкую зарплату [18]. Всемирная организация здравоохранения проводит большую работу по анализу данных об употреблении алкоголя и связанных с ним проблем, разработке глобальных и региональных исследовательских и политических инициатив в отношении алкогольных проблем, а также оказании помощи странам по разработке антиалкогольных стратегий. Важное место ВОЗ уделяет разработке политических документов, которые дают направления борьбы с чрезмерным потреблением алкоголя на глобальном, региональном и страновом уровнях. Разработке и реализации эффективных мер в государствах-членах способствовало принятие двух последовательных региональных планов действий (1992–1999 гг. и 2000–2005 гг.) [4,5], а также проведение двух конференций на уровне министров, результатом работы которых стало принятие Европейской хартии по алкоголю в 1995 г. [6] и Декларации “Молодежь и алкоголь” [7] в 2001 г. явилось важным вкладом в развитие политики здравоохранения в Регионе в целом. Европейская хартия ВОЗ по алкоголю [6] содержит 10 стратегических направлений деятельности:
На 49-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ был принят Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя на 2000-2005 гг. [5]. В 2001 г. в Стокгольме прошла Европейская конференция ВОЗ на уровне министров, принявшая Декларацию ВОЗ "Молодежь и алкоголь" [7] с конкретными задачами до 2006 г.: добиться значительного сокращения числа молодых людей, начинающих употреблять алкоголь; отодвинуть по времени возраст начала употребления алкоголя молодежью; значительно уменьшить частоту и распространенность случаев употребления алкоголя, чреватого высоким риском, среди молодежи, особенно подростков и молодых взрослых; обеспечить и/или расширить обоснованные и целесообразные альтернативы употреблению алкоголя и наркотиков и усилить обучение всех, кто работает с молодежью; усилить просвещение молодежи по вопросам, касающимся алкоголя; уменьшить давление и принуждение молодежи к употреблению алкоголя, особенно в связи с пропагандой алкоголя, бесплатным распределением, рекламированием, спонсорством и доступностью, уделяя, в частности, повышенное внимание особым, или специальным, событиям и мероприятиям; поддерживать меры и действия, направленные против незаконной продажи алкоголя; обеспечить и/или повысить доступ к службам здравоохранения и консультирования, особенно для молодых людей с алкогольными проблемами и/или у которых родители или члены семьи страдают алкогольной зависимостью. На 55-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ в сентябре 2005 г. в Бухаресте (Румыния) были приняты «Основы политики в отношении алкоголя в Европейском регионе ВОЗ» [2]. Этот документ обеспечивает основу для действий и знаменует собой новый этап, направленный на снижение вреда, наносимого алкоголем в Регионе. Основы политики в отношении алкоголя представляют собой долгосрочную стратегию для всего Региона в этой области. Они обеспечивают всестороннюю основу для реализации существующих международных правовых актов и документов ВОЗ с учетом развития ситуации, новых задач и потребностей в проведении дальнейших научных исследований. Основы политики соответствуют также другим важнейшим документам в области политики здравоохранения, включая Основы политики достижения здоровья для всех, Общую программу работы ВОЗ, Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, и Стратегию поддержки стран Регионального бюро. Основы политики объединяют конечные цели эффективной политики в отношении алкоголя, пути и средства их достижения. На глобальном уровне в 2004 и 2005 гг. Всемирная ассамблея здравоохранения рассматривала проблемы борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя и приняла соответствующие резолюции. 24 мая 2008 г. 61-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла важную резолюцию WHA61.4 о "Стратегиях сокращения вредного употребления алкоголя". В резолюции выражается глубокая озабоченность по поводу масштабов и многообразия вреда, наносимого алкоголем во всем мире, и подчеркивается необходимость срочных действий по сокращению вредного употребления алкоголя. Признавая то, что эффективные стратегии и меры, ориентированные на все население, уязвимые группы, отдельных лиц и конкретные проблемы, имеются в наличии и должны оптимально сочетаться в целях снижения вреда, связанного с алкоголем, резолюция также указывает на то, что такие стратегии и меры должны осуществляться с учетом различных национальных, религиозных и культурных особенностей. Эта резолюция призывает к разработке глобальной стратегии по сокращению вредного употребления алкоголя [8]. Глобальная Стратегия сокращения вредного употребления алкоголя была принята в мае 2010 г. на 63 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения [9]. Предусматривается, что глобальная стратегия будет содействовать развитию и обеспечит поддержку местных, региональных и глобальных действий по предупреждению и сокращению вредного употребления алкоголя. Стратегия насчитывает пять задач [10]:
