О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Медико-гигиенические аспекты профилактики правонарушений в образовательном учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантными формами поведения Печать
05.07.2010 г.

УДК 614.2(364):[613.955:613.96]

Гудинова Ж.В., Толькова Е.И.
Омская государственная медицинская академия, г. Омск

Medical and sanitary aspects of preventive measures against law violations in closed-type educational institution for children and adolescents with deviant behavior patterns
Gudinova Zh.V. , Tolkova E. I.

Omsk State Medical Academy, Omsk

В статье приведены результаты исследования, имеющего своей целью обоснование медицинских и гигиенических аспектов реабилитации юных правонарушителей в образовательном учреждении закрытого типа. Установлено несовершенство гигиенической нормативной базы – отсутствие санитарных норм и правил по устройству учреждений подобного типа; выявлено существенно худшее здоровье среди юных правонарушителей, выделена группа риска возможного рецидива преступления; качество медицинского обеспечения признано низким. Предложен проект нормативного документа по организации условий и реабилитации детей и подростков с девиантными формами поведением в образовательном учреждении закрытого типа. This paper presents the research data that was made to determine medical and hygienic aspects of rehabilitation of young transgressors in a closed-type educational institution. It was determined that hygienic regulatory system has its shortcomings, such as lack of sanitary standards and rules of construction of such institutions, the state of health of young transgressors is relatively poor, the risk group of possible repetition of offenses is allocated out; the quality of medical maintenance is poor. The draft of regulatory document on organization of conditions and rehabilitation of children and adolescents with deviant behavior patterns in closed-type educational institutionis proposed.

Ключевые слова: подростки, правонарушители, девиантные формы поведения, здоровье, реабилитация, профилактика, образовательное учреждение закрытого типа.

Key words: adolescents, transgressors, deviant behavior patterns, health, rehabilitation, preventive measures, closed-type educational institution.

Введение.

Рост преступности в современной России вызывает обоснованную тревогу не только у специалистов, но и у широкой общественности. Еще важнее то, что преступность значительно помолодела. Около 20 тысяч несовершеннолетних правонарушителей в России получают наказание в виде лишения свободы и по решению суда направляются в Федеральные государственные специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (школы и училища) [5].

Одним из направлений научной работы омской школы гигиенистов в последние годы является обоснование медико-гигиенических аспектов профилактики нарушений здоровья детей и подростков, попавших в т.н. трудную жизненную ситуацию – детей-инвалидов.

Согласно положениям федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г., юные правонарушители относятся к группе, находящихся в социально опасном положении, в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.

В этом определении явно прослеживается «поле деятельности» не только для медиков, включенных законом в систему ведомств, осуществляющих профилактику детской преступности[i], но и для гигиенистов, поскольку среда (или обстановка) является предметом изучения гигиены, в данном случае – психогигиены. С этих позиций – уточнения медико-гигиенических аспектов многоуровневой профилактики подростковой преступности – было организовано настоящее исследование.

Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось на базе учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (г. Омск). Обследованы все подростки, находившиеся на момент исследования в учреждении не менее года. Их число составило 58 человек, все – юноши в возрасте от 13 до 17 лет. В качестве контроля по методу копия-пара отобраны 58 подростков того же возраста и пола из общеобразовательной школы г. Омска.

Для оценки условий содержания воспитанников образовательного учреждения закрытого типа использован метод санитарного описания с предварительным анализом нормативной базы и учредительных документов. В качестве материалов использованы протоколы лабораторно-инструментальных измерений Центра гигиены и эпидемиологии в Омской области.

Здоровье детей и подростков изучалось по медицинской документации учреждения и собственных исследований нервно-психического здоровья и жалоб на ряд заболеваний с помощью анкет, предложенных Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН [3][ii]. В ходе оценки нервно-психического здоровья подростков были исследованы их склонность к отклоняющемуся поведению, уровень стресса и событий, его определяющих. Была также проведена оценка медицинского обеспечения воспитанников.

Для определения склонности к отклоняющемуся поведению использовалась методика, предложенная А.Н. Орлом. Это стандартизированный тест-опросник, предназначенный для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения, предполагает учет и коррекцию установки на социально-желательные ответы испытуемых [11]. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения, включает шесть содержательных и одну служебную шкалы. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. Ответы выражаются в баллах.

Для определения уровня стресса и событий, его определяющих, применена анкета «Социальные факторы и стресс» [1]. Методика предполагает получение оценки уровня стресса на основании наличия или отсутствия особых событий в жизни ребенка за последний год. По результатам предварительного исследования авторы пришли к выводу о необходимости модификации предложенной анкеты для определения уровня стресса с учетом специфики обследуемого контингента. Из опросника исключены такие события как «беременность подростка» (в учреждениях закрытого типа находятся подростки мужского пола), «беременность незамужней сестры-подростка», «мать начинает работать», «известие о том, что ребенок приемный», «врожденное уродство», «поступление в первый класс или старшую школу». Включены события «побои родственниками или ровесниками» и «унижения со стороны родственников или ровесников»; заменено «возникновение какого-либо уродства» на «появление какого-либо тяжелого заболевания». Оценка стресса в баллах двух предложенных факторов была дана на основании информационного поиска и экспертной оценки педагогов и психологов. Фактору «побои родственниками или ровесниками» была присвоена оценка в 70 баллов, а «унижениям со стороны родственников или ровесников» – 83 балла. Обычный уровень стресса – 70 баллов включительно; от 70 до 300 – повышенный уровень; свыше 300 – высокий уровень стресса.

Статистическая обработка результатов проводилась в Мicrosoft Ехсеl, Statistica 6.0 и включала описательную статистику, методы сравнения различий с расчетом критериев U – Манна-Уитни и хи-квадрат (χ2). В целях выделения групп риска детей по совокупности нервно-психического здоровья проведена многомерная классификация методом кластерного анализа. Уровень значимости различий между признаками был принят как р < 0,05.

Результаты и их обсуждение. В ходе анализа учредительных документов учреждения установлено, что в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, сроком до трех лет. Особенность условий этого учреждения направлена исключительно на ограничение их свободы и обеспечение безопасности [4]. То есть то, что является незыблемым для медиков – направленность на сохранение и укрепление здоровья, создание условий для оптимального роста и развития, физического воспитания, питания, трудового обучения – остается без необходимого внимания. При этом, основной целью работы данного учреждения, согласно учредительным документам является психологическая, медицинская и социальная реабилитация детей и подростков с девиантным поведением.

Поскольку речь идет об условиях среды, в организации работы учреждения закрытого типа, как и для любого учреждения для детей и подростков, необходимо участие гигиенистов и специалистов санитарно-эпидемиологического надзора. Однако в ходе разработки методических подходов к гигиенической оценке здоровья подростков данного контингента первое, что было установлено, – это отсутствие санитарных норм и правил по обеспечению оптимальных условий пребывания детей и подростков в подобного рода учреждениях, что, безусловно, существенно затрудняет проведение гигиенической оценки процесса реабилитации юных правонарушителей. В настоящее время разработаны и действуют несколько нормативных актов, которые, ввиду общности физиолого-гигиенических подходов к нормированию факторов среды подростков разных контингентов могут быть использованы для оценки санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений закрытого типа: СП 2.4.990 – 00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»; СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.2.1/21.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». СанПиН 2.2.2/2.4.1340 – 03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; СанПиН СанПиН.4.4.1251 – 03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)»; СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Применив в ходе обследования указанные документы, в данном учреждении были выявлены следующие нарушения гигиенических требований к организации условий среды: недостаточные площадь и набор помещений, в частности площадь спален, отсутствие кабинета психотерапии, один изолятор вместо двух, отсутствие санитарного узла в нем, отмечена переполняемость взводов. Не созданы оптимальные условия для зрительной работы. Мебель в учебных кабинетах и в «взводных» комнатах, где проводятся занятия по самоподготовке, не соответствует анатомо-функциональным особенностям детей. Расписание составлено нерационально, без учета динамики работоспособности. Отмечается привлечение воспитанников к уборке мест общего пользования (лестничных площадок, пролетов, коридоров), что опасно в противоэпидемическом отношении, выявлен ряд нарушений на пищеблоке. То есть, в учреждении не созданы необходимые гигиенические условия для реабилитации, обучения, оптимального роста и развития, а также круглосуточного длительного (до трех лет) пребывания детей и подростков от 11 до 18 лет, что создает предпосылки для развития ряда заболеваний, снижения умственной и физической работоспособности, создает повод к возникновению травм, угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подростков в данном учреждении.