В Стратегии содержатся 10 целевых направлений: 1. Лидерство, информированность и приверженность:
2. Ответные меры служб здравоохранения:
3. Действия по месту жительства:
4. Политика и контрмеры в отношении управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения:
5. Ограничение доступности алкогольных напитков:
6. Маркетинг алкогольных напитков (ограничение или запрет рекламы алкогольных напитков) 7. Ценовая политика (повышение цен на алкогольную продукцию):
8. Сокращение негативных последствий употребления спиртных напитков и алкогольной интоксикации:
9. Противодействие нелегальному производству алкогольных напитков:
10. Мониторинг и эпиднадзор:
Проблемы для общественного здравоохранения, вызванные вредным употреблением алкоголя, отличаются многоплановостью и сложностью, существенно различаясь между странами и регионами по уровням и характеру употребления алкогольных напитков, а также контексту их употребления. В зависимости от обстоятельств могут быть избраны различные стратегии и варианты элементов политики. Приоритетные направления деятельности должны быть нацелены на предупреждение вредного употребления алкогольных напитков и должны опираться на наилучшие имеющиеся фактические данные. Для того чтобы быть эффективными, стратегии и варианты элементов политики должны воздействовать на уровни, характер и контекст употребления алкоголя с помощью набора мер, охватывающих населения в целом, уязвимые группы, затронутых лиц и такие конкретные проблемы, как управление транспортными средствами в нетрезвом виде. Вредное употребление алкоголя может быть сокращено, если страны примут эффективные меры по защите своего населения. На государствах-членах лежит главная ответственность за формулирование, осуществление, мониторинг и оценку мер государственной политики по сокращению вредного употребления алкоголя. Наибольший эффект в борьбе со злоупотреблением алкоголем могут дать межсекторальные действия, разработка эффективной политики на уровне государств, связанной с ограничением рекламы, просвещением молодежи, ограничением часов и мест продажи алкоголя и др. Однако сектор здравоохранения также вносит свою весомую лепту, предоставляя эффективную медицинскую помощь лицам, страдающим алкоголизмом. Важно также организовывать службы медико-социальной помощи семьям пьющих людей. Эти службы должны быть доступными для населения, способствовать раннему выявлению алкогольной зависимости и быстрому последующему лечению. Очень важна роль профилактической работы с населением на уровне первичной медико-санитарной помощи. При этом, хотя инициативы в области политики в отношении алкоголя могут осуществляться на различных уровнях в обществе, необходимость координации стратегических направлений деятельности на национальном уровне является очевидной. Накоплен значительный объем фактических данных, указывающих на то, что повышение цен на спиртные напитки способствует снижению уровня потребления алкоголя и остроты связанных с ним проблем. В большинстве стран, в особенности в странах с низкими ставками налога на спиртные напитки, повышение цен на них путем увеличения налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений в государственный бюджет и сокращению государственных расходов, связанных с ущербом, наносимым потреблением алкоголя. Повышение цен, равно как и другие меры борьбы с алкоголем, в разных странах могут приводить к разным результатам, в зависимости от таких факторов, как культура потребления алкоголя в стране и уровень общественной поддержки строгих мер борьбы с ним. Однако влияние повышения цен на снижение ущерба, связанного с алкоголем, очевидно, и введение этой меры не требует значительных затрат, что делает ее экономически целесообразной [11, 13, 19]. Кроме того, эффективными мерами борьбы являются более строгое регулирование потребления алкоголя, в особенности путем введения возрастного ценза на покупку спиртных напитков, установления государственной монополии на розничную торговлю и введения ограничений на торговлю спиртными напитками по времени и по количеству торговых точек. Широта охвата населения указанными мерами и относительно невысокие затраты, связанные с их введением, позволяют сделать вывод, что все эти меры являются экономически целесообразными [11,13,19]. Высокоэффективным также считается большинство мер, направленных