В ходе оценки медицинского обеспечения и здоровья юных правонарушителей установлен ряд нарушений: учетная и отчетная медицинская документация не соответствует государственным образцам. Форму 26/у -2000 не имеет ни один подросток, учет здоровья каждого воспитанника фиксируется в медицинских картах произвольной формы. Со слов медицинского персонала учреждения, не заполняется ни одна отчетная форма Федеральной службы статистики, а именно – 12 – «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения», 31 – «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам», 54 – «Отчет врача детского дома, школы-интерната о лечебно-профилактической помощи воспитанникам», которые могли быть информативными для данного типа образовательных учреждений. Таким образом, этот контингент не учитывается официальной статистикой, при том, что дети в данном учреждении могут находиться в течение трех лет. Они остаются неохваченными вниманием территориальных органов здравоохранения, хотя основной из задач, согласно Устава данного учреждения, является медицинская реабилитация, а воспитанники этого учреждения имеют низкий уровень здоровья.

В ходе оценки нервно-психического здоровья в сравнении с контрольной группой среди юных правонарушителей выявлено большее количество жалоб и симптомов нарушений вегетативной нервной системы (χ2=28,93; p=0,000…), органов пищеварения (χ2=34,37; p=0,000…), органов дыхания (χ2=19,86; p=0,000…), глаз и его придаточного аппарата (χ2=4,39; p=0,036), кожи и подкожной клетчатки (χ2=4,13; p=0,042). Примечательно то, что отсутствие жалоб не зарегистрировано ни у одного из подростков учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. В этой связи вызывает сомнение то, что на момент поступления в учреждение по результатам медицинского осмотра четверть детей были здоровы и, более того, не имели в анамнезе перенесенных заболеваний (15 из 58 человек).

Выявлено существенное отличие структуры заболеваемости от таковой других контингентов детей. Так, во всех других коллективах обычно на первом месте фиксируются болезни органов дыхания (в том числе ОРВИ, грипп, пневмония), а в данном коллективе они занимают лишь второе место (33 из 110 подростков), а на первом месте психические расстройства и расстройства поведения.

Весьма важным мы считаем то, что на момент обследования было два ребенка-инвалида по классу врожденных пороков развития. Известно, что каждый инвалид в нашей стране должен иметь индивидуальную программу реабилитации установленного образца (этот документ разрабатывается специалистами территориальных органов медико-социальной экспертизы и реабилитации) [1]. В медицинском кабинете этих документов, среди медицинской документации нет, что позволяет оценить качество реабилитации как неудовлетворительное. Таким образом, качество медицинского обеспечения подростков следует признать низким.

В результате исследований нервно-психического здоровья детей и подростков установлен ряд фактов. Во-первых, симптомы нарушения нервно-психического здоровья в разной степени выраженности выявлены у всех без исключения подростков обеих групп. Во-вторых, нервно-психическое здоровье юных правонарушителей хуже, чем в контроле. Значимые превышения между группами установлены по характеристикам нарушений вегетативной нервной системы (U=685,5; p=0,000), обсессивно-фобическим расстройствам (U=892,0; p=0,000), церебрастеническим расстройствам (U=1287,5; p=0,029). В-третьих, по характеристикам депрессивных и астенических расстройств значимые различия между группами не обнаружены. Таким образом, в группе правонарушителей установлен более низкий уровень нервно-психического здоровья, чем в контроле. Здоровых, в отношении нервно-психического компонента, подростков не обнаружено ни в основной, ни в контрольной группах.

Для выделения группы риска среди подростков по показателям нервно-психического здоровья была проведена многомерная классификация методом кластерного анализа всех 116 детей обеих групп. Классификация проведена по всем пяти характеристикам нервно-психического здоровья. В результате совокупность четко разделилась на три класса (p=0,000…) (рис.1).

Рис. 1
Рис.1. Результаты классификации подростков основной и контрольной группы по характеристикам нервно-психического здоровья, стандартизованные значения количества симптомов. Обозначения симптомов: 1 – нарушения вегетативной нервной системы, 2 – обсессивно-фобические расстройства. 3 – астенические расстройства, 4 – депрессивные расстройства, 5 – церебрастенические расстройства; p – уровень значимости различий между классами.

Первый класс составили подростки с наибольшим количеством симптомов по всем пяти характеристикам, что позволяет нам считать его группой риска по нервно-психическому здоровью. Этот самый неблагополучный класс составили в большей степени подростки из группы правонарушителей (23 человека) и в меньшей степени из контрольной группы (6 человек) (χ2=13,43; p=0,000…). Нарушения средней степени выраженности отмечены у детей второго класса. Примечательно, что в него вошли дети из основной и контрольной групп (соответственно 30 и 34, при несущественных различиях). Наилучшие показатели нервно-психического здоровья имеют всего 23 ребенка из 116 обследованных. Они составили третий – наиболее благополучный класс – с минимальным количеством симптомов по всем пяти характеристикам. Важно то, что в наибольшей степени этот класс составили дети из общеобразовательной школы (18 человек) и в меньшей юные правонарушители (5 человек) (χ2=9,17; p=0,003). Таким образом, проведенная классификация позволила, во-первых, подтвердить значимые различия между группами, диагностировать худшее нервно-психическое здоровье среди юных правонарушителей, что влечет за собой вывод о необходимости коррекции нервно-психического здоровья в условиях закрытого образовательного учреждения. Во-вторых, выделены группы детей, нуждающихся в первоочередных реабилитационных мероприятиях (первый класс – 23 подростка из основной и 6 из контрольной группы). Заслуживает внимания группа из пяти юных правонарушителей в третьем классе – с более благополучным нервно-психическим здоровьем. Очевидно в отношении этой группы первостепенно влияние среды, ближайшего окружения (семьи, друзей); следует предположить, что отсутствие изменений этого окружения может привести к рецидивам правонарушений, и поэтому в целях профилактики следует проводить мероприятия по его изменению. В третьих, по результатам классификации выделены не только группы риска возможного рецидива среди правонарушителей, но, что особенно важно, возможного появления среди контрольной группы преступных форм поведения. Установлено разное сочетание вклада нервно-психического здоровья и внешних средовых влияний у разных подростков и правонарушителей, и, соответственно, разные направления профилактики.

В результате проведения оценки уровня стресса и выявления факторов, его определяющих, установлено, что практически все подростки (54 из 58) основной группы имеют высокий уровень стресса, более 300 баллов, при том, что в контрольной группе таких подростков всего двое (χ2=93,35; p=0,000…). Четверо других детей в основной группе имеют повышенный уровень стресса, в контрольной группе повышенный уровень стресса – у тридцати одного подростка (χ2=29,83; p=0,000…). Таким образом, детей с обычным уровнем стресса в закрытом образовательном учреждении нет, а в общеобразовательном их почти половина от числа обследованных.

Исследование показало, что подростки с девиантными формами поведения испытывали существенно большее влияние стрессирующих факторов, имея в своей жизни больше негативных и даже трагических событий, нежели их сверстники из общеобразовательной школы. Так, около 70% подростков основной группы перенесли смерть бабушек и дедушек. Такое же событие в своей жизни отметили лишь 14 % подростков из контрольной группы. Трагическое событие – «смерть одного из родителей» пережили более половины (57%) юных правонарушителей, так же, как и «разлуку родителей», «употребление наркотиков или алкоголя», «увеличение ссор между родителями», «рождение брата или сестры», «госпитализацию брата и сестры», разрыв с другом или подругой». Из этого следует, что необходимо обращать внимание на детей, перенесших такие события – в том числе и в плане профилактики преступности.

Для проверки влияния факторов, определяющих уровень стресса на нервно-психическое здоровье, был проведен корреляционный анализ Спирмена. В результате были выявлены прямые связи между количеством симптомов нарушений нервно-психического здоровья и событиями, произошедшими в жизни подростков. В основной группе выявлены связи, между астеническими расстройствами и изменениями отношений с ровесниками (rs = 0,27, р = 0,033), в контрольной группе – депрессивными расстройствами и употреблением наркотиков или алкоголя (rs = 0,31, р = 0,042), астеническими расстройствами и смертью одного из родителей (rs = 0,30, р = 0,019), обсессивно-фобическими расстройствами и употреблением наркотиков или алкоголя (rs = 0,29, р = 0,023). На основании приведенных результатов можно предположить определенное влияние этих событий на здоровье детей, как в основной, так и в контрольной группах.