на борьбу с вождением транспортных средств в нетрезвом виде: пункты контроля на трезвость, выборочная проверка “на выдох”, снижение уровня допустимой концентрации алкоголя в крови, временное лишение водительских прав, системы градации водительских удостоверений для начинающих водителей, а также меры краткосрочного вмешательства в случаях опасного пьянства. Эффективность этих мер, направленных на борьбу с вождением в нетрезвом виде, подтверждена результатами многочисленных исследований. Таким образом, указанные меры применимы в большинстве стран, не требуют значительных затрат и обеспечивают получение устойчивых результатов [11,13,19]. Стратегиями, обеспечивающими определенный эффект при относительно невысоких затратах, являются введение ответственности питейных заведений и соблюдение установленных в них требований в сочетании с мобилизацией общественности. Однако они не затрагивают проблемы распития спиртных напитков вне их стен. Обучение персонала питейных заведений правилам ответственной торговли спиртными напитками имеет мало шансов на успех, если оно не будет подкреплено угрозой лишения лицензий тех из них, которые продолжают обслуживать несовершеннолетних лиц и посетителей, находящихся в состоянии опьянения [11,13,19]. Если рассматривать проблему пьянства среди молодежи как отдельный аспект политики борьбы с алкоголем, то наиболее эффективной мерой непосредственного вмешательства является поднятие установленного законом возрастного ценза для приобретения или продажи алкогольных напитков. Разработан целый ряд методик по проведению просветительной работы в целях снижения потребления алкоголя. Несмотря на то, что их популярность возрастает, полученные доказательства эффективности этих мер немногочисленны. Аналогичным образом, результаты проводимых в настоящее время исследований показывают, что использование рекламы или запрета на рекламу также дает ограниченный эффект [11,13,14]. Сознавая важность проблемы злоупотребления алкоголем во всем мире, Всемирная организация здравоохранения придает большое значение непрерывному мониторингу потребления алкоголя и оказывает техническую поддержку странам по решению проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем. Важной задачей в этом направлении является стимулирование сбора данных по эпидемиологии употребления алкоголя и выявление недостатков в знаниях по этому вопросу, особенно в развивающихся странах с целью обеспечения их необходимой информацией. Мониторинг подразумевает отслеживание ситуации с потреблением алкоголя и выявления тенденций, связанных с вредом от злоупотребления им, а также формирование политических решений по борьбе с алкоголизмом в разных странах [15,16]. С этой целью ВОЗ создала в 1997 г. Глобальную информационную систему по алкоголю и здоровью. Эта система обеспечивает быстрый и несложный доступ к индикаторам, которые используются для оценки ситуации, связанной со злоупотреблением алкоголем. Также в этой системе имеется методический инструментарий по мониторингу и оценке ситуации и вреда, связанного с алкоголем. Доступ в систему открыт в Интернете на сайте ВОЗ: http://apps.who.int/globalatlas/default.asp На сайте Европейского регионального бюро ВОЗ создана Европейская база по алкоголю - http://data.euro.who.int/alcohol. Она содержит информацию по стратегиям в отношении алкоголя в государствах-членах и обеспечивает доступ к имеющимся в Европейской базе данных “Здоровье для всех” данным по потреблению алкоголя и связанным с этим последствиям. Информация предназначена для лиц, принимающих решения, руководителей программ профилактики и контроля, специалистов, а также для персонала, участвующего в реализации программ профилактики алкоголизма. Используя эту информацию, лица, принимающие решения, смогут критически оценить собственную антиалкогольную политику в свете опыта других стран и использовать полученную информацию для улучшения национальных антиалкогольных программ. Подводя итог, можно сказать, что Глобальная стратегия ВОЗ по сокращению вредного употребления алкоголя, принятая Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2010 г. и другие политические документы ВОЗ по этой проблеме, могут оказать существенную помощь представителям законодательной и исполнительной власти для принятия эффективной алкогольной политики в Российской Федерации. Список литературы
[i] В Европейский регион ВОЗ помимо стран Европы входят также страны СНГ, включая страны Центральной Азии, а также государство Израиль. Такое положение объясняется историческими причинами. Просмотров: 28458
Добавить комментарий
|
||||||||
Последнее обновление ( 08.07.2010 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|