В результате оценки склонности к отклоняющемуся поведению установлены значимые различия между группами по шкале 4 – склонность к агрессии и насилию, причем к агрессии и насилию склонно большее количество подростков из группы «благополучных» по сравнению с таковым среди малолетних правонарушителей (соответственно, 15 и 4, χ2=7,62; p=0,006). Очевидно, эта склонность нивелируется в повседневной жизни наличием более выраженного волевого контроля у подростков контрольной группы, о чем свидетельствуют результаты по шкале 5 (χ2=7,62; p=0,058). Не менее примечательным является отсутствие значимых различий между группами по остальным шкалам, которое означает определенную готовность пока «благополучных» подростков совершить преступление. Так, более склонны к преодолению норм и правил, о чем свидетельствует шкала 1, подростки контрольной группы – обучающиеся в общеобразовательной школе (в основной группе их 21, а в контрольной – 31, р>0,05). Выраженные стремления к преодолению норм и правил, к отрицанию общепринятых ценностей, образцов поведения можно объяснить возрастными особенностями подростков. Мы склонны эти результаты трактовать положительно, как основу для успешного личностного и социального развития. Вместе с тем, подростки из обеих групп практически в равной мере склонны вредить себе, о чем свидетельствуют результаты по исследованию склонности к аддиктивному поведению[iii] (шкала 2, 25 и 24 подростка), к самоповреждающему и саморазрушаемому поведению (шкала 3, 24 и 26 подростка). И самым главным, на наш взгляд, является то, что респонденты из обеих групп в равной степени имеют склонность к делинквентному (преступному) поведению (шкала 6). В основной группе таких подростков 31, а в контрольной 25, при несущественных различиях.

Таким образом, по итогам проведенного исследования и с учетом результатов классификации по нервно-психическому здоровью можно допустить готовность пока «благополучных» подростков к совершению преступления. Это предполагает необходимость, во-первых, дальнейших исследований в этом направлении, а во-вторых, осуществление своевременной диагностики отклоняющихся форм поведения с использованием данной методики среди подростков общеобразовательных школ с последующей психологической и социальной коррекцией, что будет способствовать, на наш взгляд, профилактике подростковой преступности. Подростки, имеющие склонность к отклоняющемуся поведению, не всегда его демонстрируют – они учатся в обычной школе, ведут обычный образ жизни, поэтому следует согласиться с мнением тех ученых, которые свидетельствуют о превалирующей роли факторов среды, ближайшего окружения в данном случае. Следует остановиться еще на одном важном моменте. Кроме того, согласно полученным результатам, пропаганда отказа от курения и других вредных привычек в определенной группе подростков будет совершенно неэффективной без изменения психологических механизмов взаимодействия с реальностью. Наличие выраженной склонности к аддиктивному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, установленное в нашем исследовании, предполагает необходимость выявления психологом подростков с подобными склонностями в процессе пропаганды здорового образа жизни.

На основании выше изложенного можно сделать выводы о том, что в данном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением проводится недостаточная работа по реабилитации, медицинскому и санитарно-эпидемиологическому обеспечению этого специфического контингента. В группе правонарушителей установлен более низкий уровень здоровья, чем в контроле. Подростки закрытого образовательного учреждения (основная группа) имеют более высокий уровень стресса, чем в контроле, детей с обычным уровнем стресса в данном учреждении нет, вместе с тем много детей с повышенным уровнем стресса и в контрольной группе. Существуют связи между наличием симптомов нарушений нервно-психического здоровья и значимых событий, произошедших в жизни подростков. Качество медицинского обеспечения подростков следует признать низким. В учреждении не созданы необходимые условия для обучения, оптимального роста и развития, а также круглосуточного длительного пребывания. Таким образом, профилактика рецидивов правонарушений представляется нам несовершенной, из чего следует необходимость разработки нормативного документа по организации условий и реабилитации в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия. С этой точки зрения подростки с отклоняющимся поведением не могут считаться здоровыми, поскольку социально дезадаптированы, не благополучны. Можно утверждать, что такие подростки – это своего рода социальные «инвалиды». Так что вполне оправдано, на наш взгляд, распространение некоторых форм и методов реабилитации инвалидов на когорту малолетних правонарушителей. Представляется, в частности, целесообразной разработка для каждого из них индивидуальной программы реабилитации, включающей пять основных разделов – медицинскую, социальную, психологическую, педагогическую и профессиональную. Медицинская реабилитация, в свою очередь, должна основываться на всесторонней оценке психоневрологического статуса, поскольку несвоевременно выявленные отклонения психического здоровья ведут к разным формам девиантного поведения.

На основании проведенных исследований, систему профилактики, представленную в ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», мы предлагаем дополнить рядом медицинских и гигиенических мер. Проект санитарных норм и правил представлен в таблице 1.

Таблица 1

Рекомендуемые нормативные документы для оценки условий содержания, обучения, медицинского обеспечения воспитанников образовательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантными формами поведения

Разделы деятельности Нормативный документ * Пункт
1 Участок СП 2.4.990-00 2.1
2 Здание СП 2.4.990-00 СанПиН 2.4.1201-03 2.22.6 2.2.2
3 Требования к помещениям и оборудованию · Школа · Жилые помещения · Административно-хозяйственные и вспомогательные помещения СанПиН 2.4.2.1178-02 СП 2.4.990-00 СанПиН 2.4.1201-03 2.4 2.4.9 2.2.11
4 Комплектование взводов с учетом возраста СанПиН 2.4.1201-03 1.8
5 Внутренняя отделка помещений и оборудования СП 2.4.990-00 2.3
6 Режим дня СП 2.4.990-00 СанПиН 2.4.1201-03 2.8 2.8.5;2.8.21; 2.8.22
Режим образовательного процесса СанПиН 2.4.2.1178-02 2.9
7 Размеры столярных и слесарных инструментов СанПиН.4.4.1251 – 03 Приложение 1
8 Компьютерные классы СанПиН 2.2.2/2.4.1340 – 03  
9 Организация физического воспитания СП 2.4.990-00 2.10
10 Организация медицинского обслуживания СанПиН 2.2.1/21.1.1278-03 СП 2.4.990-00 2.10 2.14
11 Состав и площади медицинских помещений СанПиН 2.4.1201-03 2.2.9
12 Организация питания Оборудование пищеблока и технология приготовления пищи СанПиН 2.4.1201-03 3,4
13 Естественное и искусственное освещение: · Школа · Компьютерный класс · Административные и др. помещения СанПиН 2.4.2.1178-02 СанПиН 2.2.2/2.4.1340 – 03 СанПиН 2.2.1/21.1.1278-03  
14 Воздушно-тепловой режим: · Школы · Жилых помещений СанПиН 2.4.2.1178-02 СП 2.4.990-00 2.5 2.6
15 Организация медицинской профессиональной ориентации СП 2.4.990-00 2.9
16 Водоснабжение и канализация СП 2.4.990-00 2.7
17 Противоэпидемические мероприятия: · санитарное содержание участка, помещений и дезинфекционные мероприятия СанПиН 2.4.1201-03 5
· профилактика контагиозных гельминтозов СанПиН 2.4.1201-03 6
· мероприятия по борьбе с синантропными нелетающими насекомыми СП 2.4.990-00 Приложение 11
· мероприятия по борьбе с мухами СП 2.4.990-00 Приложение 12
· профилактика чесотки СП 2.4.990-00 Приложение 13
· мероприятия по борьбе со вшами СП 2.4.990-00 Приложение 14
· мероприятия проводимые медицинским персоналом СанПиН 2.4.1201-03 7
22 Обязанности руководителя учреждения и медицинского персонала СанПиН 2.4.1201-03 8
* - полное наименование СанПиН в тексте

В целях выявления детей с нервно-психическими нарушениями следует ввести в систему медицинских осмотров детей и подростков образовательных учреждений диагностику нервно-психического здоровья, склонности к отклоняющемуся поведению, уровня стресса и факторов его определяющих. В разделе медицинское обеспечение предлагаемого документа в образовательном учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантными формами поведения предлагается разработка ряда вкладышей к «Медицинской карте …» (ф. 26/у-2000):

  1. анкета для учащихся по оценке соматического здоровья;
  2. анкета экспресс-диагностики нервно-психического здоровья;
  3. опросник оценки склонности к отклоняющемуся поведению;
  4. анкета определения уровня стресса и событий, его определяющих (модифицированная авторами.);
  5. карта семьи подростка с девиантными формами поведения;
  6. индивидуальная программа реабилитации (ИПР) подростка с девиантными формами поведения.

В целях коррекции выявленных нарушений нервно-психического здоровья у детей и подростков следует проводить консультации и при необходимости курс лечения у психоневролога; при наличии склонности к отклоняющемуся поведению и повышенного или высокого уровня стресса привлекать школьного психолога и социального педагога.

Индивидуальная программа реабилитации подростка с девиантными формами поведения должна включать следующие разделы:

  • медико-социальный эпикриз (Ф.И.О.; дата рождения; место жительства, при отсутствии места жительства указывается место пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации (указываемое подчеркнуть); контактный телефон; место работы, учебы; клинический диагноз (шифр по МКБ -10); общее образование: не имеет, начальное общее, основное общее, среднее общее (нужное подчеркнуть); уровень общеобразовательной подготовки; профессиональное образование: не имеет, начальное, среднее, (нужное подчеркнуть); основная профессия (специальность); рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда; перечень специалистов для организации реабилитационной деятельности; участие в работе учреждений дополнительного образования;
  • меры по медицинской реабилитации (восстановительная терапия, диспансерное наблюдение невропатолога, стационарное лечение в специализированном отделении, санаторно-курортное лечение, лекарственное обеспечение, реабилитация средствами физической культуры и спорта);
  • меры по социальной реабилитации (информирование и консультирование по вопросам реабилитации, оказание юридической помощи, социально-психологический, медико-социальный и социально-культурный патронаж семьи, имеющей подростка с девиантными формами поведения, адаптационное обучение для осуществления общественной деятельности, социокультурная реабилитация, реабилитация средствами физической культуры и спорта);
  • меры по психологической реабилитации (психологическая реабилитация должна проводиться по двум направлениям: 1) психопрофилактика и психогигиена и 2) психологическое консультирование. Психопрофилактика и психогигиена включает в себя следующие мероприятия: обучение несовершеннолетнего приемам навыка управления саморегуляции эмоционально-волевых состояний; индивидуальные беседы по сохранению нервно-психического здоровья; формирование практического навыка управления стрессом; профилактика зависимостей (никотиновой, алкогольной, наркотической и т.д.); психологическое консультирование: снятие психологического напряжения; содействие в решении сложных личностных проблем; коррекция дезадаптивного поведения; разбор кризисных ситуаций, оказание помощи в создании жизненной стратегии; формирование практического навыка общения в нормативной социальной среде);
  • меры по педагогической реабилитации (представляют собой формирование мотивации к обучению, ликвидацию педагогической запущенности, повышение грамотности, формирование поведения соответствующего нормам и традициям установленным в обществе, умения выбора законных средств для достижения целей);
  • меры по профессиональной реабилитации заключаются в формировании мотивации к трудовой деятельности, профессиональной ориентация, профессиональном обучении, содействии в рациональном трудоустройстве. Профессиональной реабилитации в случае наличия факта инвалидности воспитанника и в отсутствие ИПР ребенка-инвалида в сопроводительных документах при его поступлении специалистами органов медико-социальной экспертизы по месту учреждения должна быть разработана ИПР ребенка-инвалида государственного образца.

Список литературы

  1. Ш. Левис, Ш. К. Левис. Ребенок и стресс. СПб. : Питер, 1996. – 208 с.
  2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Приказы. Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реаблитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации: приказ от 04.08.2008, № 379н // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 15, ст. 1550.
  3. Баранов А.А., Кучма Р.В., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. М., 2006. - 502 с.
  4. Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26, ст. 3177.
  5. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 505 с.
  6. СП 2.4.990-00 Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. 01.11.2000 // Гарант : справочная правовая система. - М., 2010.
  7. СанПиН 2.4.1201-03 Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Гарант : справочная правовая система. - М., 2010.
  8. СанПиН 2.4.3.1186-03 Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.sinergi.ru/DswMedia/…
  9. СанПиН 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях // Гарант: справочная правовая система. - М., 2010.
  10. СанПиН 2.2.1/21.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdrav.spb.ru/epid/doc/MetRec_PC.doc
  11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. - 490 с.
  12. Халафян А. А. STASTICA 6. Статистический анализ данных:. М.: "Бином-Пресс", 2007. – 512 с.
[i] В систему ведомств, осуществляющих профилактику детской преступности входят[i]: органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

[ii] Анкета по изучению соматического здоровья. Результаты изучения в данной публикации не приведены ввиду ограничения ее объема. Здоровье юных правонарушителей существенно хуже, чем в контрольной группе.

[iii] Аддиктивное поведение – наличие пагубных привычек (курение, алкоголь, наркотики), «сенсорной» жажды; саморазрушающее поведение – агрессия, направленная на себя [11].


Просмотров: 26808

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 12.07.2010 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search